Об изменении существенных условий служебного контракта

Вопрос

ответ на следующий вопрос:В государственном органе (гос служба субъекта РФ) возникла необходимость изменения двух служебных контрактов гос служащих, а именно: из одного регламента часть должностных обязанностей перенести в другой, и наоборот.Подскажите, какими способами это возможно сделать? Какова процедура?

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, обязанности гражданского служащего и должностной регламент относятся к существенным условиям служебного контракта, изменение которых допускается только по письменному соглашению сторон.

Согласно ст. 29 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

Таким образом, с согласия гражданских служащих Вы можете внести изменения в их служебные контракты сразу, подписав с сотрудниками дополнительные соглашения. Также необходимо внести изменения в должностные инструкции по соответствующим должностям, и ознакомить сотрудников с этими изменениями под подпись.

Кроме того, необходимо оформить изменение должностного регламента. Порядок внесения таких изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления дополнительного соглашения к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть приказ руководителя государственного органа.

Мы рекомендуем почитать о Испытательном сроке контрактников материал по этой ссылке.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

Если служащие не согласны на изменение должностного регламента, внести изменения в служебные контракты по инициативе работодателя можно только в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности. В этом случае гражданского служащего нужно уведомить о предстоящих изменениях не менее чем за два месяца. В случае отказа служащего от изменения служебного контракта по истечении двухмесячного срока предупреждения его нужно уволить по п. 3 ст. 29 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

По вопросу о выплате выходного пособия при увольнении по данному основанию единого мнения нет. На практике по нему сложились две противоположные точки зрения, использование каждой из которых имеет свои риски.

Первая позиция сводится к тому, что госслужащему, увольняемому по основаниям, предусмотренным Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, нужно выплатить выходное пособие или компенсацию, выплата которых предусмотрена не указанным Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а иными нормами трудового законодательства, например Трудовым кодексом РФ, для аналогичных оснований увольнения.

В части, не урегулированной Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, к государственным служащим применяют иные нормы трудового законодательства (ст. 73 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Поэтому, используя аналогию закона, увольняемому госслужащему работодатель обязан выплатить выходное пособие или компенсацию, которую в аналогичных случаях выплачивают в соответствии с трудовым законодательством.

В то же время существует и другая позиция: увольняемым госслужащим не следует выплачивать выходные пособия или компенсации, которые напрямую не предусмотрены Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Судебная практика по данному вопросу противоречива.

В условиях отсутствия единой позиции работодатель должен самостоятельно принять решение о том, какой из позиций следовать. При использовании первой позиции, то есть при выплате пособия, возникает риск нецелевого использования бюджетных средств, поскольку такие выплаты не предусмотрены законодательством. Следование второй позиции грозит судебным разбирательством со стороны сотрудника, и если суд займет его сторону, то работодателю, помимо пособия, придется выплатить еще и компенсацию за задержку выплаты, а возможно, и за моральный ущерб, если сотрудник будет требовать его возмещения.

В частных разъяснениях представители официальных ведомств рекомендуют применять первый подход: в пользу сотрудника. А чтобы снизить возможные риски, порядок выплаты пособий в таких спорных ситуациях следует закрепить в локальных актах организации, например, в Положении об оплате труда.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить служебный контракт гражданского служащего

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Служебный контракт заключается на основании приказа государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч. 1 ст. 26 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 23 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112).

Служебный контракт составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. Оба экземпляра должны быть подписаны сторонами – гражданским служащим и представителем нанимателя. Такие правила установлены в части 8 статьи 24 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

При составлении служебного контракта используется примерная форма, утвержденная Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159. В служебном контракте должны быть указаны существенные условия, предусмотренные частью 3 статьи 24 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.* В частности, наименование замещаемой должности, дата начала исполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда, виды и условия медицинского и социального страхования гражданского служащего, права и обязанности сторон, нахождение замещаемой должности в перечне должностей, по которым предусмотрена ротация гражданских служащих, и т. д.

Совет: при приеме гражданина на государственную гражданскую службу в служебном контракте укажите конкретную сумму должностного оклада, а не пишите фразу «согласно штатному расписанию».

Если сделать отсылку к штатному расписанию, оно станет неотъемлемой частью служебного контракта. В таком случае придется знакомить гражданского служащего под подпись с этим документом и со всеми изменениями в нем. Кроме того, возникнут сложности с оформлением приказа, поскольку строки формы № Т-1 «с тарифной ставкой (окладом)», «надбавкой» рассчитаны именно на запись цифрами. То же самое касается и формы № Т-1а.

Из ответа «Как оформить прием гражданина на государственную гражданскую службу»

2. Ответ:По каким основаниям можно уволить государственного гражданского служащего

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Основаниями для увольнения государственных гражданских служащих являются:

  • соглашение сторон служебного контракта (ст. 34 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ч. 7 ст. 27 и ст. 37 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу другого вида (военную, правоохранительную) (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от предложенной ему иной должности либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности (ч. 4 ст. 31 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • нарушение обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (ст. 41 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных законодательством о гражданской службе (п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);
  • нарушение запретов, предусмотренных статьей 17 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Перечень оснований приведен в части 1 статьи 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Из ответа «В каких случаях можно уволить гражданского служащего»

3. Ответ:Можно ли вносить изменения в должностной регламент

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Да, можно.

Порядок составления должностного регламента установлен статьей 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Данная статья не содержит запрета на внесение изменений в составленные должностные регламенты. Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления дополнительного соглашения к существующему должностному регламенту.

Вы узнаете больше об эффективном контракте в среднем образовании, если перейдете в материал.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть приказ руководителя государственного органа.

Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

  • изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;
  • изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);
  • изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

При реорганизации или изменении штатного расписания также можно составить дополнительное соглашение к должностному регламенту. Однако если в этом случае одновременно меняются наименование должности, должностные обязанности, наименование подразделения и возложенные на него функции, то должностной регламент нужно пересоставить.

Из ответа «Как оформить должностной регламент гражданского служащего»

4. Ответ:Нужно ли госслужащему, увольняемому по основанию, предусмотренному Законом о государственной гражданской службе, выплачивать выходное пособие или компенсацию, предусмотренные для аналогичных оснований увольнения Трудовым кодексом РФ

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Законодательством данный вопрос не урегулирован. На практике по нему сложились две противоположные точки зрения, использование каждой из которых имеет свои риски.

Первая позиция сводится к тому, что госслужащему, увольняемому по основаниям, предусмотренным Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, нужно выплатить выходное пособие или компенсацию, выплата которых предусмотрена не указанным Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а иными нормами трудового законодательства, например Трудовым кодексом РФ, для аналогичных оснований увольнения.

Объясняется это следующим. В части, не урегулированной Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, к государственным служащим применяют иные нормы трудового законодательства (ст. 73 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Поэтому, используя аналогию закона, увольняемому госслужащему работодатель обязан выплатить выходное пособие или компенсацию, которую в аналогичных случаях выплачивают в соответствии с трудовым законодательством.

Например, при отказе госслужащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом служебный контракт с ним прекращают по пункту 9 части 1 статьи 33 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. При этом Закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ норм о выплате выходного пособия при таком основании увольнения не содержит. Вместе с тем, выплата пособия при увольнении в связи с отказам от перевода в другую местность вместе с работодателем предусмотрена абзацем 5 части 3 статьи 178 Трудового кодекса РФ. По правовой природе указанные основания увольнения одинаковы, поэтому такому госслужащему нужно выплатить предусмотренное Трудовым кодексом РФ выходное пособие. Обратное является дискриминацией по отношению к госслужащим.

Правомерность такого подхода подтверждают и суды, см., например, п. 4 обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2008 года, апелляционное определение Иркутского областного суда от 20 декабря 2012 г. № 33-10064/2012, определение Челябинского областного суда от 4 октября 2012 г. № 11-7056/2012.

В то же время существует и другая позиция. Ее сторонники считают невозможным выплачивать увольняемым госслужащим выходные пособия или компенсации, которые напрямую не предусмотрены Законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Например, в указанном законе не предусмотрены компенсации или выходные пособия для служащих, увольняемых при отказе занять иную должность, предложенную работодателем в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33, ст. 29 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). А значит, работодатель не обязан выплачивать служащему выходное пособие, даже несмотря на то что в части 3 статьи 178 Трудового кодекса РФ при отказе сотрудника продолжить работу в связи с изменением условий его трудового договора, то есть при схожем по сути основании для увольнения, выплата компенсации все-таки предусмотрена (п. 7 ч. 1 ст. 77, ст. 74 ТК РФ). Аналогичную позицию занимают специалисты Минздравсоцразвития России в письме от 10 мая 2011 г. № 17-3/834. Данная позиция также находит подтверждение в судебной практике, см., например, определение Пермского краевого суда от 9 марта 2011 г. № 33-2106.

В условиях отсутствия единой позиции работодатель должен самостоятельно принять решение о том, какой из позиций следовать. При использовании первой позиции, то есть при выплате пособия, возникает риск нецелевого использования бюджетных средств, поскольку такие выплаты не предусмотрены законодательством. Следование второй позиции грозит судебным разбирательством со стороны сотрудника, и если суд займет его сторону, то работодателю, помимо пособия, придется выплатить еще и компенсацию за задержку выплаты, а возможно, и за моральный ущерб, если сотрудник будет требовать его возмещения.

В частных разъяснениях представители официальных ведомств рекомендуют применять первый подход: в пользу сотрудника. А чтобы снизить возможные риски, порядок выплаты пособий в таких спорных ситуациях следует закрепить в локальных актах организации, например, в Положении об оплате труда.

Из ответа «Как оформить перевод гражданского служащего в другую местность»

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

(п. 10 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ)

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 509-ФЗ)

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта

1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

УДК 342.92 ББК 67.401.02

Особенности заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации

О.Л. Казанцева, О.В. Меженина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Features of the Conclusion of the Service Contract in the Civil Service in the Russian Federation

O.L. Kazantseva, O.V. Mezhenina Altai State University (Barnaul, Russia)

Анализируются актуальные проблемы заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Авторы рассматривают заключение служебного контракта как один из элементов сложного юридического состава поступления на государственную гражданскую службу, раскрывают особенности правоотношений, возникающих при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в России, последовательно анализируют подходы современных отечественных ученых по теме исследования. Акцентируется внимание на соотношении и значении акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта при поступлении на федеральную гражданскую службу. Авторы делают вывод о том, что момент возникновения всего комплекса прав и обязанностей, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, имеет определяющее значение для возникновения служебных отношений, и признают правоустанавливающее значение служебного контракта как юридического факта, поскольку именно в нем закрепляются права и обязанности сторон. Проводится сравнительный анализ правовых норм трудового и специального служебного законодательства, регламентирующих заключение служебного контракта, раскрывается поэтапный процесс заключения служебного контракта и предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, заключение служебного контракта, представитель нанимателя, юридический факт, государственный гражданский служащий.

DOI 10.14258/izvasu(2017)3-09

Заключение служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации представляет собой сложный юридический факт, порождающий возникновение служебных отношений. Актуальность проводимого исследования заключается в определении момента возникновения служебных отношений на государственной гражданской службе, выявлении особенностей заключения служебного контракта. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятый в 2004 г. (далее — ФЗ №2 79), определяет порядок заключения служебного контракта на федеральной государственной гражданской службе и государственной гражданской службе субъектов РФ, оформления служебных отношений, признавая служебный контракт важнейшим элементом государственно-служебных отношений . Авторы приходят к выводу о том, что споры в юридической науке относительно момента возникновения служебных отношений связаны с несовершенством законодательства о государственной гражданской службе, которое выражается в неурегулированности этого вопроса. В статье акцентируется внимание на особенностях акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта как необходимых элементов сложного юридического состава.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, присущие юридической науке: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.

Заключение служебного контракта имеет место в двух случаях. К первому относится ситуация, когда гражданин поступает на гражданскую службу впервые или после увольнения с нее («первичный» контракт). Во втором случае гражданского служащего переводят на иную должность гражданской службы в том же государственном органе или в иной государственный орган («вторичный» контракт) .

Процесс заключения служебного контракта согласно ст. 26 ФЗ № 79 подразделяется на ряд стадий. На первом этапе происходит подача гражданином, поступающим на гражданскую службу, документов. Последующие этапы включают предоставление гражданину проекта служебного контракта и его ознакомление с текстом должностного регламента, правилами служебного распорядка и иными документами, регламентирующими исполнение гражданским служащим должностных обязанностей; согласование условий служебного контракта; подписание служебного контракта и вступление его в юридическую силу.

Перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, определен в ч. 2 ст. 26 ФЗ № 79. Он в целом носит стандартный характер и аналогичен перечню документов, предусмотренных ст. 65 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), за исключением необходимости подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения анкеты установленной формы . Вся информация, предоставленная гражданином, тщательно проверяется соответствующими кадровыми службами.

Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется ст. 20 ФЗ № 79, а порядок их предоставления и форма справки определены соответствующими подзаконными актами . В справке необходимо указывать и сведения о доходах членов семьи гражданина, к которым относятся супруг (супруга) и несовершеннолетние дети (п. 7 ст. 20 ФЗ № 79).

Анкета, которую собственноручно заполняет гражданин, не является произвольным документом, так как ее структура четко определена законодателем . Поэтому неточное заполнение анкеты гражданином, претендующим на замещение вакантной должности, может впоследствии привести к прекращению государственно-служебных отношений по причине предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Так, Верховный суд РФ при рассмотрении дела № 5-АПГ14-17 от 25 июля 2014 г. оставил без изменения апелляционную жалобу гражданина К., который ранее был уволен с гражданской службы за то, что при заполнении анкеты в процессе заключения служебного контракта он не указал в ней наличие гражданства иностранного государства (а именно Туркменистана). Суд указал, что К. было известно об имевшемся у него гражданстве Туркменистана, а значит, при поступлении на государственную службу в Минэнерго России К. сообщил недостоверные сведения о своем гражданстве, зная об их ложности, в связи с чем у ответчика имелись предусмотренные законом основания для расторжения с ним служебного контракта и увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79 .

Кроме того, в отличие от заключения трудового договора, гражданскому служащему с 2016 г. по требованию ФЗ № 79 необходимо представить сведения о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст. 20.2). К этим сведениям относятся адреса сайтов или страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Подобная информация должна быть заявлена претендентом на должность за три календарных

года, предшествующих году поступления на гражданскую службу. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р утверждена конкретная форма предоставления этих сведений .

Перечень документов, закрепленный в ст. 26 ФЗ № 79, необходимо дополнить справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям по аналогии с трудовым законодательством (ст. 65 ТК РФ), учитывая, что согласно ч. 2 п. 1 ст. 16 ФЗ № 79 гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, наличия неснятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Несмотря на то, что в вышеназванной анкете гражданин заполняет соответствующий пункт, наличие официально выданного компетентными органами документа исключило бы возможность предоставления недостоверной информации при заключении служебного контракта. Было бы целесообразно включить в перечень документов при заключении служебного контракта такой документ, как медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Надо отметить, что в перечне документов, необходимых для прохождения в конкурсе, такая справка имеется, поэтому это имеет юридическое значение для граждан, поступающих на гражданскую службу без конкурса.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим учеными рассматривается как один из элементов сложного юридического состава поступления на государственную гражданскую службу, наряду с участим в конкурсе, представлением к назначению и изданием правового акта представителем нанимателя о назначении гражданина на должность. В данном случае заключение служебного контракта необходимо рассматривать как завершающий этап в процедуре поступления гражданина на гражданскую службу. Именно такой особый порядок возникновения государственно-служебных отношений и вызывает многочисленные дебаты среди отечественных ученых, которые ведутся в отношении роли и значения акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, то есть основным и достаточным юридическим фактом, лежащим в основе возникновения индивидуальных трудовых отношений, является трудовой договор. Приказ о приеме на работу издается работодателем на основе уже заключенного трудового договора. Таким образом, при-

каз о приеме на работу оформляет прием на работу. Согласно ст. 68 ТК РФ содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Следовательно, приказ (распоряжение) о приеме на работу не влечет возникновения трудового отношения и не имеет значения юридического факта.

При приеме на гражданскую службу предусмотрена иная последовательность действий. В трудовом законодательстве этот вопрос частично затронут. В соответствии со ст. 16 ТК РФ в некоторых случаях для возникновения индивидуальных трудовых отношений необходим сложный юридический состав. Указанная норма содержит перечень подобных ситуаций, среди которых значится избрание по конкурсу. Однако последовательность действий при поступлении на службу трудовое законодательство не раскрывает. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ № 79 служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Мнения ученых в отношении момента возникновения служебных отношений можно разделить на две группы: подходы представителей школы административного и трудового права .

Административисты полагают, что основанием возникновения служебного правоотношения на государственной гражданской службе является акт о назначении гражданина на должность гражданской службы. Так, А.А. Гришковец считает, что государственно-служебные отношения возникают на основе акта назначения, который не только юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу и служит основанием для выполнения им служебных обязанностей по данной должности, но и определяет момент возникновения его обязанностей перед государством, а также служебных и личных прав. При этом он предлагает вообще отказаться от договора на государственной службе как основы взаимоотношения между государственным служащим и государством как таковым, поскольку основу служебных отношений составляет не диспозитивное начало — договор, а императивное — акт о назначении на должность гражданской службы . Такой же позиции придерживается и А.К. Соловьева, которая полагает, что отказ от заключения служебного контракта будет иметь и практическое значение, поскольку в этом случае «существенно упростилась бы процедура поступления на государственную службу» .

Другие представители административно-правовой концепции менее категоричны. Так, М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов полагают, что «акт о назначении на должность носит административно-правовой характер в том смысле, что свидетельствует о наделении гражданина особым правовым статусом, включающим в себя право действовать от имени и по поручению государства… Исходя из этого моментом возникновения служебного правоотношения в данном

случае следует признать момент издания акта государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы» . Благодаря приобретению нового статуса гражданин, по их мнению, уже приобретает соответствующие права и обязанности, а служебный контракт впоследствии их только уточняет. Схожую точку зрения высказывает и А.В. Гусев: «юридическое значение правового акта государственного органа, на основе которого заключается служебный контракт, состоит в допуске гражданина, соответствующего законодательно установленным требованиям и прошедшего конкурсный отбор, к государственной службе» .

По мнению ученых-административистов, служебный контракт не выполняет функции трудового договора, а именно: правоустанавливающую, регламентирующую и доказательственную. Он исполняет только две функции: индивидуализирующую (конкретизация условий службы для конкретного гражданского служащего) и информационную (получение гражданским служащим информации об условиях своей служебной деятельности). Это свидетельствует о том, что служебный контракт не является обязательным, так как названные функции могут быть зафиксированы в приказе представителя нанимателя о назначении на должность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако такой подход не учитывает положения ст. 23 ФЗ № 79, которые предусматривают, что именно служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. А вот в унифицированной форме приказа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», не отражается необходимость перечисления прав и обязанностей сторон . При этом именно эта форма приказа о назначении на должность берется за основу на государственной гражданской службе. Следует отметить, что она носит рекомендательный характер и в соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 г. №2 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты . В итоге основным отличием приказов о назначении на должность в трудовых и государственно-служебных отношениях является как раз момент возникновения служебных отношений и их основание. В актах о назначении на государственную гражданскую службу к ним, как правило, относятся дата издания акта, а основанием возникновения правоотношений — заявление гражданина и решение (протокол) конкурсной комиссии .

Представители трудоправовой концепции в целом рассматривают служебный контракт с государ-

ственным гражданским служащим как разновидность трудового договора и соответственно считают, что основанием возникновения собственно трудового правоотношения на государственной службе является служебный контракт. Однако в отдельных аспектах данной проблемы между учеными также наблюдаются расхождения. Некоторые из них признают наличие сложного юридического состава, состоящего из служебного контракта, который является основным его элементом, и акта о назначении на должность . Представляется, что к этим элементам следует также отнести и прохождение по конкурсу, так как для основной части государственных гражданских служащих эта процедура обязательна.

Так, Л.А. Чиканова ссылается на ст. 13 ФЗ №2 79, согласно которой гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Она полагает, что акт о назначении на должность гражданской службы хоть и предшествует заключению служебного контракта, однако является не основным юридическим фактом возникновения служебных отношений, а только «фактически предпосылкой заключения служебного контракта» .

Итак, на наш взгляд, момент возникновения всего комплекса прав и обязанностей, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, имеет определяющее значение для возникновения служебных отношений, и служебный контракт будет являться правоустанавливающим юридическим фактом.

Во-первых, именно в служебном контракте закрепляются все права и обязанности сторон, они вовсе не носят уточняющий характер, так как в приказе о назначении на должность их, как правило, не отражают. Это касается также и условий служебной деятельности, которые могут носить индивидуальный характер. Например, обязательства работодателя об установлении неполного рабочего дня для беременной женщины (ст. 93 ТК РФ), согласно ст. 73 ФЗ № 79, должны быть учтены и представителем нанимателя на гражданской службе. Таким образом, регламентирующая функция трудового договора несомненно реализуется и служебным контрактом.

Во-вторых, особый порядок поступления на гражданскую службу может вызывать не только теоретические споры, но и практические проблемы. Так, неразрешенным остается вопрос о том, какие юридические последствия возникают при отказе прошедшего по конкурсу гражданина подписывать предложенный вариант служебного контракта уже после издания акта о назначении на должность. М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов полагают, что гражданин в этой ситуации уже наделен статусом гражданского служащего, а значит, подлежит увольнению . Однако законодатель не предусматривает, по какому основа-

нию необходимо с ним прекратить служебные отношения, которые так и не возникли. Сами ученые полагают, что увольнение должно производиться по пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79 (прогул). Применение данной нормы, на наш взгляд, сомнительно, так как сама статья закона носит название: «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя». Расторгнуть же служебный контракт можно в случае, если он был заключен.

Противоположную точку зрения высказывает Л.А. Чиканова. Она полагает, что «при наличии уважительной причины гражданскому служащему могла бы быть предложена соответствующая должность гражданской службы в другом государственном органе или, при ее отсутствии, включение его в кадровый резерв. При отказе занять соответствующую должность в другом государственном органе — уволить с гражданской службы или, при наличии соответствующих оснований, включить в кадровый резерв… При отсутствии уважительной причины — уволить с гражданской службы» . В этой ситуации возникает сложность в определении и установлении обозначенной автором уважительной причины, что делает этот процесс достаточно субъективным и сомнительным с точки зрения реализации на практике. Подобные проблемы в применении положений ФЗ № 79 возможно разрешить благодаря законодательно урегулированным юридическим последствиям отказа гражданина от подписания служебного контракта после прохождения конкурсной процедуры.

Для начала служебных отношений важное значение имеет сам момент (дата) их возникновения. Почти все ученые приходят к мысли, что на государственной гражданской службе невозможно применение ст. 67 ТК РФ о фактическом допущении к работе по поручению работодателя, если трудовой договор не был заключен письменно. Работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Надо признать, что подобная норма не применяется в государственно-служебных отношениях, учитывая наличие сложного юридического состава при поступлении на гражданскую службу. При этом в ФЗ № 79 четко не регламентируется, что дата издания акта о назна-

чении на должность является моментом начала государственно-служебных отношений, как это сделано, например, в ст. 16 ТК РФ. Между тем на практике представители нанимателя именно в приказе о назначении на должность оговаривают конкретный день. Кроме того, законом не установлен срок заключения служебного контракта с момента издания акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. ТК РФ предусмотрел, что приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Подобные противоречия можно было бы разрешить законодательными изменениями, а именно по аналогии с ТК РФ определить, что заключение служебного контракта предшествует изданию приказа о назначения на должность.

Таким образом, процесс заключения служебного контракта и трудового договора на сегодняшний день существенно отличается по фактическому составу. Несмотря на то что по ФЗ № 79 издание правового акта о приеме на службу предшествует заключению служебного контракта, определяющее значение для возникновения государственно-служебных отношений имеет заключение служебного контракта, так как служебный контракт непосредственно определяет права и обязанности сторон и по общему правилу вступает в силу со дня его подписания сторонами.

На основании изложенного, во-первых, предлагается внести изменения в ст. 26 ФЗ № 79 и предусмотреть, что правовой акт о назначении на должность гражданской службы издается представителем нанимателя после заключения служебного контракта. Во-вторых, учитывая, что гражданские служащие после прохождения конкурсного отбора имеют право отказаться от заключения служебного контракта, необходимо законодательно урегулировать возможные юридические последствия данного отказа. В-третьих, поскольку перечень документов, которые гражданин, поступающий на гражданскую службу, должен предъявить при заключении служебного контракта, должен быть исчерпывающим, целесообразно дополнить его следующими документами: справкой о наличии (отсутствии) судимости, медицинским заключением об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

Библиографический список

1. О государственной гражданской службе Российской 2. Комментарий к Федеральному закону «О государ-

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

4. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 // СЗ РФ. — 2009. — № 21. — Ст. 2544.

5. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 // СЗ РФ. — 2014. — № 26 (ч. II). — Ст. 3520.

6. Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2005. — № 22. — Ст. 2192.

7. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими // Верховный Суд Российской Федерации. Официальный сайт . — URL : www.slideshare.net/supcourt/ss-63472514.

8. О форме представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином РФ, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы РФ или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р // СЗ РФ. — 2017. — № 2 (ч. II). — Ст. 419.

9. Гарячук И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2011.

10. Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Россий-

ской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. — М., 2003.

11. Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. — 2005. — № 4.

12. Осин А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта // Трудовое право. — 2007. — № 5.

13. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М., 2003.

14. Соловьева А.К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование // Управленческое консультирование. — № 3. — № 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гусев А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе // Южно-Уральский юридический вестник. — 2006. — № 6.

17. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты : Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 // Бюллетень Минтруда РФ. — 2004. — № 5.

18. Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации : Постановление Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. № 20 // Экспресс-Закон. — 1999. — № 28.

19. Примерная форма приказа о назначении на должность гражданского служащего по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы // Министерство труда и социальной защиты республики Крым. Официальный портал правительства . — URL : http://mtrud. rk.gov.ru/rus/info.php?id=629731.

20. Зайцева Г. Служебный контракт в свете меняющегося законодательства // Бизнес-адвокат. — 2005. — № 15.

Госслужащий – государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения.

Увольнение госслужащего может происходить на основании:

  1. Собственной инициативы служащего, который самостоятельно составляет заявление об увольнении.
  2. По инициативе органа власти, который принял служащего на работу.
  3. По обстоятельствам, которые не зависят ни от воли сотрудника госучреждения, ни от работодателя.

Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.д.

В отношении гражданских государственных служащих действуют все нормы трудового законодательства с установлением небольшого количества особенностей и нюансов. В целом, все трудовые отношения и особенности их увольнения идентичны трудовым правоотношениям любых других работников негосударственной сферы.

Как регулирует увольнение госслужащих ТК РФ

Трудовой кодекс РФ регламентирует общие основания и особенности осуществления трудовой деятельности на территории России всеми гражданами, которые работают на основании трудового договора. Регламентация трудовой дисциплины и деятельности госслужащих осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а именно ФЗ №79-ФЗ.

В данном нормативном акте закрепляются следующие положения:

  • особенности и основания для расторжения контракта между работодателем и работником в зависимости от конкретных ситуаций;
  • нюансы прекращения трудовых правоотношений между работником и работодателем по взаимному соглашению;
  • процесс и особенности разрыва срочного контракта;
  • порядок и нюансы расторжения договора по желанию служащего;
  • особенности увольнения по решению работодателя;
  • расторжение соглашения о работе при возникновении обстоятельств, которые не зависят от поведения и воли сторон;
  • увольнение ввиду утраты доверия и прочее.

Что касается общих положений регламентации трудовой деятельности госслужащих, то она происходит в рамках ТК РФ и отражена в ст. 80, 81 и 140. В соответствии с данными положениями ТК РФ, госслужащий обязан заявить о своем намерении покинуть занимаемую должность за две недели до даты фактического увольнения, а также в последний трудовой день получить необходимые выплаты, компенсации и трудовую книжку с памяткой.

Виды увольнения

Особенности увольнения госслужащих полностью зависят от вида снятия его с должности, поэтому при возникновении той или иной ситуации могут применяться различные нормы трудового законодательства и ФЗ №79-ФЗ.

Увольнение по собственному желанию

В случае с расторжением контракта по желанию служащего, учитываются положения и ТК РФ, и ФЗ №79-ФЗ. В данных нормативных актах отражается обязанность работника в подаче заявления об увольнении сотрудника не менее, чем за две недели до предполагаемой даты ухода с места службы. Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику.

В последний рабочий день госслужащему выдают:

  • полный расчет за отработанное время в текущем месяцев;
  • компенсацию за неиспользованный отдых, включая очередной и дополнительный оплачиваемый отпуска;
  • трудовую книжку с внесенными отметками и данным об осуществлении государственной службы;
  • памятку о поведении и действиях госслужащего, в которой указываются различные особенности поведения, дальнейшей трудовой деятельности, обязательства и т.д.

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Увольнение по медицинским показаниям

Увольнение по медпоказаниям в гражданской госслужбе не новость, так как принятие на работу новых сотрудников осуществляется не только из-за профессиональных навыков и опыта в работе, но и с учетом физической подготовки и состояния здоровья.

В соответствии со ст. 33 и 37 ФЗ № 79-ФЗ, а также в рамках ст. 73 ТК РФ, при ухудшении здоровья государственного служащего, при котором он не в состоянии занимать закрепленную за ним должность, ведет к дальнейшему переводу его в иное место осуществления труда либо к увольнению по состоянию здоровья.

Служащему будут предложены иные вакансии, имеющиеся в госучреждении, исходя из состояния его здоровья. В случае, если работник не может осуществлять трудовую деятельность вовсе, то увольнение происходит на основании ст. 39 ФЗ № 79-ФЗ по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон.

В соответствии со ст. 127, ст. 178, работнику, которому невозможно предложить никакое вакантное место на предприятии ввиду состояния его здоровья выплачивается:

  • заработок за отработанное время;
  • отпускные за неотгулянный отдых;
  • выходной пособие, размером, равным двухнедельному среднему заработку за расчётный период.

Увольнение переводом

ФЗ №79 не устанавливает четкого понятия «перевод госслужащего» или его производных, однако в рамках ТК РФ под переводом понимается изменение трудовой функции работника на постоянной или временной основе в рамках предприятия, на котором он трудился ранее, либо на ином предприятии или его подразделении.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О госслужбе», перевод госслужащего возможен:

  • на другую должность, которой работник соответствует, внутри одного госучреждения;
  • на другую должность в другое госучреждение;
  • в другую местность и в другой государственной орган.

Согласно нормам ст. 33 вышеуказанного нормативного акта, перевод может быть осуществлён в иную организацию и на службу другого вида, но только с письменного согласия работника организации.

Увольнение в связи с выходом на пенсию

Увольнение работника госслужбы в связи с выходом на пенсию осуществляется в рамках действующих положений ФЗ №79 и с учетом норм трудового законодательства. Так, при увольнении с выходом на пенсию в трудовой делается соответствующая отметка, она позволяет пользоваться пенсионеру различными льготами и преимуществами, которые ему положены.

При условии, что общий стаж работы в госучреждении составляет больше 15 лет, причем последний год работы должен приходиться на госслужбу, пенсионеру полагается пенсия за выслугу лет.

При получении статуса пенсионера работник имеет право на увольнение без отработки. Работодатель обязан предоставить пенсионеру все сопутствующие документы, а также необходимые для увольнения выплаты.

Увольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.

Гарантии госслужащих при сокращении штата или ликвидации государственного учреждения закреплены в ФЗ №79, данный нормативный акт отражает фактически все положения, касающиеся госслужбы. Уведомление работника должно быть оформлено надлежащим образом, за два месяца до сокращения ему должны предоставить соответствующее распоряжение от руководства под подпись.

При выборе кандидата на сохранение должности учитывается преимущественное право. В этом случае работодатель учитывает заслуги служащего, его производительность труда, общий трудовой стаж, а также семейное положение по отношению к другим.

При сокращении штата госслужащий, который попал под сокращение может рассчитывать на получение четырехмесячного среднего заработка в качестве компенсационных выплат от работодателя, выходное пособие при этом не выплачивается. В случае, если по каким-либо обстоятельствам сокращение или ликвидация организации произошли до истечения двух отведенных месяцев, то помимо получения четырехмесячного среднего заработка, работник может рассчитывать на получение выходного пособия на период трудоустройства, сроком до двух месяцев, в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Увольнение в связи со смертью

Увольнение госслужащего в связи со смертью начинается с выхода соответствующего приказа, причем датой увольнения служащего будет фактическая дата его смерти, закрепленная в соответствующем документе. В случае с увольнением госслужащего по причине его смерти, работодатель издает соответствующий приказ, в котором обозначаются причины увольнения и подпись работодателя. Все личные вещи служащего передаются наследникам.

Увольнение в связи с утратой доверия

Такая норма закреплена во множестве федеральных нормативных актов, так как использование данной формулировки напрямую зависит от коррумпированности того или иного государственного служащего.

В случае с наличием обоснованных подозрений или доказательств, руководством государственного учреждения формируется приказ об увольнении в связи с утратой доверия. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку госслужащего.

Ст. 16 ФЗ №79 устанавливается обстоятельства, которые приравниваются к утрате доверия, в частности:

  • непредоставление сведений о доходах и имуществе;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • нарушение установленных на госслужащих и членов его семьи запретов и т.д.

Образец заявления на увольнение госслужащего

Заявление об увольнении с государственной гражданской службы составляется в рамках установленных трудовым законодательством норм. Каких-либо изменений, касающихся именно госслужащих, не имеется, все определяется, заполняется и предоставляется по общему правилу.

Заявление должно содержать:

  • данные учреждения и информацию о руководителе, которому направляется заявление;
  • персональные данные заявителя;
  • прошение об увольнении;
  • дату и подпись.

Расчет выплаты госслужащим при увольнении

Размер денежных отчислений для государственных служащих формируется из нескольких источников, которые определены ТК РФ и ФЗ №79.

Согласно данным нормативным актам, госслужащий при увольнении может рассчитывать на получение следующих выплат:

  1. Заработной платы за отработанное время до увольнения, включая абсолютно все надбавки и дополнительные платежи за выслугу лет, премиальные и другие денежные средства, выплачиваемые госслужащим.
  2. Отпускные перечисления, которые формируются из отношения длительности отпуска к отработанному времени за текущий период.
  3. При ликвидации предприятия, работнику выплатят среднемесячный заработок в четырехкратном размере.
  4. При ликвидации ранее оговоренного срока, работнику положено выходное пособие.

Полным расчетом выплат занимается бухгалтерия организации, которая предоставляет полные расчетные схемы и расчетные листы работникам для их удостоверения в правильности расчетов.

Компенсации

Размер компенсационных выплат полностью зависит от варианта и способа увольнения, так, при увольнении по собственному желанию, государственный служащий получит выплату заработной платы за отработанный период, а также отпускные.

В случае увольнения при сокращении или ликвидации — определенный размер компенсации, а также выходное пособие и т.д. Если работодатель по какой-то причине затягивает с предоставлением выплат, то работнику положена компенсация в виде 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа от суммы среднемесячного заработка гражданина.

Права и обязанности госслужащих после увольнения

После увольнения с госслужбы работник обязан сообщать о своем предыдущем месте работы на протяжении последующих двух лет при трудоустройстве на новое место трудовой деятельности. При этом такая же обязанность возлагается и на нового работодателя, он обязан сообщить в госучреждение о трудоустройстве сотрудника в течение десяти дней.

Помимо этого, работник в установленное Памяткой время должен соблюдать нормы поведения и правила осуществления трудовой деятельности, а также срок действия государственной тайны.

Увольнение госслужащего – процесс, который с одной стороны уникален и подчиняется специально установленному законодательству, с другой – стандартно определенный трудовым правом способ осуществления трудовой деятельности. В каждом конкретном случае увольнения необходимо изучать соответствующие нормы права.

Скачать

Скачать образец Заявления об увольнении с госслужбы в формате .doc вы можете
по этой ссылке