Объект социального назначения

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О КРИТЕРИЯХ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, МАСШТАБНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В АРЕНДУ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ

Принят
Законодательным Собранием

19 февраля 2015 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона

Настоящим Областным законом в целях реализации положений подпункта 3 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с решениями Губернатора Ростовской области.

Статья 2. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии соответствия объекта социально-культурного назначения одновременно следующим критериям:

1) объект социально-культурного назначения соответствует приоритетам и целям, определенным в государственных программах Российской Федерации и (или) государственных программах Ростовской области, и (или) муниципальных программах, и (или) его размещение предусмотрено документами территориального планирования Ростовской области и (или) муниципальных образований в Ростовской области;

2) объект социально-культурного назначения относится к сфере образования, культуры, здравоохранения или физической культуры и спорта;

3) общий объем средств, необходимых для создания (реконструкции) объекта социально-культурного назначения, составляет не менее 20 миллионов рублей;

4) объем средств, вкладываемых инвестором в создание (реконструкцию) объекта социально-культурного назначения, составляет не менее 50 процентов от общего объема средств, необходимых для создания (реконструкции) объекта социально-культурного назначения.

Статья 3. Критерии, которым должны соответствовать объекты коммунально-бытового назначения

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии соответствия объекта коммунально-бытового назначения одновременно следующим критериям:

1) объект коммунально-бытового назначения соответствует приоритетам и целям, определенным в государственных программах Российской Федерации и (или) государственных программах Ростовской области, и (или) муниципальных программах, и (или) его размещение предусмотрено документами территориального планирования Ростовской области и (или) муниципальных образований в Ростовской области;

2) объект коммунально-бытового назначения относится к сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или к сфере обращения с отходами и предусматривает внедрение современных технологий, в том числе в части обеспечения энергоэффективности;

3) общий объем средств, необходимых для создания (реконструкции) объекта коммунально-бытового назначения, составляет не менее 100 миллионов рублей;

4) объем средств, вкладываемых инвестором в создание (реконструкцию) объекта коммунально-бытового назначения, составляет не менее 70 процентов от общего объема средств, необходимых для создания (реконструкции) объекта коммунально-бытового назначения.

Статья 4. Критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты

1. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии соответствия реализуемого на данных земельных участках масштабного инвестиционного проекта критериям, определяемым в соответствии с настоящей статьей.

2. Для принятия решения о признании инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом используются следующие критерии:

1) реализация инвестиционного проекта предусмотрена отдельными правовыми актами Российской Федерации и (или) правовыми актами Ростовской области, и (или) муниципальными правовыми актами;

2) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом;

3) объем средств, вкладываемых инвестором в реализацию инвестиционного проекта;

4) соответствие инвестиционного проекта отдельным отраслевым показателям;

5) территория реализации инвестиционного проекта;

6) количество создаваемых новых рабочих мест;

7) размер налоговых и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области.

3. Для признания инвестиционного проекта, за исключением инвести­ционных проектов, указанных в абзацах втором – четвертом настоящей части, масштабным инвестиционным проектом данный проект должен соот­ветствовать не менее чем трем критериям, указанным в части 2 настоящей статьи, при этом, как минимум, один из них должен относиться к числу критериев, указанных в пунктах 1, 2, 6 или 7 части 2 настоящей статьи.

Инвестиционный проект в сфере жилищного строительства должен соответствовать критерию, указанному в пункте 4 части 2 настоящей статьи.

Инвестиционный проект в сфере транспорта должен соответствовать критерию, указанному в пункте 1 части 2 настоящей статьи.

Инвестиционный проект в сфере сельского хозяйства в отрасли животноводства должен соответствовать критериям, указанным в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи.

4. Соответствие критерию, указанному в пункте 1 части 2 настоящей статьи, предусматривает, что реализация инвестиционного проекта предусмотрена в качестве мероприятий в государственных программах Российской Федерации и (или) государственных программах Ростовской области, и (или) муниципальных программах, и (или) размещение объектов, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта, предусмотрено документами территориального планирования Ростовской области и (или) муниципальных образований в Ростовской области.

5. Соответствие критерию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, предусматривает общий объем инвестиций при реализации инвестиционного проекта в размере не менее 1 миллиарда рублей, за исключением следующих случаев:

1) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом в сфере сельского хозяйства, составляет не менее 500 миллионов рублей;

2) пункт утратил силу – Областной закон от 02.08.2018 № 1433-ЗС;

3) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом в сфере промышленного производства, составляет не менее 600 миллионов рублей;

4) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом по созданию индустриального (промышленного) парка, составляет не менее 500 миллионов рублей;

5) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом, который реализуется субъектами инновационной деятельности, составляет не менее 400 миллионов рублей;

6) общий объем инвестиций, предусмотренных инвестиционным проектом в сфере реновации территории, составляет не менее 10 миллиардов рублей.

6. Соответствие критерию, указанному в пункте 3 части 2 настоящей статьи, предусматривает, что объем средств, вкладываемых инвестором в реализацию инвестиционного проекта, составляет не менее 70 процентов от общего объема инвестиций, предусмотренных данным инвестиционным проектом.

7. Соответствие критерию, указанному в пункте 4 части 2 настоящей статьи, предусматривает соблюдение при реализации инвестиционного проекта одного или нескольких (по выбору инвестора) условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» или «в» пункта 1 либо пунктом 3 настоящей части:

1) в случае реализации инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства:

а) строительство многоквартирных домов, общая площадь жилых помещений в которых составляет не менее 100 тысяч квадратных метров. При этом допускается размещение нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе встроенных и (или) пристроенных, а также строительство отдельно стоящих нежилых зданий и сооружений.

В случае если обеспеченность населения предлагаемой к застройке территории дошкольными образовательными организациями, поликлини­ками, стоянками автомобилей, в том числе для временного хранения авто­мобилей, менее установленных нормативами градостроительного проекти­рования поселения, городского округа расчетных показателей уровня обес­печенности данными объектами и уровня их территориальной доступности, инвестиционный проект должен предусматривать обязательство инвестора построить соответствующие объекты.

Реализация инвестиционного проекта должна осуществляться на одном или нескольких земельных участках, расположенных в границах одного элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) или смежных элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон). При этом строи­тельство многоквартирных домов должно осуществляться на земельном участке (земельных участках) площадью не более 120 тысяч квадратных метров;

б) строительство:

в городском округе «Город Ростов-на-Дону» жилых домов, общая площадь жилых помещений в которых составляет не менее 20 тысяч квадратных метров, при условии обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения общей площадью не менее 4 тысяч квадратных метров в соответствии со статьей 51 Областного закона от 30 июля 2013 года № 1145-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» (далее – Областной закон «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области»);

в городских и сельских поселениях, городских округах в Ростовской области, за исключением городского округа «Город Ростов-на-Дону», не менее чем одного многоквартирного дома при условии обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения посредством обеспечения завершения строительства не менее чем одного проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию в соответствии со статьей 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области».

Обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения осуществляется инвестором в соответствии с утвержденным Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области графиком, определяющим этапы и сроки обеспечения завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию. При этом срок завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию не должен превышать трех лет.

В случае нарушения инвестором этапов и сроков обеспечения завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию, определенных графиком, масштабный инвестиционный проект считается не соответствующим критерию, указанному в пункте 4 части 2 настоящей статьи. Издания в связи с этим правового акта о несоответствии масштабного инвестиционного проекта данному критерию не требуется.

в) строительство многоквартирного дома при условии обеспечения прав на жилые помещения пострадавших участников долевого строительства в соответствии со статьей 52 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области» и соглашением, заключенным уполномоченным Правительством Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области, администрацией муниципального образования, на территории которого расположен проблемный объект, и инвестором. Указанное соглашение заключается при наличии перечня пострадавших участников долевого строительства с указанием согласованных ими условий обеспечения их прав на жилые помещения из расчета не менее 3,5 процента общей площади жилых помещений, строительство которых возможно на земельном участке, необходимом для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. При этом указанное соглашение должно предусматривать обеспечение прав пострадавших участников долевого строительства на жилые помещения из расчета не менее 5 процентов общей площади жилых помещений, строительство которых возможно на соответствующем земельном участке. Указанное соглашение должно также предусматривать обязательство инвестора в случае, если по состоянию на дату ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, построенного в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта (первого многоквартирного дома, построенного в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего строительство нескольких многоквартирных домов), с пострадавшими участниками долевого строительства заключены договоры, предусматривающие обеспечение их прав на жилые помещения общей площадью менее размера, предусмотренного соглашением, в течение 3 месяцев с указанной даты передать в государственную собственность Ростовской области (в случае, если испрашиваемый земельный участок находится в государственной собственности Ростовской области) либо собственность соответствующего муниципального образования (в случае, если испрашиваемый земельный участок находится в муниципальной собственности или государственная собственность на него не разграничена) жилые помещения общей площадью, равной соответствующей разнице;

2) пункт утратил силу – Областной закон от 23.09.2020 № 366-ЗС.

3) строительство, реконструкция либо модернизация объектов, предназначенных для содержания и разведения 400 и более условных голов сельскохозяйственных животных, в целях производства, хранения и первичной переработки животноводческой продукции, разведения племенных животных, производства племенной продукции (материала), и осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством кормов для животноводства и (или) выпасом сельскохозяйственных животных, в случае реализации инвестиционного проекта в сфере сельского хозяйства в отрасли животноводства.

8. Соответствие критерию, указанному в пункте 5 части 2 настоящей статьи, предусматривает соблюдение при реализации инвестиционного проекта одного из следующих условий:

1) пункт утратил силу – Областной закон от 23.09.2020 № 366-ЗС;

2) пункт утратил силу – Областной закон от 02.08.2018 № 1433-ЗС;

3) инвестиционный проект в сфере реновации территории реализуется в соответствии с документами территориального планирования на территориях, на которых размещены промышленные, коммунальные объекты, объекты транспорта.

Под инвестиционным проектом в сфере реновации территории понимается совокупность обязательств инвестора по приспособлению территории (в том числе объектов недвижимости), на которой комплексно размещены промышленные, коммунальные объекты, объекты транспорта, под иные виды использования, установленные документами территориального планирования и градостроительного зонирования, и созданию на этой территории объектов капитального строительства, в том числе жилого назначения.

Приспособление территории (в том числе объектов недвижимости) включает мероприятия по рекультивации земель, подготовке документации по планировке территории.

Инвестиционный проект в сфере реновации территории может содержать обязательства по осуществлению инвестором и (или) участию инвестора в осуществлении иных мероприятий, направленных на реализацию инвестиционного проекта в сфере реновации территории.

В целях реализации инвестиционного проекта в сфере реновации территории осуществляется предоставление:

земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, – собственнику таких зданий, сооружений, расположенных на земельном участке (земельных участках), находящемся (находящихся) у него в аренде;

земельного участка, предоставленного ранее для эксплуатации промышленных, коммунальных объектов, объектов транспорта, – арендатору такого земельного участка.

9. Соответствие критерию, указанному в пункте 6 части 2 настоящей статьи, предусматривает соблюдение при реализации инвестиционного проекта одного из следующих условий:

1) создание не менее 100 новых рабочих мест на территориях сельских поселений, или не менее 200 новых рабочих мест на территориях городских поселений и городских округов, за исключением города Ростова-на-Дону, или не менее 300 новых рабочих мест в городе Ростове-на-Дону;

2) создание не менее 50 новых высокопроизводительных рабочих мест, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области;

3) создание не менее 5 процентов новых специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников.

10. Соответствие критерию, указанному в пункте 7 части 2 настоящей статьи, предусматривает, что после выхода на проектную мощность инвестиционный проект обеспечит совокупный объем налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области в размере не менее 10 миллионов рублей в год с учетом установленных льгот по налогам и арендной плате.

Статья 5. Решение Губернатора Ростовской области, принимаемое в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Порядок принятия решения о соответствии объекта социально-культурного назначения, объекта коммунально-бытового назначения, мас­штабного инвестиционного проекта критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическим лицам одного или нескольких земельных участков, находящихся в государственной собствен­ности Ростовской области, в муниципальной собственности, и (или) земель­ных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов устанавливается Губернатором Ростовской области.

2. В случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в решении, указанном в части 1 настоящей статьи, предусматривается поручение органу местного самоуправления заключить договор аренды с соответствующим юридическим лицом.

21. В решении, указанном в части 1 настоящей статьи, предусматривается поручение о заключении договоров аренды без проведения торгов в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для размещения объектов социально-культурного или коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта, а также измененного земельного участка (в том числе при изменении вида разрешенного использования таких земельных участков) в случае реализации арендатором права на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененного земельных участков, предусмотренного пунктом 4 статьи 118 Земельного кодекса Российской Федерации.

21-1. В решении, указанном в части 1 настоящей статьи, в случае, если размещение на испрашиваемом земельном участке (земельных участках) объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объек­тов, создаваемых в результате реализации масштабного инвестиционного проекта, не соответствует документам территориального планирования Ростовской области, документам территориального планирования муници­пальных образований, правилам землепользования и застройки, докумен­тации по планировке территории, могут быть предусмотрены положения о том, что всем заинтересованным органам и организациям рекомендуется не позднее 18 месяцев со дня принятия такого решения обеспечить внесение необходимых для размещения соответствующих объектов изменений в ука­занные документы, и договор аренды земельного участка (земельных участ­ков) с соответствующим юридическим лицом заключается только после вступления в силу соответствующих изменений в данные документы.

22. В решении о соответствии масштабного инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства, указанного в подпункте «а» пункта 1 части 7 статьи 4 настоящего Областного закона, критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическому лицу земельного участка (земельных участков) в аренду без проведения торгов предусматривается перечень дошкольных образовательных организаций, поликлиник, стоянок автомобилей, в том числе для временного хранения автомобилей, подлежащих строительству при реализации инвестиционного проекта, и их параметры.

3. В решении о соответствии масштабного инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства, указанного в подпункте «б» пункта 1 части 7 статьи 4 настоящего Областного закона, критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическому лицу земельного участка (земельных участков) в аренду без проведения торгов предусматривается поручение заключить договор аренды земельного участка (земельных участков):

1) в случае, установленном пунктом 1 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», – после заключения инвестором с объединением участников долевого строительства договора, предусматривающего обеспечение завершения строительства проблемного объекта и ввода его в эксплуатацию, в том числе путем его финансирования;

2) в случае, установленном пунктом 2 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», – после государственной регистрации перехода к инвестору прав на проблемный объект и земельный участок, предназначенный для размещения проблемного объекта;

3) в случае, установленном пунктом 3 части 1 статьи 51 Областного закона «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в Ростовской области», – после заключения с застройщиком проблемного объекта с согласия пострадавших участников долевого строительства договоров о переводе на инвестора прав и обязанностей застройщика (договоров цессии).

При этом в решении, указанном в абзаце первом настоящей части, а также в договоре о предоставлении юридическому лицу земельного участка (земельных участков) в аренду без проведения торгов должно предусматриваться право органа местного самоуправления на односторонний отказ от данного договора в связи с несоответствием масштабного инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства критерию, указанному в пункте 4 части 2 статьи 4 настоящего Областного закона.

Порядок определения площади земельного участка (земельных участков), предоставляемого инвестору в соответствии с настоящей частью, устанавливается Правительством Ростовской области.

31. В решении о соответствии масштабного инвестиционного проекта в сфере сельского хозяйства в отрасли животноводства, указанного в пункте 3 части 7 статьи 4 настоящего Областного закона, критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов предусматривается поручение заключить договор аренды земельного участка (земельных участков) для строительства, реконструкции либо модернизации соответствующих объектов и земельного участка (земельных участков) для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством кормов для животноводства и (или) выпасом сельскохозяйственных животных. При этом земельный участок для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством кормов для животноводства и (или) выпасом сельскохозяйственных животных, предоставляется в аренду из расчета не менее 20 условных голов сельскохозяйственных животных на 100 гектаров.

В решении о соответствии масштабного инвестиционного проекта в сфере сельского хозяйства, указанного в абзаце первом настоящей части, критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов, а также в договоре о предоставлении юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов должно предусматриваться право органа исполнительной власти Ростовской области или органа местного самоуправления на односторонний отказ от данного договора в связи с несоответствием масштабного инвестиционного проекта в сфере сельского хозяйства критериям, указанным в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 4 настоящего Областного закона.

4. В решении о соответствии масштабного инвестиционного проекта, реализуемого в сфере реновации территории, указанного в пункте 3 части 8 статьи 4 настоящего Областного закона, критериям, установленным настоящим Областным законом, и о предоставлении юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов предусматривается:

в случае предоставления земельного участка юридическому лицу, указанному в абзацах шестом, седьмом пункта 3 части 8 статьи 4 настоящего Областного закона, – поручение расторгнуть с указанным юридическим лицом заключенный с ним договор аренды земельного участка, заключить новый договор аренды на испрашиваемый земельный участок для реализации масштабного инвестиционного проекта в сфере реновации территории;

в случае необходимости – поручение о приведении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося у юридического лица в аренде, в соответствие с правилами землепользования и застройки.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 марта 2015 года.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и прежде всего — проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее — ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Схематично это можно представить следующим образом:

СОЦИУМ СКД КУЛЬТУРА

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» — на качество и сферу его активности.

В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом. Каждый из этих уровней можно характеризовать преимущественно в контексте социологической или культурологической проблематики:

Социальный аспект

Культурологический аспект

1.Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем.

2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений.

3.Регион как институциональная и административно-территориальная целостность.

4.Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов.

5.Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов.

1.Личность как носитель «культурных” качеств, субъект культурного творчества.

2.Социальная общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры.

3.Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры.

4.Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности.

5.Человечество как совокупность национальных культур.

На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям. Однако их автономность относительна — закономерности различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более сложной организации «снимает» специфику предыдущего уровня, который становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная индивидуальность «снимается» в национальной культуре, которая складывается из этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим) образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на состояние всей системы «культура — социум».

Итак, полюс социального в контексте анализируемого понятия есть обозначение субъекта, который выступает носителем определенных ценностей и осуществляет активность в различных сферах культурной жизни по их реализации. В точке пересечения социального и культурного рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий-явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуально воспринимаемого, переживаемого и практически осуществляемого, т.е. как персоналистическая реальность1.

Целостность и единство субъектов как носителей культуры (т.е. субъектов социально-культурной деятельности) обеспечивается не столько их институциональностью, сколько наличием базовых ценностей (объектов идентификации), сохраняющих устойчивость общности как системного образования, а также напряженностью энергетического поля, рождающегося в противопоставлении данного субъекта (социально-культурной или этнической группы, нации, общества) другим ценностям, нормам, идеалам в зависимости от степени их референтности (т.е. меры их значимости, субъективно воспринимаемой ценности) и позволяющего осознать различие, непохожесть и самотождественность «моей» общности в ее культурном измерении. В процессе консолидации индивидов, составляющих социально-культурную общность любого уровня, негативное отношение к «другим» так же естественно и закономерно, как и позитивное — к «своим». Полюсность «свое-чужое» всегда рождает особую энергетическую напряженность, которая сплачивает общность «мы» и одновременно формирует социально-психологическую оппозицию, противопоставление чужим — идеям, ценностям, образу жизни.

Анализ категории социально-культурная деятельность с точки зрения содержательной взаимодополняемости ее составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этого понятия и позволяет более четко определить границы его компетенции. С одной стороны, культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования социума. С другой — социальность не просто фиксирует носителя — субъекта культурной деятельности, но придает феномену культурного содержательную определенность. Социальный субъект как носитель культуры, во-первых, всегда имеет ограниченность во времени (в отличие от культуры, «тело» которой простирается в бесконечность прошлого и включает в себя многовариантность будущего); во-вторых, социальность придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь. Культура в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только и развивается.

Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует сферу и качество его активности. Следовательно, социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.

Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования, которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и социально-педагогической ориентации (а еще точнее — тех направлений и видов профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин социально-культурная педагогика).

Дело в том, что традиционно (в рамках культурно-просветительной работы) в качестве такого объекта рассматривалась, преимущественно, отдельная личность, а сама теория (или те разработки, которые претендовали на такой статус) и методические рекомендации укладывались в рамки индивидуально-психологической концепции, согласно которой процесс развития личности определяется, в основном, ее внутренней логикой и соответствующими методами воздействия субъекта педагогического процесса.

В рамках культурологической парадигмы подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях — общенациональном (в рамках государственной культурной политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов — в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности — как способа осуществления определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и предметом практического овладения — в форме освоения различных социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).

Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона — здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью — создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

Объект проектной деятельности профессионала социально-педагогической направленности также представляет собой многоуровневое явление, включающее в качестве своих составляющих не только личность, но и общность, регион. Это, в свою очередь, требует иных методологических акцентов при разработке технологических приемов и методов практической деятельности. Мировоззренческой основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры. В рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, но социально-культурная среда, а предметом — оптимизация социально-культурной жизни, пространства обитания человека.

Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее предметное пространство. Даже на региональном уровне утвердивший себя принцип проблемно-целевой ориентации, выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий культурологической направленности, и в рамках социально-педагогических технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения этих проблем.

Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на понимание проблем личностей и социальных групп, причин социального дисфункционирования человека, на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом — культурологическая. Это обнаруживается в специфике объекта, задач и функций специалистов как социально-педагогического, так и культурологического профиля, которую мы рассмотрим в последующих разделах пособия.

Согласно постановлению Кабинета министров №271 от 12 мая «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году», опубликованном на сайте правительства, в перечне также государственные угольные предприятия и шахты, концерн «Укрторф», НПП «Электронмаш», «Президент-Отель» и морские порты, однако на продажу последних необходимо получить разрешение Верховной Рады.

«Фонду государственного имущества в 2015 году обеспечить выставление на продажу объектов с применением в качестве основного способа продажи — конкурса с открытостью предложения цены по принципу аукциона без установления ограничений для допуска участников, кроме случаев, предусмотренных законодательством, и с учетом установленных санкций», — говорится в документе.

Помимо того, правительство поручило Минэкономразвития и ФГИ в необходимых случаях проводить роуд-шоу с привлечением советников.

Всего в утвержденном перечне на приватизацию 286 объектов всех групп (от группы «А» — «малая приватизация»; до группы «Г» — «большая приватизация»; и групп «Е» — «доли в совместных предприятиях» и «Ж» — «объекты соцкультбыта»). Помимо того, еще 43 объекта в настоящее время внесены в перечень запрещенных к приватизации, поэтому для их продажи необходимо решение Верховной Рады.

Как сообщалось, президент и премьер Украины 13-14 мая посетят с визитами Францию и Германию, а ранее они неоднократно призывали инвесторов из ЕС участвовать в приватизации в Украине.

Также в постановлении Кабмина есть Дополнение №2, в котором находится список объектов госсобственности, подлежащих приватизации в 2015 году после их исключения из Закона «Об объектах права госсобственности, не подлежащих приватизации»:

Код згідно з ЄРДПОУ

Найменування, організаційно-правова форма

Розмір пакета акцій, відсотків

Транспортна галузь

Мінінфраструктури

Група Г

Державне підприємство «Маріупольський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Морський торговельний порт «Южний»

Державне підприємство «Іллічівський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Одеський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Ізмаїльський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Бердянський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Миколаївський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Білгород-Дністровський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Херсонський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Ренійський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Усть-Дунайський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Скадовський морський торговельний порт»

Державне підприємство «Спеціалізований морський порт «Октябрьск»

Група В

ПрАТ «Українське Дунайське пароплавство»

Державне Чорноморське-Азовське виробничо-експлуатаційне управління морських шляхів

Група А

Чорноморське головне морське агентство «Інфлот»

Енергетична галузь

Міненерговугілля

Група Г

Державне підприємство «Смоли»

Сільськогосподарська галузь

Мінагрополітики

Група В

Державне підприємство «Дніпропетровський експериментальний виноробний завод»

Державне підприємство «Дніпропетровське обласне підприємство по племінній справі у тваринництві «Облплемпідприємство»

Державне підприємство «Одеське обласне підприємство по племінній справі у тваринництві»

Державне підприємство «Харківське обласне сільськогосподарське підприємство по племінній справі у тваринництві»

Покровська міжрайонна радгосп-фабрика

Кременчуцька міжрайонна коконосушарня «Міжрайшовк»

Державне підприємство «Кук»

Державне підприємство «Монастириське»

Державне підприємство «Понінківське»

Державне підприємство Шовківничий радгосп «Пологівський»

Державне підприємство — шовкорадгосп «Баришівський»

Державний шовкорадгосп «Знам»янський»

Державне підприємство шовкорадгосп «Гоголівський»

Державне підприємство шовкорадгосп «Хорольський»

Державне підприємство Гайворонський завод безалкогольних напоїв

Державне підприємство «Закупнянський кар»єр»

Державний Миргородський гренажний завод

Державне підприємство «Нігинський кар»єр»

Державне підприємство «Мурафський кар»єр»

Державне підприємство «Агропромислова фірма «Леанка»

Державне сільськогосподарське підприємство «Головний селекційний центр України»

Державне підприємство «Київська обласна коконосушарка»

Наукова діяльність

Мінагрополітики

Група В

Державне підприємство «Проектно-конструкторський технологічний інститут «Львівхарчопроект»

Державне підприємство «Науково-дослідний центр рідких мінеральних добрив»

Мінінфраструктури

Група В

Державне підприємство «Науково-дослідний проектно-конструкторський інститут морського флоту України з дослідним виробництвом»

Будівництво

Українська державна будівельна корпорація «Укрбуд»

Група В

Державне публічне акціонерне товариство «Будівельна компанія «Укрбуд»