Объектом обложения таможенными пошлинами налогами являются



Комментарий к статье 75 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, начинается с установления объекта обложения.
Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК).
В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Однако при этом оговаривается, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ).
Похожие определения товара, используемые в целях налогообложения, содержатся в налоговом законодательстве других государств — членов Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь «товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством».
База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (п. 2 ст. 35 ТК). Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара — таможенная стоимость — используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. Законодательной базой при регулировании вопросов определения и декларирования таможенной стоимости является глава 8 ТК, а также законодательство государств — членов Таможенного союза: Российской Федерации — глава 11 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разделы III, IV Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», глава 11 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», разделы III, IV Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII «О Таможенном тарифе».

При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении:

— количество (штуки, пары и др.);

— масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.);

— объем (литры, кубометры);

— иные характеристики (киловатт-часы и др.).

Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости; б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

В НК РФ вопросам определения налоговой базы НДС и акцизов на ввозимые товары посвящены ст. ст. 53, 54 (понятие налоговой базы и общие вопросы ее исчисления), 153 (налоговая база по НДС), 160 (порядок определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), 191 (порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).
В Налоговом кодексе Республике Беларусь соответствующие нормы содержатся в статьях 41 (понятие налоговой базы), 99 (определение налоговой базы налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами), 117 (определение налоговой базы по акцизам), 121 (порядок исчисления акцизов, взимаемых таможенными органами).
В Налоговом кодексе Республики Казахстан это ст. ст. 28 (понятие налоговой базы), ст. 246 (определение облагаемого НДС импорта), ст. 247 (размер облагаемого НДС импорта), ст. 283 (налоговая база по подакцизным товарам), ст. 297 (налоговая база импортируемых подакцизных товаров).

С 01.01.2015 вступила в силу гл. 33 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), посвященная новому обязательному платежу — торговому сбору, что привело к дополнительной налоговой нагрузке для коммерсантов, осуществляющих торговую деятельность.

Торговый сбор является местным налогом, поэтому перечисляется в бюджет того региона, в котором установлен. Налог уплачивается ежеквартально. На территории г. Москвы торговый сбор введен на основании Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее — Закон № 62), который начал действовать с 01.07.2015.

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА

Обязанность по уплате торгового сбора зависит от налогового режима. Торговый сбор должны платить только индивидуальные предприниматели и организации, применяющие основную систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Зависимость уплаты торгового сбора от применяемой системы налогообложения приведена в табл. 1.

Таблица 1. Уплата торгового сбора в зависимости от налогового режима

Налоговый режим

Обязанность по уплате налога

Общая система налогообложения (ОСН)

Платить нужно

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Платить нужно

Патентная система налогообложения (ПСН)

Платить не нужно

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Платить не нужно

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Совмещать ЕНВД и торговый сбор нельзя. Если в регионе введен торговый сбор, то необходимо перейти с ЕНВД на другую систему налогообложения

Уплата торгового сбора не зависит от:

  • права собственности на торговый объект. Сбор должны платить те лица, которые непосредственно используют объект для торговли (касается как собственника, так и арендатора);
  • величины полученных доходов. Размер торгового сбора напрямую зависит от площади объекта торговли, его типа и места размещения;
  • места регистрации бизнесмена. Торговый сбор должны платить индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие торговлю на той территории, где он установлен (вне зависимости от места жительства ИП или регистрации организации). Например, индивидуальный предприниматель, который зарегистрирован в Твери, но торговлю ведет в Москве, обязан платить торговый сбор в столичный бюджет. Торговый сбор рассчитывается исходя из установленных в регионе налоговых ставок;
  • регулярности торговли. Торговый сбор нужно рассчитывать и платить сразу за целый квартал. Данный платеж не зависит от сезонности бизнеса, количества отработанных в квартале дней.
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Особенности налогообложения участников Таможенного союза

Аубакирова С.Д.

Ведущий налоговый инспектор

С 1 июля 2010 года начал функционировать Таможенный союз, сформированный Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Таможенный союз представляет собой зону свободной торговли, единую внешнеторговую политику по отношению к третьим странам. В свою очередь единая внешнеторговая политика включает в себя применение единого таможенного тарифа и единых нетарифных мер (таких как лицензирование, квотирование и др. формы разрешительных мер) по отношению к импорту из третьих стран.

Одним из важных этапов интеграции трех государств является введение в действие с июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза, а также ряда международных договоров, разработанных в его реализацию.

В реализацию международных договоров, принятых в рамках Таможенного союза по вопросам налогообложения косвенными налогами во взаимной торговле 30 июня 2010 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения», которым внесены изменения и дополнения, в том числе в Налоговый кодекс. Так в Налоговый кодекс Республики Казахстан введена новая глава 37-1, которая определяет особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Основной международный договор — это «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», подписанный главами государств в Москве 25 января 2008 года. Взимание налога на добавленную стоимость по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории другого государства-члена Таможенного союза, осуществляется органами налоговой службы по ставке 12%, установленной пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса Республики Казахстан, применяемой к размеру облагаемого импорта.

В соответствии с п. 3 ст. 276-20 Налогового кодекса Республики Казахстан, при импорте товаров на территорию Казахстана с территории другого государства-члена Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Важным элементом при формировании информации в налоговых органах стран — участниц ТС является Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Его налогоплательщик заполняет при ввозе товара и предоставляет в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком налогоплательщику государства — члена ТС, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0 процентов

При экспорте и импорте товаров внутри границ ТС также определен перечень необходимых документов подтверждающих применение налогоплательщиком с территории которого вывезены товары нулевой ставки налога, а именно:

1. налоговая декларация;

2. договоры с учетом изменений, дополнений и приложений, в случае лизинга товаров — договоры лизинга, товарного кредита — договоры товарного кредита; договоры на изготовление товаров; договоры на переработку давальческого сырья;

3. выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки; при расчете наличными денежными средствами — выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров; при вывозе товаров по договору лизинга — выписку банка, подтверждающую поступление лизингового платежа, в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга на счет налогоплательщика-экспортера. В случае осуществления товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита налогоплательщик-экспортер представляет документы, подтверждающие импорт товаров, выполнение работ, оказание услуг, полученных им по указанным операциям;

4. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

5. транспортные товаросопроводительные документы;

6. иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Заявление о ввозе товаров является документом, подтверждающим, как уплату косвенных налогов при ввозе товаров, так и совершение оборотов по экспорту, облагаемых по нулевой ставке НДС, по которым подлежит возврату из бюджета. Примечательно, что перечень является обязательным для применения во всех государствах — членах ТС. Предоставить документы необходимо в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, иначе в соответствии с пунктом 3 Протокола 1 суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за отчетный период, на который приходится дата отгрузки и нулевая ставка не применяется. Причем датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, либо дата выписки иного обязательного документа. В случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства — члена ТС

Налоги являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Применение ввозных таможенных пошлин в отношении импортируемых товаров является одним из основных инструментов торговой политики любого государства.

К товарам, ввозимым в Республику Беларусь из третьих стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), утвержденного Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 (с изменениями и дополнениями).

Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле.

Основными целями ЕТТ ЕАЭС являются:

— обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭС в мировую экономику;

— рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

— поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории ЕАЭС;

— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ЕАЭС;

— поддержка отраслей экономики ЕАЭС.

В государствах-членах ЕАЭС, как и в большинстве других стран мира, ЕТТ строится в соответствии с принципами эскалации тарифа и эффективной тарифной защиты. На практике это выражается в установлении более низких ставок пошлин на сырьевые товары и более высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.

Таким образом, создаются стимулы для ввоза в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом повышается тарифная защита в отношении готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри государств-членов ЕАЭС.

В ЕТТ ЕАЭС применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

— адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости ввозимых товаров;

— специфические, начисляемые за единицу ввозимых товаров;

— комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств-членов ЕАЭС и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций, а также случаев применения режима свободной торговли.

Тарифные квоты

При осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов ЕАЭС сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории в недостаточном количестве.

К указанным сельскохозяйственным товарам, ввозимым на единую таможенную территорию, в зависимости от ввоза в пределах установленного количества (квоты) или вне такой квоты применяются различные ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с ЕТТ ЕАЭС.

Условия и механизм применения тарифных квот определен разделом III приложения № 6 к Договору о ЕАЭС. Информацию о распределении тарифных квот в ЕАЭС можно найти .

Распределение тарифных квот в Республике Беларусь на мясо птицы и свинину осуществляется на основании решения Правительства Республики Беларусь Министерством сельского хозяйства и продовольствия, на рис – Министерством антимонопольного регулирования и торговли.