Объектовая тренировка по гражданской обороне

Учения являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта экономики в целом, его органов управления, руководящего состава, формирований ГО, рабочих и служащих к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Эти учения дают возможность практически отработать весь комплекс мероприятий РСЧС и ГО с учетом специфики производства, особенностей территориального размещения и других факторов, присущих данному объекту.

Учения и тренировки (далее – учения) организуются на основании требований Организационных указаний по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, наставлений и других руководящих документов.

В настоящее время комплексные учения проводятся продолжительностью 2-3 суток с периодичностью один раз в три года:

  • в органах местного самоуправления;
  • на всех категорированных объектах;
  • на некатегорированных объектах с численностью 300 и более рабочих и служащих;
  • в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек;
  • на некатегорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро-взрывоопасные и аварийно-химические опасные вещества.

На остальных объектах проводятся один раз в три года объектовые тренировки продолжительностью не менее 8 часов. Они готовятся и проводятся аналогично комплексным учениям.

Учения проводятся в целях:

  • привития и совершенствования практических навыков руководящему составу и специалистам комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС) и структурным подразделениям объекта, уполномоченным на решение задач в области ГО в осуществлении мероприятий по решению стоящих перед ними задач в условиях ЧС;
  • определения, а также уточнения ранее установленных обязанностей и функций должностных лиц объекта на период ЧС;
  • отработки взаимодействия с городскими, отраслевыми, и другими органами управления, а также соседними объектами в решении совместных задач в ЧС;
  • анализа и оценки подготовленности объекта к функционированию в ЧС; определения состояния и возможностей структурных подразделений объекта к выполнению возложенных на них функций в условиях возможной в ЧС обстановки;
  • проверки полноты и реальности планов действий в ЧС (планов ГО и планов предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях);
  • проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости объекта к функционированию в ЧС;
  • подготовки предложений по дальнейшему повышению безопасности и готовности производства к функционированию в ЧС;
  • исследования различных аспектов проблем безопасности производства;
  • защиты персонала и подготовки объекта к функционированию в ЧС.

Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта экономики.

Назначение учений заключается в подготовке их участников к выполнению возлагаемых на них задач в условиях ЧС, а также в проверке эффективности и полноты разрабатываемых и осуществляемых мероприятий по предотвращению ЧС, защите персонала, повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Район, в котором проводится учение, включает территорию объекта с находящимися на ней зданиями, сооружениями, коммунально-энергетическими сетями, средствами связи и оповещения, автоматическими системами управления производством, пунктом управления, защитными сооружениями. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на прилегающей к объекту территории, а также на имеющихся у него или расположенных за его пределами натуральных участках, полигонах, учебных городках.

Заблаговременная и тщательная организация и подготовка учения призваны обеспечить высокую готовность руководства и посреднического аппарата, всех участников к качественному выполнению своих задач и обязанностей, разработку соответствующих документов на его проведение, а также создание надлежащей учебно-материальной базы для методически грамотной отработки учебных вопросов и в целом повышение готовности объекта к решению задач РСЧС и ГО.

От своевременности и качества выполнения подготовительных мероприятий в решающей степени зависят поучительность и достижение целей учения.

Содержание и объем организационных мероприятий по учению, последовательность и сроки их выполнения определяет руководитель учения. Он несет личную ответственность за подготовку учения.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 июля 2013 г.

Регистрационный N 29115

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»* приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Министр В. Пучков

Приложение

Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1, от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»2, от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»3, от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»4, постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»5, от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»6, от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»7, от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»8 и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее — ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее — ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее — СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершению цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

5Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.

6Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N38, ст. 4825.

Салахетдинов Р.Ф.,

преподаватель-организатор

МОУ Ишеевского многопрофильного

лицея им. Н.К.Джорджадзе

ПРОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВЫХ ТРЕНИРОВОК

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В современных условиях обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач по защите населения и среды его обитания в случаях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечить безопасность жизнедеятельности населения – значит защитить человека от опасностей различного рода и помочь ему устранить последствия чрезвычайных событий, а также создать условия необходимые для его выживания.

Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» возлагает на руководителей всех рангов (ст. 14) конкретные обязанности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон № 28 от 12.02.1998 г., существенно дополненный Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г., определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.

Обучение и практическая подготовка руководящего состава и специалистов органов власти и управления, руководителей и персонала предприятий и учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм и видов собственности, а также всего населения способам защиты от опасностей природного, техногенного и военного характера являются одними из приоритетных направлений совершенствования системы защиты населения и территорий. При этом особое внимание уделяется отработке необходимых навыков и умений в процессе учений и тренировок.

Проведение учений тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций является высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерств и ведомств, муниципальных образований и организаций в целом, их органов управления, руководящего состава, НАСФ, рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, к решению задач гражданской обороны и ТП РСЧС.

Они позволяют проверить реальность планирующих документов по выполнению мероприятий гражданской обороны и ТП РСЧС на мирное и военное время, а также дают возможность практически отрабатывать весь комплекс мероприятий, гражданской обороны и ТП РСЧС с учетом особенностей территориального размещения, специфики производства объектов и других особенностей.

Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач гражданской обороны, защиты населения от ЧС.

На объектовых тренировках отрабатываются, по возможности, весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта экономики.

Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработке приемов и способов защиты персонала объекта в ЧС мирного и военного времени и отрабатываются мероприятия ГО, повышающие устойчивость работы этих объектов в мирное и военное время.

Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя объекта, так и в составе групп объектов. В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных, перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов.

Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учитывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки.

Перечень и объем выполняемых мероприятий должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте.

К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с объектом поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания.

Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку, организацию и качество ее проведения.

Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки ОУ к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. При проведении объектовых тренировок выполняются практические мероприятия, предусмотренные «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС”, основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты обучающихся и сотрудников ОУ при возникновении ЧС как техногенного, так и природного характера.

Определяя тему и продолжительность объектовой тренировки, необходимо исходить из основного требования – обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. (Приложение №1)

К участию в тренировке привлекаются руководящий состав, обучающиеся, преподавательский и обслуживающий персонал.

К руководящему составу ОУ относятся: начальник гражданской обороны – директор; начальник штаба ГО – зам.директора по БЖ; заместители директора и командно-начальствующий состав невоенизированных формирований – объектовых звеньев (там где они созданы).

Объектовая тренировка — упрощенное по мероприятиям организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом ГО на военное время и планом ликвидации аварийных ситуаций организации. Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости при возникновении чрезвычайной ситуации как техногенного, так и природного характера, а также действий в случае применения противником современных средств поражения.

Такие тренировки проводятся как самостоятельно под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы организаций, входящих в объединение предприятий.

Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо исходить из основного требования — обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в планы.

К участию в тренировке привлекаются органы управления и силы РСЧС, рабочие и служащие организации, население жилого сектора, не занятое в производстве; в учебных заведениях кроме преподавательского и обслуживающего состава — студенты и учащиеся.

Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.

Для проведения объектовой тренировки издается приказ руководителя организации (руководителя тренировки) на основании которого разрабатывается план (график) Приказ доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до начала тренировки.

На основании этого документа заместители, помощники руководителя посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Исполняются текстуально или графически и утверждаются руководителем. Руководящий состав РСЧС представляет на утверждение планы ТСУ.

Накануне тренировки с руководящим составом органов управления и руководящим составом сил РСЧС необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого уточнить порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовать вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия как между функциональными подразделениями организации, так и между формированиями. Проводит занятия руководитель организации.

Подготовка объектовых тренировок

При подготовке тренировки основное внимание следует уделять эффективному решению вопросов защиты населения и материальных средств в ЧС мирного и военного времени, проведению АСДНР в очагах поражения, умелым действиям участников учения по сигналам оповещения.

Каждой тренировке предшествует изучение соответствующих тем программы подготовки формирований и программы подготовки персонала объекта.

Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем объекта с учетом характера производственной (учебной) деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических условий, степени обученности участников тренировки, состоянии ГО и звена РСЧС на объекте.

Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руководителя объекта, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки.

В период подготовки, на основании указаний руководителя тренировки, руководителе органа управления ГО и РСЧС организации разрабатывается «План проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до ее начала.

На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощники руководителя тренировки, руководители основных производственных (учебных) подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер безопасности. Частные планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются руководителем тренировки.

В подготовительный период с руководящим составом, командирами формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участки имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организация взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними объектами.

В целях выработки и уточнения отдельных вопросов и деталей плана проведения учений с руководящим составом проводится рекогносцировка учебных мест.

Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.

Методика проведения объектовой тренировки

Тренировки проводятся на территории организации (объекта) с максимальным использованием учебно-материальной базы объекта. При этом производственная и учебная деятельность объекта не прекращается, а отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально возможного количества людей (например, заполнение ЗС ГО, безаварийная остановка производства, эвакуация из зоны ЧС или в загородную зону и т.д.) проводится в наиболее удобное для объекта время. Личный состав сил РСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех мероприятий, которые определены планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планом ГО объекта, или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.

Если обучаемые в ходе тренировки не укладываются в установленные нормативы, а запланированные мероприятия РСЧС и ГО не выполняются в отведенное время, руководитель тренировки повторяет отработку того или иного учебного вопроса.

Возможны варианты проведения тренировок.

Пример 1. Тренировка по теме «Действия руководящего состава при проведении АСДНР в ходе ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте».

Тренировка обычно начинается с момента передачи диспетчером (дежурным) информации о возникшей аварии с разливом (выбросом) АХОВ на территории объекта и продолжается путем наращивания обстановки и последующих практических действий обучаемых.

На тренировке могут отрабатываться следующие мероприятия:

с составом КЧС и ОПБ — выявление очагов и оценка обстановки на объекте при возникновении аварии с АХОВ. Принятие решения по предотвращению ЧС и (или) снижению ущерба и потерь производственного персонала. Управление АСДНР при ликвидации последствий аварии;

с личным составом сил РСЧС — проведение ТСУ по теме «Действия формирований при ликвидации последствий аварии и ведении АСДНР»;

с рабочими и служащими — действия в случае аварии с АХОВ на объекте, практическое использование средств и способов защиты, безаварийная остановка производства;

с населением жилого сектора, не занятого в сферах производства и обслуживания, — порядок действия при получении речевой информации об аварии, герметизация жилых помещений, использование СИЗ, порядок действий при экстренной эвакуации.

Пример 2. Тренировка по теме «Проведение мероприятий ГО при планомерном переводе объекта с мирного на военное положение».

На этой тренировке представляется возможность проверить реальность планов ГО, при этом могут отрабатываться следующие мероприятия:

с руководящим составом — порядок перевода объекта с мирного на военное время; выполнение практических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время; организация и практическая выдача средств индивидуальной защиты; организация РХН и разведки; оценка обстановки в очагах химического и биологического поражения (очага поражения АХОВ); организация и руководство АСДНР в очагах поражения; проведение эвакомероприятий; организация химического и дозиметрического контроля;

с личным составом формирований — ТСУ по теме «Действия формирования при проведении АСДНР в очаге поражения»;

с рабочими и служащими, не входящими в формирования, — действия по предупредительному сигналу ГО «Внимание! Говорит! Граждане! Воздушная тревога!» и последующей речевой информации отдела ГО и РСЧС организации, порядок получения СИЗ, приведение в готовность и порядок заполнения ЗС ГО, порядок проведения светомаскировки и противопожарных мероприятий, оказание само- и взаимопомощи при различных поражениях, проведение специальной и санитарной обработки;

с населением жилого сектора, не занятого в сфере производства и обслуживания, -действия по предупредительному сигналу ГО «Внимание! говорит орган управления ГО и РСЧС. Граждане! Воздушная тревога», порядок получения СИЗ и заполнения ЗС, герметизация жилых помещений, подготовка подвальных помещений под коллективные ЗС, защита продуктов питания и воды от заражения.

Помимо этих мероприятий в ходе тренировок могут отрабатываться и другие практические вопросы, перечень и порядок отработки которых зависит от содержания планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и шов ГО объектов, а также местных условий и созданной обстановки.

Для более качественной отработки конкретных вопросов, в соответствии с созданной обстановкой обучаемым могут вручаться заблаговременно разработанные имитационные талоны (с соответствующей обстановке текстуальной информацией).

После выполнения всех учебных вопросов, предусмотренных планом, руководитель тренировки проводит разбор, анализирует и оценивает действия обучаемых. При необходимости по результатам тренировки могут вноситься уточнения в планы ГО и планы действий.

Оценка качества проведения тренировки осуществляется в соответствии с установленными критериями учений на объектах.

О результатах проведенной тренировки не позднее 10 дней со времени ее окончания докладывается в орган управления ГО и РСЧС муниципального образования и в вышестоящий ведомственный орган управления ГО и РСЧС.

Объектовая тренировка в образовательной организации

В соответствии со статьей 11 «Закона о гражданской обороне» руководители образовательных учреждений, являются по своему должностному положению руководителями гражданской обороны образовательных учреждений (ОУ), несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по обеспечению защиты персонала и учащихся в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, надежное функционирование ОУ в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Руководители образовательных учреждений имеют право в пределах своих полномочий в установленном порядке вводить в действие соответствующие планы по защите персонала и учащихся в случае угрозы и возникновения ЧС, издавать приказы по вопросам гражданской обороны (ГО), защиты от ЧС.

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) образовательные учреждения относятся к специфическим объектам. Это специфика и определяет конкретные задачи по ГО в образовательной школе, профтехучилище, техникуме, в дошкольных учреждениях.

Главная задача в любом образовательном учреждении заключается в обеспечении надежной защиты учащихся, преподавателей, рабочих и служащих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Выполнение этой задачи составляет основу гражданской обороны образовательного учреждения и требует подготовки и проведения целого ряда конкретных мероприятий, основными из которых являются:

  • создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), поддержание их в постоянной готовности к действиям;

  • организация обучения руководящего состава, преподавателей, учащихся (студентов), рабочих и служащих вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях в объеме установленных государственных стандартов;

Руководитель ГО ОУ несет персональную ответственность за организацию и своевременное выполнение мероприятий по защите учащихся и персонала ОУ в ЧС мирного и военного времени.

Основным документом определяющим порядок создания и функционирования системы гражданской обороны, объектового звена (уровня) подсистемы РСЧС является приказ руководителя гражданской обороны образовательного учреждения (РГО ОУ).

Приказом РГО ОУ назначаются заместители руководителя по ГОЧС по эвакуации, по МТО, инженерно-технической части, создается комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), эвакокомиссия, определяется состав и укомплектованность нештатных аварийно-спасательных формирований, определяются учебные группы и порядок обучения и подготовки всех категорий в области безопасности жизнедеятельности.

Уполномоченный работник по ГОЧС является первым заместителем РГО ОУ и имеет право от имени РГО отдавать распоряжения, касающиеся вопросов защиты учащихся и персонала ОУ в чрезвычайных ситуациях.

На должность первого заместителя руководителя по ГОЧС ОУ, как правило, назначается преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности (при отсутствии штатного работника).

  • создание и поддержание в готовности пункта управления, средств связи и оповещения личного состава образовательного учреждения об опасности при угрозе и возникновении аварии (катастрофы) и стихийного бедствия, а также об угрозе нападения противника;

  • поддержание в готовности к использованию защитных сооружений и укрытий;

  • организация и проведение мероприятий по герметизации и пожаротушению учебных помещений и зданий;

  • подготовка и проведение эвакомероприятий (в образовательных учреждениях категорированных городов);

  • организация и проведение экстренного вывоза (эвакуации) личного состава образовательного учреждения из зон возможного заражения (затопления) при возникновении аварии, катастрофы и стихийного бедствия;

  • накопление, хранение и поддержание в готовности к использованию средств индивидуальной защиты (в т.ч. простейших), медицинских средств и специального имущества.

Заместителем РГО ОУ по эвакуации, как правило, назначается заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе. Он отвечает за организацию, подготовку и проведение эвакомероприятий в ОУ.

Заместителем РГО ОУ по МТО назначается помощник директора ОУ по хозяйственной части. Он несет ответственность за материально-техническое обеспечение мероприятий по защите учащихся и персонала ОУ при угрозе и возникновении ЧС.

При РГО ОУ создается орган управления по делам ГОЧС возглавляемый работником, специально уполномоченным на решение задач ГОЧС, который является организатором всей практической деятельности по вопросам ГО и ЧС.

Для проведения эвакуационных мероприятий и экстренного вывода личного состава образовательного учреждения из зон возможного заражения (затопления), которые могут образовываться в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий, приказом руководителя гражданской обороны назначается объектовая эвакокомиссия. Возглавляет эвакокомиссию заместитель руководителя гражданской обороны по эвакуации. В практической работе он руководствуется Положением об объектовой эвакуационной комиссии (ОЭК).

Для непосредственного выполнения мероприятий по защите учащихся и постоянного состава в образовательном учреждении создаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

Количественный и численный состав формирований определяет руководитель образовательного учреждения с учетом специфики и возможностей образовательного учреждения и рекомендаций органов образования.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами объектового звена под руководством объектовой комиссии.

Руководитель объекта незамедлительно информирует о чрезвычайной ситуации Управление по своему району ГУ МЧС РФ, районный отдел образования.

При недостаточности указанных сил и средств, привлекаются, в установленном порядке силы и средства районного звена территориальной подсистемы.

Финансовое обеспечение функционирования объектового звена по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19 ФЗ № 28 от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»).

Особенности подготовки и проведения объектовых тренировок по предупреждению и ликвидации террористического акта, минимизации и ликвидации последствий террористических актов 1. Общие положения Объектовые тренировки (далее — тренировки) являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, персонала и обучающихся к решению задач, предупреждения и ликвидации террористического акта. На тренировках обычно отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами предупреждения и ликвидации террористического акта. Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработке приемов и способов защиты персонала, обучающихся, образовательной организации от угроз и совершения террористического акта, а также отрабатываются мероприятия повышающие устойчивость работы объекта. Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя образовательной организации. Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 6 часов. Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учитывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки. Перечень и объем выполняемых мероприятия должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана действий по минимизации и ликвидации последствий террористического акта на объекте. К участию в тренировке привлекается весь персонал и обучающиеся. Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку организацию и качество ее проведения. 2. Подготовка объектовых тренировок При подготовке тренировки основное внимание следует уделять эффективному решению вопросов защиты работников, обучающихся и материальных средств от террористических актов, умелым действиям участников учения по сигналам оповещения. Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем образовательной организации с учетом характера учебной деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических условий, степени обученности участников тренировки, состоянии антитеррористической подготовки. Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руководителя образовательной организации, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки. В период подготовки, на основании указаний руководителя тренировки, заместителем руководителя по безопасности разрабатывается «План проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до ее начала. На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощники руководителя тренировки, руководители основных подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер безопасности. Частные планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются руководителем тренировки. В подготовительный период с руководящим составом, руководителями формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участки имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организация взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними организациями (объектами). В целях выработки и уточнения отдельных вопросов и деталей плана проведения учений с руководящим составом проводится рекогносцировка учебных мест. Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки. 3. Проведение объектовых тренировок Тренировки проводятся на территории образовательной организации с максимальным использованием учебно-материальной базы. Личный состав территориальных органов федеральных органов власти привлекается для выполнения только тех мероприятий, которые определены планами взаимодействия по предупреждению, ликвидации или минимизации последствий террористического акта или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки. Если обучаемые в ходе тренировки не укладываются в установленные нормативы, а запланированные мероприятия не выполняются в отведенное время, руководитель тренировки повторяет отработку того или иного учебного вопроса. Возможны варианты проведения тренировок. Пример 1. Тренировка по теме «Действия руководящего состава и сотрудников при получении угрозы проведения террористического акта по телефону». Тренировка обычно начинается с момента передачи дежурным информации о телефонной угрозе и продолжается путем наращивания обстановки и последующих практических действий обучаемых. На тренировке могут отрабатываться следующие мероприятия: с руководящим составом принятие решения по предотвращению террористического акта и (или) снижению ущерба и предотвращению потерь среди персонала и обучающихся; с персоналом образовательной организации — действия в случае угрозы взрыва на объекте, практическое использование средств и способов защиты. Пример 2. Тренировка по теме «Действия руководящего состава и преподавательского состава при обнаружении взрывоопасного предмета и совершении террористического акта». На этой тренировке представляется возможность проверить реальность планов, при этом могут отрабатываться следующие мероприятия: с руководящим составом — порядок выполнения практических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта; организация и практическая выдача средств индивидуальной защиты; оценка обстановки в очагах химического и биологического поражения (очага поражения АХОВ); проведение эвакомероприятий; Помимо этих мероприятий в ходе тренировок могут отрабатываться и другие практические вопросы, перечень и порядок отработки которых зависит от содержания планов действий по предупреждению, ликвидации или минимизации последствий террористического акта. Для более качественной отработки конкретных вопросов, в соответствии с созданной обстановкой обучаемым могут вручаться заблаговременно разработанные имитационные талоны (с соответствующей обстановке текстуальной информацией). После выполнения всех учебных вопросов, предусмотренных планом, руководитель тренировки проводит разбор, анализирует и оценивает действия обучаемых. При необходимости по результатам тренировки могут вноситься уточнения в планы действий. Оценка качества проведения тренировки осуществляется в соответствии с установленными критериями учений на объектах.