Обеспечивается ли уплата пошлин принудительной силой государства



Таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы) уплачиваются лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу, при этом их уплата обеспечивается принудительной силой государства.
В соответствии со ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров с момента пересечения границы, а при вывозе — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Вместе с декларантом с 1 октября 2009 г. Таможенным кодексом РФ установлена и солидарная ответственность таможенного брокера за уплату таможенных платежей.
Частью 3 ст. 320 ТК РФ определено, что при неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении, уплате в неполном размере или с нарушением установленных сроков уплаты (несвоевременной уплате), ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое возложена соответствующая обязанность.
Юридическая ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей представлена в первую очередь составами, включенными в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статьей 194 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Важно отметить, что при квалификации деяния следует оценить, имелась ли у лица реальная возможность уплаты таможенных платежей, а также были ли совершены действия, свидетельствующие о намерении избежать такой уплаты, неправомерно получить льготы, необоснованно занизить таможенную стоимость и пр.
Образование состава данного преступления возможно при наличии крупного замера суммы, квалифицируемой в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей. В примечании к данной статье крупным размером признается превышение суммы неуплаченных таможенных платежей в пятьсот тысяч рублей. Если же эта сумма составляет более одного миллиона пятиста тысяч рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей считается совершенным в особо крупном размере и наказывается по ч. 2 ст. 194 УК РФ.
Статьей 16.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом данная норма не предусматривает ответственности за нарушение сроков уплаты сборов за таможенное оформление.
Особое внимание следует уделить финансово-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Вопрос о ее существовании возник недавно и сразу же вызвал массу острых дискуссий. Большинство ученых-административистов придерживаются традиционной классификации юридической ответственности и считают, что финансово-правовая ответственность поглощается административной. Напротив, исследователи, занимающиеся финансово-правовой проблематикой, признают в финансовой самостоятельный вид юридической ответственности либо отмечают реальные перспективы ее обособления.
Комплексный характер таможенного законодательства отразился и на правовой природе юридической ответственности в данной сфере. Ее дуализм вытекает из существования, как подчеркивает А.Н. Козырин, двух основных видов общественных отношений, регулируемых таможенным правом: административно-правовых (касающихся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров, порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей) и финансово-правовых (связанных с взысканием таможенных налогов и сборов).

К числу общих финансово-правовых санкций относятся штрафы (не административные), пени, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, закрытие бюджетных кредитов, изъятие бюджетных средств, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Безусловным признаком данных мер ответственности выступает наличие карательной и превентивной функций.
Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе пени. В гражданском законодательстве под пеней понимается разновидность неустойки. Она подлежит взысканию за каждый период (день) просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок.
Пеня, несомненно, является мерой финансово-правового принуждения. Она применяется в случае совершения субъектом деяния, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате обязательных платежей. В налоговом законодательстве пеня согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ названа способом обеспечения исполнения такой обязанности.
В Таможенном кодексе РФ правовая природа данной категории точно не формулируется, но и в число способов обеспечения уплаты таможенных платежей, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 340, она не входит. Частью 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что пени есть денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки. Учитывая, что последнее обстоятельство содержит признаки правонарушения, на наш взгляд, имеются основания для отнесения пени в области таможенного дела к мере финансово-правовой ответственности.
Конституционный Суд РФ, выражая свою правовую позицию в решениях, неоднократно причислял пеню к разновидности санкций, отмечая при этом ее восстановительный характер. Целью взимания пени выступает компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. Установление ее размера в процентном соотношении призвано возместить убытки, которые претерпело государство вследствие просрочки платежа. При этом государство освобождается от необходимости каждый раз доказывать размер таких убытков, поэтому «нормативная конструкция пени приняла в налоговом праве оценочный вид (заранее определяется размер возможного ущерба)». Однако, несмотря на восстановительный характер, пеня может и не компенсировать бюджетные потери, если они отсутствовали.

Как санкция, наказание, мера финансовой ответственности в области таможенного дела пеня характеризуется следующими признаками.
Во-первых, она выражается в материальном воздействии на правонарушителя и носит денежный характер. Взыскание пени сказывается в первую очередь на имущественном положении лица. Пеню нельзя погасить иным способом (например, натуральным выражением), кроме как уплатой денежных средств.
Во-вторых, пеня характеризуется восстановительным характером. Как имущественная санкция «пеня имеет целью возместить… организации те возможные убытки, которые она будет иметь из-за просрочки другой организацией своих обязанностей (по договору, по налогам и т.д.)». Потери доходной части федерального бюджета компенсируются за счет применения пени. Главная задача здесь — простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Уменьшение размера пеней, равно как и предоставление рассрочки или отсрочки их уплаты, не допускается.

В-третьих, пеня применяется в случае неуплаты в установленный срок таможенных платежей. Основанием ее назначения является возникшая недоимка. При этом не имеет значения, привлекается ли лицо к уголовной или административной ответственности за данное деяние. Таково фактическое основание взимания пени, нормативным же условием выступает регламентация пени нормами Таможенного кодекса РФ. Кроме того, начисление пени происходит независимо от вины плательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.
В-четвертых, пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией. Ее размер зависит от срока исполнения субъектом обязанности по уплате таможенных платежей. Чем позднее будет погашена задолженность по сумме таможенных платежей, тем больший объем пени должен быть уплачен. Как правило, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей, по день исполнения данной обязанности либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки включительно. Ее размер исчисляется в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы недоимки. Иными словами, пеня выступает в качестве штрафного процента.
В-пятых, пеня — безальтернативная мера ответственности. Она не может быть заменена иными санкциями (например, штрафом). Согласно ч. 6 ст. 349 ТК РФ пени уплачиваются независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.
В-шестых, немаловажной чертой пени является то, что она обладает признаком фискальности. Таможенные органы обеспечивают перечисление ее в федеральный бюджет, тем самым формируя его доходную часть.
В-седьмых, таможенным законодательством определен особый порядок применения данного наказания. Так, их суммарный объем варьируется в зависимости от того, какому лицу выставляется требование об уплате таможенных платежей. Для поручителей и гарантов пени начисляются максимум за три месяца, а для иных лиц такое ограничение отсутствует.
В-восьмых, пеня, в отличие от других мер ответственности, взимается при осуществлении таможенными органами финансовой деятельности. Правом ее назначения обладают не правоохранительные подразделения таможенных органов, а звенья, входящие в экономический блок таможен (отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств).
Интересна трактовка правовой природы пени в Украине. Под ней признается «плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства». Таким образом, отрицается ее карательный характер, а данная категория устанавливается как вид обязательного платежа (платы). В законодательстве США встречается термин «штрафные убытки», которые взыскиваются с целью наказания виновного лица.

Функции пени в области таможенного дела отличаются спецификой. Если в налоговом праве пеня «выполняет две функции — стимулирующую и компенсационную», то в таможенном праве представляется логичным выделить четыре основные функции данной меры ответственности. Карательная функция заключается в наказании лица, виновного в образовании недоимки; превентивная функция нацелена на профилактику дальнейших правонарушений; восстановительная — обусловлена стремлением государства компенсировать потери бюджета, фискальная — означает включение ее в структуру доходов бюджетной системы.

Основанием назначения пени выступает совершение лицом финансового правонарушения. Такое нарушение выражается исключительно в неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке). Данная формулировка сужает круг проступков до одного состава, выражающегося в неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей. Вместе с тем эта обязанность может быть выполнена в ненадлежащей форме, а именно платежи уплачиваются в неполном объеме (например, при умышленном занижении таможенной стоимости товара). Интересно, что нормой ч. 7 ст. 323 ТК РФ предусматривается возможность доплаты таможенных пошлин, налогов. Законодателем указывается: «Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются». Последнее предложение означает взыскание пени за рамками 10-дневного срока. Следовательно, неполная уплата таможенных платежей также влечет применение меры ответственности в виде пени, что представляется разумным.
Следует отметить, что пеня по сравнению с другими мерами ответственности наиболее результативна. Она принуждает виновное лицо претерпеть в полной мере имущественные лишения, чего можно было бы избежать посредством законопослушности. По уровню эффективности санкций в известной мере можно судить о качестве правового воздействия на общественные отношения и поступки людей. Тем самым появляется возможность совершенствовать нормотворческую и правоприменительную практику.

Калькулятор таможенных платежей — ОНЛАЙН

Калькулятор помогает импортеру рассчитать сумму таможенного платежа в 3 (клика)

Таможенный калькулятор от Avrora Logistic – это качественный и простой инструмент, способный помочь Вам рассчитать стоимость таможенного оформления. Вы сможете узнать сколько нужно перевести денежных средств на ЕЛС (Единый лицевой счет) для оплаты сборов, пошлин и НДС чтоб провести таможенное оформление вашей товарной партии. Также калькулятор можно использовать в качестве проверки уже оформленных ДТ для проверки правильности осуществления начислений таможенных платежей Вашим брокером.

Зачем необходимо знать точный код ТН ВЭД на товар?

С помощью кода Вы сможете получить информацию необходимую при таможенном оформлении товара, а именно:

  1. узнать ставки таможенных платежей и произвести расчет их величины;
  2. узнать, требуется ли необходимость в сертификации продукции;
  3. узнать, попадает ли ваш товар под запреты на ввоз/вывоз;
  4. узнать, какова экспортная пошлина;
  5. узнать, есть ли какие-либо преференции (льготы) при импорте на данную категорию товара.

Для чего нужно знать стоимость ввозимого товара?

Для расчёта таможенных платежей нужно знать стоимость товара по инвойсу, а также стоимость затрат, которые были понесены до пересечения границы с ЕАЭС. В них включаются услуги по страхованию, лицензионные платежи, транспортировка груза и прочие затраты.

Инвойс (invoice) – коммерческий документ, предоставляемый продавцом (отправителем) покупателю, который содержит перечень товаров, их количество и цену. Так же инвойс может содержать информацию по особенностям товара (цвет, вес и т.д.), условие поставки по Инкотермс и т.д.

При складывании стоимости товара и всех затрат, понесенных покупателем до пересечения границы с ЕАЭС формируется «таможенная стоимость» товара от которой будет зависеть величина начисления таможенных пошлин, НДС и таможенного сбора.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) – это доначисление таможенных платежей по причине того, что таможенные органы имеют основания сомневаться в правильности или достоверности расчета таможенной стоимости товара.

При имеющихся основаниях, в рамках минимизации рисков, таможенный инспектор проводит дополнительную проверку по заявленной таможенной стоимости в виде запроса документов и сведений у декларанта, которые подтверждают, что величина таможенной стоимости заявлена полно и достоверно.

Вес не всегда участвует в расчете таможенных платежей, почему?

Существует три вида ставок пошлин:

  • адвалорная — ставка пошлины устанавливаются в процентах к таможенной стоимости (пример 5% или 10%);
  • специфическая – ставка указывается на единицу физического показателя (пример 2евро/кг или 3евро/литр);
  • комбинированная – ставка сочетает в себе адвалорный и/или специфический принципы обложения. (пример, 10%, но не менее 3евро/кг или 5% и 3евро/кг).

Получается, что для двух видов ставок требуется знать вес нетто товара, помимо его цены.

Из чего складываются таможенные платежи?

1. Таможенный сбор

Сбор, взимаемый за оформление – это фиксированный платеж, который зависит от общей таможенной стоимости всех товаров, заявляемых в ДТ. Минимальная сумма таможенного сбора 375 рублей, максимальный сбор 22 500 рублей. Этот сбор необходимо оплатить до подачи таможенной декларации.

2. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина оплачивается декларантом при пересечении груза границы страны-получателя. В зависимости от ставок бывают следующие типы пошлин:

  • Адвалорные – зависят от контрактной или таможенной стоимости груза, исчисляются в процентах.
  • Специфические, эти пошлины рассчитываются исходя из цены товара за единицу/вес в оговоренной валюте (американский доллар, евро и пр.).
  • Комбинированные – данный вид исчисления таможенной пошлины учитывает и процент, и стоимость товара за единицу.

Следует отметить, что ставки пошлины часто меняются. По некоторым группам товара могут быть введены особые условия, понижающие или повышающие ставку пошлины.

3. НДС

Ввозимая продукция в зависимости от категории товара оплачивается по трем ставкам:

  • Оплата НДС 20% — такая ставка определена почти на все виды ввозимого товара.
  • Льготная ставка НДС – 10%. В эту группу товара попадают продовольствие, медицинские, некоторые детские товары. Полный перечень этих товаров размещен в ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Нулевая ставка. 0% НДС применяется на наукоемкие товары, которые не имеют аналогов в отечественной промышленности, а так же некоторые медицинские товары.

Решение о льготах по НДС публикуются Минпромторгом России.

Пример таможенного расчета

Вы можете сами произвести расчеты таможенных платежей по имеющемуся калькулятору, или заказать подробный расчет.

На первом этапе рассчитываем таможенную стоимость товара (ТС), которая состоит из общей стоимости продукции и расходов, связанных с транспортировкой до границы РФ.
Итак, Таможенная стоимость (ТС) включает в себя:

  • Стоимость товара (инвойс);
  • Стоимость расходов за границей, вплоть до границы РФ;
  • Стоимость страховки (если дополнительно оформляется).

Пошлина, рассчитывается из ставки (обычно используется Адвалорная пошлина, а периодически Специфические и Комбинированные).

НДС, рассчитывается от суммы таможенной стоимости и пошлины.

Таможенный сбор, определяется из стоимости товара в руб.

Таможенный платеж, рассчитывается из суммы пошлины, ндс и таможенных сборов.

Пример расчета:

Товар приобретен за 8 000 000 долларов, доставка до границы + страховка обошлась в 500 000 долларов, таким образом, таможенная стоимость продукции будет равна 8 000 000 + 500 000=8 500 000 долларов.

При известной ТС приступаем к определению таможенных платежей. Они состоят из 3 (трех) составляющих: таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенных сборов. К примеру, в соответствии с кодом ТН ВЭД у вас адвалорная пошлина в размере 10%. Таким образом, производим расчет по формуле ТСх10%. В нашем случае получаем: 8 500 000 х 10%=850 000 долларов.

Таможенный сбор рассчитывается из ходя из таможенной стоимости (ТС), в соответствии с тарифами ФТС. 8 000 000 рублей соответствует сумме сбора в размере 22 500 руб.

Для расчета доставки грузов из Китая вы можете воспользоваться нашими калькуляторами:

Калькулятор доставки грузов из Китая

Калькулятор доставки целых контейнеров

Расписание доставки сборных грузов из Китая

Расчет объема груза

Материалы партнёров

Что такое таможенные сборы и пошлины и в чем различие

Пошлина в обязательном порядке взимается органом таможни при провозе товара через границу. Таможенный сбор представляет собой платеж, который выступает в качестве оплаты совершенных сотрудниками таможни действий по сопровождению процедуры таможенного оформления импорта или экспорта. Ставки таких сборов установлены Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 и привязаны к цене таможенного груза. Исчисляются согласно приведенной ниже таблице:

Таможенный сбор при экспорте-импорте,
от / до, руб.

Ставка,
руб.

от 0

200 000

200 000,01

450 000

1 000

450 000,01

1 200 000

2 000

1 200 000,01

2 500 000

5 500

2 500 000,01

5 000 000

7 500

5 000 000,01

10 000 000

20 000

10 000 000,01

30 000 000

50 000

30 000 000,01

и более

100 000

Для физического лица, которое ввозит или вывозит товар, используемый для личных целей, сбор за оформление сопровождающей таможенные процедуры документации составит 250 рублей. Исключение составит таможенный сбор при импорте автомобиля, занимающего товарные позиции 8702 и 8703 ТНВЭД РФ. В том случае, когда декларация подается повторно без изменения режима и вида продукции, таможенный сбор составит 500 рублей. Исключение – подача полной декларации при периодическом временном декларировании.

Таможенные пошлины на ввоз товаров

К группе платежей при совершении операций импорта согласно ч. 1 ст. 70 ТК ТС, относят:

  • таможенную пошлину на ввоз различного рода товаров;
  • НДС;
  • акцизы;
  • таможенные сборы.

Таможенная пошлина на ввоз товаров может быть рассчитана по единой ставке, не зависящей от вида импортируемого товара и составляет 30% от цены товара, при условии, что сумма составит не меньше 4 евро/кг. Основой для калькуляции является таможенная стоимость товара, включающая, в том числе и финансовые затраты на доставку до границы РФ и страховке. Вид и величина ставок платежей определяется исходя из кода ТНВЭД, присвоенного товару.

Особенности расчетов таможенный платежей отражены в законодательных актах различных отраслей права, которые регулярно дополняются и изменяются. В связи с этим неспециалисту в сфере оформления процедур ВЭД владеть полноценной и актуальной информацией крайне сложно. Для того чтобы успешно пройти таможенное оформление при совершении экспортно-импортных операций, обращайтесь к профессионалам – брокерам «Балткомплект». В штате компании работают опытные таможенные брокеры, специализирующиеся на различных направлениях.