Обоснование для введения штатной единицы

Рассмотрим порядок добавления новой должности в штатное расписание и образцы необходимых документов.

Причины для введения новой должности в штатное расписание

Штатное расписание – это нормативный документ работодателя, в котором утверждается перечень необходимых для эффективной деятельности должностей. Список сотрудников приводится по видам специальностей, с указанием численности и окладов. Этот документ требуется составлять в любых организациях, поскольку на его основании определяются трудовые функции работника (стат. 57 ТК РФ).

Трудовой Кодекс РФ напрямую не обязывает работодателей заполнять расписание. Однако без этого локального акта затруднительно определить, какие именно специалисты требуются для эффективной деятельности предприятия, и сколько средств необходимо направить на расчеты с сотрудниками. Когда осуществляется введение новой должности в штатное расписание, обоснованием увеличения численности персонала являются следующие причины:

  • Развитие новых направлений хоздеятельности организации.
  • Модернизация процессов производства и/или технологических.
  • Увеличение объема производимых работ или исполняемых услуг.
  • Реорганизация предприятия, создание обособленных подразделений.
  • Мероприятия по повышению эффективности работы компании или ее подразделений.
  • Разгрузка текущей должности при совмещении функций у одного работника.
  • Прочие причины.

Обозначенный список считается открытым. У организации могут возникнуть и другие причины внутреннего или внешнего характера для создания новой вакантной должности. Каково бы не было обоснование, перед приемом специалиста на работу нужно отразить потребность в нем в штатном расписании работодателя.

Смотрите важные материалы на тему:

  • Как составить штатное расписание
  • Что бухгалтеру по зарплате нужно знать о штатном расписании
  • 3 проблемы, из-за которых контролеры признают доплаты и надбавки незаконными

Порядок действий по введению новой должности в штатное расписание

Процедура подразумевает выполнение нескольких этапов. Действия по включению в расписание новой должности включают оформление кадровых документов и организационные моменты:

  1. Определение потребности организации в новой должностной единице – с целью подтверждения потребностей на этом этапе следует провести анализ имеющихся у работодателя вакансий. Для этого выполняется сбор статистических данных о видах работ, функциях работника, требованиях к опыту и квалификации. Расчет производится согласно принятым в организации нормам выработки для конкретной должности. Если таких норм нет, можно применять общепринятые стандарты Минтруда.

К примеру, в учреждении принято решение о приеме в штат секретаря. В настоящее время функции такого сотрудника распределены между несколькими специалистами. В соответствии с Постановлением Минтруда № 23 от 26.03.02 г. рассмотрены нормы рабочего времени на работу с документацией. Согласно выкладкам подсчитано, что ежемесячно требуется около 140 час. для подобных обязанностей. По расчетам решено принять секретаря на 2/3 ставки, чего должно хватить для покрытия потребностей предприятия.

  1. Разработка ДИ (должностная инструкция) на вводимую должность – проект составляется с учетом функционала специалиста.
  2. Разработка служебной записки – этот документ должен заполнять руководитель того отдела, в котором возникла потребность в должности. По факту, именно эта записка является документальным обоснованием приема нового работника. В качестве приложения к записке рассматривается должностная инструкция.
  3. Издание распоряжения (приказа) руководителя организации – здесь указывается конкретный отдел организации (или ее подразделения), в котором создается новая должность. Отдельно приводятся точное наименование должности и оклад. Допускается отклонение между датой утверждения приказа и датой образования вакансии.

Приказ о внесении корректировок в штатное расписание

Такой приказ (распоряжение) не имеет унифицированной формы. А значит, каждая организация вправе самостоятельно разработать бланк. Документ может составляться кадровиками предприятия, его юристами или секретарем. В приказе следует привести следующие обязательные сведения:

  • Точное наименование организации (согласно учредительным документам).
  • №, дата и место составления распоряжения.
  • Название документа – к примеру, «Приказ о введении (или включении) новой должности в штатное расписание».
  • Основание для расширения штата организации – к примеру, служебная записка начальника отдела, результаты статистических исследований и т.д.
  • Подразделение организации, в котором вводится новая должность. В бюджетных структурах наименование должно совпадать с перечнем профессий в профстандартах.
  • Число новых единиц штата, размеры окладов, доплат и других видов вознаграждений.
  • ФИО и должность работника учреждения, который является ответственным лицом за исполнение распоряжения.
  • Дата, с которой изменения вступают в действие.
  • Виза руководителя организации или уполномоченного им работника. Согласующую подпись зачастую проставляет главбух или начальник ОК (отдел кадров).

Доводить содержание приказа до персонала работодатель не обязан.

Смотрите другие образцы приказа о внесении изменений в штатное расписание в Системе Госфинансы:

Служебная записка о введении новой должности в штатное расписание

Чтобы документально обосновать введение новой должности в штатное расписание, служебная записка составляется с подтверждением эффективности таких действий. Для примера, в форме можно указать:

  • Необходимость расширения производства.
  • Расчет объемов и норм трудозатрат.
  • Анализ планируемой от введения должности прибыли.

К примеру, при введении новой единицы организация может получить прибыль не только от работы нового сотрудника, но и от разгрузки других специалистов. Дополнительное освободившееся время работники смогут потратить на реализацию своих идей и исполнение основных трудовых обязанностей.

Скачать образец служебной запискиОбоснование для введения новой должности

Порядок внесения изменений в штатное расписание

Внести корректировки можно двумя способами. Первый заключается в издании распоряжения руководителя, в котором перечисляется, какая именно должность вводится и на каких условиях. Такой вариант оптимален при незначительных изменениях.

Если же планируется провести крупные корректировки, целесообразно разработать новую редакцию расписания. В обязательном порядке и в том, и в другом случае необходимо издать приказ руководителя об изменениях. Если уточнения планируются с начала следующего календарного года, можно включить все корректировки в новое расписание. Вносить поправки работодатели вправе по мере необходимости – никаких законодательных ограничений на этот счет не существует.

Наталья Храмцовская, член Гильдии управляющих документацией и «ARMA International»

Делопроизводством и архивом в организации занимается один специалист. В его обязанности входит, помимо ведения архива, регистрация, учет и контроль документов:

● исходящие письма (1219) (в скобках – показатели за 8 месяцев прошлого года);

● входящая служебная корреспонденция (1215);

● обращения граждан (510);

● распоряжения вышестоящих организаций (429);

● распоряжения руководителя (232);

● входящие телефонограммы (155).

Необходимо грамотно составить докладную записку руководителю учреждения и обосновать введение штатной единицы (бюджетная организация) или перераспределение обязанностей в отделе. Как это сделать?

Оценить трудозатраты можно на основании информации об общем объеме документов в организации и о количестве ежегодно создаваемых архивных дел, используя следующие государственные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления:

● «Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти», утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 26.03.2002 № 23;

● «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 25.11.1994 № 72;

● «Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению управления», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 10.09.1993 № 152.

У перечисленных норм есть ряд существенных достоинств. Прежде всего, они разработаны государственными органами на основе проведенных обследований, поэтому большинство руководителей организаций (как государственных, так и коммерческих) склонны воспринимать их всерьез. Во всех нормативах, помимо наименований выполняемых работ, приводится развернутое описание их содержания.

Пример

«Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти»

Наименование работы: обработка отправляемых документов

Содержание работы: Получение исполненных документов, проверка правильности оформления документов, наличия приложений, указанных в основном документе, сортировка отправляемых документов по адресам и видам почтовых отправлений, проставление адреса на конверте, фальцовка и вложение документов в конверты, заклеивание конвертов, маркировка конвертов, составление реестра на заказную почту, упаковка писем для отправки на почту.

В этих нормативах приведены и методики расчета численности персонала ДОУ. Опыт показывает, что ими трудно воспользоваться, поэтому лучше провести оценку трудозатрат, основываясь на предложенных в государственных нормативах описаниях содержания выполняемых работ. Для этого нужно:

1. Выписать из нормативов те виды работы, которые выполняет сотрудник.

2. Проанализировать, соответствует ли содержание работы, перечисленной в нормативе, той работе, которая выполняется сотрудником.

Так, в приведенном выше примере в содержание работы включено «проставление адреса на конверте». Сейчас во многих организациях используются системы электронного документооборота, которые позволяют осуществлять данную операцию в автоматическом режиме. Если ваша система обеспечивает такую возможность, значит, трудозатраты на данный вид работы нужно будет корректировать в сторону уменьшения.

3. Подсчитать по нормативам трудозатраты и посмотреть, что получится. Желательно выполнить подобные расчеты для всех сотрудников подразделения. К сбору данных и выполнению расчетов можно привлечь самих сотрудников, особенно при составлении перечня выполняемых ими видов работ.

4. При расчете минимально необходимой численности персонала следует учесть возможность болезни сотрудников, используя для этого статистику выдачи больничных листов в вашей организации.

Свои аргументы можно усилить такими данными:

● Во многих наших организациях объем документооборота в среднем увеличивается за год на 15–30 %. Если в организации наблюдается такая тенденция, можно подготовить руководству прогноз на 2–3 года вперед и поставить вопрос об увеличении штатов с прицелом на будущее.

● Численность сотрудников службы ДОУ можно приблизительно оценить, исходя из общей численности персонала организации. В средних и мелких организациях штат службы ДОУ составляет примерно 2–3 % от общей численности работников.

● Еще один способ приблизительной оценки необходимого числа сотрудников для обслуживания архива организации – поделить количество хранящихся в архиве дел на 3000 (примерное среднее количество дел, обслуживаемых одним сотрудником архива). Если точное количество хранящихся дел неизвестно, то его можно оценить, измерив суммарную длину полок с документами и разделив полученную цифру в метрах на 0,025 м (среднестатистическая толщина дела – 2,5 см).

Приведенные выше цифры отражают практический опыт работы коммерческих организаций с большим объемом документов.

Итак, попробуем рассчитать трудозатраты работника в месяц на обработку тех видов документов, которые были перечислены выше с точным указанием объемов работ (см. таблицу).

Вид работ

Число документов в месяц

Норма, часов на документ

Всего часов

Исходящие письма

0,080

12,2

Входящая служебная корреспонденция

0,065

9,9

Обращения граждан

0,083

5,3

Распоряжения вышестоящих организаций

0,080

4,3

Распоряжения руководителя

0,080

2,3

Входящие телефонограммы

0,200

3,9

Итого:

470,0

37,8

П. 6.5 «Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти», взяты только пп. 1+2+3.

То есть получается, что если только работник не производит каких-то дополнительных операций с документами (взят случай самой простой обработки), то в месяц у него уйдет на эту работу около 40 часов (это менее 5 минут на документ). Аналогичным образом нужно скрупулезно подсчитать трудозатраты по остальным видам работы (контроль исполнения, работа с архивом и т.д.). Если загрузка работника превысит количество рабочих часов в месяце, то смело можно готовить докладную записку руководству.

Несколько рекомендаций относительно того, как обсуждать с руководством загруженность персонала и необходимую численность подразделения

● Современные руководители, как правило, хорошо понимают язык цифр и плохо воспринимают неконкретные жалобы на перегруженность. По возможности, нужно подготовить оценку дополнительных затрат организации (на расширение штатов и/или повышение зарплаты) и соотнести их с той отдачей, которая в итоге будет получена.

● На разговор с руководством лучше идти, имея на руках не только данные о загруженности персонала, но и конкретные предложения по перераспределению обязанностей. При обсуждении упор лучше делать не на необходимость разгрузить конкретного сотрудника, а на повышение эффективности работы с документами в организации, на возможный выигрыш для других служб и подразделений и т.п.

● Предложения руководству желательно оформить в виде служебной записки. Если руководитель их поддержит, то будет возможность сразу наложить резолюцию на готовый документ. В случае отрицательного решения останется документ, который может еще пригодиться в будущем.

При введении новой должности в штатное расписание вносятся соответствующие корректировки. Чаще всего это связано с производственной необходимостью (реорганизация, расширение сферы деятельности).

Новые должности также вводят для разгрузки работников: один сотрудник часто выполняет несколько функций, входящих в обязанности различных специалистов. Например, бухгалтер дополнительно выполняет работу кадрового инспектора или секретаря.

Нормативная база

Штатное расписание представляет собой нормативный документ организации, описывающий структуру, штат и число сотрудников с указанием размера зарплаты для каждой должности (письмо Роструда от 22 марта 2012 года№428-6-1).

В Трудовом кодексе отсутствует точное определение документа, более того он вообще не требует его ведения.

Основной нормативно-правовой акт, на который нужно ориентироваться при заполнении штатного расписания – Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 об утверждении форм первичных документов в кадровом делопроизводстве.

Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1

Письмо Роструда от 22.03.2012 № 428-6-1

Основания

Корректировки в штатное расписание вносятся на основании приказа руководителя. Участие в подготовке проекта также принимают специалисты кадровой службы.

Директор отдельным сотрудникам дает устное распоряжение, в соответствии с которым составляется приказ о введении должностей, после чего документ подтверждается его личной подписью.

Необходимость изменения должностного состава может быть вызвана увеличением объема работ на предприятии, внедрением нового направления деятельности, мероприятиями по повышению эффективности структурного подразделения или всей организации и т. д.

Как ввести новую должность в штатное расписание в 2020 году?

Процедура введения новой должности заключается в нескольких этапах, объединяющих организационные мероприятия и документальное оформление.

Порядок действий, этапы и правила

Определение необходимости добавления штатной единицы

Это самый ответственный и сложный момент во всей процедуре.

Для увеличения штата должны быть веские аргументы, поэтому нужно проанализировать стандарт выполнения отдельных обязанностей с объемом работы будущей должности.

Сначала нужно собрать статистическую информацию касаемо вводимой должности (виды работ, функции сотрудника, временные затраты и т. д.). Расчет проводится на основании норм выработки, предусмотренных для конкретной работы.

Если в организации нет своей системы нормирования труда, можно воспользоваться стандартами Министерства труда.

Пример:

Ввиду расширения производственной деятельности фирме понадобился секретарь-делопроизводитель. В штате такой вакансии нет, и функции секретаря выполняют несколько работников.

По подсчетам, за месяц в организации примерно обрабатывается:

  • 150 единиц входящих документов;
  • 160 единиц служебной корреспонденции;
  • 50 распоряжений руководства;
  • 60 обращений контрагентов;
  • дополнительно: 100 телефонных звонков.

Для определения трудозатрат на ведение документов и обработку звонков можно обратиться к Постановлению Министерства труда №23.

Постановление Минтруда РФ от 26.03.2002 N 23

В соответствии с этим документом, нормы времени на работу с документами составляют:

Выполняемая функция Число обрабатываемых за месяц единиц Нормы часов Всего затрачивается
Входящие документы 150 0,065 9,8
Служебные документы 160 0,065 10,4
Распоряжения руководства 50 0,08 4
Обращения контрагентов 60 0,083 5
Звонки 100 0,2 20
Всего 520 49,2

Таким образом, при выполнении только перечисленных выше функций у работника за месяц будет уходить около 50 часов.

Кадровики интересуются, можно ли ввести 0,25 ставки для таких сотрудников?

Законодательством это не запрещено: в зависимости от объема предполагаемого объема работ можно установить 0,5 ставки, 0,75 или 0,25. Аналогично нужно рассчитать трудозатраты по категориям работ на вводимой вакансии.

Если текущая нагрузка работника превышает число рабочих часов за месяц, введение должности вполне обосновано.

Оформление новой должностной инструкции

На основании расчета трудозатрат определяются и корректируются нормативы функций, которые будет выполнять новый работник.

После этого осуществляется подготовка проекта должностной инструкции.

Составление докладной записки на имя руководителя

Новую должность вводят в конкретное структурное подразделение, следовательно, записку на имя директора пишет начальник этого отдела.

В документе нужно подробно описать обоснование введения новой вакансии. Приложением к записке является проект должностной инструкции.

Издание приказа

В документе указывается отдел, для которого вводится должность, а также информация о размере зарплаты.

Дата введения вакансии может не совпадать с датой приказа, поэтому изменения могут вводиться позже.

Как составить штатное расписание? Читайте об этом на нашем сайте.

Как сделать выписку из штатного расписания? Узнайте .

Корректировка штатного расписания

Ознакомление сотрудников под роспись с нововведениями не требуется.

Для одной должности

Порядок корректировки штатного расписания Трудовым кодексом не регламентирован. Если вводится только одна вакансия, можно воспользоваться инструкцией, представленной выше.

Таким образом, действия работодателя сводятся к изданию приказа, составлению новой должностной инструкции, изменению штатного расписания и найму сотрудника.

Для отдела

Если изменения носят массовый характер, проще составить новое штатное расписание. Документ разрабатывается кадровой службой и утверждается руководством.

Как выбрать названия?

В соответствии с Трудовым кодексом, название новой вакансии должно соответствовать действующему квалификационному справочнику, утвержденному в установленном законом порядке (Постановление Правительства РФ №787).

Постановление Правительства РФ №787

Если вводимая должность не связана с особыми ограничениями и гарантиями, руководитель может самостоятельно определить наименование специальности независимо от того, есть такое название в справочнике или нет.

Об обязательности точного соответствия названия должности справочнику и профстандартам говорится в двух статьях ТК РФ:

  • ст. 57 (предоставление конкретным должностям дотаций и льгот, наличие ограничений);
  • ст. 195.3 (применение профстандартов).

Трудовой кодекс РФ

Документальное оформление

Процедура введения должности должна быть оформлена в установленном законом порядке.

Для этого издается приказ об изменении штатного расписания, разрабатывается должностная инструкция, затем вносятся сами дополнения.

Штатное расписание составляется по форме Т-3 (утверждена Постановлением Госкомстата №1). В случае необходимости работодатель может разработать собственную форму (Письмо Роструда №1487-6-1-ПГ от 14.02.2013 г.).

Штатное расписание форма Т-3

Письмо Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1

Приказы

Приказ о введении должности не имеет регламентированной формы, однако при его оформлении нужно руководствоваться требованиям Госстандарта Р 6.30-2003.

Рекомендации по составлению:

  • в названии документа нужно указать, что корректировки в расписание вносятся по причине введения новой должности;
  • сверху прописывается полное название организации, номер и дата приказа;
  • последний абзац основного текста должен содержать ФИО лица, контролирующего исполнение приказа;
  • внизу расписывается директор или уполномоченное должностное лицо, согласующую роспись может поставить главбух или начальник кадровой службы.

Все приказы, имеющие отношение к штатному расписанию, являются общими по всей компании.

Документу можно задать специальный индекс (например, «ШР»), чтобы ограничить доступ к личным сведениям сотрудников и хранить в отдельной папке.

Пример содержания приказа:

«С 5 ноября 2020 года ввести в штатное расписание должности:

  1. Директор по продажам (оклад – 100000 рублей) – 1 штатная единица;
  2. Тренер по продажам (оклад – 50000 рублей) – 1 штатная единица».

Пример документа:

Изменение штатного расписания

Штатное расписание – документ, состоящий из десяти граф и являющийся приложением к приказу, на основании которого он утвержден. Если изменения незначительные (например, введение одной-двух должностей), переделывать весь приказ не нужно.

При значительных корректировках (открытие нового отдела или подразделения) лучше переработать всю форму сразу, т. е. составить новое расписание. Этот документ вступает в силу с конкретной даты, на основании приказа об утверждении расписания.

Согласно форме, регламентированной Госкомстатом, в документе обязательно указываются:

  • названия отделов;
  • наименования всех должностей;
  • численность штата;
  • размер заработной платы, надбавок.

Должностные инструкции

Должностная инструкция составляется и утверждается для каждой должности, т. е. для неопределенного круга работников без указания ФИО.

Порядок написания инструкций нормативно-правовыми актами не установлен, следовательно, руководство самостоятельно решает, как их оформлять и корректировать.

Основная задача при составлении документа – разработать инструкцию, полностью охватывающую весь перечень должностных обязанностей и полномочий сотрудников с максимально четкой и точной формулировкой.

Разработка должностной инструкции осуществляется на основании:

  • ТК РФ;
  • Классификационного справочника должностей.

Документ оформляется на общем бланке компании.

К основным реквизитам относятся:

  • название фирмы;
  • наименование документа;
  • дата с номером;
  • место, где составлялся;
  • заголовок;