Общедомовые приборы тепловой энергии

К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор Хабаровского центра энергоресурсосбережения, г. Хабаровск

Согласно российскому законодательству многоквартирные дома при определенных условиях должны быть оснащены индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии. Однако управляющие организации для снижения издержек прибегают ко всяческим юридическим уловкам и уклоняются от выполнения закона об энергосбережении № 261-ФЗ.

В соответствии с до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащения таких домов приборами учета использованных воды, электрической и тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии, а МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

При этом требовании в части организаций учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.

С 1 июля 2012 г. ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), прокуратура и жилищная инспекция.

Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) указан в . В данном письме указано, что собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета на основании счетов и в размере, указанном в п. 38(1) , за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

За несоблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов законом предусмотрены штрафные санкции.

Но как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и докладах, например, , в использовании данного закона не заинтересована ни одна из сторон – участников: ни РСО, ни УО, ни собственники квартир в МКД.

Поэтому закон об энергоресурсосбережении в части обязательной установки приборов учета энергоресурсов в МКД «пробуксовывает». А если для этого существуют хоть какие-то легальные способы его обхода, то они используются заинтересованными сторонами. Об этом речь пойдет ниже.

Содержание

Что говорит законодательство

В соответствии с :

9.1. «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребленные при содержании общего имущества в МКД».

9.2. «Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего домового имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ».

Ст.157 (часть 1) «При расчете платы за КУ для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых энергоресурсов и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ».

Итак, в соответствии с новым ЖК РФ расходы за общедомовые нужды по воде, теплу и электроэнергии включены теперь в расходы на содержание жилого помещения в МКД. Управляющая организация оплачивает эти расходы ресурсоснабжающим организациям из статьи «содержание и ремонт», т.е. чем больше эти платежи, тем это невыгоднее управляющей организации.

Нормативы потребления энергоресурсов, в т.ч. на общедомовые нужды (ОДН) устанавливает уполномоченный орган субъекта РФ на основании .

В соответствии с этими документами уполномоченный орган субъекта РФ устанавливает нормативы потребления КУ по воде (холодной и горячей), тепловой и электрической энергии, а также нормативы потребления этих услуг на общедомовые нужды.

При этом для того, чтобы стимулировать установку приборов учета энергоресурсов вводится повышающий коэффициент на все виды нормативов одинаковый:

  • 01 – 30.06.2015 – 1.1;
  • 07 – 31.12.2015 – 1.2;
  • 01- 30.06.2016 – 1.4;
  • 07 – 31.12.2016 – 1.5
  • C 2017 – 1.6.

А что на практике

Все вроде бы логично: повышение нормативов должно подтолкнуть собственников помещений в МКД к установке приборов учета энергоресурсов. Однако, все это красиво выглядит только в теории. На практике же все происходит как раз наоборот.

Для того чтобы установить общедомовые приборы учета тепла управляющая организация должна провести собрание собственников, которое должно принять решение об установке таких приборов.

Но управляющей организации установка ОДПУ невыгодна, так как потом придется обслуживать эти приборы учета из «собственных» средств. Расходы на эксплуатацию приборов учета энергоресурсов входят в состав расходов на содержание и ремонт, которые УО считает «собственными» средствами. Расходы по установке и эксплуатации ОДПУ уменьшают эти «собственные» средства УО.

Поэтому УО ищет различные лазейки, чтобы уйти от установки приборов учета энергоресурсов и помогают ей в этом РСО, которые не заинтересованы в исполнении закона №261. Для этой цели используется документ , который я считаю «зловредным», так как он позволяет уйти от исполнения закона №261.

Выпустив этот документ Правительство РФ хотело как лучше, а получилось как всегда.

Рассмотрим подробнее этот документ, так как именно его используют УО г. Хабаровска для того, чтобы обойти закон №261 и не устанавливать приборы учета энергоресурсов.

В дальнейшем будем касаться только установки приборов учета на тепловую энергию и горячую воду.

В приводятся критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

В этом документе сказано:

  1. Критерии наличия технической возможности установки индивидуального и общедомового прибора учета энергоресурсов (воды, тепловой и электроэнергии) устанавливаются в целях определения возможности использования этих приборов при осуществлении расчетов за КУ.
  2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в МКД за исключением МКД, приведенных в п.5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
  • Установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
  • При установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору, в т.ч. к месту и порядку его установки.
  • В месте, котором подлежит установка прибора учета, невозможно обеспечить условия эксплуатации, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в т.ч. из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопление помещений и невозможности обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания и замены.
  1. Техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует, если дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, за исключением МКД, указанного в п. 5 данного документа.
  2. Техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования будет установлено отсутствие критериев, указанных в п.2 и п.3.
  3. В отношении МКД, для которых законом №261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов имеется.
  4. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования, форма которого приведена в Приложении №2 к данному документу.

Прокомментируем данный документ, применительно к приборам учета тепловой энергии и ГВС:

  • П.2а Установка ОДПУ тепла и воды не требует реконструкций и капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Данный прибор при квалифицированной его установке не влияет на работу общедомовых систем отопления и ГВС.
  • П.2б. Практически в 95% случаев существует возможность обеспечения обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ тепловой энергии и ГВС.
  • П.2в. Данный пункт позволяет УО не проводить работы по улучшению состояния тепловых пунктов МКД (устранять течь, порывы, затопление и т.д.), а составлять акты о технической невозможности и не устанавливать приборы учета. Хотя существует приборы учета специальной конструкции, которые позволяют обойти данный пункт. Эти приборы могут работать при 100% влажности, в затопленных помещениях и т.д.
  • П.3. В соответствии с этим пунктом невозможно установить индивидуальные приборы учета тепла и воды в жилых помещениях МКД, если такой дом имеет вертикальную разводку. В РФ и, в частности, в г. Хабаровске таких домов насчитывается более 95% от общего числа МКД. Однако отметим, что существуют индивидуальные приборы учета тепла и воды, которые позволяют учитывать тепло и воду даже при вертикальной разводке.
  • П.5. Это наиболее интересный пункт, который зачеркивает П.2,3 и 4. В данном пункте говорится, что техническая возможность установки приборов учета в МКД существует, если данный МКД подпадает под действие закона №261. А это, примерно, 95% МКД, кроме ветхого и аварийного жилья и МКД, потребление которых менее 0,2 Гкал/ч.

Рассмотрим на примере г. Хабаровска, как используют управляющие организации, чтобы снизить свои издержки и не исполнять закон №261.

Они составляют акты обследований на предмет отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепла и воды и передают эти акты в теплосетевую компанию. Теплосетевая компания выборочно (1-2%) проверяет эти акты, а затем они передаются в расчетный отдел, который корректирует нормативы потребления воды, тепла и ОДН для данного МКД. Таких актов поступило в ХТС уже более 100, и они продолжают поступать, так как работает «голубиная почта».

При этом УО ссылаются на тот факт, что в данном МКД капитальный ремонт не проводился и поэтому они подпадают под приказ . Хотя ни в , ни в не говорится о том, что если в МКД не проведен капитальный ремонт, то данный дом подпадает под и поэтому можно не использовать . Юристы ХТС, как ни странно, не нашли никаких нарушений со стороны УО и поэтому ХТС корректирует нормативы в сторону уменьшения и тем самым снижает свои доходы от реализации.

Если учесть, что на сегодняшний день коэффициент возрастания нормативов составляет 1,4, то это значит, доходы ХТС от реализации тепла и воды уменьшаются на 40%.

Позиция УО понятна (она уменьшает свои расходы), а позиция ХТС непонятна с одной стороны (уменьшение доходов) и понятна с другой (есть легальная возможность уйти от исполнения закона №261).

А теперь рассмотрим форму акта обследования, приведенную в . В соответствии с этим документом, акт подписывают:

  • Представитель юридического лица, проводящего обследование
  • Представитель юридического лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в МКД при установке ОДПУ.
  • Представитель собственника жилого помещения в МКД, в котором проводится обследование.

В акте указывают, что проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета тепла и указано каким образом проведено обследование (с применением инструментов или путем осмотра).

Все!!! Более ничего в данном акте нет. В не указано:

  • В какой орган должен передаваться этот акт?
  • Кто должен проверить правильность сведений, указанных в акте?
  • Кто должен откорректировать нормативы потребления, если действительно отсутствует техническая возможность установки приборов учета?
  • Кто несет ответственность за неисполнение закона №261 и к кому должны быть применены штрафные санкции?

Как видим, вопросов больше чем ответов. Но из не следует, что ХТС должна принимать эти акты от УО, проверять их и принимать решения о корректировке нормативов потребления.

Вообще-то ответ дан в : п.9 «Установление нормативов потребления КУ производится по инициативе уполномоченных органов, РСО и УО. В случае, если установление нормативов потребления КУ производится по инициативе РСО и УО, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ».

По логике данного документа , УО, если она хочет откорректировать нормативы потребления для конкретного МКД должна представить необходимые документы в уполномоченный орган (для Хабаровска – это Правительство Хабаровского края). Этот орган должен рассмотреть эти документы и принять решения в каждом конкретном случае, для каждого МКД. Однако технически это невозможно сделать: данный орган не сможет проверить правильность составления актов, которых будет огромное количество и, следовательно, не сможет откорректировать нормативы для каждого МКД.

Понимая это, УО пошли другим путем: они передают акты в теплоснабжающую организацию, которая их принимает и выборочно проверяет. Хотя, еще раз оговорюсь, что в соответствии с существующим законодательством РФ она не обязана это делать.

Если она это делает, то это или юридическая неграмотность ХТС или она преследует другие цели, например, не исполнять закон №261.

Рассмотрим кому выгодна сложившаяся сегодня ситуация в данном вопросе на примере г. Хабаровска.

На сегодняшний день в г. Хабаровске существует два варианта расчетов за КУ между РСО и собственниками помещений в МКД:

Вариант 1. Собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги УО, а та рассчитывает за потребленные ресурсы с РСО, в т.ч. за ОДН.

Вариант 2. Собственники жилых помещений оплачивают за потребленный ресурс напрямую РСО, а УО рассчитывается за ОДН с РСО.

Рассмотрим оба варианта для тех МКД, которые не оснащены ОДПУ. Речь пойдет только о приборах учета тепловой энергии и ГВС.

Вариант 1.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данном МКД и передает его в Хабаровскую теплосетевую компанию, которая на основании этого акта корректирует нормативы потребления на общедомовые нужды по теплу и горячую воду для УО.

УО корректирует нормативы потребления для собственников на основании актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов учета, которые составляются собственниками и передаются в УО. А поскольку проконтролировать наличие таких актов РСО не может, то УО может собрать с собственников средства за КУ с учетом повышающего коэффициента, а рассчитаться с ХТС по не откорректированным нормативам. Это, конечно, криминал, но такой вариант отбрасывать нельзя.

Или при отсутствии актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов УО собирает с собственников по нормативам без учета повышающих коэффициентов и перечисляет эти средства вместе со средствами за ОДН в теплосетевую компанию.

В обоих случаях доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Вариант 2.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данный МКД и передает его в теплосетевую компанию. При этом автоматически понимается, что этот акт распространяется и на индивидуальные приборы учета. Теплосетевая компания корректирует нормативы по теплу и горячей воде как для собственников жилых помещений в МКД, так и по ОДН за тепло и воду для УО.

В этом случаи итог тот же, что и в первом варианте: доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Хотя отметим, что в данном случае, для того чтобы откорректировать нормативы потребления с учетом технической невозможности установки индивидуальных приборов учета тепла и воды, каждый собственник жилого помещения в МКД должен составить соответствующий акт и передать в теплосетевую компанию. И только на основании этого документа теплосетевая компания имеет возможность (но не обязана) откорректировать нормативы потребления тепла и воды для собственника индивидуально. Понятно, что это возможно только теоретически, но невозможно осуществить на практике.

Выводы

Подытожив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

  1. Сложившаяся сегодня ситуация по установке ОДПУ тепла и воды не содействует исполнению закона №261 и не соответствует нормативно-правовой базе.
  2. Данная ситуация, как ни странно, устраивает все стороны:
  • Нормативы потребления для собственников помещений в МКД не увеличиваются ни по теплу, ни по горячей воде; они не должны тратить свои средства на установку и эксплуатацию ОДПУ, т.е. их платежи за тепло и воду остаются без увеличения, если не увеличиваются тарифы;
  • УО снижает свои издержки за ОДН по теплу и горячую воду, так как нормативы на ОДН не увеличиваются, т.е. повышающий коэффициент не применяется. При этом УО не несет никаких издержек по эксплуатации ОДПУ.
  • Теплосетевая компания может не исполнять закон №261 и не устанавливать ОДПУ, так как для нее это дополнительная «головная боль», хотя ее доходы за тепло и горячую воду существенно снижаются: так в 2016 г. это снижение составит около 40-45% с одного МКД, т.к. не будут использоваться повышенные нормативы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 – ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Письмо Минстроя РФ № 5793-МС/04 от 9.04.2014 г. «Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2000 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
  4. Канев С.Н. «Почему не работает закон об энергосбережении. Новости теплоснабжения», № 6, 2013 г.
  5. Федеральный закон № 176 –ФЗ от 29.06.2015 г. «Об внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.»
  6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
  8. Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общедомового прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Как жильцы без счетчиков переплачивают за тепло

Оплата за тепло в домах, где не установлен общедомовой счетчик тепла, происходит не за количество тепла, которое используется, а по проектным (расчетным) данным.

В проектные данные, как правило, закладывается максимальное потребление тепла на тот или иной дом.

Фактический расход тепла практически всегда ниже проектного (максимального) потребления.

Единственное исключение — очень старые и аварийные дома с изношенными коммуникациями, дома с тонкими стенами и без утеплителя.

Таким образом, жильцы, которые живут в домах без общедомовых счетчиков, платят по максимуму.

Из нашей практики, фактическое потребление тепла примерно в 2 — 2,5 раза ниже проектного.

Переплачивать в 2 раза за тепло, это много.

Но, это еще не все.

В сетях, по которым в ваш дом поступает тепло, возникают разного рода потери.

Нормативные потери

Часть потерь тепла является запланированными (нормативными) потерями.

Тепло, которое путешествует по длинным трубопроводам, к вашему дому, так или иначе, немого охлаждается.

Это и есть нормативные – «нормальные» потери тепла.

За эти потери платят все — жильцы домов с общедомовыми счетчиками и без них.

Вторая часть потерь тепла — не нормативная (не запланированная).

Ненормативные потери

Ненормативные потери, как правило, возникают по вине теплоснабжающей организации.

Ненормативные потери

Причина ненормативных потерь:

  • изношенная или отсутствующая теплоизоляция труб,
  • прорывы труб,
  • износ,
  • устаревшее оборудование,
  • сбои,
  • отсутствие наладки сетей и

другие «косяки» теплоснабжающих организаций.

Теплоснабжающие организации не могут точно отследить причины, место и количество потерь в сетях.

Поэтому, все ненормативные потери тепла перекладывают на жильцов домов без общедомовых счетчиков.

Еще одна проблема, которая возникает в домах без общедомовых счетчиков тепла — качество теплоносителя.

Жильцы домов без общедомовых счетчиков платят за тепло высокого качества, а могут получать тепло более низкого качества.

Если, например, температура теплоносителя ниже обусловленной в договоре, доказать это без счетчика невозможно, поэтому придется оплатить все по полной.

Если в доме установлен общедомовой счетчик тепла, жильцы могут потребовать перерасчета платы за тепло с температурой ниже обусловленной в договоре.

Подводя итог.

Жильцы в домах без общедомовых счетчиков переплачивают по трем причинам:

  • Оплата за тепло происходит по проектным (максимальным) показателям потребления, которые, как правило, в 2 раза выше фактических.
  • Оплата за ненормативные потери, которые возникают в сетях, как правило перекладывается на дома без общедомовых счетчиков.
  • Дома без счетчиков оплачивают за качество тепла по договору, а по факту могут получать тепло с более низкой температурой. Без счетчика эту переплату возместить нельзя.

Стоимость установки общедомового счетчика тепла

Стоимость установки общедомового счетчика около 180 — 250 тысяч рублей.

Вот каким образом складывается эта стоимость:

  • Разработка и согласование проекта — 50 тысяч рублей
  • Теплосчетчик – 60 тысяч рублей
  • Расходомеры, датчики – 40 тысяч рублей
  • Вспомогательные материалы – 10 тысяч рублей
  • Монтаж – 80 тысяч рублей
  • Сдача в эксплуатацию — 10 тысяч рублей

Планируя установку счетчика тепла необходимо учесть все расходы: проект, оборудование, материалы, монтаж, ремонт, реконструкцию объекта.

Чем выше потребление тепла (расчетная тепловая нагрузка), тем выше затраты на установку общедомового счетчика.

Вместе с тем, чем больше дом, тем меньше стоимость на один квадратный метр жилой площади или на одну квартиру.

Например, стоимость установки общедомового счетчика тепла на небольшой дом (20 квартир) — 200 тысяч рублей.

Соответственно, стоимость на одну квартиру — 10 тысяч рублей.

Стоимость установки счетчика тепла на большой дом (50 квартир) — 300 тысяч рублей.

А на одну квартиру — 6 тысяч рублей.

Отсюда следует — чем больше размер дома, тем выгодней устанавливать общедомовой счетчика тепла и тем быстрей он окупится.

Таким образом, мы плавно переходим к следующей важной теме — кто должен оплачивать установку общедомового счетчика?

Все требования касательно счетчиков установлены в ФЗ №261 об энергосбережении, поэтому, давайте посмотрим на основные разделы этого закона.

Кто должен оплатить установку общедомовых счетчиков

В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» — жильцы (собственники квартир и помещений) должны оплачивать установку общедомового счетчика тепла.

Общедомовой счетчик тепла необходимо было установить до средины 2012 года.

Вот выдержка из ФЗ №261. Статья 13. Часть 5.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.

ФЗ №261. Статья 13. Часть 6.

До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если счетчик не установлен, то теплоснабжающая организация может самостоятельно установить общедомовой счетчик тепла и включить расходы на установку в счета за оплату теплоснабжения.

Решение, об установке общедомового счетчика тепла, должно быть принято на общем собрании собственников жилья.

Кто обязан устанавливать общедомовые счетчики

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 4 собственники зданий, домов, квартир должны были установить общедомовые счетчики до начала 2011 года.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 3 требование установить счетчики тепла также касается всех государственных организаций.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На каких объектах не надо устанавливать общедомовой счетчик тепла

В ФЗ №261. Статья 13. Раздел 1 можно узнать на каких объектах не надо устанавливать счетчики:

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.

Энергосервисный контракт как способ не платить за установку счетчика

Общедомовой счетчик тепла можно установить бесплатно.

Вот как это работает.

Энергосервисная компания заключает контракт с ТСЖ или УК, устанавливает общедомовой счетчик тепла за свой счет и передает его в лизинг собственникам дома.

Собственники оплачивает тепловою энергию по счетчику + 80% экономии, которую удалось получить после установки счетчика.

Таким образом, жильцам дома не надо искать сумму на установку счетчика.

Установку оплачивает энергосервисная компания.

Экономия, которая получается после установки общедомового счетчика, делится между собственниками многоквартирного дома и энергосервисной компанией.

После того, как энергосервисная компания вернула сумму начальной инвестиции с небольшой прибылью, счетчик переходит в собственность жильцов.

Вся экономия идет в карман собственников дома.

Давайте посмотрим на пример.

Расходы на оплату тепла до установки общедомового счетчика составляли 500 тысяч рублей.

Расходы на тепло после установки счетчика составляют 450 тысяч рублей.

Экономия 50 тысяч рублей в месяц.

Энергосервисная компания забирает 80% суммы экономии на покрытие расходов установки счетчика — 40 тысяч рублей.

Начальная инвестиция — 300 тысяч рублей

Запланированная прибыль энергосервисной компании — 100 тысяч рублей

Итого, энергосервисная компания должна получить 400 тысяч рублей.

Отсюда:

400 тысяч / 40 тысяч = 10 месяцев

10 месяцев необходимо для того, чтобы полностью окупить установку общедомового счетчика.

После того, как расходы на установку счетчика покрыты (в нашем примере 10 месяцев), счетчик переходит в собственность жильцов многоквартирного дома.

Собственники начинают получать полную сумму экономии, которая возникла от установки общедомового счетчика тепла (в нашем примере 40 тысяч рублей в месяц).

Таким образом, с помощью энергосервисного контракта, можно установить общедомовой счетчик тепла бесплатно, быстро окупить его установку и сократить затраты на оплату тепла.

Что необходимо знать перед установкой общедомового счетчика тепла

Перед тем как покупать и устанавливать общедомовой счетчик тепла, необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подходит.

Мы советуем обратить внимание на следующие характеристики счетчиков:

  • цена счетчика,
  • стоимость монтажа,
  • надежность,
  • простота обслуживания,
  • технические характеристики.

Существует 4 вида счетчиков тепла:

  • Механические счетчики
  • Ультразвуковые счетчики
  • Электромагнитные счетчики
  • Вихревые счетчики

Далее, мы кратно опишем основные плюсы и минусы всех типов счетчиков, а также посоветуем для каких зданий подходит тот или иной тип счетчика.

Механические счетчики тепла

Механический общедомовой счетчик тепла подойдет для небольшого дома с незначительным потреблением тепла.

Механические счетчики просты в обслуживании и неприхотливы к окружающей среде.

Это самый бюджетный вариант.

Механический счетчик подойдет для частного сектора или небольшого многоквартирного дома.

Вместе со счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей, железных частиц, окалины.

Если вода достаточно грязная, фильтр будет необходимо часто менять.

За этим надо следить.

Если фильтр засорится, напор горячей воды и тепла может сократиться в несколько раз.

Ультразвуковые теплосчетчики

Ультразвуковые счетчики можно устанавливать только в новых домах, с новыми системами и коммуникации.

Принцип работы ультразвукового счетчика основывается на прохождении ультразвукового сигнала через воду.

Вода должна быть без примесей и посторонних частиц.

Трубопроводы должны быть без отложений и ржавчины.

В иных условиях ультразвуковой счетчик будет работать не правильно, давать сбои и завышать потребление тепла.

В связи с высокой чувствительностью и плохим качеством воды в наших трубопроводах, ультразвуковые счетчики тепла выходят из строя чаще других.

Электромагнитный общедомовой счетчик тепла

Электромагнитные счетчики нуждаются в качественном обслуживании и монтаже,

Обслуживание и монтаж очень важны, так как принцип работы электромагнитного счетчика основывается на измерении малых токов, которые возникают при прохождении жидкости через магнитное поле.

Без продолжительного ухода, электромагнитный счетчик покрывается внутри налетом, что значительно искажает и завышает показатели потребления тепла.

Также, важно, чтобы вода была без железных примесей и частиц, иначе показатели электромагнитного счетчика могут быть искажены.

Несмотря на некоторые минусы, электромагнитный счетчик это один из лучших вариантов для зданий и многоквартирных домов с высоким потреблением тепла.

Вихревые счетчики тепловой энергии

Вихревые счетчики также достаточно популярны.

Для установки вихревого счетчика требуется прямой участок трубы.

Участок трубы может быть вертикальным или горизонтальным.

Принцип работы вихревого счетчика базируется на измерении вихрей, которые возникают после прохождении воды через препятствие.

Перед вихревым счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей.

После очистки воды, счетчик будет вести достаточно качественный и точный учет.

Вихревой общедомовой счетчик тепла чувствительный к грязи и примесям в воде, но менее чувствительный к железу.

Железные частицы на вихревой счетчик практически не влияют.

Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика

Перед покупкой, мы рекомендуем обратиться в компанию, которая специализируется на монтаже и обслуживании счетчиков.

Специалисты смогут лучше

  • оценить все технические требования вашего здания,
  • подобрать и порекомендовать оптимальный счетчик,
  • разработать проект, установить общедомовой счетчик тепла, а в будущем, возможно и обслуживать его.

Общедомовой счетчик тепла – другие полезные фишки

Современные счетчики также ведут учет расхода горячей воды.

У некоторых моделей есть очень полезная функции — при понижении температуры ниже 40 С, горячая вода учитывается как холодная.

Существуют счетчики с радиоинтерфейсом, что позволяет передавать данные на расстоянии.

Также, радиоинтерфейс позволяет следить за исправностью счетчика на расстоянии. и в случае возникновения неполадок оперативно их устранять.

Как установить общедомовой счетчик тепла и сократить затраты на отопление

Сам по себе счетчик тепло не экономит.

Он лишь правильно считает потребление тепла вашим домом.

Если у вас более-менее новый дом (не старше 15-20 лет) — поздравляем, сразу после установки общедомового счетчика тепла вы будите платить меньше.

Если дом не новый, счетчик не только не сократит ваши расходы, но и может увеличить ваше затраты на тепловую энергию.

Поэтому, мы рекомендуем:

  1. Провести энергетическое обследование здания и системы отопления,
  2. Устранить все проблемы и утечки, выявленные во время энергоаудита.
  3. Дополнительно утеплить здание.

Начинать необходимо с энергетического обследования.

Энергообследование поможет вам выявить все проблемы и утечки, и сфокусировать ваше внимание и финансы на их устранение.

После того, как самые острые проблемы устранены, стоит утеплить ваше здания.

Старые здания, особенно построенные в советское время, теряют очень много тепла.

В советское время никто не беспокоился об энергоэффективности.

Дешевых ресурсов было много.

Можно было отапливать улицу.

Сейчас газ, уголь и, как результат, тепловая энергия стоят дорого.

Поэтому,

  • дополнительное утепление,
  • качественная теплоизоляция крыши, стен, чердаков,
  • энергосберегающие окна,

помогут вам значительно сократить потребление тепла.

Срок службы и поверка общедомовых счетчиков тепла

Срок службы счетчика тепла колеблется от 10 до 14 лет.

Межповерочный интервал — 4 года.

Мы рекомендуем регулярно проводить диагностику, обслуживание и поверку общедомового счетчика тепла.

Без регулярного техобслуживание и поверки, счетчик будет работать не корректно, данные могут быть искажены, как правило, в большую сторону, а вы будите переплачивать за тепло.

Подводим итог

  1. Общедомовой счетчик тепла может значительно сократить ваши затраты на отопление.
  2. В больших и новых зданиях общедомовой счетчик тепла окупается быстрей, чем в небольших и старых зданиях.
  3. В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» практически во всех домах и зданиях необходимо установить общедомовой счетчик тепла.
  4. Заключение энергосервисного контракта поможет вам установить счетчик тепловой энергии бесплатно.
  5. Перед установкой общедомового счетчика необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подойдет.
  6. Счетчика тепла необходимо регулярно обслуживать и поверять, иначе вы рискуете переплачивать за тепло.

Вас может заинтересовать:

  • Способы экономии электроэнергии
  • Примеры тепловизионного обследования зданий
  • Промывка системы отопления