Общение врача с пациентами различных темпераментов характеров

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Савункина А.А. 1 Богданова Т.А. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» 417 KB 1. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002г. 2. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей Учебное пособие. Ростов-н/Д:ИЦ Феникс.2009г. 3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений : учебное пособие / О.И. Полянцева. – Изд. 4-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности. Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Изначально деонтология (от греч. δ?ον — должное) являлась учением о проблемах морали и нравственности, разделом этики. Этот термин был введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н.Н.Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия медицинского работника с коллегами и пациентом.

Работа с маленькими пациентами – это дело чрезвычайно сложное и ответственное. Установление психологического контакта с пациентом–ребенком имеет зачастую не меньшее значение, чем лечебные процедуры. Для детей характерны такие психологические особенности как отсутствие осознания болезни в целом, неумение фор­мулировать жалобы, сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни, восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий, усиление дефектов характера и воспитания ребенка в период болезни, чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологической тактикой в работе с детьми будет эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. А также немаловажным является профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Специфика ухода зависит от возрастной категории ребенка, характера и тяжести его заболевания. Медицинский работник, выполняя свой профессиональный долг, обязан обеспечить оказание, ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины и всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике.

Психологические особенности работы с подростками зависят от индивидуальных особенностей личности – характера, темперамента, индивидуального опыта. Психологическими особенностями подростков являются: преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости, пренебрежительное отношение к болезни факторам риска.

Подростки в подавляющем большинстве случаев, осознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Деонтологической тактикой при работе с подростами является общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность и взрослость подростка.

Психологические особенности работы с пациентами работоспособного возраста, как и с подростками, зависят от индивидуальных особенностей личности. Медицинскому работнику необходимо, прежде всего, выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию будет лучшей деонтологической тактикой. Кроме того, выбор тактики общения лучше проводить в зависимости от внутренней картины болезни, а также корректировать неадекватные установки тревожно-мнительных пациентов.

Установление психологического контакта с пациентами пожилого и старческого возраста является делом довольно сложным и ответственным, требующим специальных навыков, большого внимания и терпения. Для пациентов пожилого и старческого возраста характерна такая психологическая доминанта возраста, как «уходящая жизнь», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества, нарастающая беспомощность; такие неприятные возрастные изменения как снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, а также снижение возможности самообслуживания; интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика при работе с пожилыми пациентами будет поддержание у последнего ощущения собственной значимости, подчеркнуто уважительное, тактичное, деликатное отношение без фамильярности и нравоучений; ориентация на двигательную активность и мотивация на выздоровление.

Общение медицинского работника с пациентом – важнейший элемент процесса лечения. Одним из значимых условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом является ощущение поддержки. Если пациент осознает, что медперсонал намерен помогать, а не заставлять, то и он активнее участвует в лечебном процессе. Когда медперсонал проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: «Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах. При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект.

Очень важным моментом в работе медицинского работника является умение понять пациента, поддержать его, настроить на выздоровление независимо от возраста пациента. Это является основой лечебной деятельности медицинского работника.

Содержание

Библиографическая ссылка

Савункина А.А., Богданова Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9526 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

1. Основные аспекты этики и деонтологии медицинских работников

Барабанова Татьяна Владимировна,
медицинская сестра учебно-методического кабинета
ГБУ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер»

2. Каким должен быть медицинский работник?

Еще Гиппократ писал, что медицинский
работник по отношению к больному человеку
должен быть отцом, к выздоравливающему —
хранителем, а к здоровому — другом.
Он требовал от
специалистов
скромности,
совестливости,
презрения к деньгам,
простоты в одежде,
опрятности,
решительности,
знания всего того, что
полезно для жизни,
Памятник Гиппократу на его родном
отвращения к пороку.
острове Кос

3. наставления, которые давались ученику при церемонии его посвящения в звание аюрведачарьи:

наставления, которые давались
ученику при церемонии его
посвящения в звание аюрведачарьи:
«Всех превосходит тот,
кто лечит из сострадания ко всем существам, а не
во имя выгоды или вознаграждения; те же, кто ради
прибыли превращают медицину в торговлю,
получают горсть пыли, теряя груду золота» говорит «Чарака самхита».
«Никакое благо, нравственное или материальное, не
сравнится с врачом, который разрывает
смертельную петлю болезней и возвращает к
жизни того, кто уже уходил в обитель смерти; ибо
нет большего дара, чем дар жизни».
«Тот, кто лечит из сострадания ко всем
существам, исполняет свое высшее
предназначение на земле.
Ему будет даровано высшее счастье».

5. Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания

пациента:
1. предварительной информации о
медработнике
2. репутации медицинского
учреждения
3. «дороги» в медицинское
учреждение

6. Коммуникативная компетентность

– способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с
людьми, которая подразумевает
достижение взаимопонимания между
партнерами по общению, осознание
ситуации и предмета общения. Она
рассматривается также как система
внутренних ресурсов, направленная на
построение эффективной
коммуникации в ситуации
межличностного взаимодействия.

7. Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

Эмпатия (чувствование)
акцептация (безусловное принятие
больного)
аутентичность или
самоконгруэнтность (естественность
поведения, согласованность чувств и
их выражения, искренность).

8. Эмпатия (от английского empathy — чувствование)

Эмпатия (от английского empathy чувствование)
это способность чувствовать
эмоциональное состояние другого
человека, точно воспринимать
смысловые оттенки его
внутреннего мира, способность
взглянуть на обстоятельства
глазами собеседника.

9. В Процессе общения необходимо:

выбрать дистанцию взаимодействия

она должна быть такой, чтобы пациент
чувствовал себя комфортно и безопасно.
При изменении дистанции, особенно при
ее сокращении, желательно объяснить
свои действия, чтобы избежать
нарастание психологического напряжения
и агрессии.

10. Модели взаимодействия медработника и пациента

Руководство –
авторитарная модель, при
пассивной роли больного в
лечебном процессе, когда
медработник исходит
исключительно из своих
профессиональных знаний,
представлений о
необходимости лечебных
мероприятий.
Модели взаимодействия медработника
и пациента
Партнерство — сотрудничество в
вопросах лечения, разделение
ответственности за результаты
обследования и лечения между
медработником и пациентом.

12. Модели взаимодействия медработника и пациента

Контрактная – сотрудничество на
основе взаимных обязательств,
обозначенных задач, ожидаемых
результатов.

13. Три этапа общения, характерных для стационарного лечения:

ориентация – пациент и медсестра
знакомятся друг с другом.
развернутый этап – может иметь
место сотрудничество друг с другом.
завершающий этап – этап выписки,
связан с утратой чувства
защищенности у пациента.

14. Общие правила общения с пациентом

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение
– похвала, подчеркивание значимости.
3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.
4. Доброжелательность, приветливость.
5. Обращение к пациентам по имени и отчеству,
первоочередное представление себя, использование
бейджера.
6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту
«выговориться».
8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого
навязывания своего мнения.
9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь
вербализовать свое состояние пациенту.
11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел,
чтобы обращались с ним в случае заболевания.
12. Использовать оптимальные невербальные методы
общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты,
правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание,
ласковое дотрагивание) и т.п.

15. Для детей дошкольного возраста характерны особенности:

отсутствие осознания болезни в целом;
неумение формулировать жалобы;
сильные эмоциональные реакции на
отдельные симптомы болезни;
восприятие лечебных и диагностических
процедур как устрашающих мероприятий;
усиление дефектов характера, воспитания
ребенка в период болезни;
чувство страха, тоски, одиночества в
стенах лечебного учреждения, вдали от
родителей.

16. Для подростков характерно:

преобладание психологической
доминанты возраста — «притязание
на взрослость»;
бравада как форма самозащиты
при внутренней психологической
ранимости;
пренебрежительное отношение к
болезни, факторам риска.

17. При лечении пациентов работоспособного возраста

Необходимо, прежде всего, познать личность
пациента и ее индивидуальность. Выяснить
отношение к болезни, медперсоналу, позицию
на
взаимодействие
пациента
с
медперсоналом.
Деонтологическая тактика –
ориентация на трудовую и социальную
реабилитацию,
выбор тактики общения,

проведение коррекции неадекватных
установок,
психотерапию тревожно-мнительных
пациентов.

18. Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

психологическая доминанта возраста «уходящая жизнь», «приближение смерти»;
чувства тоски, одиночества, нарастающая
беспомощность;
возрастные изменения: снижение слуха, зрения,
памяти, сужение интересов, повышенная
обидчивость, ранимость, снижение
возможности самообслуживания;
интерпретация
болезни только
через возраст,
отсутствие
мотивации к
лечению и
выздоровлению.

19. Особенности общения с пациентом в стационаре

Пациент может чувствовать себя обиженным
судьбой, несчастным.
Его тревожат болезнь, возможные
осложнения, прогноз, вынужденная
необходимость оставить работу, расставание
с домом, незнакомое или малознакомое
окружение, от которого он к тому же
становится зависим.
При тяжелом состоянии, в
случаях развития
параличей, сильных
болей, назначении
строгого постельного
режима зависимость
может быть абсолютной.

20. Взаимоотношения с пациентами

следует строить в зависимости от
возраста, профессии, общего
культурного уровня, характера,
настроения, тяжести и особенностей
заболевания.
Все мероприятия по лечению пациентов
и уходу за ними следует выполнять
спокойно, точно, аккуратно, стараясь не
раздражать их, не причиняя им боли, ни
в коем случае не унижая их
человеческого достоинства.
Надо учитывать обычно свойственное
пациентам чувство неловкости, досады
в связи со своей
беспомощностью
и зависимостью.

22. Общение с родственниками пациентов

необходимо быть тактичным,
вежливым, делать все возможное,
чтобы успокоить их, убедить в том,
что пациенту делается все
необходимое.
Вместе с тем необходима достаточная
твердость для того, чтобы не
допустить нарушения родственниками
установленного
в стационаре
режима.
Подлинная культура общения
необходима и в самом коллективе
медработников. Доброжелательность в
отношениях с коллегами и взаимопомощь
обязательны для создания оптимального
психологического климата в лечебном
учреждении, для оказания полноценной
медицинской помощи.
При этом весьма существенное значение
имеют дисциплинированность членов
коллектива, соблюдение ими
субординации.

24. Общение в сложных конфликтных ситуациях

К факторам провоцирующим
конфликт могут быть отнесены
характерологические особенности
человека: пониженная
самокритичность, предубеждение и
зависть, корыстолюбие, эгоизм,
желание подчинить других себе;
его настроение, самочувствие,
интеллект, знание и незнание
психологии человека, психологии
общения и т.д.

25. Отношения с коллегами

К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя
критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии
больного. Замечания коллегам необходимо делать при
необходимости с глазу на глаз, не подрывая его авторитета. В своей
работе не нужно замыкаться в себе, обсуждение в таких случаях
следует производить коллегиально. Никогда не стоит говорить
больному о том, что этот консультант, врач или медсестра плох,
если он не соглашается с поставленным диагнозом. Если при
совместной с коллегами работе возникли разногласия — их
необходимо обсудить, а потом, на основании истины, достигнутой

в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно
так: «Мы обсудили и решили …”. Если в этом есть необходимость!
Если во время осуществления непосредственной работы
медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией,
техническими сложностями, неотложным состоянием больного, то
он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при
необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе
действий.

26. Вероятность наступления конфликтов повышается при:

несовместимости характеров и
психологических типов;
наличии темперамента холерика
(эмоциональные импульсивные люди, которые
склонны к резким сменам настроения)
отсутствии трех качеств:
способности критически
относиться к себе, терпимости к
другим и доверии к другим.

27. В конфликтной ситуации нельзя:

критически оценивать партнера;
приписывать ему плохие намерения;
демонстрировать знаки превосходства;
обвинять и приписывать ответственность
за конфликт только партнеру;
игнорировать его интересы;
видеть все только со своей позиции;
преувеличивать свои заслуги;
раздражать, кричать, нападать;
задевать «болевые» точки партнера;
обрушивать на партнера
множество претензий.

28. Конфликты между медработником и пациентом могут быть

Реалистические (предметные) вызваны неудовлетворением
требований или ожиданий участников
общения, несправедливым
распределением обязанностей,
преимуществ, такие конфликты
направлены на достижение конкретных
результатов и т.п.
Нереалистические (беспредметные) имеют целью открытое выражение
накопившихся беспредметных эмоций,
обид, враждебности, когда сам
конфликт является целью.

29. Три уровня конфликтов

Под стычками подразумеваются
незначительные конфликты, которые
разрешаются или исчезают сами по
себе и не влияют на способность
отношений удовлетворять потребности
участников.
Пример — пациент после сделанного
замечания вновь опоздал на процедуру.

30. Столкновение

Признаком конфликта этого уровня
является:
продолжительное повторение одних и тех
же аргументов по одному и тому же поводу;
расширение круга причин, вызывающих
ссоры;
уменьшение желания сотрудничества с
другим;
уменьшение веры в доброе отношение
другого человека;
раздражение в течение нескольких часов,
дней;
появление сомнений в правильности своего
представления об этих отношениях.

31. Кризис

—такой уровень конфликта, который
угрожает дальнейшему продолжению
отношений. Признаком конфликта этого
уровня считается:
решение окончательно прервать
отношения; опасения, что другой
разорвет отношения в одностороннем
порядке;
чувство, что отношения носят
нездоровый характер, опасения
эмоционального срыва, если они будут
продолжаться;
опасение физического насилия.

32. Барьеры общения

— это те многочисленные факторы,
которые служат причиной
конфликтов или способствуют им.
Барьерами межличностного общения
могут быть: барьеры техники
навыков общения, расхождение
интересов, целей, потребностей,
способов деятельности, смысловые,
языковые барьеры, предубеждения,
предрассудки, социальные штампы,
приписывание чуждых намерений
собеседнику и др.

33. Отношения с пациентами

Самое главное в деятельности
медицинской сестры завоевать
доверие пациента.
Чуткость, моральная поддержка,
душевная теплота нужны пациенту
не меньше, а может быть и больше
чем лекарственные препараты.

34. Ятрогения в медицине

36. В своей деятельности медицинская сестра должна придерживаться следующих принципов психологии общения с пациентами:

— четко и неукоснительно следовать основному
медицинскому этическому принципу «Nonnocere” («Не
навреди!”);
— индивидуально подходить к пациенту на всех этапах
лечебно- диагностического процесса;
— рационально, научно обоснованно и тщательно
проводить все диагностические и лечебные манипуляции;
— честно и добросовестно исполнять свой долг;
— максимально оберегать психику пациента от
травмирующих влияний больничной обстановки;
— уметь хранить профессиональную тактику, полученную
личную информацию пациента.
— определить своеобразие психологии пациентов, которые
в силу обстоятельств вынуждены изменить свои
жизненные стереотипы.

37. Вербальные навыки общения

умение слушать, что предполагает
наличие дисциплины, требует усилий.
С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина
выделяют: активное; пассивное;
эмпатическое слушание.
Под активным они понимают слушание,
при котором на первый
план выступает отражение
информации, а под
эмпатическим —
отражение чувств.

38. Заключение:

Заключение:
Россия втянута в
водоворот исторических
катаклизмов. Это
касается не только
экономических основ,
но и нравственности
целого народа.
Мы переживаем глубокую духовную революцию. Переход от
многих ограничений к полной — увы, вплоть до анархической свободе очень заманчив, но он не обходится без серьезных
потерь. Но вместе с тем в этом мутном потоке все тверже
обозначаются светлые новые ценности: права личности, права
человека, который перестает быть лишь частицей целого, а
начинает выступать как свободная и самодостаточная величина.
Наряду с неслыханным прогрессом различных областей
медицины не может оставаться неизменным ее нравственнофилософское начало.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 5)
    • Статья 1. Понятие «медицинский работник»
    • Статья 2. Цель профессиональной деятельности
    • Статья 3. Принципы деятельности
    • Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника
    • Статья 5. Профессиональная независимость
  • Раздел II. Взаимоотношения медицинского работника и пациента (ст.ст. 6 — 11)
    • Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента
    • Статья 7. Условия оказания медицинской помощи
    • Статья 8. Конфликт интересов
    • Статья 9. Медицинская тайна
    • Статья 10. Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти
    • Статья 11. Выбор медицинского работника
  • Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников (ст. 12)
    • Статья 12. Взаимоотношения между коллегами
  • Раздел IV. Пределы действия этического кодекса, ответственность за его нарушение, порядок его пересмотра (ст.ст. 13 — 15)
    • Статья 13. Действие этического кодекса
    • Статья 14. Ответственность медицинского работника
    • Статья 15. Пересмотр и толкование этического кодекса

Кодекс профессиональной этики медицинского работника здравоохранения Белгородской области

Утвержден решением расширенной коллегии департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области 16 февраля 2011 г.

Кодекс профессиональной этики медицинского работника здравоохранения Белгородской области (далее Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности в учреждениях и организациях Белгородской области.

Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.