Общественная безопасность РФ

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

А.В. Степанов,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника института по научной работе

ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России»

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Исследование проблем общественной безопасности, как и всякая познавательная, интеллектуальная деятельность, требует четкой проработанности используемого понятийно-категориального аппарата. Ведь отсутствие согласованных понятий и научных категорий в обеспечении общественной безопасности делает этот процесс менее эффективным, более двусмысленным и противоречивым1.

Научный анализ сути и содержания общественной безопасности, характеристика правового регулирования совокупности отношений в сфере обеспечения общественной безопасности, а с этих позиций и объективная оценка ее назначения чрезвычайно важны, поскольку в итоге направлены на совершенствование деятельности субъектов обеспечения общественной безопасности2.

Анализ русского законодательства показывает, что различные понятия, обозначающие общественный порядок и безопасность, встречались в актах, начиная с середины XVII в., в частности в Соборном уложении 1649 г. Слова «бесчиние» и «бесчинство» применялись к лицам, нарушающим порядок в общественных местах. Так, в главе II Уложения 1649 г. (ст. ст. 6 — 7) эти слова адресовались лицам, нарушающим порядок в церкви во время богослужения. В главе III «О государевом дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было» в понятие «бесчинство» входили: оскорбление словом и действием на царском дворе, обнажение оружия при государе, ношение оружия на царском дворе, ловля рыбы в государевых прудах и озерах . Эта глава была направлена на охрану феодального

порядка и чести царского двора .

1 Демин И.В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. 2007. № 6.

2 Демин И.В. Указ. соч.

3 См.: Соборное уложение 1649 г. / рук. авт. колл. А.Г. Маньков. Л., 1987. С. 110, 137.

Также понятие «общественная безопасность» встречается в законодательном акте Российской империи «Общее губернское учреждение», принятом в царствование Николая I в 1845г.1

В 1990-х гг. концепцию общественной безопасности разрабатывали европейские ученые, ставшие свидетелями стремительного разрушения национальной и культурной идентичности своих стран, главным образом под воздействием феномена иммиграции . По их мнению, в отличие от национальной безопасности, основанной на политическом контроле ситуации, общественная безопасность означает «способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз». То есть речь идет о сохранении — при обеспечении необходимых условий для развития — традиционных структур языка, культуры, общественного устройства, религии и национальной идентичности3.

Основным нормативным правовым актом, содержащим систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации, является Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года4 (далее — Концепция).

В соответствии с Концепцией под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Необходимо отметить, что законодательное закрепление определения «общественная безопасность» позволит конкретизировать положения определенных нормативно-правовых актов и улучшить их практическое применение в дальнейшем5.

Данное понятие отражает управленческие и правовые аспекты, а обеспечение общественной безопасности связывается с установлением и реализацией системы нормативных правовых актов как гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, прав и свобод6.

Понятие «общественная безопасность» неоднократно использовалось и используется в различных нормативных правовых актах Российской Федерации.

1 Свод законов Российской империи. Т. 2. 4.1. Общие губернские учреждения. СПб., 1857.

2 Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2.

3 Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Социология и государственность (достижения, проблемы, решения). М., 2005. С. 187-189.

4 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: Утв. Президентом Российской Федерации от 20 ноября

2013 года . Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультантп-люс».

5 Камилов М. А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности

в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 775-778.

6 Демин И.В. Указ. соч.

Так, например, в п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации говорится, что вопросы обеспечения общественной безопасности определяются как находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Уголовное законодательство понятие «общественная безопасность» использует в качестве родового объекта преступлений, предусмотренных разделом IX Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Административное законодательство устанавливает в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года (в ред. от 14 октября 2014 г.) «О полиции»1 определено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства… и для обеспечения общественной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности» перечисляя виды безопасности, в том числе и общественную безопасность, не дает их определения.

Таким образом, многие правовые акты упоминали и упоминают данное понятие, однако до утверждения Концепции нормативного закрепления определения и соответственно сущности и содержания данного института не было.

В настоящее время этот правовой пробел ликвидирован, но, несмотря на нормативное закрепление понятия «общественная безопасность» в научной литературе до сих пор существуют различные точки зрения на понимание исследуемой категории.

Проведенное исследование позволило выявить два основных подхода к определению общественной безопасности.

Первый подход основан на широком понимании общественной безопасности и характеризует ее, как правило, нормальным режимом функционирования общественной жизни.

В философском смысле общественная безопасность вбирает в себя два начала: безопасность как надежность существования и устойчивость развития любых объектов социальной природы и общество, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей . Этот подход обусловил вывод о том, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.№ N 7. Ст. 900; 2014. № 42. Ст. 5615.

2 Конин В.Н. Общественная безопасность как социально-правовое явление // Административное право и процесс. 2012. № 4. С. 42-44.

Общественная безопасность есть безопасность не только здоровья отдельного члена общества или коллектива (группы), это и безопасность их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это — безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами1.

Юридические словари толкуют общественную безопасность также в широком смысле, понимая под ней систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих данные отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий2.

Подобным образом понимают анализируемую категорию отдельные ученые.

Опираясь на философские знания, общественную безопасность чаще рассматривают в самом широком ее значении как определенное «состояние общественных отношений, при котором предупреждается угроза причинения вреда и обеспечивается нормальное их функцио-нирование»3; «…при котором защищены различные жизненно важные интересы общества, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности и общества4; «. обеспечивается устойчивое существование общества, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов его граждан, способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз, прогрессу и развитию»5.

А. А. Кармолицкий представляет общественную безопасность как «систему отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровья граждан и их имущества»6; А.А. Николаев — как «состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты»7; П.Г. Городецкий — как «установленный законом режим общественной жизни, обеспечивающий нормальное функциони-

1 См.: Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.,

1989. С. 156. См., также: Веремеенко, И.И. Сущность и понимание общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 23.

2 См.: Юридический словарь / гл. ред. П.И. Кудрявцев. 2-е изд. Т. 2. М., 1956. С. 19; Юридический энциклопедический сло-

варь / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 204.

3 См.: Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности: дис… д-ра. юрид. наук. Харьков, 1951. С. 23.

4 Демин И.В. Указ. работа.

5 Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности //Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 40-

6 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов, Ю.М. Административное право России. Часть первая. М., 2011. С. 519.

7 Комментарий в КоАП / Под общ. ред. А.А. Николаева. Т. 1. М., 2003. С. 1023.

рование государственных и муниципальных органов, организаций, независимо от форм собственности, формирования гражданского общества, отдельных граждан и их объединений»1.

Краснова, К.А., Сибагатуллина, Э.Т. говорят, что «общественная безопасность имеет многоаспектный характер. Она представляет собой совокупность общественных отношений, создающую нормальные безопасные условия общественной жизни. Обеспечение общественной безопасности — это гарантии создания государством в обществе таких социальных условий, при которых реализуются положения ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью»2.

Авторы комментария к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» Ко-тухов С.А., Кузьмин В.А., Соболева Ю.В. утверждают, что «система общественных отношений, регулирующая обеспечение общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, является общественной безопасностью»3.

При таком подходе, по мнению И.Б. Кардашовой, существует опасность трактовки общественной безопасности слишком широко, поскольку термин «общественный» охватывает своим содержанием всю совокупность социальных явлений. С точки зрения этимологии такое понимание верно, но при этом происходит отождествление общественной безопасности с национальной безопасностью, т.е. смешивается видовое и родовое значение.

Второй подход основан на узком понимании системы общественных отношений, связанных, прежде всего, с источниками повышенной опасности.

Ряд ученых рассматривают общественную безопасность как «совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде» .

Некоторые авторы включают в это определение и отношения, возникающие в особых условиях в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами. Так, Л.Л. Попов трактует общественную безопасность как «систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Городецкий П.Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: автореф. дис… д-ра

юрид. наук. М., 2001. 42 с.

2 Краснова К.А., Сибагатуллина, Э.Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и

обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2011. № 3.

3 Котухов С.А., Кузьмин В.А., Соболева Ю.В. Указ. соч.

ность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера»1.

А.П. Коренев связывает общественную безопасность с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими2.

При этом ученые дифференцируют источники повышенной опасности на определенные категории: 1) машины, механизмы, приборы, технологические процессы, энергетические и иные установки, другие технические средства, создаваемые людьми для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей; 2) стихийные силы природы — пожары, землетрясения, ураганы и иные явления, возникающие независимо от воли и сознания людей; 3) вещества и предметы, подпадающие под так называемую разрешительную систему, — оружие, боеприпасы, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества; 4) действия и бездействие физических лиц, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям, например применение оружия и эксплуатация неисправных транспортных средств3. В ст. 1079 Гражданского кодекса РФ4 имеется характеристика деятельности юридических лиц и граждан, связанной с повышенной опасностью для окружающих: «Использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.».

Нельзя не согласиться с Кардашовой И.Б., которая считает, что такое определение сферы общественной безопасности необоснованно сужает ее. Нельзя все общественные отношения, складывающиеся в сфере безопасности, сводить к тем, которые возникают в связи с обеспечением безопасности при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях, а также в связи с пользованием предметами и материалами, являющимися источниками повышенной опасности. Сфера общественной безопасности обладает более широким кругом общественных отношений, поскольку зависит от многих социальных факторов, в частности от состояния правопорядка, благоустройства населенных мест, оборудования объектов, предназначенных для массового посещения людьми (стадионов, зданий и других сооружений) и т.п.

Конин В.Н. формулирует следующее понятие общественной безопасности: «объективно и субъективно обусловленная система общественных отношений, которая характеризуется состоянием защищенности материальных и духовных ценностей общества от общественно

1 Административное право: учебник / под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2001. С. 689. См., также, Администра-

тивное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2010. С. 689.

2 См.: Коренев, А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 1996. С. 32.

3 Туманов Г.А., Фризко В.И. Указ. соч. С. 21.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. (в ред. от 22 октября 2014 г.) // Собр. зако-

нодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; 2014. № 43. Ст. 5799.

опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и биологического характера»1.

Иные ученые под общественной безопасностью понимают «систему отношений, связанных с предотвращением или ликвидацией тяжких последствий в отношении жизни и здоровья человека, вызываемых как опасными для окружающих деятельностью или поведением людей, так и действием стихийных сил природы или эпидемиями»2; «систему связей и отношений, складывающихся при соблюдении технико-юридических норм, направленных на предотвращение и устранение опасных ситуаций и угрозы жизни и здоровью людей, а также имуществу от действия стихийных сил природы или деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих»3.

В.Н. Васин определяет понятие общественной безопасности как «состояние обеспеченности общества мерами охраны и механизмом их реализации от преступных посягательств, антропогенных воздействий природной среды, аварий и катастроф»4.

Б.Ф. Калачев, П.Н. Кобец понимают общественную безопасность как «отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства от опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, неконтролируемой миграцией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными особыми обстоятельствами»5.

А.М. Воронов предлагает рассматривать общественную безопасность в общеюридическом смысле как «правовое состояние защищенности личности и общества от факторов, создающих потенциальную и реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, выраженных, в частности, в общественно опасных действиях (бездействии) и охраняемых системой норм административного, информационного, уголовного, экологического и др. отраслей права»; в управленческом, административно-правовом и информационно-правовом смыслах как «состояние защищенности нормами административного и информационного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государ-

1 Конин В.Н. Указ. соч. С. 42 — 44.

2 Здир Я.А. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. № 2. С. 137.

3 Безденежных В.М., Емелин А.С., Кардашова И.Б., Кудин В .А., Попов В.И., Постольник В .А., Черепанов Е.А.

4 Васин В.Н. Право на общественную безопасность: Монография. М., 1999. С. 84.

5 Калачев Б.Ф., Кобец П.Н. Проблемы борьбы с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности Российской

Федерации. М., 2006. 141 с.

ственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов»1.

Вызывает интерес определение общественной безопасности, предложенное Б.П. Кондра-шовым. Под общественной безопасностью он понимает «систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большей степени, по мнению автора данной монографии, комплексно отвечает реалиям законодательства и достижениям современной науки определение, сформулированное Бос-хамджиевой Н.А. В своем диссертационном исследовании она предлагает рассматривать общественную безопасность в Российской Федерации в качестве неотъемлемой части национальной безопасности и определить ее как урегулированное . правовыми нормами состояние защищённости материальных и духовных ценностей, составляющих основу организации социальных групп и общения людей, конституционных прав и свобод человека и гражданина, других законных интересов общества, предусмотренных Конституцией РФ и текущим законодательством, от противоправных деяний, вредоносных явлений техногенного и природного характера, других факторов и условий, создающих угрозу данным правам и законным интересам3.

Также, — продолжает Босхамджиева Н.А., — «. можно составить ряд правовых норм, образующих отраслевые институты общественной безопасности: институт противодействия терроризму; институт противодействия экстремизму; институт противодействия преступным и иным противоправным посягательствам; институт противодействия коррупции; институт защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; институт противодействия незаконной миграции; институты обеспечения отдельных видов общественной безопасности (пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности); институт развития международного сотрудничества по вопросам обеспечения общественной безопасности.

1 Воронов, А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и ор-

ганизации управления. М., 2004. С. 35.

2 Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 8.

Большая часть выделенных институтов общественной безопасности, по ее мнению, сформировалась из норм федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые построены на разнообразных понятиях и до настоящего времени не систематизированы.

В целях совершенствования отечественного законодательства в сфере … правового обеспечения общественной безопасности Босхамджиевой Н.А. предлагается разработать и принять федеральный закон «Об общественной безопасности», детализирующий и конкретизирующий нормы Федерального закона «О безопасности», а также положения Стратегии национальной безопасности до 2020 г. и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, а также провести комплексную систематизацию и унификацию нормативных правовых актов, нормы которых образуют институты общественной безопасности.

Руководствуясь всем вышеизложенным представляется возможным сформулировать авторскую позицию на определение общественной безопасности, под которой в современных условиях можно понимать — государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных областях общественной жизни (социальной и межнациональной, правоохранительной, пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной).

Обеспечение безопасности возможно только силами государства посредством закона. Безопасность неразрывно связана с суверенитетом: только абсолютно суверенное государство может стать полноправным субъектом международной безопасности. Любое государство во избежание распада должно определить и согласовать национальные интересы, учитывая возможные источники напряжения, и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения противоречий демократическим путем.

Понятие системы безопасности Российской Федерации

В Федеральном законе «О безопасности» прописаны действия, которые включает в себя система безопасности РФ, а именно:

  • прогнозирует, раскрывает, подвергает анализу и оценивает угрозы безопасности;
  • занимается установлением существенных направлений государственной политики и стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
  • занимается правовым регулированием в сфере обеспечения безопасности;
  • разрабатывает и применяет комплекс быстрых и продолжительных мер по раскрытию, отведению и ликвидации угроз безопасности, локализует и нейтрализует последствия их проявлений;
  • благодаря ей применяются особые экономические меры в целях обеспечения безопасности;
  • разрабатывает, производит и внедряет современные виды вооружения, боевой и особой техники, помимо этого, техники двойного и гражданского назначения с целью обеспечить безопасность;
  • организовывает научную деятельность в сфере обеспечения безопасности;
  • координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов городского или районного самоуправления в сфере обеспечения безопасности;
  • финансирует расходы на обеспечение безопасности личности, а также на контролирование целевого расходования средств, которые были для этого выделены;
  • сотрудничает на международном уровне с целью обеспечить безопасности;
  • осуществляет иные мероприятия в сфере обеспечения безопасности.

Замечание 1

Важно отметить, что система безопасности России представлена органами законодательной, исполнительной и судебной властей, государственными, общественными и другими организациями и объединениями, гражданами, которые участвуют в обеспечении безопасности согласно закону. Помимо закона, законодательство регламентирует взаимоотношения в области безопасности.

Деятельностью по координированию обеспечения безопасности занимаются:

  1. Президент РФ.
  2. Совет Безопасности РФ.
  3. Правительство РФ (согласно своей компетенции).
  4. Федеральные органы государственной власти.
  5. Органы государственной власти субъектов РФ.
  6. Органы городского либо районного самоуправления.

Министерства либо другие федеральные органы исполнительной власти согласно своей компетенции занимаются обеспечением исполнения федеральных программ защиты значительных и актуальных на данный момент интересов объектов безопасности. На основании и согласно закону они выполняют разработку внутриведомственных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности.

Определение 1

Совет безопасности Российской Федерации – это конституционный орган управления, который, в свою очередь, подготавливает решения Президента РФ касаемо вопросов обеспечения безопасности, хорошо организованной обороны, строительства военной направленности, производства обороны, военного и технического сотрудничества РФ с другими иностранными государствами.

Совет безопасности занимает и другими вопросами, которые напрямую обеспечивают защиту конституционного строя, независимости, целостности территорий России, а также вопросами сотрудничества на международном уровне в сфере обеспечения безопасности.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Силы обеспечения безопасности России

Силы обеспечения безопасности содержат в себе:

  • Вооруженные Силы;
  • органы федеральной безопасности;
  • ОВД;
  • внешняя разведка;
  • органы, обеспечивающие безопасность законодательной, исполнительной, судебной властей, а также безопасность их высших должностных лиц;
  • службы устранения последствий ЧС, развития гражданской обороны;
  • пограничные войска, внутренние войска и т.д.

Средства обеспечения безопасности России

В системе охраны и защиты общегосударственной организации значительную роль занимают общегосударственные организационно-правовые средства обеспечения всевозможных видов безопасности личности, социального окружения и государства в целом. В них включены:

  1. Специальные правовые порядки жизнедеятельности жителей территорий и объектов.

Пример 1

Например, это могут быть режимы чрезвычайного положения, режимы военного положения, контртеррористической операции, режимы закрытых административно-территориальных образований.

  1. Установленный государством режим и требования исполнения отдельных немаловажных и возможно небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан. Например, это требования, которые устанавливает охрана государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему. Нельзя забывать и о государственной регулировке въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортной системе и регистрационном учете по месту пребывания и месту жительства граждан, определенном порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государственной регистрации и лицензионных систем и многое другое.
  2. Особые предметно-функциональные виды государственной и негосударственной деятельности. Здесь включена и оперативно-розыскная, и частная детективная, и охранная деятельность.

Таким образом, все вышеперечисленные общегосударственные организационно-правовые средства, которые обеспечивают безопасность личности, а также общества и государства. Они предназначены для общего дела комплексно системно обеспечить охрану и защиту всех видов безопасности. Данные средства используют все субъекты каждых конкретных областей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться