Общественная правовая группа

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 342.728(47)

Р. А. Агишев

Конституционные основы и гарантии права человека и гражданина на объединение в Российской Федерации

В представленной статье раскрываются особенности конституционного регулирования права на общественные объединения, его юридическая природа и содержание. Анализируются виды и формы общественных объединений, принципы их взаимоотношений с государством. Рассматривается практика Конституционного суда РФ по этому вопросу и сделаны предложения по совершенствованию российского законодательства.

Ключевые слова: конституционное право на объединение, политическое право, свобода деятельности, виды и формы общественных объединений деятельность государства по обеспечению права, принципы взаимоотношений государства и общественных объединений.

В Российской Федерации продолжаются реформы, основной ориентир которых направлен на реализацию в полном объеме прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Уровень реализации прав и свобод во многом задается международными документами, присоединив-

© Агишев Р. А., 2014

шись к которым Российское государство взяло на себя обязательства по их претворению в жизнь.

Формирование современной конституционной концепции прав и свобод человека и гражданина в России осуществляется на основе действующей Конституции 1993 г. Права человека, создание условий для их реализации и защиты — необходимые признаки правового государства. Для российской правовой системы признание прав человека высшей ценностью выступало и выступает приоритетом законодательного регулирования всей системы общественных отношений, базовым принципом организации механизма государственной власти и управления.

При этом важным направлением по-прежнему остается обеспечение единства конституционного статуса человека на территории Российского государства, что «невозможно без согласованных действий не только органов власти различного уровня, но и самих граждан, защищающих свой равный статус на всей территории России»1.

Конституционную основу зашиты прав человека и гражданина образуют гл. II действующей Конституции РФ 1993 г. «Права и свободы человека и гражданина», а также ст. 45, 46 Конституции. В указанных статьях закрепляются формы защиты прав граждан — государственная защита, самозащита, судебная защита, международная защита. Ни в той, ни в другой статьях Конституции не говорится о защите прав и свобод человека и гражданина общественными объединениями. Однако право на такую защиту следует из других положений Конституции. Рассмотрим их подробнее.

Положение ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, можно считать базовым, универсальным принципом деятельности всех государственных и общественных структур в Российской Федерации. Эта аксиома обязательна для всех должностных лиц, органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Действующая Конституция страны заложила правовые основы свободы личности, закрепила конституционные права и свободы в соответствии с международными стандартами, определила основные направления их последующего законодательного регулирования (ст. 2, ч. 4 ст. 15, 17, 18, 55 Конституции и др.).

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ 1993 г. каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для за-

щиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Основываясь на изложенной конституционной норме можно таким образом определить природу права на объединение. Конституционное право человека и гражданина на создание общественных объединений — это естественное право, относящееся к категории политических прав и свобод, пользования которым может быть ограничено только на основе федерального закона.

Вопросы правового статуса общественных объединений получили определенную разработку в трудах таких ученых, как А.В. Орлов2, Н.А. Любутов3, А.И. Ястребова4 и др.

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) на добровольной основе создавать общественные объединения;

2) вступать в уже существующие общественные объединения;

3) воздерживаться от вступления в какое-либо общественное объединение;

4) право свободного выхода из общественных объединений.

Как показывает анализ действующей Конституции, право на объединение признается за «каждым», т. е. субъектами данного права помимо российских граждан могут выступать иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

Рассматривая право на объединение как субъективное право, можно прийти к выводу, что оно обладает прямым действием, постоянно реализуется как в активной (право создавать общественные объединения, выходить из его состава), так и в пассивной форме (право состоять в общественном объединении, воздерживаться от вступления в него).

Особенности этого политического права состоят в том, что:

— оно обеспечивает включение личности в процесс управления делами государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способствует самоорганизации институтов гражданского общества;

— выступает «информационным каналом» общения граждан и государственных органов, должностных лиц;

2 См.: Орлов А.В. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

— является средством реализации индивидуальных и групповых интересов и потребностей граждан;

— может выступать механизмом защиты прав человека и гражданина.

Важной особенностью данного права является его проявление в других сферах жизнедеятельности человека, связанных с участием в управлении делами государства. Данное право обеспечивает формирование политических партий — основных субъектов избирательного процесса, создает организационные предпосылки проведения массовых публичных мероприятий, а также направления коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Реализация права на объединение в демократическом государстве -необходимая мера обеспечения политической свободы человека и гражданина. Без свободной самоорганизации граждан, в том числе в общественные объединения, невозможно построение гражданского общества. Данное право обладает большой социальной и политической значимостью. Его значение повышается в ситуации реформирования многих сфер государственной и общественной жизни.

Обозначенные Конституцией РФ 1993 г. содержание и параметры права на объединение раскрываются в федеральном законодательстве. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»5 установлен порядок создания, принципы деятельности общественных объединений, их права и обязанности, основы взаимоотношений государства и общественных объединений, ответственность за нарушение вышеуказанного закона.

Деятельность отдельных видов общественных объединений — политических партий, благотворительных организаций, профессиональных союзов, некоммерческих организаций регулируется специальными

законами .

5 Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ в ред. 21.07.2014 г. № 236-ФЗ // Рос. газета. № 100. 25.05.1995.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона).

Положение ст. 30 Конституции РФ о том, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется, находит свое отражение и на первоначальной стадии этого процесса. В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общественных объединениях» для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения государственного органа или органа местного самоуправления.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они должны действовать в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Конституционное установление свободы деятельности общественных объединений проявляется и в законодательных формулировках о различных организационно-правовых формах общественных объединений (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия). В современных условиях закрепление разнообразных организационно-правовых форм общественных объединений — одно из основополагающих условий функционирования гражданского общества и правового государства.

Указами президента обеспечивается поддержка некоторых видов общественных объединений (например, Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»7).

Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, содержащихся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

7 СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2470.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ в ред. от 2 июля 2013 №185-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»8, если общественное или религиозное объединение, либо иная организация, осуществляют действия, попадающие под признаки экстремизма, в их отношении судом может быть принято решение о ликвидации или запрете деятельности.

В свое время, определяя свободу деятельности профсоюзов, Конституционный суд РФ пояснил, что ее пределы предопределены не только уставными целями и средствами их достижения, но и конституционной обязанностью каждого соблюдать Конституцию РФ и законы9.

Нельзя не отметить, что праву на общественное объединение противопоставляется определенная обязанность со стороны органов государственной власти, должностных лиц и других субъектов права.

Во-первых, в соответствии с ч. 2 ст. 30 Конституции никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации в случае причинения ущерба общественным объединениям (ст. 40 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

В-третьих, решение органов государственной власти о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения не является окончательным. В случаях установленных законом, оно может быть обжаловано в судебном и ином порядке.

Последнее исходит из гарантированной Конституцией РФ 1993 г. возможности судебной защиты прав и свобод, конституционного положения о том, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции).

В связи с этим представляется необходимым подчеркнуть, что на основе этой же конституционной нормы и действия решения общественных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

9 Определение Конституционного суда РФ от 19 февраля 1996 г. №5-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности «Урал» как несоответствующей требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.

объединений могут быть предметом судебного разбирательства. Тем самым государство создает равные условия судебного оспаривания для государственных органов и институтов гражданского общества -общественных объединений в ситуациях столкновения государственных и общественных интересов.

Как отмечает Т.В. Заметина, глобализация — объективный фактор, влияющий на конструкцию международных отношений и приоритеты национального развития государств10. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. предусматривает создание условий международного сотрудничества общественных объединений. Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений.

Конституция РФ 1993 г. определяет принципы взаимоотношений государства и общественных объединений. Конституционная свобода деятельности этих формирований обусловливает политику невмешательства со стороны государства во внутренние дела общественных объединений. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

Федеральным законом закреплены основания запрета деятельности общественных объединений: 1) нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; 2) неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; 3) неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях).

В то же время в законе не конкретизируется о каких нарушениях прав человека и гражданина идет речь в ст. 44 — массовых или индивидуальных, связанных с конкретным гражданином. Кроме того, непонятно речь идет о

10 Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. М., 2010.

С. 264.

систематических нарушениях (два и более раз) или достаточно одного раза, чтобы деятельность общественного объединения была прекращена.

Предоставляемые федеральным законом общественным объединениям права следуют из положений действующей Конституции РФ 1993 г. Так, например, общественные объединения обладают правом на информацию (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции), реализация которого может выражаться как в получении необходимой для их деятельности информации от органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, так и в возможности свободно распространять информацию о своей деятельности, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Кроме того, они вправе проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции), участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 Конституции), выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Федеральным законом специально не закреплено право общественных объединений участвовать в согласительных процедурах. А в кризисных, конфликтных ситуациях их посредничество может быть необходимым.

Таким образом, право на общественные объединения включает в себя коллективный и индивидуальный аспект реализации. Действующая Конституция РФ, закрепив право на общественные объединения, создала основы его осуществления и защиты, обеспечила развитие института общественных объединений как необходимого элемента гражданского общества и правового государства. При этом, и ФЗ «Об общественных объединениях», и правоприменительная практика нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

О деятельности общественных объединений по защите прав граждан свидетельствует практика Конституционного суда РФ. В разное время в орган конституционного контроля обращались Общероссийская общественная организация «Российское историко-просветительное благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»», межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав инвесторов», общественная организация «Орловское областное общество защиты прав потре-

бителей», региональный общественный фонд по Республике Татарстан «ВЕЛЕС»11 и др.

Предметом обжалования выступали отдельные положения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и других правовых актов.

В определении от 8 февраля 2011 г. № 192-О-О Конституционный суд РФ отметил, что ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ не исключают возможность защиты интересов лиц посредством обращения в суд образуемых ими объединений, но при этом «не обязывают федерального законодателя предоставлять любому объединению право обращения в суд в защиту интересов его участников, а равно право их процессуального представительства»12. Это положение, конечно, не затрагивает права каждого человека на судебную защиту.

Таким образом, принятие Федерального закона «Об общественных объединениях» не решило проблем, связанных с правовой регламентацией деятельности общественных объединений по защите прав граждан.

Этим федеральным законом в императивном порядке не закреплено безусловное право обращения общественных объединений в суд в защиту прав граждан. Указанное право носит диспозитивный характер. Кроме того, не определен объем и порядок, а также необходимые гарантии его реализации. Это позволяет говорить о необходимости дальнейшего исследования вопросов защиты прав граждан общественными объединениями и совершенствования действующего законодательства.

Список литературы

1. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ в ред. 21.07.2014 г. № 236-ФЗ // Рос. газета. — № 133. — 14.07.2001.

11 Определение Конституционного суда РФ от 3 июля 2007 г. // Вестн. Конституционного суда РФ. 2007. № 6; Определение Конституционного суда РФ от 8 дек. 2011 г. // Вестн. Конституционного суда РФ. 2012. №3; Определение Конституционного суда РФ от 29 сент. 2011 г. // СПС Консультант Плюс и др.

12 Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 2.

4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 02.11.2013) // Рос. газета. — № 14. — 24.01.1996.

5. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ в ред. 21.07.2014 г. № 236-Ф3 // Рос. газета. — № 100. — 25.05.1995.

6. СЗ РФ. — 1996. — № 21. — Ст. 2470.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.

8. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности «Урал» как несоответствующей требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»: определение Конституционного суда РФ от 19 февр. 1996 г. № 5 // СПС Консультант плюс.

10. Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. -М., 2010. — 304 с.

12. Орлов А.В. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004.

Главная / Государство и право / Правовая система

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в , а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, , , в законах о республиканском бюджете, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, , другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, , другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в , других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является , который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является .

Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является .

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются и .

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

Сущность общественных организаций и объединений

Каждый человек с детских лет приобщается к общественной жизни и коллективной деятельности. Первые шаги общения с другими людьми мы получаем в семье, в коллективе сверстников, на улице, в учреждениях образования, в различных формах организованной коллективной деятельности – в труде, учебе. Коллектив – это форма вхождения в общественные отношения и способ передачи опыта от поколения к поколению. Большое значение в формировании общественно-политической и социальной активности учащихся имеют общественные объединения.
Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения.
Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации (членские взносы). Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, молодежные, женские, ветеранские организации, разнообразные добровольные общества.
Молодежная общественная организация – это общественное, добровольное объединение молодых граждан для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные интересы и потребности, направленной на решение задач идейно-нравственного воспитания молодежи и вовлечения ее в активную общественно полезную деятельность.
В настоящее время самым организационно оформленным и идеологически зрелым в нашей стране является общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», который пользуется поддержкой государства и объединяет наиболее прогрессивную и патриотично мыслящую часть белорусской молодежи.
БРСМ ставит своей стратегической целью создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие формированию в нашей республике гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.
Все большую роль в общественной жизни молодежи начинает играть ученическая профсоюзная организация учреждения образования.
Ученическая профсоюзная организация – это массовая общественная непартийная организация, объединяющая на добровольных началах трудящихся всех профессий. Профессиональные союзы привлекают своих членов к управлению производственными и общественными делами, разработке законодательных актов, информируют их о своей деятельности и пропагандируют ее.
Одним из направлений работы общественных объединений в учреждении образования является участие в работе ученического и студенческого самоуправления.

Первичная организация БРСМ, ученический профсоюз и органы ученического самоуправления – это школа гражданского воспитания, при тесном взаимодействии которых у учащихся формируются общественно-политические и организаторские качества личности.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями и дополнениями)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

  • Молодежные и детские коммерческие организации;

  • Молодежные и детские религиозные организации;

  • Молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;

  • Молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.

Исходя из основных направлений государственной молодежной политики государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:

  • Приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

  • Равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

  • Признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;

Государственная поддержка молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию общественных объединений, обеспечивают информирование и принимают решения о государственной регистрации общероссийских и международных молодежных и детских объединений.

Финансирование мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральных целевых программах в области молодежной политики.

15. Правовые основы участия молодежи в выборах и референдуме. Абсентеизм молодежи и пути его преодоления.

В период становления правового государства существенное значение приобретает проблема гражданско — правовой культуры, прежде всего, у подрастающего поколения. В силу определённых причин у них недостаточно знаний, как в области политического устройства государства, так и в области выборного законодательства, что, в свою очередь, ведёт к низкой избирательной активности молодёжи. Именно этим и заинтересовался автор данной работы.

Самую перспективную группу населения составляет молодёжь. Это — основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель — человек в возрасте до 30 лет. Особое внимание в молодёжи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний. Надо подчеркнуть, что в субъектах Федерации, где такая работа ведётся заинтересованно, установлен диалог между властью и молодыми избирателями, уже появились ощутимые позитивные сдвиги в поддержке молодёжью выборов.

Совершеннолетие — это тот возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации 18 — летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов местного самоуправления до Президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, достигнув 21 года, к этому праву добавится право быть избранным — пассивное избирательное право.

Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права — всё это необходимо знать и уметь молодому избирателю.

Участие в голосовании. Политический статус моло­дежи определяется реальными, а не формально предо­ставляемыми возможностями оказывать влияние на рас­становку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандида­тов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако моло­дежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. Многие молодые люди во время выборов в Гос­думу (2007 г.) Не воспользовались своим правом участия в голосовании, продемонстрировав политический ниги­лизм и предоставив тем самым возможность для манипу­лирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18— 30 лет, что значительно ниже электоральной актив­ности старшего поколения.

М. Кошелюк разработал свой алгоритм создания программы, способствующей преодолению электоральной пассивности в условиях российской действительности. Выглядит данный алгоритм следующим образом: • создание базового насыщения информационного пространства темой выборов (независимо от кампаний конкретных кандидатов, партий); • предложение смыслового контекста предстоящих выборов; • обеспечение активного вовлечения влиятельных структур, лидеров общественного мнения и общественных организаций в кампанию в качестве «резонаторов»; • вовлечение в кампанию собственной активности СМИ; • активизация народного обсуждения темы выборов