Обязанности сотрудника органов внутренних дел российской федерации

Статья 4. Служебные обязанности и права сотрудника органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона.

ГАРАНТ:

О государственной защите сотрудников органов внутренних дел см. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ, а также Административный регламент МВД РФ, утвержденный приказом МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудника органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

УДК 340.12 ББК 67.0

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАВА

АННА СЕРГЕЕВНА ЧУВАЛЬНИКОВА,

преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Определяется место полицейского права в системе права. Критерием, позволяющим конкретизировать данное позиционирование, выступает механизм действия полицейского права. В качестве наиболее общих черт механизма определены охранительная направленность и локальный (или региональный) уровень действия механизма полицейского права. Делается вывод о том, что место полицейского права в системе права зависит, прежде всего, от качества участия гражданского населения в обеспечении общественного порядка.

Ключевые слова: полицейское право, тип права, отрасль права, система права, механизм действия права, механизм санкционирования, механизм принуждения.

С позиции теоретико-правового анализа особый интерес должно представлять изучение присущих полицейскому праву наиболее общих, универсальных характеристик, проявляющих себя независимо от того, о каком типе государства и права идет речь. Поэтому предметом теоретико-правового анализа становится не исторический тип права, соответствующий строго определенному типу государства, именуемому «полицейским», а обособленная сфера (область) правового регулирования. Такая постановка проблемы выводит на первый план вопросы о месте полицейского права в системе права и об оптимальных критериях, которые позволяют определить это место.

В современной юридической науке выделяются два основных критерия деления системы права на отрасли, подотрасли и институты права: материальный критерий и юридический. Однако, в работах1, посвященных вопросам внутренней дифференциации права, указывается, что данные критерии не способствуют окончательному решению проблемы, что может потребовать установления дополнитель-

ных критериев для более точного определения места той или иной сферы (области) правового регулирования в системе права.

Существующие по данному поводу в юридической науке затруднения, накладывают свой отпечаток на установление места полицейского права в системе права.

Прежде всего проанализируем материальный критерий. В самом общем виде можно сказать, что предмет полицейского права составляет «полицейская деятельность». Являясь публичной по своей природе, последняя выступает не только функцией государства, но и неотъемлемым атрибутом любого уровня публичной (в том числе неполитической) организации общества, обеспечивая поддержание правового порядка в обществе независимо от развитости или неразвитости, стабильности или нестабильности государствен-

1 Разуваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2002. № 3; Рыжов А.А. Политический фактор в российской правовой действительности // Право и образование. 2011. № 9. С. 99.

ных институтов2. Эта природа общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования полицейского права, позволяла еще дореволюционным отечественным авторам-полицеистам3 говорить о полицейском праве как о «народном» или «общественном» праве, обнаруживая в нем черты, указывающие на некоторую самостоятельность предмета правового регулирования полицейского права, столь близко примыкающего к предмету административного права.

На этом основании следовало бы заключить, что полицейское право должно быть определено в качестве подотрасли административного права. Однако, обратимся к анализу присущего полицейскому праву метода правового регулирования. Последний принято характеризовать как императивный, но ни для определения полицейского права в качестве подотрасли права, ни для действительной характеристики приемов и способов воздействия полицейского права на соответствующие общественные отношения этой констатации недостаточно. Необходимо представить соответствующие приемы и способы воздействия так, чтобы они стали адекватным юридическим выражением предмета правового регулирования, составляя с ним единое целое. Только в этом случае можно говорить о целостности, а, следовательно, и об определенной самостоятельности полицейского права в качестве подотрасли административного права.

Высокий уровень теоретического обобщения, на котором проводится выделение метода правового регулирования не всегда позволяет увидеть его органичное единство с предметом правового регулирования в рамках соответствующей отрасли или подострасли права. В связи с этим, представляется необходимым ввести дополнительный критерий внутренней дифференциации системы права, который, не претендуя на столь высокий уровень теоретического обобщения, смог бы отразить более тесную связь природы регулируемых полицейским правом общественных отношений (т.е., его предмета правового регулирования) с наиболее адекватными ей приемами и способами правового регулирования, и который можно рассмотреть в качестве критерия «среднего уровня», позволяющего уточнить, конкретизировать место полицейского права в системе права.

Полагаем возможным рассмотреть в качестве такого критерия механизм действия, присущий полицейскому праву. Под механизмом действия права

в данном случае необходимо понимать целостную систему приемов и способов правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере, позволяющую наиболее эффективно достигнуть стоящих перед ней целей. В свою очередь, специфический механизм действия полицейского права складывается на основе относительно самостоятельных механизмов более низкого уровня, среди которых наиболее важными для полицейского права могут быть признаны механизм санкционирования и механизм принуждения.

В качестве наиболее общих черт механизма действия полицейского права, в которых проявляется его специфика, можно выделить:

♦ выраженную охранительную направленность механизма действия полицейского права, которая позволяет провести различие между полицейским и административным правом на том основании, что административному праву в большей мере присуща не охранительная, а регулятивная (управленческая) направленность;

♦ локальный (илирегиональный) уровень действия механизма полицейского права (эта черта может объяснить устанавливаемую в юридической литературе, в частности профессором Т.В. Кашаниной4, связь полицейского права с городским правом), который делает обязательным присутствие в механизме действия полицейского права определенных элементов самоорганизации, выступающих формой участия населения на соответствующей территории в оперативном решении затрагивающих его вопросов обеспечения общественного порядка.

Нарушение общей закономерности, согласно которой механизм действия полицейского права является механизмом локального (регионального) уровня, приводит к неоправданному расширению круга общественных отношений, на которые он распространяет свое влияние. В результате, механизм действия полицейского права теряет присущие ему по

3 Пешков В.Н. Общественное право. М., 1871. С. 24.

4 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2008. С. 276.

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-дЛ^ЖЙ-

природе черты самоорганизации и замещается регулятивным (управленческим) механизмом действия административного права, который не всегда оказывается эффективным, что, как правило, компенсируется усилением в данной сфере роли механизмов санкционирования и принуждения, которые в крайней своей форме могут переродиться в механизм устрашения. В данном случае, полицейское право становится средством превращения государства в полицейское.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на основе критерия механизма действия права более убедительным и обоснованным представляется выделение полицейского права в качестве подотрасли административного права.

Выделенные черты механизма действия полицейского права свидетельствуют, что место полицейского права в системе права зависит и от качества участия гражданского населения в обеспечении общественного порядка. Поэтому отмечаемое в различных социологических опросах5 и искусственно усиливаемое средствами массовой информации негативное отношение российского общества к деятельности полиции является и следствием почти полной непричастности гражданских институтов и населения к процессам организации и деятельности по охране общественного порядка. Но искусственно побудить гражданские институты в той или иной форме участвовать в этой деятельности невозможно6. Как и всякий иной самоорганизующийся в обществе процесс, данный механизм должен «созреть», прежде всего, в общественном сознании.

Литература

1. Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2013.

2. Зыкова С.В., Клименко А.И., Кулакова Ю.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории госу-

дарства / Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2013.

3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2008.

4. Мамонтов А.Г. Расследование преступлений в российском судопроизводстве первой половины XIX в.: Учеб. пособие. М., 2003.

5. Пешков В.Н. Общественное право. М., 1871.

6. Разуваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2002. № 3.

7. Рыжов А.А. Политический фактор в российской правовой действительности // Право и образование. 2011. № 9.

1. Garashko A. Y. Features of the system properties of the sources of law: Diss. … саМ. jurid. sciences. M., 2013.

2. Zykov S.V., Klimenko A.I., Kulakov Y.Y. and others. Actual problems of legal theory states / Ed. V.P. Malakhov, A.I. Klimenko. M., 2013.

3. Kashanina T.V. The origin of the state and law. M., 2008.

5. Peshkov V.N. Public right. M., 1871.

6. RazuvaevN. V. The legal system and criteria for sectoral differentiation of right // Jurisprudence. 2002. № 3.