Обязанности военной прокуратуры

Руслан Рябошапка / Фото: president.gov.ua

Генеральный прокурор Руслан Рябошапка заявил, что, несмотря на принятый еще в сентябре закон о реформе Генпрокуратуры, военная прокуратура будет ликвидирована с начала следующего года.

Об этом он сказал в интервью «Апострофу».

Он отметил, что новое подразделение ГПУ будет заниматься в том числе и хищениями в «Укроборонпроме».

«Она ликвидирована в соответствии с законом. Сейчас продолжается переходный период, и с нового года, когда заработает Офис генерального прокурора, там будет специализированная прокуратура, которая будет заниматься собственно уголовными производствами в сфере национальной безопасности и обороны – это преступления в сфере деятельности «Укроборонпрома», хищения в военной сфере», – сказал Рябошапка.

Реклама

Генпрокурор добавил, что расследование будет проводить Госбюро расследований, а определенные дела, возможно, будет вести СБУ. Однако процессуальное руководство будет осуществлять новый департамент ГПУ – военная специализированная прокуратура под руководством главного военного прокурора Виктора Чумака.

Как сообщали новости «Сегодня», 19 сентября Верховная Рада приняла закон о реформировании ГПУ. Теперь ведомство будет называться Офисом генпрокурора, а для назначения на должность генпрокурора обязательно нужно иметь юридическое образование. Также будет ликвидирована военная прокуратура.

2 сентября генпрокурор уволил Анатолия Матиоса с должности главного военного прокурора, а на его место позже назначил Виктора Чумака. Кроме того, до этого руководитель ГПУ отмечал, что не видит необходимости в существовании военной прокуратуры. Данная позиция вызвала бурную реакцию работников военной прокуратуры. Военные прокуроры жестко обратились к Рябошапке, считая неприемлемыми его слова о ликвидации этого подразделения ГПУ. Они рассказали, почему должна существовать военная прокуратура, особенно в военное время.

А тем временем в ГПУ громкое увольнение – из управления спецрасследований ушел Сергей Горбатюк, который занимался делами Майдана. Подробнее смотрите в сюжете:

Новости на эту же тему:

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 1994 года N 279 ПОЛОЖЕНИЕ о Военной прокуратуре Кыргызской Республики (В редакции постановлений Правительства КР от 9 октября 1995 года N 418, 19 октября 2001 года N 662,

2 февраля 2010 года №52

) Раздел I Общие положения Статья 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыр- гызской Республики» (далее в тексте — Закон) Военная прокуратура Кыр- гызской Республики (далее — Военная прокуратура), являясь структурным подразделением Прокуратуры Кыргызской Республики, осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями, дислоци- рующимися на территории республики (в дальнейшем — воинские учрежде- ния). Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование и участ- вует в судебном разбирательстве дел в случае и порядке, предусмотренных Законом. Деятельностью Военной прокуратуры руководит Генеральный прокурор Кыргызской Республики через Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 2. Задачи Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах предоставленных Законом полномочий направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и пра- вопорядка в воинских учреждениях и правовую защиту от любых противоп- равных действий, посягающих: — на безопасность Кыргызской Республики, боеспособность и боевую готовность ее воинских учреждений, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы; — на права и свободы военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы, членов их семей, рабочих и служащих воинских учреждений; — на права и законные интересы воинских учреждений. Статья 3. Законодательство о Военной прокуратуре Организация и порядок деятельности Военной прокуратуры определяет- ся Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О Прокуратуре Кыргызс- кой Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Порядок осуществления военными прокурорами и следователями Военной прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется действующим за- конодательством Кыргызской Республики. Раздел II Основные функции Военной прокуратуры Статья 4. Основные направления деятельности Военной прокуратуры Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям: — надзор за точным и единообразным исполнением законодательных ак- тов Кыргызской Республики, воинских уставов и других актов военного за- конодательства воинскими учреждениями, их должностными лицами, военнос- лужащими, военнообязанными, призванными на сборы, рабочими и служащими воинских учреждений при выполнении ими обязанностей по службе; — надзор за исполнением законов органами дознания воинских учреж- дений, следователями военных прокуратур; — надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными суда- ми; — надзор за соответствием актов, издаваемых воинскими учреждения- ми, законодательным актам Кыргызской Республики. Военная прокуратура в случаях и в порядке, определенном законода- тельством, осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших прес- тупление. Военные прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Военная прокуратура участвует в разработке командованием воинских учреждений мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений, в подготовке предложений о совер- шенствовании военного законодательства и правовом воспитании военнослу- жащих. Статья 5. Рассмотрение военными прокурорами сообщений, заявлений и жалоб Военные прокуроры обязаны в установленном Законом порядке рассмат- ривать сообщения и заявления, а также жалобы на нарушения закона орга- нами воинских учреждений, должностными лицами, военнослужащими и иными лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Положения, прини- мать меры к восстановлению их нарушенных прав и защите законных интере- сов. Военные прокуроры проводят личный прием военнослужащих и других граждан.

Статья 6. Участие военных прокуроров в разработке мер
по укреплению законности и правопорядка

Военный прокурор Кыргызской Республики вправе участвовать в заседаниях
коллегии Министерства обороны Кыргызской Республики, в совещаниях
Управления внутренних войск республики при обсуждении вопросов исполнения
законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины,
предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих.
Военные прокуроры гарнизонов участвуют в обсуждении таких вопросов на
соответствующих служебных совещаниях.

Военные прокуроры участвуют в разработке мер по укреплению законности и
правопорядка, предупреждению правонарушений, правовому воспитанию
военнослужащих.

(В редакции постановления Правительства КР
от 2 февраля 2010 года №52)

Раздел III Полномочия Военной прокуратуры Статья 7. Права Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах своей компетенции: — действует на основе точного и неукоснительного соблюдения закон- ности в соответствии с Конституцией и законодательством Кыргызской Рес- публики; — осуществляет надзор за точным и единообразным применением зако- нов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; — принимает меры к выявлению и своевременному устранению любых на- рушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответс- твенности; — взаимодействует с военными командованием, военными судами, об- щественными организациями и воинскими коллективами, опирается на их по- мощь в деле укрепления законности и правопорядка в воинских учреждени- ях. Военная прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от ка- ких бы то ни было местных и военных органов, подчиняясь только Гене- ральному прокурору Кыргызской Республики. Статья 8. Полномочия военных прокуроров Военный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему военные прокуроры пользуются соответственно всеми полномочиями прокуроров, оп- ределенными Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Статья 9. Полномочия военного прокурора по осуществлению общего надзора Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компе- тенции: 1. Истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоря- жения и другие акты, издаваемые органами военного управления, команди- рами (начальниками) и другими должностными лицами воинских учреждений Кыргызской Республики для проверки соответствия их Конституции и зако- нодательным актам Кыргызской Республики, воинским уставам, другим актам военного законодательства, а также постановлениям Правительства Кыр- гызской Республики. 2. Требует от органов военного управления, командиров (начальни- ков) и других должностных лиц воинских учреждений Кыргызской Республики представление необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведение проверок и ревизий деятельности подчиненных им во- инских учреждений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделение специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов. 3. Проверяет исполнение законов органами воинских учреждений, под- чиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений Кыргызской Республики в связи с заявлениями, жалобами и ины- ми сведениями о правонарушениях. 4. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений за- кона. 5. Опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами воинских учреждений, подчиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений, а также незаконные действия командиров (начальников) и других должностных лиц воинских уч- реждений Кыргызской Республики. 6. Привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство, пе- редает в предусмотренных законом случаях материалы о них соответствую- щему органу для рассмотрения по существу, предостерегает о недопусти- мости нарушения закона. 7. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями закона. 8. Вносит в органы воинских учреждений, командирам (начальникам), другим должностным лицам и в общественные организации представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им усло- вий. 9. Вносит предписания об устранении нарушений закона. 10. Предостерегает правонарушителей о недопустимости нарушений за- кона и разъясняет им ответственность за совершение правонарушений. 11. Обращается в судебные органы с заявлением в защиту прав и за- конных интересов воинских учреждений, военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих воинских уч- реждений. Статья 10. Полномочия военного прокурора по надзору за исполнением законодательных актов органами дознания и предварительного следствия Военный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов орга- нами дознания и предварительного следствия на основании и в соответс- твии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Респуб- лики» и другими законодательными актами. Статья 11. Участие военного прокурора в рассмотрении дел судами Военный прокурор участвует в рассмотрении судами дел в случаях, предусмотренных Законом. Полномочия военного прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются Законом «О Прокуратуре Кыргызс- кой Республики» и процессуальным законодательством Кыргызской Республи- ки. Статья 12. Полномочия военного прокурора по надзору за соблюдением законов на гауптвахтах и в дисциплинарных частях Осуществляя надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах и в других местах содержания задержанных и арестованных во- еннослужащих, в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинс- ких учреждениях наказаний, назначаемых военными судами, военный проку- рор в пределах своей компетенции: 1. В целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты, другие места содержания за- держанных и арестованных военнослужащих, дисциплинарные части. 2. Знакомиться с документами, на основании которых лица подвергну- ты задержания по подозрению в совершении преступлений, предварительному заключению или аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают нака- зание в дисциплинарной части или на гауптвахте. 3. Немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте, в другом месте содержания задержанных и арестованных, в дисциплинарной части либо в нарушении закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или аресту в дисциплинарном по- рядке. 4. Производит опрос задержанных, арестованных и осужденных. 5. Проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (на- чальников) и других должностных лиц законодательным актам и положениям воинских уставов, регулирующих порядок и условия содержания задержан- ных, арестованных и осужденных, приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия законодательным актам или уставам. Постановления и предложения военного прокурора относительно соблю- дения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий со- держания задержанных, арестованных и осужденных подлежат обязательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими долж- ностными лицами. Статья 13. Полномочия следователя Военной прокуратуры При производстве предварительного следствия следователь Военной прокуратуры пользуется всеми правами, предоставленными следователю уго- ловно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Следователь Военной прокуратуры по расследуемым им делам вправе давать любым органам дознания указания и поручения о производстве следственных действий и розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Указания и поручения следователя Военной прокуратуры, данные в по- рядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны. Следователи Военной прокуратуры вносят органам воинских учрежде- ний, предприятий, организаций, командирам (начальникам) или иным долж- ностным лицам представления по расследуемым ими уголовным делам в по- рядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Орган воинского учреждения, предприятия, организации, командир (начальник), иное должностное лицо обязаны рассмотреть представление следователя Военной прокуратуры и не позднее чем в месячный срок при- нять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий и о результатах сообщить следователю. Постановления следователя Военной прокуратуры, вынесенные в соот- ветствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами воинских учреждений, а также всеми предприятиями, организациями, учреждениями, командирами (началь- никами) и другими должностными лицами, военнослужащими и иными гражда- нами. Статья 14. Подследственность угловых дел следователям Военной прокуратуры Следователи Военной прокуратуры производят предварительное следс- твие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по делам, переданным им Генеральным прокурором Кыргызской Республики. Следователи Военной прокуратуры расследуют уголовные дела: 1. О преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призван- ными на сборы военнообязанными; 2. О преступлениях, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава орга- нов национальной безопасности; 3. (Исключена) Уголовные дела и материалы направляют в соответствующий орган Во- енной прокуратуры только после установления конкретных виновных лиц, перечисленных в части 2 настоящей статьи. При расследовании дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно следователю Военной прокуратуры, а о других — следователю иных правоохранительных органов, дело расследуется следователем Военной прокуратуры с соблюдением уста- новленных уголовно-процессуальным законодательством правил соединения и выделения уголовных дел. Раздел IV Система и организация деятельности Военной прокуратуры Статья 15. Организация и структура Военной прокуратуры Военная прокуратура входит в единую и централизованную систему ор- ганов Прокуратуры Кыргызской Республики, возглавляемую Генеральным про- курором Кыргызской Республики, с подчинением нижестоящих военных проку- роров Военному прокурору Кыргызской Республики. Военный прокурор Кыр- гызской Республики подчинен только Генеральному прокурору Кыргызской Республики. Военная прокуратура Кыргызской Республики имеет в своем составе центральный аппарат и военные прокуратуры гарнизонов. Статья 16. Назначение военных прокуроров и следователей военных прокуратур Военный прокурор Кыргызской Республики, подчиненные ему прокуроры и следователи военных прокуратур назначаются и освобождаются в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики». Статья 17. Прохождение воинской службы военнослужащими военных прокуратур Офицерский состав, прапорщики, сержанты и солдаты военных прокура- тур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы. Присвоение воинских званий офицерского состава военнослужащим во- енных прокуратур производится в порядке, установленном Законом Кыргызс- кой Республики «О всеобщей воинской обязанности», по представлениям Во- енного прокурора Кыргызской Республики и нижестоящих военных прокуро- ров. Увольнение с действительной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности» по представлению Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 18. Поощрение и ответственность военных прокуроров и следователей Военные прокуроры и следователи Военной прокуратуры поощряются и привлекаются к ответственности в соответствии с Законом Кыргызской Рес- публики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики. Статья 19. Установление структуры и штатов военных прокуратур Личный состав военных прокуратур гарнизонов и Военной прокуратуры Кыргызской Республики входит в штатную численность Вооруженных сил Кыр- гызской Республики и обеспечивает всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских учреждений Кыргызской Республики. Статья 20. Материально-техническое обеспечение военных прокуратур Охрана служебных помещений военных прокуратур осуществляется во- инскими учреждениями.

<p>предусмотренное настоящим пунктом, выплачивается выходное пособие при увольнении: а) на пенсию; б) в отставку; в) по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; г) по состоянию здоровья или инвалидности; д) вследствие организационно-штатных мероприятий. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, не имеющим права на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выходное пособие выплачивается лишь в случаях их увольнения по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» настоящего пункта. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам выходное пособие выплачивается за полные годы выслуги в следующих размерах: менее 10 календарных лет — 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; от 10 до 15 календарных лет — 10 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; от 15 до 20 календарных лет — 15 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; 20 календарных лет и более — 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин. При увольнении прокуроров и следователей, научных и педагогических работников после их повторного поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры пособие выплачивается с зачетом ранее выплаченных пособий, исчисляемых в должностных окладах с доплатой за классный чин, в том числе за службу в других органах. Пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих. 3. Прокурорские работники имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности — любым попутным транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков — всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта. (Утратил силу в части пункта 4 статьи 44 на основании Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 76) 5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда. В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во внеочередном порядке устанавливается телефон. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей. 6. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. 7. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, уволившиеся в связи с выходом на пенсию в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, пользуются правами и социальными гарантиями, предусмотренными абзацем первым пункта 3 и абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, при предъявлении пенсионного удостоверения. За членами семей лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, проживающими совместно с ними, а также за членами семей погибших (умерших) прокурорских работников, получающими в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи пенсию по случаю потери кормильца, сохраняется социальная гарантия, предусмотренная абзацем первым пункта 5 настоящей статьи. Медицинское обслуживание получающих пенсию прокурорских работников и членов их семей, а также лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. (Утратил силу в части изложения в новой редакции пункта 8 статьи 44 на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) Статья 45. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей 1. Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников. 2. Погребение прокуроров и следователей, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров и следователей, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры. 3. Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Типы и модели указанного оружия и порядок его приобретения органами прокуратуры устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. 5. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, — их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. В случае гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокурора или следователя, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора или следователя. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке. 6. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего им имущества, которым установлено, что эти события не связаны с их служебной деятельностью.». 14. Статью 46 изложить в следующей редакции: «Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры 1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры). В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры. 2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности. 3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. 4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.». 15. Дополнить статьей 46-1 следующего содержания: «Статья 46-1. Главная военная прокуратура 1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. 2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. 3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. 4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.». 16. Статью 47 изложить в следующей редакции: «Статья 47. Полномочия военных прокуроров 1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Военные прокуроры также обладают полномочиями: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.». 17. В статье 48: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.»; из пунктов 3 и 4 слова «сроком на пять лет» исключить; из пунктов 5 и 7 слова «групп войск» в соответствующих падежах исключить; абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции: «8. Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и настоящим Федеральным законом.»; пункты 9, 10 и 12 изложить в следующей редакции: «9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора. Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. 10. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей. Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры. При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.»; «12. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации.»; пункт 13 после слов «выделяется за счет» дополнить словами «и пропорционально численности». 18. В статье 49: пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции: «2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавок за выслугу лет, за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 44</p>

Сегодня, благодаря заместителю Генпрокурора РФ — Главному военному прокурору Валерию Петрову, ответившему на вопросы корреспондента еженедельника «Звезда», мы приоткрываем завесу тайны над структурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности в силовых ведомствах страны.

«Что касается неуставных взаимоотношений, то во многих воинских частях их нет вообще»

— Валерий Георгиевич, когда говорят о сегодняшней армии, отмечают не только её оснащение самым современным вооружением, но и обращают внимание, что условия службы военных стали гораздо лучше. И всё больше молодых людей стремятся не «откосить», а, наоборот, пройти военную службу. Значит ли это, что многие старые проблемы, в частности, дедовщина, ушли в прошлое?

— Действительно, в последние годы органами военного управления — помимо армии, это Росгвардия, Погранслужба, МЧС России и другие воинские формирования — проделана большая работа по улучшению условий прохождения службы. Это позитивно повлияло на правопорядок в войсках. Немалая роль здесь принадлежит и военным прокурорам. Как результат — число правонарушений на протяжении нескольких лет в военной среде неуклонно снижается. По итогам прошлого года их стало меньше почти на 18 процентов.

Что касается неуставных взаимоотношений, во многих воинских частях их нет вообще. За первое полугодие 2019 года таких преступлений зарегистрировано на четыре процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество пострадавших лиц сократилось на восемь процентов. Однако говорить о полной победе над дедовщиной пока рано.

Обстоятельства каждого случая насилия тщательно изучаются. При наличии оснований материалы направляются в военные следственные органы для уголовного преследования виновных.

Важное значение имеет и профилактическая работа, проводимая во взаимодействии с командованием воинских частей. Военные прокуроры выступают с лекциями на правовые темы, ведут личный приём солдат, офицеров и членов их семей, отвечают на актуальные вопросы, оказывают содействие в решении различных жизненных проблем.

«Приоритеты в работе военной прокуратуры обусловлены состоянием законности и правопорядка в конкретном подразделении»

— Что представляет собой военная прокуратура? Какие главные задачи стоят перед ведомством и как они решаются?

— Являясь неотъемлемой частью прокуратуры РФ, военная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов всеми органами силового блока. Органы военной прокуратуры включают в себя Главную военную прокуратуру (ГВП), десять военных прокуратур окружного и флотского звена и 153 гарнизонных прокуратуры. Военные прокуроры исполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооружённые силы и другие воинские формирования. И так было всегда.

Более десяти тысяч военных прокуроров и следователей проходили военную службу в период Великой Отечественной войны. Все они, как истинные патриоты, встали на защиту нашей Родины, в наиболее сложные моменты с оружием в руках участвовали в боевых действиях. Среди погибших и пропавших без вести числятся около двух тысяч работников военных прокуратур.

Одиннадцати офицерам-фронтовикам, проходившим впоследствии службу в органах военной прокуратуры, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Всего более 1.800 военных прокуроров и следователей были награждены боевыми орденами и медалями за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Свои лучшие профессиональные и моральные качества военные прокуроры неизменно проявляли при выполнении интернационального долга в Афганистане, в условиях контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, других горячих точках, миротворческих миссий за пределами нашего государства, при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Приоритеты в работе военной прокуратуры обусловлены состоянием законности и правопорядка в конкретном подразделении, а также задачами, поставленными руководством страны и Генеральным прокурором России Юрием Чайкой.

Основные наши усилия направлены на:

  • соблюдение законодательства при исполнении государственного оборонного заказа;
  • обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей, а также военных пенсионеров, гражданского персонала воинских частей;
  • законности в ходе выполнения войсками задач, возложенных на них;
  • координацию борьбы с преступностью.

Вместе с тем допускаются нарушения жилищных прав военнослужащих, в том числе при получении денежной компенсации за наём жилья. Для их устранения мы проинформировали руководство военного ведомства, которое подготовило поправки в действующее законодательство.

К сожалению, в некоторых воинских частях не снята проблема своевременного предоставления отдыха военнослужащим, ввиду различных объективных причин, связанных с выполнением учебно-боевых задач. Мы на эти факты реагируем принципиально, и сейчас данная ситуация разрешается в пользу военнослужащих.

Некоторое время назад мы выявили ещё один проблемный вопрос. Согласно ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств», размер пенсии вдовам ветеранов войны и боевых действий должен устанавливаться с повышением на 32 процента от размера социальной пенсии. Однако многие военкоматы в этом повышении необоснованно отказывали. К этой проблеме пришлось подключаться военным прокурорам и сегодня по решениям судов, которые вступили в законную силу, пенсия по случаю потери кормильца в повышенном размере выплачивается уже трём с лишним тысячам граждан. После направления обобщённой информации из ГВП в Минобороны России началась работа по внесению соответствующих изменений в этот закон.

Вмешательство военных прокуроров потребовалось и для восстановления прав работников предприятий и организаций по своевременной и полной выплате заработной платы. Благодаря мерам прокурорского реагирования, с начала 2019 года снижена задолженность на семи предприятиях, а на четырёх — полностью ликвидирована. В общей сложности удовлетворены запросы почти 20 тысяч человек.

Нам достаточно часто приходится сталкиваться с нарушениями при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Наиболее распространенными из них являются:

  • несоблюдение установленного порядка воинского учета;
  • неправомерное направление в войска для прохождения военной службы граждан, не подлежащих призыву;
  • необоснованное предоставление отсрочек и освобождение от призыва;
  • ненадлежащее обеспечение деятельности сборных пунктов субъектов РФ. Чаще остальных подобные факты встречались в военкоматах Чукотского автономного округа, республик Адыгея и Крым, Ставропольского, Приморского и Краснодарского краёв, Свердловской, Самарской и Орловской областей. После вмешательства военных прокуроров эти нарушения были устранены.

Важнейшее направление работы военных прокуроров связано с надзором за исполнением законов при реализации гособоронзаказа. К сожалению, всё ещё имеют место отступления от установленных законом процедур ценообразования продукции военного назначения и ненадлежащий контроль за исполнением госконтрактов. Встречаются факты использования при производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники некачественных или контрафактных запчастей неустановленного происхождения.

Так, при исполнении госконтракта ОАО «Завод «Электроприбор» и ЗАО «Союз-М» поставили военному ведомству комплекты запасных частей с истекшими сроками эксплуатации. Причинённый ущерб превысил 534 млн рублей. Кроме того, нами было выявлено хищение денежных средств АО «Трест Мосэлектротягстрой» при исполнении госконтракта на проектирование и строительство объектов военного городка в Ульяновске. Контрольный обмер со специалистами выявил недовыполнение работ почти на 790 млн рублей. По этим фактам по материалам военной прокуратуры возбуждены уголовные дела, ведётся следствие.

— Какие факторы, на ваш взгляд, положительно влияют на состояние правопорядка в Вооружённых силах?

— Тому есть несколько причин. В первую очередь, более качественный отбор кандидатов для прохождения военной службы как по призыву, так и по контракту. Престиж военной службы, открывающий перспективы поступления на госслужбу и возможность сделать себе карьеру, позволяет набирать в армейские ряды физически более крепких и морально устойчивых молодых людей. Нельзя сбрасывать со счетов и повышение размера денежного довольствия, а также гарантии на получение жилья. Также повысилась личная ответственность за выполнение поставленных задач.

«Работники военной прокуратуры дорожат высоким званием прокурора»

— Валерий Георгиевич, кто может стать военным прокурором и по каким критериям ведётся отбор?

— Поскольку военные прокуроры имеют статус и прокурорских работников, и военнослужащих, их служба регулируется сразу несколькими федеральными законами. В основном, органы военной прокуратуры комплектуются за счёт выпускников прокурорско-следственного факультета Военного университета Минобороны РФ. Ежегодно наши ряды пополняют порядка 50 молодых офицеров. При наличии возможности на военную службу принимаются кандидаты из запаса или осуществляется перевод военнослужащих в соответствии со ст. 17 Положения о порядке прохождения военной службы.

Для поступления на службу в органы военной прокуратуры и назначения на должность военного прокурора необходимо иметь, прежде всего, офицерское воинское звание, состоять на военной службе или в запасе. И соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, а также прокурорам, указанным в статье 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». При этом хочу подчеркнуть, что наличие офицерского воинского звания и высшего юридического образования не являются безусловными и единственными основаниями для приёма на службу в органы военной прокуратуры. В обязательном порядке учитываются личные качества кандидата, а также укомплектованность органов военной прокуратуры.

По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены и гражданские лица. Учитывая специфику деятельности органов военной прокуратуры такие назначения носят исключительный характер. Этим лицам сохраняется классный чин прокурорского работника, который они имели до назначения в органы военной прокуратуры.

— Извините за нескромный вопрос, а в среде военной прокуратуры есть правонарушения? Или в вашем ведомстве работают исключительно честные сотрудники?

— Нельзя требовать от других соблюдения закона, если сам не имеешь на это не только формального служебного, но и морального права. Подавляющее большинство военных прокуроров соблюдают правила поведения, определенные требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Кодекса этики прокурорского работника РФ. Только в этом году за образцовое исполнение обязанностей, выполнение задач с риском для жизни указами Главы государства награждены три наших офицера, Генеральным прокурором РФ поощрены 33 прокурорских работника, мною и военными прокурорами окружного звена — почти 450 сотрудников.

Работники военной прокуратуры дорожат высоким званием прокурора. Вместе с тем это живые люди, которые могут допустить недочёты в служебной деятельности, совершить административные правонарушения, связанные, как правил с несоблюдением правил дорожного движения. Эти факты единичны и каждый получает принципиальную оценку. С непригодными с нравственной стороны коллегами мы расстаёмся без сожаления.

Подбор, расстановка, ротация кадров, совершенствование воспитательной работы, формирование у подчинённых необходимых моральных и деловых качеств, профилактика коррупционных и иных правонарушений являются зоной персональной ответственности руководителей военных прокуратур всех уровней.

Мне приятно возглавлять коллектив, состоящий из профессиональных, опытных, честных и преданных избранной профессии работников, которые прилагают все свои силы для укрепления законности и правопорядка в Вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и органах.