Обязательное заключение договора

Можно ли оказывать услуги без договора

Добрый день!
Налоги и бухгалтерский учет не совсем моя специализация. Поэтому возможно Вам целесообразно дополнительно проконсультироваться на этом сайте у одного из юристов, который специализируется на этой тематике.
Но все же попробую ответить на Ваш вопрос.
1. За налоговым вычетом может обратиться Ваш контрагент, то есть организация, которой Вы предоставили консультационные IT-услуги. Поэтому проблема признания налоговых вычетов должна больше интересовать Вашего контрагента. Налоговые вычеты, связанные с оказанием консультационных услуг, обычно привлекают пристальное внимание налоговых органов, так как могут использоваться для осуществления различных «серых» схем «оптимизации налогов. Это связано с тем, что услуги не имеют материального воплощения и „потребляются“ заказчиком сразу после оказания. Поэтому сложно доказать, что услуги на самом деле не оказывались, чем и пользуются „оптимизаторы“.
2. Предоставление налоговых вычетов регламентируется в основном ст. ст. 171, 172 части второй НК РФ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат среди прочих суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, признаваемых объектами налогообложения. При этом налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, то есть затрат, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
3. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком услуг, после принятия на учет приобретенных услуг, а также при наличии соответствующих первичных документов.
4. Согласно ст. ст. 158, 159 части первой ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении. В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. К договорам возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. Согласно ст. ст. 702-729 ГК РФ, регламентирующим данные правоотношения, для данных договоров не предусмотрена обязательная письменная форма.
Таким образом, следуя букве закона, можно сделать вывод, что если консультационные услуги, предоставленные Вашей организаций контрагенту, не носили пролонгированный во времени характер, а были оказаны непосредственно после заключения устного договора, то необходимость в письменном договоре отпадает.
5. С учетом сложившейся практики, для того того, чтобы наиболее полно обосновать перед контролирующими органами налоговые вычеты, связанные с расходами на консультационные услуги, Вашему контрагенту необходимо иметь следующие документы:
— договор с исполнителем;
— акт оказания услуги, из которого виден состав и характер оказания услуг;
— отчет исполнителя, в котором должна быть указана конкретная информация о проведенных консультациях, предоставленных рекомендациях и выполненных работах, а также приведен расчет стоимости оказанных услуг.
В этом случае вопросы у налоговых органов к Вашему контрагенту с большой долей вероятности отпадут.
Если консультационные услуги предоставляются Вашей организацией часто, возможно стоит разработать документацию в соответствии с вышеуказанными требованиями.
6. Какого-либо отдельного закона, более-менее детально регламентирующего правоотношения в сфере консультационных услуг нет.
Также уточню, что ранее я писал об обязательном заключении договора вообще (и устного, и письменного) вообще. Таких примеров, когда стороны обязаны заключить между собой или устный, или письменный договор очень много. Чтобы было понятно, простой бытовой пример: работник магазина не может отказать Вам в продаже товара, если он стоит на витрине, то есть отказаться от заключения с Вами устного договора купли-продажи.

Полагаю, что отсутствие письменного договора на оказание консультационных услуг вряд ли грозит неприятностями Вашей организации. Проблемы могут возникнуть у Вашего заказчика, если он произведет налоговые вычеты с учетом расходов на оказание консультационных услуг.

Нужно ли самозанятому заключать договор при оказании услуг

Недавние изменения в законодательстве, касающиеся легализации самозанятости, вызвали больше вопросов, чем ответов: кто относится к данным гражданам, какие виды работ попадают под действие закона, выгодно ли выводить микробизнес из тени. Один из вопросов, на который ищут ответ граждане, работающие на себя и корпоративные организации, имеющие намерение работать с данной категорией лиц, – требуется ли заключение договора с самозанятым гражданином. Для внесения ясности в эту тему, следует для начала разобраться со статусом самозанятых, особенностями их налогообложения и ведения финансовой отчетности.

Кто относится к самозанятым

К самозанятым лицам законы, действующие на территории Российской Федерации, относят следующую категорию лиц:

В этом перечне не определен статус фрилансеров – лиц, работающих удаленно через интернет. Пока практика отнесения представителей фриланса к самозанятым такова: те, кто работает без трудового договора с работодателем, могут быть отнесены к самозанятым. Если трудовой договор оформлен, то фрилансер должен иметь статус ИП. Хотя закон не запрещает ему быть в данной ситуации наемным работником.

Для ИП и лиц, занимающихся частной практикой, законодательством установлены четкие и определенные правила финансовой отчетности, налогообложения и перечисления взносов в страховые фонды, в том числе и в Пенсионный Фонд России. Лица, относящиеся к последнему разделу списка, до 2018 года оставались вне правового поля и не были охвачены пенсионным, медицинским и прочими видами социального обеспечения.

Важно! Четкого и однозначного определения самозанятого лица законодательство РФ не дает. Четкая и строгая формулировка данного термина возможна, но проблема состоит в том, что пришлось бы переработать около трети нынешнего налогового законодательства.

В ближайшее время уточнения определения ожидать не стоит, поэтому к данной категории надо относить тех граждан, кто работает не по трудовому договору и не использует наемной рабочей силы. Поэтому отнесение сюда ИП достаточно условно – не каждый из индивидуальных предпринимателей может попасть под данное определение.

Начиная с 2018 года, в четырех регионах России проводится эксперимент, смысл которого предложить этим гражданам условия, при которых им будет выгодно выводить свой микробизнес в поле легальной деятельности и получить возможность платить налоги и пользоваться услугами системы социального страхования.

На сегодняшний день официально определено всего три вида деятельности, попадающих под условия нового закона:

  • репетиторство (обучение на дому);
  • уход за лицами, нуждающимися в постоянном присмотре (дети, инвалиды, граждане старше 80 лет и т. д.) или обеспечение других подобных нужд;
  • клининг жилых помещений, домоводство, помощь по хозяйству.

В дальнейшем перечень будет расширяться, в том числе за счет предоставления права субъектам Федерации корректировать этот список исходя из местных условий. Тем же гражданам, чья деятельность не попадет в этот перечень, придется регистрироваться в качестве ИП и оплачивать подоходный налог на основаниях, установленных для индивидуальных предпринимателей. Следует помнить, что данная категория трудящихся выведена из-под действия Трудового Кодекса РФ, так для них обеспечить выполнение его требований невозможно.

Важно! Закон предусматривает, что самозанятыми лицами могут быть только граждане РФ.

Предварительные итоги легализации микробизнеса

Насколько сработают стимулирующие меры по легализации доходов лиц, работающих на себя, покажет время. На сегодняшний день итоги не вселяют оптимизма. На 2018 год даже были объявлены налоговые каникулы для тех, кто зарегистрирует свой микробизнес, – в течение этого года налоги можно было не платить. То есть, регистрация носит чисто уведомительный характер. Количество зарегистрировавшихся самозанятых не превысило 2000 человек. Есть основания предполагать, что большая часть из них – ИП, осуществившие снятие с учета в данном качестве и перерегистрировавшие свой бизнес для уменьшения налогообложения. Поэтому Правительство РФ приняло решение о продлении каникул для самозанятых и на 2019 год. По окончании льготного периода самозанятым гражданам предстоит сделать выбор: зарегистрироваться и платить налоги либо прекратить свою деятельность. За нарушение предусмотрены денежные штрафы. Это даст определенный результат.

На сегодняшний день существует несколько факторов, сдерживающих легализацию микробизнеса:

  1. Определенное недоверие части населения к любым решениям государственных органов.
  2. Недостаточность мер стимулирования, предпринимаемых государством.
  3. Возможность регистрации только через интернет – личный кабинет на веб-ресурсе ФНС или через приложение “Мой налог”. Нелегко представить человека, занимающегося, к примеру, выпасом скота или другим подобным видом труда, за регистрацией своей деятельности с помощью смартфона.

Существуют и другие причины, дающие некоторым экспертам и аналитикам основания говорить о том, что программа вывода самозанятых из тени провалилась.

Особенности ведения финансовой отчетности и налогообложения

У самозанятых граждан (в том числе, у индивидуальных предпринимателей, попадающих под это определение) существуют определенные правила ведения финансовой отчетности.

Так, ИП обязаны иметь контрольно-кассовое оборудование, отправляющее фискальные чеки непосредственно в налоговые органы. Эта категория граждан оплачивает налоги по выбранной ими системе и оплачивает страховые взносы пенсионного и медицинского страхования. При отсутствии деятельности (и, соответственно, отсутствии дохода) подоходный налог с них не взимается, но страховые взносы в Пенсионный фонд они перечислять обязаны.

Другое дело самозанятые граждане, попадающие под действие эксперимента по легализации доходов, проводящемся в четырех регионах Российской Федерации (после 2020 года к эксперименту могут подключиться и другие регионы РФ):

  • Москве.
  • Московской области.
  • Республике Татарстан.
  • Калужской области.

Им никакие онлайн-кассы покупать и подключать не надо. Более того, Налоговый Кодекс не предписывает им ведения никакой отчетности вообще. Но выдавать контрольно-кассовые чеки таким гражданам все-таки придется. Этот чек формируется специальным приложением, разработанным по заказу и техническому заданию ФНС РФ, и отправляется на электронную почту клиента, а также в соответствующие органы. В итоге ежемесячно формируется сумма платежа, подлежащего перечислению в качестве налога от дохода на профессиональную деятельность. Для такого вида сбора введен термин – налог на профессиональную деятельность (НПД). Самозанятой гражданин оплачивает:

  • 4% при оказании услуг физическим лицам.
  • 6% при работе с юрлицами.

Об этом содержится информация в выдаваемом чеке. Такие данные необходимы заказчикам – юридическим лицам, потому что для них законом предусмотрена льгота, поощряющая работу с микробизнесом и стимулирующая выход самозанятых из теневого сектора: выплаты по такому чеку, не облагаются страховыми взносами.

От обязательных страховых платежей в Пенсионный Фонд на сегодняшний момент самозанятые освобождены, поэтому вопрос их пенсионного обеспечения целиком и полностью находится под их личной ответственностью.

Другой предполагаемый вариант налогообложения – покупка патента. Здесь имеется прямая аналогия с патентной системой для ИП. Порядок оплаты должен быть определен на федеральном уровне. Стоимость патента должна определяться субъектами Федерации самостоятельно, но не превышать 20 000 рублей в год. В случае введения патентной системы, часть платежа будет переводиться в ПФР в качестве обязательного страхового взноса, и таким образом представитель микробизнеса сможет претендовать на страховую пенсию.

Важно! Граждан, работающих на себя, и имеющих доход ниже планки установленного в регионе прожиточного минимума, предполагается освободить от приобретения патента, но не от регистрации в фискальных органах.

При любой выбранной форме налогообложения никакой отчетности самозанятые не готовят, никаких деклараций в государственные органы РФ не подают.

Нужно ли заключать договор самозанятым

Для осуществления финансовой отчетности, самозанятым гражданам необязательно подписывать соглашение вступления в гражданско-правовые отношения с заказчиком их услуг. В законе не содержится требований об обязательности оформления договора гражданско-правового характера в письменном виде и не содержится обязательной формы подобного документа. Возможны ситуации, когда наличие заключенного договора может помочь разрешить конфликтную ситуацию при осуществлении предпринимательской деятельности, доказать правомерность наличия отношений.

Значение заключения договора для исполнителя

В качестве примера можно привести потенциальное противоречие при оплате, если клиент недоволен качеством услуг. Или недобросовестный заказчик может отказаться от оплаты после оказания услуг, тогда бремя доказательства выполнения работ ляжет на плечи исполнителя. Теоретически возможна ситуация, когда конфликт возник на территории потребителя услуг, при вызове полиции потребуется предоставить подтверждение оснований нахождения на его жилплощади. А репетиторы оказывают услуги несовершеннолетним лицам, плательщиками выступают родители ученика. На оказание услуг гражданам, не достигшим порога совершеннолетия, по закону необходимо согласие его родителей. Лучше, чтобы договор подписали совершеннолетние представители ребенка.

Эти моменты на уровне устных договоренностей действуют лишь до момента столкновения интересов. А в договоре все эти нюансы можно (да и нужно) прописать. Все подобные ситуации предусмотреть заранее невозможно. Поэтому подписание договора даже в произвольной форме может уберечь стороны от неприятностей. Если дело дойдет до судебного разбирательства, наличие договора на выполнение работ будет иметь весомое значение для исхода процесса. В договоре следует прописать порядок оказания услуг, требования к услугам, обязанности заказчика и исполнителя, стоимость работ и порядок оплаты.

Значение заключения договора для заказчика

У данного вопроса имеется и еще одна сторона. Фискальные органы могут трактовать устные договоренности не в пользу заказчика, переквалифицировав хозяйственные операции в другую категорию, подлежащую другим видам налогообложения, более жестким. Чаще всего, квалификация устного договора может быть изменена в пользу трудового договора.

Во избежание изменения квалификации договора, даже заключенного в письменном виде, при его составлении следует обязательно упомянуть о статусе самозанятого гражданина.

В связи со льготным налогообложением лиц, занимающихся микробизнесом, у работодателей появляется соблазн перевести штатных сотрудников в категорию самозанятых с постановкой на учет в ФНС и заключить с ними соответствующие соглашения. Однако законодатели предусмотрели эту лазейку, и запретили заключать соглашения с самозанятыми лицами ранее, чем через два года после их увольнения с предприятия. Поэтому этот путь ухода от налогов изначально оказался закрытым. Но на сотрудников, вновь принимаемых на работу, такие ограничения и запреты не накладываются, и с ними не возбраняется заключать договоры на выполнение определенных работ, как с зарегистрированными представителями микробизнеса.

При заключении договора гражданско-правового характера следует избегать опасных формулировок, которые могут привлечь внимание фискальных органов и повлечь за собой переквалификацию договора, а следом – дополнительные налоговые начисления и административную ответственность. Не стоит именовать самозанятое лицо Стороной договора. Лучше называть его Исполнителем.

Глава 28. Заключение договора (ст.ст. 432 — 449.1)

Глава 28. Заключение договора

ГАРАНТ:

См. схему «Заключение договора»

О некоторых вопросах применения общих положений о заключении договора см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49

  • Статья 432. Основные положения о заключении договора
  • Статья 433. Момент заключения договора
  • Статья 434. Форма договора
  • Статья 434.1. Переговоры о заключении договора
  • Статья 435. Оферта
  • Статья 436. Безотзывность оферты
  • Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
  • Статья 438. Акцепт
  • Статья 439. Отзыв акцепта
  • Статья 440. Заключение договора на основании оферты, определяющей срок для акцепта
  • Статья 441. Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта
  • Статья 442. Акцепт, полученный с опозданием
  • Статья 443. Акцепт на иных условиях
  • Статья 444. Место заключения договора
  • Статья 445. Заключение договора в обязательном порядке
  • Статья 446. Преддоговорные споры
  • Статья 447. Заключение договора на торгах
  • Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
  • Статья 449. Основания и последствия признания торгов недействительными
  • Статья 449.1. Публичные торги

<< Статья 431.2.
Заверения об обстоятельствах
Статья 432. >>
Основные положения о заключении договора
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Статья 445 ГК РФ. Заключение договора в обязательном порядке

1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Комментарий эксперта:Причин для того, чтобы какое-то лицо стало обязанным заключить договор, не так уж и много, и все они связаны с его предварительным волеизъявлением или видом коммерческой деятельности. Российское законодательство основывается на принципе свободы договорного права, которое отражено в ст. 421 ГК РФ.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья предусматривает порядок и сроки заключения договора для тех случаев, когда ГК или иными законами установлена обязанность заключить договор (см. ст. 421 ГК и коммент. к ней). Нормам, включенным в статью, придан диспозитивный характер, т.е. стороны могут согласовать другие порядок и сроки. Кроме того, эти нормы не применяются при наличии специальных правил, например, норм о порядке и сроках заключения государственного контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд (ст. ст. 528 и 529 ГК) и контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 765 ГК).

2. Статья установила несколько вариантов заключения договора в обязательном порядке. При первом варианте оферентом выступает покупатель (заказчик, арендатор), при втором — обязанная сторона.

Ни один из этих вариантов не предусматривает срок направления оферты (проекта договора). Судебно-арбитражная практика исходит из отсутствия оснований для понуждения обязанной стороны к заключению договора, если вторая сторона предварительно не обращалась к ней с предложением заключить договор (Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 55 — 56).

3. Как правило, оферта должна исходить от потребителя товара, работ, услуг (покупателя, заказчика). Она может быть направлена в виде проекта договора — одного документа, подписываемого сторонами, либо иного письменного документа посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи (см. ст. 434 ГК и коммент. к ней). Вторая сторона (обязанная) должна возвратить подписанный проект договора (акцептовать оферту в иной форме, предусмотренной ст. ст. 434 и 438 ГК) либо известить контрагента об отказе от акцепта или о принятии оферты на иных условиях. Эти действия должны быть совершены в 30-дневный срок, включая время, необходимое для доставки проекта договора (извещения) оференту.

4. При втором варианте проект договора в виде одного документа, подписываемого сторонами (оферту в иной форме), направляет обязанная сторона. Вторая сторона вправе в течение тридцати дней: а) возвратить подписанный проект договора (извещение о принятии оферты) без возражений; б) возвратить договор с протоколом разногласий; в) уведомить оферента об отказе от заключения договора.

Необходимо подчеркнуть, что вторая сторона вправе, но не обязана заключить договор, однако для возвращения подписанного договора или уведомления обязанной стороны об акцепте оферты (принятии оферты), либо отказе от акцепта установлен срок, который должен соблюдаться контрагентом обязанной стороны. Вместе с тем акцепт возможен и в форме конклюдентных действий, т.е. использовании товара, услуг, предложенных обязанной стороной.

5. В комментируемой статье ГК впервые упоминается протокол разногласий как документ, в котором отражаются предложенные акцептантом иные, чем в проекте, условия договора или дополнения к нему. Согласно сложившейся практике протокол разногласий составляется в виде текста на листе, разделенном пополам. В левой части излагаются условия проекта договора, в правой — предложенные другой стороной условия. По деловым обыкновениям при наличии протокола разногласий об этом делается оговорка перед подписью на договоре. Возражения по условиям договора возможны и в иной форме.

Для рассмотрения разногласий предоставлен 30-дневный срок, который каждой из сторон может быть использован также для их согласования, нахождения компромисса путем личных встреч руководителей, переписки, переговоров по электронной связи и т.д.

6. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи при отклонении обязанной стороной предложенных ей условий, неурегулировании разногласий в 30-дневный срок, либо неполучении в этот срок извещения о результатах их рассмотрения, другая сторона — покупатель (заказчик) вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Из этой нормы длительное время в практике делался вывод, что и при первом, и при втором варианте заключения договора обратиться в суд с разногласиями может лишь сторона, для которой заключение договора является правом, а не обязанностью.

Хотя при непередаче спора в суд и неурегулировании сторонами разногласий договор в силу ст. 433 ГК признается незаключенным, обязанная сторона нередко заинтересована во вмешательстве суда в согласование возникших разногласий. В судебно-арбитражной практике встречались случаи рассмотрения разногласий, переданных в суд обязанной стороной, при отсутствии возражений второй стороны против рассмотрения спора.

Эта практика получила одобрение ВАС РФ. В Обзоре практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, направленном информационным письмом от 5 мая 1997 г. N 14, такой путь разбирательства рекомендован арбитражным судам в случаях, когда обязанная сторона передала разногласия на рассмотрение арбитражного суда, а контрагент представил свои предложения по условиям договора. При этом суд вправе исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.

В этом же Обзоре ВАС РФ ориентировал суды на то, что установленный комментируемой статьей срок не должен рассматриваться как ограничивающий возможность заинтересованной стороны передать разногласия по договору на рассмотрение суда, в том числе при получении разногласий по истечении этого срока. В тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия в суд по истечении 30-дневного срока, а другая сторона не возражает против рассмотрения спора, суд вправе рассматривать заявление по существу (Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 103).

7. При отказе стороны, обязанной заключить договор, от его заключения или при уклонении от заключения (невозвращение подписанного проекта в установленный 30-дневный срок, неизвещение о принятии договора в редакции стороны, направившей его проект, ненаправление проекта договора при получении предложения другой стороны выслать проект договора) контрагент обязанной стороны (покупатель, заказчик) вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор.

Обязанной стороне право на предъявление такого иска не предоставлено. В п. 2 упомянутого Обзора ВАС РФ подчеркнул, что с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться в суд только контрагент обязанной стороны. Это указание применимо для всех случаев, когда ГК или иные законы устанавливают обязанность одной из сторон заключить договор.

8. Неосновательный отказ или уклонение от заключения договора обязанной стороны может повлечь для нее ряд неблагоприятных последствий, в том числе: а) возмещение убытков, причиненных необоснованным отказом или уклонением от заключения договора; б) понуждение заключить договор; в) уплату штрафа в предусмотренных законом случаях. Такой штраф установлен п. п. 1 и 11 ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), п. 2 ст. 5 Закона о поставках.

Возмещение убытков, причиненных в период, предшествующий заключению договора, своим правовым основанием имеет ст. 15 ГК.