Обязательные нормативы банков

О применении Положения Банка России от 03.12.2015 № 509-П

Вопрос

от 25.07.2017

Банк в дополнение к письму Департамента банковского регулирования от 11.07.2017 № 41-3-2-1/879 (далее — разъяснение Департамент банковского регулирования) просит повторно рассмотреть обращение от 29.06.2017 по вопросу применения Положения Банка России от 03.12.2015 № 509-П «О расчете величины собственных средств (капитала обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп».

Разъяснение Департамента банковского регулирования подтвердило различие подходов к расчету обязательных нормативов максимального кредитного риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) на индивидуальной и консолидированной основе.

Следуя разъяснению Департамента банковского регулирования, Банк и участники банковских групп, в отличие от кредитных организаций, являющихся участниками банковских групп и не обязанных рассчитывать норматив Н21, не могут пользоваться правом применять переходные коэффициенты, предусмотренные подпунктом 6.1.4 Инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (с 28.07.2017 п. 8 Инструкции Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков») в случае полного совпадения лиц, одновременно входящих в группу связанных заемщиков в целях расчета норматива Н6 и группу связанных с банком лиц в целях расчета норматива Н25.

Практическое применение таких подходов имеет серьезные последствия. Переходные коэффициенты предназначены для оценки риска в отношении ограниченного круга заемщиков, имеющих высокий рейтинг кредитоспособности, входящих в перечни стратегических предприятий и организаций, являющихся крупными налогоплательщиками. Введение переходных коэффициентов позволяет кредитным организациям удерживать кредитование таких предприятий в ранее согласованных (на переходный период введения норматива Н25) объемах снижает риски нестабильного финансирования их программ.

Расчет норматива Н21 без применения переходных коэффициентов нивелирует этот эффект.

Просим принять во внимание, что для Банка этот вопрос в настоящее время приобретает дополнительную значимость. Советом директоров Банка России Банк 19.04.2017 был определен в качестве инвестора для участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банка «1».

В августе текущего года истекает срок полномочий временной администрации по управлению Банком «1», после чего будут восстановлены полномочия его органов управления, и Банк «1» перейдет под контроль Банка — его мажоритарного акционера и санатора.

Банк «1» станет участником банковской группы, головной кредитной организацией которой является Банк, и бyдет руководствоваться теми же подходами при расчете нормативов, что и Банк.

Учитывая изложенное, просим рассмотреть приведенную Банком дополнительную аргументацию и подтвердить возможность в данной ситуации рассчитывать кредитный риск на группу связанных заемщиков банковской группы (Н21) в случае полного совпадения лиц, одновременно входящих в группу связанных заемщиков в целях расчета норматива Н6 и группу связанных с банком лиц в целях расчета норматива Н25 с применением того же переходного коэффициента, который используется банком-участником банковской группы для расчета норматива Н25.

Ответ

от 18.08.2017 № 509-P-2017/6

По вопросу отражения в консолидированной отчетности банковской группы резервов на возможные потери, сформированных санируемым банком – участником банковской группы

Положение Банка России от 11.03.2015 № 462-П «О порядке составления отчетности, необходимой для осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями на консолидированной основе, а также иной информации о деятельности банковских групп» (далее – Положение Банка России № 462-П) устанавливает общие подходы к отражению активов и обязательств участников банковской группы в консолидированной отчетности банковской группы в целом. Порядок отражения в консолидированной отчетности активов, в том числе формирования резервов на возможные потери по ним, а также обязательств участников банковской группы, включая санируемых кредитных организаций, устанавливается головной кредитной организацией банковской группы во внутренних документах банковской группы (например, в учетной политике банковской группы), разработанных с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок отражения активов и обязательств в консолидированной отчетности (например, с учетом требований положений Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Положения Банка России № 462-П).

В случаях, когда оценка активов и обязательств участников банковской группы отличается от оценок, принятых в банковской группе для отражения аналогичных активов и обязательств банковской группы в целом, головная кредитная организация банковской группы должна пересмотреть их оценку в целях отражения в консолидированной отчетности и при необходимости создать (досоздать) резервы на возможные потери по ним исходя из используемых в банковской группе подходов путем проведения по соответствующим статьям отчетности консолидационных корректировок.

Предусмотренные Планом финансового оздоровления для кредитных организаций – участников банковской группы преференции, в том числе в части возможности поэтапного доформирования резервов на возможной потери до расчетной величины, действуют на индивидуальной основе, в отношении головных кредитных организаций банковских групп они отсутствуют.

Таким образом, предложенный Банком подход по отражению в консолидированной отчетности группы Банка активов санируемой им кредитной организации Банка «1» с использованием только фактически сформированной по ним величины резервов на возможные потери является неверным, и в целях составления консолидированной отчетности Банку необходимо досоздать величину резервов на возможные потери по данному участнику банковской группы на уровне консолидированной отчетности (формы 0409802 «Консолидированный балансовый отчет» и 0409803 «Консолидированный отчет о финансовых результатах») до размера, соответствующего требованиям нормативных актов Банка России, либо уменьшить собственные средства (капитал) (форма 0409805 «Расчет собственных средств (капитала) и значений обязательных нормативов банковской группы») на величину недосозданных резервов по санируемому участнику банковской группы (в случае, если такая возможность предусмотрена внутренними документами банковской группы).

По вопросу применения переходного коэффициента при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21)

Порядок расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков банковской группы (Н21) установлен Положением Банка России от 03.12.2015 № 509-П «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп». Указанный нормативный акт Банка России не предусматривает оснований, предоставляющих головным кредитным организациям банковских групп право использовать в целях расчета норматива Н21 переходные коэффициенты, установленные пунктом 8.4 Инструкции Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» для расчета норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25), поскольку данный норматив не рассчитывается на уровне банковской группы.

Банк России устанавливает нормативы, которые обязана выполнять каждая кредитная организация в нашей стране. В случае несоблюдения нормативов регулятор может взыскать с кредитной организации штраф, ввести запрет на осуществление ею некоторых банковских операций (например, на прием вкладов от населения, назначить в банке временную администрацию), а в некоторых случаях даже отозвать у банка лицензию. Впрочем, иногда ЦБ идет навстречу кредитной организации и в индивидуальном порядке может изменить на срок до шести месяцев нормативы для «проштрафившегося» банка.

Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать норматив достаточности капитала Н1 (минимум 8%) и нормативы ликвидности Н2 (минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%). Кроме того, банки должны выполнять следующие нормативы:

Н6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков;

Н7 (максимум 800%) – максимальный размер крупных кредитных рисков;

Н9.1 (максимум 50%) – максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

Н10.1 (максимум 3%) – совокупная величина риска по инсайдерам банка;

Н12 (максимум 25%) – норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц

Порядок расчета нормативов можно узнать из Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Норматив долгосрочной ликвидности (H4) — норматив, утверждаемый центральными банками для кредитных организаций.
Представляет собой отношение выданных банком кредитов, займов и депозитов со сроком погашения свыше 1 года к капиталу банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше одного года.
Рассчитывается по формуле:
Н4=Крд/(К+ОД) х 100,
где:

  • Крд — кредиты, выданные в рублях и иностранной валюте, займы в драгметаллах, выданные кредитной организацией, с оставшимся до погашения сроком свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных кредитной организацией со сроком действия свыше одного года;
  • ОД — обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства в рублях и иностранной валюте со сроком погашения свыше года.

Максимально допустимое значение Н4 — 120%.
Норматив указывает на то, что сумма долгосрочных кредитов не должна превышать сумму собственных средств (К) и долгосрочных ресурсов, привлекаемых банком.
Если фактическое значение показателя H4 постоянно превышает нормативно установленное, то кредитной организации необходимо изменить стратегию и тактику в сторону активизации депозитной политики, развития банковских услуг в целях расширения своего ресурсного потенциала.
Норматив H4 введен в целях соблюдения требования сбалансированности по срокам активов и пассивов балансов.
Однако в условиях неустойчивой макроэкономической ситуации кредиты, предоставляемые на длительный срок, становятся редкостью.

Например, в условиях российской переходной экономики долгосрочными считались кредиты, выдаваемые на срок более 6 месяцев.
Подобная ситуация складывается в период высокой инфляции.
В таких случаях норматив долгосрочной ликвидности практически теряет свой смысл и для большинства банков не работает.