Огородный земельный участок земельный участок предназначенный

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 337-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов

садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);

вступительные взносы — денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации;

членские взносы — денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения;

целевые взносы — денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;

паевые взносы — имущественные взносы, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на приобретение (создание) имущества общего пользования;

дополнительные взносы — денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов потребительского кооператива;

имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определен законодательством. Однако спорных вопросов остается немало. Например, что следует понимать под выполнением процедуры по выбору земельного участка? Каков порядок формирования лотов при аукционе? Ответы — в нашей статье.

Как получить участок?
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.

При этом место размещения объекта может быть предварительно согласовано либо нет (ст. 30 Земельного кодекса РФ).
При выборе любого из двух указанных вариантов необходимо учитывать требования земельного законодательства относительно правового режима земельного участка, который предполагается использовать для строительства.
ЕСЛИ УЧАСТОК БЫЛ ПРЕДОСТАВЛЕН НЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Порядок, установленный статьей 30 Земельного кодекса РФ, применяется и в ситуациях, когда земельный участок первоначально был предоставлен для использования в других целях. Такое возможно, если в дальнейшем владельцем участка принято решение о размещении объекта капитального строительства.

📌 Реклама

В этом случае ему необходимо инициировать процедуру предоставления земельного участка в установленном законом порядке. При этом целесообразно учесть одно из требований, которые содержатся в пункте 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ.

Речь идет об обязательном информировании местного населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства, которое возлагается на органы местного самоуправления (постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. № 2479/05).
С КАКОГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВУЮТ НОРМЫ
Требование законодательства о предоставлении земельных участков для жилищного строительства в собственность или аренду на торгах (аукционах) действует с 1 октября 2005 года. При этом в случае, если в соответствии с Земельным кодексом РФ частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

📌 Реклама

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ распространил указанные положения на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 года.
В связи с этим спорным моментом является вопрос о том, что следует понимать под выполнением процедуры по выбору земельного участка под строительство.

Так, например, 1 сентября 2005 года городской комиссией по землеотводу было выдано разрешительное письмо строительной организации на сбор технических условий подключения объекта капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения.
Решение же о предварительном согласовании места размещения объекта на конкретном земельном участке принято муниципальным образованием только 26 декабря 2006 года.

В этом случае суд пришел к выводу, что процедура по выбору земельного участка для строительства была инициирована уже после 1 октября 2005 года.
Таким образом, земельный участок не мог быть предоставлен в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона, в связи с чем решение администрации было принято с нарушением норм земельного законодательства и подлежит признанию недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2008 г. № Ф09-3578/08-С6).

📌 Реклама

А вот в определении Конституционного суда РФ от 1 апреля 2008 г. № 388-О-О указано, что федеральным законодателем был установлен достаточный — многомесячный — переходный период, в течение которого обязательно должны быть завершены все ранее начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов.
ВИД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ
При предоставлении земельного участка для целей строительства важным моментом является вопрос соблюдения требований установленного вида использования земельного участка.

Ведь даже в ситуации, когда объект капитального строительства построен с соблюдением строительных норм и регламентов, может возникнуть вопрос о правомерности размещения этого объекта на земельном участке.
Таким образом, необходимо установить, к какой именно категории земель относится полученный земельный участок. В случае предоставления для целей строительства участка, относящегося к категории земель, которые не предназначены для размещения объектов, например жилищного строительства, соответствующий орган может требовать признания недействительным всей процедуры его предоставления.

📌 Реклама

Пример тому — постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 14910/07. В нем рассмотрена следующая спорная ситуация. Прокурор обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными постановлений муниципального образования, которыми был сначала предварительно согласован, а затем предоставлен в аренду организации земельный участок. Требования основывались на том, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка. Суды отказали в удовлетворении требований, установив, что, согласно кадастровому плану, данный участок входит в состав земель-поселений. Поэтому принадлежность его к землям иных пользователей, относящихся к территории национального парка, признана недоказанной. Также суды установили, что строительство капитального объекта произведено с получением необходимого разрешения.
Проведение аукционов
Земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду на аукционах (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Исключением является предоставление земельных участков для жилищного строительства лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости.

📌 Реклама

Причем в этом случае строительство должно осуществляться полностью за счет средств федерального, регионального или местного бюджета на основе заказа, размещенного в соответствии
с законом о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд. Этим лицам указанные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов на срок строительства.
ДЛЯ ЧЕГО УСТАНАВЛИВАЮТ ВИД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ?
В определении Конституционного суда РФ от 6 ноября 2003 г. № 387-О указано, что установление вида использования территории (разрешенного использования) необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Эти интересы соблюдаются за счет следования требованиям нормативных правовых актов и градостроительных правил,
а также контроля за их выполнением.

📌 Реклама

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ

Порядок проведения торгов подробно регламентирован «Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков…».
В соответствии с вышеуказанными Правилами торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.

Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты их проведения.
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку и иные необходимые документы.

📌 Реклама

Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.
Следует отметить, что на уровне федерального законодательства не регламентирован вопрос о том, каков порядок формирования лотов при аукционе. Поэтому органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и архитектурно-градостроительной политики. В качестве примера приведем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июля 2007 г. № Ф04-5131/2007(36795-А81-23).

Победителем аукциона признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы. При равенстве предложений побеждает тот участник торгов, чья заявка была подана раньше.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты торгов оформляются протоколом, который является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола.
АУКЦИОН ПРИЗНАН НЕСОСТОЯВШИМСЯ
В случае признания аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников единственный участник не позднее чем через десять дней после дня его проведения вправе заключить договор купли-продажи выставленного на аукцион земельного участка или договор его аренды.

📌 Реклама

Соответственно орган государственной власти (местного самоуправления), по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником по начальной цене аукциона. Если такой договор не был заключен, его организатор вправе объявить о проведении повторного аукциона (п. 27, 28 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрена процедура, по которой конкретный субъект, принявший участие в торгах, может стать владельцем земельного участка для целей строительства.

Поэтому можно сделать вывод о том, что получение права аренды на земельный участок, предназначенный для жилищного строительства, иным способом противоречит действующему Земельному кодексу РФ. Это подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 24 июня 2008 г. № 3351/08. В нем как раз рассмотрена спорная ситуация, возникшая после того, как аукцион был признан несостоявшимся. В частности, заместитель прокурора обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным соглашения о переходе прав и обязанностей, приобретенных по результатам проведенных торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Как установлено судом, на основании распоряжения главы муниципального образования был проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.

📌 Реклама

В связи с поступлением для участия в аукционе единственной заявки организации аукцион был признан несостоявшимся. Согласно протоколу о подведении итогов аукциона, единственному участнику было предложено в течение 10 дней заключить договор аренды земельного участка. Однако в результате орган, уполномоченный на проведение аукциона, и единственный участник подписали договор купли-продажи права на заключение договора аренды.
Затем соглашением права и обязанности, приобретенные прежним правообладателем по результатам аукциона, были переданы в полном объеме новому правообладателю. В результате уже с новым правообладателем был заключен договор аренды земельного участка. Лицо, которое принимало участие в аукционе, из данных правоотношений выбыло.
Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии нарушения действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявленных требований.

📌 Реклама

Президиум ВАС РФ, отменяя данные судебные акты, указал, что, поскольку аукцион не состоялся ввиду наличия одной заявки, договор аренды земельного участка мог быть заключен только с участником аукциона. Соглашение об уступке участником аукциона права на заключение договора аренды земельного участка другой организации направлено на получение последней этого права вне аукциона. А это противоречит нормам земельного законодательства и поэтому в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожным.

КОГДА ТОРГИ ПРИЗНАЮТСЯ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ?
Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися, если:
— в торгах участвовало менее двух участников;
— ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял свой билет;
— ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений
о цене или размере арендной платы,
в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;
— победитель торгов уклонился от подписания протокола, заключения договора купли-продажи или аренды участка.
Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток.
Победителю торгов, который уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка, внесенный задаток не возвращается. 📌 Реклама

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, а также при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки.

Как правило, раздел земельного участка требуется при необходимости продать часть участка, не вступая в отношения долевой собственности, при разделе имущества между супругами (родственниками), а также в других случаях.

В соответствии с Земельным кодексом РФ объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Для того чтобы земельный участок был признан объектом купли-продажи, он должен быть соответствующим образом индивидуализирован и обладать такими признаками, которые позволят однозначно выделить его из иных земельных участков.

Процедура раздела земельного участка состоит из нескольких последовательных этапов, разберемся во всем по порядку.
На первом этапе необходимо выбрать кадастрового инженера, который будет проводить кадастровые работы. Кадастровые работы осуществляются на основании договора подряда, заключаемого с кадастровым инженером в соответствии с требованиями гражданского законодательства. По итогам проведения кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику межевой план в электронном виде. Межевой план представляет собой документ, который содержит индивидуальные характеристики земельного участка, необходимые для его последующего государственного кадастрового учета.

Следующим этапом при образовании нового земельного участка является непосредственно процедура государственного кадастрового учета, которая осуществляется в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области на основании заявления и прилагаемого к нему межевого плана в электронном виде. По итогам проведения кадастрового учета заявителям выдаются кадастровые паспорта земельных участков на вновь образованные объекты недвижимости. Заключительным этапом должна стать государственная регистрация права собственности на образованный земельный участок. Именно с этого момента земельный участок становится самостоятельным объектом гражданского оборота и может участвовать в сделках.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят «временный» характер. Такие сведения утрачивают «временный» характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

При заключении с кадастровым инженером договора на выполнение кадастровых работ, результатом которых является межевой план, технический план или акт обследования, следует обратить внимание на следующие условия договора:

  • Прописана ли в этом договоре ответственность кадастрового инженера за некачественное выполнение работ, в результате чего может быть вынесено решение о приостановлении (отказе) в осуществлении кадастрового учета?
  • Что будет конечным результатом выполнения работ? Наилучший вариант — это предусмотреть условие о том, что конечным результатом должно быть получение от кадастрового инженера кадастрового паспорта, свидетельствующего о качественном выполнении кадастровых работ, и в результате чего об успешном осуществлении кадастрового учета.
  • Порядок оплаты кадастровых работ. Наилучший вариант — это предусмотреть условие о том, что полная оплата осуществляется после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.