Охрана детских садов законодательство

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 492-ст от 9 августа 2019 года утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

По информации Росстандарта, в настоящее время в России насчитывается свыше 45 тысяч общеобразовательных организаций, профессиональных и дошкольных образовательных организаций, которые расположены на территории более 100 тысяч объектов. По оценкам отраслевых экспертов, лишь около 30% из них обеспечены должной охраной.

В связи с этим, нередко происходят трагедии и резонансные происшествия, связанные либо с отсутствием охраны, либо с её непрофессиональной работой. Так, только за два предыдущих года в 18 регионах в школах и колледжах Российской Федерации было совершено 24 преступления с использованием оружия и взрывных устройств. Ранено 99 человек, погибли 24 человека, из них 12 детей.

Разработка и утверждение нового стандарта реализованы в рамках комплекса мер, определённых Аппаратом Совета безопасности Российской Федерации в марте 2019 года, в том числе, по подготовке единых требований к организации охраны и безопасности объектов образования, в первую очередь общеобразовательных и дошкольных учреждений. Стандарт направлен на обеспечение безопасности учащихся и персонала во время пребывания на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, минимизацию рисков совершения преступлений на объектах образования и введения единых требований к оказанию охранных услуг в учебных заведениях, в том числе к обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов.

В ГОСТ Р 58475-2019 включены основные требования как к самой организации, которая претендует на охрану объекта образования, так и к алгоритму осуществления охранных услуг, включая порядок пропускного и внутриобъектового режимов, а также к содержанию основных документов, регламентирующих данные процессы. В качестве рекомендуемых приложений в стандарт включены типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также типовая должностная инструкция охранника.

Положения ГОСТ Р 58485-2019 сформированы на основе имеющейся практики деятельности охранных организаций по обеспечению безопасности образовательных учреждений в столичном регионе. Обеспечение охраны таких объектов по единым правилам позволит принять безотлагательные меры по обеспечению безопасности и охране объектов образования на должном уровне уже в новом учебном году.

Стандарт разработан Саморегулируемой организацией «Ассоциация «Школа без опасности» совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Ассоциацией ветеранов органов государственной охраны «Девятичи» и ООО «Эталон» в рамках плановой работы Технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность» (ТК 208) и вводится в действие с 1 сентября 2019 года.

Организационно-методическое обеспечение и юридическое сопровождение разработки ГОСТа осуществлялось АНО НИЦ «Безопасность».

Дело N33-2447/2017. Об обязании обеспечить образовательное учреждение физической охраной для поддержания правопорядка.

Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) » Статья 41. Охрана здоровья обучающихся » Дело N33-2447/2017. Об обязании обеспечить образовательное учреждение физической охраной для поддержания правопорядка.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2017 г. по делу N 33-2447/2017г.

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Архаровой Л.В., Тебеньковой Л.Г.

при секретаре П.,

рассмотрев в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года, по которому

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 39 имени Георгия Александровича Чернова» г. Воркуты и администрация муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 01 сентября 2017 года обязаны обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,

установила:

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2017 года обеспечить указанное образовательное учреждение физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и ведение определенных форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, указав в обоснование требований, что охрана МОУ «СОШ N 39″ им Г.А. Чернова» осуществляется вахтерами и сторожами, что снижает антитеррористическую безопасность учреждения образования с массовым пребыванием людей и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Воркуты на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты иск не признал.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления образования МОГО «Воркута» с исковыми требованиями не согласился.

Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика администрации МОГО «Воркута» в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письменном отзыве на иск требования не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Воркута» не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Воркуты просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства — участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2) .

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Письмом Министерств а образования и науки РФ от 26 января 2011 года N МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

Как следует из материалов дела, МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительным образовательным программам.

Согласно Уставу МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута», функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (пункты 1.7 и 1.8 Устава).

К компетенции МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения (пункт 2.9.1 Устава).

В соответствии с пунктом 2.9.3 Устава указанное образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровье учащихся, работников учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее — Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (пункт 23 Требований).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. В силу пункта 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (пункт 25 Требований).

Согласно акту обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей, составленному межведомственной комиссией по обследованию и категорированию места с массовым пребыванием людей, созданной постановлением и.о. руководителя администрации МОГО «Воркута» от «дата» «номер», МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты является местом массового пребывания людей третьей категории. По результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждений осуществляется в дневное время вахтером, в ночное время сторожем с обеспечением пропускного режима, и сделан вывод о том, что надежность охраны и антитеррористическая защищенность указанного образовательного учреждения соответствует минимальным требованиям; для полного обеспечения антитеррористической защищенности необходима установка ограждений территории, дополнительных видеокамер и оказание услуг по физической охране (л. «номер»).

Согласно паспорту безопасности МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, составленному после проведения обследования и категорирования (л.д. «номер»), в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указано на установку дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, организацию физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (пункт 13 программы). При этом отмечено наличие потенциально опасных участков места массового пребывания людей (центральный пункт приборов автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, электрощитовая, тепловой узел) и недостаточность принятых мер по физической защите, осуществляемой сторожами (пункт 12 программы); также в пункте 10 программы указано, что группа быстрого реагирования полиции пребывает на место происшествия от места постоянной дислокации в течение 7 минут.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела по существу сторонами не оспаривались.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что существующая в МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, так как надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

При этом суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению указанного образовательного учреждения надлежащей физической охраной как на МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова», так и на администрацию МО ГО «Воркута», так как администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения через главного распорядителя средств местного бюджета — Управление образования МОГО «Воркута».

Доводы апелляционной жалобы в этой части несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МОГО «Воркута» выполнила свои функции по финансированию антитеррористических мероприятий, выделив денежные средства, предусмотренные подпрограммой 2 муниципальной программы МОГО «Воркута» «Укрепление правопорядка и общественной безопасности» для реализации соответствующих мероприятий, также не могут быть приняты во внимание, так как согласно паспорту подпрограммы (л.д. «номер») ее задачами являются создание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и осуществление мероприятий по борьбе с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом; доказательств направления выделенных в целях финансирования указанной подпрограммы денежных средств на обеспечение физической охраны МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» суду не представлено. Напротив, из отзыва МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» и приложенного к отзыву ходатайства в адрес начальника Управления образования МОГО «Воркута» (л.д. «номер»), а также ходатайств Управления образования МОГО «Воркута» в адрес начальника финансового управления администрации МОГО «Воркута» (л.д. «номер», «номер») усматривается, что на осуществление физической охраны образовательных учреждений г. Воркуты требуются дополнительные денежные средства, о выделении которых и ходатайствовали указанные лица.

Довод апелляционной жалобы администрации МОГО «Воркута» о том, что в решении суда не указано, какие конкретно действия необходимо совершить для обеспечения МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2015 года N 272, основанием для отмены решения суда не является, так как конкретные средства и методы физической охраны подлежат определению субъектами антитеррористической деятельности с учетом характера и уровня террористических угроз в отношении места массового пребывания людей, эффективности и экономичности средств охраны, рекомендаций, указанных в паспорте безопасности (пункты 3 — 5, 16 Требований).

Указание в апелляционной жалобе на то, что в МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» осуществлен ряд мероприятий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены наружные камеры наблюдения, громкоговорящая система оповещения, введен пропускной режим, который обеспечивается сторожами и вахтерами), выводов суда первой инстанции не опровергает, так как надлежащая эффективность антитеррористических мер может быть достигнута при реализации комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, предусмотренного действующим законодательством.

С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы — необоснованными.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328 , 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ГОСТ Р 58485-2019 Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования

ГОСТ Р 58485-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспечение безопасности образовательных организаций

ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общие требования

ОКС 13.310

Дата введения 2019-09-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой из представителей Саморегулируемой организации «Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» (СРО «Ассоциация «Школа без опасности»), Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Ассоциации ветеранов органов государственной охраны «Девятичи» (Ассоциация «Девятичи»), Общества с ограниченной ответственностью «Эталон» (ООО «Эталон»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 «Охранная деятельность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 августа 2019 г. N 492-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:

с защитой жизни и здоровья граждан;

осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий .

Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.

Особенности оказания охранных услуг на различных видах объектов определяются федеральным законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанием всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дежурный администратор: Лицо, назначаемое руководителем образовательной организации из числа работников администрации и (или) педагогических работников (внештатная должность), на которое возлагается обязанность регулирования образовательно-воспитательного процесса, вопросов осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, контроля над соблюдением мер антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и охраны труда.

Примечание — В образовательной организации полномочия дежурного администратора и порядок их осуществления определяются Положением и иными локальными нормативными актами.

3.2 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Примечание — См. , статья 23.

3.3 начальник охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена охранной организации, за которым закрепляется зона профессиональной ответственности в виде одного либо нескольких охраняемых объектов, на которой он организует деятельность по обеспечению охраны, подбор и расстановку работников и решение всех вопросов взаимодействия охранной организации с администрацией образовательной организации и правоохранительными органами.

Примечание — Должность служащего — начальник охраны — закреплена в ОК 016-94. Исполнение обязанностей по данной должности может быть возложено на руководителя, заместителей руководителя либо иных должностных лиц охранной организации.

3.4 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Примечание — См. , статья 2.

3.5 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Примечание — См. , статья 23.

3.6 объекты образования: Комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

3.7 охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций): Работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

3.8 пост охраны: Территория либо часть территории охраняемого объекта, включая охранную зону и зону оперативного внимания, располагающуюся внутри периметра забора, ограждения двора образовательной организации, а также прилегающая к периметру территория, на которой могут возникнуть угрозы охраняемым интересам получателя охранной услуги.

3.9 профессиональная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

Примечание — См. , статья 23.

3.10 стационарный пост охраны (рабочее место охранника): Основная рабочая зона (локальная часть поста охраны), где охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.

3.11 техническое задание на оказание охранных услуг: Документ, разработанный заказчиком охранных услуг, в котором изложены основные условия и требования к системе охраны объекта, его параметры и эксплуатационные характеристики.

3.12 уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования: Федеральные органы государственной власти в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по решению вопросов местного значения.

Примечание — См. , статьи 6-9.

4 Общие положения по организации охраны на объектах образования

4.1 На всех объектах образования следует организовывать охранные мероприятия в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения .

4.2 Охрана объектов образования может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.3 на основании договоров на оказание охранных услуг с образовательными организациями и техническим заданием на оказание охранных услуг .

Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.

В договоре на оказание охранных услуг надлежит указывать основания и условия для ведения режимов усиления охраны, а также должностных лиц, полномочных принимать решение на их введение.

4.3 Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций (при их наличии) .

4.4 Контроль за организацией охраны объектов образования должен осуществляться уполномоченными исполнительными органами власти в сфере образования и руководством образовательной организации.

Руководству охранных организаций по согласованию с руководством образовательной организации рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по вопросам обеспечения охраны на объектах охраны и разрабатывать совместные планы их проведения.

К контрольным мероприятиям (проверкам) могут привлекаться общественные организации, объединения работодателей и саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.

4.5 Руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной образовательной организации.

4.6 Ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования может быть возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью .

4.7 Перед началом оказания охранных услуг начальнику охраны (объекта, участка) либо руководителю охранной организации совместно с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, в соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг рекомендуется проводить обследование объекта охраны.

5 Проведение обследований объектов образования

5.1 При проведении обследования должны быть установлены:

— возможность обеспечения надежности его охраны с учетом имеющихся рисков и угроз различного характера;

— наличие и состояние инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.);

— наличие и состояние технических средств охраны (охранного видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации и связи и пр.);

— наличие и состояние помещений для оборудования контрольно-пропускных пунктов и стационарных постов охраны.

5.2 При оценке возможности обеспечения надежности охраны объекта следует учитывать следующие параметры:

— объем задач, возлагаемый на охрану;

— площадь объекта охраны;

— площадь зоны ответственности охраны;

— посещаемость объекта (количество сотрудников, учащихся или воспитанников, посетителей, время их планового входа-выхода и постоянного нахождения на объекте);

— объем материальных ценностей, находящихся на объекте и подлежащих охране, а также места их расположения (хранения) и степень защищенности данных мест от несанкционированных проникновений;

— степень внешних и внутренних угроз, связанных с возможностью хищения и повреждения охраняемого имущества, нарушений пропускного и внутриобъектового режимов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций;

— возможность организации взаимодействия с правоохранительными органами и подразделениями охранной организации для усиления охраны.

5.3 По итогам обследования рекомендуется составить акт обследования, в котором следует указать:

— рекомендации по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима и охране имущества (материальных ценностей);

— рекомендации по инженерно-технической защите объекта;

— рекомендации по оборудованию объекта техническими средствами охраны, охранного видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом;

— количество, места размещения стационарных постов охраны, режим работы и численный состав охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций);

— маршруты и периодичность обходов территории и помещений охраняемого объекта;

— требования к оборудованию стационарных постов охраны (рабочего места охранника);

— требования к экипировке и форменной одежде охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) ;

— рекомендации по усилению охраны при возникновении рисков и угроз различного характера, а также при проведении плановых массовых мероприятий.

5.4 Акты обследования должны подписываться руководителями или иными уполномоченными должностными лицами охранной и образовательной организации.

Рекомендации, указанные в акте обследования, должны быть обязательны к исполнению в части, касающейся приведения режима охраны в соответствие с техническим заданием на оказание охранных услуг.

5.5 Последующие обследования объекта охраны рекомендуется осуществлять ежегодно перед началом нового учебного года, а также при заключении договора на оказание охранных услуг с новой охранной организацией.

6 Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и охраны имущества

6.1 Пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах образования должны обеспечиваться на основании Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах (приложение А) охранниками образовательной организации (работниками по обеспечению охраны образовательных организаций) совместно с руководством и персоналом образовательной организации.

6.2 Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах должно разрабатываться администрацией образовательной организации, утверждаться руководителем образовательной организации, и рекомендуется его согласовывать с руководителем охранной организации, осуществляющей охрану объекта образования.

На основании акта обследования и имеющихся в нем рекомендаций Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах может корректироваться.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах должно включать в себя следующие разделы:

— общие положения (содержат ссылки на нормативные акты, в соответствии с требованиями которых разрабатывается Положение, цели и область распространения его требований, а также должности руководителей, на которых возложены организация и контроль за исполнением требований Положения);

— порядок пропуска (прохода) в здания и на территорию учащихся (воспитанников), сотрудников и иных посетителей;

— порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима;

— порядок допуска на территорию транспортных средств (в котором обязательно следует указать порядок допуска аварийных бригад, машин скорой помощи и иных экстренных оперативных служб);

— порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей.