Оказание автотранспортных услуг

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

📌 Реклама Отключить

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

📌 Реклама Отключить

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

📌 Реклама Отключить

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

📌 Реклама Отключить

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

  1. Деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров легковым такси регулируется следующими нормативными правовыми актами:

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);

— Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав);

— Федеральный закон от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — №69-ФЗ);

— Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров).

Устав определяет следующие понятия, используемые в Правилах перевозки пассажиров:

пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик (фрахтовщик) — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом является одним из видов деятельности, для осуществления которого требуется наличие лицензии. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Правила перевозки пассажиров легковым такси в Российской Федерации предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.

  1. Требования, предъявляемые к легковому такси

Автомашины, осуществляющие таксомоторные перевозки, должны отвечать требованиям, утвержденным Правилами перевозки пассажиров.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

Разрешение на право оказания услуг легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта, должно находиться в салоне и предъявляться по требованию пассажира (№69-ФЗ).

  1. Информация, которая должна быть размещена в легковом такси

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

  1. Договор перевозки (фрахтования)

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Заказ может приниматься с использованием любых средств связи. При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить фрахтователю (потребителю) номер заказа.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает заказчику местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров.

Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

  1. Оплата услуг

Плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Водитель такси выдает пассажиру в салоне транспортного средства проездной документ (кассовый чек или квитанцию) для проезда в общественном транспорте, подтверждающий оплату пользования услуг легкового такси.

Указанная квитанция (чек) должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика (перевозчика);

в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

г) стоимость пользования легковым такси;

д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В реквизите «дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси» указываются число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси.

В реквизите «стоимость пользования легковым такси» цифрами и прописью указываются взысканные с пассажира средства в рублях и копейках за пользование легковым такси. В случае, если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси.

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

  1. Защита прав пассажиров, пользующихся услугами легкового такси

Договор фрахтования является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом №2300-1. Исполнитель (фрахтовщик) обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре фрахтования нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона №2300-1 и по своему выбору потребовать:

  • Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:

  • Право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона №2300-1). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона №2300-1);
  • Право на информацию об исполнителе и оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона №2300-1).

Транспортный устав обязывает транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости услуги, о времени прибытия транспорта, стоимости перевоза багажа и пр. Непредставление достоверной информации может привести к тому, что пассажир понесет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.

  • Право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»).

  1. Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам в письменном виде по месту их нахождения.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе перевозчика;

в) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (квитанция об оплате услуг) — в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

При предъявлении претензий к фрахтовщикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, иски могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа фрахтовщиков удовлетворить претензии пассажира либо в случаях неполучения от фрахтовщиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.

В случае неудовлетворения претензии, порядок предъявления искового заявления к перевозчикам, вытекающего из договоров перевозки, предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30 ГПК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок

исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

  1. Любой гражданин в случае нарушения его прав как потребителя может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (надзор за нарушениями в области транспортной безопасности);
  • Управление Роспотребнадзора по г. Москве и его территориальные отделы в административных округах (нарушение прав пассажиров при оказании транспортных услуг, недоведение информации об услуге и т.д.);
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (нарушение правил дорожного движения);
  • Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (непредоставление квитанции (чека) об оплате пассажиру);
  • Органы полиции (в случае совершения неофициальных перевозок).

ВАЖНО! ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК

С 01.01.2017 в соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей Вы можете обратиться в