Описание объекта закупки

Вопрос: Правомерно ли казенное учреждение в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ обозначило такие показатели нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», как «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принимаемых решений» и «Описание системы контроля за качеством выполнения работ»?

Ответ: Казенное учреждение в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ правомерно обозначило такие показатели нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», как «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принимаемых решений» и «Описание системы контроля за качеством выполнения работ».

Обоснование: В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.

Частью 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).
На основании п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.

Как следует из буквального толкования п. 25 Правил, возможные показатели нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» приведены в Правилах не исчерпывающим образом. Об этом свидетельствует использованное словосочетание «в том числе». Иными словами, такие показатели, как «Качество товаров (качество работ, качество услуг)», «Функциональные, потребительские свойства товара» и «Соответствие экологическим нормам», являются примерами показателей нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», а не единственно возможными показателями данного критерия.

Таким образом, казенное учреждение в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ правомерно обозначило такие показатели нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», как «Описание порядка выполнения работ с обоснованием принимаемых решений» и «Описание системы контроля за качеством выполнения работ».

Данный вывод подтверждается и в Решении Омского УФАС России от 05.08.2014 N 03-10.1/407-2014.
Контрольный орган в сфере закупок заключил, что из буквального толкования положений Правил следует, что в отношении нестоимостного критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» могут быть указаны иные показатели, нежели те, которые перечислены в п. 25 Правил.

Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса

Метки: покупка, бюджет

Вопрос

Может ли наименование товара в первых частях быть не слово в слово как в описание объекта закупки в документации. Например У нас сабо женские, а в 1 части наименование товара -сабо кожаные женские цвет белый, тех.характеристики- искусственная кожа. Единица измерения у нас штуки, в 1 части-пара.

Ответ

Как рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе

Заказчик рассматривает первые части заявок и решает, допустить ли претендента до аукциона. Отклонить заявку можно только в случаях, которые прописаны в Законе 44-ФЗ. Если нарушите правило, ответственный сотрудник заплатит штраф до 30 000 руб. В каких случаях допустить участника к аукциону, а когда заявку отклонить, читайте в рекомендации ниже.

Что участники указывают в первой части заявки

Содержание заявки зависит от объекта закупки: от того, поставляет участник товар, выполняет работы или оказывает услуги.

Закупаете товар.

В заявке участник прописывает согласие поставить товар на условиях, которые установил заказчик:

  • товарный знак;
  • знак обслуживания;
  • фирменное название;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы.

Обязательная информация – страна происхождения товара. Подтверждает ее участник декларацией или сертификатом о происхождении товара (ч. 2 ст. 59 Таможенного кодекса). Если участник поставляет эквивалентный товар, то прописывает в заявке показатели эквивалентности из документации. О том, как заказчик устанавливает эквивалентность товара, читайте в рекомендации. Участник должен прописать конкретные показатели, которые отвечают условиям из документации, и указать на характеристики товара. Когда рассматриваете первые части заявок, руководствуйтесь документацией о закупке. Например, если в документах нет указания ни на товарный знак, ни на наименование страны происхождения товара, то участник должен обязательно указать конкретные показатели и страну происхождения. В остальных случаях участник вправе просто выразить согласие поставить товар, для которого в документации указан товарный знак и наименование страны происхождения.

Пример: сведений в первой части заявки

Заказчик покупает комплектующие к компьютеру. Характеристика одной из позиций такая:

«Процессор:

количество ядер процессора не менее 2;

тактовая частота процессора не менее 3,4 ГГц;

кэш процессора не менее 4096 Кб».

Участник в первой части заявки указывает:

«Процессор A10-7700K OEM (страна-производитель – Соединенные Штаты Америки):

количество ядер процессора – 4;

тактовая частота процессора 3,4 ГГц;

кэш процессора 4096 Кб».

Закупаете работы или услуги

В заявке участник прописывает только согласие выполнить работу или оказать услугу на условиях документации.

Закупаете работы или услуги, для которых необходим товар

Участник указывает в заявке согласие выполнить работу или оказать услугу по условиям документации:

  • с товаром или его эквивалентом согласно документации;
  • с конкретными показателями товара и характеристиками.

Если заказчик предоставит фото товара, который не отвечает документации, но пропишет верные характеристики, не отклоняйте заявку. Отклонить заявку заказчик вправе, только если участник нарушит требования части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Такое разъяснение дал Арбитражный суд Ставропольского края в решении от 15 января 2016 года № А63-9452/2015.

Первая часть заявки может содержать: эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, другое изображение товара.

Внимание: не требуйте от участника документы и сведения, за исключением тех, что указаны выше. Также участник сам решает, как оформить заявку (ч. 2 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).
Если нарушите эти правила, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф в 3000 руб. Наказание предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Такие требования к первой части заявки прописаны в частях 3–6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: отклонять ли заявку за неправильный ОКПД2

Нет, так поступить нельзя. Заказчик не вправе требовать, чтобы участник указал в заявке ОКПД2.

Комиссия не оценивает информацию, которую участник предоставил сверх требований о закупке. А требование указывать в первой части заявки ОКПД2 установить нельзя. Такой вывод следует из части 6 статьи 66 и части 1 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: допускать ли заявки, когда участник указал диапазон значений, а не конкретные показатели

Допускать, если в инструкции к заявке прописали, что участник указывает диапазоны значений товара или конкретные значения в рамках диапазонов. Если в инструкции прописано, что участник указывает конкретное значение в диапазоне, то заявку отклоните. Учтите, заказчик обязан предусмотреть в документации об аукционе инструкцию по заполнению заявки. На это указано в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Заполнить инструкцию помогут рекомендации ФАС.

Ситуация: отклонять ли первую часть заявки, в которой участник указал две страны происхождения товара

Да, отклоните. Участник закупки должен указать в первой части заявки только одну страну происхождения товара. Если в сертификате происхождения или регистрационном удостоверении указана группа стран, то участник вправе указать в первой части заявки группу стран.

Такой вывод следует из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28 декабря 2015 года № Д28и-3730.

Ситуация: отклонять ли заявку на электронный аукцион, если участник не указал количество товара

Допустите такую заявку, так как количество товара не относится к конкретным показателям. Такой вывод подтверждают Минэкономразвития России в письме от 4 декабря 2015 года № ОГ-Д28-15152 и ФАС России в решении от 1 декабря 2014 года № К-1763/14.

Чтобы избежать споров, пропишите в инструкции к заявке, что участник обязательно указывает количество товара. Заполнить инструкцию помогут рекомендации ФАС.

Ситуация: допускать ли заявку участника, который предложил заказчику на аукционе по приобретению жилого дома с земельным участком, квартиру

Допустите заявку, если по условиям документации участники взамен дома могут предлагать квартиру. Если такого условия нет – заявку отклоните.

«Жилой дом» и «квартира» – разные понятия. Заявку, в которой характеристики товара не совпадают с документацией, необходимо отклонить. Вывод основан на требованиях к заявкам из подпунктов «а» и «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и определениях из частей 2 и 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: допустить ли заявку на покупку лекарств, если заказчик установил срок годности, больший, чем в документации

Отклоните заявку. Причина – участник указал значение, которое не соответствует документации об аукционе. Есть практика ФАС о том, что отказ допустить такую заявку правомерен (решение Московского УФАС от 26 сентября 2014 года № 2-57-6713/77-14).

Учтите, что конкретный срок годности товара может ограничить количество участников закупки, поэтому лучше установите срок со словами «не менее».

Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить заявку участника, который не указал модель товара, при этом в ТЗ модель не прописана

Нет, не вправе. Если не указали в документах товарный знак, участник должен представить в заявке конкретные показатели согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: отклонить ли первую часть заявки на участие в электронном аукционе, если участник указал страну происхождения «РФ», а не «Россия»

Нет, такую заявку не отклоняйте, поскольку РФ – сокращенное наименование Российской Федерации, а наименования Россия и Российская Федерация равнозначны (ч. 2 ст. 1 Конституции РФ).

Как рассмотреть первые части заявок Аукционная комиссия в течение семи дней проверяет, отвечают ли первые части заявок документации. Срок отсчитывайте с даты после дня, когда закончили принимать заявки (ст. 191 ГК РФ). Комиссия решает, допустить претендента к аукциону и признать участником закупки или отказать. Не допускайте участника, который не предоставил необходимые сведения, предоставил недостоверную информацию или сведения которого не отвечают документации о закупке. По другим основаниям отказать нельзя. Правила описаны в частях 1–5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Если сведения в первой части заявки недостоверные, отстраните участника на любом этапе аукциона (ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Внимание:

если отклоните заявку по причине, которая не предусмотрена частью 4 статьи 67, контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. Решение оформите протоколом. Документ подписывают все члены комиссии, которые присутствовали на заседании. Сделать это необходимо не позднее даты, когда закончите рассматривать заявки. В эти же сроки направьте протокол оператору электронной площадки и разместите в ЕИС. В протоколе укажите:

  1. Порядковые номера заявок.
  2. Допуск претендента к аукциону и признание участником закупки.
  3. Отказ допустить участника к аукциону. Обоснуйте отказ, для этого укажите положения заявки, которые не соответствуют документам о закупке, и какие пункты документации нарушены.
  4. Решение членов аукционной комиссии по каждому участнику.

Если допустите к аукциону только одного участника или отклоните все заявки, аукцион не состоится. Запишите это в протоколе.

Требования к протоколу перечислены в частях 6–8 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить заявку участника, если установит, что сведения о товаре не совпадают с данными производителя или каталогов продукции

Да, комиссия вправе отклонить первую часть заявки участника электронного аукциона, который предоставил недостоверную информацию (ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В Законе № 44-ФЗ не определено понятие «недостоверная информация». Анализ практики УФАС показывает, что подтвердить достоверность сведений первой части заявки можно на официальном сайте производителя. Так, комиссия Чувашского УФАС проверила достоверность сведений о товаре на сайте производителя, фактически признав такой способ правомерным (решение от 3 июня 2014 г. № 125-К-2014).

Еще одни способ проверить достоверность сведений – направить запрос производителю или официальному дистрибьютору товара (решение Брянского УФАС от 8 мая 2014 г. № 149).

Ситуация: вправе ли комиссия отклонить первую часть заявки участника, если файл с заявкой поврежден

Да, вправе, так как претендент фактически не предоставил заявку (ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

Перед тем как отклонить заявку, сделайте следующее:

1. Посмотрите, установлены ли на компьютере программы из руководства пользователя электронной площадки. Сделайте скриншот экрана или видеозапись.

2. Сообщите оператору электронной площадки о проблеме. Запишите номер, дату, время обращения.

3. Войдите в личный кабинет заказчика на электронной площадке через другие браузеры. Также сделайте скриншоты экрана или видеозапись.

Эти действия помогут при спорной ситуации доказать, что проблема возникла на стороне участника, а не на вашем компьютере.

Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить первую часть заявки на поставку лекарства, если участник не указал номер регистрационного удостоверения

Нет, поскольку требование указать номер регистрационного удостоверения медицинского изделия в заявке Законом № 44-ФЗне предусмотрено. Такой вывод содержится в решении Московского УФАС от 4 декабря 2014 года № 2-57-9564/77-14.

Ситуация: отклонить ли заявку участника, который в первой части указал наименование организации и телефон

Допустите заявку к аукциону. В Законе № 44-ФЗ предусмотрены два основания, по которым участник отклоняет заявку:

  • участник предоставил недостоверную информацию или не предоставил сведения;
  • информация не соответствует документации об аукционе.

Основания указаны в части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Перечень исчерпывающий, поэтому отказывать участнику, который указал контактные данные, аукционная комиссия не вправе. Такое разъяснение дает Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 года № Д28и-2163.

Ситуация: заказчик закупает лекарства, однако участник предложил фасовку, которая отлична от требований документации. Вправе ли заказчик отклонить заявку, если количество товара соответствует условиям документации

Нет, не вправе. Допустите заявку к аукциону. Если отклоните, ограничите конкуренцию. Такую позицию высказала ФАС России. По мнению специалистов антимонопольной службы, различные дозировки лекарств заменяют друг друга, если есть возможность их кратно сопоставить. Например, одну таблетку с дозировкой в 100 мг заменить двумя таблетками по 50 мг (разъяснения ФАС России от 16 апреля 2014 года).

Ситуация: можно ли опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок в последний день срока, в который участники подают заявки

Нет, нельзя. Рассмотреть заявки необходимо за семь дней с даты, когда закончите принимать их. Однако отсчитывать срок необходимо со следующего дня. Например, если завершили принимать заявки 19 апреля, отсчитывайте семидневный срок с 20 апреля. Поэтому не устанавливайте дату рассмотрения первых частей заявок на день окончания подачи заявок и, соответственно, не размещайте в этот день протокол рассмотрения первых частей заявок.

Правила расчета сроков описаны в части 2 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и в статье 191 Гражданского кодекса РФ.

Ситуация: обязательно ли размещать на электронной площадке скан-копию протокола рассмотрения заявок на аукцион

Такого требования в Законе № 44-ФЗ нет. Однако если по регламенту электронной площадки необходимо направить оператору скан, заказчик обязан это сделать.

Ситуация: отклонять ли заявку. Заказчик изменил аукционную документацию. Участник подал заявку без учета изменений

Да, заявку отклоните. Ведь если участник не учел изменений документации, то заявка не отвечает требованиям документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Бурятского УФАС от 28 апреля 2016 г. № 04-50/103-2016).

Ситуация: должна ли аукционная комиссия отклонить заявку. Заказчик в техзадании указал параметры товара и сослался на ГОСТ. Участник в заявке указал конкретные показатели товара согласно техзаданию, но без ссылки на ГОСТ

Заявку допустите, если она соответствует требованиям документации о закупке.

Участник в первой части заявки указывает конкретные показатели продукции, которые соответствуют значениям, установленным в документации. ГОСТ не относят к конкретным показателям товара, поэтому участник вправе в первой части заявки не ссылаться на ГОСТ (ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 30 сентября 2016 г. № Д28и-2640).

Если в документации существует требование об описании участником объекта закупки в соответствии с техническим заданием, заявка, содержащая показатели объекта закупки, отличающиеся от показателей, установленным документацией, подлежит отклонению

Описание объекта закупки

Эту часть документации часто еще называют техническим заданием. В ней заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. Это обязательный документ, поскольку именно на его основании участники закупки могут разработать наиболее подходящее для заказчика предложение.

Помимо того, что описание объекта закупки обозначает способ выбора определения поставщика, диктует порядок формирования НМЦК, определяет требования к участникам закупки и другие особенности проведения тендера, оно еще, как юридически значимая информация, определяет состав извещения, документации, проекта контракта и в конечном итоге выбор лица, который станет победителем закупочной процедуры.

Содержание технического задания:

описание объекта закупки;

основное назначение и обоснование;

характеристики, параметры;

требования к качеству;

указания на количество и объем;

гарантийные требования;

сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ указаны положения, которые обязательно нужно соблюдать при составлении описания объекта закупки. В целом описание должно нести объективный характер, использовать понятную терминологию, опираться на доступные информационные источники, указывать на следующие характеристики: функциональные (назначение объекта закупки и условия его использования по назначению; форма, производственное исполнение и др.), технические (конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), качественные (совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям), эксплуатационные (характеристики надежности и работоспособности, условия эффективной эксплуатации, прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические характеристики), стандартные показатели (технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии со стандартами, техническими регламентами и законодательством о техническом регулировании). Поставляемый товар должен быть новым.

Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.

Чего не должно быть в техническом задании

В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:

товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;

требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.

Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Извещение о проведении конкурса

Это краткий документ, который включает:

идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);

используемый способ (открытый конкурс);

срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок;

размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта;

требования к участникам и их документации;

способы получения конкурсной документации;

место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;

преимущества для участников;

условия национального режима (ограничения и запреты на приобретение продуктов иностранного производства);

реквизиты счета для внесения обеспечения.

Документация — информационная карта

В отличие от извещения, представляет собой развернутую информацию со следующими необходимыми деталями:

описание объекта закупки и условий контракта в полном объеме;

требования к содержанию и описанию предложения участника, к форме, составу заявки и инструкцию по ее заполнению;

дополнительные требования к объекту закупки: гарантийные сроки, условия эксплуатации;

НМЦК с обоснованием;

форма, сроки и порядок оплаты ТРУ;

порядок подачи заявок, сроки отзыва и изменения заявок;

порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации;

финансовые условия конкурса: размер обеспечения заявки, размер обеспечения контракта, условия банковской гарантии;

информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

информация о возможности изменения объема и количества ТРУ.

Заявка с инструкцией

Инструкция позволяет заказчику облегчить себе работу. Имея такой документ, который позволяет упорядочить информацию, участники делают меньше ошибок. Необходимость включения инструкции в конкурсную документацию установлена п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Форма инструкции произвольная, требования к ее составлению законодательством не предусмотрены, тем не менее существует целый ряд позиций, которые в ней необходимо прописать: порядок заполнения заявки на участие в конкурсе, требования к ее оформлению, в частности, язык составления заявки, способ указания предлагаемой цены контракта, количество экземпляров заявки.

Важно помнить, что при описании предложений участники должны использовать общепринятые обозначения и наименования, сведения, содержащиеся в заявке, не должны допускать двусмысленного толкования. Документы, представляемые участниками закупки, должны быть заполнены по всем пунктам, предусмотренным формой заявки.

Аукцион и аукционная документация

В составле аукционной документации есть извещение, аукционную документацию — информационную карту, техническое задание на ТРУ, форму заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению (как правило, разработку этих документов берет на себя электронная площадка), проект контракта.

Закон не прописывает структуру документации об аукционе. При этом в ст. 64 приводится перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена.

Аукцион проводится в том случае, если заказчик закупает ТРУ, поименованную в перечне, установленном Распоряжением правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Извещение о проведении аукциона

В извещении о проведении электронного аукциона указываются следующие сведения:

адрес электронной площадки;

сроки приема и рассмотрения заявок;

дата проведения аукциона;

размер обеспечения заявок и контракта;

требования и исчерпывающий перечень документов для участников;

информация об объекте закупки и условиях контракта.

Аукционная документация — информационная карта

Раскрывает все детали будущей закупки, поэтому включает много уточняющей информации:

сведения о заказчике;

сведения об электронной площадке;

сведения об объекте закупки — предмете контракта;

НМЦК приводится в соответствии с расчетом и обоснованием заказчика;

форма, срок и порядок оплаты контракта, выплата аванса;

требования к участникам закупки;

сроки подачи заявок на участие в аукционе;

сроки рассмотрения первых частей заявок и вторых частей заявок;

дату проведения аукциона;

требования к составу заявки на участие в электронном аукционе;

размер обеспечения заявок на участие в аукционе;

сведения об обеспечении исполнения контракта.

Котировочная документация

Отличается от конкурсной и аукционной тем, что в запросе котировок выкладывается сразу вся информация. Форма заявки для участия в запросе котировок разрабатывается заказчиком и входит в котировочную документацию.

Содержит запрос котировок, форму заявки для участия в запросе котировок, проект контракта.

В запросе котировок должны быть отражены:

сведения о заказчике и контрактной службе, источник финансирования;

форма котировочной заявки;

наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функционалу и потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели;

требования к предоставлению гарантий, к монтажу и наладке, к обучению;

место и сроки доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

сведения о НМЦК, расходах на перевозку, страхование, уплату налогов;

место и срок подачи котировочных заявок;

срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

срок подписания победителем контракта;

информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

преимущества для определенных участников;

требование об отсутствии в РНП;

документы, подтверждающие соблюдение национального режима.

В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки.

Как известно, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) устанавливает строгие правила, касающиеся исполнения контракта. При исполнении контракта не допускается изменение его существенных условий, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. То есть заказчику должен быть поставлен именно тот товар, выполнена та работа, оказана та услуга, которые предусмотрены контрактом, заключенным на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Вместе с тем, как показывает практика, стороны контракта иногда попадают в сложные ситуации, даже действуя добросовестно. К примеру, участник подал заявку, правильно описав товар, но к моменту заключения и исполнения контракта на рынке этот товар по каким-либо причинам временно отсутствует. Либо в процессе исполнения контракта, срок исполнения которого составляет год, производитель прекратил производство предусмотренного контрактом товара.

Возможным выходом из подобных ситуаций становится то, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Следует учесть, что такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

  1. Замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
  2. Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
  3. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.

Если первое условие не вызывает трудностей, поскольку предполагается, что в исполнении контракта заинтересованы обе стороны, то два последних требуют особого внимания.

Критерии, позволяющие определить поставку товара с улучшенными характеристиками, 44-ФЗ не регламентированы. Нет шкалы, позволяющей однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора (позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705). То есть такое решение субъективно.

При этом следует учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой – как рост расхода топлива, что плохо.

Отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписание дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно.

Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым. Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях. В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый товар будет не желтого цвета, а красного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к. желтый цвет не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется товар черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше. Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется в суде.

Еще одна особенность, которую следует учесть в обязательном порядке, улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержатся в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения. Иными словами, это изменение условий технического задания, следовательно, изменение существенных условий контракта.

Ну и третье условие, которое необходимо учесть при рассмотрении возможности замены товара на улучшенный в обязательном порядке:

– страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик (письмо Минэкономразвития России от 11 января 2017 г. № Д28и-123);

– включение в контракт дополнительных работ, не указанных в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заключенном с таким победителем, недопустимо (письмо Минэкономразвития России от 27 июля 2016 г. № Д28и-1898);

– приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно, улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение, и применение положений ч. 7 ст. 95 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.

Если соблюдение норм, регламентируемых законодательством, – это необходимость, и ответственность за их нарушение предусмотрена для заказчика и для подрядчика, то, как быть в случаях необходимости принятия субъективного решения, не очевидно.

Ведь если критериев, позволяющих определить поставку товара с улучшенными характеристиками, не существует и шкалы, позволяющей однозначно определить, что показатели улучшились, нет, то такая ситуация становится предметом для спора – между подрядчиком и заказчиком, между заказчиком и контрольными органами. В случае недостижения положительного результата по предмету спора единственный способ выйти из ситуации – обратиться в судебные органы. А это время….

Что же делать заказчику, когда перед ним стоит задача реализации национальных проектов и государственных программ? Согласиться с предложением поставщика о замене товара, полагаясь на свою субъективную оценку и субъективное понимание того, что предлагаемый к поставке товар не соответствует предусмотренному в контракте, но лучше по качеству, действуя на свой страх и риск, понимая, что его мнение может не совпасть с мнением контрольных органов, или дождаться решения суда, нарушая сроки реализации национального проекта?

Учитывая вышеизложенное, становится очевидно: чем более четко и структурированно в законе будет определено понятие улучшенных характеристик (потребительских свойств) товаров, работ и услуг, тем проще и быстрее будут реализовываться закупки на этапе исполнения контракта. Тем увереннее будут себя чувствовать заказчик и поставщик.

Светлана Попова