Оплата отопления за неполный месяц по нормативу

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправомерности предъявления к оплате стоимости отопления за неполные начальный и конечный месяцы отопительного периода в таком же размере, как и во все прочие полные месяцы отопительного периода в случае, если оплата производится в течение отопительного периода и в доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоэнергии.

Суть лжетеории

Если субъект РФ принял решение об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, оплата производится по нормативу потребления теплоэнергии в те месяцы, в которые услуга по отоплению фактически предоставляется. Отопительный период может начаться не в первый день начального месяца отопительного периода, а закончиться не в последний день конечного месяца отопительного периода, при этом за указанные начальный и конечный месяцы отопительного периода, в которые услуга по отоплению предоставлялась в течение неполного месяца, исполнители коммунальных услуг предъявляют к оплате тот же объем потребленной теплоэнергии, что и за полные месяцы предоставления услуги по отоплению. Вместе с тем, по аналогии с расчетами по другим видам коммунальных услуг плата за отопление в неполные месяцы предоставления такой услуги должна быть пересчитана исходя из фактического количества дней потребления услуги.

Правильный порядок расчета

При кажущейся логичности мнения сторонников лжетеории о том, что за неполные месяцы предоставления коммунальной услуги по отоплению размер платы за эту услугу должен быть снижен, такое мнение не основано на законе.

Порядок расчета стоимости отопления утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354). В случае выбора органами госвласти субъекта РФ способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при отсутствии общедомового прибора учета (далее — ОПУ) теплоэнергии в многоквартирном доме (далее — МКД) размер платы за отопление в i-том помещении определяется по формуле 2 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × NT × TT,

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку речь идет о случаях оплаты отопления именно в отопительный период, то приведенная формула применяется для определения стоимости отопления, подлежащей оплате в месяцы именно отопительного периода (в межотопительный период стоимость отопления будет равна нулю). При этом важно понимать, что расчет стоимости отопления производится за расчетный период, которым в соответствии с пунктом 37 Правил 354 является календарный месяц. То есть, по формуле 2 Приложения 2 ведется расчет стоимости отопления за месяц, если в этот месяц предоставлялась коммунальная услуга по отоплению (то есть, какая-либо часть данного месяца входит в отопительный период). Необходимо особо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течение которых предоставлялась услуга по отоплению в течение конкретного месяца — стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию.

И вот тут-то лжетеоретики и заявляют, что формула для расчета стоимости такой коммунальной услуги, как, например, холодное водоснабжение (ХВС), при отсутствии индивидуального прибора учета этой услуги выглядит схожим образом, разве что вместо площади помещения в расчете применяется количество проживающих в жилом помещении граждан. При этом если в течение месяца в какие-либо дни услуга по ХВС не предоставлялась, ее стоимость за месяц должна быть снижена, то есть должен быть произведен перерасчет. А поскольку формула расчета стоимости ХВС очень похожа на формулу расчета отопления, делается вывод, что аналогичный перерасчет (снижение стоимости услуги) положен и для отопления в том случае, если часть месяца не входит в отопительный период, а следовательно, в течение тех дней месяца, которые не вошли в отопительный период, услуга по отоплению не предоставлялась.

И именно в таком мнении кроется ключевая ошибка рассматриваемой ложной теории.

Абзац 2 пункта 98 Правил 354 устанавливает: «Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам».

И если в отношении ХВС пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает требование «бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года» и утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за каждый час непредоставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва), то в качестве требования к коммунальной услуге по отоплению пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода».

Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.

Логика расчета стоимости отопления по нормативу

Казалось бы, в формулах расчета стоимости отопления допущена какая-то ошибка — ведь одинаковая стоимость отопления в месяцы, в которые услуга предоставлялась каждый день, и в те месяцы, когда услуга предоставлялась лишь часть месяца в связи с началом или окончанием отопительного периода в такие месяцы, выглядит нелогичной. Очевидно, что фактический объем потребления теплоэнергии в «полные» и «неполные» месяцы будет различным.

Однако, необходимо обратить внимание, что теплоэнергия на отопление на самом деле потребляется неравномерно в течение всего отопительного периода. Очевидно, что объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха — чем холоднее на улице, тем больше теплоэенергии требуется для отопления помещений в МКД. То есть, например, в декабре и январе теплоэнергии расходуется больше, чем в октябре и апреле. Почему же тогда в течение всего отопительного периода ежемесячный размер платы за отопление одинаков? Интересно, что такой вопрос лжетеоретиков не волнует, и они не требуют утверждения различных нормативов потребления теплоэнергии для каждого месяца отопительного периода.

Для понимания логики утвержденного Правилами 354 порядка расчета стоимости отопления необходимо понять смысл норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Для этого обратимся к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306).

Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению установлен формулой 5 Приложения 1 Правил 306 для метода аналогов и формулой 18 Приложения 1 Правил 306 для расчетного метода обе эти формулы выглядят одинаково:

Nо = Qо / (Sоб × nот),

где:
Qо — количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период всем МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД (кв.м);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

В случае применения метода аналогов Qо измеряется с помощью приборов учета, в случае применения расчетного метода Qо рассчитывается, и при таком расчете учитывается множество параметров, в числе которых конструктивные и технические параметры МКД, средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода (в сутках).

В обоих случаях смысл приведенной формулы заключается в том, что количество тепловой энергии, необходимой для отопления всех помещений МКД в течение отопительного периода, делится на общую площадь помещений МКД и на количество месяцев отопительного периода (полных и неполных). То есть, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление, приведенное к квадратному метру площади помещения. Таким образом, оплата отопления по нормативу отопления в течение отопительного периода производится равными частями (в одинаковом размере) за каждый месяц отопительного периода (как полный, так и неполный).

Выводы

В настоящей статье развенчан миф об обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению снижать размер платы за отопление за те дни месяца, которые не входят в отопительный период и в которые услуга по отоплению фактически не предоставлялась. Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленный за конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии. Требования об изменении размера платы за отопление по причине непредоставления коммунальной услуги в течение начальной или конечной части месяца неправомерны при условии, что указанная часть месяца не входит в отопительный период.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Но об этом знают далеко не все. Поэтому адвокат в сфере недвижимости Олег Сухов рассказал о такой возможности и напомнил, что рассрочка по оплате услуг ЖКХ бывает трех видов: обязательной, договорной и та, про которую большинство забывают.

Требуем рассрочку

Постановление Правительства РФ № 354 (Пункт 72) предусматривает возможность обязательной рассрочки коммунальных платежей. Предоставить ее должны исполнители услуги в том случае, когда цена за нее в расчетном периоде на 25 процентов превысит стоимость той же услуги за аналогичный период прошлого года.

Например, стоимость отопления за декабрь 2019 года на 30 процентов превысила стоимость отопления за тот же месяц 2018 года. Значит, ресурсоснабжающая организация обязана разрешить собственнику (или квартиросъемщику) оплатить услугу за декабрь 2019 года в рассрочку. Для этого исполнитель услуги печатает квитанцию сразу с двумя позициями. В первой — указывается единовременная цена за

«коммуналку» за расчетный период. Вторая позиция «жировки» должна предусматривать возможность внесения человеком платы в рассрочку. Она предоставляется на 12 месяцев. Собственник (квартиросъемщик) может оплачивать ее равными долями ежемесячно.

Важно знать! Обязательная рассрочка предоставляется только с условием оплаты процентов. Иными словами, гражданин ежемесячно оплачивает не только коммунальную услугу, но и проценты за предоставление рассрочки. Размер процентов также указывается в платежке. И он не может более чем на 3 процента превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ на день предоставления рассрочки.

Правда, здесь следует сделать маленькую оговорку. Ресурсоснабжающая организация или другой исполнитель жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) может и не начислять проценты, если местный бюджет компенсирует их. Но такая возможность, как вы понимаете, есть не во всех регионах.

Договоримся?

Кроме обязательной, есть еще и договорная рассрочка. Как можно понять, она вытекает из договора между собственником квартиры и управляющей компании (УК) либо ресурсоснабжающей организацией (РСО).

Для получения рассрочки собственник (квартиросъемщик) должен написать заявление на имя руководителя УК либо заместителя, директора филиала РСО. В заявлении следует указать причины, по которым собственник просит о рассрочке, а также период ее предоставления.

К заявлению, желательно, приложить копии документов, подтверждающих обоснованность просьбы. Например, справку о признании домовладельца инвалидом, свидетельство о смерти домочадца, справку из органов занятости о регистрации в качестве безработного, документ, подтверждающий потерю дохода и так далее. Желательно приобщить копии квитанций об оплате коммуналки, и документы, подтверждающие права собственности (или проживания) на квартиру.

Важно знать! Предоставление договорной рассрочки — это не обязанность, а право УК и РСО. Они могут отказать в ней. Например, когда собственник годами вообще не оплачивал коммунальные платежи. Также следует помнить, что за договорную рассрочку УК вправе предусмотреть начисление процентов.

Но в любом случае, если рассрочку не дали, можно написать и отправить жалобу в жилинспекцию, районную администрацию и прокуратуру. Там разберутся.

Суд разберется

Есть третий вид рассрочки, о котором почти всегда забывают. Это судебная рассрочка. Чаще всего потребитель получает ее в ходе судебного разбирательства, инициированного УК или РСО.

Управляющая компания подает иск (или заявление о выдаче судебного приказа) о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей с неплательщика.

В ходе судебного заседания ответчик (то есть владелец помещения или квартиросъемщик) может ходатайствовать о предоставлении ему рассрочки по уплате коммунальных платежей. И суд почти всегда удовлетворяет подобные просьбы. Кому-то он может дать рассрочку всего на два месяца, а кому-то и на полгода. Все зависит от нюансов дела и уважительности причин для рассрочки, которые заявили неплательщики. Кстати, иногда судебное заседание может закончиться тем, что решение так и не было вынесено. Зато произошло заключение мирового соглашения между УК или РСО и должником. Оно также утверждается судом. По своей сути мировое соглашение — это все та же рассрочка.

Важно знать! Судебная рассрочка по оплате коммунальных услуг не означает, что владелец квартиры должен ежемесячно уплачивать только платежи, установленные судом. Одновременно он обязан оплачивать и текущие коммунальные платежи. В противном случае, он будет накапливать новую задолженность.

В межотопительный период тепловая энергия, приобретенная у теплоснабжающей организации (далее – ТСО) по договору теплоснабжения, используется исполнителем коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ или ЖСК) для предоставления
в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее – ГВС).

При этом взаиморасчеты между исполнителем коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ТСО за поставленную тепловую энергию производятся в руб./Гкал. При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного и введенного в эксплуатацию, расход тепловой энергии, зафиксированный таким прибором учета в Гкал и указанный в отчетах о теплопотреблении, должен быть оплачен ИКУ в полном объеме.

Для потребителей в жилых помещениях плата за коммунальную услугу по ГВС рассчитывается ИКУ в руб./куб. м с применением тарифов на горячую воду, установленных Комитетом для населения Санкт-Петербурга. На 2018 год тарифы на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой ГВС, установлены распоряжением Комитета от 20.12.2017 № 240-р (далее – распоряжение № 240-р) в следующих размерах:

с 01.01.2018 – 100,72 руб./куб. м (с НДС);

с 01.07.2018 – 104,75 руб./куб. м (с НДС).

Необходимо отметить, что при расчете данных тарифов Комитетом был применен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, в размере 0,06 Гкал/куб. м, установленный распоряжением Комитета от 15.12.2017 № 201-р.

В летний период в связи с отпускным сезоном количество фактически проживающих граждан существенно уменьшается, что приводит к снижению объема потребления горячей воды в кубических метрах. В то же время из-за необходимости обеспечения температуры горячей воды от 60 С° до 75 С° в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09, количество тепловой энергии в расчете на 1 куб. м может превысить норматив на подогрев холодной воды для предоставления услуги по ГВС независимо от дифференциации указанного норматива.

Таким образом, образуется нераспределенный объем тепловой энергии исходя из показаний приборов учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом, который обусловлен технологическим процессом приготовления горячей воды.

Согласно информационному письму от 15.08.2013 № 01-13-922/13-0-0, подготовленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга совместно с Жилищным комитетом и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собранием собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке может быть принято решение об обязательных платежах, в том числе о распределении в межотопительный период всего потребленного многоквартирным домом объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учета, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. В случае если такое решение собственниками помещений не принято, данные платежи могут быть предъявлены к оплате
в период отопительного сезона.

Отмечаем, что расчет дополнительного расхода тепловой энергии должен осуществляться ИКУ с применением тарифов на тепловую энергию для населения Санкт-Петербурга.

На 2018 год указанные тарифы установлены распоряжением № 240-р в следующих размерах:

с 01.01.2018 – 1678,72 руб./Гкал (с НДС);

с 01.07.2018 – 1745,86 руб./Гкал (с НДС).