Оплата труда водителя автобуса
Водителей можно отнести к категории работников, чье рабочее время и отдых подлежат строгой регламентации. Регулярные медицинские осмотры, строго ограниченные часы работы – это основное правило, обеспечивающее минимизацию усталости водителя, в том числе, появления психологической заторможенности.
Оплата труда водителя – это вознаграждение за его работу, которое выплачивается в соответствии с заключенным трудовым договором при полном выполнении стороной работника своих обязанностей. В его заработную плату входят все виды начислений, с учетом доплаты за классность, премий и иных денежных вознаграждений.
Виды пассажирских перевозок городского и пригородного сообщения
Городские пассажирский транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи, метро. В крупных городах так же существует система маршрутных такси и городского такси от разных перевозчиков.
Оплата труда и особенности ее организации для водителей трамваев и машинистов метро имеет свои особенности. В данной статье будет рассматриваться только оплата водителей пассажирского автомобильного транспорта.
В зависимости от принадлежности пассажирского транспорта к муниципальной или частной собственности, заработная плата работников может существенно различаться. Пригородный транспорт ограничивается автобусами, при этом зарплата шофера будет зависеть не только от вместимости автобуса, но и от дальности поездки и времени суток, в течение которых поездка осуществляется.
На каждом автотранспортном предприятии разрабатывается свое положение, которое учитывает все нюансы конкретной работы. Заключая трудовой договор, человек дает свое согласие на загруженность в соответствии со спецификой работы предприятия. Также он принимает на себя обязательства по добросовестному выполнению своей трудовой функции.
От чего зависит оплата труда водителя пассажирского транспорта
От времени работы:
Зависимость зарплаты от времени имеет под собой серьезную основу, поскольку здоровье водителя целиком зависит от того, сколько времени он находится в напряжении, т.е. за рулем. По нормативам водитель не может быть за рулем более 40 часов в неделю, но фактически водитель междугородних рейсов может быть за рулем до 10-12 часов. Ненормированный рабочий день допускается у водителей, которые обслуживают геологоразведочные партии и экспедиции. За превышение времени работы предусматривается доплата, которая учитывается при расчете заработка.
От места пассажирской перевозки:
В условиях горной или труднодоступной местности, в условиях мороза, сильной жары или перевозке пассажиров в крупногабаритных автобусах (более 9,5 м.) оплата труда может отличаться от заработной платы в условиях крупного города.
Сдельная и повременная оплата труда
Оплата труда шофера может быть как повременной, так и сдельной. Выбор вида оплаты труда остается за работодателем, который руководствуется соображениями наибольшей эффективности сотрудников. Например, в случае наличия обоснованного плана и объема пассажирских перевозок сдельная оплата вполне оправдана, поскольку только от водителей зависит быстрота и качество переезда пассажиров.
- При расчете сдельной ставки заработной платы учитывается пройденное расстояние (длина поездки) и количество пассажиров;
- коэффициент выработки каждого члена водительской бригады может исчисляться в индивидуально пройденном расстоянии (километраже) – чаще этот показатель учитывается в пассажирских перевозках на легковых автомобилях. Учитывается только расстояние без простоя автомобиля на отдых пассажиров;
- пассажирооборот или количество перевезенных пассажиров на конкретное расстояние. Показатель зависит от наполненности автобуса пассажирами, т.е. он будет снижаться, если вместимость автобуса будет значительно превышать количество перевезенных пассажиров.
Повременная оплата выгодна в случае, когда сдельная оплата невозможна или неактуальна для работников. Это те случаи, когда невозможно точно выделить количество пассажиров, перевезенных одним водителем; когда невозможно оценить качество поездки; когда есть вероятность просчета доли участия единичного работника.
Постоянная и переменная часть оплаты работы водителя
Постоянная часть заработной платы водителя неизменна, поскольку сумма вознаграждения за труд закреплена в трудовом договоре. Переменная часть зарплаты включает в себя множество факторов: дальность маршрута, количество пассажиров, сложность дороги и прочее. Зарплата водителя так же включает различные премии, доплаты за совмещение, за сложный характер поездки и проч.
Сравнивая постоянную и переменную часть зарплаты надо сказать, что увеличиваться может лишь переменная часть, поскольку в ней заложено много составляющих, зависящих только от работника. Для сохранения рабочего места водителю важно увеличивать долю переменной части зарплаты без снижения качества работы.
Если постоянная часть варьируется от 30 и до 50% зарплаты, то переменная часть может увеличиваться от 40% до внушительной суммы. Когда водитель показал себя добросовестным работником, ему могут предложить совмещать поездки с пассажирами на разных графиках. Администрация лояльно относится к дополнительным заработкам сотрудников, если они качественно выполняют основную работу.
Премирование входит в состав переменной части заработной платы на всех видах пассажирских перевозок, но в отличие от постоянного оклада, премия полностью зависит от индивидуальных/общих результатов работы, которые измеряются различными показателями. Обычно их привязывают к количеству пассажирооборота.
Варианты показателей для премирования водителей:
- за выполнение плана пассажироперевозок;
- за выполнение норм расхода топлива и ГСМ;
- за вождение без ДТП;
- за отсутствие нарушений правил пожаробезопасности и охраны труда;
- за содержание транспортного средства в исправном состоянии и проч.
Премирование может выполняться как индивидуальное, так и бригадное. Индивидуальное премирование начисляется за выполнение плана по выручке денежных средств за поездки и за выполнение количества рейсов по утвержденному плану. Премирование бригады водителей осуществляется по общим показателям и распределяется между работниками в соответствии с долей каждого.
Зарплата водителя муниципального общественного транспорта в 2020 году
Профессия водителя сегодня является востребованной и популярной во всех регионах Российской Федерации. Многих мужчин и женщин, желающих зарабатывать вождением общественного транспорта, интересует вопрос, связанный с уровнем зарплат.
Нормативная регламентация
Законов, регулирующих деятельность водителей автотранспортных средств, немного. Уровень зарплаты определяется Постановлениями Министерства транспорта РФ, а также федеральными актами, регулирующими показатели доходов граждан в стране (МРОТ, прожиточный минимум и так далее).
На практике зарплата пребывает в зависимости от большого количества факторов:
- Рабочий стаж. Чем он выше, тем больше получает специалист.
- Уровень квалификации. Повышение квалификации способствует карьерному росту в данном направлении.
- Тип управляемого транспортного средства. Водители метро обычно зарабатывают больше в связи с вредными условиями труда.
- Категория специалиста и транспорта. Уровень зарплаты водителя маршрутного такси, автобуса, троллейбуса, трамвая разный.
- Компания-работодатель. Частные фирмы платят большую зарплату, чем государственные структуры.
- Регион и город. В крупных городах уровень дохода более высокий по сравнению с периферией.
Это основные, но не все факторы, влияющие на уровень дохода водителя муниципального общественного транспорта.
Категории водительского состава
Основной фактор, оказывающий влияние на уровень зарплаты водителя муниципального общественного транспорта – категория транспорта.
Автобус
На сегодняшний день картина по вакансиям в данной сфере выглядит следующим образом:
- 46% открытых должностей подразумевают заработную плату в 56 600 — 84 400 руб.;
- 31% — от 28 800 до 56 600 руб.;
- 16,9% — от 84 400 до 112 200 руб.
Средняя по всей стране зарплата водителя автобуса составляет 40 000 — 70 000 руб. Точная сумма оклада зависит от нескольких факторов. В основном речь идет о специфике трудовой деятельности и от работодателя. Немаловажную роль играет должность специалиста:
- туристический автобус в городе Москва (нужен опыт работы от пяти лет, а также водительское удостоверение образца РФ, ЗП – 50 000 — 70 000 руб.);
- автобус корпоративного типа (требуется специалист с опытом работы 3-7 лет, необходимо наличие водительских прав категории D, а также хорошее знание ПДД и техники безопасности в процессе пассажирских перевозок, зарплата – 44 000 руб.);
- перегонщик (опыт 1-4 года, водительские права категории D, DE, ЗП от 25 000 руб.);
- служебный автобус (опыт, с которого кандидатура рассматривается на должность, составляет 3-7 лет, стаж – 5 лет и более, важную роль играет отсутствие ДТП с участием водителя на протяжении последних трех лет, ЗП от 50 000 руб.);
- автобус регулярных перевозок пассажиров (нужен водитель с опытом от 3 и более лет, а также водительское удостоверение категории D, нужна действующая медицинская справка, ЗП – 60 000 — 80 000 руб.).
Троллейбус
Водитель троллейбуса в сравнении с водителем автобуса зарабатывает меньше, что связано с более простым управлением транспортным средством, невысокой скоростью движения, низкой стоимостью билета.
В Москве средний показатель зарплат составляет 65 000 руб., в Питере – 45 000 руб. В регионах этот уровень снижается до 20 000 — 30 000 рублей.
Маршрутное такси
В столице водитель маршрутного такси зарабатывает 50 000 — 60 000 руб. в среднем, а это на 4% больше, чем на территории всей России. Процентное соотношение зарплат по действующим вакансиям следующее:
- 60% открытых вакансий подразумевают ЗП в 50 600 — 75 400 руб.;
- 40% — 100 200 руб.
Конкретная сумма зависит от транспортного средства, которым управляет водитель, а также от набора требований. Основные требования, предъявляемые к специалисту, следующие:
- наличие водительского удостоверения нужной категории;
- наличия должного стажа вождения;
- знание столичных дорог на высоком уровне;
- готовность работать в течение всего дня;
- наличие действующей медицинской справки;
- усидчивость, устойчивость к стрессу.
Трамвай
В среднем по стране заработная плата водителя трамвая равна 45 000 руб. Основная обязанность человека, занимающего эту должность, заключается в организации пассажирских перевозок на регулярных городских маршрутах. Шофер, претендующий на эту должность, обязан соответствовать следующим требованиям:
- наличие водительского удостоверения;
- высокий уровень дисциплинированности;
- пунктуальность;
- наличие водительского удостоверения категории B, C;
- прохождение предварительного обучения, предполагающего выплату стипендии, равной 17 300 руб.
В Москве, как и во множестве других российских городов, водитель трамвая оформляется на работу в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.
В метро
Средняя зарплата машиниста в метро составляет 50 000 — 60 000 руб. В целом размер оклада пребывает в зависимости от квалификационного уровня и сложности маршрута. На должность принимаются специалисты 3, 2, 1 класса.
- Третья категория включает в себя молодых водителей, которые в течение 24 месяцев отработали в роли помощника главного машиниста. Они наделяются правом управления составом, включая маневровый локомотив.
- Вторая категория включает работников, которые на протяжении двух лет осуществляли деятельность в качестве машиниста третьего класса. После присвоения этой степени специалист может управлять пассажирскими составами и пригородными поездами.
- Первая категория присваивается водителям, которые отработали 4 года в качестве специалиста 2 класса. Эти работники метрополитена могут управлять составами пассажирского типа, а также поездами дальнего следования.
Минимальная ставка, по которой работают водители метро в крупных городах РФ — 20 000 руб. Самый высокий тариф – 90 000 руб.
В других странах
В Европе и Северной Америке ситуация с оплатой труда водителей складывается намного лучше, чем в России. Например, у шоферов Германии ежемесячное жалование составляет 1800 — 2500 евро, что эквивалентно 120 000 — 180 000 руб.
Во Франции – 1700 — 2000 евро. В Соединенных Штатах Америки и в Канаде водители получают 3000 — 3400 евро в месяц.
Трудовые функции
Профессия водителя стала востребованной со времен появления общественного транспорта. В настоящее время на рынке вакансий можно найти несколько тысяч предложений по всей стране. Водителей принимают на работу на городские, междугородние, заказные, экскурсионные транспортные средства. Тем не менее, соискатель должен соответствовать внушительному набору требований.
Во-первых, речь идет о водительском удостоверении категории «Д». Во-вторых, потребуется наличие подтвержденного стажа в 2 года. В-третьих, придется пройти медкомиссию и тестирование психологического характера. В-четвертых, перед каждой рабочей сменой будет проводиться медосмотр.
В процессе выбора этой профессии стоит принять во внимание внушительный объем обязанностей специалиста:
- Соблюдение установленного графика движения транспортного средства, следование маршруту, который был установлен.
- Отсутствие превышения допустимых скоростей и технологических норм.
- Знание и соблюдение ПДД, локальных нормативных актов, которые регламентируют пассажирские перевозки.
Порядок оплаты труда в зависимости от системы и тарифные сетки
Систем оплаты труда водителя, как и в общем случае, существует несколько.
- Повременная. Водитель получает зарплату в зависимости от количества времени, проведенного за рулем. При этом период, в который он обедал или находился в автопарке, часто не учитывается.
- Сдельная. Применяется в отношении водителей транспорта дальнего следования. Уровень зарплаты определяется километражем, пройденным специалистом, он рассчитывается путем умножения ставки за 1 км на общее расстояние.
- Бестарифная. При этой форме расчета зарплаты доход каждого члена автопарка рассчитывается в соответствии с пропорцией его вклада в общий результат. Т. к. он непостоянен, рассчитывать на гарантированно стабильный размер дохода не приходится.
- При суммированном учете. В этом случае общая сумма зарплаты может быть рассчитана несколькими способами. Например, путем выплаты полного оклада за месяц или в соответствии с часовой тарифной ставкой.
Порядок премирования
Как и в других профессиях, в этой сфере предполагаются премии за особые заслуги. Она может рассчитываться по тарифу от дополнительных перевозок или как процент от заработной платы.
Некоторые автопарки назначают фиксированные премиальные выплаты в размере, который зависит от конкретных заслуг.
Об ответственности работодателей при ненормированных переработках водителей — ниже на видео.
Структура положения об оплате труда
На каждом предприятии создается свое положение об оплате труда. По структуре оно должно соответствовать общепринятому шаблону.
- Основные положения. В этой части принято указывать поставленные цели, а также способы их достижения. Они могут заключаться в устранении несоответствий в процессе оплаты труда, закреплении специалистов в организации, соблюдении прав и интересов всех сотрудников, раскрытии их трудового потенциала. Важную роль играет устранение принципов, которые могут состоять в равной оплате за равный труд или в формировании новых возможностей. Допустимо описание всех систем оплаты труда.
- Тарифные условия. Раздел включает информацию о тарифной системе организации, а также об условиях ее практического использования. Здесь же отображается перечень нормативно-правовых актов, на базе которых производится нормирование труда специалистов. Прописываются все системы оплаты труда, а также условия по ним.
- Условия премирования. Порядок оформления этого раздела зависит от принципов руководства и масштаба предприятия. Каждое конкретное положение должно состоять из вводной части, параметров и условий премирования, размеров премиальных выплат. Разработка некоторых норм может делегироваться.
- Условия единовременного премирования. Раздел включает информацию о единовременных поощрениях за трудовой процесс и его результаты. В частности, речь ведется о премировании специалистов за следующие заслуги: выполнение заданий особой важности, победа в соревнованиях, достижение определенных показателей деятельности автопарка.
- Вознаграждение водителей по результатам деятельности организации. В этом разделе присутствуют всевозможные условия поощрения сотрудников по итогам работы автопарка. Здесь же прописывается круг работников, на которых распространяются эти нормы.
- Поощрения и надбавки. В этом разделе происходит группирование положений, а также описание дополнительных выплат. Они могут начисляться за совмещение должностей, профессиональный уровень мастерства, наличие ученой степени и высокой классности.
- Гарантии и компенсации. Если в режиме труда наблюдаются отклонения, они подлежат компенсации. Работодатель оплачивает простои, возникшие по его вине, задержку зарплаты, работу в ночное время, брак.
- Для отдельных категорий. Здесь учитывается дефицитность профессии, нюансы тарификации трудовой деятельности, нормирование труда.
- Прочие условия. Здесь содержатся условия оплаты, которые не вошли в предыдущие пункты.
- Нормирование труда. В этом разделе должны содержаться сведения о целях, методах, нормативно-правовой базе, обязательствах администрации и т. д.
Виды доплат
За сверхурочную работу, исполнение трудовых обязанностей в ночное время, совмещение профессий, классность, категории сотрудники получают дополнительные выплаты, а также работают по повышенной ставке в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и локальных нормативных актов предприятия.
Льготы и компенсации
Для того чтобы поощрить труд водителей общественных автотранспортных средств, Правительство РФ предусмотрено некоторые льготы материального характера:
- бесплатный проезд на муниципальном общественном транспорте;
- предоставление фирменной спецодежды на бесплатной основе;
- дополнительные дни отпуска в количестве 8-12 суток;
- выдача ежемесячных премий;
- выплата 13-й зарплаты по итогам работы.
Некоторые транспортные фирмы предлагают выплаты за выслугу лет, а также вручают корпоративные подарки к праздничным событиям, позволяют пользоваться бесплатной корпоративной связью.
Также водитель может рассчитывать на помощь в процессе получения карты тахографа, а также бесплатного прохождения переподготовки для получения более высокой категории. Иногородние специалисты вправе рассчитывать на получение мест в общежитиях столицы.
Каждый работник транспорта может рассчитывать на получение специальной униформы, в которой он и осуществляет деятельность ежедневно.
Возмещение расходов при разъездном характере работы
Если работа является разъездной, работник может рассчитывать на возмещение расходов, потраченных на питание, размещение, топливные ресурсы, горюче-смазочные материалы, ремонт автотранспорта и т. д.
Аналогичным образом компенсируется амортизация личного транспортного средства во время служебных поездок.
Учет работы водителей и начисление заработной платы в 1С подробно рассмотрено ниже в инструкции.
Оплата труда водителей: актуальные вопросы
Как выбрать систему оплаты труда с учетом специфики организации?
Как правильно начислить заработную плату и оплатить переработку водителям?
Как разработать Положение об оплате труда?
Какие системы оплаты труда применять?
Система оплаты труда устанавливается следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ): коллективными и трудовыми договорами, внутренними нормативными актами организации, например Положением об оплате труда.
В настоящее время наиболее широко применяются повременная, сдельная и комиссионная системы оплаты труда.
Простая повременная система оплаты труда
При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада).
Под тарифной ставкой понимается размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).
При простой повременной системе оплаты труда в основе расчета размера оплаты труда работника — тарифная ставка или должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени.
Если в течение месяца работник, которому установлен должностной оклад, отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу; если отработал не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время.
Пример 1
Должностной оклад водителя — 25 000 руб.
В ноябре 2016 г. он отработал 17 рабочих дней, 4 дня — отпуск без сохранения заработной платы.
В ноябре 21 рабочий день.
Следовательно, зарплата водителя за ноябрь:
25 000 руб./ 21 дн. × 17 дн. = 20 238,09 руб.
Почасовая система оплаты труда
Разновидность повременной системы оплаты труда — почасовая. В этом случае заработок работника определяют, умножая часовую (дневную) ставку оплаты труда на число фактически отработанных часов (дней).
Пример 2
Водитель грузового автомобиля в ноябре 2016 г. отработал 150 ч.
Тарифная ставка — 200 руб./ч.
Заработок сотрудника за месяц:
200 руб. × 150 ч = 30 000 руб.
Повременно-премиальная система оплаты труда
При повременно-премиальной системе оплаты труда предусматривается выплата премии в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) на основании Положения о премировании работников или Положения об оплате труда, коллективного договора.
Пример 3
Водителям ежемесячно выплачивается премия (40 % от оклада) за профессионализм и стаж работы в организации более 3 лет.
Водитель в ноябре отработал 17 дней из 21. Его должностной оклад — 25 000 руб.
Премия выплачивается с учетом фактически отработанного времени. Зарплата водителя за ноябрь составит:
25 000 руб. / 21дн. × 17дн. + 25 000 руб. × 40 % = 30 238,09 руб.
Оплачиваем сверхурочную работу
Работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, должна оплачиваться как сверхурочная в соответствии (ст. 152 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ):
- за первые два часа — не менее чем в полуторном размере;
- за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
Более высокие размеры оплаты за сверхурочную работу могут устанавливаться коллективным или трудовым договором, а также локальными нормативными актами.
Обратите внимание!
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).
Добавить комментарий