Определение о возврате протокола об административном правонарушении

В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В том случае, если при подготовке дела к рассмотрению установлено, что протокол об административном правонарушении или другие материалы дела составлены неправильно или неправомочными лицами, либо выявлена неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья, орган или должностное лицо, которым поступило такое дело, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении..

Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Образцы определений о возвращении протокола

  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона..

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 КоАП РФ, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Следовательно, установив, что протокол об административном правонарушении был составлен неуполномоченным должностным лицом, судья должен применить положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и прекратить в отношении лица, привлекаемого к ответственности производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица (правовая позиция отражена в постановление Верховного Суда РФ от 17.01.2013 N 34-АД12-4, 34-АД12-5).

Давность привлечения к административной ответственности

Сроки давности привлечения к административной ответственности указаны в статье 4.5 КоАП РФ.

По общему правилу, такой срок составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. После истечения данного срока, постановление по делу с назначением наказания вынесено быть не может, а дело подлежит прекращению на основании статьи 24.5 КоАП РФ.

В статье 4.5 КоАП РФ предусмотрены и более длительные сроки для отдельных видов правонарушений. Например, 3 месяца по делам, рассматриваемым судьями, за правонарушения, влекущие дисквалификацию – 1 год со дня совершения и т.д.

Неправильное составление протокола, неполнота содержащихся в нем сведений, составление неправомочным лицом, и т.д., влекут, как указывалось выше, возвращение протокола составившему его должностному лицу. При этом сроки, необходимые для доставки административного материала данному должностному лицу и для устранения недостатков протокола не приостанавливают течение двухмесячного срока привлечения к административной ответственности. Поэтому у лица, привлекаемого к ответственности, в случае принятия решения о возвращении протокола, как правило, есть неплохие шансы на то, что пока дело пересылается «туда-обратно» и устраняются недостатки протокола, срок давности привлечения к административной ответственности будет пропущен и дело будет прекращено.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче материалов дела об административном правонарушении

по подведомственности

03 «марта» 2017г. г. Москва

Я, заместитель начальника Юридического управления в сфере ГОЗ Федеральной антимонопольной службы Стуканов Денис Владимирович, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ФГУП «Кавказский военно-строительный отдел» ФСБ России <…>, возбужденного по факту административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Военного прокурора Сочинского гарнизона полковником юстиции <…> от 19.01.2017 в отношении должностного лица – директора ФГУП «Кавказский военно-строительный отдел» ФСБ России <…> возбуждено производство об административном правонарушении по части 1 статьи 14.55 КоАП. (исх. от 23.01.2017 № 218).

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как следует из представленных материалов дела, местом совершения административного правонарушения является Республика Тыва.

В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа на территории Сибирского федерального округа осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении <…> подведомственно Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

С учетом изложенного и на основании статьи 29.1, 29.4, 29.5, 29.12 КоАП,

Приложение 18
к приказу Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
от 30 апреля 2014 г. N 262

Образец ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОР) _____________________________________________________________________ (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) тел./факс ________________________________________________________________________ (почтовый адрес территориального органа) (номер) ОПРЕДЕЛЕНИЕ о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении «____»_______________20 __ г. ___________________ (дата составления) (место составления) Я, __________ государственный инспектор ___________________________ ________________________________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы должностного лица, вынесшего определение, ________________________________________________________________________ N и дата выдачи служебного удостоверения) в соответствии со ст. 29.1. КоАП РФ, изучив материалы дела от «___»____________20__г. N ________ об административном правонарушении, возбужденного в отношении _____________________________________ ________________________________________________________________________ (для физического лица — фамилия, имя, отчество; число, месяц, год рождения; место рождения, место жительства, документ удостоверяющий личность, иные сведения) ________________________________________________________________________ (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество; число, месяц, год рождения; место рождения, место жительства, ИНН, реквизиты свидетельства о государственной регистрации, иные сведения) ________________________________________________________________________ (для должностного лица — фамилия, имя, отчество должностного лица, число, месяц, год рождения, место рождения, место работы и должность, адрес места жительства, документ удостоверяющий личность, документы, подтверждающие должностные полномочия и устанавливающие служебные обязанности, иные сведения) ________________________________________________________________________ (для юридического лица — организационно-правовая форма, наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН, наименование должности руководителя, фамилия, имя, отчество, реквизиты, юридический адрес иные сведения) по ч. _______ ст. ______ КоАП РФ на основании изложенного и, руководствуясь п. 2. ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ____ ст. ______ КоАП РФ, протокол от «___» _____________ 20__г. N____________________ в отношении _______________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении) вызвать на рассмотрение дела об административном правонарушении следующих лиц (являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. ст. 25.1-25.10 КоАП РФ): 1. ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________, в качестве лица в отношении которого ведется производство дела об административном правонарушении. 2. Либо иное лицо, действующее на основании доверенности на участие в административном деле N ______________________________________________ 3._________________________________________________________________ в качестве: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3. В случае неявки привлекаемого к административной ответственности физического лица (его законного представителя, защитника), законного представителя или защитника юридического лица, потерпевшего, при отсутствии от них ходатайства о переносе срока рассмотрения дела в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в их отсутствие. 4. В случае признания обязательным участие лица при рассмотрении дела об административном правонарушении при отсутствии уважительных причин неявки, подтвержденных документально, лицо может быть подвергнуто приводу.

Разработаны дополнительные гарантии защиты прав граждан и интересов государства при производстве по делам об административных правонарушениях. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Предлагается предоставить должностным лицам, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, обжаловать определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Предполагается, что обжалование будет проводиться в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ. Также по правилам указанной главы планируется обжаловать определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Напомним, по действующему законодательству в случае пропуска срока, установленного на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение. Однако КоАП РФ не предусматривает право обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение. В частности, определение выносится о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. При этом КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения, вынесенного в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ.
Авторы инициативы считают, что отсутствие правовой нормы, регулирующей процессуальную сторону административного производства, а именно – обжалование процессуальных решений, принятых уполномоченными лицами, выраженной в праве на обжалование определений, предусмотренных ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ, препятствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение и нарушает права граждан на защиту их прав от действий (бездействия) лиц, совершивших административное правонарушение.