Ориентированный на результат

Достижение максимальных результатов, на основании ясных и измеряемых договоренностей, сделанных ранее. Объяснение Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) Jan Schouten и Wim van Beers. (’66)

Что такое Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат)? Описание

Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) — стиль управления, описанный Jan Schouten и Wim van Beers, оба голландского происхождения.

Система Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) (или: «Менеджмент Resultaatgericht» на голландском) нацелена на достижение максимальных результатов, на основании ясных и измеряемых договоренностей, сделанных ранее. Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) — стиль управления, основанный на идее о том, что люди будут работать с большим энтузиазмом и интересом, если:

    Люди ясно знают, что от них ожидается.

    Люди задействованны в процесс установления этих ожиданий.

    Людям позволяется самим определить, как они будут выполнять эти ожидания.

    Люди получают обратную связь относительно своих действий.

В Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат), менеджер устанавливает цели, определяет приоритеты и приобретает необходимые ресурсы: время, деньги и способность. Сотрудник предоставляет свое время, знание, способности и указывает, при каких условиях он/она может достичь требуемых результатов. Таким образом, принимая личную ответственность за достижение этих результатов.

Договоренности, ориентированные на Результат и SMART

Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) — система управления, которая работает с так называемыми договоренностями, ориентированными на результат. Все заинтересованные стороны имеют такие же ожидания относительно их целевых показателей и могут общаться друг с другом по поводу результатов. Все договоренности должны всегда быть «SMART»: (specific), измеряемыми (measurable), принимаемыми (accepted), соответствующими (relevant) и прослеживаемыми (traceable). В рамках договоренностей, сотрудники свободны в определении способов достижения целевых показателей.

Стадии в Менеджменте, ориентированном на результат. Процесс

Result Oriented Management (Менеджмент, ориентированный на результат) помогает перевести корпоративные цели в цели для стратегических бизнес единиц и индивидуальные цели. Процесс Менеджмента, ориентированного на результат осуществляется «всерху вниз» и «снизу вверх» и состоит из следующих стадий:

    Установление целевых показателей. Долгосрочные корпоративные цели;

    Перевод корпоративных целей в цели для стратегических бизнес единиц и индивидуальные цели;

    Договоренности, ориентированные на результат, относительно целей;

    Внедрение, самоконтроль и отчетность менеджмента;

    Периодические Оценки, контроль за ходом работ и корректировки;

У любого бизнеса есть цель, и любому бизнесу нужны люди для ее достижения. Сотрудники могут быть нацелены на результат и на процесс, поэтому требование в вакансии «ориентация на результат» — не всегда пустое клише.

Ориентация на результат — это способность сотрудника объединить цель компании с самомотивацией в хорошо организованный рабочий процесс, результат которого можно количественно и качественно измерить. Зачастую сотрудники, чья работа ориентирована на конкретный результат, получают оплату с оговоренными вознаграждениями: процент от сделок, премии, бонусы, размер которых напрямую зависит от достигнутого результата.

Помимо работников, ориентированных на результат, существую и ориентированные на процесс. Такие сотрудники больше расположены к выполнению повторяющихся операций. На самом деле в этом нет ничего плохого. Есть ряд профессий, которым это качество необходимо. Такие сотрудники больше мотивированны на стабильность, предпочитают определенный график: секретари, водители, кассиры, парикмахеры и т.п.

Ориентироваться на результат прежде всего нужно руководителям среднего и высшего звена, PR- и HR-менеджерам, маркетологам, менеджерам по продажам, агентам по недвижимости и другим сотрудникам, чей оклад зависит от совершенных сделок. От таких кандидатов работодатели ждут амбициозности, азарта, умение быстро решать сложные задачи и принимать решения, творческого склада ума.

Важно понять, что вы цените в работе больше — процесс или результат, чтобы знать на что делать акценты. Если вы устраиваетесь на работу больше ориентированную на процесс, но рассчитываете на карьерный рост, Work.ua рекомендует не забывать о результативном мышлении. Ведь, даже кассир со временем может стать директором магазина, тем самым став не «работником процесса», а «работником на результат».

Итак, все же вы нацелены на результат. Как же правильно донести это до работодателя?

Резюме

К каждому месту работы добавьте измеримые успехи, т.е. результаты, которых вам удалось достичь. Используйте глаголы совершенного вида: достиг, сделал, добился, создал и т.п. Не забудьте указать ориентацию на результат в личных качествах, а перечисленные ранее достижения подтвердят это.

Резюме — это лишь возможность пообщаться лично с представителем компании. Полностью показать свою целеустремленность удастся на собеседовании.

Собеседование

Ваша речь должна быть хорошо поставлена, и содержать все те же глаголы совершенного вида. Ваша задача — объяснить, что вы умеете добиваться своего, описать свою работу не с точки зрения процесса, а с точки зрения достигнутых результатов. Старайтесь использовать больше цифр в своем рассказе.

Также стоит подготовиться к типичным вопросам: «Что вам нравится в вашей профессии?», «Чем вам привлекает этот вид деятельности?». Ответы должны показывать вас как человека действия.

Конечно, изначально стоит определить какой вид деятельности вам ближе, и стоит ли стремиться на должность, в которой прежде всего ценится работа на результат. Например, не всякий дизайнер захочет стать начальником отдела и управлять командой. Своевременное выполнение своих задач и повышение мастерства может иметь для вас больший приоритет. Поэтому учитывайте разницу между результатом вашего ежедневного труда и понятием «результат», который имеют ввиду работодатели, указывая это в своих объявлениях о вакансиях.

Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект «Будь лучше сегодня» дарит 7 дней бесплатного обучения — подробности здесь: https://vk.cc/6igoBI

Не секрет, что большой головной болью многих работодателей является проблема повышения работоспособности тех, кого они наняли для выполнения тех или иных задач. Аналогичная проблема стоит и перед самими подчиненными, которые хотят повысить эффективность своего труда. Можно с прискорбием сообщить о том факте, что большинство и подчиненных и работодателей не достигают тех целей, которые перед собой ставят или достигают со срывом всех возможных сроков. Причина этому — низкоэффективный тип восприятия рабочего процесса.

Существует два основных типа рабочих процессов:

  • Ориентированный на сам процесс
  • Ориентированный на результат

Деятельность, ориентированная на процесс

По другому и в бытовых треминах, можно сформулировать этот подход как «Работа ради работы». Самый распространенный подход к работе, встречающийся в России.

Основная черта этого подхода заключается в том, что человек, выполняющий определенную деятельность, фокусируется на самой работе, а не на результатах, которые необходимо достичь. В сознании человека результат сам по себе, становится «как-бы» уже и не важен. Важным становится осуществление какой-либо деятельности на определенном отрезке времени. Возникает иллюзия: чем больше деятельности я совершаю — тем лучше я работаю!

Подобное отношение к работе всячески поощряется и прививается большинству людей с детства родителями и детско-юношескими воспитательными учреждениями. Наиболее банальный пример, показывающий всю пагубность подобного отношения:

Подростка заставляют выполнять домашнее задание, условий которого он не до конца понимает. Но родители настаивают, что он ДОЛЖЕН заниматься самостоятельно, ведь он уже взрослый. Ребенок понимая весь идиотизм ситуации, делает вид, что он старается ее решить. Отвлекаясь при этом на телевизор или чирикая веселых человечков в тетрадке — фактически, сжигая рабочее время. Через два часа, на вопрос: «Ну как, решил задачу?», он гордо заявляет: «Нет, не получается. Но я целых три часа разбирался с этим!» На что, как правило, получает похвалу типа «Какой молодец, целых три часа трудился! Ну ничего, давай попробуем вместе»

Как видно из примера, родитель хвалит ребенка не за то, что тот смог выполнить задание. А за то, что тот просто выполнял какие-то действия, которые так и не привели ни к какому результату.

Подобные ситуации достаточно часто встречаются и в бизнесе, со вполне взрослыми людьми. Когда подчиненный сообщает, что задача не выполнена, но он целую неделю с утра до ночи над этим работал. Такое объяснение, в определенной мере, удовлетворяет руководителя и он уже не так сердится на подчиненного — главное, что не бездельничал. Друзья, но ведь это бизнес, где важен именно результат! А угробленная неделя, которая не дала никаких результатов вполне может считаться актом вредительства, ибо деньги компании пущены на воздух.

Причины, по которым люди начинают ориентироваться на процесс:

  • Сформированное ранее мировоззрение ориентированное на процесс. Это не самая важная причина.
  • Недостаточно ясно или неверно сформированная Цель, которую нужно достичь в результате определенной деятельности
  • Недостаток информации у исполнителя о способах достижения Цели

Наиболее сильно влияют на работоспособность человека — второй и третий пункт. О том, как эффективно разрабатывать Цели — поговорим в одной из следующих публикаций.

Признаки, указывающие на то, что деятельность компании направлена на процесс:

  • Частые и изматывающие совещания, которые не дают в результате никаких изменений в деятельности компании, или дают очень незначительные, поверхностные изменения.
  • В компании отсутствует атмосфера сотрудничества:
    • Руководители всех уровней часто задают вопрос «Почему это не выполнено?»
    • Подчиненные всех уровней часто и со вкусом объясняют «почему это не выполнено»
  • Сотрудники компании не могут четко сказать, чем продукт компании лучше конкурирующих продуктов, либо приводят слишком большое количество преимуществ
  • В компании отсутствует четкая система контроля качества
  • Сроки выполнения тех или иных задач больше, чем реально требуется на выполнение, «чтобы подстраховаться»
  • Руководители вынуждены «пинать» подчиненных, чтобы работа шла.
  • Отсутствует, или не эффективно используется система документирования планов предстоящей деятельности
  • Отсутствует, или не эффективно используется система документирования отчетов о проделанных работах за определенный срок
  • Руководитель заботится о том, чтобы подчиненные постоянно были загружены «какой-нибудь» деятельностью и переживает, что подчиненный может «не работать». По этой причине задавая по нескольку раз в день вопросы «Чем ты занят?»

Результатом деятельности, ориентированной на процесс, является общий спад работоспособности, как отдельно взятого человека, так и целой компании. Нет позитивных результатов деятельности — нет интереса к работе.

Имея не малый опыт работы с компаниями из различных сегментов рынка, могу уверенно заявить, что ориентация на процесс — это настоящий бич современного бизнеса, который парализует работу многих компаний. Можно с уверенностью сказать, что работа ориентированная на процесс послужила одним (но не единственным) из катализаторов развития финансового кризиса.

Деятельность, ориентированная на результат

Самым ценным в деятельности человека, независимо от сферы его интересов, всегда является РЕЗУЛЬТАТ. Независимо от того, чем занимается человек: бизнесом или построением отношений с противоположным полом, продуктивность его действий можно оценить только по результату. Других критериев эффективности пока никто не придумал, и вряд ли придумает.

Эффективность результата можно оценивать по комплексу условий:

  • Результат достигнут за время, которое планировалось
  • На достижение результата потрачены ресурсы, которые планировались
  • Достигнут именно тот результат, который планировался

При этом для любого человека, который хочет работать эффективно и продуктивно, важно взять за правило, что абсолютно не важно по какой причине произошел срыв сроков или вообще отсутствует результат. В первую очередь в такой ситуации важно понять КАК все-таки достигнуть результата в сложившихся условиях. И лишь завершив задачу, достигнув поставленных целей, можно устроить разбор полетов и работу над ошибками.

Преимущества, которые дает такой подход:

  • Удобство диагностирования возникающих проблем в работе
  • Быстрота устранения проблем
  • Быстрое и прогнозируемое развитие любой деятельности
  • Высвобождение времени для деятельности каждого участника именно на ту сферу, где он занят
  • Повышение уровня ответственности
  • Оздоровление атмосферы в коллективе и поднятие морали у каждого участника
  • Стремление к сотрудничеству
  • Повышение самооценки у всех участников деятельности
  • Повышение интереса к деятельности

Это лишь небольшой список, преимуществ значительно больше.

Для того, чтобы сформировать деятельность, ориентированную на результат, необходимо:

  • Руководителю иметь четкое представление о том, какую цель необходимо достичь. Он должен фактически «видеть» результаты своей работы и работы подчиненных. И в случае непонимания с их стороны — уметь пояснить задачу.
  • Организовать подробное планирование предстоящей деятельности. С описанием работ, траты ресурсов и календарных планов окончания всех этапов работы. Хорошим считается тот план, после прочтения которого хочется сразу же приступить к работе и достичь поставленной задачи.
  • Выделение ответственных лиц на все этапы работ. Контроль РЕЗУЛЬТАТОВ выполнения этапов.
  • Грамотная система штрафов и поощрений, выступающая в качестве системы формирования условных рефлексов

Необходимо особо отметить, что Руководитель несет основную ответственность за все, происходящее в компании. Если подчиненные не справляются — значит проблемы с руководством. Если подчиненный не имеет необходимых навыков для работы — значит тот, кто его нанимал не разбирается в людях. Если компания ориентирована на процесс — значит в первую очередь ориентирован на процесс Босс компании. Рыба гниет с головы!

Ориентация на результат — это способность сотрудника объединить цель компании с самомотивацией в хорошо организованный рабочий процесс, результат которого можно количественно и качественно измерить. Зачастую сотрудники, чья работа ориентирована на конкретный результат, получают оплату с оговоренными вознаграждениями: процент от сделок, премии, бонусы, размер которых напрямую зависит от достигнутого результата.

Помимо работников, ориентированных на результат, существую и ориентированные на процесс. Такие сотрудники больше расположены к выполнению повторяющихся операций. На самом деле в этом нет ничего плохого. Есть ряд профессий, которым это качество необходимо. Такие сотрудники больше мотивированны на стабильность, предпочитают определенный график: секретари, водители, кассиры, парикмахеры и т.п.

Ориентироваться на результат прежде всего нужно руководителям среднего и высшего звена, PR- и HR-менеджерам, маркетологам, менеджерам по продажам, агентам по недвижимости и другим сотрудникам, чей оклад зависит от совершенных сделок. От таких кандидатов работодатели ждут амбициозности, азарта, умение быстро решать сложные задачи и принимать решения, творческого склада ума.

Важно понять, что вы цените в работе больше — процесс или результат, чтобы знать на что делать акценты. Если вы устраиваетесь на работу больше ориентированную на процесс, но рассчитываете на карьерный рост, Work.ua рекомендует не забывать о результативном мышлении. Ведь, даже кассир со временем может стать директором магазина, тем самым став не «работником процесса», а «работником на результат».

Итак, все же вы нацелены на результат. Как же правильно донести это до работодателя?

К каждому месту работы добавьте измеримые успехи, т.е. результаты, которых вам удалось достичь. Используйте глаголы совершенного вида: достиг, сделал, добился, создал и т.п. Не забудьте указать ориентацию на результат в личных качествах, а перечисленные ранее достижения подтвердят это.

Резюме — это лишь возможность пообщаться лично с представителем компании. Полностью показать свою целеустремленность удастся на собеседовании.

Ваша речь должна быть хорошо поставлена, и содержать все те же глаголы совершенного вида. Ваша задача — объяснить, что вы умеете добиваться своего, описать свою работу не с точки зрения процесса, а с точки зрения достигнутых результатов. Старайтесь использовать больше цифр в своем рассказе.

Также стоит подготовиться к типичным вопросам: «Что вам нравится в вашей профессии?», «Чем вам привлекает этот вид деятельности?». Ответы должны показывать вас как человека действия.

Конечно, изначально стоит определить какой вид деятельности вам ближе, и стоит ли стремиться на должность, в которой прежде всего ценится работа на результат. Например, не всякий дизайнер захочет стать начальником отдела и управлять командой. Своевременное выполнение своих задач и повышение мастерства может иметь для вас больший приоритет. Поэтому учитывайте разницу между результатом вашего ежедневного труда и понятием «результат», который имеют ввиду работодатели, указывая это в своих объявлениях о вакансиях.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Виниченко М.А. 1 1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Представлен теоретический анализ феномена «направленность личности» в современной науке как многообразной области мотивационно-потребностной сферы человека, проявляющейся в его интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции»: рассмотрены основные понимания данного феномена в отечественной науке. Описана модель исследования направленности личности студентов инженерных специальностей, которая позволяет раскрыть содержание направленности личности через ее проявления: социальную адаптацию, внутреннюю личностную целостность, осмысленность индивидуального бытия, просоциальность. Представлены результаты группы студентов с выявленным видом направленности «на дело» по одному из показателей – социальной адаптации. В данном показателе отчетливо выделяются гендерные особенности студентов инженерных специальностей. Так, девушки, имея большую социальную адаптацию, значительно отстают от мужской выборки в социальной установке на результат деятельности, что сказывается на продуктивности их исследовательской работы в целом и конкретных профессиональных достижениях, в частности. 1374 KB направленность личности социальная адаптация подструктура личности 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. – М.: Просвещение. – 380 с. 2. Божович Л.И. Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 11–23. 3. Виниченко Формирование направленности личности современного старшеклассника. Учебное пособие. – Белгород: БелГУ, 2005. – 182 с. 4. Додонов Б.И. структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126–130. 5. Платонов К.К. Психология личности. – М.: – Институт философии АН СССР (на правах рукописи), 1966. – 146 с. 6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с. 7. Рубинштейн С.Л. Принципы и тупи развития психологии. – М.: АН СССР, 1959. – 442 с. 8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 1973. – 342 с. 9. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). – М.: Прогресс, 1993. – 199 с. 10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 89–106.

Проблема развития личности и ее направленности является одной из центральных в психологии личности, поскольку объект ее изучения – обширная и многообразная область мотивационно-потребностной сферы человека, проявляющейся в его интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции». Решение проблемы направленности прямо зависит от общетеоретической концепции личности, которой придерживается исследователь.

Принципы личностного, целостного, деятельностного подхода к изучению психики человека, признание детерминации становления личности общественными отношениями сейчас, в основном, являются общепринятыми. Но в конкретных психологических исследованиях эти принципы не всегда находят свое воплощение, в частности, это относится к изучению направленности личности.

Цель нашего исследования – выявить психологические особенности направленности личности студентов – будущих инженерно-технических кадров.

Материалы и методы исследования

В отечественной психологи предпринимаются попытки проникнуть в сущность направленности, ее содержания, динамику, найти предмет собственно психологического исследования, исходя из общепсихологических представлений о направленности, которые даны в трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др. В этом случае под направленностью чаще всего понимают совокупность (систему, структуру) психологических переменных личности и деятельности, находящихся в непосредственной зависимости от мотивационной сферы.

В известной нам психологической литературе первую попытку определения направленности личности предпринял Б.Г. Ананьев. Он считал, что данное понятие раскрывает основную жизненную линию человека .

Более четкую дефиницию предложил С.Л. Рубинштейн: «Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» .

Рассматривая вопрос о психологическом облике личности, определяемом характерным единством устойчивых свойств личности, С.Л. Рубинштейн выделяет три основных момента, существенных для понимания этого единства: «1) это вопрос о том, чего человек хочет и к чему он стремится – вопрос о направленности, установках, тенденциях, потребностях, интересах, идеалах; 2) это вопрос о том, что человек может – вопрос о способностях, даровании и одаренности; 3) это вопрос о том, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности – вопрос о характере человека» .

С.Л. Рубинштейн оговаривает и составляющие феномена направленности. «Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает» .

Проблема изучения направленности в целом и входящей в нее обширной психологической феноменологии в отдельности является весьма актуальной для психологических исследований.

«Подструктура направленности, – по Б.А. Сосновскому, – является своеобразным «стержнем» всего психологического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. Здесь задаются основы отношений человека с миром, направления, ориентировки поведения, система ценностей и позиций, мировоззрения в целом» . Понимаемая таким образом направленность, характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а субъекта в целом со стороны глубинных и разнообразных его устремлений.

В предлагаемой модели направленности условно выделяются взаимосвязанные «пласты», главенствующее положение среди которых занимает «иерархизированная и динамичная система потребностей и мотивов, а также самих связей между ними, которые отнюдь не линейные и являются, по-видимому, своеобразной индивидуально-психологической особенностью; это не отдельно взятые потребности мотивы, а личностно организованные организованные, целостные потребностно-мотивационные структуры» .

Сюда входят соподчиненные системы обобщенных и текущих целей и задач субъекта, определяющих его поведение и деятельность, система многоуровневой атрибутики «пристрастности» психики, в которой, по мысли Б.А. Сосновского, «существует и смысл (как субъективное значение), и эмоции (как переживание отношений с реальным миром), и сознание (как отношение субъекта к знанию), и специфика его структуры (как отношения значения и смысла) и феноменология самосознания (разделение человеком Я как субъекта и как объекта), и характерологические особенности (как проявление отношений) и т.д.» .

По данным изучения проблемы направленности личности выявлены определенные тенденции в рассмотрении феномена направленности личности; существует по меньшей мере три позиции:

1) направленность – структурный компонент личности;

2) направленность – свойство личности;

3) направленность – подструктура личности, объединяющая ряд свойств.

Однако можно с уверенностью сказать, что, по мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо образований, явлений. У Б.И. Додонова – это система потребностей ; у К.К. Платонова – совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений ; у Л.И. Божович и Р.С. Немова – система или совокупность мотивов и т.д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований – это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что она определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В.С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л.И. Божович), т.е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А.А. Ухтомский).

Современные психологи в подавляющем большинстве случаев предпочитают иметь дело не с направленностью (как целостной, личностной мотивационно-смысловой структурой), а с отдельными, выделяемыми иногда сугубо произвольно мотивами как побудителями. И это несмотря на то, что в «реальной психической регуляции многочисленные векторы направленности не просто складываются в некую равнодействующую силу, а образуют такую специфическую систему» , которая организует всю психологическую картину личности, придает ей собственно целостный облик.

Вопрос о классификации направленности личности рассматривается не только с точки зрения структуры феномена, но и с точки зрения его содержательной стороны; ценностных ориентаций.

Изучение ценностных ориентаций инженеров, проведенное А.А. Семеновым, Л.В. Борзиковой, Г.И. Саганенко, В.А. Ядовым при определении роли общественной направленности интересов в диспозиционной иерархии личности позволило определить четыре типа: 1) разносторонний; 2) относительно односторонний, но социально продуктивный; 3) относительно односторонний с ослабленным социальным потенциалом; 4) «социально неблагополучный».

В своей работе под направленностью личности мы рассматриваем такое образование, которое задает способ «встраивания» личности в жизнь социума, в систему различных отношений. Восприятие явлений социальной реальности и та или иная, зависящая от субъекта, их интерпретация предшествует социальному поведению и мотивирует его .

Исходя из задач нашего исследования, мы посчитали целесообразным распределить студентов на группы по виду направленности личности, а затем выявить их основные характеристики, выделив показатели проявления направленности личности.

Для определения вида направленности использовалась методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета), с помощью которой выявлялись следующие направленности личности: направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение.

Показатели проявления направленности личности: показатель «социальная адаптация личности», который свидетельствует о степени адаптированности личности в данных социальных условиях. Под социальной адаптацией мы понимаем включенность в трудовую деятельность, совместную деятельность и эмоциональное самочувствие. Уровень адаптированности личности в социуме, связанный с эмоциональным самочувствием студента в обществе, позволяет охарактеризовать его самоотношение, индивидуально-психологические особенности, которые раскрывается в показателе «внутренней целостности личности». Данный показатель раскрывает особенности проявления видов направленности личности в отношении студента к самому себе. Получив результаты представления студента о самом себе, о его самоотношении, можно говорить об особенностях осознания личностью своей жизни и своем месте в этой жизни, то есть об осознании смысла собственного существования, которое раскрывается в показателе «осмысленности индивидуального бытия» и отражает особенности проявления ведущего вида направленности личности студента – будущего специалиста. Далее мы рассматриваем, каким образом происходит существование личности в обществе, на что направлена ее жизненная активность, в которой реализуется поведение студента – будущего специалиста через призму его профессиональной занятости. Особенности реализации поведения личности: способности/неспособности жить интересами общества раскрываются через особенности проявления ведущего вида направленности личности в показателе «просоциальности личности».

Результаты исследования и их обсуждение

В данной работе мы представим результаты показателя «социальная адаптация личности» студента – будущего специалиста инженерно-технической сферы.

Использовался следующий диагностический материал: опросник социально-психологической адаптированности А.К. Осницкого (шкала СПА, разработанная в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом), который диагностирует не только состояние школьной адаптации, но и особенности представлений о себе, их перестройки в критических ситуациях, побуждающих студентов к переоценке себя и своих возможностей; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, которая позволяет определить степень выраженности социально-психологических установок личности.

В процессе взаимодействия с миром активно действующая личности выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве (но на тождестве) чувственной сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).

В данной работе мы представим результаты группы студентов, имеющих по напраленность личности «на дело».

Данную группу студентов отличает большая социальная и когнитивная активность; они более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с выбором, риском. Их общая удовлетворенность трудом, выбранной профессией гораздо выше, чем у других групп (p < 0,01).

В данной группе обнаружена такая особенность. Девушки имеют высокие значения, по сравнению с молодыми людьми, по всем шкалам социально-психологической адаптации. Причину этому, на наш взгляд, нужно искать в современной социальной ситуации, когда женщина вынуждена самостоятельно принимать решения, с одной стороны, и «неженским» характером самого профиля обучения – «наноматериалы» и «материаловедение» – инженерно-технический профиль подготовки.

Включенность девушек в трудовую, профессиональную деятельность характеризуют их как наиболее социально адаптированную группу, социально ориентированную, то есть обладающих ярко выраженной просоциальностью личности.

Юноши, в отличие от девушек, имеют более высокие значения по показателю стремления к доминированию (p < 0,05).

У юношей обнаружена корреляция шкал эмоционального комфорта и адаптации (r = 0,893; p < 0,001).

Рассмотрим, каким образом представлены социально-психологические установки данной группы студентов с направленностью «на дело».

Девушки имеют высокие значения по установки «на альтруизм» (74 %), «на свободу» (84 %). Обнаружена и корреляционная связь между показателями установки «на свободу» с «интернальностью» (r = 0,797; p < 0,001).

Юноши имеют следующие выраженные социально-психологические установки: ориентацию «на процесс деятельности» (82 %), «на альтруизм» (68 %). Необходимо отметить, что мужская выборка, в отличие от женской, в большей степени (p < 0,05) ориентирована «на альтруизм».

Также необходимо отметить, что, сравнивая результаты научной деятельности студентов мужской и женской выборки, мы обнаружили, что мужская выборка значительно превосходит (p < 0,001) женскую выборку по публикационной активности и участию в хоздоговорных темах, грантах, госзаказах.

Выводы

Таким образом, исследуя содержание направленности личности в показателе «социальной адаптации» мы можем констатировать гендерные различия в характере проявления направленности личности, которые, на наш взгляд, связаны в больше степени с современными социальными ожиданиями и требования, с одной стороны, от инженерно-технических кадров – постоянный технический прогресс, интенсивное развитие науки в области нанотехнологий, а с другой стороны, со все больше проявляющей эмансипацией женского населения, которая начинает проявляться уже не только на стадии профессиональной подготовки, а задолго до этого – с момента профессионального самоопределения девушек в старших классах, так как они все отдают себе отчет в том, что конкуренция в инженерно-технической сфере с мужчинами будет жесткая, этим осознанием, на наш взгляд, определяется и столь высокий уровень социальной адаптированности девушек в группе направленности «на дело». Тем не менее, результативность женской выборки в научно-исследовательской деятельности не высока, несмотря на то, что «направленность на результат» в женской выборке выше, чем в мужской (p < 0,05).

Библиографическая ссылка

Виниченко М.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-5. – С. 991-994;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9119 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI