Основные направления государственной политики по охране труда

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • — принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • — государственное управление охраной труда;
  • — государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • — содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • — расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • — координация деятельности и области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • — распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • — участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • — подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • — организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • — обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • — международное сотрудничество охраны труда;
  • — проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • — установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует обратиться к соответствующей статье Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Приведенное ниже определение термина «Охрана труда» содержится в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ и в ст. 209 Трудового кодекса РФ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В понятие охраны труда внесены принципиальные изменения по сравнению с формулировкой, ранее включенной в государственный стандарт системы ССБТ (ГОСТ 12.0.002-80 «Термины и определения». Оно заключается в том, что уже само понятие «охрана труда» направлено не на голую схему (систему) различного рода мероприятий, а непосредственно на человека труда, работника, представляя охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. А сами мероприятия являются не чем иным, как способом реализации главной идеи, заложенной в понятие «охрана труда».

Понятие «охрана труда» по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутые цепи системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т. е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие «охрана труда» с понятиями «техника безопасности» или «гигиена труда», которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария являются ее составляющими.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г. №181-ФЗ специально посвящен одному из важнейших разделов трудового права, и хотя он не является актом прямого действия, но предусмотренные в нем нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений, ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ следует рассматривать в контексте с другими статьями Федерального закона № 181-ФЗ, особенно со ст. 14, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно ст. 8, работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя и др.

Обязанности работодателя указаны в ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные (при поступлении работника на работу) и периодические (в течение его трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14).

Работодатель должен иметь в виду, что работник имеет право также на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в случае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием, на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профсоюзные и другие уполномоченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обязанности работника изложены в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ. Он обязан:

  • — соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
  • — правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • — проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • — немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • — проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Государственное управление охраной труда, согласно ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, должно осуществлять Правительство РФ непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно статье 12 Федерального закона № 181-ФЗ, в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При численности работников менее 100 человек решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности данной организации.

Работодатель также может привлечь соответствующих спе- циалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно ст. 8 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например от совета трудового коллектива.

На основании ст. 19 Федерального закона № 181-ФЗ работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование этих мероприятий осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Финансирование указанных мероприятий в организациях независимо от организационно-правовых форм (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профсоюзов, работодателей;

сотрудничество между работодателями и работающими;

использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Исходя из содержания основных направлений государственной политики в области охраны труда необходимо отметить, что в ней отразились давно утвердившиеся государственные подходы к решению проблем охраны труда.