Основные уровни образования в нашей стране

Каковы основные уровни образования в нашей стране?

Ответ

Общее образование включает следующие ступени:

1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.

Задачи этих элементов образования — формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии.

Профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере. Ступени профессионального образования таковы:

1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование, в котором различают три уровня:
— бакалавриат,
— специалитет,
— магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются по программам дополнительного профессионального образования.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего среднего образования. Современная модель общеобразовательной школы включает начальное образование (I–IV классы); базовое образование (V–IX классы); среднее образование (X–XI классы). Школьное образование начинается с 6 лет. Общее базовое образование (1-9 классы) является обязательным.

В 2002 году в Беларуси была введена десятибалльная система оценки знаний в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования взамен пятибалльной системы.

Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

Общее среднее образование — уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень — начальное образование (I — IV классы);

II ступень — базовое образование (V — IX классы);

III ступень — среднее образование (X — XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

На начало 2019/2020 учебного года в республике насчитывалось 3020 учреждений общего среднего образования с численностью учащихся в них более 1 млн. человек, что на 21,3 тыс. (на 2,1%) больше, чем на начало предыдущего учебного года.

В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов идет оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка — белорусский и русский, а также один из иностранных языков — английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

Обеспечены права граждан, относящихся к национальным меньшинствам, они изучают родной язык, культуру и традиции своего народа (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены помимо обязательных предметов факультативные занятия. Они проводятся по желанию учащихся в группах по 3-5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. Уровень образования, его конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокие.

В целях повышения качества общего среднего образования с 2015/2016 учебного года начат переход на относительную завершенность II ступени и введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования. С 1 сентября 2015 г. десятые профильные классы открыты в 1118 учреждениях общего среднего образования. Учебные предметы на повышенном уровне изучают около 29 тыс. учащихся десятых классов.

С 2015/2016 учебного года открыты 103 профильных класса педагогической направленности, в которых 1220 учащихся изучают учебные предметы на повышенном уровне.

Разработаны новые учебные программы по всем учебным предметам и методическое обеспечение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Учреждения общего среднего образования в плановом порядке обеспечиваются необходимой учебной и учебно-методической литературой, укрепляется их учебная база.

Дошкольное образование

В стране хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения. Их работники призваны обеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дошкольное образование осуществляется на базе яслей, детских садов и дошкольных центров развития ребенка. Значительную часть расходов на содержание малышей в яслях и детских садах берет на себя государство.

Помимо вышеупомянутых учреждений дошкольного образования в Беларуси также развивается система открытого дошкольного образования, подразумевающая непосредственное участие родителей в процессе обучения детей, где родители выполняют функции помощников воспитателей, руководителей кружков, секций и студий.

На начало 2019/2020 учебного года в республике работало 3798 учреждений дошкольного образования с общей численностью детей 436,6 тыс. человек.

В текущем учебном году учреждения дошкольного образования посещают 83,6% детей дошкольного возраста, что является одним из самых высоких уровней охвата детей дошкольным образованием среди стран СНГ. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 47,7% (в том числе в сельской местности – 22,9%), от 3 до 6 лет – 98,3% (в том числе в сельской местности – 69%). Обеспечен равный доступ мальчикам и девочкам к получению дошкольного образования.

В учреждениях дошкольного образования страны созданы здоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденция уменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Принимаются меры по научно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.