Особенности пожарной безопасности образовательных учреждений

Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.

Организация пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности включает:

— соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

— обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;

— проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;

— перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

— защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

— поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

— содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

Нормативные документы
по организации пожарной безопасности
в образовательном учреждении

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
  2. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
  3. План противопожарных мероприятий на год.
  4. Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
  5. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
  6. Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
  7. Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
  8. Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
  9. Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
  10. Положение о пожарно-технических комиссиях.
  11. Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
  12. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
  13. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
  14. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
  15. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
  16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
  17. Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
  18. Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
  19. Порядок действий при пожаре.
  20. Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
  21. Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
  22. Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.

Требования Правил противопожарного режима
для объектов с массовым пребыванием людей

Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)

Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей».

При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее — объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».

Пункт 25 ППР РФ запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить: а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности; б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи; б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы; г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.; д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Пункт 38 ППР РФ определяет, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек». Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ).

Пункт 61 ППР РФ определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

Пункт 9 ППР РФ гласит: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Одной из основных задач образовательных уч­реждений является обеспечение безопасных ус­ловий ведения учебного процесса.

Защитные мероприятия

Безопасность в учреждениях системы образо­вания зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от слож­ных процессов внутри самой системы образова­ния.

Особую опасность для обучающихся и пер­сонала образовательных учреждений представ­ляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объек­тах, взрывы. Эта особенность определяет дефи­цит времени на выполнение защитных мероп­риятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.

Заблаговременно в образовательных учреж­дениях создается:

  • нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должнос­тных лиц обязанности по обеспечению безопас­ности людей;
  • оснащение системами оповещения техни­ческими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;
  • анализ возможных опасностей и обосно­вание принципов и способов защиты;
  • оценка критического времени экстренной эвакуации;
  • организация обучения учащихся, препода­вателей и персонала способам защиты и прове­дение учений и тренировок в соответствии с тре­бованиями безопасности.

Оперативные мероприятия

Из оперативных мероприятий основным яв­ляется экстренная эвакуация. При этом следует иметь в виду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся оп­ределяют дополнительную сложность при обес­печении их безопасности.

Система пожарной безопасности

Как показывают события последних лет, в об­разовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является по­жар.

Существует целая система обеспечения пожар­ной безопасности применительно к образователь­ному учреждению, изложенная в Государствен­ном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- ФЗ), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03). В этих документах определены структура систе­мы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защи­ты, направленные на:

  • профилактику пожаров;
  • обеспечение пожарной безопасности людей;
  • обеспечение пожарной безопасности мате­риальных ценностей.

Ответственность за состояние пожарной безо­пасности возлагается на руководителя учрежде­ния образования, который должен издать ряд при­казов:

  • «Правила пожарной безопасности в …»;
  • «Об организации пожарной безопасности в …..», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение та­ких вопросов, как организация оповещения, бес­препятственной эвакуации, определение состоя­ния средств первичного пожаротушения, техни­ческих систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.
  • «Об организации проведения пожароопас­ных работ …»;
  • «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности…»;
  • «Об организации мест для курения …».

Подобные приказы доводятся до исполните­лей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.

Инструктажи по пожарной безопасности обя­зательны и должны быть правильно оформлены.

Особое значение для образовательного учреж­дения имеет установление эффективного проти­вопожарного режима, т.е. правил поведения лю­дей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).

Экстренная эвакуация

Экстренная эвакуация является основным спо­собом безопасности людей на пожаре, планиру­ется заблаговременно, предполагает целый ком­плекс организационных и технических мер.

Эвакуация — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздей­ствия на них опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход — выход, ведущий в бе­зопасную при пожаре зону.

Путь эвакуации — при эвакуации путь, безо­пасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.

Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопас­ность зданий и сооружений»:

«При эксплуатации зданий всегда следует учи­тывать требования к расположению эвакуацион­ных путей и сохранению эвакуационной способ­ности:

  • с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;
  • при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вес­тибюль должна иметь выход непосредственно на­ружу;
  • ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м, высота прохо­да — не менее 2 м;
  • двери на путях эвакуации должны откры­ваться по направлению выхода из здания;
  • наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
  • двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не долж­ны иметь запоров, препятствующих их свободно­му открыванию изнутри без ключа.

Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».

Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить со­стояние пожарной безопасности и принять соот­ветствующие меры.

Расчет времени эвакуации

При проведении экстренной эвакуации людей существует интегральная характеристика их безопасности — это время эвакуации (tэв). Оно не должно быть больше времени блокирования пу­тей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для большинства зданий, сооружений и помеще­ний учреждений образования это время рассчиты­вается с помощью соответствующих методик и может составлять от 4 до 10 мин.

Расчет времени эвакуации может быть пред­ставлен как:

tэв = tоб + tоп + tсб + tдв ,

где:

tэв — время эвакуации людей из опасной зоны;

tоб — время обнаружения признаков пожара;

tоп — время оповещения людей о пожаре и не­обходимости экстренной эвакуации;

tсб — время сбора и подготовки к эвакуации;

tдв — время движения людей до безопасной зоны.

Время tоб определяется комплексом заблагов­ременных организационно-технических меропри­ятий: наличие дежурных сил и средств, систем сигнализации, алгоритмов принятия решения о факте пожара и т.д.

Время tоп определяется продолжительностью периода между обнаружением и сообщением о пожаре и зависит от быстроты принятия реше­ния эвакуировать людей, готовности и надежнос­ти системы оповещения, других факторов.

Время tc6 зависит в значительной степени от типа системы оповещения о пожаре. Например, если сообщение об опасности передается по свя­зи голосом, то примерно через минуту люди на­чинают эвакуироваться. Если сообщения о пожа­ре передаются звонками, тонированными сигна­лами и т.д., время сбора и подготовки к эвакуации может составлять более 4 мин.

Время tc6 может включать в себя:

  1. Проверку и определение источника надеж­ности или значимости сообщения о пожаре.
  2. Выключение оборудования, сбор докумен­тов, материалов, одевание.
  3. Поиск путей эвакуации.
  4. Неверные действия, связанные с некор­ректной или вводящей в заблуждение информа­цией.

Время tc6 может быть сокращено благодаря изу­чению сотрудниками инструкций по действиям в условиях пожара, демаркации путей эвакуации, проведению тренировок и учений.

Таким образом, время перед началом эвакуа­ции определяется целым рядом технических и организационных решений по обеспечению бе­зопасности на пожаре.

Применение индивидуальных средств защиты

Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количе­ства людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установ­ленного нормами проектирования.

Если же нормы безопасности при строитель­стве на какое-либо здание не учитывались, то до­пустимое количество людей определяется расче­том из условия — не менее 0,75 м2 на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.

Чтобы эффективно защитить людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопас­ности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.

Анализ совокупности факторов, обусловлива­ющих целесообразность применения индивиду­альных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:

  • недостаточную мобильность людей;
  • плохую ориентацию из-за задымления;
  • большую протяженность и сложность пла­нировки путей эвакуации;
  • недостаточную защищенность путей эваку­ации от опасных факторов пожара;
  • задержки в проведении спасательных работ;
  • возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.

От действия продуктов горения во время по­жара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются са­моспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения че­ловека от опасных факторов пожара в течение оп­ределенного времени.

Следует иметь в виду, что любой самоспаса­тель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение за­конно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.

Индивидуальные средства защиты и спасе­ния могут использоваться:

  • обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;
  • эвакуирующимися самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;
  • людьми до начала их спасения при невоз­можности их эвакуации;
  • людьми с помощью пожарных подразделений.

Учитывая данные рекомендации, можно опре­делить конкретные места размещения индивиду­альных средств защиты и спасения в зданиях, по­мещениях обслуживающего персонала, безопас­ных зонах, в преподавательских и т. д.

При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенси­рующих мероприятий существующих зданий.

Действия должностных лиц во время пожара

На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образова­ния допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожар­ную безопасность, дежурных служб и т.д.:

  • прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;
  • в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;
  • проверить и включить системы противопо­жарной защиты (оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.);
  • при необходимости отключить электро­энергию и другие системы (вентиляции, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;
  • прекратить все виды деятельности в здании;
  • эвакуировать всех учащихся и персонал;
  • организовать (осуществить) общее руковод­ство по тушению пожара до прибытия подразде­лений пожарной охраны, обеспечив при этом со­блюдение мер безопасности;
  • встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водо­емов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.

Решение многих из перечисленных выше про­блем представляет собой систему противопожар­ной профилактики, т.е. комплекса организацион­ных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безо­пасности людей и создание условий для успеш­ного тушения пожара.

Обозначенные задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют ос­нову пожарной безопасности образовательного уч­реждения. Их исполнение — прямая обязанность дол­жностных лиц, а также персонала и обучающихся.

Некоторые требования ПБ для учебных и образовательных учреждений. Перечень существующих типовых решений ПБ для учебных, образовательных учреждений.

Общие правила пожарной безопасности

Учебные и образовательные учреждения являются местами массового скопления людей, кроме того, там постоянно находится большое количество детей. Поэтому оснащение таких объектов противопожарными системами и строгое соблюдение правил пожарной безопасности просто необходимо.

Согласно нормативных документов образовательные и учебные учреждения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и средствами оповещения людей о возгорании.

Техническое обслуживание и ремонт систем тушения огня могут осуществлять только специальные организации.

На каждом этаже, где единовременно могут находиться 10 и более человек должны быть вывешены эвакуационные планы. Если на объекте присутствуют 50 и более человек, то в дополнение к схемам эвакуации должны быть размещены инструкции о действиях сотрудников во время пожара.

Обязательным является оснащение учреждения системами противодымной защиты и вентиляции, пожарной автоматикой, противопожарного водоснабжения, специальными дверями и т. д. Необходимо постоянно контролировать их работоспособность.

Оповещение людей о пожаре может осуществляться звуковыми и речевыми сигналами, а также световыми эффектами.

Детские учебные учреждения должны быть обязательно оснащены первичными средствами пожаротушения. Количество и места расположения ручных огнетушителей строго регламентированы законом.

Эвакуационные выходы и пути запрещено загромождать мебелью и прочими вещами. Вместимость помещений должна соответствовать регламентным значениям.

Типовые решения ПБ для учебных заведений

Четкое следование правилам и требованиям пожарной безопасности является гарантией спокойной работы и хорошей учебы. Для образовательных учреждений характерны следующие типовые решения пожарной безопасности:

  1. Первичные средства пожаротушения. Огнетушители должны размещаться в определенных местах. Всем сотрудникам учреждения необходимо знать правила эксплуатации ручного огнетушителя.
  2. Системы видеонаблюдения. В случае несанкционированного проникновения злоумышленника в учреждение или появления возгорания и в других ситуациях видеокамера поможет быстро донести информацию до нужных людей и избежать опасных последствий.
  3. Турникеты.
  4. Охранная сигнализация.
  5. Сигнализация на дверях и окнах.
  6. Пожарная сигнализация. Установка подобных систем станет залогом безопасности всего учреждения. Именно система пожарной сигнализации даем импульс на системы оповещения людей и управления эвакуацией, вентиляции. кондиционирования и дымоудаления, и на другие противопожарные устройства.
  7. Планы и знаки эвакуации.
  8. Системы безопасности спортивных залов.
  9. Тревожные кнопки.
  10. Внутренний противопожарный водопровод.
  11. Ручные пожарные извещатели.
  12. Автоматические системы подачи сигнала оперативным службам.
  13. Обработка конструкций специальными огнезащитными составами.
  14. Система оповещения и управления эвакуацией.

Благодаря внедрению всех вышеуказанных типовых решений пожарной безопасности на объектах образования, можно не только вовремя погасить пожар, но и избежать появления огня и проникновения преступников в помещение.