Особенности пожарной безопасности образовательных учреждений
Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа
Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ
Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.
Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Пожарная безопасность в образовательном учреждении
Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.
Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.
Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.
Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.
Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.
Организация пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности включает:
Нормативные документы
по организации пожарной безопасности
в образовательном учреждении
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
- Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
- План противопожарных мероприятий на год.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
- Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
- Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
- Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
- Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
- Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
- Положение о пожарно-технических комиссиях.
- Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
- Журнал учета первичных средств пожаротушения.
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
- Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
- Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
- Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
- Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
- Порядок действий при пожаре.
- Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
- Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
- Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.
Требования Правил противопожарного режима
для объектов с массовым пребыванием людей
Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)
Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей».
При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее — объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».
В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре».
Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».
Пункт 25 ППР РФ запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.
В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить: а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности; б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.
Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».
Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи; б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы; г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.; д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».
Пункт 38 ППР РФ определяет, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек». Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений.
Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ).
Пункт 61 ППР РФ определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Пункт 107 ППР РФ требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Пункт 9 ППР РФ гласит: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».
Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение безопасных условий ведения учебного процесса.
Защитные мероприятия
Безопасность в учреждениях системы образования зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от сложных процессов внутри самой системы образования.
Особую опасность для обучающихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объектах, взрывы. Эта особенность определяет дефицит времени на выполнение защитных мероприятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.
Заблаговременно в образовательных учреждениях создается:
- нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;
- оснащение системами оповещения техническими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;
- анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;
- оценка критического времени экстренной эвакуации;
- организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности.
Оперативные мероприятия
Из оперативных мероприятий основным является экстренная эвакуация. При этом следует иметь в виду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся определяют дополнительную сложность при обеспечении их безопасности.
Система пожарной безопасности
Как показывают события последних лет, в образовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является пожар.
Существует целая система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению, изложенная в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- ФЗ), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03). В этих документах определены структура системы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.
В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на:
- профилактику пожаров;
- обеспечение пожарной безопасности людей;
- обеспечение пожарной безопасности материальных ценностей.
Ответственность за состояние пожарной безопасности возлагается на руководителя учреждения образования, который должен издать ряд приказов:
- «Правила пожарной безопасности в …»;
- «Об организации пожарной безопасности в …..», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение таких вопросов, как организация оповещения, беспрепятственной эвакуации, определение состояния средств первичного пожаротушения, технических систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.
- «Об организации проведения пожароопасных работ …»;
- «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности…»;
- «Об организации мест для курения …».
Подобные приказы доводятся до исполнителей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.
Инструктажи по пожарной безопасности обязательны и должны быть правильно оформлены.
Особое значение для образовательного учреждения имеет установление эффективного противопожарного режима, т.е. правил поведения людей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).
Экстренная эвакуация
Экстренная эвакуация является основным способом безопасности людей на пожаре, планируется заблаговременно, предполагает целый комплекс организационных и технических мер.
Эвакуация — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.
Эвакуационный выход — выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.
Путь эвакуации — при эвакуации путь, безопасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.
Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:
«При эксплуатации зданий всегда следует учитывать требования к расположению эвакуационных путей и сохранению эвакуационной способности:
- с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;
- при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вестибюль должна иметь выход непосредственно наружу;
- ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м, высота прохода — не менее 2 м;
- двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания;
- наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
- двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».
Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить состояние пожарной безопасности и принять соответствующие меры.
Расчет времени эвакуации
При проведении экстренной эвакуации людей существует интегральная характеристика их безопасности — это время эвакуации (tэв). Оно не должно быть больше времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для большинства зданий, сооружений и помещений учреждений образования это время рассчитывается с помощью соответствующих методик и может составлять от 4 до 10 мин.
Расчет времени эвакуации может быть представлен как:
tэв = tоб + tоп + tсб + tдв ,
где:
tэв — время эвакуации людей из опасной зоны;
tоб — время обнаружения признаков пожара;
tоп — время оповещения людей о пожаре и необходимости экстренной эвакуации;
tсб — время сбора и подготовки к эвакуации;
tдв — время движения людей до безопасной зоны.
Время tоб определяется комплексом заблаговременных организационно-технических мероприятий: наличие дежурных сил и средств, систем сигнализации, алгоритмов принятия решения о факте пожара и т.д.
Время tоп определяется продолжительностью периода между обнаружением и сообщением о пожаре и зависит от быстроты принятия решения эвакуировать людей, готовности и надежности системы оповещения, других факторов.
Время tc6 зависит в значительной степени от типа системы оповещения о пожаре. Например, если сообщение об опасности передается по связи голосом, то примерно через минуту люди начинают эвакуироваться. Если сообщения о пожаре передаются звонками, тонированными сигналами и т.д., время сбора и подготовки к эвакуации может составлять более 4 мин.
Время tc6 может включать в себя:
- Проверку и определение источника надежности или значимости сообщения о пожаре.
- Выключение оборудования, сбор документов, материалов, одевание.
- Поиск путей эвакуации.
- Неверные действия, связанные с некорректной или вводящей в заблуждение информацией.
Время tc6 может быть сокращено благодаря изучению сотрудниками инструкций по действиям в условиях пожара, демаркации путей эвакуации, проведению тренировок и учений.
Таким образом, время перед началом эвакуации определяется целым рядом технических и организационных решений по обеспечению безопасности на пожаре.
Применение индивидуальных средств защиты
Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количества людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установленного нормами проектирования.
Если же нормы безопасности при строительстве на какое-либо здание не учитывались, то допустимое количество людей определяется расчетом из условия — не менее 0,75 м2 на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.
Чтобы эффективно защитить людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопасности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.
Анализ совокупности факторов, обусловливающих целесообразность применения индивидуальных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:
- недостаточную мобильность людей;
- плохую ориентацию из-за задымления;
- большую протяженность и сложность планировки путей эвакуации;
- недостаточную защищенность путей эвакуации от опасных факторов пожара;
- задержки в проведении спасательных работ;
- возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.
От действия продуктов горения во время пожара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются самоспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара в течение определенного времени.
Следует иметь в виду, что любой самоспасатель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение законно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.
Индивидуальные средства защиты и спасения могут использоваться:
- обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;
- эвакуирующимися самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;
- людьми до начала их спасения при невозможности их эвакуации;
- людьми с помощью пожарных подразделений.
Учитывая данные рекомендации, можно определить конкретные места размещения индивидуальных средств защиты и спасения в зданиях, помещениях обслуживающего персонала, безопасных зонах, в преподавательских и т. д.
При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенсирующих мероприятий существующих зданий.
Действия должностных лиц во время пожара
На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образования допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, дежурных служб и т.д.:
- прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;
- в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;
- проверить и включить системы противопожарной защиты (оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.);
- при необходимости отключить электроэнергию и другие системы (вентиляции, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;
- прекратить все виды деятельности в здании;
- эвакуировать всех учащихся и персонал;
- организовать (осуществить) общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны, обеспечив при этом соблюдение мер безопасности;
- встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водоемов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.
Решение многих из перечисленных выше проблем представляет собой систему противопожарной профилактики, т.е. комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и создание условий для успешного тушения пожара.
Обозначенные задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют основу пожарной безопасности образовательного учреждения. Их исполнение — прямая обязанность должностных лиц, а также персонала и обучающихся.
Некоторые требования ПБ для учебных и образовательных учреждений. Перечень существующих типовых решений ПБ для учебных, образовательных учреждений.
Общие правила пожарной безопасности
Учебные и образовательные учреждения являются местами массового скопления людей, кроме того, там постоянно находится большое количество детей. Поэтому оснащение таких объектов противопожарными системами и строгое соблюдение правил пожарной безопасности просто необходимо.
Согласно нормативных документов образовательные и учебные учреждения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и средствами оповещения людей о возгорании.
Техническое обслуживание и ремонт систем тушения огня могут осуществлять только специальные организации.
На каждом этаже, где единовременно могут находиться 10 и более человек должны быть вывешены эвакуационные планы. Если на объекте присутствуют 50 и более человек, то в дополнение к схемам эвакуации должны быть размещены инструкции о действиях сотрудников во время пожара.
Обязательным является оснащение учреждения системами противодымной защиты и вентиляции, пожарной автоматикой, противопожарного водоснабжения, специальными дверями и т. д. Необходимо постоянно контролировать их работоспособность.
Оповещение людей о пожаре может осуществляться звуковыми и речевыми сигналами, а также световыми эффектами.
Детские учебные учреждения должны быть обязательно оснащены первичными средствами пожаротушения. Количество и места расположения ручных огнетушителей строго регламентированы законом.
Эвакуационные выходы и пути запрещено загромождать мебелью и прочими вещами. Вместимость помещений должна соответствовать регламентным значениям.
Типовые решения ПБ для учебных заведений
Четкое следование правилам и требованиям пожарной безопасности является гарантией спокойной работы и хорошей учебы. Для образовательных учреждений характерны следующие типовые решения пожарной безопасности:
- Первичные средства пожаротушения. Огнетушители должны размещаться в определенных местах. Всем сотрудникам учреждения необходимо знать правила эксплуатации ручного огнетушителя.
- Системы видеонаблюдения. В случае несанкционированного проникновения злоумышленника в учреждение или появления возгорания и в других ситуациях видеокамера поможет быстро донести информацию до нужных людей и избежать опасных последствий.
- Турникеты.
- Охранная сигнализация.
- Сигнализация на дверях и окнах.
- Пожарная сигнализация. Установка подобных систем станет залогом безопасности всего учреждения. Именно система пожарной сигнализации даем импульс на системы оповещения людей и управления эвакуацией, вентиляции. кондиционирования и дымоудаления, и на другие противопожарные устройства.
- Планы и знаки эвакуации.
- Системы безопасности спортивных залов.
- Тревожные кнопки.
- Внутренний противопожарный водопровод.
- Ручные пожарные извещатели.
- Автоматические системы подачи сигнала оперативным службам.
- Обработка конструкций специальными огнезащитными составами.
- Система оповещения и управления эвакуацией.
Благодаря внедрению всех вышеуказанных типовых решений пожарной безопасности на объектах образования, можно не только вовремя погасить пожар, но и избежать появления огня и проникновения преступников в помещение.
Добавить комментарий