Особенности регулирования педагогических работников

Подбор и прием на работу педагогических работников осуществляется самостоятельно образовательным учреждением. Оформление сотрудников должно происходить в соответствии с действующим трудовым законодательством и другими нормативными актами РФ. Ведь правом заниматься педагогической деятельностью обладают не все кандидаты.

При приеме на работу педагога необходимо удостоверится в наличии у соискателя требуемых документов и необходимой квалификации, а также соблюсти порядок оформления трудового соглашения. Рассмотрим все эти моменты в статье.

Порядок приема на работу педагогического работника

Алгоритм приема на работу педработников включает в себя несколько этапов.

Прежде всего — это проверка наличия у кандидата на должность педагога необходимого пакета документов.

На этом этапе следует установить, соответствует ли соискатель требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательно. Ведь у кандидата могут быть ограничения, при которых осуществление педагогической деятельности невозможно.

Далее следует прохождение кандидатом обследования в медицинском учреждении.

Отметим, что в высших учебных заведениях кандидаты на должность педагога отбираются на конкурсной основе.

Прием на работу педагогического работника происходит в следующем порядке:

Шаг 1. оформляем заявление о приеме на работу (если документооборот организации предусматривает наличие такого документа). Заявление регистрируется в установленном порядке.

Шаг 2. Знакомим сотрудника с локальными документами, регулирующими трудовую деятельность в учреждении (коллективный трудовой договор, правила распорядка, должностной инструкцией и т.д.). Работник подтверждает факт ознакомления личной подписью в листе ознакомления или в предусмотренном для этой цели журнале.

Шаг 3. Заключаем с сотрудником трудовое соглашение в двух экземплярах. Оформленный договор регистрируется в установленном порядке. Один экземпляр передается сотруднику. Факт передачи фиксируется в экземпляре трудового договора, который остается в учреждении. Для этого работник может написать фразу «Экземпляр договора мною получен» и проставляется его личная роспись.

Шаг 4. Составляем и регистрируем приказ о приеме на работу педагога. Содержание приказа излагается в полном соответствии с трудовым соглашением.Работник должен быть ознакомлен с документом. В качестве подтверждения факта ознакомления выступает личная роспись, проставленная не позднее трех дней после начала трудовой деятельности.

Шаг 5. Вносим новую запись о трудоустройстве в трудовую книжку педагога и оформляем его личную карточку (при ее наличии).

Шаг 6. Включаем нового сотрудника в учетные документы учреждения.

Если принятый педагог является военнообязанным, данные о его месте трудоустройства необходимо направить в военный комиссариат. То же самое касается оформления на работу лиц призывного возраста.

Документы при приеме на работу педагогического работника

Трудоустраиваясь в образовательное учреждение на должность педагога кандидат должен предоставить представителю работодателя следующие документы:

  • общегражданский паспорт РФ (при временном отсутствии паспорта допускается иной документ, удостоверяющий личность гражданина);
  • трудовая книжка (не предоставляется если сотрудник трудоустраивается впервые или работает в другой организации и эта должность для него совмещаемая);
  • СНИЛС;
  • военный билет (для лиц, подлежащих воинскому учету и призывников);
  • документ, подтверждающий наличие образования (прием на работу педагога без диплома по профилю не возможен);
  • справка об отсутствии судимости или преследования по факту совершения уголовного преступления.

Кстати сказать, до недавнего времени в обязанность претендента на должность педагога не входило предоставление справки из МВД о судимости. Работодатель был вынужден запрашивать документ самостоятельно.

В соответствии с локальными документами учреждения работодатель может запросить дополнительные документы, если это не противоречит законодательству.

Лица, не допускаемые к педагогической деятельности

Перед заключением трудового соглашения с кандидатом на должность педагога необходимо уточнить, что работа в образовательном учреждении для него не является запрещенной.

Деятельность педагога отличается специфичностью. Она подразумевает высокий уровень ответственности и особую значимость для общества. В связи с этим в трудовом законодательстве приведены конкретные ограничения, которые запрещают осуществлять педагогическую деятельность определенному кругу лиц, а именно:

  • лицам, которые были лишены права заниматься педагогической деятельностью по решению суда, вступившего в юридическую силу;
  • запрещен прием на работу педагогических работников с судимостью, которая не была погашена (касается лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления);
  • лицам, которые в установленном порядке признаны недееспособными;
  • лицам, которые имеют заболевания, исключающие возможность осуществлять трудовые функции педагога.

Перечень таких заболеваний устанавливается нормативными актами Правительства и Минздравсоцразвития РФ. Противопоказания медицинского характера к осуществлению педагогической деятельности выявляются в ходе медосмотра кандидата на должность педагога в образовательном учреждении.

Кроме того, в ст. 331 ТК РФ указана необходимость наличия образовательного ценза для лиц, планирующих заниматься педагогической деятельностью. Это значит, что кандидат на должность педагога образовательного учреждения должен иметь определенный уровень квалификации и соответствующий документ о наличии профильного образования. Для каждого типа учреждения установлен необходимый уровень образования педагога по должностям.

В иных случаях законом не предусмотрено препятствий для оформления работника на должность педагога в образовательном учреждении.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

УДК 349.2

Р.С. Миниханов

магистр 2 курса Юридический институт МГПУ г. Москва, РФ E-mail: rivz20071@rambler.ru

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

В статье исследованы особенности регулирования труда педагогических работников в России. Выделены основные аспекты труда педагогических работников и их регулирование в соответствии с действующим российским законодательством. Кроме того, анализируются положения российского законодательства, связанные с педагогической деятельностью, а именно: заключением и расторжением трудового договора, продолжительностью рабочего времени педагогических работников, правом педагогических работников на отпуск; правом на досрочную пенсию.

Ключевые слова:

Педагогический работник, труд педагогических работников, регулирование труда педагогических работников, трудовое законодательство, образовательное учреждение

В течение последних лет в нашей стране произошли значительные изменения в сфере образования, в частности, изменения касаются лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, т.е. педагогических работников. Указанные изменения значительно расширили юридическую основу регулирования труда педагогических работников и добавили актуальность изучению трудовых отношений с педагогическими работниками.

Педагогическим работником является человек, находящийся в трудовых, служебных отношениях с образовательным учреждением, и исполняет задачи обучения, воспитания обучающихся и (или) организации деятельности в сфере образования .

Конкретные аспекты регулирования труда педагогических работников регулируются Конституцией Российской Федерации, главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Помимо указанных законодательных актов, регулирование труда педагогических работников устанавливается также постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, внутренними нормативными актами образовательных организаций (устав, коллективный договор, типовые положения).

Стоит отметить, что законодательное регулирование труда педагогических работников должно отвечать четырем основным требованиям:

1. Базовые положения регулирования труда педагогических работников должны быть отражены в российских законах, особенно в Трудовом кодексе РФ.

2. Регулирование труда педагогических работников в законах федерального уровня должно базироваться на положениях Конституции Российской Федерации и не противоречить международным конвенциям, ратифицированным Российской Федерацией.

3. Нормативные акты регулирования труда педагогических работников не должны противоречить законам федерального уровня. При обнаружении такого противоречия, на практике приоритет отдается российским законам. Нормативные акты, противоречащие законам федерального уровня, должны быть в срочном порядке изменены или отменены.

4. Изменения, вносимые в трудовое законодательство, регулирующие труд педагогических работников, должны улучшать их правовой статус, а также сохранять непрерывность их трудового

урегулирования, поддерживая то, что продемонстрировало свою эффективность на практике .

Согласно тому, что регулирование труда педагогических работников должно основываться на положениях Конституции РФ, стоит отметить, что ст. 37 Конституции РФ определяет содержание права на труд (о свободе труда, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п.1 ст.37), о праве каждого на отдых, о гарантиях на установление федеральным законодательством работающему по трудовому договору продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска» (п.5 ст.37)).

Прежде всего, регулирование труда педагогических работников осуществляется главой 52 Трудового кодекса РФ . Сама же педагогическая деятельность и ее особенности регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

Так, ч. 1 ст. 331 ТК РФ допускает к педагогической деятельности лиц, имеющих ценз в области образования, который определяется ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с этой нормой заниматься педагогической деятельностью имеют право лица, которые:

— получили среднее профессиональное или высшее образование;

— соответствуют квалификационным требованиям в соответствии с законодательством.

Закон федерального уровня также запрещает заниматься педагогической деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ педагогическая деятельность не может осуществляться лицами при следующих обстоятельствах:

— при лишении права лица заниматься педагогической деятельностью на основании судебного приговора, вступившего в законную силу;

— при наличии у лица судимости и понесенной уголовной ответственности за преступления, предусмотренные законодательством;

— при наличии судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— юридически признанными недееспособными лицами в порядке, установленном законом федерального уровня;

— при наличии у лица заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью .

Несомненно, регулирование труда педагогических работников включает в себя заключение трудового

договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением. Правила заключения трудового договора определены в главах 10 и 11 ТК РФ . Основные условия, которые будут отражены в трудовом договоре с педагогическим работником, определены статьей 57 ТК РФ .

Стоит отметить, что конкретная должность педагогического работника должна указываться согласно с Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретные аспекты заключения трудового договора установлены и для педагогических работников образовательных учреждений высшего образования (ст. 332 ТК РФ). Так, важным условием заключения трудового договора с педагогическими работниками является организация конкурса. При этом победителем конкурса считается претендент, занявший первое место в рейтинге и с которым заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством .

Трудовое законодательство также регулирует продолжительность рабочего времени педагогических работников.

В соответствии с общими правилами, которые определяет ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не должна быть более 40 часов в неделю. Тем не менее, для педагогических работников определена сокращенная недельная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ) .

Продолжительность рабочего времени и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, определены Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 , учитывая характеристики труда педагогических работников в связи с их конкретной должностью или специальностью.

Так, недельные нормы труда педагогических работников определены в зависимости от должности и специфики труда педагогических работников: 20 часов учителям-дефектологам и учителям-логопедам; 24 часа музыкальным руководителям и концертмейстерам; 25 часов воспитателям, педагогическая деятельность которых связана с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 30 часов -инструкторам по физической культуре; воспитателям интернатов, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Регулирование труда педагогических работников непосредственно касается и их отпуска. Так, в соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Сроки данного отпуска определены в Постановлении Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 .

Следует также упомянуть о длительном отпуске (до одного года) для педагогических работников не реже чем через каждые 10 лет. Порядок предоставления данного отпуска определен Приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 .

Трудовое законодательство также регулирует прекращение трудовых отношений педагогических работников с образовательными учреждениями. В дополнение к общим основаниям расторжения трудового договора, установленных ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником в соответствии со ст. 336 ТК РФ являются:

1) неоднократное в течение одного года серьезное нарушение устава образовательного учреждения;

2) осуществление методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности согласно ст. 332 ТК РФ. В первую очередь, это основание касается ректоров, проректоров и руководителей филиалов образовательных учреждений, возраст которых не должен превышать 65 лет (с последующим продлением срока договора — до достижения работником 70 лет) .

Еще одним важным аспектом в регулировании труда педагогических работников является их право на досрочную пенсию. Так, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, независимо от их возраста .

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать несколько заключений:

1. Право на труд в Российской Федерации является конституционным правом российских граждан, в том числе и педагогических работников, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ.

2. Положения ст. 37 Конституции РФ подробно изложены в российских законах федерального уровня: в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Регулирование труда педагогических работников представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.

4. Регулирование труда педагогических работников включает в себя: заключение трудового договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением; продолжительность рабочего времени педагогических работников; право педагогических работников на отпуск; прекращение трудового договора; право на досрочную пенсию.

Список использованной литературы:

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской

Федерации» // СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // СЗ РФ, 19.08.2013, № 33, ст. 4381.

7. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 № 42388) // Российская газета, № 129, 16.06.2016.

8. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39321) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015

9. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) // Российская газета, № 49, 11.03.2015.

10. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 № 42532) // Российская газета, № 152, 13.07.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Миниханов Р.С., 2018

УДК 349.6

А.В. Руденко

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация

Статья знакомит с видами юридической ответственности и виды наказания за экологические

Согласно ст. 56 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству РФ о труде.

При заключении трудового договора с педагогическими работниками необходимо учитывать, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

В качестве примера можно назвать Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71.

При этом целесообразно было бы учитывать Рекомендацию МОТ/ЮНЕСКО «О положении учителей» (Париж, 5 октября 1966 г.), в которой отмечается, что педагогическую деятельность следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • o лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • o имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • o имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • o признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • o имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Судебная практика показывает, что ученый совет необособленного структурного подразделения высшего учебного заведения полномочен проводить конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников.