Отчеты в росфинмониторинг

Постановка на учет

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей.

ООО «Универсалстройсервис» было отказано в проведении финансовой операции (перечислении 4 829 долларов США в соответствии с договором купли-продажи с зарубежной фирмой) на основании пункта 1 статьи 12 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон). Другой банк операцию выполнил, однако общество понесло значительные убытки. Критерии определения операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу, очень субъективны, ответственности за убытки в результате отказа от проведения операции банки, в соответствии с Законом, не несут. Не будет ли это проявлением коррумпированности банков в отношениях с предпринимателями? Или все же можно как-то защитить свои права?

Юрист ООО «Универсалстройсервис», г. Запорожье

Перечень операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу банков, предусмотренный в статье 12 Закона, не исчерпывающий и действительно содержит оценочные понятия. Более детально процедура выглядит так.

Мониторинг банки производят на основании Правил проведения финансового мониторинга (Правила), представляющих собой внутренний документ банка и обладающий режимом ограниченного доступа. Он собственно, предусматривает порядок и условия применения мер, направленных на недопущение использования банка для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Правила составляются на основании Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Национального банка Украины № 189, и Требований к организации финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Требований), утвержденных приказом Государственного департамента финансового мониторинга Министерства финансов Украины.

Правила, в частности, содержат порядок выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу и могут быть связаны, иметь отношение или предназначаться для финансирования терроризма. В соответствии с пунктом 4 Требований, порядок предусматривает:

— порядок применения мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей финансовому мониторингу;

— установленные законодательством Украины признаки финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, другие признаки таких операций, которые в соответствии со спецификой и направлением деятельности самостоятельно определяются и обновляются банком на постоянной основе, а также с учетом соответствующего справочника, формирующегося уполномоченным органом;

— перечень критериев оценки риска касательно проведения клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов.

Критерии разрабатывает субъект мониторинга самостоятельно, законодательство содержит примерный их перечень. В частности, это критерии оценки:

— контрагентов (если они являются резидентами стран (территорий), о которых достоверно известно, что они не соблюдают общепринятые стандарты борьбы с легализацией доходов, не предусматривают раскрытия или предоставления информации насчет финансовых операций, не исполняют рекомендации FATF, являются станами, где проходят военные действия, являются оффшорными зонами и др.);

— участников операции (если лицо занимает (занимало) должность, в соответствии с которой имеет (имело) широкие властные полномочия, либо юридическое лицо, не являясь финансовым учреждением, занимается денежными переводами, операциями по оплате чеков наличными и т.п., совершает внешнеэкономические операции, занимается туристической деятельностью, является благотворительной общественной организацией, получает финансовую помощь от нерезидентов Украины или предоставляет финансовую помощь нерезидентам Украины).

Таким образом, банкам предоставлена полная свобода действий в определении операций, подлежащих внутреннему мониторингу. Вполне вероятно, что операция ООО «Универсалстройсервис» обладала одним из признаков, предусмотренным одним банком, но не выписанным в Правилах другого.

Если вероятность проведения операции, связанной с легализацией доходов, оценивается субъектом как высокая, то операциям такого лица уделяется значительное внимание. В том числе могут изучаться и финансовые операции лиц — участников операции. По результатам мер по выяснению сути и цели проведения клиентом операции, подлежащей внутреннему финансовому мониторингу, ответственным работником принимается решение относительно проведения или отказа в проведении операции. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона, субъект имеет право отказаться от обеспечения проведения операции в случае установления, что данная операция содержит признаки подлежащей финансовому мониторингу, в соответствии с Законом, и обязан идентифицировать ее и уведомить о ней уполномоченный орган.

Что касается второй части вопроса, то теоретически возможность возместить ущерб, причиненный отказом банка провести операцию, существует. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона, субъекты финансового мониторинга, их должностные лица и работники не несут ответственности за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам, в связи с исполнением ими служебных обязанностей во время проведения финансового мониторинга, если они действовали в рамках заданий, обязанностей и способом, предусмотренным Законом. В данном случае цель доказывания компании — установить, что операция не носила необычный или запутанный характер и, следовательно, не имела признаков подлежащей финансовому мониторингу в соответствии с Законом. Все документы, к которым нет доступа, могут быть затребованы в суде. Если удастся доказать, что отказ банка провести операцию не оправдан, тогда можно сделать вывод о том, что банк действовал не в рамках заданий, предусмотренных Законом, и должен возместить убытки.

Однако на практике… Доказать ошибочность выводов банка, учитывая все вышеизложенное, будет непросто, ведь Закон дает им возможность определять «правила игры» в одностороннем порядке, и формально они не совершают нарушений. Существует вероятность того, что уже осенью Комитет Верховного Совета Украины по вопросам финансовой и банковской деятельности инициирует вопрос о пересмотре сложившейся ситуации.

СМЫСЛОВ П.А.

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг)

(опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 02.11.2015 г.)

Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали?

При всей очевидности наличия еще с лета 2013 года обязанности сдавать эти отчеты у организаций-субъектов 115 Федерального закона, до сих пор многие ломбарды, микрофинсовые организации, ювелиры, КПК, агентства недвижимости, лизинговые, факторинговые и страховые компании и многие другие впервые слышат об этой отчетности.

Ситуация осложнялась еще и тем, что некоторые некомпетентные «консультанты по ПОД/ФТ» не могли дать слушателям внятных ответов на их вопросы.

Мы решили обобщить Ваши типовые вопросы на эту тему и дать Вам наши небольшие пояснения.

Какой нормой закона регламентирована сдача отчетности на реже одного раза в три месяца в Росфинмониторинг?

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 115 ФЗ от 07.08.2001 г. предусмотрена обязанность организаций «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №218-ФЗ).

Длительное время никаких форм «отчетности в Росфинмониторинг раз в три месяца» не было, как нужно было сдавать отчеты на протяжении этих лет?

Отчет предоставлялся в свободной форме в виде обычного письма в Росфинмониторинг. По прошествии почти двух лет с момента введения обязанности по сдаче указанной отчетности Росфинмониторинг разъяснил, как временно предоставлять такую отчетность (Информационное письмо № 45 от 10 июня 2015 г.). Информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг. При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

Именно в таком виде и должны были предоставлять этот отчет организации до появлении форм ФЭС.

Когда появятся ФЭС для сдачи «квартальной» отчетности в Росфинмониторинг?

Ломбарды, МФО, КПК, страховые организации и брокеры, иные некредитные финансовые организации (НФО) уже вовсю сдают эти отчеты, начиная с июня 2015 года согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014 года в электронном виде через вкладку 3484-У Личного кабинета. К настоящему времени каждая НФО должна была хотя бы один раз отправить в Росфинмониторинг сведения по новым формам ФЭС. Ведь согласно требованиям пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. указанная проверка должна проводиться НФО не реже одного раза в три месяца. В соответствии с п. 6 Указания Банка России № 3484-У информация о результатах указанной проверки направляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей смогут отправлять «квартальную» отчетность путем заполнения формализованных электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 года через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга, или через АРМ «Организация-М».

26.10.2015 г. Росфинмониторинг выпустил информационное письмо №49, в котором указал, что «форматы ФЭС 3-ФМ подлежат применению начиная с 22 ноября 2015 года». Финмониторинг в этом письме обратил внимание на порядок сдачи такой отчетности: «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг вышеуказанную информацию обо всех проверках за период с 30 июня 2013 года до 10 июня 2015 года, а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга №110. В вышеобозначенный срок также рекомендуется направить информацию о результатах проверок, проведенных за период с 11 июня 2015 года по 21 ноября 2015 года».

Мы не разу не подавали «квартальные» отчеты в Росфинмониторинг. Что нам за это будет?

Центральный Банк, учитывая наличие форм для подопечных ему некредитных финансовых организаций, вовсю рассылает организациям, не сдающим отчетность, «письма счастья», предупреждая организации о том, что отчеты нужно сдать.

Нам представляется, что если ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей проигнорируют требования о сдаче отчетности, аналогичные «письма счастья» они получат от Росфинмониторинга или ГИПН (в зависимости от того кто у кого надзорный орган).

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ предусмотрена статьей 15.27 КоАП. По отдельным составам правонарушений, предусмотренных этой статьей, определены штрафы до одного миллиона рублей (!!!)

У меня есть ломбард (или ювелирный магазин, агентство недвижимости и т.п. – неважно что), деятельность я не веду, клиентов нет. Надо ли сдавать «нулевой» отчет раз в три месяца в Росфинмониторинг?

Отчет нужно сдавать в любом случае, даже если клиентов не было, укажите нулевые сведения.

Нужна ли электронная цифровая подпись для сдачи отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества? Иных отчетов в Росфинмониторинг я не сдаю ввиду отсутствия сделок.

Электронная цифровая подпись обязательно нужна для сдачи указанного отчета. Без нее отправка любой формы отчетности в Росфинмониторинг не возможна. Наш технический специалист готов Вам помочь ее получить.

Я провел проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и составил необходимый отчет. В какие сроки его необходимо направить?

Обратите внимание, что сроки у различных организаций отличаются.

Если Вы – ломбард, МФО, КПК, страховая организация или брокер иная некредитная финансовая организация, сдающая отчётность в Росфинмониторинг согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014, то информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Если Вы – ювелир, агентство недвижимости, лизинговая или факторинговая компании, оператор по приему платежей, сдающие отчетность в Росфинмониторинг согласно Постановлению Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Вами в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки?

Я не понимаю, как этот «квартальный» отчет заполнить. Есть ли образец заполнения?

Отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – простейший. В нем указываются только данные Вашей организации или ИП, предоставляющей информацию, а также информационная часть, состоящая из несложных подразделов. Как правило, сложностей с его заполнением ни у кого нет. Мы настоятельно рекомендуем пользоваться нормативными актами при заполнении отчета – это залог того, что отчет будет заполнен верно.

Но если Вы все же сомневаетесь в своих силах – приходите на учебу в наш Межрегиональный учебный и консультационно-правой центр финансового мониторинга (с участием лектора Смыслова Павла Александровича) – мы Вас научим заполнению этого отчета. Такое же обучение Смыслов П.А. проводит и в некоторых иных учебных центрах, являющихся нашими коллегами и дружественными нам организациями (внимательно следите за лекторским составом, указанным в программах обучения). Мы открыты для различных учебных центров, расширяем свою деятельность и постоянно приглашаем к сотрудничеству все новые и новые учебные центры.

Что еще можно почитать про отчеты ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг?

Огромное количество информации по сдаче отчетности в Росфинмониторинг путем отправки формализованных электронных сообщений, в т.ч. и ФЭС 3-ФМ, мы опубликовали в Дневнике изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфинмониторинг согласно приказа №110. Он доступен .

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Про регистрацию личного кабинета финмониторинга

Энциклопедия финансового мониторинга: организации и предпринимали обязаны пройти процедуру оформления доступа к информационному ресурсу, размещенному на портале Росфинмониторинга. Все самое важное, что нужно знать.

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 31.03.2020 г.)

Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга – процедура оформления организациями и предпринимателями доступа к информационному ресурсу, размещенному на портале Росфинмониторинга по адресу: https://portal.fedsfm.ru/

Регистрацию Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга обязаны пройти организации и предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 и 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— операторы инвестиционных платформ;

— страховые организации и страховые брокеры;

— организации федеральной почтовой связи;

— ломбарды;

— ювелирные магазины, скупки, комиссионки, ювелирные мастерские и ремонты;

— организаторы азартных игр;

— управляющие компании;

— кредитные потребительские кооперативы

— сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

— микрофинансовые организации;

— общества взаимного страхования;

— негосударственные пенсионные фонды ;

— операторы связи;

— операторы лотерей;

— адвокаты, нотариусы и в некоторых случаях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;

— иные организации и предприниматели.

Наличие и использование личного кабинета на сайте Росфинмониторинга для вышеуказанных организаций и индивидуальных предпринимателей является обязательным.

Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга можно самостоятельно, либо с помощью специализированных организаций.

.

Организации и предприниматели следующих видов:

— агентства недвижимости;

— операторы по приему платежей;

— факторинговые организации;

— лизинговые компании,

также обязаны иметь и использовать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, однако они не проходят через процедуру его регистрации, т.к. встают на учет в Росфинмониторинг. По итогам постановки на учет в Росфинмониторинг личный кабинет таким организациям оформляется автоматически.

Для регистрации Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга необходимо:

1. Заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

2. Направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя организации или предпринимателя и печатью (при наличии) с приложением копий документов, подтверждающих осуществление видов деятельности, позволяющих отнести заявителя к субъектам Федерального закона №115-ФЗ по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1 на имя Росфинмониторинга.

Получив письменную заявку, Росфинмониторинг регистрирует личный кабинет организации / предпринимателя, после чего высылает на e-mail заявителя логин и пароль.

Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга может быть также осуществлена с использованием электронной подписи.

Как получить электронную подпись для сдачи отчетности в Росфинмониторинг? Оформите подпись и ее настройку .

Личный кабинет на портале Росфинмониторинга используется для:

— получения доступа организаций и предпринимателей к Перечням организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, причастности к распространению оружия массового уничтожения, решениям межведомственного координационного органа (в просторечии упоминаются как «Перечень», «Перечень Росфинмониторинга», «Решения МВК» и т.д.), по которым они обязаны проверять своих клиентов;

— отправки сообщений в Росфинмониторинг;

— удаленного и добровольного сотрудничества с Росфинмониторингом;

— для получения информационных сообщений, прохождения тестирования;

— в иных целях.

Риск оценка в Личном кабинете

Штраф за отсутствие регистрации Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга составляет от 50 000 до 100 000 рублей.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

СМЫСЛОВ П.А.

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг)

(опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 02.11.2015 г.)

Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали?

При всей очевидности наличия еще с лета 2013 года обязанности сдавать эти отчеты у организаций-субъектов 115 Федерального закона, до сих пор многие ломбарды, микрофинсовые организации, ювелиры, КПК, агентства недвижимости, лизинговые, факторинговые и страховые компании и многие другие впервые слышат об этой отчетности.

Ситуация осложнялась еще и тем, что некоторые некомпетентные «консультанты по ПОД/ФТ» не могли дать слушателям внятных ответов на их вопросы.

Мы решили обобщить Ваши типовые вопросы на эту тему и дать Вам наши небольшие пояснения.

Какой нормой закона регламентирована сдача отчетности на реже одного раза в три месяца в Росфинмониторинг?

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 115 ФЗ от 07.08.2001 г. предусмотрена обязанность организаций «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №218-ФЗ).

Длительное время никаких форм «отчетности в Росфинмониторинг раз в три месяца» не было, как нужно было сдавать отчеты на протяжении этих лет?

Отчет предоставлялся в свободной форме в виде обычного письма в Росфинмониторинг. По прошествии почти двух лет с момента введения обязанности по сдаче указанной отчетности Росфинмониторинг разъяснил, как временно предоставлять такую отчетность (Информационное письмо № 45 от 10 июня 2015 г.). Информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг. При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

Именно в таком виде и должны были предоставлять этот отчет организации до появлении форм ФЭС.

Когда появятся ФЭС для сдачи «квартальной» отчетности в Росфинмониторинг?

Ломбарды, МФО, КПК, страховые организации и брокеры, иные некредитные финансовые организации (НФО) уже вовсю сдают эти отчеты, начиная с июня 2015 года согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014 года в электронном виде через вкладку 3484-У Личного кабинета. К настоящему времени каждая НФО должна была хотя бы один раз отправить в Росфинмониторинг сведения по новым формам ФЭС. Ведь согласно требованиям пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. указанная проверка должна проводиться НФО не реже одного раза в три месяца. В соответствии с п. 6 Указания Банка России № 3484-У информация о результатах указанной проверки направляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей смогут отправлять «квартальную» отчетность путем заполнения формализованных электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 года через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга, или через АРМ «Организация-М».

26.10.2015 г. Росфинмониторинг выпустил информационное письмо №49, в котором указал, что «форматы ФЭС 3-ФМ подлежат применению начиная с 22 ноября 2015 года». Финмониторинг в этом письме обратил внимание на порядок сдачи такой отчетности: «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг вышеуказанную информацию обо всех проверках за период с 30 июня 2013 года до 10 июня 2015 года, а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга №110. В вышеобозначенный срок также рекомендуется направить информацию о результатах проверок, проведенных за период с 11 июня 2015 года по 21 ноября 2015 года».

Мы не разу не подавали «квартальные» отчеты в Росфинмониторинг. Что нам за это будет?

Центральный Банк, учитывая наличие форм для подопечных ему некредитных финансовых организаций, вовсю рассылает организациям, не сдающим отчетность, «письма счастья», предупреждая организации о том, что отчеты нужно сдать.

Нам представляется, что если ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей проигнорируют требования о сдаче отчетности, аналогичные «письма счастья» они получат от Росфинмониторинга или ГИПН (в зависимости от того кто у кого надзорный орган).

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ предусмотрена статьей 15.27 КоАП. По отдельным составам правонарушений, предусмотренных этой статьей, определены штрафы до одного миллиона рублей (!!!)

У меня есть ломбард (или ювелирный магазин, агентство недвижимости и т.п. – неважно что), деятельность я не веду, клиентов нет. Надо ли сдавать «нулевой» отчет раз в три месяца в Росфинмониторинг?

Отчет нужно сдавать в любом случае, даже если клиентов не было, укажите нулевые сведения.

Нужна ли электронная цифровая подпись для сдачи отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества? Иных отчетов в Росфинмониторинг я не сдаю ввиду отсутствия сделок.

Электронная цифровая подпись обязательно нужна для сдачи указанного отчета. Без нее отправка любой формы отчетности в Росфинмониторинг не возможна. Наш технический специалист готов Вам помочь ее получить.

Я провел проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и составил необходимый отчет. В какие сроки его необходимо направить?

Обратите внимание, что сроки у различных организаций отличаются.

Если Вы – ломбард, МФО, КПК, страховая организация или брокер иная некредитная финансовая организация, сдающая отчётность в Росфинмониторинг согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014, то информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Если Вы – ювелир, агентство недвижимости, лизинговая или факторинговая компании, оператор по приему платежей, сдающие отчетность в Росфинмониторинг согласно Постановлению Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Вами в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки?

Я не понимаю, как этот «квартальный» отчет заполнить. Есть ли образец заполнения?

Отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – простейший. В нем указываются только данные Вашей организации или ИП, предоставляющей информацию, а также информационная часть, состоящая из несложных подразделов. Как правило, сложностей с его заполнением ни у кого нет. Мы настоятельно рекомендуем пользоваться нормативными актами при заполнении отчета – это залог того, что отчет будет заполнен верно.

Но если Вы все же сомневаетесь в своих силах – приходите на учебу в наш Межрегиональный учебный и консультационно-правой центр финансового мониторинга (с участием лектора Смыслова Павла Александровича) – мы Вас научим заполнению этого отчета. Такое же обучение Смыслов П.А. проводит и в некоторых иных учебных центрах, являющихся нашими коллегами и дружественными нам организациями (внимательно следите за лекторским составом, указанным в программах обучения). Мы открыты для различных учебных центров, расширяем свою деятельность и постоянно приглашаем к сотрудничеству все новые и новые учебные центры.

Что еще можно почитать про отчеты ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг?

Огромное количество информации по сдаче отчетности в Росфинмониторинг путем отправки формализованных электронных сообщений, в т.ч. и ФЭС 3-ФМ, мы опубликовали в Дневнике изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфинмониторинг согласно приказа №110. Он доступен .

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

«Нулевые» квартальные отчеты в Росфинмониторинг

Добрый день, уважаемые коллеги!
На форуме в разделе «Прочая отчетность» часто спрашивают о необходимости представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) так называемых квартальных «нулевых» отчетов о результатах поверки клиентов по Перечню террористов и экстремистов. Предлагаю разобраться кто, в каких случаях и по какой форме обязан направлять указанную отчетность в Росфинмониторинг.
Кто должен составлять квартальные отчеты в Росфинмониторинг?
Напомним, что обязанность по составлению указанного отчета установлена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон № 115-ФЗ), согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона №115-ФЗ обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов в Перечне террористов и эсктремистов и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
Указанный отчет направляется в электронном виде через Личный кабинет Росфинмониторинга не реже одного раза в три месяца. Обязанность по составлению рассматриваемых отчетов впервые вступила в силу в июле 2013 года. Таким образом, квартальные отчеты должны направляться начиная с третьего квартала 2013 года, в частности юридические лица должны направлять указанные отчеты с 30 июня 2013 г., а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года.
Таким образом, направлять указанные отчеты в Росфинмониторинг обязаны организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
В каких случаях нужно направлять квартальные отчеты в Росфинмониторинг?
В информационном письме от 13 мая 2016 года №52 Росфинмониторинг отвечает на два самых популярных вопроса, которые часто встречаются на форуме:
1. «Необходимо ли представлять отчет в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?»
и
2. «Необходимо ли представлять отчет в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?»
На первый вопрос Росфинмониторинг отвечает, что отчет представляется в Росфинмониторинг независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись. Таким образом, если Вы не выявили в ходе проверки среди своих клиентов лиц из Перечня Вы должны направить «нулевой» отчет в Росфинмониторинг.
На второй вопрос Росфинмониторинг отвечает, что пока организация или ИП является действующей(им), то есть не ликвидированым в установленном законодательством порядке, они обязаны проводить проверки своих клиентов по Перечню и сообщать в Росфинмониторинг о результатах своих проверок. То есть неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.
По какой форме нужно сообщать в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов по перечню.
Отчет о результатах проверки клиентов по Перечню должен направляться в Росфинмониторинг в электронном виде через Личный кабинет Росфинмониторинга.
Организации и ИП, поднадзорные Банку России, например, МФО, ломбадры, КПК обязаны использовать форму 3484-У 04 версии 1.2. Образец заполнения отчета 3484- У 04 Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума

В свою очередь, организации и ИП, поднадзорные Пробирной палате и Росфинмониторингу обязаны использовать форму 3-ФМ. Образец заполнения отчета 3-ФМ

В заключение отмечу, что перед представлением отчета в Росфинмониторинг нужно провести специальную настройку Вашего компьютера, в частности построить четырехуровневую цепочку сертификатов, установить КРИПТО ПРО CSP, провести настройку Enternet Explorer и т.д. Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума

>Отчитываемся в Росфинмониторинг

Разберемся, каким организациям необходимо сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в какие сроки и для какой цели.

Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

Отправка отчетности

Необходимо регулярно и ежеквартально отчитываться по операциям, требующим мониторинга и направлять отчетность. Так, КоАП за несвоевременную сдачу отчетности данного вида организация наказывается штрафом в размере от 50 000 до 200 000 руб.

Для того чтобы сдать отчетность в Росфинмониторинг, можно воспользоваться одним из следующих способов: в электронном виде отчетность можно отправить через личный кабинет сайта http://www.fedsfm.ru/, либо с помощью специальных программных комплексов, таких как «Организация-М». Для сдачи отчетности потребуется квалицированная подпись.

Заполнить отчетность просто, но требуется изучить правила ее составления. Уведомление должно быть подготовлено в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ошибки в отчетности могут быть рассмотрены как предоставление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. За такое нарушение предусмотрены штрафы от 200 000 до 400 000 руб., или приостановление деятельности организации на срок до 6 суток. Для более правильного заполнения отчетности следует дополнительно ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга №33 от 29.11.2013 г., так как оно содержит приложения с практическими примерами заполнения формы 4-СПД.

Как и любая отчетность, отчетность в Росфинмониторинг изменяется с течением времени. Так, в октябре 2015 г. в личном кабинете были размещены новые формы ФЭС, которые теперь используются ювелирами, агентствами по недвижимости, и операторами по приему платежей, лизинговыми и факторинговыми компаниями. Теперь вместо формы 4-СПД для предоставления информации в соответствие с приказом РФМ от 22.04.2015 №110, появились новые формы отчетности (ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ). Форма 4-СПД сдается только для предоставления корректировок и уточнений за прошлые периоды.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей могут отправлять квартальную отчетность, заполняя формализованные электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 г. через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга или через АРМ «Организация-М». Стоит обратить на это особое внимание и сдавать отчетность по новым формам. Так, отчетность 3-ФМ «О результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества», носит ежеквартальный характер.

В случае, если у организации за весь период не было операций, подлежащих мониторингу, все равно необходимо предоставить пустой расчет в виде электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

Не забывайте, что, как и любая другая отчетность, сдаваемая в электронном виде, отправка отчетности подтверждается получением квитанции о приеме от контролирующего органа.

Если ваша организация ранее не сдавала отчетность, то это обязательно необходимо сде-лать, разбив срок на кварталы, и направить формы из личного кабинета. При этом, отправляя формы за прошлые периоды, следует воспользоваться отчетом 4-СПД, а в новых периодах – от-четностью ФЭС в зависимости от вида деятельности вашей организации.

Напомним, что вы всегда можете оформить ЭЦП для отправки отчетности в Росфинмониторинг в авторизированном центре «ГЭНДАЛЬФ». Для этого свяжитесь со специалистом компании по тел.: 8 (863) 300-10-06.