Отходы закон

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»»

Законопроект предлагает обеспечивать механизм реализации РОП только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Планируется, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров российский экологический оператор будет осуществлять путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), в том числе в целях сбора, транспортирования и обработки отходов от использования товаров.

— Реклама —

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации. При этом для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

За производство или ввоз упаковки предлагается взимать экологический сбор, как за готовый товар.

При этом в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство упаковки товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, импортирующие упаковку товаров из третьих стран или ввозящие товары из государств — членов Евразийского экономического союза, инвестировали строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу настоящего Федерального закона, таким лицам предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 году на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 год.

Учитывая сроки внесения экологического сбора, предусмотренные Федеральным законом № 89-ФЗ, срок вступления законопроекта в силу предлагается установить с 01.01.2021.

Положения, касающиеся самостоятельной утилизации товаров, сохраняют силу до 01.01.2022.

Проектом постановления устанавливается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

Функция государственного экологического надзора сохраняется за Росприроднадзором.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

31 декабря 2018 года

С 1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В связи с чем возможен рост расходов на ЖКХ, общий рост цен и «мусорный коллапс» в ряде регионов России в январе 2019 года.

Новый порядок обращения с отходами с 1 января 2019 года

1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления». Закон устанавливает новый порядок обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), в соответствии с которым каждый субъект РФ обязан разработать региональную программу, утвердить территориальную схему и выбрать регионального оператора по обращению с отходами. Кроме того, закон вводит запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Всего в списке 182 вида отходов, подлежащих обязательному извлечению. Окончательное вступление в силу закона неоднократно откладывалось и 1 января 2019 года — это крайний срок, назначенный законодателями.

«Мусорная» реформа затронет всех граждан страны. Затрагиваются интересы собственников частных домовладений и квартир, владельцев бизнеса, бюджетных учреждений, а также мусоровывозящих компаний и предприятий по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов. Реформа отрасли призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации отходов, ликвидировать несанкционированные свалки, и ввести переработку мусора.

С переходом на новую систему обращения с отходами услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Другими словами, сбор и вывоз мусора исключается из графы услуг и работ по содержанию общего имущества — для него в квитанциях появится отдельная строка. В Московской области пойдут еще дальше — там появится новая квитанция, а собирать деньги за вывоз мусора должна будет та же структура, которая собирает деньги за электричество (ЕРКЦ).

Предпосылки нового роста цен

В сентябре глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов («Единая Россия») сообщил, что по данным произведённого мониторинга с 2019 года тарифы на вывоз мусора для граждан вырастут в десятки раз, «По данным нашего мониторинга, платеж для семьи из трех человек, проживающей в обычной 60-метровой квартире, в ряде регионов с нового года может увеличиться в 50 с лишним раз», а «своеобразный рекорд поставлен Красноярским краем», где «прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на такую семью увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть возрастет на 5,5 тысячи процентов, или в 56 раз». Результаты мониторинга Бурматов обещал передать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Повышение цен на вывоз мусора затронет не только население, но и частный бизнес, а так же бюджетные организации, в том числе школы, детские сады, больницы, театры и т. д. Частный бизнес, как обычно, ответит на рост тарифов ростом цен на товары и услуги. Что будет делать бюджетные организации в условиях, когда бюджеты на 2019 уже сформированы и резкий рост тарифа на вывоз мусора в них не предусмотрен — неизвестно.

Одновременно с новым порядном обращения с отходами правительство собирается резко увеличить ставку экологического сбора. Увеличение сбора касается товаров и упаковки 54 категорий. Ставки в среднем увеличиваются на 11,4 % с учетом инфляции, а по отдельным категориям — в разы, например, по ПЭТ в 3 раза — до 10 400 руб./т, фильтрам внутреннего сгорания — в 8,3 раза, свинцовым аккумуляторам — в 13 раз.

Ограничение роста цен на коммунальные услуги не затронет цены на вывоз мусора

12 ноября 2018 года Правительство РФ приняло постановление № 1347, которое «направлено на то, чтобы индексация платы за коммунальные услуги в 2019 году, несмотря на повышение ставки НДС с 1 января 2019 года, не превышала обычный уровень», который в среднем составлял 4 %. Однако ФАС считает, что «учитывая, что оплата услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами войдет в состав платы за коммунальные услуги с 01.01.2019, при расчёте и применении индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги впервые вводимая коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежит ограничению максимально допустимым ростом совокупного платежа».

Предпосылки мусорного коллапса на Новый год

Сегодня в десяти регионах до сих пор не выбраны региональные операторы. Где региональные операторы выбраны, они пока заняты новыми тарифами, формированием логистики и заключением договоров с клиентами, не желающими платить больше. Мощностей по сортировке и переработке мусора явно недостаточно, чтобы обеспечить выполнение требования 89-го закона. Собственного транспорта для перевозки мусора, как минимум у части региональных операторов или совсем нет, или явно недостаточно. Существующие мелкие предприятия, которые вывозили мусор и в какой-то мере его сортировали и перерабатывали, власти вынуждают разрывать договора с клиентами. Предприятия, эксплуатирующие мусорные полигоны, как правило также занимаются вывозкой мусора, и их так же лишают части заработка.

Таким образом, велика вероятность, что первого января старые перевозчики мусора прекратят деятельность, новые региональные операторы не успеют заключить договора и наладить работу, а мусорные полигоны откажутся принимать неотсортированный мусор под страхом административного и уголовного преследования.

Из-за повышения тарифов увеличится количество незаконных свалок. А повышение ставки экологического сбора вынудит компании сокращать собственные инвестиции в развитие системы сбора и переработки отходов, а также к росту рынка нелегальных актов об утилизации.

В Челябинске мусорный коллапс случился в сентябре, одновременно с закрытием старой свалки и началом работы нового регионального оператора.

В Москве региональные операторы не выбраны.

Мусорное лобби добивается свободы в обращении с отходами в трёх городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. 7 ноября 2018 года в Госдуму внесён законопроект. Согласно законопроекту данные регионы до 1 января 2022 года не последуют за общефедеральной реформой в мусорной отрасли. Авторы законопроекта фактически признают провал «мусорной реформы» в двух столичных мегаполисах.

Регионы России

В Нижнем Новгороде тариф на вывоз мусора для семьи из четырёх человек может вырасти со 180 до 600 рублей. В Кстове и других городах области с 2019 года может вырасти сразу в 30-40 раз. Если сейчас за вывоз мусора жители платят как за содержание жилья, то с 1 января 2019 года в квитанциях появится отдельная строка.

В Ростовской области на территории Весёловского района региональный оператор начал действовать с 1 октября. По мнению главы района «социального напряжения на сегодняшний момент ну как бы нет», тариф вырос с 47 рублей до 79,90 рублей с человека, хотя в базе данных по предъявлению оплат выявлено очень много несоответствий: там оказались и умершие, и те, которые выписаны.

В Челябинске региональный оператор просит установить тариф в размере 502 рублей за кубометр отходов. В новой схеме плата будет взиматься не с квадратного метра жилья, как сейчас, а с человека. Поэтому с учётом норматива образования ТКО ежемесячный тариф, если его утвердят, будет составлять 87 рублей на человека. Это означает, что выиграют от новой схемы те, кто один живёт в большой квартире, а больнее всего нововведение ударит по малообеспеченным семьям, ютящимся в небольших квартирах. Если сегодня семья из 3 человек, обитающая в среднестатистической двушке, платит за вывоз мусора около 93 рублей в месяц, то по новым тарифам её платеж возрастёт до 261 рубля, или почти в 3 раза.

В Краснодарском крае из 11 зон региональный оператор выбран только в одной (по данным «Инвестинфра» на ноябрь) или четырёх зонах(по данным РБК на 21 сентября). Торги по выбору пятого оператора ФАС отменил из-за допущенных нарушений.

Московская область

В Московской области вывозом мусора занималось 300 организаций, договоры заключали частники и договора без посредников. В соответствии с новой схемой область поделили на семь кластеров. В каждом кластере за обращение с мусором отвечает отдельный региональный оператор. В конкурсе по выбору региональных операторов выбраны семь компаний, три из которых являются дочерними компании «РТ-инвест», которая в свою очередь на 25% принадлежит «Ростеху».

Москва и Санкт-Петербург

В материалах конкурса по выбору региональных операторов достаточно много удивительного. Например, в перечне объектов мусорообразования в Сергиево-Посадском кластере указан многоквартирный жилой дом с адресом в Егорьевском муниципальном районе, а географические координаты указывают на торговый комплекс на Дмитровском шоссе. В конкурсе на Воскресенского регионального оператора поданы две заявки от аффилированных компаний «Эколайн» и «ООО СМП Долгопрудный», в день вскрытия конвертов «Эколайн» отзывает заявку, и конкурсная комиссия пишет «конкурсный отбор регионального оператора… признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в конкурсном отборе подана только одна заявка», но «принято решение о заключении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «СПМ Долгопрудный»».

В критериях конкурсного отбора указано, что у выигравших конкурс компаний выполнен «критерий открытости (наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты)», однако никаких следов наличия сайтов до марта 2018 для части компаний найти невозможно. У дочек «РТ-инвеста» сайты на сегодняшний день вообще являются точными копиями.

Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в Московской области

Наименование категории объектов Расчетная единица, в отношении которой
устанавливается норматив
Годовой норматив
накопления отходов,
м3
Объекты общественного назначения
1.1 Административные здания, учреждения, конторы 1 сотрудник 0,87
Предприятия торговли
2.1 Супермаркеты 1 кв. метр торговой площади 0,54
2.2 Продовольственные магазины 1 кв. метр торговой площади 0,62
2.3 Рынки 1 кв. метр торговой площади 0,51
Предприятия транспортной инфраструктуры
3.1 Автосервисы 1 машино-место 1,20
3.2 Авто и ж/д станции 1 пассажир 1,51
Дошкольные и учебные заведения
4.1 Дошкольные образовательные учреждения 1 ребенок 0,39
4.2 Общеобразовательные учреждения 1 учащийся 0,19
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения
5.1 Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, спортивные арены, стадионы 1 место 0,14
5.2 Выставочные залы, музеи 1 кв. метр 0,06
5.3 Пансионаты, дома отдыха, туристические базы 1 место 2,71
5.4 Парки 1 кв. метр 0,01
Предприятия общественного питания
6.1 Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые 1 место 2,07
Предприятия службы быта
7.1 Гостиницы 1 место 1,09
7.2 Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты 1 место 1,60
Предприятия в сфере похоронных услуг
8.1 Кладбища 1 место 0,09
Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества 1 участник (член) 0,76
Домовладения
10.1 Многоквартирные дома (МКД) 1 кв. метр площади 0,087
10.2 Индивидуальные жилые дома (ИЖС) 1 кв. метр площади 0,087
10.3 Крупногабаритные отходы (КГО) МКД 1 кв. метр площади 0,027
10.4 КГО ИЖС 1 кв. метр площади 0,027

Примечание: в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов (средняя плотность твердых коммунальных отходов) устанавливается коэффициент перевода 5,765 м3 на 1 тонну.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г., исключением пункта 4 и абзацев шестого — одиннадцатого пункта 10 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Пункт 2 статьи 3 изменений вступает в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по истечении девяноста дней со дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьи 12 настоящего Федерального закона пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Решение проблемы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления представляет собой комплекс серьезных проблем, требующих системного и безотлагательного решения. В данном направлении в 2017 г. поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» была подчеркнута необходимость принятия мер по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), а также внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления.

Образование отходов производства и потребления

В 2017 г. на территории Российской Федерации, по данным Росприроднадзора, образовалось 6 220,6 млн т отходов. Удельный показатель общего объема образования отходов на единицу ВВП в 2017 г. составил 98,3 тонн на 1 млн рублей.

За период с 2010 по 2017 г. количество ежегодно образующихся отходов увеличилось с 3 735 млн т до 6 221 млн т, или на 66,5 %. Общий прирост удельного показателя общего объема образования отходов на единицу ВВП с 2011 по 2017 г. составил 30,3 т на 1 млн руб., или 44,6 %.

Динамика показателей объема образования отходов производства и потребления в Российской Федерации и удельного образования отходов на единицу ВВП (в ценах 2011 г.), 2010-2017 гг. По левой оси – количество образованных отходов (млн т), по правой оси – общий объем образования отходов на единицу ВВП (т/1 млн руб.).

Источник: данные Росприроднадзора, Росстата.

Основной вклад в общее количество отходов вносят отходы V и IV классов опасности (практически неопасные и малоопасные). За период 2010-2017 гг. соотношение объемов отходов по классам опасности оставалось практически неизменным. Динамика образования отходов производства и потребления по классам опасности в 2010-2017 гг., млн т Источник: данные Росприроднадзора.

В разрезе видов экономической деятельности наибольший объем образования отходов производства и потребления в 2017 г. приходился на вид экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» — 5 786,2 млн т, или 93% от общего количества образованных отходов.

Образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности, 2010-2017 гг., млн т

Примечание:

*За исключением рыболовства и рыбоводства

**Названия даны в соответствии с действующим в настоящее время Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). До 2016 г. данный вид экономической деятельности имел название производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Данные за 2016 г. и 2017 г. не вполне сопоставимы со сведениями за предыдущий период.

***До 2016 г. — транспорт и связь.

****До 2016 г. — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Источник: данные Росприроднадзора.

Обращение с отходами производства и потребления

Обращение с отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», рассмотрено в части их утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения.

Утилизация отходов производства и потребления

Количество утилизированных отходов производства и потребления, по данным Росприроднадзора, в 2017 г. составило 3 248,9 млн т, или 52,2 % общего количества образованных отходов. Наибольшим показателем утилизации характеризуются отходы V класса опасности, который составил в 2017 г. 3 191,2 млн т, или 98,2 % от общего объема утилизированных отходов. Относительно отходов других классов опасности данный показатель составил: по IV классу опасности 46,1 млн т, или 1,4 %, по III классу опасности — 11,4 млн т, или 0,3 %, в сумме по I и II классам опасности — 0,238 млн т, или 0,007 %.

В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов было утилизировано по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» и составило 3 017,7 млн т, или 93 % от общего количества утилизированных отходов.

Количество утилизированных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора.

Обезвреживание отходов производства и потребления

Количество обезвреженных отходов в 2017 г. составило 15,7 млн т. Отношение количества обезвреженных отходов к общему количеству образованных отходов составило 0,3 %.

В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество обезвреженных отходов принадлежало предприятиям по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и составило 5,5 млн т, или 35 % от общего количества обезвреженных отходов.

Количество обезвреженных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора. Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора.

В целом по Российской Федерации количество утилизированных и обезвреженных отходов выросло с 1 738 млн т в 2010 г. до 3 265 млн т в 2017 г. Необходимо отметить положительную динамику увеличения объемов утилизации и обезвреживания отходов в 2017 г. по сравнению с 2010 г.

Динамика утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в Российской Федерации, 2010-2017 гг., млн т Источник: данные Росприроднадзора. Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления по классам опасности, млн т Источник: данные Росприроднадзора.

Хранение отходов производства и потребления

Количество хранящихся отходов в 2017 г., по данным Росприроднадзора, составляло 2 378,5 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 1 634,5 млн т до 2 378,5 млн т, или на 45,5 %.

Динамика количества хранящихся отходов, 2010-2017 гг. Источник: данные Росприроднадзора.

По классам опасности в 2017 г. в общем объеме хранения отходов доминировали отходы V и IV классов опасности; их соответствующие объемы составляли 2 373,246 млн т, или 99,7 %, и 4,766 млн т, или 0,2 %. Объемы хранения отходов иных классов опасности отмечены на относительно низком уровне: III класса опасности — 0,17 млн т, или 7,1 %; I и II классов опасности — 0,000017 млн т и 0,281 млн т соответственно, или 0,01 % в суммарно.

В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов находилось на хранении на объектах, принадлежащих предприятиям по добыче полезных ископаемых – 2 254 млн т, или 95 % от общего количества хранящихся отходов.

Количество отходов, находящихся на хранении, по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора.

Захоронение отходов производства и потребления

Количество отходов, направленных на захоронение, в 2017 г. составило 826 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 593,0 млн т до 826,0 млн т, или на 39 %. С 2013 по 2017 г. отмечено существенное падение объемов захоронения отходов — с минимальным значением в 354,6 млн т в 2015 г. и последующим ростом к 2017 г.

Динамика захоронения отходов, 2010-2017 гг. Источник: данные Росприроднадзора.

В разрезе видов экономической деятельности наибольший показатель захоронения отходов отмечен по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» — 773,4 млн т, или 94 % от показателя общего объема захоронения отходов.

Количество захороненных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора.

Трансграничное перемещение отходов

По данным Росприроднадзора, объемы вывоза опасных отходов в 2017 г. составили 112,1 тыс. т, а объемы ввоза опасных отходов — 11,0 тыс. т. За период 2010-2017 гг. объемы ввоза отходов ежегодно сокращались. Объемы вывоза отходов за рассматриваемый период, при общей тенденции к снижению (с 1 492 тыс. т в 2010 г. до 112,1 тыс. т в 2017 г.), в 2014 г. существенно возросли до уровня 2 723,9 тыс. т.

Динамика трансграничного перемещения опасных отходов, тыс. т