Отличие индекса от коэффициента

Понятие и расчет индекса цен

Индекс цен представляет собой статистический показатель, применяемый с целью расчета изменения (динамики) цен за определенный промежуток времени.

Индекс цен рассчитывается в следующем порядке:

  1. Отбираются объекты расчета посредством репрезентативной выборки из различных отраслей экономики;
  2. Выбирается система взвешивания показателей;
  3. Выбирается формула для расчетов индексов.

Формула индекса цен

Формула индекса цен может рассчитываться тремя способами:

  • По формуле Пааше;
  • По формуле Ласпейреса;
  • По формуле Фишера.

Формула индекса цен Ласперейса показывает, как изменяются цены на товар, который был продан в базисном периоде.При расчете индексаЛасперейса происходит сравнение стоимости товара, реализованного в прошлом периоде (в ценах текущего периода), и такого же количества продукции в ценах прошедшего периода.

Формула индекса цен Ласперейса выглядит следующим образом:

Ip=∑p1q0 / ∑p0q0

Здесь p1 – цена отчетного периода;

p0 – цена базисного периода;

q0 и q1 – количество продукции, которая была реализована в соответствующих периодах.

Формула индекса цен Пааше показывает, как изменилась цена на товар, проданный в отчетном году, при сравнении с ценой базисного года (периода). Сравнение происходит с количеством продукции, реализованным в отчетном году. При этом формула индекса цен выглядит следующим образом:

Ip=∑p1q1 / ∑p0q1

Здесь p1 – цена отчетного периода;

p0 – цена базисного периода;

q1 – количество продукции, которая была реализована в базисном периоде.

В нашей стране при расчете индекса цен используют индекс Ласпейреса, поскольку формула индекса цен Пааше не принимает к учету падение спроса на соответствующую продукцию (например, при экономическом спаде или инфляции).

Индекс ценПааше занижает уровень инфляции, так как во внимание не принимаются ассортиментные сдвигитекущего периодапо отношению кбазисному. Индекс Ласпейреса, напротив, несколько завышает уровень инфляции, так как не учтен эффект замещения дорогой продукции на аналогичную дешевую продукцию.

Для устранения данных противоречий применяется формула индекса цен Фишера, вычисляемая в качестве среднего геометрического значения индексов Ласпейреса и Пааше:

Ip=√ ∑p1q1 / ∑p0q1 * Ip=∑p1q0 / ∑p0q0

Расчет по формуле Фишера очень трудоёмкий, поэтому индекс по ней рассчитывают крайне редко.

Виды индексов цен

В соответствии с базовым объектом расчета выделяют несколько видов индексов:

  • Промышленный индекс, отражающий уровень цен на продукцию, которую приобретают промышленные предприятия;
  • Внешнеторговый индекс, показывающий динамику цен импортируемой и экспортируемой продукции;
  • Потребительский индекс, учитывающий стоимость потребительской корзины товаров, которые приобретаются на внутреннем государственном рынке;
  • индекс-дефлятор. Который отражает изменения макроэкономических показателей системы национальных счетов (например, ВВП, ВНП и др.) в текущем году по отношению к базовому году (периоду);
  • Сельскохозяйственный индекс, отражающий динамику колебания цен на продукты сельского хозяйства;
  • Индекс транспортных тарифов, который включает цену перевозки грузов, в том числе транзитные платежи;
  • капитальных вложений.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1 ПРИМЕР 2

Со страницы справочника CREATE TABLE (выделение добавлено):

Коэффициент заполнения таблицы составляет от 10 до 100 процентов. 100 (полная упаковка) используется по умолчанию. Если указан меньший коэффициент заполнения, операции INSERT упаковывают страницы таблицы только до указанного процента; оставшееся место на каждой странице зарезервировано для обновления строк на этой странице. Это дает UPDATE возможность разместить обновленную копию строки на той же странице, что и оригинал, что более эффективно, чем размещение ее на другой странице. Для таблицы, записи которой никогда не обновляются, лучшим выбором является полная упаковка, но в сильно обновленных таблицах подходят меньшие коэффициенты заполнения.

Со справочной страницы CREATE INDEX (выделение добавлено):

Коэффициент заполнения индекса — это процент, который определяет, насколько полно метод индекса будет пытаться упаковать страницы индекса. Для B-деревьев листовые страницы заполняются до этого процента во время первоначального построения индекса, а также при расширении индекса справа (самые большие значения ключа). Если впоследствии страницы будут полностью заполнены, они будут разделены, что приведет к постепенному снижению эффективности индекса.B-деревья используют коэффициент заполнения по умолчанию, равный 90, но можно выбрать любое значение от 10 до 100. Если таблица является статической, то коэффициент заполнения 100 лучше всего минимизировать физический размер индекса, но для сильно обновленных таблиц меньший коэффициент заполнения лучше минимизировать необходимость разделения страницы. Другие методы индекса используют fillfactor разными, но примерно аналогичными способами; коэффициент заполнения по умолчанию зависит от метода.

Цена как экономический фактор

Экономика любой страны представляет собой сложную систему. В ее состав входят менее крупные по масштабу подсистемы, которые, как правило, представляют типы рынков. Эти подсистемы оказывают влияние как друг на друга, так и на экономику страны в целом.

Экономические отношения между субъектами возникают в процессе производства, перераспределения, сбыта и реализации экономических благ. При этом на процессы в системе оказывает влияние большое число внешних и внутренних факторов, поэтому большая часть рыночных показателей является динамической. То есть, при анализе рынка используется его состояние на определенным момент времени.

Определение 1

Конъюнктура – это определенная ситуация, характерная для экономической системы в момент времени.

Она определяется многими показателями, такими как:

  • соотношением спроса и предложения;
  • уровнем рыночной активности;
  • процентной ставкой;
  • уровнем цен;
  • объемами производства;
  • соотношением внутренней валюты к международным;
  • динамикой уровня потребления и производства.

Одним из важнейших факторов для любого типа рынка является ценообразование. Процесс производства всегда тесно связан с формированием цен, которые позволяют не только покрыть издержки, но и принести прибыль хозяйствующим субъектам.

Определение 2

Цена – это денежное выражение стоимости определенного экономического блага.

Замечание 1

Важно отметить, что для потребителя цена на экономическое благо определяется исходя из его собственного понимания ценности приобретаемого блага. Поэтому, для эффективного ценообразования производителю необходимо учитывать особенности потребительского отношения к продукту или услуге.

Понятие индекса цен, принципы их формирования

Для определения проблем в сфере производства, а также факторов, влияющих на рост экономических показателей используют такое понятие, как система национальных счетов. Она представляет собой сводную таблицу статистических показателей деятельности экономики за определенный период. Данные о ценовых колебаниях являются одними из показателей национальной системы счетов. Для математического отображения ценовых изменений в период времени используют специальные индексы.

Определение 3

Индекс цены – статистическая величина, используемая для определения ценовых изменений в конкретные периоды времени.

Классификация индексов производится в зависимости от объекта, который они описывают. Среди них выделяют ценовые индексы:

  • в промышленности;
  • в сельскохозяйственном секторе;
  • для транспортных тарифов;
  • во внешней торговых отношениях;
  • по капвложениям;
  • потребительский;
  • индексы — дефляторы.

Ценовой индекс для промышленного сектора показывает ценовые колебания в отрасли в части стоимости экономических благ в процессе производства.

Сельскохозяйственные индексы отражают ценовые изменения на продовольствие.

Отражением цен по транспортировке, погрузке, а также по нормам перевозки определяют индексы транспортных тарифов.

Во внешне торговых отношениях индексы описывают импорт и экспорт по отдельности. Если производитель занимается продажами на внутреннем и внешнем рынках, то при расчете данного показателя используются данные только по экспорту продукции.

Индексы по капвложениям отображают показатели деятельности в отраслях народного хозяйства, показывая колебания доходов в определенной отрасли.

Определение 4

Потребительский индекс — это величина, отображающая стоимость потребительской корзины, которая в свою очередь представляет собой минимальный набор продуктов для существования в стране при определенном экономическом уровне.

Индекс — дефлятор показывает изменение показателей в системе национальных счетов по отношению к их базовым данным.

Замечание 2

Принцип проведения расчетов состоит в выборе объектов расчета, определения системы расчетов, а так же выбора формулы для проведения математических операций.

Формула индекса цен

Как правило, способы и методы, применяемые для расчета индексов схожи для всех объектов.

Принцип составления математических формул для расчета индексов цен состоит в приведение определенной товарной, либо продуктовой группы к определенной общей стоимости. Для этих целей определяется объем каждой товарной единицы, а так же показатель цены на продукт. Базой для расчета колебаний в количестве будет цена, если же необходимо определить цену, то базой будет выступать объем товарной группы.

При проведении расчетов получают фактическую величину индекса, которая показывает степень отклонения от уровня цен. Так же выделяют средний индекс цен, который показывает удельный вес каждого параметра, давая возможность внести не только ценовые, но и структурные изменения.

В экономической науке существует три формулы для расчета ценовых индексов:

  1. Индекс Ласперейса отражает динамику цены за период. Определяется соотношением цен текущего периода к ценам прошлого периода, при этом объем товарной группы должен быть одинаковым для обоих ценовых показателей. Формула расчета данного показателя:


    Рисунок 1. Индекс Ласперейса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_0$ – количество реализованных товаров.

    Эта формула не позволяет отследить изменений в структуре базового параметра, показывая лишь доходность при реализации. Этот индекс показывает уровень инфляции выше реального.

  2. Индекс Пааше показывает изменение цен в зависимости от изменения объемов продукции. То есть показывает рост или снижение цен на товары в период времени.


    Рисунок 2. Индекс Пааше. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_1$ – количество проданных товаров.

    Этот индекс наоборот занижает показатели уровня инфляции, так как не учитывает изменения в ассортименте.

  3. Индекс Фишера выражает соотношение двух предыдущих индексов друг к другу. Он позволяет рассматривать изменения величин как в будущих, так и в прошлых периодах. Как правило, используется для расчетов прошлых изменений за длительный временной отрезок.


    Рисунок 3. Индекс Фишера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где $p_1$ – цена текущего периода, $p_0$ – цена прошлого периода, $q_0$ – количество реализованных товаров, $q_1$ – количество проданных товаров.