Отмена персональной надбавки

Персональная надбавка к должностному окладу

Иногда работодатели считают нужным выплачивать своим сотрудникам сверх зарплаты дополнительные средства, чтобы поощрить их за хорошую работу или что-либо компенсировать. Само название надбавки свидетельствует о том, что он назначается не всем, а только конкретным работникам по определенным показателям.

Проясним, на каком основании может устанавливаться персональная надбавка, каким категориям работников она вообще не положена, как правильно оформить ее, а если потребуется, отменить.

Сущность персональной надбавки

Сотрудник может получать не только «голый» оклад, но и дополнительные выплаты, в том числе назначаемые и помимо заработной платы.

В Трудовом кодексе нет точного определения надбавки. Входящая в состав заработной платы, отраженная в трудовом договоре или допсоглашении к нему надбавка является общей для всего персонала при наступлении определенных условий, например, за работу в некоторых климатических зонах, за вахтовый труд и др. Персональными такие надбавки не считаются.

Если же назначать надбавку работодатель не обязан, но он делает это для отдельных сотрудников в индивидуальном порядке, отражая условия назначения в специальном Положении, колдоговоре или другом локальном акте, такая выплата и будет персональной надбавкой. Право назначать такие выплаты работодателем предоставляет ст. 135 ТК РФ.

Целесообразность назначения персональных надбавок

В каких случаях работодателю может понадобиться механизм персональных надбавок? Когда может потребоваться сделать вознаграждение за труд особенным для какого-то конкретного работника или их группы? Возможны следующие варианты:

  • работодатель хочет выделить успехи конкретного сотрудника;
  • есть желание поощрить сотрудника за обладание выдающимися или уникальными знаниями и умениями;
  • нежелательно менять сложившуюся систему ставок и окладов, но при этом есть потребность в дополнительном стимулировании работников.

Разные виды персональных надбавок

Вид надбавки может определяться различными факторами:

  1. Основание для начисления – работодатель вправе назначить персональную надбавку:
    • за стаж;
    • за уровень квалификации;
    • за определенную интенсивность труда;
    • за профмастерство;
    • за выполнение особых по важности и/или срочности заданий;
    • за «бонусные» умения и навыки, например, владение иностранным языком;
    • за ученую степень в профильной области;
    • за труд в условиях служебной тайны и др.
  2. Время действия положений о надбавке – можно установить эти выплаты как на постоянной основе, так и временно:
    • на месяц;
    • на квартал;
    • на год;
    • бессрочно.
  3. Размер надбавки может определяться по-разному:
    • в локальных документах закреплена фиксированная сумма;
    • сумма надбавки исчисляется определенным образом, например, как процент от оклада или средней зарплаты;
    • определение размера по коэффициенту трудового участия: ежемесячная сумма, выделяемая на надбавки, будет по-разному распределяться внутри группы работников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что сумма на персональные надбавки никак законодательно не лимитируется, не следует устанавливать их в размере, превышающем месячный оклад. Большие надбавки сложно обосновывать в суде в случае каких-либо споров, высока вероятность признания их частью обязательных выплат. Практика показывает, что максимальный размер персональной надбавки не должен быть более 50% от оклада, а оптимальный – 10-20%.

Кому назначают персональную надбавку, а кому нет

Дополнительные персональные выплаты могут быть назначены любому штатному сотруднику организации, поскольку они плюсуются к его окладу, часто вычисляясь как процент от его размера. При этом оформление сотрудника в штат не имеет особого значения, на персональную надбавку может претендовать:

  • заключивший обычный трудовой договор сотрудник;
  • «срочник»;
  • работающий по совместительству.

Не принято назначать персональные бонусные выплаты таким категориям трудящихся:

  • внештатным сотрудникам;
  • рабочим, трудящимся по договору подряда;
  • заключившим гражданско-правовые договоры.

Оформление персональной надбавки

Работодатель не обязан включать условия персональной надбавки в трудовой договор, так как это стимулирующая выплата. Но так как это все же часть оплаты труда, ее необходимо документально обосновать. Для этого нужно регламентировать персональную надбавку в коллективном договоре или в Положении об оплате труда и обязательно сослаться на этот документ в тексте трудового соглашения (ст. 57 ТК РФ).

ВАЖНО! Если работодатель не внесет положения о надбавке в локальные документы, выплачивая ее без оформления, ему не угрожает законодательная ответственность. Единственное, что может служить минусом для нанимателя в такой ситуации, — это то, что необоснованные выплаты не получится отнести на расходы, снижающие налоговую базу.

Ходатайство и приказ о персональной надбавке

Как еще можно оформить выплату персональной надбавки, если не проводить ее отдельным документом? Это может быть нужно, когда характер выплат не систематический, а разовый или рассчитан на определенный период. В таком случае целесообразно составить служебную записку (ходатайство) от непосредственного руководства более высокому, имеющему правомочность назначать надбавку. Это может быть генеральный директор, финансовый директор, руководитель отдела персонала, главный бухгалтер и т.д. В тексте записки, помимо обязательных реквизитов деловых документов, следует указать:

  • доводы, обосновывающие назначение надбавки конкретному сотруднику или их группе;
  • предполагаемую сумму доплаты;
  • за счет каких средств предполагается назначение надбавки (например, из фонда оплаты труда или за счет увеличения прибыли от продаж и т.п.);
  • срок действия дополнительных выплат.

ВНИМАНИЕ! Бессрочные надбавки не принято оформлять с помощью служебных записок. По истечении вписанного срока можно снова ходатайствовать о назначении надбавки. Такого рода документом можно просить о назначении, увеличении, снижении, продлении или отмене персональной выплаты.

Составленная служебная записка, завизированная руководством, станет основанием для подготовки приказа о начислении надбавки. Оформление этого приказа может быть в произвольной форме. Важно грамотно мотивировать назначение дополнительных выплат, поскольку их целесообразность с производственной или экономической точки зрения является гарантией отнесения этих затрат на себестоимость продукции, что очень строго проверяется налоговиками.

После издания приказа о назначении надбавки работник должен быть ознакомлен с ним, что подтверждается личной визой (эта процедура обычна для любых приказов).

Отмена персональной надбавки

Как и установка, отмена или изменение персональной надбавки происходят по приказу руководства.

ВНИМАНИЕ! Работодатель не обязан информировать персонал о мотивах назначения персональных надбавок и их суммах, но если он собирается прекратить эти выплаты, лучше предупредить об этом заранее.

Важные нюансы персональных прибавок

Все финансовые вопросы важно правильно регламентировать и учитывать все законодательные тонкости. При назначении персональных прибавок работодателю обязательно нужно брать во внимание некоторые обстоятельства:

  1. Правильно оформленная персональная надбавка по бухгалтерии проходит как «расходы на оплату труда».
  2. Надбавку начисляют одновременно с заработной платой.
  3. Данная выплата включается в расчет среднего заработка, нужный для исчисления, например отпускных (Постановление Правительства РФ № 922 от 24 декабря 2007 года в редакции 15.10.2014 г.).
  4. При нарушении прописанного в положении о надбавке срока, когда выплата необоснованно и неожиданно для сотрудника прекращается раньше, работник вправе требовать доначисления надбавки и выплаты пени за просрочку.
  5. Если начальником структурного подразделения не будет вовремя отправлена служебная записка, персональные выплаты будут прекращены, ведь именно этот документ является основанием для издания приказа о начислении средств.
  6. Если работника, получающего персональную надбавку, перевели на другую должность, право на надбавку за ним не сохраняется, если она не предусмотрена положениями новой должности.
  7. Смена руководства организации может повлечь за собой изменения в положениях о персональных надбавках.
  8. Персональную надбавку обязательно отражают в штатном расписании, указывая номера приказов о ее начислении.

Работодатель может отменить часть выплат работнику, не нарушая Трудового кодекса. В некоторых случаях сотрудника об этом можно даже не предупреждать.

Определения

Стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки к заработной плате стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (ст. 129 ТК РФ). Доплаты и надбавки могут быть установлены коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Как правило, дополнительные выплаты устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, локальным нормативным актом или приказом руководителя. И порядок их отмены зависит от того, каким образом они были установлены.

Порядок отмены выплаты, установленной трудовым договором

Этот документ — двусторонний, и вносить поправки в него самостоятельно работодатель не в праве, поскольку это считается изменением условий труда. Поэтому о предстоящем преобразовании и причинах работника нужно уведомить в письменной форме за два месяца, что установлено в ст. 74 ТК РФ. Там же закреплено, что, если сотрудник не согласится на новые условия, ему могут предложить другую работу. Если сотрудник не согласен на новые условия или на предложенную работу, трудовой договор расторгается.

Итак, работодатель письменно уведомляет работника об изменении условий трудового договора, после чего заключается дополнительное соглашение к трудовому договору и издается соответствующий приказ.

Порядок отмены выплат, установленных коллективным договором

Изменить условия, предусмотренные коллективным договором, в одностороннем порядке руководитель также не в праве. Условия коллективного договора изменяются в порядке, установленном в самом тексте документа (ст. 44 ТК РФ).

Порядок отмены выплат, установленных локальным нормативным актом

Правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы или в связи с отменой данного акта актом равной или высшей юридической силы (ст. 12 ТК РФ).

То есть для того, чтобы отменить выплату, утвержденную локальным актом, работодатель может издать новый документ.

Порядок отмены выплат, установленных приказом руководителя

Если надбавка была установлена приказом руководителя и в документе не указывался период, на протяжении которого сотрудник получает надбавку, то достаточно просто издать приказ об отмене выплат. Для этого даже не требуется ставить в известность работника.

В чем разница?

Получается, что часть выплат работнику легче установить приказом, поскольку их проще будет отменить.

Заместитель главного бухгалтера ООО «Станкозавод «ТБС» Елена Топчий: «В трудовых договорах и локальных актах, как правило, устанавливаются оклады и надбавки, которые работодатель гарантированно может или обязан выплачивать. Премии же, остающиеся на усмотрение работодателя и зависящие от многих факторов, проще установить приказом.

Безусловно, если оклад работника небольшой и он рассчитывает на премию, недовольство в случае, если ее не начислят, будет велико. Однако, никакого нарушения не будет, поскольку поощрительные выплаты зависят от многих факторов. Например, от работы сотрудника, от выручки компании.

Что же касается надбавок, установленных законом, то их работодатель выплачивать обязан. Просто в некоторых случаях сумма выплат может устанавливаться на усмотрение работодателя».

Какие надбавки работодатель отменить не может?

Не все надбавки и доплаты обладают одинаковым статусом и не все стимулирующие выплаты можно отменить.

Адвокат «Санкт-Петербургской центральной коллегии адвокатов» Марианна Михайлова: «Некоторые доплаты и надбавки обязательны для применения. Их выплата гарантирована государством, и они выплачиваются в строго установленном законом размере. Это выплаты, которые связаны с особыми условиями труда или неблагоприятными факторами производства. К таким относятся «северная» надбавка, надбавка за вахтовый метод работы, доплата за работу в выходные и праздничные дни, доплата за сверхурочную работу.

Существует ряд доплат и надбавок, которые применяются в отдельных сферах. В большинстве случаев они обязательны, но могут быть установлены по усмотрению работодателя, и их размеры определяются в организации самостоятельно. К таким относятся доплата за совмещение, за работу в ночное время, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Существуют надбавки и доплаты, которые устанавливаются по усмотрению работодателя, например доплата за ненормированный рабочий день или надбавка за профессиональное мастерство».

Наталия Субаева

Возможно ли снятие надбавок (доплат) к окладу в одностороннем порядке?

Наталья251217, здравствуйте. Сначала нужно разобраться в вопросе:

Цитата (Наталья251217):в трудовом договоре у работника прописан оклад+надбавка Возможно, речь идет о стимулирующей выплате. Ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты -доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Стимулирующая выплата должна быть обоснована. Например, в Положении об оплате труда, может быть определено, что стимулирующая выплата зависит от финансового положения предприятия и заслуг самого работника. Следовательно, надбавка может быть отменена и по приказу руководителя.
Кроме того, согласно ст. 74 ТК РФ: в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.