Отпуск для матерей одиночек по трудовому кодексу

Статья подготовлена при содействии

агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа»

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ

РАБОТНИК — ОДИНОКИЙ РОДИТЕЛЬ

В любых трудовых отношениях всегда присутствуют две стороны — работник и работодатель. Нередко на стороне работника выступают такие представители социально незащищенных слоев населения, как молодежь, неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие, женщины с малолетними детьми и т.п. Среди таких работников часто в условиях современной жизни встречаются одинокие родители, а именно матери-одиночки, одинокие отцы и иные лица, воспитывающие детей без матери.

В данной статье мы рассмотрим подробнее такие понятия, как «одинокая мать», «отцы, воспитывающие детей без матери», «мать-одиночка» и т.д.; подскажем работодателям, как разграничивать данные понятия, какие льготы в трудовом и ином законодательстве предусмотрены для этих работников и как регулировать их труд.

Эта категория работников и трудовые льготы для нее встречаются нам в ст. 259, 261, 263, 264 ТК РФ. Попробуем с ними разобраться. Рассмотрим эту проблему более подробно.

В списке льгот по определению ребенка в детский сад есть формулировка «одинокий работающий родитель». Определение одинокого родителя содержится в Налоговом кодексе РФ, а именно подп. 4 п. 1 ст. 218 гласит, что вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Под одинокими родителями для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке». Следовательно, понятие «одинокий родитель» относится и к родителю, который никогда не состоял в законном браке, и к разведенному родителю. Но ключевым моментом здесь является фраза «для целей настоящей главы». Если бы данное определение распространялось на все законодательство Российской Федерации в целом, то тогда бы масса статей Трудового кодекса Российской Федерации по предоставлению льгот матерям-одиночкам, распространялась бы и на всех разведенных женщин.

Сама по себе формулировка «одинокий родитель» обозначает, что ни в каких документах не фигурирует имя и фамилия второго родителя, т.е. в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец (мать)» может стоять прочерк, или имя отца может быть вписано произвольное, по заявлению матери.

При регистрации рождения ребенка предоставляется медицинский документ о рождении ребенка, паспорта обоих родителей. Если родители ребенка состоят в законном браке, предоставляется также и свидетельство о регистрации их брака.

По российским законам мать-одиночка записывает рожденного или усыновленного ею ребенка на свою фамилию, а имя и отчество ребенка указывает уже по своему желанию.; отец ребенка в данном случае не имеет никаких прав и обязанностей, в т.ч. не платит алиментов, а мать ребенка получает государственную социальную поддержку и защиту. То есть в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери. Органы ЗАГСа выдают в этом случае справку, которая служит основанием для внесения записи об отце ребенка и которая является документом, необходимым для предоставления льгот, связанных с одиноким материнством.

В случае если папа исчез в неизвестном направлении, но в свидетельстве о рождении ребенка он числится (на основании его заявления о признании отцовства либо свидетельства о браке), то женщина уже не мать-одиночка! То есть ни разведенные женщины, ни вдовы, которых часто в бытовых разговорах называют матерями-одиночками, таковыми на самом деле не являются. Мать-одиночка — это женщина, одна, без мужа воспитывающая своего ребенка. А вот как соотносятся понятия «мать-одиночка» и «одинокая мать»? Исходя из вышеизложенного текста мать-одиночка — это женщина, родившая или усыновившая ребенка уже без отца, т.е. она не вдова и не разведенная женщина.

Ни один современный словарь или энциклопедия не дают подробного толкование понятия «одинокая мать», а тем более «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении весьма далеком от обыденного восприятия. Впервые юридический термин «одинокая мать» (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»». Из данного документа следовало, что одинокая мать — это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая так называемых внебрачных детей. Это обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в т.ч. и разведенных женщин и вдов.

Как правило, понятие «одинокая мать» отождествляется с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными или материнскими семьями. Таким образом, под весьма распространенным термином «неполная семья» понимают семью родителя, который вследствие различных причин один воспитывает и несет ответственность за живущего на его иждивении ребенка (детей).

То есть одинокая мать — это мать, у детей которой изначально есть отец, он записан в их свидетельствах о рождении, но она вынуждена одна воспитывать детей (из-за развода, смерти или гибели мужа и т.п.). То есть в категорию «одинокая мать» попадают вдовы и разведенные женщины, а в категорию «мать-одиночка» уже нет.

Существует также понятие «неполная семья». Неполная семья — это семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или отбывает срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а решение суда о взыскании алиментов не исполняется.

В настоящее время количество неполных семей пополняется также семьями фактически раздельно проживающих супругов, а также за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

В научной зарубежной литературе наряду с терминами «одинокая мать» и «семьи одиноких матерей» с уточнением их семейного статуса используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами». В последние годы стали использоваться понятия «одинокий родитель» и «семья одного родителя».

В случаях, когда в субъектах Российской Федерации, на конкретных учреждениях, предприятиях предусматриваются какие-либо дополнительные социальные льготы для одиноких матерей (например, снижение оплаты за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении), может применяться более широкое понятие «одинокая мать». Иногда в подобных случаях одинокими считаются матери-вдовы и разведенные матери. Каждый работодатель вправе сам решать, исходя из финансовых, материальных и иных возможностей своей организации (предприятия, фирмы и т.п.), каких женщин относить к матерям-одиночкам и какие льготы им предоставлять.

Часто говорят, что одинокий родитель — это мать-одиночка или одинокая мать. Но это не так. К лицам, воспитывающим детей без матери, также относятся:

¡ отцы, воспитывающие детей без матери;

¡ мужчины, воспитывающие без матери усыновленных ими детей;

¡ опекуны и попечители, воспитывающие детей без матери;

¡ отчимы, воспитывающие детей без матери;

¡ приемные отцы, воспитывающие детей без матери.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не перечислены условия, при которых мужчина признается одиноким отцом. На практике же отцом-одиночкой считается мужчина, имеющий ребенка (детей), мать которого умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при разводе, находится в местах лишения свободы. Если ваш работник заявляет, что он — одинокий отец, попросите его принести документы, удостоверяющие, что он воспитывает детей без матери. Это может быть решение суда о признании жены безвестно отсутствующей или умершей, решение суда о разводе, свидетельство о смерти жены одновременно с предоставлением справки жилищно-коммунального органа (ТСЖ, ЖЭУ и т.п.) о совместном проживании детей с отцом.

Отцом ребенка является то лицо, которое записано в качестве отца в его свидетельстве о рождении. Отчимом является лицо, состоящее в зарегистрированном в установленном порядке браке с матерью ребенка. Опекуном ребенка в возрасте до четырнадцати лет и попечителем ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет является лицо, в отношении которого имеется решение главы местной администрации о назначении его опекуном (попечителем) и которому выдано опекунское свидетельство (свидетельство попечителя).

Приемная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) о передаче на воспитание. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители имеют соответствующее удостоверение, в котором указывается возраст (год рождения) каждого приемного ребенка (ст. 151 Семейного кодекса РФ).

Вышеуказанные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Под воспитанием ребенка без матери или отца в данном случае следует понимать отсутствие второго родителя по любым причинам: смерть, гибель, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, расторжение законного брака, раздельное проживание, отказ от участия в воспитании ребенка, длительная болезнь, командировка и т.д. Отсутствие второго родителя должно быть подтверждено соответствующими документами. Мы уже писали о них ранее: свидетельство о смерти, решение суда, справка о составе семьи и т.п.

К одиноким родителям также может быть причислен и родитель разведенный, если судом признано, что другой родитель (супруг) считается безвестно отсутствующим. Если оба родителя не состоят в зарегистрированном браке, то они признаются одинокими родителями. Здесь надо думать, что если родители живут просто в гражданском браке (устойчивая семейная общность) и ведут совместное хозяйство и т.п., а также у них есть общий ребенок, то они будут признаны одинокими родителями по отношению к данному ребенку, т.к. официально зарегистрированного брака между ними нет.

К сожалению, закона, в котором были бы четко прописаны данные определения, пока еще нет.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Прием на работу. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и т.п. Чрезвычайно сложной является ситуация с трудоустройством отдельных групп населения (к примеру, молодежи или женщин). Сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, наличия детей, иных иждивенцев и других признаков. Практика подбора персонала демонстрирует нам в настоящее время повсеместное распространение дискриминационного подхода к замещению определенных вакансий именно по таким основаниям, как наличие детей, семейное положение и т.д.

Вспомним хотя бы Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который говорит о том, что к особо нуждающимся в защите гражданам при поиске работы относятся именно одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов и т.п. Для данных категорий граждан государство обеспечивает различные гарантии при реализации программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и т.п.

Так почему бы и работодателям при подборе персонала не отдавать предпочтение именно лицам с семейными обязанностями, если они также обладают всеми необходимыми квалификационными и иными требованиями по сравнению с другими претендентами на работу? Работник с маленькими детьми — это не всегда плохой работник. Ведь женщина или мужчина, признанные одинокими родителями, будут ответственнее относиться к работе, будут выполнять ее качественно и в срок, будут дорожить своим рабочим местом и т.д., ведь на их иждивении находится маленький ребенок.

Прием на работу осуществляется работодателем по соглашению с женщиной путем заключения трудового договора. Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора, не допускается прямое либо косвенное ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола и др. признаков, не относящихся к деловым качествам работника. Но не является дискриминацией по отношению к лицам с семейными обязанностями различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными виду труда требованиями либо обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию обратившегося лица. Прямо запрещение связывать отказ в заключении трудового договора с наличием детей практически никогда «не работало» в интересах одиноких родителей, будь то одинокие матери, отцы-одиночки и т.п. Как правило, работодатели не указывают эти мотивы, используя другие благовидные предлоги для отказа в приеме на работу.

Сверхурочные работы, работа в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочной называется работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение отцов, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери (в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), матерей, воспитывающих ребенка до пяти лет без супруга, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ (ст. 259 ТК РФ).

Данная мера в какой-то степени снижает уровень гарантий трудовых прав одиноких родителей, т.к. вопросы привлечения, например, к сверхурочной работе требуют от работодателя оперативного принятия решений. Получается, что данная категория работников практически лишена возможности подкрепить свое письменное согласие на данные работы медицинским заключением, так как просто не успеет пройти необходимое медицинское обследование. И таким образом, все указанные выше вопросы будут решаться без учета состояния здоровья женщин и мужчин.

Если же работодателю известно о каких бы то ни было медицинских противопоказаниях для данного работника, то привлечение его к сверхурочным и иным подобным работам категорически недопустимо. Разумеется, подобную информацию, а именно медицинскую справку, заключение и т.п. работодатель может получить только от самого работника — одинокого родителя уже по его желанию.

Ночное время. Известно, что постоянная работа в ночное время (с 22.00 до 6.00) неблагоприятно влияет на организм человека, увеличивает текучесть женских кадров, влечет осложнения в семейной жизни. Именно поэтому ограничение ночного труда одиноких родителей и нашло свое закрепление в законодательстве. При решении вопроса об освобождении от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории родителей не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22.00. Отказ лица с семейными обязанностями от работы в ночное время не считается нарушением трудовой дисциплины.

Матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Трудовой кодекс Российской Федерации впервые указал именно на письменную форму согласия работника — одинокого родителя на привлечение его к ночным, сверхурочным и прочим подобным работам. Такое требование навсегда опровергло мнение о возможности выражения работником своего согласия на отдельные виды работ в устной форме или путем конклюдентных действий (например, молчания).

Данный императивный запрет не допускается не только по инициативе работодателей, но и по просьбе самой женщины или иного лица с семейными обязанностями (одинокого родителя).

Установление трудовым законодательством дополнительных гарантий в сфере труда для одиноких родителей направлено на создание равных возможностей с лицами, не обремененными такими обязанностями, как воспитание детей и т.д., при реализации ими права на труд, а также на обеспечение им условий труда, позволяющих гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности.

Неполное рабочее время. Неполное рабочее время вводится в интересах тех лиц, которые по каким-либо причинам не могут быть заняты полный рабочий день.

Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) может устанавливаться по соглашению между работодателем и одиноким родителем, имеющем ребенка (детей), уже при приеме его на работу, если в связи с необходимостью ухода за детьми он не может работать полное рабочее время. Запись в трудовую книжку о приеме на работу вносится без указания о работе на условиях неполного рабочего времени.

Неполное рабочее время может быть установлено по соглашению сторон как без ограничения срока, так и на любой, удобный для работника срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д. В приказе (распоряжении) о приеме одинокого родителя на работу с неполным рабочим временем указываются срок работы, продолжительность рабочего времени и его распорядок в течение рабочего дня или недели и т.д.

Об остальных категориях льгот для одиноких родителей, предусмотренных трудовым законодательством, читайте в журнале «Кадровые решения» № 3, 2008 г.

Статья 218 НК РФ.

Толковый словарь русского языка под ред. Ефремовой Т.Ф.

Есть несколько видов различных выплат на ребенка, среди которых: помощь при рождении ребенка, по уходу за ребенком с инвалидностью, помощь семье на ребенка с тяжелыми болезнями, детские пособия матери-одиночке, по опеке и попечительству, связаные с усыновлениям ребенка, многодетным семьям и тд, о которых многие из нас слышали, но не все знают о процедуре их получения и выплаты.

В этой статье юридический интернет-ресурс Protocol предлагает актуальную информацию о всех видах социальной помощи на детей по состоянию на 2020 год, а также узнать было ли повышение выплат на ребенка в 2019, какие полагаются выплаты на второго ребенка или третьего. Кроме этого, в статье изложена информация о том как получить «детские выплаты», кому они положены, в каком размере должны выплачиваться и как осуществляется начисление детских пособий по областям.

Она назначается в размере 41280 гривен. Одноразово выплачивается сумма 10320 гривен, а остальная — на протяжении следующих 36 месяцев равными частями (по 860 гривен каждого месяца пока ребенку не исполнится 3 года). Размер помощи при рождении ребенка начиная с 2014 года не зависит от того, какой ребенок «по счету» родился. Следовательно, такие выплаты что на первого ребенка, что выплаты на третьего ребенка будут в одинаковом размере.

Такое пособие выплачивается кому то из родителей или опекуну ребенка, которые занимаются воспитанием и содержанием ребенка. Для его получения нужно в течение 12 месяцев со дня рождения малыша обратиться в органы социальной защиты населения (что находятся по месту регистрации/месту жительства заявителя) и подать следующие документы:

  • заявление о выплате (при наличии квалифицированной электронной подписи его можно подать и в электронной форме на официальном сайте Минсоцполитики по ) (для подачи в бумажном виде , которую нужно заполнять,,);
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • копию своего паспорта;
  • в случае подачи опекуном — документы, что доказывают опекунство.

В случае, если матери, место жительства которых зарегистрировано на территории Украины, во время временного пребывания за границей, родили ребенка, то таким женщинам нужно обратится к компетентными органами страны нахождения и получить документы, которые подтверждают рождение малыша. Если же женщина родила в следственном или административных изоляторах и учреждениях, то ей следует подать заявление органу управления такого учреждения, который, в свою очередь, в течение 10 дней подает ее заявление и копию свидетельства о рождении ребенка органу социальной защиты населения.

Основания для прекращения вышеупомянутых выплат:

  • смерть ребенка;
  • нецелевое использование денег (например, получатель таких выплат тратить детские деньги в своих личных целях: купил машину, ходит в рестораны, а ребенок, при этом, не получает надлежащего питания, нужной одежды и необходимых условий для развития);
  • лишение родительских прав или лишения опекунства;
  • смерти получателя помощи, или пребывание его в местах лишения свободы;
  • передача на государственное содержание ребенка.

Протокол обращает внимание, что в случае усыновления ребенка, усыновители имеют право на помощь при усыновлении, денежный эквивалент которой и порядок выплат такие же как и помощи при рождении ребенка.

Такая помощь назначается на детей их опекунам и попечителям в случае, если дети не находятся на государственном содержании. Пособие на ребенка выплачивается в размере 2 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста.

Ниже приведена табличка с установленными на 2020 год прожиточными минимумами согласно статьи 7 .

Протокол обращает внимание на то, что если на детей выплачиваются другие соц. выплаты (алименты, пенсия, стипендия, другие виды государственной помощи, кроме помощи по инвалидности), то размер помощи по опеке и попечительству будет составлять разницу между двумя прожиточными минимумами и суммой получаемых денег.

Так, например, если 16-летний ребенок, над которым установлена опека, получает стипендию в размере 1000 грн ежемесячно (больше никаких других выплат не получает), размер выплат по опеке, по состоянию на февраль 2020 года, будет исчисляться таким образом:

2218*2 (два прожиточных минимума) — 1000 грн (размер стипендии) = 3436 гривен (размер помощи).

Помощь назначается на основании обращения опекуна или попечителя к органу социальной защиты с такими документами:

  • о назначении выплат;
  • решение суда или органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • справка о ежемесячных доходах, которые получает опекун или попечитель на ребенка;
  • если ребенок с инвалидностью, то медицинская справка об этом;
  • справка о зарегистрированном месте жительства ребенка и опекуна/попечителя.

Важно отметить, что такая помощь назначается на 12 месяцев (по их истечению проверяют нет ли оснований для прекращения выплат, и, за их отсутствия, возобновляют) и выплачивается ежемесячно до достижения ребенком 18 лет.

Основания для прекращения таких выплат:

  • освобождение от исполнения обязательств по опеке и попечительству;
  • достижение ребенком 18 лет;
  • брак или трудоустройство ребенка;
  • передача ребенка родителям или его усыновление;
  • предоставление полной дееспособности ребенку, если такой ребенок стал отцом или матерью.

На такие выплаты право имеют матери-одиночки (не пребывают в браке (важно обратить внимание, что не имеет значения гражданский это брак или официально зарегистрирован)), одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце или матери. Также, такое право есть в случае если один родитель ребенка умер, а другой, при этом, не получает пенсии по утрате кормильца и социальной помощи ребенку умершего кормильца. Если одинокий отец или одинокая мать зарегистрировали брак, то право на получение помощи за ними сохраняется, если ребенка не будет усыновлено.

Такой вид помощи назначается независимо от получения других видов государственных выплат на детей и выплачивается до достижения ребенком 18 лет (если ребенок учится на дневной форме и не имеет своей собственной семьи, то помощь выплачивается до достижения ребенком 23-х лет).

Размер помощи равен разнице между 100 % прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (размере указаны ) и среднемесячным доходом семьи в расчете на 1 лицо за предыдущие полгода. Итак, чтобы было легче разобраться, пример как правильно исчислять. Ситуация: мать-одиночка имеет двоих детей: 7 и 5 лет, получает заработную плату на протяжении последних 6 месяцев по 5 тыс гривен в месяц (больше никаких доходов не получает). Размер помощи в таком случае, по состоянию на февраль, исчисляется на каждого ребенка отдельно. На старшего ребенка, например, таким образом: 2218 (100 % прожиточный минимум на ребенка 7 лет) — 5 тыс / 3 (так мы считаем среднемесячный доход на 1 члена семьи: доход делим на 3, поскольку членами семьи есть мама и двое детей) = 551 грн 33 коп в месяц.

Такие выплаты на ребенка гарантируются . По назве закона можно понять кому может назначаться. В частности статья 2 этого Закона устанавливает размер такой помощи: 70 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. По состоянию на 2020 год такой прожиточный минимум равен: с 1 января — 1638 гривен, с 1 июля — 1712 гривен, с 1 декабря — 1769 гривен. То есть, размер самой помощи равен: с 1 января — 1146 грн 60 коп, с 1 июля — 1198 грн и 40 коп, а с 1 декабря — 1238 грн 30 коп.

Кроме того, лицам, которые занимаются фактическим уходом за ребенком с инвалидностью может назначаться еще и пособие по уходу за ребенком с инвалидностью (надбавка). Такая надбавка назначается лицам, которые нигде не работают, не учатся на дневной форме, не служат, не находятся на выборной должности (если уход осуществляется за ребенком с инвалидностью подгруппы А, то факт работы, учебы, службы и тд не имеет значения). Размер надбавки зависит от группы и подгруппы инвалидности и составляет: на ребенка с инвалидностью подгруппы А 100 % для детей соответствующего возраста, а на другого ребенка с инвалидностью только 50 %.

Для назначения помощи одному из родителей, опекуну, усыновителю, попечителю необходимо обратится к органу соцзащиты. Период назначения помощи равен периоду инвалидности, что подтверждается заключением медицинской экспертизы, но не более чем по достижению ребенком 18 лет.

тяжелых заболеваний, расстройств, травм, состояний и т.п., которые дают право на получение государственной помощи на ребенка, которому не установлена ​​инвалидность, утвержден Кабинетом Министров Украины. Право получать такую помощь имеют один из родителей, родителей-воспитателей, опекун, попечитель, усыновитель, который осуществляет уход за ребенком и проживает с ним.

Чтобы получать эти выплаты на ребенка необходимо обратиться к органу соцзашиты с заявлением и медицинской справкой о наличии заболевания, предусмотренного в Перечне, копией свидетельства о рождении и документами, что удостоверяют заявителя (паспорт и если обращается опекун/попечитель/усыновитель — решение об их назначении). Размер помощи в 2020 году равен: с 1 января — 1146 грн 60 коп, с 1 июля — 1198 грн и 40 коп, а с 1 декабря — 1238 грн 30 коп. Помощь выплачивается ежемесячно.

(Постановление КМУ от 22 февраля 2006 N 189) предусматривает такой вид временной помощи ребенку в возрасте до 18 лет в случае, если:

  • решение суда о взыскании алиментов с одного из родителей не выполняется в связи с уклонением от уплаты алиментов или отсутствием у должника средств;
  • в отношении одного из родителей осуществляется уголовное производство или принудительное лечение в местах лишения свободы, (или он признан недееспособным, или находится на срочной военной службе);
  • место жительства (пребывания) одного из родителей не установлено.

Размер такой помощи равен разнице между 50 % для ребенка и среднемесячным доходом семьи в расчете на 1 лицо за последние полгода.

Согласно пособие назначается на третьего и каждого последующего ребенка с месяца, в котором было подано заявление, и выплачивается каждого месяца, пока ребенку не исполнится 6 лет.

В случае, если в семье одновременно родилось двое и более детей, в результате чего семья получила статус многодетной, выплата помощи осуществляется на каждого из них. Размер помощи — твердая ежемесячная сумма 1700 гривен.

Для назначения пособия одному из родителей (который постоянно проживает вместе с ребенком) нужно обратиться к органу соцзашиты (либо по месту фактического проживания либо по месту зарегистрированного) из заявлением и подтверждающими документами (удостоверение многодетных родителей и ребенка (если ему исполнилось 6 лет), свидетельство о рождении малыша.

Новые выплаты на ребенка 2019: возобновление пособия по уходу за ребенком и повышение помощи при рождении ребенка, «муниципальная няня»

С 2014 года пособие по уходу за ребенком до 3-х лет отменили. Но, в декабре 2019 года на сайте Верховной Рады Украины появился с обращением возобновить такой вид пособия. С текстом проекта Постановления можно ознакомиться на фото ниже. Утвердят или нет такие изменения предугадать не можем, остается только ждать и наблюдать.

При этом, Протокол напоминает, что хотя пособие по уходу за ребенком не выплачивается сейчас, с 2019 года действует механизм возмещения стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня». Если коротко об этой услуге, то: родители (усыновители) или опекуны, которые законно проживают на территории Украины могут нанять «няню» (которой может быть ФЛП или фирма/компания/организация, что занимается деятельностью по уходу за детьми) и получать от государства ежемесячно компенсацию на такие услуги в размере (если «няня» ухаживает за несколькими детьми, то компенсация выплачивается на каждого из них). Более детальную информацию об «муниципальной няне» можно узнать в

Также, в октябре 2019 года Верховная Рада Украины приняла , в которой, в частности п.2.18 предлагалось при принятии бюджета на 2020 год рассмотреть вопрос о увеличении размера помощи при рождении малыша, а также предлагалось исчислять размер помощи в зависимости от того, который ребенок «по счету” родился у семьи. Но, бюджет на 2020 год уже принят, а предлагаемые изменения рассмотрены и отклонены.

Таким образом, повышение выплат не осуществилось и пособие по уходу за ребенком не возобновили пока что.

Важно отметить, что начисление детских пособий по областям осуществляется органом соцзащиты, который делает денежные переводы на Укрпочту по месту жительства получателей.

Автор консультации: Колотуха Катерина

Источник: Юридический ресурс Протокол