Отраслевая принадлежность организации
Как узнать код отраслевой принадлежности предприятия
Код отраслевой принадлежности ОПО – это «цифровое обозначение раздела (подраздела) отраслевой принадлежности (вида деятельности), присвоенное объекту при идентификации ОПО».
Код присваивает владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) при идентификации ОПО. Его указывают в графе 1.1. Сведений, характеризующих ОПО (в скобках после наименования объекта).
Код отраслевой принадлежности лучше знать с самого начала, чтобы регистрация ОПО прошла безболезненно.
Как найти код отраслевой принадлежности ОПО
Чтобы найти код отраслевой принадлежности ОПО, надо обратиться к Приложению № 1 Приказа Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495.
Важно! Ростехнадзор опять поменял типовые наименования и коды отраслевой принадлежности ОПО — взял и вернул без изменений таблицу с названиями (кодами) из приказа № 168.
Официально опубликован Приказ РТН от 09.04.2018 № 165, который изменил Требования к регистрации объектов в госреестре ОПО (утв. Приказом РТН от 25.11.2016 г. № 495).
Газовая котельная мощностью 80 кВт офисного зданиябыла внесена в реестр ОПО в 2005 году как сеть газопотребления.
В настоящее время подводящий газопровод с ГРПШ-10 передан в собственность муниципалитета.
Какой код вида регистрационного действия в отношении ОПО при предоставлении государственной услуги нужно указать в заявлении для исключения ОПО из реестра — 2.2.2 или 2.3.4?
Исходите из Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45502).
Полагаю что нужно ставить 2.2.2. Признаки опасности утрачены. Объект передан другому лицу.
Вообще-то поменялся собственник у котельной, поэтому вам нужно вносить сведения о смене собственника, то есть 2.3.3. Если ОПО вообще исключается из Реестра, то изменения согласно коду 2.3. не вносятся, так как самого ОПО в реестре не будет.
Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45502)
Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 25 ноября 2016 года N 495
III. Требования к регистрации объектов
13. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее — свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
14. Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:
2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости*;
* В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений.
20. При внесении изменений в государственный реестр, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации, такому объекту присваивается иной регистрационный номер (соответствующий новому владельцу).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что вам необходимо поставить код регистрационного действия 2.2.2
—Здравствуйте, в законе всё написано. Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги и услуг,
которые являются необходимыми и обязательными
для предоставления государственной услуги, подлежащих
представлению заявителем, способы их получения заявителем,
в том числе в электронной форме, порядок их представления
18. Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями настоящего Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением N 2 к настоящему Регламенту (далее — заявление и документы).
19. Заявление о регистрации ОПО в Реестре, внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, исключении ОПО из Реестра заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 3 к настоящему Регламенту (далее — заявление), от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается заявителем либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (в случае, если имеется) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
20. В заявлении указываются сведения:
1) о заявителе: полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН), код причины постановки на учет (далее — КПП), почтовый адрес, адрес электронной почты (в случае, если имеется), телефон, факс (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, ИНН, КПП), реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (если имеются); способ получения результата предоставления государственной услуги в территориальном органе Ростехнадзора (при личном обращении заявителя, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа);
2) об ОПО: полное наименование ОПО, код отраслевой принадлежности, место нахождения (адрес) ОПО, код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО), регистрационный номер ОПО (при наличии), код вида регистрационного действия в отношении ОПО при предоставлении государственной услуги, собственник ОПО (указывается в случае, если заявитель не является собственником ОПО): полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, ИНН, (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), ИНН).
21. Для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра:
1) сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту, подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа;
2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений);
3) обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ);
4) текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).
22. Для выдачи дубликата свидетельства о регистрации заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление, оформленное в соответствии с приложением N 5 к настоящему Регламенту.
23. Для переоформления свидетельства о регистрации в связи с исправлением допущенных опечаток и (или) ошибок заявитель представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причин переоформления, оформленное в соответствии с приложением N 5 к настоящему Регламенту.
24. Основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, являются:
1) изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении: количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта;
2) изменение адреса места нахождения ОПО;
3) изменение сведений о заявителе, собственнике и (или) сведений, указанных в пункте 20 Регламента;
4) изменение сведений, связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации.
25. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) сведений о составе ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.
26. Для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
27. Для получения информации о зарегистрированных в Реестре ОПО и заявителях в форме выписки заявителями направляются запросы в соответствии с приложением N 6 к настоящему Регламенту в территориальные органы Ростехнадзора.
28. Заявление и документы представляются в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора непосредственно либо направляются почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ.
29. Копии документов, перечисленных в пунктах 21, 25 и 26 настоящего Регламента, заверяются подписью руководителя юридического лица либо его уполномоченного представителя, индивидуального предпринимателя либо его уполномоченного представителя и заверяются печатью (в случае наличия) или в случае направления их в виде электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
30. В целях прекращения предоставления государственной услуги заявитель представляет заявление о прекращении предоставления государственной услуги и возврате заявления и документов в свободной форме.
31. В целях получения информации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в случае непредставления их в инициативном порядке заявителем для проверки сведений, представляемых заявителем, территориальный орган Ростехнадзора самостоятельно истребует такие документы в порядке, установленном Федеральным законом N 210-ФЗ.
32. Для предоставления государственной услуги заявитель вправе в инициативном порядке представить следующие документы, которые находятся в распоряжении иных органов, предоставляющих государственные услуги:
2) копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
33. Запрещается требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Общероссийский реестр субъектов предпринимательства — больших, средних и малых — функционирует в стране с 1994 года посредством Постановления № 297 Госстандарта РФ от 30.05.93г.
Важнейшим кодом этой системы является ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций, который в нынешнее время используется как основной реквизит при заполнении отчетности, заключении договоров и другой идентификации и позиционирования субъектов бизнеса.
Собственно, без этого кода ни одно юридическое лицо не может осуществлять деятельность в России, и на основании именно его присваиваются все прочие идентификаторы и статусы.
ОКПО не связан с налогообложением и налоговым учетом и является исключительно статистическим номером, облегчающим формирование информации о каждой единице бизнеса в единых реестрах.
Идентификатор на 2018 год
Код представляет собой ряд из 8 или 10 цифр, который присваивают каждому новому субъекту органы статистики.
По ОКПО можно узнать отраслевую принадлежность той или иной организации. Иногда у предприятий, функционирующих в одной сфере предпринимательства, коды частично совпадают, так как каждый вид экономической деятельности имеет свое строгое цифровое обозначение.
Итак, ОКПО присваивается:
- юридическим лицам;
- организациям, работающим без образования юридического лица;
- индивидуальным предпринимателям.
Именно последние имеют 10 знаков в своем коде. Идентификатор дается при регистрации субъекта и указывается в выписке реестров юрлиц и ИП — ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Структура
Что касается структуры, то ОКПО имеет два раздела. Первый предназначен для организаций как с образованием юридического лица, так и без него, второй необходим индивидуальным предпринимателям.
Каждый раздел делится на блоки:
- наименование;
- идентификация;
- классификация.
В первом блоке указывается сокращенное и полное название предприятий в соответствии с гражданским законодательством. Например, сокращенное наименование ООО «КМК», а полное — Общество с ограниченной ответственностью «Кубанский молочный комбинат». ИП указывают фамилию, имя и отчество в именительном падеже.
Второй блок — это непосредственно цифровой код. Для ИП — 10 знаков, для организаций — 8.
Первые два знака обозначают одну из основных принятых отраслей:
- ресурсы;
- продукты трудовой деятельности;
- народное хозяйство;
- документация и управление.
Дальнейшие цифры — это порядковый номер в общей регистрации всех субъектов.
Последний знак рассчитывается специальным способом, указанным в Методиках расчета контрольного числа из Правил стандартизации 50.1.024-2005.
Третий блок включает дополнительные присваиваемые классификаторы, уточняющие сведения и особенности лица. К ним относятся:
-
ОКАТО — указывает административно-территориальное место нахождения субъекта;
- ОКТМО — указывает административно-муниципальное нахождение;
- ОКВЭД — определяет вид экономической деятельности;
- ОКФС — код формы собственности;
- ОКОГУ — если субъект относится к органам государственного управления, то данный идентификатор показывает, в чьем подчинении он расположен;
- ОКОПФ — код организационно-правовой формы.
Номер ОКПО остается неизменным на протяжении всего периода функционирования организации или предпринимателя независимо от изменений в реорганизации, открытии подразделений в других регионах и пр. Только смена отрасли требует внесения новых данных.
Получение и присвоение кода
ОКПО присваивается непосредственно в момент регистрации хозяйствующего лица и указывается в первой же выписке из Единого реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которая выдается вместе с другими регистрационными документами.
Весь этот процесс происходит в Федеральной службе государственной статистики, т.е. в Управлении Росстата, который занимается ведением, кодификацией, аккумулированием информации о хозяйствующих субъектах.
При утрате номера его можно получить повторно в том же регистрационном органе, но уже платно.
Дополнительно про ОКПО можно узнать из данного видео.
Как узнать номер
Существует несколько способов узнать ОКПО организации или ИП.
По ИНН
Одним их самых простых способов узнать ОКПО является использование присвоенного в налоговой службе при регистрации идентификационного номера — ИНН.
На сайте ФНС России nalog.ru необходимо найти раздел «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей…», в графе поиска ввести ИНН и нажать кнопку поиска.
Система выдаст заполненную таблицу с наименованием субъекта, адресом, регистрационными номерами. В первом столбце, нажав на название лица, можно получить файл, содержащий выписку из Единого реестра юрлиц или ИП со всеми сведениями об этом субъекте, включая и код ОКПО.
Также можно использовать сайт okpo.ru, где по ИНН, ОГРН, адресу нахождения или наименованию запрашивается информация, и в ответ сервис предоставляет сведения из единых реестров. Сервис является платным.
Еще к одному из удобных методов поиска ОКПО относится портал egrul.com, на котором следует отправить заблаговременный взнос на получение сведений из ЕГРЮЛ посредством сообщения с сотового телефона, сервиса Сбербанка или электронных денег. Предоставленная выписка будет доступна в течение 30 дней.
Росстат
Легко можно узнать код ОКПО через отделение Росстата. Достаточно посетить орган статистики, взяв с собой паспорт, свидетельство о регистрации и номер ИНН.
Еще проще, если обойти личный поход в Росстат и воспользоваться интернет-сервисом этого ведомства — кодыросстата.рф.
В наше время свободного доступа в сеть этот способ наиболее оптимален и удобен для пользователей. Эргономичная навигация портала поможет быстро отыскать необходимый регион и перейти на территориальный ресурс, на котором и предоставляются сведения об ОКПО, ОКАТО, ОКТМО и ОКОГУ. Доступ к ним предоставляется при введении в соответствующей графе номера ОГРН либо ИНН.
Сведения для организации
Как уже говорилось, этот код является главным идентификатором хозяйствующего лица и зачастую указывается на документации. Так, взглянув на регистрационные бумаги, лицензии, разрешения, сертификаты, можно увидеть данный номер. Также его часто можно найти на подписных реквизитах, печатях — в конце договоров, заявлений.
Для ИП
Индивидуальные предприниматели, как и организации, получают классификатор ОКПО при регистрации вместе с выпиской из ЕГРИП. Отличием их кода является наличие 10 цифр вместо 8.
Наиболее распространенные способы узнать ОКПО для ИП — это обращение в региональное отделение Росстата с письменным заявлением, паспортом, свидетельствами ЕГРИП и ИНН. В течение 5 рабочих дней по данному заявлению выдается запрашиваемая информация.
Для получения сведений о собственном ОКПО не требуется каких-либо платежей, тогда как по запросам о других лицах установлены фиксированные размеры пошлины.
Также для ИП возможно пользование сетевыми сервисами, о которых речь шла выше.
Какие отчеты сдавать в статистику
Законодатель обязал все субъекты хозяйствования периодически отправлять отчетность в органы статистики. Данная сфера документооборота регулируется законом №282-ФЗ от 29 ноября 2007 года и Постановлением Правительства №620 от 18 августа 2008 года.
Итак, отчетные сведения для получения ОКПО направляются в систему Росстата в письменном виде по утвержденной форме либо посредством электронного способа.
Поскольку с 2016 года значительно выросла ответственность за несвоевременное предоставление сведений, субъектам предпринимательства следует быть в курсе о документации, которая предоставляется в статистические ведомства, о ее формах и сроках.
Для этих целей нужно обратиться в региональное отделение Росстата — специалисты учреждения непременно подскажут, какие отчеты сдаются организациями и предпринимателями, как их правильно заполнять и какие сроки следует соблюдать.
Статистическая служба обязана уведомлять хозяйствующие субъекты о необходимости предоставлять отчетные формы и связанные с этим вопросы. Также информацию можно почерпнуть из официального сайта Росстата www.gks.ru.
Смена юридического адреса
При формировании ОКПО первые два знака означают вид отрасли, к которой относится юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Кто присваивает
Классификатор впервые присваивается в процессе регистрации хозяйствующего субъекта в органах Федеральной службы статистики. Забирая готовые документы об успешной регистрации, лицо получает первую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, где есть графа об ОКПО.
Присвоенный код привязывается на весь период существования лица в качестве предпринимателя. В случае ликвидации персональный ОКПО изымается. из реестра и спустя 5 лет вновь прикрепляется уже к другому ИП или предприятию.
Как узнать ОКПО по ИНН — в данной видео-инструкции.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст) (с изменениями и дополнениями) (отменен)
Введение
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее — КДЕС Ред.1) — Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:
— классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
— определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
— разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
— осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
— подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
— кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
— обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
ХХ. — класс;
ХХ.Х — подкласс;
ХХ.ХХ — группа;
ХХ.ХХ.Х — подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ — вид.
Для обеспечения соответствия записей кодов ОКВЭД записям кодов КДЕС Ред.1 в кодах ОКВЭД между вторым и третьим знаками кода ставится точка. При наличии дополнительных по сравнению с КДЕС Ред.1 уровней деления точка ставится также между четвертым и пятым знаками кода.
В классификатор по аналогии с КДЕС Ред.1 введены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.
Например:
Раздел D Обрабатывающие производства
Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
15 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
15.1 |
Производство мяса и мясопродуктов |
15.11 |
Производство мяса |
15.11.1 |
Производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных |
15.11.2 |
Производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней |
15.11.3 |
Производство пищевых животных жиров |
15.11.4 |
Производство не пищевых субпродуктов |
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак «используемые сырье и материалы».
Пример использования классификационного признака «сфера деятельности»:
Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
01 |
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях |
01.1 |
Растениеводство |
Раздел С Добыча полезных ископаемых
Раздел I Транспорт и связь
60 |
Деятельность сухопутного транспорта |
61 |
Деятельность водного транспорта |
62 |
Деятельность воздушного транспорта |
63 |
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность |
64 |
Связь |
64.1 |
Почтовая и курьерская деятельность |
Пример использования классификационного признака «процесс производства»:
Подраздел СА Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
10 |
Добыча каменного угля, бурого угля и торфа |
10.1 |
Добыча, обогащение и агломерация каменного угля |
10.10 |
Добыча, обогащение и агломерация каменного угля |
10.10.1 |
Добыча каменного угля |
10.10.11 |
Добыча каменного угля открытым способом |
10.10.12 |
Добыча каменного угля подземным способом |
В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
Классификация видов деятельности по установке и (или) монтажу строительных элементов и оборудования, необходимых для эксплуатации зданий, в соответствии с международной практикой осуществляется в группировке 45 «Строительство». Например, установка и монтаж оборудования для отопления и вентиляции, лифтов и эскалаторов, электрооборудования, систем электро-, газо- и водоснабжения, оконных и дверных блоков и т.п.
Классификация видов деятельности по техническому обслуживанию и (или) ремонту приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств и др. осуществляется в группировках, в которых отражается производство данной продукции, за исключением технического обслуживания и (или) ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (группировки 50.2 и 50.4), бытовых изделий и предметов личного пользования (группировка 52.7), офисных машин и вычислительной техники (группировка 72.5).
Приложение А к ОКВЭД включает описания видов экономической деятельности, раскрывающие содержание группировок и/или дающие отсылки к другим группировкам классификатора. При этом описания вышестоящих группировок распространяются на все входящие в них группировки.
Например:
71.10 |
Аренда легковых автомобилей |
Эта группировка включает:
— аренду легковых автомобилей и легких автофургонов до 3,5 т без водителя
Эта группировка не включает:
— аренду легковых автомобилей с водителем, см. 60.22
— финансовый лизинг, см. 65.21
Описания группировок ОКВЭД с кодами до четырех знаков включительно по объемам понятий соответствуют описаниям аналогичных группировок КДЕС Ред.1. При детализации группировок с четырехзначными кодами описания к ним либо не приведены (если описания нижестоящих группировок в совокупности соответствуют объему понятий описания четырехзначной группировки), либо приведены не полностью и содержат часть описания, относящуюся ко всем нижестоящим группировкам.
Построение отдельных группировок ОКВЭД имеет следующие особенности.
В разделе В «Рыболовство, рыбоводство» выделена деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, к которым, в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», относятся рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
В классе 27 ОКВЭД группировки 27.1 и 27.3 имеют особенности построения, связанные с тем, что Российская Федерация не присоединилась к Европейскому объединению угля и стали (ЕОУС).
В классе 73 описания группировок приведены в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, где также определено, что, научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе, а научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Научно-техническая деятельность, определенная Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы, относится в ОКВЭД к классам 73 и 74.
В группу 75.11 наряду с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти включена деятельность Минюста России и его территориальных органов согласно действующей структуре федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, расширены по сравнению с КДЕС Ред.1 описания групп 75.11, 75.13 и изменено наименование группы 75.23.
В классе 80 «Образование» наименования группировок 80.1, 80.2, 80.3 и их описания приведены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ).
При использовании ОКВЭД для классификации деятельности, выполняемой за вознаграждение или на договорной основе, следует рассматривать эту деятельность как деятельность хозяйствующих субъектов, производящих ту же продукцию или оказывающих услуги за собственный счет. При этом выделяются два основных типа деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой за вознаграждение или на договорной основе:
— выполнение работ по документации заказчика, когда подрядчик представляет субподрядчику всю техническую документацию, необходимую для производства заказанной продукции. Например, в металлургическом производстве (ковка, резка, штамповка, литье);
— выполнение работ по заказу, когда субподрядчик подвергает определенной обработке объект, поставляемый подрядчиком. К таким объектам может относиться сырье, детали машин, подвергнутые механической обработке и т.д. Выполняемая по заказу работа может заключаться в обработке металлов, подготовке фруктов для консервирования и т.д.
Деятельность хозяйствующих субъектов по продаже от своего имени продукции, произведенной по их заказу на других предприятиях, классифицируется в разделе G (оптовая и розничная торговля). Когда хозяйствующие субъекты играют существенную роль в проектировании и разработке продукции (обеспечивают исполнителя технической, технологической, конструкторской документацией, необходимой для производства; передают исполнителю «ноу-хау», патенты и т.п., то есть фактически стимулируют производство принципиально новой для него продукции), принимают на себя риск, связанный с производством (являются собственниками сырья и материалов, из которых производится продукция; передают исполнителю в аренду или в лизинг на время выполнения заказа необходимое оборудование, технологические приспособления и т.д.), и объем производства данной продукции в течение года составляет не менее 50% продукции этого вида на предприятии в целом, их деятельность классифицируется так, как если бы эта продукция производилась хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Ведение ОКВЭД осуществляет Минэкономразвития России.
При ведении ОКВЭД Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие с ВНИИКИ Госстандарта России.
Организацией обязательного согласования проектов изменений к ОКВЭД является Госкомстат России.
Узнать коды статистики онлайн бесплатно
Для контроля над состоянием экономики государство ведет постоянный статистический учет хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Функции по формированию официальной статистической информации, а также по ведению государственных статистических наблюдений и исследований возложены на Федеральную службу государственной статистики (Росстат).
Во исполнение указанных функций в Росстате была создана специальная база данных – Статистический регистр хозяйствующих субъектов (Статрегистр). В нем содержится информация:
- О государственной регистрации организаций (их филиалов и подразделений) и индивидуальных предпринимателей.
- Идентификационные коды по общероссийским классификаторам предприятий и организаций (ОКПО), объектов административно территориального деления (ОКАТО), органов государственной власти и управления (ОКОГУ), форм собственности (ОКФС), организационно-правовых форм организаций (ОКОПФ).
Интересно!
В ЕГРЮЛ или ЕГРИП коды Росстата не указываются. Однако из этого правила есть исключение – это коды ОКВЭД.
Они хоть и являются по своей сути статистическими идентификаторами, однако информация о них обязательно включена в сведения, составляющие единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Коды статистики присваиваются организации или ИП после их регистрации налоговыми органами (информация о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП передается в Росстат из налоговой инспекции в рамках межведомственного сотрудничества).
Ранее, чтобы узнать о статистических идентификаторах, присвоенных конкретной организации или ИП, необходимо было лично обращаться в органы Росстата. Теперь же получить уведомление об их присвоении можно при помощи интернета.
Для вашего удобства мы запустили новый сервис, с помощью которого вы можете узнать коды статистики онлайн бесплатно в любое удобное для вас время.
Наш сервис:
- Очень прост в использовании. Для того чтобы запросить информацию о кодах статистики достаточно ввести ИНН или ОГРН фирмы (индивидуального предпринимателя) и ввести (цифры с картинки).
- Абсолютно бесплатен. Для получения сведений вам не придется уплачивать государственную пошлину или вносить другую плату за формирования уведомления.
- Работает в любое время. Запросить коды статистики онлайн вы можете в любое время двадцать четыре часа в сутки, как в выходные, так и в рабочие дни.
Сведения о присвоении статистических идентификаторов, полученные при помощи нашего онлайн-сервиса, имеют такую же юридическую силу, как и данные бумажного документа (уведомления), оформляемого сотрудниками Росстата при непосредственном обращении к ним с запросом. Их также можно использовать и при открытии лицевого счета в банке, и при подаче налоговых деклараций, и при формировании платежных поручений.
Получить коды статистики теперь стало еще проще, ведь у вас есть eRegistrator.ru!
1. Принадлежность предприятия к отрасли
Основной задачей любого предприятия является выявление назначения выпускаемой продукции или характера оказываемой услуги. Поэтому основной признак для отнесения предприятия к отрасли – назначение выпускаемого товара. Однако имеются и другие дополнительные признаки, например однородность перерабатываемого сырья и однородность технологического процесса.
Чтобы отнести предприятие к определенной отрасли хозяйственной системы, важно знать классификацию отраслей.
Отрасли, выполняющие однородные функции в системе общественного разделения труда:
1) промышленность;
2) сельское хозяйство;
3) лесное хозяйство;
4) транспорт;
5) связь;
6) строительство;
7) торговля и питание;
8) материально-техническое обеспечение производства, сбыт;
9) информационно вычислительное обслуживание;
10)общая коммерческая деятельность;
11)геология, геодезия;
12)жилищное хозяйство;
13)коммунальное хозяйство;
14)здравоохранение и физическая культура;
15)образование;
16)культура и искусство;
17)наука (все фундаментальные НИИ);
18)финансирование, кредитование, страхование;
19)управление;
20)общественные организации и партии.
В соответствии с данной классификацией каждое предприятие можно отнести к той или иной отрасли в зависимости от его производственного назначения. Каждая отрасль имеет подотрасль. Так, например, к подотраслям промышленности можно отнести следующие:
1) электроэнергетику;
2) топливную промышленность;
3) машиностроительный комплекс;
4) черную и цветную металлургию;
5) легкую и пищевую промышленность.
Дальнейшая специализация легкой промышленности выглядит следующим образом:
1) текстильная;
2) обувная;
3) кожевенная;
4) меховая.
В свою очередь, группами предприятий текстильной промышленности являются:
1) хлопчатобумажная;
2) льняная;
3) трикотажная;
4) шелковая;
5) шерстяная.
Таким образом, любое предприятие можно так или иначе в соответствии с его специализацией и назначением выпускаемого им продукта отнести к той или иной отрасли народного хозяйства. Но предприятия группируются не только по вышеперечисленным признакам. Существует множество классификаций.
Различают следующие виды собственности.
1. Государственная собственность. Сюда входят предприятия бюджетной сферы, которые непосредственно обеспечиваются и финансируются из государственной казны или бюджета соответствующего уровня. Как известно, государственный бюджет имеет трехуровневый вид: федеральный уровень, региональный и уровень субъектов Федерации (местный). Правда сегодня отсутствует само по себе название «государственное предприятие», оно теперь называется унитарным (или казенным).
2. Частная собственность представляет независимое от государства имущество, которым располагают физические и юридические лица (например, частное предприятие (ЧП), собственность общественных организаций некоммерческого сектора, совместная с иностранным капиталом собственность). Кроме того, можно выделить арендную, акционерную (ОАО, ЗАО и пр.) и кооперативную (строительные, жилищные и другие кооперативы) формы.
Предприятия можно классифицировать в соответствии с их размерами посредством следующих критериев: по среднесписочной численности персонала, исходя из объемов производства, т. е. количества товаров и услуг, которые производятся на данном предприятии, по мощности установленного оборудования. На основании этого предприятия бывают:
1) мелкими: до 100 человек в промышленности, 70 – в сельском хозяйстве, до 30 – в бытовом обслуживании;
2) средними – предприятия с персоналом не более 300 человек;
3) крупными – 300 и более рабочих.
Данная классификация приведена относительно российских предприятий. К средним в мире относят предприятия с численностью работников около 500. Помимо этих критериев, экономисты классифицируют предприятия по географическому (территориальному) признаку. В зависимости от территориально-национальных масштабов деятельности предприятия бывают национальными и транснациональными, т. е. межнациональными. По организационно-правовым формам предприятия делятся на единоличные владения (ЧП), партнерства и корпорации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Состав и классификация отраслей и предприятий
С точки зрения общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода весь народно-хозяйственный комплекс подразделяется на две сферы:
- 1) материальное производство;
- 2) непроизводственная сфера.
К сфере материального производства относятся такие производственные комплексы, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь и др.
К непроизводственной сфере относятся отдельные виды деятельности, в процессе которых материальные ценности не создаются. Это учреждения и организации общего управления (государственный аппарат, суд, прокуратура); учреждения обороны; научные учреждения; подразделения по оказанию услуг населению и др.
В сфере материального производства особая роль принадлежит промышленности, поскольку она:
- 1) является главным ведущим комплексом общественного материального производства, в котором создаются орудия труда и основная часть предметов труда и товаров народного потребления;
- 2) служит основой расширенного воспроизводства, вооружает техникой все отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства и др.;
- 3) выступает как наиболее активный фактор технического прогресса в производственно-хозяйственной деятельности.
Перечисленные производственные комплексы сферы материального производства состоят из различных групп отраслей. Промышленность включает такие комплексные отрасли, как машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, топливная промышленность (добыча угля, нефти, торфа, сланцев и т.п.), химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика и др.; сельское хозяйство включает две большие группы отраслей: земледелие и животноводство; лесное хозяйство включает лесную, бумажную и деревообрабатывающую промышленность; строительство включает производство строительных материалов, промышленное, гражданское и транспортное строительство и др.; грузовой транспорт включает железнодорожный, речной, воздушный транспорт и др.
Итак, отрасль материального производства — это совокупность предприятий, обладающих общностью технологических процессов, однородностью перерабатываемого сырья и производимой ими продукции.
Количественное соотношение отраслей и производственные взаимосвязи между ними формируют отраслевую структуру промышленности. Связь между отраслями промышленности выражается в передаче продукции из одной отрасли в другую. Поэтому межотраслевые связи в промышленности различают по тому, откуда, для кого и для чего передается продукция от отрасли-поставщика к отрасли-потребителю. Наиболее широкими межотраслевыми связями обладают энергетика, металлургия, машиностроение, химическая и топливная промышленность.
Следует отметить, что количество отраслей и многосторонние взаимосвязи между ними по мере развития НТП и общественного разделения труда не остаются постоянными, они усложняются и изменяются. Так, например, производство синтетического волокна способствовало расширению химической промышленности и ее взаимосвязей с текстильной промышленностью.
Однако для определения отраслевой принадлежности предприятия необходима более глубокая характеристика отдельных отраслей. В этой связи было введено понятие «подотрасль». Подотрасль — это составная часть отрасли, включающая определенное количество предприятий, обладающих более узкой специализацией производственных процессов и однородностью выпускаемой продукции.
Промышленные предприятия различных отраслей различаются прежде всего характером выпускаемой продукции. Внутри каждой отрасли предприятия, будучи однородными по экономическому назначению своей продукции, различаются по ряду признаков, в частности по размеру, техническому уровню и т.д. Все это создает большое разнообразие промышленных предприятий, которое учитывается при организации их работы, планировании и учете их деятельности.
В практике планирования, учета, организации и управления промышленные предприятия принято классифицировать по ряду признаков.
По экономическому назначению продукции предприятия подразделяются на две группы: предприятия, производящие средства производства (группа А), и предприятия, производящие предметы потребления (группа Б).
По объему производства различаются предприятия крупные, средние и небольшие. Отнесение предприятий к той или иной группе осуществляется по объему производства либо по другим признакам: стоимости основных фондов, численности работающих и т.д. Размеры предприятия в значительной мере определяют производственную и организационную структуру, потребность в сырье, материалах, топливе, энергоносителях, финансовых ресурсах и т.д. Для каждой отрасли промышленности характерны свои размеры крупных, средних и небольших предприятий.
По степени специализации предприятия подразделяются на специализированные, для которых характерно наличие строго ограниченной номенклатуры изделий, и универсальные, номенклатура выпускаемой продукции которых отличается большим разнообразием.
По типу производства различаются предприятия массового, серийного и единичного производства. Предприятия массового производства характеризуются постоянным выпуском одной и той же или однотипной продукции, для изготовления которой используются специализированное оборудование, узкоспециализированные кадры, широко применяется поточное производство. Предприятия серийного производства характеризуются изготовлением различной продукции периодически повторяющимися сериями. В зависимости от величины серии различают крупносерийное, среднесерийное и мелкосерийное производства. Предприятия единичного производства характеризуются изготовлением продукции широкой номенклатуры. Повторяемости изделий либо вовсе нет, либо она заранее неизвестна.
По методам организации производства различают предприятия с поточной, партионной и единичной организацией. На предприятиях с поточной организацией производства изготовление продукции осуществляется на поточных линиях, за которыми закрепляется изготовление одного или нескольких однотипных видов продукции. Производственный процесс разрабатывается весьма тщательно и характеризуется глубоким расчленением на операции, оборудование располагается по ходу технологического процесса. На предприятиях с партионной организацией производства запуск производства изделий осуществляется партиями. На таких предприятиях оборудование располагается по группам одинакового технологического назначения.
Предприятия с единичной организацией производства характеризуются тем, что изготовление продукции здесь осуществляется по разовым индивидуальным заказам. Технология изготовления разрабатывается укрупненно, используется групповое расположение оборудования.
По степени механизации и автоматизации различаются предприятия автоматизированные, комплексно-механизированные и частично механизированные. На автоматизированных предприятиях все основные и вспомогательные операции производственного процесса выполняются с помощью автоматической системы машин при полной автоматизации управления производственным процессом. На комплексно механизированных предприятиях все основные и частичновспомогательные операции производственного процесса выполняются с помощью системы машин, управляемых вручную. Частично механизированные — это такие предприятия, на которых механизированы лишь отдельные процессы, операции или производства, а для выполнения всех остальных операций используется ручной труд.
По длительности рабочего периода различают предприятия сезонного и круглогодичного действия. Сезонные предприятия работают только часть календарного года. К ним относятся предприятия, перерабатывающие скоропортящиеся сырье и материалы. Предприятия круглогодичного действия работают в течение полного календарного года.
По степени непрерывности производства различают предприятия с непрерывным и прерывным режимом работы. Предприятия с непрерывным режимом работы действуют полные сутки в течение всего календарного периода времени (металлургическое, химическое и другие производства). Предприятия с прерывным режимом работают с остановками в выходные и праздничные дни и нерабочие смены (предприятия машиностроительной, легкой, деревообрабатывающей промышленности и т.д.).
Добавить комментарий