Ответственность перевозчика за груз

Водители всех транспортных средств несут ответственность за отступление от правил перевозки грузов и буксировки. Произошло ли оно в результате действия или бездействия, представляет собой правонарушение, установленное ст. 12.21 КоАП РФ и наказывается штрафом в размере 500 руб. Правда, должностное лицо обладает правом просто предупредить водителя о том, что тот допускает нарушение.

Сущность правонарушения по ст. 12.21 КоАП РФ

Объектом ст. 12.21 КоАП РФ выступают общественные отношения в области безопасного дорожного движения, а объективная сторона зависит от того, какие именно правила были нарушены.

Применительно к грузам это может быть перевозка их в таком объёме, который выходит за нормативы, указанные предприятием-изготовителем ТС, ограничивающим обзор дороги водителем или нарушающим устойчивость транспортного средства. Противоречащей правилам будет признана буксировка ТС с неисправным рулевым управлением, вышедшей из строя тормозной системой, а так же в том случае, когда масса буксируемого ТС превышает половину буксирующего. Запрещается буксировка любых ТС в гололёд на гибкой сцепке или буксировка нескольких ТС.

Наиболее важным для оценки с правовой точки зрения ситуаций, связанных с перевозкой грузов, является п. 23.3 ПДД, определяющий, что перевозка груза допускается только тогда, когда он не ограничивает водителю обзор; не затрудняет управление и не нарушает устойчивость ТС; не закрывает внешние световые приборы, государственные регистрационные и опознавательные знаки; не создает шума и пыли, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают этим или другим требованиям ПДД, водитель должен принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение. Аналогичную роль для буксировки играет п. 20.4 ПДД, в котором перечислены основные ограничения для транспортировки одного ТС другим. Субъектами правонарушения являются водители, которые допустили нарушение ПДД в данной области, а субъектный состав характеризуется наличием умысла.

Роль инспекторов ДПС и других должностных лиц в судебных слушаниях по административным делам

На одно немаловажное обстоятельство указывает решение № 12-320/2019 7-557/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 12-320/2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа. Его суть в том, что решением судьи Нижневартовского городского суда от 30.05.2019 года было отменено постановление инспектора ДПС от 02.04.2019 года, которое признавало водителя виновным в перевозке снега без использования полога.

Инспектор ДПС обратился с жалобой в суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в которой просил решение судьи отменить, поскольку считает, что вина водителя в совершенном правонарушении установлена, но суд не придал значения представленным доказательствам и не опросил его как свидетеля по делу.

Тем не менее, в решении суда было особенно подчёркнуто, что не исключается вызов в суд должностных лиц, когда это необходимо суду для установления всех обстоятельств, что не делает их участниками производства по делам об административных правонарушениях, если они сами участвовали в составлении протокола об административном правонарушении. Это следует из п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

Данный инспектор был вызван в суд, в который он не явился. Поэтому и в суде вышестоящей инстанции сочли, что доводы городского суда о недоказанности вины водителя не подлежат сомнению.

Если во время транспортировки груз повреждается, то перевозчик несет ответственность за несохранность груза и обязан компенсировать нанесенный ущерб. Это регламентируется законами, согласно которым разбирательства в этом вопросе включают такие действия:

  1. Претензия о порче товара, направляется заказным письмом, включающим составленный акт.
  2. Направление заявления в суд, с приложенными доказательствами.

Любая претензия к фирме за порчу груза составляется адвокатами. В судебном порядке спор решается, если ответчик отрицает ответственность за сохранность груза и отказывается возместить вред. Принятый судом вердикт направляется в службу судебных приставов. Бывают ситуации, когда владелец груза требует покрыть расходы, понесенные в ходе трудоёмкой утилизации поврежденного груза.

От чего происходит порча груза?

В ходе перевозки обязательным действием является грамотный подбор транспортного средства с учетом вида груза. Только так обеспечиваются оптимальные условия для перевозки. В большинстве случаев груз повреждается в силу следующих причин:

  1. Неграмотный подбор ТС и способа перевозки. К примеру, продукция глубокой заморозки доставляется в изотермическом фургоне, а не в рефрижераторном транспорте. В итоге портится ценный груз. Еще один пример, зерно высокой влажности доставляется в мешках. Из-за этого начинается гниение зерна, и грузополучатель несет убытки.
  2. Повреждение груза в результате механических воздействий, в том числе вибрацию авто во время рейса. Это происходит из-за ненадлежащей упаковки, неаккуратности грузчиков, неграмотного расположения и закрепления товара в контейнере.
  3. Авария. Здесь грузополучатель предъявляет претензии к перевозчику, и тот несет ответственность за груз при перевозке независимо от того, виновен ли он в аварии. После компенсации нанесенного убытка ответчик имеет право обратиться с исковым заявлением к виновнику аварии.

Ответственность перевозчика за сохранность груза

После заключения акта о получении груза, за состояние транспортируемых товаров полностью отвечает транспортная компания. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза до тех пор, пока товар не будет передан получателю. При этом этот факт должен быть документально зафиксирован. После определения виновника порчи груза, определяется величина убытка, которую будет компенсировать виновная сторона. Для оценки используются разные методы:

  • размер процента, который определяется из оценочной цены товара, отмеченной в договоре;
  • количественная оценка убытка, которая высчитывается, исходя из реального количества поврежденной продукции;
  • определение суммы компенсации.

Перевозчик не будет покрывать ущерб, если докажет:

  • порча произошла в результате непреодолимых обстоятельств;
  • водитель выполнил все необходимые действия по сохранению товара;
  • на маршруте неожиданно были установлены ограничения по передвижению ТС, о которых транспортная организация не была информирована.

В этих случаях при перевозке грузов ответственность с перевозчика снимается.

Как действовать владельцу груза при выявлении повреждения?

При выявлении порчи груза следует:

  1. Оперативно оповестить перевозчика о случившемся инциденте;
  2. Созвать комиссию, куда будут входить эксперты, способные оценить величину убытка и сумму компенсации. Если повреждены большие партии груза, то лучше привлечь независимого специалиста;
  3. Зафиксировать видимые повреждения при помощи фото- и видеосъемки;
  4. Сделать фотографию путевого листа с метками об отправке и прибытии транспортного средства в место назначения;
  5. Осуществить разгрузку транспорта, при этом отдельно учитывая поврежденный товар;
  6. Подготовить акт о порче товара, подписанный водителем ТС. Если водитель отказывается ставить подпись, тогда акт подписывается участниками комиссии;
  7. Воспользоваться юридическими услугами для подготовки претензии к перевозчику. В документе отмечается размер убытка, который подлежит возмещению;
  8. Если не получена реакция на претензию в течение месяца, можно обратиться в суд.

Образец акта о повреждении груза для заполнения.

Процедуры погрузки и разгрузки груза являются одними из наиболее важных в грузовых перевозках. Повреждение груза, появившееся в результате неправильной погрузки и/или разгрузки груза, является достаточно частой причиной судебных споров. В таких случаях грузоотправители и получатели груза спешат винить перевозчика и просят компенсации за поврежденный груз именно от него, ссылаясь на презумпцию ответственности перевозчика, установленную в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ).

Но всегда ли прав грузоотправитель и/или грузополучатель, обвиняя перевозчика?

И всегда ли обязан перевозчик возместить данный ущерб в соответствии с правилами КДПГ?

В ч. 1 ст. 17 КДПГ указано, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 КДПГ момент приема груза связан с принятием груза к перевозке в соответствии с накладной. Это означает, что презумпция ответственности перевозчика за груз начинает применяться с того момента, когда перевозчик принимает груз и ставит свою подпись в накладной.

Тем временем окончание ответственности перевозчика за груз связано с моментом доставки груза в место назначения и его передачей соответствующему получателю (это подтверждает подпись грузополучателя в накладной (ч. 1 ст. 13 КДПГ).

Вышеуказанные положения КДПГ четко определяют начало и конец ответственности перевозчика в соответствии с Конвенцией. Стоит обратить внимание на то, что эти положения не включают в себя процедур погрузки или разгрузки груза. Поэтому правила КДПГ, регулирующие ответственность перевозчика, не могут применяться в случае потери или повреждения груза во время его погрузки и/или разгрузки.

Однако означает ли это, что из-за такого «пробела в правовом регулировании» грузоотправителю и/или грузополучателю не разрешено требовать компенсации от перевозчика, который взял на себя обязательство погрузить, закрепить или разгрузить груз?

Верховный суд Литвы разъяснил, что КДПГ не регулирует процедур погрузки и разгрузки груза, однако стороны могут о них договориться отдельно. Согласно судебной практике Литвы к таким соглашениям применяется принцип свободы договора, поэтому ответственность за выполнение обязательств, связанных с погрузкой или разгрузкой груза, установленных в договоре (заказе) перевозки, вытекает не из КДПГ, а из самого договора (заказа) перевозки, и к таким соглашениям применяется национальное законодательство.

Таким образом, если перевозчик заключил договор (заказ) перевозки, в котором предусмотрено обязательство перевозчика загрузить и/или разгрузить груз, то именно перевозчик является лицом, ответственным за потерю или повреждение груза, если груз был поврежден или потерян в результате неправильной его погрузки и/или разгрузки. Если перевозчик заключил договор (заказ) перевозки, в которым предусмотрено вышеуказанное обязательство перевозчика, он не может ссылаться на отсутствие компетенции или опыта в процедурах погрузки или разгрузки груза, поскольку перевозчик считается предпринимателем, профессионалом, заинтересованным в надлежащем исполнении своих договорных обязательств.

При отсутствии отдельного соглашения, предусматривающего обязанность перевозчика загрузить и/или разгрузить груз, ответственность за погрузку груза несет грузоотправитель, а грузополучатель (или третье лицо, действующие от его имени) – за разгрузку груза. В таких случаях (если груз был потерян или поврежден в результате неправильной погрузки или разгрузки груза) перевозчик имеет возможность сослаться на особый фактор риска, предусмотренный пунктом «c” ч. 1 ст. 17 КДПГ, и отказаться возмещать ущерб.

В конечном итоге можно сделать вывод, что перевозчик не может быть привлечен к ответственности за повреждение или потерю груза в соответствии с КДПГ, если повреждение или потеря груза произошла из-за неправильной погрузки и/или разгрузки груза. Ответственность перевозчика за такой ущерб возможна только в том случае, если перевозчик обязался выполнить такие дополнительные операции, т.е. если в договоре (заказе) перевозки предусмотрено обязательство перевозчика загрузить или разгрузить груз. Однако, даже в таком случае применяются не правила КДПГ, а условия договора (заказа) перевозки и / или национальное законодательство.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 27.08.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Ответственность грузоотправителей за неточные данные

Воздушный кодекс Российской Федерации.

Статья 121. Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР от 01.11.1985г

5.4.4. Отправитель отвечает за правильность касающихся груза сведений, которые он указывает в грузовой накладной (ЗГ). Отправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым отвечает перевозчик, вследствие неправильности, неточности или неполноты этих сведений. Перевозчик(грузовой терминал) вправе проверять правильность указанных отправителем данных.

5.3.12. Перевозчик (грузовой терминал) обязан отказать в приеме груза к перевозке: — заполненная отправителем грузовая накладная (ЗГ) не содержит сведений, требуемых настоящими Правилами…

Ответственность грузоотправителей

  • К перевозке принимаются опасные грузы, которые перечислены в Перечне опасных грузов в ТИ ИКАО Doc 9284 АN/905 и не запрещены к перевозке по воздуху.
  • Грузы должным образом классифицированы, маркированы и снабжены знаками.
  • Опасные грузы упакованы в соответствии со всеми применяемыми на воздушном транспорте требованиями:

1. К внутреннему упаковочному комплекту (сертифицированная и прошедшая испытания упаковка).

2. К надлежащим типам упаковочных комплектов (ч.4, гл.3 ТИ ИКАО Doc 9284aN/905).

3. К ограничению по массе (ч.4 ТИ ИКАО Doc 9284aN/905).

4. В отношении адсорбирующего материала, если таковые применяются.

5. Надлежащие отгрузочные наименования, номера по списку ООН, знаки опасности и специальные инструкции по обработке воспроизведены на наружной стороне внешней упаковки.

6. Документ надлежащим образом оформлен и подписана декларация.

Грузы, не перечисленные в Перечне опасных грузов, но по своим физико-химическим свойствам относящиеся к числу опасных, могут быть допущены к перевозке только после отнесения их к соответствующим классам министерством или ведомством, в состав которого входит предприятие-изготовитель данного груза.

Более подробная информация по телефонам

+7 (342) 294-99-41 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

+7 (342) 294-98-41 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

Кассир-информатор:

+7 (342) 294-97-77 (пн-чт с 8:00 до 17:00, пт с 8:00 до 15:00, сб-вс выходной)

+7 (342) 294-99-57 (круглосуточно, без праздничных и выходных дней)

Электронная почта: