П 1 ст 182 НК РФ

Объект налогообложения акцизами — набор отраженных в НК РФ операций с подакцизными товарами. Из каких элементов состоит этот набор и как объект налогообложения связан с базой и ставкой акциза — узнайте из нашего материала.

Объектами налогообложения акцизами признаются следующие операции

Объектам «акцизного» налогообложения посвящена ст. 182 НК РФ, в которой перечислены подлежащие обложению акцизами операции. Отличительная черта большинства «подакцизных» операций — они осуществляются на территории РФ.

Полный перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами:

  • продажа подакцизных товаров (ПТ) их производителями (при этом не имеет значения возмездность или безвозмездность сделки);
  • продажа конфискованных и (или) бесхозяйных ПТ (если есть соответствующее решение суда);
  • передача производителями ПТ собственнику, включая получение ПТ в собственность в счет оплаты услуг производства ПТ из давальческого сырья;
  • внутрифирменная передача произведенных ПТ для последующего изготовления неподакцизных товаров, за исключением:
    • передачи произведенного прямогонного бензина (ПБ) для дальнейшего изготовления нефтехимической продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с ПБ;
    • и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта (ДЭС) для изготовления неспиртосодержащей продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с ДЭС;
  • передача производителями ПТ этих товаров для собственных нужд;
  • передача производителями ПТ этих товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  • передача производителем ПТ — хозяйственным обществом или товариществом указанных ПТ своему участнику (его наследнику или правопреемнику) при его выходе (выбытии) из общества;
  • передача произведенных ПТ на переработку на давальческой основе;
  • ввоз ПТ на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • получение (оприходование) ДЭС компанией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
  • получение ПБ компанией, имеющей свидетельство на переработку ПБ;
  • внутрифирменная передача (между подразделениями, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками) произведенного этилового спирта для последующего изготовления алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей (АССП) продукции, включая передачу изготовленного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, который планируется использовать в этой же фирме для производства АССП (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и/или продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), если иное не определено подп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ;
  • оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на его переработку, в ситуации получения ПБ, изготовленного переработчиком из давальческого сырья;
  • оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на переработку ПБ, произведенного в его структуре из собственного сырья;
  • получение бензола, параксилола или ортоксилола (БПО) лицом, обладающим свидетельством на работу с БПО;
  • оприходование имеющим свидетельство лицом БПО, произведенных в результате оказания данному лицу услуг по переработке принадлежащего ему сырья;
  • оприходование БПО лицом (имеющим свидетельство на операции с БПО) в своей структуре, произведенных там же из собственного сырья;
  • получение авиационного керосина лицом, имеющим сертификат эксплуатанта и включенным в РЭГА РФ (реестр эксплуатантов гражданской авиации);
  • получение средних дистиллятов (СД) фирмой, имеющей предусмотренное ст. 179.5 НК РФ свидетельство;
  • реализация отечественными фирмами иностранным покупателям собственных СД, вывезенных за рубеж в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом ЕЭС. При этом продавец СД должен удовлетворять следующим требованиям:
    • быть российской фирмой, включенной в РПБТ (реестр поставщиков бункерного топлива);
    • и (или) иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность (применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах);
    • и (или) быть отечественной компанией, заключившей договор с включенными в РПБТ фирмами, на основании которого используются специальные объекты (используемые для заправки водных судов).

О видах объектов налогообложения для разных налогов и систем налогообложения расскажут подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

«Что может являться объектом налогообложения (характеристики)?»;

«Порядок смены объекта налогообложения при УСН «доходы”»;

«Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

Когда акциз по сырью ниже акциза по конечному продукту

Признается ли и что является объектом налогообложения акцизом при получении подакцизного товара при условии, что акцизы по исходному сырью ниже акциза по полученному конечному продукту? С подобной ситуацией могут столкнуться производители ПТ, которые:

  • осуществляют процессы смешивания ПТ в местах их хранения и продажи (кроме организаций общепита);
  • в результате этого смешивания получают ПТ, облагаемый по ставке акциза, превышающей ставки ПТ, использованных в процессе смешивания.

Для таких производителей ПТ действует следующее правило (п. 3 ст. 182 НК РФ):

  • Объект налогообложения акцизами возникает, если:

САКПТ > САИПТ,

где:

САИПТ — ставка акциза по исходному сырью;

САКПТ — ставка акциза по конечному продукту.

  • Объект налогообложения акцизами не возникает, если:

САКПТ = САИПТ,

где:

САИПТ — ставка акциза по исходному сырью;

САКПТ — ставка акциза по конечному продукту.

Подобную ситуацию рассмотрел Минфин России в письме от 16.09.2016 № 03-07-06/54254 — объект налогообложения не возникает, если компания производит обладающее специальными свойствами моторное масло в результате смешивания моторного масла с присадками и другими маслами.

Чиновники финансового ведомства сделали данный вывод исходя из того, что:

  • реализация произведенного фирмой моторного масла (как подакцизного товара) является объектом обложения акцизами (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • смешение ПТ в местах их хранения и продажи признается производством ПТ, если ставка акциза по конечному ПТ превышает ставки на использованные в качестве сырья ПТ (п. 3 ст. 182 НК РФ);
  • все виды моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей облагаются единой «акцизной» ставкой (ст. 193 НК РФ).

Таким образом, выполняется условие: САКПТ = САИПТ, что означает отсутствие объекта налогообложения акцизом.

Как в 2017 году изменятся акцизы на топливо и алкоголь, см. в размещенных на нашем сайте сообщениях:

«Снова выросли акцизы на топливо»;

«Акцизы на игристые вина могут поднять».

Когда еще требуется учесть требования п. 3 ст. 182 НК РФ в части определения объекта налогообложения акцизами — узнайте из следующего раздела.

Розлив подакцизных товаров — возникает ли объект налогообложения

В соответствии с п. 2 ст. 182 НК РФ розлив алкоголя и пива признается производством ПТ и представляет собой объект акцизов, если:

  • розлив является элементом общего техпроцесса изготовления алкоголя и пива в соответствии с утверждаемыми законодательством РФ техническими регламентами и (или) иной нормативно-технической документацией;
  • результатом вышеуказанного процесса производства является подакцизный товар, облагаемый акцизом по ставкам, превышающим «акцизные» ставки использованного в производстве ПТ сырья.

Как применяется указанное правило на практике — рассмотрим на примере.

Пример

ООО «Золотой колос» производит несколько сортов пива, которое затем на давальческой основе передает для розлива в мелкую тару своему контрагенту ООО «Розлив+».

Обложение акцизом в данной ситуации базируется на следующем:

  • передача пива для розлива от ООО «Золотой колос» на давальческой основе ООО «Розлив+» — это объект налогообложения для ООО «Золотой колос» (подп. 12 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • передача затаренного в банки пива от ООО «Розлив+» в адрес собственника-производителя пива ООО «Золотой колос» — объект налогообложения акцизом у ООО «Розлив+» (подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • ООО «Розлив+» имеет возможность уменьшить начисленный при передаче пива собственнику акциз на сумму акциза, уплаченную ООО «Золотой колос» при передаче пива для розлива ООО «Розлив+» (п. 3 ст. 200 НК РФ);
  • если объем пива в банках и объем переданного для розлива пива совпадают, сумма акциза, подлежащая уплате ООО «Розлив+», может быть равна 0 (вычет возможен при условии представления копий платежек с отметками банка, подтверждающими факт уплаты в бюджет акциза производителем пива);
  • ООО «Золотой колос» относит предъявленный при передаче ему от ООО «Розлив+» пива в банках акциз (начисленный по подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ) на стоимость разлитого пива (абз. 3 п. 2 ст. 199 НК РФ);
  • реализация разлитого по банкам пива у ООО «Золотой колос» объектом обложения акцизом не является, поскольку производителем разлитого в банки пива оно уже не является. В стоимость готового к продаже затаренного в банки пива включается акциз, уплаченный производителем пива при передаче его на розлив и акциз, предъявленный ему ООО «Розлив+» (если объемы переданного на розлив и разлитого пива не равны).

Зависит ли налоговая база по акцизам от объекта налогообложения и каков порядок ее определения при расчете акцизов

Исходя из представленной в предыдущих разделах информации, объектом налогообложения акцизами являются операции с подакцизными товарами — продажа, передача, оприходование и др.

Для всех ПТ (кроме сигарет и папирос) налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) ПТ в натуральном выражении. Объем ПТ рассчитывается в тех единицах измерения, в которых установлена ставка акциза (штуки, литры, тонны и др.).

Если объектом налогообложения акцизами являются операции по реализации алкоголя, необходимо учитывать следующее:

  • с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой автоматизированной информационной госсистем (ЕГАИС);
  • если по данным налогоплательщика показатель меньше, чем в ЕГАИС, расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема.

С обязательным учетным документом для торгующих в розницу алкоголем коммерсантов вас познакомит статья «Журнал учета объема розничной продажи алкогольной продукции».

Таким образом, «акцизная» налоговая база зависит от вида ПТ и ставки налога, устанавливаемой с учетом вида объекта налогообложения.

Итоги

Объектом налогообложения акцизами признаются операции с подакцизными товарами (по их передаче, продаже, оприходовании и др.). Акциз рассчитывается по каждому виду подакцизных товаров, налоговая база по которым определяется в тех единицах измерения, в которых установлена ставка акциза.

С «акцизными» планами Минфина РФ вас познакомит сообщение «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.



Комментарий к статье 4 Закона РФ «О таможенном тарифе»: Виды ставок пошлин

В статье 4 комментируемого Закона приводится классификация ставок таможенных пошлин.

По способу определения ставки таможенной пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная ставка (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обложении вывозными таможенными пошлинами.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле 1:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. — сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть — таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст — ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

При использовании формул расчета подлежащих уплате сумм таможенных пошлин необходимо учитывать нормы, содержащиеся в главе 28 Таможенного кодекса РФ и определяющие порядок исчисления таможенных платежей.

Согласно п. 1 ст. 325 Таможенного кодекса РФ, для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных следующими статьями Таможенного кодекса РФ:

— статьей 150 (выпуск товаров до подачи таможенной декларации);

— статьей 312 (применение ставок таможенных пошлин и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом);

— пунктом 1 статьи 327 (исчисление таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений).

В соответствии с п. 3 ст. 324 Таможенного кодекса РФ исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин производится в валюте Российской Федерации.

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 Таможенного кодекса РФ).

Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины при ее исчислении округляется по правилам округления до второго знака после запятой.

Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Как это закреплено в комментируемой статье, специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Сумма таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого с этой территории. Поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин, рассчитываемых по специфическим ставкам, не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических ставок таможенных пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.

В Российской Федерации размер специфических ставок устанавливается в евро.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по формуле 2:

Там. пошл. = Вт x Ст x К,

где

Там. пошл. — сумма таможенной пошлины;

Вт — количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

Ст — ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К — курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

В международной таможенно-тарифной практике в отношении отдельных товарных позиций применяется комбинированный (смешанный) способ таможенного обложения, предполагающий использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.

Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара и (или) количество товара в натуральном выражении.

В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний при расчете таможенной пошлины по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут складываться (кумулятивная комбинированная ставка) либо взиматься та из них, которая имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка).

При применении комбинированной ставки «С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара» (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.) сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле 1, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара по формуле 2. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из двух полученных величин.

При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке «С1 в процентах плюс С2 в евро за количество товара» рассчитывается таможенная пошлина сначала по адвалорной ставке по формуле 1, а затем по специфической ставке по формуле 2. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, обе полученные величины складываются (письмо ГТК России от 27 декабря 2000 года N 01-06/38024 «О направлении Методических указаний о порядке применения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»).

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830).

Из-за нефтяных войн снизились цены на моторное топливо в ведущих мировых странах. Это поможет многим государствам легче пройти через кризис, вызванный снижением производства и потребления из-за коронавируса, полагают опрошенные «Газетой.Ru» экономисты. Россия остается в стороне от этого процесса, поскольку внутренняя стоимость топлива искусственно формируется «демпфирующим механизмом», высокими налогами и акцизами.

Дешевый бензин для богатых стран

Средняя цена бензина в США в начале этой недели опустилась до $1,93 за галлон (3,8 литра), сообщает Американская автомобильная ассоциация. В пересчете на российскую валюту литр бензина в США сейчас стоит примерно 38 руб. По данным Управления энергетической информации (EIA),

такие низкие цены на автомобильное топливо фиксировались в последний раз в 1993 году.

В Великобритании стоимость бензина установилась на границе £1 за литр, в последний раз к такой отметке цены в королевстве приближались во время падения нефтяного рынка в 2016 году, сообщает BBC. В Германии, по оценкам крупнейшего автомобильного клуба ADAC, бензин марки Super E10 (аналог «АИ-95» в России) в среднем по федеральным землям продается по 1,28 евро за литр — на 16 евроцентов ниже, чем в феврале этого года. Дизельное топливо подешевело на 18 евроцентов и в среднем стоит 1,15 евро за литр. Почти во всех странах ЕС фиксируется снижение розничных цен на моторное топливо до 15%.

Этот год будет удачным и для Китая, второго в мире государства по масштабу потребления нефти, — до конца года страна планирует накопить в своих хранилищах около 85 млн тонн «черного золота». Это почти столько же, сколько Соединенные Штаты хранят в своем стратегическом резерве — крупнейшем в мире искусственном хранилище нефти.

Обвальные цены на ресурсы — это щедрый подарок всем странам, которые находятся в авангарде мирового развития, а для таких государств, как Россия, — очень жесткое удушение, считает экс-зампред Счетной палаты, экономист Юрий Болдырев.

«Если мыслить краткосрочно, то нужно быстро даже на невыгодных условиях договариваться с ОПЕК и возвращать экспортные доходы от продажи нефти и газа в прежнем уровне. Если мыслить в долгосрочной перспективе, то параллельно с этим нужно сейчас использовать момент низких цен для того, чтобы разворачивать у себя на территории как можно больше производств и переработки собственной нефти», — объясняет Болдырев.

Необходимо ставить перед собой пятилетний и десятилетний план радикального сокращения экспорта сырья с одновременным ограничением импорта высокотехнологичной продукции для того, чтобы делать ее внутри страны самостоятельно, говорит экономист.

Локомотив экономики

Падение нефтяных цен неоднозначно влияет как на развивающиеся страны, так и на ведущие экономики мира. Европейские политики предупреждают, что нефтяной кризис вместе с карантинными мерами из-за COVID-19 несут риск значительной дефляции в еврозоне. Но после завершения пандемии у дешевого топлива есть и очевидные бенефициары — это розничная торговля, супермаркеты и универмаги, туристические и досуговые компании. Выиграют круизные операторы, авиакомпании, где топливо составляет 20-40% расходов. А в России?

В большинстве государств розничная стоимость моторного топлива формируется естественным рыночным путем. В России государство применяет специальный сдерживающий механизм, который получил название «демпфер». Он предполагает перечисление государством напрямую владельцам НПЗ разницы средней экспортной цены на нефть и внутренней стоимости бензинов или дизтоплива. Это соглашение работает и в обратную сторону: если цена нефти опускается ниже установленного балансного уровня демпфера, то уже нефтяники перечисляют разницу внешних и внутренних цен в бюджет. Как раз такая ситуация происходит сейчас.

Демпфер — крайне неэффективный механизм. Снижение оптовых и розничных цен на нефтепродукты в России заблокировано именно им, убежден гендиректор независимого агентства «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

«Демпфер по сути является дополнительным акцизом. При снижении мировых цен на нефть и нефтепродукты, когда демпфер становится отрицательным, акцизы в России резко растут. Именно это не позволяет внутренним ценам снижаться вслед за мировыми. Это несправедливо по отношению к российским производителям и потребителям нефтепродуктов», — считает Турукалов.

Это правило, по мнению эксперта, в текущем виде следует полностью отменить — либо необходимо обнулять выплаты нефтяных компаний в бюджет в случаях, когда демпфер получается отрицательным.

Топливо под давлением

Несправедливо говорить о том, что во всем мире цены на бензин снижаются, а в России нет, указывает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Мы входим в первую десятку стран с самыми низкими ценами на моторное топливо по данным агентства Bloomberg, напоминает он.

«Если посмотреть на общую структуру затрат на производство бензина, то выяснится, что в одном литре стоимостью 45 руб. примерно 9 рублей будет составлять акциз, который за последние шесть лет вырос в два раза, далее НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Все вместе они составляют 70% в цене литра.

Маржа АЗС примерно составляет 10%, но она очень сильно отличается от региона, от сети, программ лояльности и прочего, остаток идет нефтяным компаниям», — отмечает Фролов.

Сейчас для верной оценки происходящего стоит наблюдать за оптовыми ценами на топливо, которые находятся на достаточно низких уровнях. С учетом всех обстоятельств цена на заправках не имеет возможности к понижению, убежден аналитик Института национальной энергетики.

Новый договор

Государство как монопольный регулятор правил на рынке топлива сократило маневр для оптовых трейдеров и сетей АЗС, говорят нефтяники. Впрочем, ожидать каких-либо изменений в налоговом администрировании от государства пока, очевидно, не стоит.

В Минэнерго «Газете.Ru» сообщили, что в условиях снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем и внешних рынках, вызванного карантинными мероприятиями по борьбе с коронавирусом, «ключевую роль приобретает координация производства (с учетом выхода на ремонты) и поставок нефтепродуктов для недопущения затоваривания, сокращения загрузки производственных мощностей».

«А значит для сохранения рабочих мест на предприятиях ТЭКа и сохранения стабильности поставок на внутренний рынок за счет наиболее доступных поставщиков.

Производство и поставка моторного топлива на внутренний рынок находятся на уровне, покрывающем внутренний спрос», — пояснили в пресс-службе Минэнерго.

Иными словами, избыток предложения по топливу может разрушить внутренний российский топливный рынок, нанести удар по НПЗ, нефтяной промышленности.

Решением этой проблемы мог бы стать новый механизм регулирования внутренних топливных цен: если деньги, поступающие от нефтяников в рамках демпфера, останутся у нефтяных компаний, то они смогут снижать стоимость топлива. Сейчас государство ищет пути помощи гражданам, пострадавшим от карантина, и снижение цен на топливо таким способом могло бы пойти во благо всем сторонам.

«Есть два механизма помощи населению — прямые выплаты денег и стимулирование на действие. Безусловно, можно обратить эти деньги (от буферного механизма — «Газета.Ru») в доходы заправщиков, топливных компаний. Не все наше население потребляет бензин, но все покупают товары и продукты питания, которые нужно привозить. Похожий механизм действует в льготной ставке по ипотеке — происходит государственная компенсация между эффективной ставкой для банков и льготной», — рассуждает доктор экономических наук НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Смирнов.

Мультипликативный эффект от изменения цен на топливо огромный, и сильнее всего он влияет на сложные продукты с высокой добавленной стоимостью, соглашается эксперт по автопрому Сергей Ифанов. По его словам, внутри России 70% грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом, в городах этот показатель достигает 100%. Чем сложнее товар, тем большую роль в его цене играет топливная составляющая.

«К примеру, автомобиль: для того, чтобы его собрать, к конвейеру нужно в течение года доставлять тысячи комплектующих. Но и компонентные заводы, откуда везут детали, тоже в свою очередь получают более простые компоненты от поставщиков третьего и четвертого уровня, последние же еще получают сырье. За это время расходуется огромные объемы солярки и бензина», — заключил Ифанов.

1. О применении судами некоторых положений главы 10 ГК РФ см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 N 25.

В п. 121 указанного Постановления отмечено следующее.

«В силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного или муниципального органа, а также явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Порядок предоставления полномочий и их осуществления установлен главой 10 ГК РФ. Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения главы 10 ГК РФ: пункты 1, 3 статьи 182, статья 183 ГК РФ и в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (пункт 3 статьи 65.3 ГК РФ) — пункт 5 статьи 185 ГК РФ. При этом пункт 3 статьи 182 ГК РФ не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является (например, пункт 1 статьи 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 5 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).»

Физические и юридические лица, как правило, осуществляют гражданские права и обязанности, в том числе совершают сделки, по собственному усмотрению (ст. 9 ГК РФ) и собственными действиями (ст. 8 ГК РФ). Осуществление же прав и приобретение обязанностей действиями лиц, не являющихся их субъектами, обеспечивается институтом представительства, о котором идет речь в комментируемой статье.

Представительство характеризуется рядом признаков, первый из которых состоит в том, что сущностью представительства является совершение юридических действий. Как установлено в законе, представитель обязуется совершить для представляемого одну или несколько сделок, а совершение сделок (см. комментарий к ст. 153 ГК РФ) — это действие юридическое.

Представительство всегда основывается на полномочии и существует в рамках имеющихся у представителя полномочий. Это означает, что действия представителя создают, изменяют или прекращают права и обязанности представляемого лишь тогда, когда они совершаются в пределах предоставленных представителю полномочий.

Полномочие — это право представителя совершать сделки и другие юридические действия от имени представляемого и тем самым создавать для него правовые последствия. Возникновение полномочия закон связывает с определенными юридическими фактами, которые являются его основаниями.

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи речь идет о так называемом видимом (подразумеваемом) полномочии, которое может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

Предполагается, что подобные обстоятельства (обстановка) позволяют любому лицу, вступающему в правоотношения, быть уверенным в том, что оно имеет дело с представителем соответствующей организации, уполномоченным надлежащим образом на совершение той или иной сделки. Другими словами, в силу обстановки полномочия указанных лиц не нуждаются в оформлении письменной доверенностью.

2. Представитель действует в чужих интересах и от чужого имени. Его следует отличать от других субъектов, действующих в чужих интересах, но от своего имени. К последним в соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 2 комментируемой статьи, которая в данном случае может быть применена и сейчас, относятся:

1) коммерческий посредник — выступает от собственного имени и содействует заключению сделки;

2) конкурсный управляющий — при банкротстве совершает юридически значимые действия от своего имени в интересах не только банкрота, но и кредиторов;

3) душеприказчик при наследовании — от своего имени совершает юридические действия по исполнению завещания;

4) рукоприкладчик — лицо, подписывающее документ за другого человека, неспособного подписаться собственноручно (неграмотного, физически неспособного).

Согласно п. 2 комментируемой статьи указанные лица лишь передают выраженную в надлежащей форме волю другого лица. При этом сам вышеуказанный неисчерпывающий перечень лиц, передающих волю другого лица, в ней отсутствует.

Кроме того, не являются представителями также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. В последнем случае речь идет о так называемых коммерческих посредниках, которые сами в заключении сделок не участвуют, но способствуют их заключению.

3. В п. 3 комментируемой статьи говорится об ограничениях в сделках, которые может совершать представитель от имени представляемого. В частности, он не может совершать сделки в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства (п. п. 3 и 4 ст. 182 ГК РФ).

Абзацем вторым пункта 3 предусмотрено, что сделка, которая совершена с нарушением правил, установленных в абзаце первом настоящего пункта, и на которую представляемый не дал согласия, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы. Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное. Доказательство иного, таким образом, возлагается на представителя.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично.

В качестве примера можно упомянуть положения п. 3 ст. 1118 части третьей ГК РФ, которыми установлено следующее: завещание должно быть совершено лично, совершение завещания через представителя не допускается.

Можно предположить, что договор пожизненного содержания с иждивением относится также к таким сделкам. Нотариальная и, главным образом, судебная практика показывает, что наиболее распространенным основанием расторжения подобных договоров являются возникшие между сторонами в процессе исполнения договора конфликты по поводу не столько количества, сколько качества оказываемых услуг по содержанию получателя ренты. Договор пожизненного содержания с иждивением, помимо оказания получателю ренты чисто бытовых услуг (приобретение вещей и продуктов, обеспечение потребностей в жилище и др.), основан также на доверительном характере отношений между его участниками, которое может отсутствовать у представителя и получателя ренты.

С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит