Пассажирские тарифы

Тарифы на перевозки пассажиров междугородными автобусами в Беларуси повышены в среднем на 20%

11-07-2008 11 июля, Минск /Елена Солоненко — БЕЛТА/. Тарифы на перевозки пассажиров и провоз багажа автобусами регулярных маршрутов междугородного сообщения повышены в среднем на 20%. Такое решение предусмотрено в постановлении Министерства экономики Республики Беларусь №137. Как пояснили корреспонденту БЕЛТА в Минэкономики, с 10 июля 2008 года предельный максимальный уровень тарифов за один километр проезда пассажиров и провоз багажа автобусами междугородного сообщения на обычных, скоростных, экспрессных и дополнительных регулярных маршрутах повышен в среднем на 20%. Согласно данному постановлению предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров автобусами общего типа на обычных регулярных маршрутах междугородного сообщения составляют Br96 за один километр проезда, в автобусах с мягкими откидными сиденьями — Br100, на скоростных маршрутах соответственно — Br124,8 и Br130, на экспрессных маршрутах — Br144 и Br150, на дополнительных рейсах — Br129,6 и Br135. Это обусловлено убыточностью междугородных перевозок пассажиров в связи со значительным ростом затрат, в частности, повышением цен на бензин, дизельное топливо, запасные части, другие материалы и услуги сторонних организаций. Кроме того, тарифы на указанные перевозки не пересматривались с ноября 2006 года. В Минэкономики также отметили, что юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении на территории республики, имеют право, исходя из спроса и предложения, применять более низкие тарифы, чем установленные постановлением. В соответствии с указом №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется Министерством экономики.-0-

На железных дорогах применяются следующие виды пассажирских тарифов: общий пассажирский — при проезде в поездах прямого и местного сообщения; пригородные — при проезде в поездах пригородного сообщения (в пределах пригородной зоны, на расстояние до 200 км включительно).

Тарифы для проезда в поездах пригородного сообщения подразделяются на:

  • зонный,

  • абонементный,

  • покилометровый

  • общий (без страхового тарифа).

Величина тарифа утверждается на каждый календарный год администрациями субъектов федерации по представлению от имени ОАО «РЖД» соответствующими пригородными дирекциями. При рассмотрении проектов тарифов, администрации анализируют представленные балансы доходов и расходов пригородных дирекций и, исходя, из своих возможностей по дотации пригородных перевозок корректируют, и утверждают величины тарифов.

В пригородных кассах кроме разовых билетов производится продажа различного вида абонементных билетов, включая льготные абонементные. Стоимость всех видов абонементных билетов и порядок их продажи устанавливает управление железной дороги.

Абонементные билеты дают право проезда во всех пригородных поездах. В местных поездах проезд по пригородным билетам разрешается на расстояние до 200 км по указанию управления железной дороги в случае отсутствия на участке дороги пригородного движения.

Абонементные именные билеты (не льготные) продаются учреждениям, организациям и предприятиям с указанием фамилии, имени и отчества лица, для которого приобретается билет. Плата за абонементный билет взимается из расчета: за месячный билет — стоимости 50 поездок, сезонный — соответственно 200 поездок, полугодовой — 300 поездок и за годовой — 600 поездок по тарифу, применяемому на этом участке для пригородного сообщения (покилометровый, общий). На участках применения зонного тарифа исчисление стоимости абонементных билетов производится по ставкам покилометрового тарифа.

Железными дорогами производится продажа: месячных абонементных билетов (с любого числа) «на предъявителя» с правом проезда во все дни недели, а также билетов «выходного дня» (на предъявителя), действительные на проезд по пятницам, субботам, воскресеньям, понедельникам, предпраздничным и праздничным дням по направлению между зонами, указанными в билете.

Стоимость абонементного билета на проезд через узловые пункты определяется по сумме тарифов до узлового пункта и от него. Стоимость месячного абонементного билета «выходного дня» взимается из расчета 12 поездок в месяц и определяется как разница в стоимости проезда между зонами начала и окончания поездки..

Тарифы для проезда в поездах дальнего и местного сообщения применяются на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях, включенных в постоянную эксплуатацию.

Принцип построения тарифов – поясной, то есть ставка тарифа устанавливается для определенного диапазона расстояний – тарифного пояса.

Для определения стоимости проезда пассажиров берется расстояние, соответствующее тарифному поясу, предусмотренному в таблицах стоимости проезда соответствующего прейскуранта.

Тариф на проезд пассажиров в поездах устанавливается в зависимости от типа вагона и категории поезда.

Стоимость полного или детского проезда в зависимости от типа вагона и категории поезда, стоимость билета, стоимость плацкарты и размеры доплат к полному или детскому билету жесткого общего вагона пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории определяются по таблицам соответствующего прейскуранта. Тарифы на проезд в фирменных поездах разрешено «РЖД» увеличивать за качество обслуживания и комфортабельность поездки до 150% к стоимости проезда в обычных поездах.

Стоимость проезда во всех типах вагонов и категорий поездов состоит из стоимости билета и стоимости плацкарты и определяется по таблицам соответствующего прейскуранта.

Ежегодно ОАО «РЖД» представляет в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) анализ своих расходов и доходов от пассажирских перевозок в дальнем и местном сообщении, динамику изменения цен на материальные ресурсы, используемые РЖД для осуществления перевозок, в отчетном году и прогноз их изменения по данным Минэкономразвития РФ в предстоящем году. На основе анализа представленного материала ФСТ принимает решение о величине индексации пассажирских тарифов на следующий год. Это средняя за год величина индексации.

В соответствии с решением Правления ФЭК (Федеральной энергетической комиссии) России от 9 января 2002 г. №1/3 МПС РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах СВ и купейных вагонах всех поездов (за исключением перевозок пассажиров в купейных вагонах на маршрутах, определяемых МАП России, где отсутствуют условия эффективной конкуренции с другими видами транспорта).

Начиная с 2003 года «РЖД» получило право корректировать в течение года («гибко регулировать») величину тарифа. Гибкое регулирование осуществляется «РЖД» для сглаживания пиков спроса на дальние пассажирские перевозки. Пример гибкого регулирования тарифов представлен в табл.****

Таблица 15.8

Дифференцированные по календарным периодам 2009 года индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании

Периоды индексации тарифов в 2009 году

Количество дней

Коэффициент индексации тарифов на перевозки пассажиров

1 января — 11 января

1,00

12 января – 19 февраля

0,85

20 февраля – 5 марта

0,90

6 марта – 9 марта

1,10

10 марта – 28 апреля

0,90

29 апреля

1,10

30 апреля – 1 мая

1,20

2 мая – 8 мая

1,10

9 мая – 10 мая

0,45

11 мая – 10 июня

1,00

11 июня – 16 июля

1,05

17 июля – 31 августа

1,20

1 сентября – 30 сентября

1,00

1 октября – 24 декабря

0,90

25 декабря – 26 декабря

1,04

27 декабря – 28 декабря

1,15

29 декабря – 30 декабря

1,20

31 декабря

1,00

Такое гибкое регулирование тарифов дает возможность РЖД лучше обеспечить пиковые объемы перевозок и стимулировать спрос в период его уменьшения. Одновременно это дает возможность повысить доходность пассажирских перевозок.

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, определены основные принципы проведения структурных преобразований и развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок. На втором этапе реформирования железнодорожного транспорта (2003 — 2005 г.г.) предполагалась реорганизация открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем выделения в акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе пассажирские перевозки в дальнем следовании. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании должно обеспечить удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, а также повышение качества транспортного обслуживания населения. Кроме того, Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.

Учитывая потребность в адаптации тарифной системы в области пассажирских перевозок в дальнем следовании на железнодорожном транспорте к требованиям рыночной экономики, разработан проект нового прейскуранта № 10-02-16.

Основной целью разработанного Прейскуранта является создание гармонизированной системы тарифов на железнодорожные перевозки, обеспечивающей:

— реализацию населением конституционных прав на свободу перемещения по территории России;

— реализацию в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа задач определенных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте;

— условия для создания и функционирования компаний владельцев подвижного состава в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа независимо от форм собственности;

— экономически эффективную работу владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и компаний в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузобагажа и багажа, независимо от форм собственности;

— условия для развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;

— привлечение инвестиций для обновления объектов пассажирского комплекса железнодорожного транспорта;

— стимулирование внедрения инновационных технологий и новой техники в области перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.

Тарифы нового Прейскуранта № 10-02-16 на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа, выполняемые ОАО «РЖД» и организациями, образуемыми в процессе реформирования ОАО «РЖД» во внутригосударственном сообщении для пользователей услуг железнодорожного транспорта устанавливаются на уровне экономически обоснованных затрат, с учетом платежеспособного спроса населения страны, обеспечением сохранения доходной базы ОАО «РЖД» от перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в сопоставимых условиях перевозок при постепенном сокращении субсидирования за счет финансовых результатов работы ОАО «РЖД» и компенсации убытков от пассажирских перевозок за счет федерального и региональных бюджетов.

Тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа включают инфраструктурную, локомотивную, вокзальную (багажную – при перевозках багажа, грузобагажа) и вагонную (моторвагонную) составляющие.

Предполагается, что выделение в структуре тарифов на перевозку пассажиров, багажа, и грузобагажа во внутригосударственном сообщении данных составляющих позволит учитывать доходы и расходы владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков по месту их возникновения и производить оценку эффективности работы по видам деятельности.

Тарифные ставки (в том числе по составляющим) на экономически обоснованном уровне (базовые ставки) на перевозку пассажиров в дальнем следовании, перевозку багажа и грузобагажа устанавливаются с учетом среднесетевой себестоимости.

При проектировании тарифных ставок с учетом экономически обоснованного уровня (базовых ставок) используются расходы по пассажирским перевозкам за предшествующий год, с распределением их по составляющим тарифа в соответствии с Номенклатурой основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

В условиях, когда тарифы не обеспечивают компенсацию затрат, связанных с организацией перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа экономически эффективная работа пассажирских компаний (на переходном этапе – ОАО «РЖД», в последствии – организаций, создаваемых в процессе реформирования ОАО «РЖД») и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») может обеспечиваться как за счет перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет финансовых результатов работы ОАО «РЖД», так и за счет дополнительных источников финансирования, в качестве которых выступают бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При проектировании тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа используется параметрическая модель, предусматривающая распределение затрат по составляющим тарифа (кроме вокзальной и багажной) на затраты, связанные с начально-конечными и движенческими операциями. Для вокзальной и багажной составляющих тарифа все затраты относятся на начально-конечные операции. В связи с этим, тарифные ставки дифференцированы от расстояния перевозки и их удельный уровень снижается с увеличением дальности (за исключением вокзальной и багажной составляющих тарифа на перевозку).

В целях учета особенностей платежеспособного спроса (различных по уровню доходов, мотивации и частоте поездок групп населения, по перевозкам багажа и грузобагажа), а также более точного отражения в составляющих тарифов затрат на перевозки, предполагается следующая дифференциация тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа по видам перевозок и составляющим тарифа:

при перевозке пассажиров в дальнем следовании:

— по скорости движения поезда;

— по категории тягового подвижного состава – локомотивная, моторвагонная составляющие тарифа;

— роду вагона;

— по категории пассажира (взрослый и детский).

при перевозке багажа, грузобагажа:

— по скорости движения поезда;

— по виду отправки (повагонная, мелкая).

Тарифы за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для расчетов между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») и компаниями владельцами подвижного состава устанавливаются на:

— услуги инфраструктуры, оказываемые непосредственно при перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа (включая услуги локомотивной тяги и услуги вокзалов (багажных отделений) при оказании данных услуг владельцем инфраструктуры);

— услуги инфраструктуры, связанные с:

— одиночным следованием собственных (арендованных) одиночных локомотивов по дополнительным заявкам перевозчиков;

— пересылкой собственного (арендованного) пассажирского (багажного) вагона (поезда) в порожнем состоянии от пункта приписки к месту, указанному собственником или к пункту приписки от места его высвобождения;

— работой локомотива парка ОАО «РЖД» по подаче, уборке собственных (арендованных) пассажирских, багажных и грузобагажных вагонов и т.д.

Проектируемые тарифные ставки, ставки плат и сборов за услуги инфраструктуры (с учетом услуг локомотивной тяги и услуг вокзалов (багажных отделений), оказываемые ОАО «РЖД» являются едиными для всех компаний, независимо от форм собственности и устанавливаются по каждому виду услуг инфраструктуры на соответствующую единицу измерения работы, выполняемой владельцем инфраструктуры при оказании конкретного вида услуг инфраструктуры.

Тариф на соответствующую единицу измерения работы, связанную с оказанием услуг инфраструктуры (с учетом услуг локомотивной тяги и услуг вокзалов (багажных отделений)) при перевозках пассажиров в дальнем следовании, багажа и грузобагажа с учетом их экономически обоснованного уровня определяется с использованием среднесетевой себестоимости перевозок (с учетом среднесетевых показателей работы отрасли при выполнении объемов перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в отчетный период), а при перевозках пассажиров в пригородном сообщении — с учетом себестоимости в пределах субъектов Российской Федерации (или исходя из среднесетевой себестоимости услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении с применением коэффициентов, учитывающих дифференциацию по субъектам Российской Федерации).

Тарифы на услуги инфраструктуры (инфраструктуры и локомотивной тяги), за исключением вокзальной (багажной) составляющей тарифа, дифференцируются в зависимости от скорости движения.

Такой порядок формирования тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» компаниям-операторам, носит стимулирующий характер, направленный на повышение эффективности деятельности компаний при организации перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, так как при осуществлении большего объема перевозок пассажиров при использовании того же объема услуг инфраструктуры, компания получает дополнительные доходы, а при снижении эффективности работы (привлечение меньшего объема пассажиров) – затраты на услуги по использованию инфраструктуры, не покрываемые доходами от перевозок пассажиров, будут компенсироваться за счет собственных средств.

Региональная служба по тарифам Ростовской области установила тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ростовской области в пригородном и междугородном сообщении

(постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.06.2019 №25/1):

Наименование услуг

Тарифы за 1 пассажирокилометр (руб. – коп.)

Проезд в автобусах пригородного сообщения

Проезд в автобусах междугородного сообщения

Провоз багажа в автобусах всех сообщении:

Тариф за провоз 1 места багажа (руб. – коп.)

до 50 км

от 51 до 100 км

от 101 до 200 км

свыше 200 км (за каждые последующие100 км)

Данные тарифы являются максимально предельными и применяются предприятиями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа по пригородным маршрутам между городами Ростов-на-Дону и Батайск, Ростов-на-Дону и Аксай, тарифы на перевозку пассажиров и багажа по которым устанавливаются отдельными нормативными правовыми актами Региональной службы по тарифам Ростовской области.

Размер платы за проезд пассажиров на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ростовской области в пригородном и междугородном сообщении рассчитывается как произведение величины тарифа и протяженности поездки пассажира (провоза багажа), выраженной в километрах, в соответствии с протяженностью тарифных участков согласно паспортам маршрутов (включая тарифные участки, находящиеся в черте городов (населенных пунктов).

Плата за проезд пассажиров, вошедших и вышедших в пределах черты города (населенного пункта), взимается по тарифам, установленным для перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении автобусами большой вместимости с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах в данном городе (населенном пункте).

На муниципальных и межмуниципальных маршрутах, большая часть которых пролегает в черте города (населенного пункта), на всем протяжении маршрута допускается применение фиксированной платы в расчете с одного пассажира по тарифам, установленным для регулярных перевозок автобусами по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении, указанным в паспорте маршрута. При этом расчет платы, предусмотренный п.3 постановления, не применяется.

Размер платы, взимаемой на остановочных пунктах, предусмотренных маршрутом, где не организовано кассовое обслуживание, определяется кратным 50 копейкам, суммы менее 25 копеек отбрасываются, от 25 копеек и менее 75 копеек принимаются равными 50 копейкам, от 75 копеек повышаются до целого рубля.

РЕШЕНИЕ

по делу № 26/А-11-2017

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «26» июня 2018 г. В полном объеме решение изготовлено «05» июля 2018 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены комиссии: <…>;

<…>;

<…>;

При видении аудиозаписи заседания комиссии

при участии:

— <…> — представителя администрации г. Новокузнецка (доверенность от 05.02.2018 № 1/468);

— <…> — представителя администрации г. Новокузнецка (доверенность от 05.02.2018 № 1/466);

— <…> — представителя администрации г. Новокузнецка (доверенность от 05.02.2018 № 1/467);

— <…> – представителя ООО «Автолайн» (доверенность от 25.06.2018 б/н);

— Гаркавенко Л.В. – представителя ИП Писарева С.Н. (доверенность от 21.12.2015 № 42 АА 1510304);

УСТАНОВИЛА:

11.07.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Администрации Новокузнецкого городского округа, указывающие на наличие в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (маршрутные такси) (далее — перевозчики) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении перевозчиками соглашения об увеличении стоимости проезда в маршрутных такси.

28.08.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили заявления граждан (вх. 3767э, 3764э) о наличии в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (маршрутные такси) (далее — перевозчики) признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: увеличении стоимости проезда в маршрутных такси №№ 62, 62А, 88, 90, 92, 94, с 24.08.2017 г., с 18 руб. до 22 руб.

10.10.2017 приказом Кемеровского УФАС России № 106 возбуждено дело № 26/А-11-2017 по признакам нарушения ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Автолайн», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к увеличению стоимости проезда на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам.

Определением от 11.10.2017 г. рассмотрение дела № 26/А-11-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 28.11.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копии определения были направлены в адрес лиц участвующих в деле заказными письмами.

28.11.2017 г. на заседании Комиссии представители администрации г. Новокузнецка поддержали позицию, изложенную в заявлении.

28.11.2017 г. на заседании Комиссии представители перевозчиков пояснили следующее: в связи с вступлением в силу с января 2016 г. Закона об организации регулярных перевозок изменился порядок установления тарифов на регулярные перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Законом установлено понятие регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, где регламентировано, что такие перевозки осуществляются с применением тарифов, установленных самим же перевозчиком. Повышение стоимости проезда обусловлено тем, что стоимость проезда по факту не повышалась с октября 2015 г., за этот промежуток времени произошел рост цен на все те расходы, которые несет перевозчик. Немаловажным фактором при повышении проезда является то, что перевозчики обновили подвижной состав до 90 %. При этом обновление подвижного состава было не постепенным, а за короткий промежуток времени. Из анализа организации транспортного обслуживания в городах Российской Федерации следует, что в городах Барнаул, Тюмень при стоимости проезда выше 20 руб., частным перевозчикам предоставляются субсидии из бюджета городов. В Хабаровске при отсутствии субсидирования частных перевозчиков стоимость проезда по регулярным перевозкам по нерегулируемому тарифу составляет 22 – 30 руб. Также следует отметить, что маршрутная сеть города Новокузнецка альтернативна коммерческому транспорту. Кроме того, следует учитывать, что повышение тарифа на маршрутах, осуществляющих перевозку пассажиров по нерегулируемому тарифу, было не единовременным, а происходило на протяжении двух месяцев, также имеется градация в стоимости проезда, которая составляет от 16 руб. до 22 руб. Кроме того, представитель перевозчиков пояснила, что следует обратить внимание на судебную практику, где суды делают вывод о об отсутствии нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующего: повышение стоимости обоснованно объективными факторами (возросшей инфляцией, ростом цен на ГСМ, обновлением парка транспортных средств и т.д.), помимо этого приказы о повышении стоимости проезда были приняты в разное время. Подробные пояснения предоставлены в материалы дела (вх. от 20.11.2017 № 5173э).

28.11.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 26/А-11-2017 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 28.11.2017 г. рассмотрение дела № 26/А-11-2017 было отложено. Копии определения были направлены в адрес лиц участвующих в деле заказными письмами.

Определением от 09.01.2018 г. срок рассмотрения дела № 26/А-11-2017 был продлен до 11.07.2018 г.

Уведомлением о назначении даты и времени рассмотрения дела от 18.01.2018 № 05/492 рассмотрение дела № 26/А-11-2017 назначено на 07.02.2018 г. на 14 часов 00 мин. Копии уведомления были направлены в адрес лиц участвующих в деле заказными письмами.

Уведомлением о переносе даты и времени рассмотрения дела от 07.02.2018 № 05/1186 в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 26/А-11-2017 было назначено на 15.03.2018 на 14 часов 00 мин.

15.03.2018 на заседании Комиссии представитель администрации г. Новокузнецка пояснил: к полномочиям управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецк и к полномочиям администрации г. Новокузнецк не относится осуществление контроля в области регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, стоимости проезда по нерегулируемым тарифам в границах Новокузнецкого городского округа. Изменение стоимости проезда по нерегулируемым тарифам подтверждается обращениями граждан, поступающими в адрес администрации г. Новокузнецка.

15.03.2018 г. на заседании Комиссии представители перевозчиков сообщили, что в марте 2017 г. Глава г. Новокузнецка обращался в адрес администрации области с письмом, в котором говорилось, что стоимость проезда не повышалась с ноября 2015 г., как на перевозках по социальному заказу, так и на коммерческих перевозках по нерегулируемым тарифам и предлагалось увеличить стоимость поездки на 4 руб., а также пересмотреть стоимость проезда по проездным билетам. В июле 2017 года состоялось совещание у Главы г. Новокузнецка по вопросу повышения тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, с участием представителей предприятий, осуществляющих муниципальные маршруты и представителей простых товариществ, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по нерегулируемым маршрутам.

15.03.2018 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 26/А-11-2017 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 15.03.2018 г. рассмотрение дела № 26/А-11-2017 было отложено. Копии определения были направлены в адрес лиц участвующих в деле заказными письмами.

Уведомлением о назначении даты и времени рассмотрения дела от 29.05.2018 № 05/5079 рассмотрение дела № 26/А-11-2017 назначено на 26.06.2018 г. на 14 часов 00 мин. Копии уведомления были направлены в адрес лиц участвующих в деле заказными письмами.

26.06.2018 г. на заседании Комиссии представитель администрации пояснил, что согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

26.06.2018 г. на заседании Комиссии представитель перевозчиков заявила, что имеется практика отмены судами дел, возбужденных по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив материалы дела № 26/А-11-2017, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Индивидуальными предпринимателями и хозяйствующими субъектами г. Новокузнецка в 2015, 2016 г.г. были заключены договоры простого товарищества.

Согласно предмету договоров простого товарищества, заключенных между индивидуальными предпринимателями и хозяйствующими субъектами «Товарищами», «Товарищи» исходя из общих интересов обязуются путем объединения имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта совместно действовать без образования юридического лица в целях развития и повышения качества пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах г. Новокузнецка.

В соответствии с договорами простого товарищества ведение общих дел Товарищей возлагается на одного из Товарищей, в чьи обязанности входит:

— согласование действий Товарищей;

— ведение переговоров с третьими лицами по вопросам совместной деятельности, за исключением случаев, когда, согласно договору или дополнительному соглашению к нему, ведение переговоров поручается другим участникам;

— оформление и хранение документации, относящейся к совместной деятельности;

— обеспечение Товарищей информацией о ходе общих дел и т.д.

Пунктом 1.2.3.1 Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.10.2015 № 357 «Об установлении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам на территории Кемеровской области» (далее – Постановление РЭК № 357) с 1 ноября 2015 года установлена стоимость проезда в маршрутных такси, в автобусах сверх муниципального заказа в городе Новокузнецке 18 рублей за одну поездку в пределах административно — территориального района независимо от протяженности маршрутов.

16.03.2017 г. Глава г. Новокузнецка направил в адрес Первого заместителя Губернатора Кемеровской области и Заместителю Губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству письмо (исх. № 1/1155), в котором говорилось, что в адрес Главы города поступило предложение Управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка с приложением обращения частных предпринимателей и предприятий пассажирского транспорта, выполняющих социальный заказ, о необходимости повышения тарифов на проезд. Причина обращения – отрицательный финансовый результат предприятий по результатам работы 2016 г. Тарифы значительно ниже себестоимости перевозок. Бюджетное субсидирование не покрывает разницы стоимости проезда между тарифом и себестоимость. В г. Новокузнецке стоимость проезда не повышалась с ноября 2015 г. как на перевозках по социальному заказу, так и на коммерческих перевозках по нерегулируемым тарифам.

В данном письме указано, что с момента последнего повышения тарифов Постановлением РЭК № 357 произошел рост цен: ГСМ – 8,3 %; автомобильные шины подвижного состава – 20 %; запасные части – 20 – 30 %; некоторые виды запасных частей – 50 %; рост стоимости коммунальных услуг от 5,5 до 15 %.

Изучив финансово-хозяйственную деятельность пассажирских предприятий и предложения частных предпринимателей, Глава города в письме (исх. № 1/1155) предложил увеличить стоимость разовой поездки на 4 руб., а также пересмотреть стоимость проезда по проездным билетам.

27.06.2017 г. в адрес главы города Новокузнецка поступило обращение уполномоченных представителей простых товариществ, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам на территории Новокузнецкого городского округа.

Данное обращение содержало уведомление об установлении с 10.07.2017 г. тарифа на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в размере 25 рублей.

К обращению был приложен протокол собрания уполномоченных представителей простых товариществ от 21.06.2017 № 06/17 (далее — Протокол № 06/17).

Согласно Протоколу № 06/17 на собрании присутствовали: <…>; <…>; <…>; <…>; <…>; <…>; <…>; <…>; <…>.

В соответствии с повесткой дня единогласно было принято решение о повышении тарифа на проезд с 10.07.2017 г. в размере 25 рублей.

Кроме того, Протокол № 06/17 был размещен на информационно- аналитическом сайте КузПресс «Четвертной за проезд (+)».

По информации, предоставленной руководителем информационно- аналитического сайта КузПресс в адрес Кемеровского УФАС России, Протокол № 06/17 был получен от ИП <…> через viber (Denis. +<…>).

04.07.2017 г. состоялось совещание у Главы города Новокузнецка по вопросу повышения тарифов на регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам Новокузнецкого городского округа с участием представителей предприятий пассажирского транспорта, выполняющих социальный заказ и представителей простых товариществ (протокол совещания имеется в материалах дела).

На данном совещании заместитель Главы города по экономическим вопросам сообщила, что с применением индексов дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации расчетный тариф на перевозки пассажиров может составлять не более 20,05 руб. на 2017 г. В случае применения индекса потребительских цен в целом по российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики тариф на пассажирские перевозки может составить не более 20,20 руб. на текущую дату.

10.07.2017 г. состоялось совещание у Главы города Новокузнецка по вопросу повышения тарифов на регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам Новокузнецкого городского округа с участием представителей предприятий пассажирского транспорта, выполняющих социальный заказ и представителей простых товариществ (протокол совещания имеется в материалах дела).

На совещании Глава города сообщил о поступивших обращениях граждан, которые возражают против повышения тарифа на пассажирские перевозки в частных автобусах на 40 %.

Представитель частных перевозчиков представила примеры тарифной политики в городах, где отсутствует муниципальный автотранспорт. Также было заявлено о решении частных перевозчиков, отложить повышение тарифов на пассажирские перевозки и провести данное повышение одновременно с муниципальным транспортом.

Согласно информации, предоставленной в адрес Кемеровского УФАС России Управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка (вх. от 20.07.2017 № 3181э), 10.07.2017 г. повышения тарифа на оплату за проезд в городском пассажирском транспорте на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам не состоялось.

17.08.2017 г. состоялось совещание у Главы города Новокузнецка по вопросу повышения перевозчиками нерегулируемых тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам с участием частных перевозчиков (протокол совещания имеется в материалах дела).

Глава города на данном совещании сообщил, что перевозчиками предоставлено экономическое обоснование повышения тарифов.

Представитель частных перевозчиков пояснил, что перевозчики, учитывая расходы на заработную плату, топливо, ремонт и обслуживание транспорта, хотели бы поднять цену до рентабельности, а именно до 22 руб.

По информации, предоставленной перевозчиками в адрес Кемеровского УФАС России в период с 19.08.2017 по 02.10.2017 г. произошло повышение тарифов на регулярные перевозки по нерегулируемым маршрутам (данные приведены в приложении к решению).

В рамках рассмотрения данного дела перевозчиками в адрес Кемеровского УФАС России предоставлены расчеты себестоимости на перевозку одного пассажира по каждому маршруту (данные о себестоимости приведены в приложении к решению).

Также из пояснений, предоставленных перевозчиками следует, что из анализа официальных данных уровня инфляции в России и размера тарифа на проезд, не учитывая фактическое удорожание затрат перевозчика, тариф на проезд должен составлять 21,82 руб. (14 руб.+7,82 руб.=21,82 руб.).

год тариф на проезд (руб.) уровень инфляции % плановое подорожание тарифа в сравнении с уровнем инфляции (руб.)

2012 14 6,58 0,92

2013 16 6,45 1,03

2014 17 11,36 1,9

2015 18 12,9 2,3

2016 18 5,4 1

2017 18 4,1 0,7

7,82

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 26/А-11-2017 приходит к следующим выводам:

Простые товарищества осуществляют на территории Новокузнецкого городского округа деятельность по регулярным перевозкам по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам на основании договоров простого товарищества и договоров на право осуществления (коммерческих) пассажирских перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (часть 2 статьи 1041 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

На основании части 2 статьи 426 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 220-ФЗ).

Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ регулярные перевозки подразделяются на регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Пунктом 17 части 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ установлено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам — это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 ФЗ № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Следовательно, регулированию органами местного самоуправления подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

При этом пунктом 18 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Из изложенного следует, что перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющие регулярные перевозки без муниципального контракта и за счет собственных средств, оказывают услуги по перевозке пассажиров с применением тарифов, установленных самостоятельно.

Таким образом, в системе действующего федерального законодательства предусмотрено право перевозчиков, действующих на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать, а, следовательно, изменять/повышать/понижать тарифы.

Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Протокол № 06/17, согласно которому представители простых товариществ решили установить с 10.07.2017 г. тариф на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам в размере 25 руб. является антиконкурентным соглашением.

Но учитывая тот факт, что 10.07.2017 г., так же как и в дальнейшем не было увеличения стоимости проезда до 25 руб., то данное соглашение не привело к последствиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Повышение тарифов на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам с 18 руб. до 19, 20 и 22 руб. в период с 19.08.2017 по 02.10.2017 г. обосновано объективными факторами, о чем перевозчики не раз говорили на совещаниях у Главы города, а именно: последнее повышение тарифа на перевозку произошло 01.11.2015 г., с того времени произошло повышение стоимости топлива, ГСМ, технического обслуживания автотранспортных средств, услуг ОСАГО, страхования пассажиров и прочие расходы (в подтверждение указанного факта представлены расчеты размера себестоимости платы за проезд по каждому маршруту, которые выше установленной стоимости проезда).

Таким образом, в действиях ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Автолайн», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения, которое привело к увеличению стоимости проезда на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Председатель Комиссии: <…>