ПДД про резину

Среди перечня опознавательных знаков ПДД знак «Шипы» долгое время воспринимался водителями неоднозначно: требование устанавливать его при использовании шипованной резины не всегда считалось обязательным. В то же время шипы существенно влияют на безопасность и этого не могли не учитывать изменения в законодательстве о дорожном движении.

До недавнего времени наличие знака «Шипы» на автомобилях с ошипованными шинами являлось обязательным, а за его отсутствие был предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

С 8 декабря 2018 года знак «Шипы» исключён из ПДД (прим. – Постановление Правительства №1414 от 24.11.2018 г.). То есть теперь наличие знака «Шипы» на транспортных средствах не является обязательным, соответственно, и штраф за его отсутствие больше не накладывается.

Тем не менее, существуют достаточно веские причины, по которым мы рекомендуем водителям продолжать обозначать знаком «Шипы» свои автомобили зимой, при езде на ошипованных колёсах. Ниже вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Почему отменили обязательное использование знака «Шипы»?
  • Для чего стоит продолжать использовать знак «Шипы»?
  • Какого размера должен быть знак «Шипы» и куда его лучше клеить?
  • Дополнительная информация об отмене штрафа за отсутствие знака «Шипы».

Почему отменили знак «Шипы»?

Когда знак «Шипы» объявляли обязательным для обозначения машин на шипованной резине, логика законодателей состояла в том, что автомобиль с такой резиной тормозит намного резче. Поэтому водитель, следующий за вами, должен знать о ваших шипах, чтобы соблюдать достаточно большую дистанцию.

На самом же деле, вопреки этой логике, тормозной путь автомобиля зависит в первую очередь от его массы, наличия электронных систем безопасности и погодных условий. Само по себе наличие или отсутствие шипов на покрышке если и оказывает влияние, то далеко не первостепенное.

Возможно лет 30 назад знак «Шипы» и имел какой-то смысл, когда все ездили на всесезонной резине и шипы встречались достаточно редко. Тогда, наверное, автомобили с шипами действительно тормозили заметно резче, чем все остальные машины. Но в наше время это уже не так.

Знак «Шипы» потерял свой первоначальный смысл, так как сегодня на шипованной резине ездит уже более 70% автомобилистов, то есть – подавляющее большинство. Поэтому если и нужно обозначать в потоке какие-то машины на зимней резине, то логичнее было бы клеить знак на автомобили с «липучкой», а не с шипами.

Зачем тогда наклеивать знак «Шипы» на авто?

Использование в зимнее время ошипованной резины создало не только более безопасные и комфортные условия для водителей и пассажиров таких «переобутых» машин, но и определённые проблемы для других участников движения, особенно движущихся сзади.

Главная опасность от машин на «шипах» – это мелкий щебень, который может вылетать из-под шипованных колес и повредить едущий позади автомобиль, или даже травмировать водителя. Да и вылетающий из покрышки шип также может серьёзно повредить лобовое стекло.

Именно по выше названным причинам, мы рекомендуем всем сознательным водителям продолжать обозначать свои авто знаком «Шипы» при использовании шипованной резины.

Кстати, опытные автомобилисты могут припомнить случаи, когда инспекторы ГИБДД делали вывод об обоюдной вине столкнувшихся «гуськом» на скользкой дороге автомобилей только потому, что у впереди идущей на шипах машины не было установлено опознавательного знака «Шипы». И никакие апелляции к тому, что задняя машина не соблюдала положенной дистанции, не помогали.

Другое дело, что применение новых технологий при производстве автомобильных шин, позволило создать модели зимней резины не только не уступающей по эффективности торможения шипованной, но и превосходящей её во многих ситуациях (шипы или липучка – что лучше?). Поэтому увеличенную дистанцию до впереди идущей машины необходимо соблюдать и автомобилям на шипах тоже.

Какого размера должен быть знак «Шипы» и куда его лучше клеить

До отмены обязательного использования знака «Шипы», с началом зимнего сезона в автомагазинах, зачастую, товарный запас наклеек с его изображением оказывался недостаточным.

В связи с этим самостоятельное изготовление знака было весьма актуальным и многим автолюбителям требовались сведения о форме, размерах и цветовой гамме знака.

  1. В соответствии со старой редакцией Правил дорожного движения, знак «Шипы» представляет собой равносторонний треугольник, внутри которого расположена буква «Ш».
  2. Треугольник расположен вершиной вверх, а длина стороны – не менее 20 см.
  3. По сторонам треугольника проходит кайма, ширина которой составляет десять процентов от длины стороны.
  4. Цветовая гамма: знак имеет белый фон, кайма красная, буква «Ш» – черная.

Где скачать знак «Шипы» и как его правильно распечатать?

Если у Вас есть возможность воспользоваться цветным принтером, то знак «Шипы» можно скачать по этой ссылке и затем его распечатать. Желательно сделать это на плотной бумаге, например, фотобумаге плотностью до 150 г/м2, иначе знак получится недолговечным.

Если доступен только черно-белый принтер, тогда предлагаем скачать чёрно-белый знак «Шипы», а распечатку необходимо будет доработать: кистью с красной краской или красным фломастером раскрасить окантовку знака.

Куда нужно клеить знак «Шипы»?

Клеить знак «Шипы» необходимо «сзади механических транспортных средств». Чаще всего его приклеивают в верхнем углу на заднем стекле автомобиля с внутренней стороны – это место удобно и для информирования едущего сзади водителя, и для обеспечения долговечности самого знака.

Однако не противоречат ПДД и другие места установки, например, на бампере или на задней крышке багажника. Только при этом знак будет подвержен воздействию атмосферных осадков и может быстро прийти в негодность.

Что касается использования самодельного знака «Шипы» нестандартных размеров, то меньше рекомендованного минимума его делать не стоит, но и существенно больший знак также нежелателен – при установке на заднее стекло это может недопустимо ограничить обзор водителю.

Об отмене штрафа за отсутствие знака «Шипы»

Раньше отсутствие знака «Шипы» относилось к неисправностям, при которых эксплуатация авто запрещена. Поэтому и наказание за неисполнение требования об его установке регламентировалось соответствующей статьёй Кодекса об административных правонарушениях:

Статья КоАП

В какой период нельзя эксплуатировать зимнюю и летнюю резину? Когда шины считаются непригодными для эксплуатации? С какими неисправностями нельзя использовать диски и колеса? Где установлены эти требования. Какая ответственность грозит за нарушение требований к колесам и шинам автомобиля?

Чем регламентируется порядок эксплуатации шин и колес автомобиля?

Требования к использованию шин и колес установлены:

  • Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (Приложение Перечень неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств) (далее — «Перечень неисправностей»).
  • Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011) (Приложение №8 Требоания к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) (далее — «Приложение №8 к Техническому регламенту).

Когда можно использовать зимние шипованные шины?

В соответствии с пунктом 5.5 Приложения №8 к Техническому регламенту запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Таким образом, в Казахстане эксплуатировать зимнюю резину с шипами не запрещено с сентября по май.

Когда можно использовать летние шины?

В соответствии с пунктом 5.5 Приложения №8 к Техническому регламенту запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям, установленным регламентом в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Это означает, что регламент не запрещает эксплуатировать летнюю резину в Казахстане в период с марта по ноябрь.

Достаточно ли соблюдения указанных интервалов?

Руководствуясь вышеуказанными интервалами, установленными регламентом, водитель должен иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в любой момент должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Регламент устанавливает крайние пределы использования летней или зимней резины, но в конкретный момент времени водитель должен учитывать текущие погодные условия для своего региона. Поэтому водитель, передвигающийся на летних шинах, например, в ноябре по обледенелой дороге, должен осознавать свою возможную ответственность. Хотя и отсутствуют основания для привлечения его к ответственности за несоответствие автомобиля требованиям безопасности, но в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), водитель может быть признан виновным в связи с необеспечением безопасного технического состояния автомобиля в текущей дорожной обстановке.

Требования к зимним шинам

Согласно пункту 5.4 Приложения №8 к Техническому регламенту шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

Зимние шины считаются непригодными для эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм.

Требования ко всем шинам

Размерность

Требования к размерности шин установлены пунктом 5.2. Приложения №8 к Техническому регламенту. Каждая установленная на транспортном средстве шина должна по размерности соответствовать рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства и размерности колеса, на котором она смонтирована.

Износ и повреждения

Данные требования установлены пунктом 5.6 Приложения №8 к Техническому регламенту. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

  • появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);
  • остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:
    • для транспортных средств категорий L (мопеды, мотоциклы) – 0,8 мм;
    • для транспортных средств категорий N2, N3, О3, О4 (грузовые автомобили и прицепы к ним) – 1,0 мм;
    • для транспортных средств категорий М1, N1, О1, О2 (легковые автомобили и прицепы к ним) – 1,6 мм;
    • для транспортных средств категорий М2, М3 (автобусы) – 2,0 мм;
  • замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
  • наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины и герметизирующего слоя.

Аналогичные нормативы установлены разделом 5 Перечня неисправностей.

Требования к дискам и колесам

В соответствии с пунктом 5.7 Приложения № 8 к Техническому регламенту не допускаются:

  • отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;
  • наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;
  • видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;
  • установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Ответственность за использование ненадлежащих шин и колес

Эксплуатация шин, не соответствующих сезону, а также шин и колес, не пригодных к эксплуатации, расценивается как управление транспортным средством, не отвечающим установленным правилам безопасности.

Штраф

В соответствии с частью 5 статьи 590 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях управление транспортными средствами, не отвечающими установленным правилам обеспечения безопасности дорожного движения влечет штраф в размере 5 месячных расчетных показателей (МРП).

Изъятие номеров

Пунктом 3) части 1 статьи 797 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях установлено, что при совершении нарушения, указанного в части 5 статьи 590 Кодекса, сотрудники полиции вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств путем изъятия государственных регистрационных номерных знаков до устранения причин запрета на эксплуатацию транспортного средства.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих использование шин (покрышек) на автомобиле.

Чаще всего на легковые автомобили устанавливают комплекты, состоящие из четырех одинаковых покрышек. Такие комплекты не вызывают проблем и их можно использовать без ограничений. Вопросы у водителей возникают в том случае, если требуется заменить одну или несколько покрышек.

Например, если одна из покрышек повреждена после попадания колеса в яму, то требуется ее замена. Покупать полный комплект резины водитель не хочет, особенно если оставшиеся покрышки почти новые. В идеале водитель хочет купить единственную покрышку, аналогичную имеющимся. Однако это может вызвать серьезные проблемы, т.к. многие продавцы отказываются продавать одну шину из комплекта резины.

В этой статье будут рассмотрены особенности использования разных покрышек на автомобиле:

  • Использование разной резины в соответствии с ПДД.
  • Разные шины на передней и задней оси автомобиля.
  • Разные покрышки на одной оси автомобиля.
  • Штраф за разные шины на автомобиле.

Использование разной резины в соответствии с ПДД

Ограничение на использование разной резины установлено в пункте 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Рассмотрим данный пункт подробнее.

Разные шины на передней и задней оси автомобиля

Пункт 5.5 не накладывает полный запрет на использование разных шин на передней и задней осях автомобиля. Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена.

Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.

Кроме того, рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:

Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Вернемся к примеру из начала данной статьи. Если попадание в яму уничтожило одну из покрышек, а идентичную замену найти не удается, то можно приобрести пару одинаковых покрышек и поставить их на одну из осей автомобиля. При этом покрышки на разных осях могут существенно отличаться.

Однако законодательство запрещают установить на переднюю ось автомобиля зимние нешипованные шины (липучку), а на заднюю ось обычные летние шины. Все шины на автомобиле должны быть либо зимними, либо летними.

Естественно, на практике не стоит проводить эксперименты по комбинированию зимних и летних шин, т.к. сцепление покрышек с дорожным покрытием будет сильно различаться, а это может привести к непредсказуемым последствиям (развороту автомобиля).

В любом случае нужно подбирать покрышки таким образом, чтобы они имели минимум различий.

Например, если повреждена одна из зимних покрышек, а аналогичной в продаже нет, то следует купить пару зимних покрышек и установить их на одну из осей. В этом случае спереди и сзади будут установлены разные зимние шины, но это не будет нарушением.

Разные покрышки на одной оси автомобиля

Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:

  • Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
  • Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
  • Шины разных моделей.
  • Шины с разными рисунками протектора.
  • Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
  • Новые и восстановленные шины.
  • Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.

Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.

Обратите внимание, правила не запрещают использование шин с разным износом на одной оси.

Ограничения накладываются только на использование новых и восстановленных шин, а также новых покрышек и покрышек с углубленным рисунком протектора.

Восстановление шин происходит следующим образом. Полностью изношенная покрышка отправляется на завод, где на нее наносится новый слой резины с протектором.

Углубление рисунка протектора — это обратная операция. Изношенная покрышка отправляется в мастерскую, где на специальном оборудовании в ней нарезают новый протектор, т.е. углубляют канавки.

Восстановленные и углубленные шины нельзя использовать одновременно с новыми. Что касается шин с разным износом, то их использование на одной оси возможно.

Например, если автомобиль повредил 2 правых колеса, то оставшиеся левые покрышки можно установить на одну из осей. На другую ось нужно поставить пару новых покрышек. В этом случае износ передних и задних колес не одинаковый, поэтому сцепление покрышек будет различаться. Так что, хоть это и не запрещено правилами, без крайней необходимости устанавливать шины с разным износом на одну ось я не рекомендую.

Штраф за разные шины на автомобиле

Штраф за использование разных покрышек на автомобиле предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Наказание может быть наложено в следующих случаях:

  • На автомобиле одновременно установлены шипованные и нешипованные шины.
  • На одной оси автомобиля установлены различные покрышки.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что использование различных покрышек на автомобиле ведет к тому, что разные колеса имеют разный коэффициент сцепления с дорогой. А это может привести к развороту автомобиля или к ДТП. Так что при установке резины в первую очередь нужно думать о собственной безопасности, а не о небольшом штрафе за указанное нарушение.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 октября 2018 Раздел: Автомобили Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru). Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!