Передача инженерных сетей на баланс города

15:58 29 июня 2009

Что необходимо знать, чтобы передать инженерные сети в муниципальную собственность Тюмени? Этот вопрос обсудили участники «круглого стола», который состоялся в городской администрации.
В частности, речь шла о подключении участка от подвала до границы участка отведенного для строительства. Чтобы в городе не было бесхозных инженерных сетей, в администрации города разработали два положения, руководствуясь которыми, после окончании строительства многоквартирных жилых домов застройщик, без ущерба собственным интересам, может передать инженерные сети муниципалитету, рассказали в пресс-службе городской администрации.
У строителей возник вопрос, от имени кого передавать внутриквартальные коммуникации администрации города, если владельцами общего имущества дома являются дольщики. На совещании разъяснили, что при заключении договора с дольщиками в документ необходимо включить пункт о развитии инженерной инфраструктуры. Право собственности на земельный участок с проложенными на нём коммуникациями строители не должны регистрировать в управлении регистрационной службы, этим займутся в департаменте имущественных отношений администрации города.
Председатель комитета по формированию реестра муниципальной собственности департамента имущественных Сергей Гейнц рассказал, что приемка объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность города осуществляется двумя способами — по договорам безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность, и на основании договоров участия в развитии инженерной и социальной инфраструктуры муниципалитета.
Перед окончанием строительства, до момента передачи, застройщик организует освидетельствование объектов в органах технической инвентаризации, с изготовлением комплекта технической документации.
После ввода объектов в эксплуатации представляет в департамент имущественных отношений администрации города Тюмени комплект документов, необходимых для осуществления процедуры государственной регистрации права муниципальной собственности.
Далее построенные инженерные сети передаются во владение и пользование соответствующим службам для оказания коммунальных услуг населению.
Более подробную информацию о передаче инженерных сетей в муниципальную собственность можно узнать

Нередко передача инженерных сетей на баланс города приводит к конфликту интересов. В первую очередь это связано с тем, что эксплуатирующие организации «не проявляют активной позиции» в этом вопросе.

Они согласны получать деньги за предоставляемые услуги, но от расходов на содержание коммуникаций предпочли бы отстраниться. Часто отказ брать инженерные сети на баланс мотивируется невозможностью окупить расходы на их содержание.

С точки зрения законодательства позиция сетевых организаций в этом вопросе весьма слабая. Верховный суд РФ четко обозначил свое мнение по данному поводу. Инженерные сети, которые расположены вне границ многоквартирных домов, не считаются общедомовым имуществом. Следовательно, ответственность за их содержание автоматически ложится на плечи эксплуатирующих организаций. Дело остается за малым – документально подтвердить, что передача на баланс водоканалу сетей, например, состоялась.

При нежелании принимать инженерные сети на свой баланс, эксплуатирующие организации могут прибегнуть к своей излюбленной тактике – бюрократической волоките, которая может тянуться бесконечно. В конечном счете, их можно принудить к принятию решения через суд, но путь этот крайне долгий и непрактичный. В данных обстоятельствах «смешным» кажется положение Хозяйственного кодекса РФ, который предусматривает компенсацию застройщику расходов на инженерные коммуникации при принятии их на баланс сетевыми организациями. Это положение никогда не выполнялось и в обозримом будущем выполняться не будет. Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям возможна только на безвозмездной основе и никак иначе.

Собственники инженерных сетей

Когда речь заходит о передаче имущества, то такое понятие как «безвозмездно», не находит понимания. Инженерные коммуникации должны быть созданы – это неоспоримо. Кто должен оплачивать их создание? А вот тут возможны варианты. Это могут быть:

* дольщики строящегося жилья;

* застройщик;

* сетевая организация.

Последний вариант отпадает сразу. Коммунальные предприятия настолько инертны и неэффективны, что каких-то активных действий, направленных на развитие собственной инфраструктуры, от них ожидать не приходится. Можно было бы заключить договор и признать застройщика подрядчиком, которому поручено создание инженерных сетей, но и в этом случае мимо. Безвозмездная передача электрических сетей на баланс сетевой организации, уже может встретить враждебное отношение. Говорить о желании вложить в строительство собственные средства не приходится вовсе.

Остаются дольщики строящегося жилья и застройщик, которые должны вложить личные средства в инженерные коммуникации, чтобы затем произошла безвозмездная передача газовых сетей на баланс эксплуатирующей структуры. Такое положение дел не вызывает оптимизма. Дополнительные затраты естественным образом увеличивают себестоимость квадратного метра. Если строится большой жилой комплекс, когда общую сумму можно «раскинуть» на несколько сотен дольщиков, то ситуация может не оказаться критической, особенно если протяженность коммуникаций относительно невелика.

Проблема заключается в том, что использовать средства дольщиков для создания инженерных коммуникаций можно только в том случае, если это предусмотрено договором, а сами коммуникации являются частью проекта. Также в договоре о долевом строительстве должна быть зафиксирована передача тепловых сетей на баланс теплоснабжающей организации и другие подобные действия как обязанность застройщика. Такие пункты могут вызвать недоумение у неискушенных в этом вопросе граждан, которые не понимают необходимости переплаты. Строительство и содержание сетей по идее входит в стоимость оплачиваемых услуг. Почему за них приходится платить дважды?

С другой стороны, не включать эти пункты нельзя. В первом случае внесение затрат на прокладку инженерных коммуникаций в стоимость строительства становится неправомерной. Во втором случае – застройщик теряет право распоряжаться собственностью дольщиков, что может послужить формальной причиной, по которой передача сетей на баланс «Ленэнерго», например, невозможна. Неразбериха с передачей на баланс профильных организаций инженерных коммуникаций привела к тому, что возникли участки сетей, за которые никто не несет ответственности, со всеми вытекающими печальными последствиями.

Ситуация стала настолько угрожающей, что к решению проблемы было вынуждено подключиться правительство. После поручения президента РФ, вышло в свет разъяснение Министерства финансов, что расходы на строительство объектов жилищно-коммунального и инженерно-технического назначения попадают под требования ст. 252 Налогового кодекса РФ. Это статья определяет расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль от продажи нежилых помещений и построенного жилого фонда. Иными словами, чтобы такие действия, как безвозмездная передача сетей на баланс «МОЭСК» и им подобные, не встречали сопротивление со стороны застройщиков, правительство гарантирует передающим налоговые льготы.

Нюансы передачи электросетей на баланс электросетевых компаний

По другому принципу происходит передача сетей СНТ на баланс электросетевых компаний. И формально, и практически на балансе эксплуатирующих организаций находятся только ЛЭП, доходящие до границ участка СНТ. Оборудование на самом участке лежит в зоне ответственности товарищества. Нет законных оснований принудить электросетевую компанию принять на свой баланс электрические сети садовых некоммерческих товариществ.

Передача сетей СНТ на баланс «МОЭСК», например, может происходить исключительно при желании последней. Министерство энергетики РФ разработало ряд рекомендаций по передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО.

Рекомендации – это единственно возможная помощь в данной ситуации. Далеко не все сетевые организации стремятся взять на баланс сети СНТ. Возможно, причина в крайне плачевном техническом состоянии большинства из них.

В отношение конкретно ПАО «МОЭСК» можно сказать, что компания проводит достаточно лояльную политику. Она активно внедряет онлайн сервисы для подачи заявок. На сайте «МОЭСК» вы найдете много полезной информации. Там же представлен договор о передаче сети на баланс, форма которого является стандартной.

На совещании при главе администрации района Татьяны Стельмах с участием глав администраций городского и сельских поселений, руководителей управляющих компаний обсудили вопросы водоснабжения населения. Участники совещания заострили внимание на проблемах подачи и качества водопроводной воды.

По итогам разговора был принят ряд основополагающих решений. Руководителям ресурсоснабжающих организаций было поручено провести инвентаризацию запорной арматуры,гидрантов, водоразборных колонок, завершить благоустроительные работы на территории, где проводились аварийно-восстановительные мероприятия.

Также в рамках совещания обсудили ход работ по замене водопроводных сетей в рамках реализации проекта местных инициатив граждан в городских и сельских поселениях. Было рекомендовано профильным отделам администраций и управляющим компаниям своевременно информировать население о планируемых отключениях воды и проведении ремонтных работ на водопроводных сетях. Кроме того, поручено после ремонтных работ на сетях, перед подачей воды населению в обязательном порядке проводить замеры для определения качества воды. Глава администрации района потребовала от профильных организаций все работы на сетях завершить до 1 сентября 2019 года. В Ульяновской области проведена инвентаризация водоснабжения и очистных сооружений. Работа проводилась согласно федеральным проектам «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», которые входят в национальный проект «Экология», утвержденный в конце прошлого года президентом РФ Владимиром Путиным.

«Общий объем финансирования проектов на территории Ульяновской области за шесть лет составит около 5,5 миллиарда рублей. Реализация этих программ позволит снизить уровень загрязнения Волги и улучшить качество питьевой воды для людей», — отметил губернатор Сергей Морозов.

В регионе в настоящее время действуют 154 централизованные системы водоснабжения и 45 централизованных систем водоотведения. В ходе инвентаризации проведена оценка состояния 2064 объектов водоснабжения (водопроводных сетей, водозаборных скважин, водонапорных башен, сооружений водоподготовки) и 193 объектов водоотведения (сетей водоотведения,канализационно-насосных станций и очистных сооружений).

Пакет документов с итогами инвентаризации объектов водоснабжения и водоотведения Ульяновской области направлен в Фонд содействия реформирования РФ. Планируется, что региональная программа реконструкции объектов водоснабжения будет сформирована до 31 июля 2019 года.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) усовершенствовал действующий порядок дарения застройщиками объектов инженерной инфраструктуры, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга на баланс городских ресурсоснабжающих организаций.

В этих целях было разработано и издано распоряжение КИО от 24.05.2018 № 61-р *, которым внес ряд изменений в действующие нормативные правовые акты.

Основными результатами работы стали сокращение сроков процедуры и изменение перечня необходимых документов.

Так, сроки передачи инженерных сетей от застройщиков на баланс городских эксплуатирующих организаций были сокращены с 45 до 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.

Из перечня документов, подаваемых инвестором для оформления процедуры, были исключены следующие документы:

— копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица/свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

— копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

— копия справки из Федеральной службы государственной статистики;

— копия выписки из ЕГРЮЛ;

— оригинал справки из банка об открытии расчетного счета с его реквизитами;

— оригинал заявления об отсутствии решения о ликвидации заявителя – юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Также был закреплен четкий порядок взаимодействия КИО, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО), ресурсоснабжающих организаций и инвестора, а также уточнены правоустанавливающие документы, которые могут быть предоставлены застройщиком в качестве подтверждающих его право собственности на передаваемые объекты инженерной инфраструктуры. Теперь в качестве правоустанавливающих могут быть предоставлены следующие документы:

  • договоры подряда c документами, подтверждающими выполнение работ, — акты по форме КС-2, КС-3, КС-11, КС-14;

либо

  • договоры с ресурсоснабжающими организациями на технологическое присоединение с актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, справкой о выполнении условий подключения, актом технологического подключения.

Кроме того, стала возможной одновременная передача в собственность Санкт-Петербурга объектов инженерной инфраструктуры и недвижимого имущества путем издания КИО единого распоряжения о приобретении объектов инженерной инфраструктуры и недвижимого имущества по договору дарения. Для запуска такой процедуры требуется соответствующее обращение собственника таких объектов и необходимый комплект документов по всем передаваемым объектам.

Была изменена также форма договора дарения, и теперь у инвестора имеется возможность отправить в КИО вместе с комплектом документов уже подписанный со своей стороны договор.

Работа по совершенствованию действующего порядка передачи инженерных сетей в дар городу была проделана КИО на основе соответствующих предложений бизнес-сообщества, озвученных в рамках работы Рабочей группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурга.

Изменения были разработаны КИО совместно с профильным комитетом — КЭиИО и представителями строительной сферы и направлены на упрощение процедуры, исключение избыточных согласований с ресурсоснабжающими организациями документации по передаваемому на их баланс имуществу, а также на синхронизацию процессов передачи движимого и недвижимого имущества.