Переходные положения СОУТ суд

Невыполнение обязанности по проведению СОУТ – это нарушение трудового законодательства (ст. 22 ТК РФ). До 01.01.2015 нарушения законодательства о труде и об охране труда квалифицировались по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей была предусмотрена мера ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. Штрафные санкции в отношении предпринимателей и организаций могли быть заменены приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Причем изменение способа реализации обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (проведение вместо аттестации СОУТ), не повлияло на квалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановления Челябинского областного суда от 10.09.2014 по делу №4а14-628, Курганского областного суда от 29.10.2014 по делу №4A-281/2014).

С 01.01.2015 непроведение работодателем СОУТ, а также нарушение установленного порядка проведения такой оценки выделено в самостоятельное правонарушение – ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Мерой ответственности является предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб., на предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. Повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение должностному лицу и предпринимателю грозит штрафом в размере от 30 000 до 40 000 руб., юридическому лицу – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В отношении должностных лиц штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от года до трех лет, в отношении предпринимателей и организаций – приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Непроведение СОУТ («Выражается в длительном непрекращающемся невыполнении СОУТ»: Решение Московского городского суда от 16.09.2014 по делу № 7-7944/2014) относится к длящимся правонарушениям, поэтому срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения нарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В связи с этим постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня обнаружения факта непроведения СОУТ.

С 01.01.2014 за работодателями закреплена обязанность по проведению СОУТ, а не аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако это не означает, что все работодатели должны незамедлительно провести СОУТ. В соответствии с переходными положениями Федерального закона № 426-ФЗ работодатели, ранее (до указанной даты) обеспечившие проведение аттестации, могут не делать СОУТ, пока действуют результаты аттестации. Кроме того, в отношении рабочих мест, по которым должна проводиться идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, СОУТ может быть осуществлена поэтапно (с условием, что оценка должна быть завершена не позднее 31.12.2018). По мнению автора, такие рабочие места необязательно должны быть аттестованными. Однако некоторые судьи придерживаются мнения о том, что проведение СОУТ поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 01.01.2014 была проведена аттестация.