Перевозка опасных грузов на ЖД транспорте

Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом

На сегодняшний день железнодорожные перевозки опасных грузов достаточно востребованы. Это обусловлено надежностью транспорта и его независимостью от погодных условий.

Выполняются железнодорожные перевозки опасных грузов с особой ответственностью. Ведь даже незначительные нарушения могут повлечь за собой серьезные последствия в виде экологических проблем и материальных затрат. При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом такой груз должен содержаться в специальной таре, изготовленной из материалов, не вступающих с ним в реакцию. К таковой относятся герметичные цистерны, баллоны, контейнеры, ящики. Если перевозятся жидкости, тара подбирается строго по объему. Кроме того, перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом требует нанесения на тару специальной маркировки, предупреждающей об опасности содержимого.

Предоставление услуг, связанных с железнодорожными перевозками опасных грузов, — прерогатива только специализированных компаний, имеющих разрешение госорганов на данный вид деятельности. Погрузка и выгрузка груза осуществляется в местах, удаленных от жилых построек. А сам процесс перевозки доверяется высококвалифицированным машинистам с большим опытом работы.

Опасные грузы — это изделия, материалы и вещества, которые при транспортировке представляют опасность для людей и окружающей среды, а также могут нанести вред материальным ценностям.

К подготовке опасных грузов, их упаковке и таре предъявляются особые требования. Условия транспортировки таких веществ, товаров, материалов должны соответствовать установленным стандартам.

К опасным грузам относятся:

  • взрывчатые,
  • окисляющиеся,
  • самовозгорающиеся,
  • легковоспламеняющиеся,
  • ядовитые,
  • инфекционные,
  • радиоактивные,
  • едкие и коррозионные вещества.

Также к опасным грузам причисляют растворенные под давлением, сжиженные и сжатые газы.

Балтика-Транс предоставляет весь комплекс услуг, связанных с транспортировкой опасных грузов по железной дороге.

Документация для перевозки опасных грузов

Оформление разрешения на транспортировку опасных грузов происходит на основании соответствующего заявления в органы внутренних дел. В заявлении указываются наименования и количество материалов, товаров или веществ, которые входят в состав опасного груза.

В указанном заявлении должен быть обозначен маршрут перевозки, данные охраняющих груз или ответственных за его транспортировку лиц.

Компания Балтика-Транс предоставляет услуги по составлению соответствующей документации на транспортировку опасных грузов, согласованию в официальных инстанциях.

Доставка опасных грузов выполняется при условии организации надлежащих мероприятий по охране. Кроме того одним из необходимых условий является сопровождение груза представителем компании-грузоотправителя, который знает свойства данного опасного груза и правила обращения ним.

По желанию заказчика Балтика-Транс предоставляет помощь в организации охраны при транспортировке опасных грузов.

Опасными грузами признаются все вещества и материалы, способные нанести вред здоровью человека и/или окружающей среде.

В целях обеспечения максимальной безопасности перевозок опасных материалов и веществ транспортные средства, а так же тара и контейнеры должны быть обозначены соответствующей маркировкой.

Нанесенная маркировка предупреждает об уровне опасности и используется в качестве основы для выбора мер, направленных на устранение последствий чрезвычайных происшествий.

Когда и кем утверждены

Знаки опасности, используемые для маркировки, разработаны на основании государственных и международных стандартов и введены в действие соответствующим постановлением в 1990 году.

Документ носит название «Международный стандарт. Опасные грузы. Классификация и маркировка» или ГОСТ 19433-88.

Международные документы, на основании которых принят ГОСТ:

  • Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов от 1957 года (ДОПОГ). Документ относится к автомобильным перевозкам;
  • Соглашения о международном ж/д сообщении (СМГС):
  • Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).

Все документы, и международные и действующие внутри РФ, постоянно изменяются и дополняются. Данные действия направлены на улучшение экологической обстановки в связи с появлением новых веществ и опасных материалов.

Как выглядят

Все знаки, применяемые при транспортировке опасных грузов, разделяются в зависимости от класса опасности перевозимых веществ.

В настоящее время выделено 9 основных классов опасности:

  • вещества и материалы, которые при определенных условиях могут взорваться;
  • газы в различных физических состояниях (газообразном, сжиженном, растворенном в воде или специальных составах);
  • жидкости, относящиеся к категории легковоспламеняющихся;
  • иные легковоспламеняющиеся вещества, кроме жидкостей;
  • вещества в любом состоянии, подверженные быстрому окислению;
  • материалы и грузы, относящиеся к категории ядовитых или инфекционных;
  • радиоактивные товары, материалы, вещества;
  • материалы, подверженные воздействию коррозии (едкие вещества);
  • иные вещества, которые по тем или иным признакам можно отнести к категории опасных. Сюда относятся:
    • мелкая пыль, влияющая на состояние здоровья окружающих людей;
    • литиевые батарейки;
    • любые грузы, несущие опасность для окружающей среды;
    • принудительно измененные (генетически модифицированные) живые микроорганизма;
    • вещества, материалы и товары, способные выделять токсические вещества;
    • любые товары, способные повредить водной среде или атмосфере.

В настоящее время действуют следующие знаки:

  • взрывоопасно. Знак оформляется на оранжевом фоне. Цифры и символы, обозначающие класс опасности наносятся черным цветом. Одним из предложенных знаком маркируются любые вещества, которые даже при небольшой опасности могут привести к возникновению взрыва, включая материалы, подверженные взрыву при условии повышенной пожароопасной обстановки. К этой же категории относятся пиротехнические изделия и материалы, применяемые для их изготовления;

Первые два знака указывают на вещества, которые могут взорваться при малейшем несоблюдении условий транспортировки. Третьим и четвертым знаками маркируются грузы не представляющие особой опасности, но не исключающие возможности взрыва.

  • газы, не подверженные легкому воспламенению, но относящиеся ко второму классу. Фон знака – зеленый, а обозначения наносятся черным цветом;

  • ядовитые газы, то есть представляющие особую опасность. В целях привлечения внимания к большой опасности фон знака белый;

  • жидкости, поддающиеся легкому воспламенению (черные символы на красном фоне);
  • твердые легковоспламеняемые вещества (фон знака – чередование красных и белых полос). К этой категории относятся все вещества, которые в результате трения, внутренней реакции или взаимодействия с иными материалами могут привести к пожару;

  • самовосгорающиеся грузы;
  • грузы, при перевозке которых требуется исключить соприкосновение с водой (фон знака соответственно синий);
  • вещества, подверженные при определенных условиях окислению и органические пероксиды, выделяющие дополнительный кислород;
  • токсичный яд. Вещества, обозначенные этим знаком, должны перевозится с особой осторожностью;

  • инфекционные вещества, представляющие крайнюю опасность;

  • иные вещества, относящиеся к 6 классу опасности, но не имеющие сильной токсичности;
  • грузы, подверженные воздействию радиации. Знаками обозначаются грузы, имеющие удельную активность более 70 кБк на 1 кг материала;
  • едкие грузы или материалы, подверженные коррозии. Подобный груз может вызвать повреждения кожного покрова и слизистой оболочки человека, а так же вызвать разрушение упаковки и транспортного средства;
  • материалы, относящиеся к 9 классу: любые твердые или жидкие вещества, которые при определенных условиях могут привести к возникновению пожара

Любой знак опасности должен быть дополнен специальной табличкой, выполненной на оранжевом фоне и содержащей код экстренных мер и номер вещества по классификации, принятой ООН, а так же аварийной карточкой, отражающей расшифровку кодов и меры дополнительной предосторожности.

Образец заявления на перевозку опасных грузов можно найти в статье: заявление на перевозку опасных грузов.

Требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов .

Знаки опасности при перевозке опасных грузов на ЖД

При перевозке грузов железнодорожным транспортом соответствующие знаки должны быть нанесены:

  • на тару, в которую упакованы перевозимые товары;
  • на вагон, осуществляющий транспортировку.

Если в одном вагоне (цистерне, контейнере) перевозится несколько опасных веществ, различных по составу и классу, то на поверхность вагона должны быть нанесены все соответствующие знаки.

Крепление знаков к вагону производится с пяти сторон:

  • четыре – стороны вагона;
  • сверху вагона для распознавания опасности с воздуха.

Автомобильным транспортом

Знаки опасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом наносятся:

  • на каждую упаковку груза в отдельности;
  • спереди и сзади автомобиля и прицепа (если товары доставляются автопоездом).

Знаки должны быть хорошо видны со всех сторон и предупреждать иных водителей о повышенной опасности.

Морским транспортом

Морскими нормативными актами к существующим и описанным выше знакам добавляются следующие знаки опасности:

  • загрязнитель моря. Знак разработан с целью сокращения загрязнения вод и устанавливается на всех судах, занимающихся транспортировкой опасных грузов;

  • повышенная температура. Знак имеет форму треугольника красного цвета с символическим изображением термометра внутри и устанавливается при транспортировке веществ, требующих соблюдения высокого температурного режима;

  • предупреждение о фумигации. Используется при транспортировке материалов, обработанных химически активными препаратами. На знаке помимо предупреждения об опасности указывается название примененного фумиганта, дата и время проведения обработки.

При перевозке опасных грузов морем знаками обозначаются:

  • тара, в которую упакованы опасные материалы;
  • контейнеры, содержащие отдельные виды упаковок.

Знаки должны быть наклеены как минимум с двух сторон. При наличии возможности количество предупреждающих знаков увеличивается.

Если большой контейнер содержит несколько более мелких упаковок с опасными веществами, то на таре должны быть наклеены все предупреждающие об опасности знаки.

Технические требования по ГОСТу

ГОСТ, разработанный специалистами для указания правил нанесения маркировки на опасные грузы, так же регламентирует параметры знаков:

  • стандартные знаки в форме квадрата, перевернутого под углом 90º, выпускаются размерами 250*250 мм;

Если знак необходимо приклеить к небольшому упаковочному пакету или иной таре, то допускается уменьшение размеров до 50 – 100 мм. Для автотранспортного средства минимально допустимый размер предупреждающего знака составляет 190 мм.

  • на каждом знаке по всему периметру должна располагаться кромка черного цвета, ширина которой 5 мм, если знак уменьшенного размера и 15 мм, если используется стандартный предупреждающий знак;
  • высота цифр должна составлять не менее 50 мм для знаков стандартных размеров и 25 мм для уменьшенных копий.

Каждый знак условно горизонтальной полосой разделяется на два равных треугольника:

  • в верхнем треугольнике располагается символическое обозначение предполагаемой опасности, например, череп с костями наносится при перевозке ядовитых веществ;
  • в верхней части нижнего треугольника наносится надпись, обозначающая опасность, а в нижней части прописывается цифровое обозначение класса и подкласса опасности.

При осуществлении международной перевозки опасных грузов надпись должна быть выполнена на английском, испанском или французском языке.

На некоторые знаки, например, предупреждающие о наличии радиации, допустимо нанесение дополнительных обозначений, таких как описание содержимого и активность радиации.

В большинстве случае знаки покрываются светоотражающей пленкой, чтобы можно было различить информацию в темное время суток и самоклеющейся основой для удобства и ускорения маркировки.

Где можно купить знаки

Необходимые для транспортировки знаки можно приобрести в специализированных магазинах (интернет – магазинах) или изготовить в фирмах по конкретному заказу.

Продажей знаков занимаются:

  • научно-производственная фирма «Компас» (Москва);
  • компания «Знаки ДОПОГ». Центральный офис расположен в Москве. По предварительному заказу знаки отправляются в большинство регионов России;
  • ООО «АЗС Комплект» (Ростов-на-Дону). У компании так же имеется интернет магазин, осуществляющий доставку по регионам РФ;
  • компания «АС-ТехКом». Головной офис расположен в Челябинске. Производится доставка в иные регионы после заказа в интернет-магазине.

Стоимость

Стоимость знаков варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • габаритные размеры;
  • материал, который был применен для изготовления;
  • удаленность пункта доставки.

Средняя стоимость знаков представлена в таблице:

Материал Знак размером — 100*100 мм Знак размером — 250*250 мм Знак размером — 300*300 мм
Самоклеющаяся пленка 35 руб. 50 руб. 65 руб.
Светоотражающая пленка 65 руб. 85 руб. 100 руб.
Металл со светоотражателем 150 руб. 180 руб. 230 руб.

Не использование знаков опасности при упаковке и транспортировке опасных грузов карается наложением административного штрафа на водителя транспортного средства, лица, ответственного за перевозку и транспортную компанию, непосредственно оформившую и осуществляющую доставку.

Кроме этого водители автотранспортных средств могут быть лишены водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

О допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов рассказывается в статье: свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Какой должна быть окраска цистерн для перевозки опасных грузов, смотрите на странице.

Стоимость обучения по ДОПОГ на перевозку опасных грузов показана в таблице.

Видео: Маркировка транспортных средств с опасными грузами

Предыдущая статья: Заявление на перевозку опасных грузов Следующая статья: Код экстренных мер при перевозке опасных грузов

Условия, при которых требуется прикрытие

Число вагонов прикрытия

по схеме А

по схеме Б

От ведущего локомотива:

всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) ……….………………………………..….

платформ и полувагонов с ВМ от:

паровоза на твердом топливе ……………….…………………….

других видов локомотивов ……………………….……………….

От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании ……………………………………..………………

От вагонов, занятых личным составом эшелона …………………

От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны …………………………….……….

От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) ………………………

От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 ……………………………………………………………………

От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов ………….……………………………………..…..

От вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199 ………………………………………………………..

От вагонов с прочими ВМ ………………………………….……..

От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров …………………………………

От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути …………………………………………………………………

Запрещается

2. Схема Б применяется для вагонов с прочими ВМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 17

к Инструкции по движению

поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации

Нормы и основные правила закрепления железнодорожного подвижного состава тормозными башмаками

1. Для закреплении вагонов на станционных железнодорожных путях в соответствии с требованиями, изложенными в приложении № 11 к настоящей Инструкции, используются тормозные башмаки, стационарные устройства для закрепления вагонов, ручные тормоза или другие средства закрепления. При этом необходимо руководствоваться следующими минимальными нормами:

1) на горизонтальных железнодорожных путях и железнодорожных путях с уклонами до 0,0005 включительно – по одному тормозному башмаку для закрепления любого количества вагонов с обеих сторон (состава, группы вагонов или одиночного вагона);

2) на железнодорожных путях с уклонами более 0,0005 нормы закрепления определяются по следующим расчетным формулам:

а) при закреплении одиночных вагонов, а также составов или групп, состоящих из однородного по весу (брутто) железнодорожного подвижного состава: грузовых груженых или порожних вагонов независимо от их рода, пассажирских вагонов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава; рефрижераторных вагонов при условии, что в группе (секции) все вагоны груженые или все порожние (в том числе порожняя секция с машинным отделением); сплоток локомотивов в недействующем состоянии.

б) при закреплении смешанных (разнородных по весу) составов или групп, состоящих из груженых и порожних вагонов или груженых вагонов различного веса, при условии, что тормозные башмаки укладываются под вагоны с нагрузкой на ось не менее 15 т (брутто), а при отсутствии таких вагонов – под вагоны с меньшей нагрузкой на ось, но максимальной для закрепляемой группы.

При соблюдении условий, указанных в абзацах «а» и «б» подпункта 2 настоящего пункта, применяется следующая формула:

K = n * (1,5i + 1) / 200 (1)

где: К – необходимое количество тормозных башмаков, шт;

n – количество осей в составе (группе), шт;

i – средняя величина уклона пути или отрезка железнодорожного пути в тысячных;

(1,5i + 1) – количество тормозных башмаков на каждые 200 осей.

в) при закреплении смешанных составов или групп, состоящих из разнородных по весу вагонов, если тормозные башмаки укладываются под порожние вагоны, вагоны с нагрузкой менее 15 т на ось брутто, не являющиеся самыми тяжелыми вагонами в группе, или под вагоны с неизвестной нагрузкой на ось, применяется следующая формула:

K = n * (4i + 1) / 200 (2)

Нормы закрепления, рассчитанные по данным формулам, указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

Необходимое количество тормозных башмаков может определяться и с использованием автоматизированной системы расчета норм закрепления в порядке, утверждаемом владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.

2. При получении дробного значения количество тормозных башмаков округляется до большего целого числа.

3. На станционных железнодорожных путях с сильно замасленными поверхностями рельсов (железнодорожные пути погрузки наливных грузов, очистки и промывки цистерн и т.п.) указанные в пункте 1 настоящего приложения нормы закрепления увеличиваются в 1,5 раза.

4. На железнодорожных путях с ломаным профилем нормы закрепления составов поездов или групп вагонов, располагающихся в пределах всей длины железнодорожных путей, исчисляются по средней величине уклона для всей длины железнодорожного пути. Если вагоны оставляются на отдельных отрезках железнодорожных путей, то их закрепление тормозными башмаками должно производиться по нормам, соответствующим фактической величине уклона данного отрезка.

5. При закреплении поданной под выгрузку группы вагонов тормозные башмаки должны укладываться под вагоны, которые подлежат разгрузке в последнюю очередь, или норматив закрепления для них должен исчисляться в соответствии с абзацем «в» подпункта 2 пункта 1 настоящего приложения.

6. Тормозные башмаки должны быть исправными и укладываться под разные оси состава таким образом, чтобы носок полоза башмака касался обода колеса. В местах постоянной укладки тормозных башмаков должны быть установлены ящики с песком, который применяется, например, в случаях образования наледи, инея. Если закрепление производится двумя и более башмаками, то нельзя их укладывать под одну и ту же вагонную ось.

Запрещается использовать для закрепления вагонов тормозные башмаки с обледенелым или замасленным полозом.

7. На железнодорожных путях с уклонами башмаки укладываются со стороны спуска. На уклонах более 0,0005 до 0,001 включительно вагоны закрепляются дополнительно одним тормозным башмаком и со стороны, противоположной спуску.

8. Если тормозной башмак укладывается не под крайний вагон со стороны возможного ухода закрепляемой группы, то должна быть дополнительно проверена надежность сцепления с этим вагоном всех других вагонов этой группы.

9. При сильном (более 15 м/с) ветре, направление которого совпадает с направлением возможного ухода вагонов, исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящего приложения норма закрепления увеличивается укладкой под колеса вагонов трех дополнительных тормозных башмаков (на каждые 200 осей закрепляемой группы), а при очень сильном (штормовом) ветре – семи тормозных башмаков.

10. При закреплении моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивов в недействующем состоянии, а в исключительных случаях другого железнодорожного подвижного состава, при отсутствии достаточного количества тормозных башмаков, могут быть использованы ручные тормоза железнодорожного подвижного состава из расчета: 5 тормозных осей заменяют 1 тормозной башмак.

На горизонтальных железнодорожных путях или железнодорожных путях с уклоном 0,0005 и менее допускается приводить в действие ручной тормоз одного вагона (локомотива) в любой части сцепленной группы железнодорожного подвижного состава взамен тормозных башмаков с обеих ее сторон.

11. При использовании для закрепления вагонов и составов стационарных устройств для закрепления вагонов или других средств закрепления, необходимые минимальные нормы устанавливаются в соответствии с технической документацией на эти устройства и указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 18

к Инструкции по движению

поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации

не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с «МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ», утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)
Вид документа постановление, методические указания, правила
Принявший орган госгортехнадзор рф
Номер документа 1
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «НПО ОБТ», Москва, 1995
Навигатор Примечания

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с «МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ», утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)

3.2. Общие требования к погрузке, выгрузке опасных грузов

3.2.1. Погрузка, выгрузка опасных грузов должны производиться в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно — технической документации.

3.2.2 Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России на право погрузки (выгрузки) опасных грузов.

3.2.3. Грузоотправители — владельцы собственных или арендованных специализированных вагонов для перевозки опасных грузов перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельство (по форме согласно Приложению 2) о технической исправности вагонов, включая его рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного опасного груза. Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в специальной книге формы ВУ-14, а ответственный представитель грузоотправителя на обратной стороне накладной в графе 4 должен произвести запись: «Вагон в техническом и коммерческом отношении исправен, пригоден для перевозки конкретного опасного груза, его рабочее и конструктивное оборудование соответствует установленным требованиям» и заверить ее своей подписью.

3.2.4. Налив вагонов — цистерн опасными грузами разрешается производить только после осмотра вагонов — цистерн персоналом наливного пункта и записи о пригодности их для перевозки указанного продукта в журнале установленной формы.

Перед началом погрузки и выгрузки опасных грузов на сливно — наливной эстакаде вагоны — цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов другого подвижного состава.

При невозможности перевода стрелок в положение, исключающее попадание подвижного состава на путь погрузки (выгрузки), должны предусматриваться другие технические меры, исключающие такую возможность.

3.2.5. Грузоотправитель обязан загружать вагоны, контейнеры опасными грузами не выше норм, установленных стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

3.2.6. Погрузка и выгрузка на станциях легковоспламеняющихся грузов, перевозимых мелкими отправками или в контейнерах, должны производиться на неэлектрифицированных путях. В исключительных случаях, когда выделение таких путей не представляется возможным, по разрешению начальника отделения дороги для этих целей могут использоваться электрифицированные пути, контактная сеть которых должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом. Напряжение с контактной сети должно быть снято.

3.2.7. Размещение и крепление опасных грузов в вагонах (кроме вагонов — цистерн) и контейнерах, а также специализированных контейнеров на открытом подвижном составе должны производиться в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов». Способы размещения и крепления опасных грузов в контейнерах разрабатывает и утверждает грузоотправитель по согласованию с отделением железной дороги. Эти способы должны соответствовать требованиям главы 1 «Технических условий погрузки и крепления грузов», утвержденных МПС России.

Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и контейнерах, должен быть инертным по отношению к перевозимому опасному грузу.

3.2.8. Опасные грузы должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 26319-84 и Правилами перевозок грузов. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и отдаленные районы с резкими колебаниями температур, должны иметь тару и упаковку повышенной прочности в соответствии с ГОСТ 15846-79.

3.2.9. Перевозка мелкими отправками опасных грузов в стеклянной таре (кроме грузов в мелкой расфасовке массой до 1 кг, но объемом не более 1 л) запрещается.

3.2.10. Перевозка опасных грузов в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг, но объемом не более 1 л осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов.

3.2.11. При отгрузке грузов мелкими отправками тара должна быть испытана по требованиям, предусмотренным для I группы упаковки по ГОСТ 26319-84.

3.2.12. Порожняя тара из-под опасного груза перевозится в соответствии с Правилами перевозок грузов.