Перевозка транспортная экспедиция

Содержание

Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В отличие от договора перевозки, экспедитор (сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Ответственность экспедитора и перевозчика

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

***

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Добавлено в закладки: 0

По договору транспортной экспедиции экспедитор принимает обязательство исполнить или организовать исполнение услуг, определенных договором экспедиции, связанных с транспортировкой груза, а клиент принимает на себя обязательство оплатить за это вознаграждение и возместить расходы экспедитору ввиду исполнения обязанностей.

Договор транспортной экспедиции может предусмотреть такие экспедиционные транспортные услуги:

  • заключение от имени клиента или собственного имени договоров на транспортировку груза;
  • организация транспортировки груза транспортом и по маршруту, который избран клиентом или экспедитором;
  • получение требующихся для импорта или экспорта документов;
  • обеспечение получения и отправки груза;
  • проверка состояния и количества груза;
  • выполнение таможенных и других формальностей;
  • уплата сборов, пошлин и прочих расходов, которые возлагаются на клиента;
  • выгрузка и погрузка груза;
  • получение в пункте назначения груза;
  • хранение груза;
  • исполнение других операций и услуг, которые связаны с перевозкой груза.

Ввиду того, что список экспедиционных транспортных услуг не исчерпывающий, экспедитор способен оказывать любые услуги, которые связаны с перевозкой груза, при этом допускают любое сочетание экспедиционных транспортных услуг.

Форма договора транспортной экспедиции — письменная простая, как и форма большей части договоров перевозки.

Характеристика образцов договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции на перевозку груза – публичный, возмездный, двусторонний договор. В согласии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского Кодекса РФ публичным считается договор, который заключен коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по продаже товаров, оказанию услуг и исполнению работ, которые данная организация по характеру собственной деятельности должна производить по отношению к каждому, кто к ней обратится. Этот договор признается двусторонним, так как у каждой стороны есть встречные обязанности и права. Возмездность этого договора в том, что услуги экспедитора – платные: клиент оплачивает вознаграждение экспедитору и возмещает его расходы экспедитору в связи с исполнением обязанностей по соглашению. Договор зависимо от объема действий экспедитора может стать реальным (заключается от момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор исполняет действия, подготовительные к приему груза: фактические и юридические).

Предмет договора

Предмет договора транспортной экспедиции — фактические и юридические действия экспедитора, которые составляют экспедиционные транспортные услуги по организации транспортировки груза. Содержание бланка договора транспортной экспедиции определяют права и обязанности сторон. Всю цепочку действий экспедитора и клиента в границах данного договора можно обрисовать так. Клиент обязан, прежде всего, предоставить экспедитору документы, груз и прочую информацию о характеристиках груза, об условиях его транспортировки, а также другую необходимую информацию. Эту информацию необходимо указывать в поручении экспедитору. Экспедитор должен произвести проверку полученной информации и документов, сообщить клиенту о выявленных недостатках полученных документов и информации, а при неполноте информации или нехватке документов у клиента запросить необходимые данные дополнительно. После проверки документов и информации экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет транспортировку груза. Оплату экспедитору вознаграждения можно произвести после организации транспортировки груза по факту передачи, так и по предварительной оплате. Возмещение расходов экспедитора ввиду выполнения обязанностей происходит после представления документов, которые подтверждают эти расходы в границах сметы расходов, которые согласованы сторонами.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции регулирует глава 41 Гражданского Кодекса РФ, федеральный закон от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, правила экспедиционной транспортной деятельности, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. N 554, приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 г. N 23 “Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов”, информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.08.2003 г. N С5-7/УЗ-886 “О Федеральном законе “О транспортно-экспедиционной деятельности” и другие нормативно-правовые акты.

Положения ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” и правила экспедиционной транспортной деятельности не распространяются на экспедиционную транспортную деятельность, которая осуществляется в сфере почтовой связи.

Экспедиторскими документами, которые составляются при договоре транспортной экспедиции:

  • поручение экспедитору, в котором определяют список и условия оказания экспедитором клиенту экспедиционных транспортных услуг в границах договора транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка, которая подтвердит факт получения экспедитором для транспортировки груза от клиента или от грузоотправителя, указанного им;
  • складская расписка, которая подтвердит факт принятия экспедитором груза у клиента на складское хранение (пункт 5 правил).

Договор транспортной экспедиции на транспортировку грузов необходимо заключать в письменной форме (пункт 1 стать802 Гражданского Кодекса РФ). Обычно клиент выдает доверенность экспедитору, когда она нужна для исполнения его обязанностей: оформление договоров перевозки, страхования груза от имени клиента и так далее (пункт 2 статьи 802 Гражданского Кодекса РФ).

Стороны в договоре транспортной экспедиции

Сторонами являются экспедитор и клиент.

Клиент – лицо, которое заключило с экспедитором договор и приняло на себя обязательство уплатить исполнение экспедиционных транспортных услуг, которые оказываются экспедитором. Клиент – любое юридическое или физическое лицо.

Экспедитор – лицо, исполняющее или организующее исполнение вышеперечисленных экспедиционных транспортных услуг, определенных договором транспортной экспедиции. Экспедитор — любый индивидуальный предприниматель или юридическое коммерческое лицо, которое оказывает экспедиционные транспортные услуги.

Помимо этого, в договоре транспортной экспедиции можно указать также грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Грузоотправитель — лицо, которое предъявило груз к транспортировке. Грузополучатель – лицо, которое уполномочило принять у экспедитора груз после завершения перевозки.

Условия, которые указываются в договоре транспортной экспедиции

Существенные условия договора транспортной экспедиции на перевозку груза:

  • Предмет договора;
  • Другие условия, в отношении которых по заявлению какой-либо стороны необходимо достичь соглашения (пункт 1 статьи 432 Гражданского Кодекса РФ).

В чем отличия договора на оказание транспортных услуг от договора транспортно-экспедиционных услуг?

Цитата (Ст. 801 ГК РФ ):1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Предмет договора транспортной экспедиции

Как уже было указано, единственным существенным условием договора транспортной экспедиции априори является его предмет. Предмет обязательства, «вытекающего из договора, представляет собой действия (или бездействие), которые должна совершить (или от совершения которых должна воздержаться) обязанная сторона». Применительно к договору транспортной экспедиции таковыми являются действия транспортного экспедитора по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов. Правильное определение предмета договора транспортной экспедиции, а по сути дела — круга оказываемых экспедитором услуг, позволяет точно определить правовую природу этого вида обязательства и выделить его из широкого диапазона возмездно оказываемых услуг, особенно из группы непоименованных транспортных договоров, направленных на охрану перевозимых грузов, на подготовку под налив цистерн, бункерных полувагонов, на предварительную информацию о подходе грузов, на промывку вагонов, на техническое обслуживание весовых приборов, на участие железной дороги в проверке состояния грузов, связанных с подачей и уборкой вагонов, с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей и др. При внимательном рассмотрении ст. 801 ГК РФ мы придем к выводу, что все вышеперечисленные непоименованные транспортные договоры связаны с перевозкой.

Исходя из содержания ст. 801 ГК РФ под перевозкой в данном случае понимается договор перевозки конкретного груза. Обязательство же по предъявлению груза к перевозке, т.е. по маркировке и упаковке груза, обеспечению его отправления, погрузке в транспортные средства, составляют обязательства экспедитора по договору и не входят в предмет договора перевозки груза. Связь перевозки и транспортно-экспедиционных услуг обеспечивается наличием общей для них стороны — грузоотправителя. Связь представляет взаимообусловленность двух и более явлений, разнесенных во времени и в пространстве. Поэтому договор транспортной экспедиции не может существовать без самостоятельного договора перевозки груза, хотя бы потенциального. Признание перевозки в качестве элемента договора транспортной экспедиции приводит к смешению двух самостоятельных договорных институтов. Не случайно ст. 801 ГК РФ предусмотрена возможность выступления перевозчика в качестве экспедитора, но не наоборот. В случаях выполнения экспедитором обязательства по перевозке он должен квалифицироваться в качестве перевозчика, выполняющего транспортно-экспедиционные услуги. Перевозка может быть элементом договора транспортной экспедиции лишь в одном случае — когда она направлена на обеспечение «основной» перевозки. Примером может служить завоз грузов на станции железных дорог в целях обеспечения железнодорожной перевозки.

Как видно из определения договора, законодателем выделено два блока действий, связанных с перевозкой груза: 1) выполнение услуг. 2) организация выполнения услуг. Деятельность экспедитора по выполнению услуг, связанных с перевозкой груза, может быть двух видов. Во-первых, экспедитор может выполнять услуги самостоятельно, а во-вторых, — вступая в отношения с третьими лицами от своего имени либо от имени клиента.

Организация (от лат. organizo — устраиваю) является составной частью управления, суть которой заключена в координации отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей. Под организацией выполнения транспортно-экспедиционных услуг понимается совокупность действий экспедитора, направленных на подготовку процесса транспортировки, его налаживание. Весь комплекс услуг по обеспечению перевозки груза одним или несколькими видами транспорта состоит из следующих частей, образующих единую систему действий: упаковка (тарирование) груза, доставка перевозчику, погрузка в транспортное средство, перемещение груза в пространстве, перевалка груза с одного вида транспорта на другой, хранение груза, доставка груза от перевозчика на склад грузополучателя и т.п. Смысл организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, заключается в обеспечении нормального и согласованного функционирования этих частей, а не в выполнении перечисленных действий. Примером организации перевозки в соответствии с российским законодательством могут служить следующие действия экспедитора: выбор маршрута перевозки и видов транспорта, предварительные переговоры с перевозчиками и иными лицами, координация деятельности лиц, задействованных в процессе доставки груза.

Как выполнение, так и организация выполнения действий экспедитором могут охватывать случаи, когда экспедитор прямо или косвенно представляет интересы клиента перед третьими лицами и при отсутствии отношений прямого и косвенного представительства. Примером последнего случая могут считаться самостоятельные действия экспедитора по маркировке груза, по погрузке в транспортное средство, по хранению груза и т.п. Закрепленная в ст. 801 ГК РФ возможность оказания подобного рода услуг позволяет отграничить договор транспортной экспедиции от договоров поручения, комиссии и агентского договора.

Далее, если мы обратимся к содержанию ч. 2. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ, то увидим, что услуги, приведенные в третьей части, называются дополнительными, а следовательно, существуют основные услуги, перечисленные в ч. 2 упомянутой статьи. Так, ч. 2 перечисляет некоторые возможные обязанности экспедитора, а по сути дела — наиболее часто оказываемые экспедитором услуги. К ним законодатель относит организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от имени экспедитора договора (договоров) на перевозку груза, обеспечение отправки и получения груза. Перечень остается открытым. В ч. 3 перечислены дополнительные услуги. Причем перечень их может быть расширен по соглашению сторон. Представляется, что деление услуг на основные и дополнительные при современной редакции ст. 801 ГК РФ не имеет практического значения, а потому названная статья должна быть скорректирована.

К сожалению, критерий деления транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные законодателем не установлен. Сложность его установления обусловлена несколькими причинами. Во-первых, и перечень основных обязанностей, и перечень дополнительных услуг являются открытыми. Во-вторых, как в первом, так и во втором случае перечисленные услуги не обязательно должны быть включены в договор транспортной экспедиции, а лишь имеется такая возможность. Перечень дополнительных услуг был механически перенесен в новый ГК РФ законодателем из ч. 2 п. 1 ст. 105 Основ 1991 г. Однако в ранее действующем законодательстве услуги считались дополнительными по отношению к основной — заключению договора перевозки грузов от имени клиента или от имени экспедитора. В науке долгое время признавалось обоснованным мнение о том, что к основным услугам относятся юридические действия экспедитора, а к дополнительным — фактические. Российский законодатель, следуя принципам автономии воли сторон и диспозитивности, расширил круг основных услуг и предоставил право сторонам договора самим определять необходимость включения в него той или иной экспедиционной операции, не изменив при этом списка дополнительных услуг и не установив критерия деления экспедиционных услуг на основные и дополнительные. Если по ранее действующему законодательству при отсутствии в договоре экспедиции основной обязанности — заключения договора перевозки — можно было считать, что это не транспортно-экспедиционное соглашение, то теперь можно констатировать, что выполнение любой услуги, определенной договором экспедиции и связанной с перевозкой груза, может быть предметом договора транспортной экспедиции.

Правовая связь между перевозчиком и экспедитором проявляется в том, что контрагентами по договору и того, и другого является грузоотправитель (грузополучатель), а отнюдь не наличие либо отсутствие в предмете договора транспортной экспедиции юридических действии. Иная точка зрения долгое время преобладала в российской науке гражданского права. Однако и в современной литературе зачастую акцентируется внимание на классификации экспедиционных услуг на юридические и фактические. Автор настоящего пособия солидарен с позицией В.В. Витрянского, который считает, что такая дифференциация лишена смысла, «поскольку при этом теряется цель договора транспортной экспедиции — обеспечение или организация перевозки груза, а единый процесс исполнения обязательств, вытекающих из этого договора, разбивается на противопоставляемые друг другу некие юридические и фактические действия экспедитора».

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор.

В качестве клиента может выступать как отправитель, так и получатель груза. Трудно согласиться с мнением О.Н. Садикова, который рассматривает в качестве клиента собственника груза, перевозчика и других лиц, интересы которых связаны с перевозкой. Законодателем установленно, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели. Клиентами могут быть физические или юридические лица любой организационно-правовой формы, признаваемые субъектами гражданских прав и обязанностей. Конечно, чаще других в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляющие отправку грузов для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров. Такие грузоотправители в основном являются владельцами груза.

Экспедитор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании государственной лицензии и принявшее на себя обязательства выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с договором (договорами) перевозки груза на основании договора транспортной экспедиции.

Функции экспедитора может выполнять перевозчик. В настоящее время образованы новые коммерческие организации, которые ранее представляли собой структурные подразделения транспортных организаций, выступавших в роли перевозчика либо экспедитора. Предметом деятельности указанных организации является выполнение различных услуг, связанных с перевозкой грузов. В ряде случаев они являются участниками договорных транспортно-экспедиционных отношений.

Для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в настоящее время нет необходимости получить соответствующую лицензию.

Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • по специализации — на юридические, страховые, терминальные (погрузочно-разгрузочные работы, хранение), стивидорные (погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские (прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);
  • по сфере деятельности — международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешанных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).

Грузополучатель в соответствии с действующим законодательством не является стороной договора перевозки1В.В. Витрянский, например, справедливо отмечает, что правовое положение грузополучатели характеризуется тем, что договор перевозки сконструирован по модели договор и пользу третьего лица. См.: Витрянский В.В. Участники договорных отношении, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2000. № 2. С 44., но может выступать стороной договора транспортной экспедиции.

Стороны договора транспортной экспедиции должны быть способны совершать волевые действия. Следовательно, субъектами договора могут быть лишь дееспособные граждане и юридические лица, обладающие правоспособностью.