Перспективы развития бухгалтерского учета

Джуланова Юлия Михайловна
студент 4-ого курса кафедра
Учет, анализ и аудит
Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II
Российская открытая академия транспорта
Научный руководитель: Павлова Анна Николаевна,
старший преподаватель кафедры:
Учет, анализ и аудит
E-mail: iulya.iu-26@yandex.ru

Применение современных достижений в сфере информационных технологий для управления современным бизнесом способствует обеспечению своевременности и полноты информации об управляемых процессах, предоставляет возможность проведения более глубоко анализа, моделирования процессов и прогнозирования их развития.

Бухгалтерский учет выступает в качестве информационной базы, на основе которой принимаются важнейшие управленческие решения руководством организации, которые являются внутренними пользователями информации, и осуществляется оценка деятельности предприятия внешними пользователями, такими как государственные контролирующие органы, акционеры, инвесторы, кредиторы и др.

Развитие информационных технологий в бизнес-управлении в последние годы идет высокими темпами. Современный бухгалтер сегодня уже не может представить себе процесс ведения бухгалтерского учета без широкого использования средств автоматизации. Именно поэтому одной из основных прикладных проблем формирования бухгалтерской отчетности является процесс ее автоматизации и сопряжения с последними тенденциями в мире компьютерных технологий.

Однако на сегодняшний день актуальными продолжают оставаться возникающие проблемы автоматизации бухгалтерского учета .

Разные аспекты автоматизации бухгалтерского учета изучаются различными авторами, при этом главным образом это связано с методическими рекомендациями по внедрению и использованию определенных программных продуктов.

Одной из актуальных современных проблем бухгалтерского учета выступает слабо разработанная методология автоматизированной формы бухгалтерского учета. Все-таки алгоритмы, используемые программным обеспечением, являются достаточно сложными, а потому подсказки от разработчика по использованию программного обеспечения более чем полезны. Но в то же время необходимо развитие методологии автоматизированной формы бухгалтерского учета, которая на сегодняшний день разработана очень слабо. Лишь в некоторых работах авторы анализируют принципы построения автоматизированных систем, рассматривают не только методические, но и методологические проблемы развития автоматизированной формы бухгалтерского учета. При этом автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета имеет не только общие принципы построения с бухгалтерским учетом в целом, но и свои специфические принципы, без осознания которых невозможно рациональное построение автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета .

Также в связи с переходом на МСФО выделяется еще одна проблема автоматизации бухгалтерского учета, обусловленная необходимостью совершенствования программных продуктов под новые стандарты ведения учета.

Другой важной проблемой современной автоматизации бухгалтерского учета становится вопрос обеспечения надежности хранения данных, так как информация становится одним из стратегических ресурсов организации и приобретает все большее значение в ее деятельности.

При этом имеет место ряд проблем применения облачных методов хранения данных. Главной из них выступает проблема обеспечения информационной безопасности. На сегодняшний день не существует специальных нормативно-правовых актов, а также технологий, гарантировавших бы стопроцентную конфиденциальность данных. Следовательно, наиболее ценные данные не рекомендуется хранить на публичном облаке.

Также актуальными проблемами выступают вопросы целостности данных, так как для получения услуг облака необходимо обеспечить постоянное соединение с сетью Интернет, а в этой связи могут возникать проблемы с корректным и своевременным обновлением информации в хранилищах данных .

Решение вышеуказанных проблем требует целенаправленных действий по устранению предпосылок потери информации или доступа к ней, если она находится в удаленном доступе на серверах, не принадлежащих компании (находится в «облаках») .

Помимо этого, несмотря на снижение затрат, которые связаны с технической поддержкой программного обеспечения, пользователь сталкивается с ограничениями в используемом обеспечении и порой не у него отсутствует возможность полностью настроить его под свои собственные цели.

Несмотря на преимущества использования автоматизации бухгалтерского учета, существуют следующие проблемы ее использования непосредственно в рамках предприятия:

1. Определение задач автоматизации, заключающиеся в необходимости определять основы функционирования предприятия и ключевые бизнес-процессы, что позволяет не выйти за рамки реальных потребностей предприятия.

2. Частая смена нормативных актов, устанавливающих правила учета, отчетности и налогообложения не обладают гибкостью и не способны отражать изменения внешних условий.

3. Недостаток квалифицированных кадров.

4. Перенос имеющихся данных на предприятии в новую систему .

Все эти проблемы могут стать причиной увеличения затрат на внедрение автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета и отсутствия экономического эффекта от ее внедрения.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время ведение бухгалтерского учета невозможно представить без использования информационных технологий. С развитием информационных технологий появляются новые возможности, а вместе с тем и новые проблемы автоматизации бухгалтерского учета, которые требуют своего решения.

Развитие информационных технологий в бухгалтерском учете способствует повышению эффективности и качества работы бухгалтера, улучшению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Вместе с тем следует заметить, что никакая система автоматизации учета не в состоянии полностью заменить бухгалтера. Ведь существует множество вопросов, при решении которых необходима выработка профессионального суждения, которое как раз-таки слабо подвержено автоматизации, ибо основывается, прежде всего, на личном опыте человека.

Список использованных источников

  1. Борькина А. А., Конищева А. К. Становление и развитие автоматизации Бухгалтерского учета в России / А. А. Борькина, А. К. Конищева // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015
  2. Дружиловская Э. С. Современные проблемы бухгалтерского учета с точки зрения аналитиков / Э. С. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 10. — С. 54-64.
  3. Елисеева Л.В. Проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета / Л.В. Елисеева // Экономика и социум. — 2015. — № 4 (17). С. 281-287
  4. Куцык П. А. Преимущества и недостатки учетно-контрольных процедур при использовании технологий реального времени и облачных вычислений / П. А. Куцык // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 25. — С. 47-54.
  5. Слободняк И. А., Пискунов И. В. Актуальные проблемы автоматизации бухгалтерского учета / И. А. Слободняк, И. В. Пискунов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014. — № 7. — С. 29-34.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов.

Изменения качественного характера бухгалтерской отчетности объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской отчетности.

По мнению многих ученых-экономистов, реформирование бухгалтерского учета в России началось в 1991 году с разработки и внедрения Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. Новый План счетов ввел в учетную практику такие объекты учета, как нематериальные активы, финансовые вложения, отношения аренды, займы. Изменилась методология учета основных средств, капитальных вложений и других объектов учета. Важным шагом стало принятие Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 N 100. В нем была изложена необходимость применения характерных для развитых зарубежных стран принципов бухгалтерского учета, как полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения, последовательность применения учетной политики. 21 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которым были установлены понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета, определены предъявляемые к нему требования, разработаны способы регулирования и организации бухгалтерского учета.

Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней всем заинтересованным пользователям. Первым законодательным документом, предписывающим сближение российской системы учета с международными стандартами, была Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, среди которых:

— совершенствование нормативного правового регулирования (переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании);

— формирование нормативной базы (стандартов);

— подготовка методического обеспечения;

— подготовка кадров;

— международное сотрудничество.

К 2004 году в российском обществе созрело понимание необходимости перехода к использованию МСФО и, по решению Правительства РФ, была разработана «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. Согласно данной Концепции основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности являлись:

— повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

— подготовка и повышение квалификации кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита.

Окончание срока действия «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности» ознаменовало принятие нового Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Главными «новшествами» закона выступают возможность для отдельных организаций использовать в гражданском законодательстве данные не бухгалтерского, а налогового учета, введение внутреннего контроля на организациях публичной значимости, исключение указания о применении унифицированных форм. Следует отметить, что новая редакция закона уравнивает бумажный и электронный документооборот.

На научно-практической конференции «Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России» (Москва, 26 мая 2011 г.) директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л.З. Шнейдман сообщил, что особых «потрясений» в нормативном регулировании бухгалтерского учета за среднесрочный период 2004-2010 гг. не произошло и не предвидится в будущем. «Основные проблемы возникают на стыке бухгалтерского и налогового учета». При этом он подчеркнул, что стратегический путь, принятый с 2004 г., в целом сохраняет свое значение, несмотря на то, что легализация МСФО по сравнению с изначально запланированными сроками задерживается.

Параллельно реализации «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», в декабре 2005 г. был запущен проект TACIS «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», который осуществлял консорциум в составе ООО «ФБК», ЗАО «PricewaterhouseCoopers Audit», «Agriconsulting» и ACCA. На финансирование Проекта Европейским Союзом было выделено 3,5 млрд. евро. Проект осуществлялся в течение 25 месяцев.

Задача данного проекта заключалась в оказании содействия в осуществлении реформы бухгалтерского учета и отчетности и переходе на МСФО для улучшения делового и инвестиционного климата в России, а в перспективе – и в Едином экономическом пространстве.

После завершения Проекта, компанией «Ромир», по заказу консорциума, было опрошено 2303 респондента, и сделаны следующие выводы.

Две трети респондентов считают, что применение МСФО дает преимущества. При этом более крупные аудиторские организации и московские компании считают МСФО более полезными, чем компании меньшего размера и региональные компании.

Рис. 1 Преимущества применения МСФО

В качестве главного преимущества применения МСФО было выделено высокое качество управленческой отчетности (31% голосов). На втором месте – возможность привлечения новых инвесторов (27%), на третьем – возможность получения заемных средств (25%). Следует отметить, что респонденты, имеющие опыт работы по МСФО, подтверждают преимущества отчетности, составленной по МСФО, по каждой из указанных категорий.

Основными тремя проблемами, с которыми сталкивается внедрение МСФО, по мнению респондентов, являются:

— отсутствие закона, обязывающего применять МСФО (29%);

— несоответствие теоретической базы, способа изложения российским стандартам (26%);

— принципы применения на практике не соответствуют принятым в России нормам (25%).

Ричард Грегсон, директор Проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», высказал свое мнение по поводу результатов Проекта: «Прогресс в реформе бухгалтерского учета и применении МСФО очевиден, но еще есть резервы для дальнейшего ускорения этого процесса. Российские бухгалтеры и аудиторы признали необходимость адаптации к рыночным условиям. За последние несколько лет профессионалы в этой области продемонстрировали понимание принципов международных стандартов финансовой отчетности, однако это не привело к существенному увеличению компаний, применяющих МСФО, что может произойти только после того, как Правительство РФ сделает такой переход обязательным».

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. №440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. РПБУ обогатилось рядом новых понятий, таких как «деловая репутация», «связанные стороны», «сегментная информация», «условные обязательства», почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стало само переходить на применение МСФО.

По мнению автора, развитие системы бухгалтерского учета идет верным курсом. Сближение с МСФО не произойдет за один день, а явится результатом ряда взаимозависимых процессов, которые были и будут приведены в действие для достижения желаемого результата. Применяемые в России МСФО, должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики. Процесс перехода на МСФО пойдет более значительными темпами, когда у менеджеров и российского инвестиционного сообщества будет сформирован спрос на информацию, подготовленную по международным правилам.

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учёт. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком. Это является необходимым для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.

Литература:

  1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России
  2. Развитие бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу
  3. Порядок применения международных стандартов финансовой отчетности
  4. Основные направления развития бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г. Она включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Общие положения.
  3. Цель бухгалтерского учета,
  4. Основы организации бухгалтерского учета.
  5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.
  8. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов.
  9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Как видно из содержания. Концепция определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, сложившейся в России. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, и отвечала международным признанным принципам учета и отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу была одобрена приказом Минфина РФ 1 июля 2004 г. № 180. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция включает следующие разделы:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности,

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Новая Концепция бухгалтерского учета и разработанные на ее основе правила и формы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроль над достоверностью и надежностью финансовой индустрии, была призвана создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат в стране.

Порядок применения международных стандартов финансовой отчетности

Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности при применении на территории РФ утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107.

Положение состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
  3. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.
  4. Опубликование документа международных стандартов.

На основании указанного Положения приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н предусмотрено введение в действие на территории РФ ряда МСФО и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности.

Тексты МСФО были зарегистрированы в Минюсте России 5 декабря 2011 г, и опубликованы в приложении к журналу «Бухгалтерский учет» № 12, 2011, который приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. № 156н был определен официальным печатным изданием для опубликования стандартов и разъяснений. По информации редакции журнала, датой публикации можно считать 20 декабря 2011 г., когда тираж вышел из типографии и были разосланы обязательные экземпляры. Тексты МСФО также доступны на сайте Минфина РФ и в информационно-справочных системах,

С одной стороны, это событие воспринимается как формальное по причине того, что оно происходит с запозданием в несколько лет. Для многих российских компаний составление отчетности по МСФО вошло в регулярную практику; банки составляют отчетность по МСФО с 2005 г.; официальный перевод текстов стандартов на русский язык был доступен на сайте Фонда Международных стандартов финансовой отчетности и часть специалистов успели изучить МСФО в оригинале. С другой стороны, это серьезное юридически значимое событие, оказывающее большое влияние на всю российскую систему бухгалтерского учета и отчетности.

Во-первых, МСФО таким образом непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, имеют прямое действие. К тому же в определенных случаях МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при разработке и формировании учетной политики организаций.

Во-вторых, официальное вступление в силу МСФО в России автоматически запускает в действие Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной отчетности», согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности л а год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т. е. начиная с отчетности за 2012 г. Учитывая требования Стандартов по представлению сравнительной информации минимум за один год, необходимость подготовки отчетности по МСФО фактически возникает ретроспективно с 2011 г.

При этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая: выбор и применение учетной политики; определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей; соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации и др.

В настоящее время закон обязателен для кредитных и страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; в последующем планируется расширение его сферы применения. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США, предусмотрена отсрочка до 2015 г. Также следует учитывать, что если российская организация по иным основаниям готовит консолидированную отчетность, то с 2012 г. она должна соответствовать МСФО.

Основные направления развития бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012-2015 гг.

В Плане намечены мероприятия по следующим направлениям:

  1. Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности,
  2. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  3. Развитие профессии.
  4. Международное сотрудничество.

УДК 657(075.8)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ И ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Федина Вера Владимировна

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых кандидат экономических наук, доцент e-mail:fedina60@mail. ги

Аннотация. В России разработан план развития бухгалтерского учета до 2015 года. Кардинальные изменения процесса ведения бухгалтерского учета произойдут в следующем году. Прежде всего, изменения связаны со сближением российского бухгалтерского учета с международными стандартами. С 2013 года вступает в силу новый федеральный закон о бухгалтерском учете. Закон способствует активации применения международных стандартов финансовой отчетности.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, российский бухгалтерский учет, концепция развития, положения по бухгалтерскому учету, план мероприятий, бухгалтерская отчетность и ее состав, российские стандарты, нормативно-законодательная база.

Механизм регулирования бухгалтерского учета в ближайшие два года будет полностью изменен. В условиях рыночной экономики государство должно обеспечить такую систему регулирования, которая будет гарантировать защиту прав всех взаимодействующих структур в сфере бухгалтерского учета.

На сегодняшний день в российской практике применяется два комплекта правил. Это МСФО для консолидированной отчетности и федеральные стандарты для отчетности юридических лиц.

В Российской Федерации разработан план развития бухгалтерского учета и отчетности на основе Международных стандартов финансовой отчетности до 2015 года . В Плане определены меры, которые будут предприняты по национальным стандартам, а именно:

— повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— развитие профессии;

— международное сотрудничество.

Отчетность, которую компании составляют по этим правилам, будет приближена к МСФО.

О перспективах применения МСФО в российских организациях начали говорить еще в начале 90-х годов XX в. в связи с либерализацией внешней торговли и крупных акционерных обществ в результате приватизации

© Федина В.В.

государственной собственности. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) была принята постановлением Правительства РФ от 6.03.98 г. № 283.

Современное ведение бизнеса требует, чтобы предприятия всех стран составляли внешнюю отчётность по единым стандартам, на понятном международном языке бизнеса.

На территории Российской Федерации в 2012 году введены 63 документа МСФО: 37 международных стандартов финансовой отчетности и 26

разъяснений к ним, утвержденных приказом Минфина России от 25.11.11 № 160н. Экспертизу применимости МСФО на территории РФ проводил специальный экспертный орган — Фонд «Национальный совет по стандартам финансовой отчетности».

Перечень международных стандартов финансовой отчетности:

— IAS 1 «Представление финансовой отчетности»;

— IAS 2 «Запасы»

— IAS 7 «Отчет о движении денежных средств»;

— IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;

— IAS 10 «События после окончания отчетного периода»;

— IAS 11 «Договоры на строительство»;

— IAS 12 «Налоги на прибыль»;

— IAS 16 «Основные средства»

— IAS 17 «Аренда»;

— IAS 18 «Выручка»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— IAS 19 «Вознаграждения работникам»;

— IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;

— IAS 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»;

— IAS 23 «Затраты по займам»;

— IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

— IAS 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»;

— IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»;

— IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»;

— IAS 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;

— IAS 31 «Участие в совместном предпринимательстве»;

— IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;

— IAS 33 «Прибыль на акцию»;

— IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;

— IAS 36 «Обесценение активов»;

— IAS 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;

— IAS 38 «Нематериальные активы»;

— IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;

— IAS 40 «Инвестиционное имущество»;

— IAS 41 «Сельское хозяйство»;

— IFRS 1 «Первое применение международных стандартов финансовой

© Федина В.В.

отчетности»;

— IFRS 2 «Платеж, основанный на акциях»;

— IFRS 3 «Объединения бизнеса»;

— IFRS 4 «Договоры страхования»;

— IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;

— IFRS 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;

— IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;

— IFRS 8 «Операционные сегменты».

Перечень разъяснений к МСФО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— SIC 7 «Введение Евро»;

— SIC 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»;

— SIC 12 «Консолидация предприятия специального назначения»;

— SIC 13 «Совместно контролируемые предприятия — немонетарные вклады участников совместного предпринимательства»;

— SIC 15 «Операционная аренда — стимулы»;

— SIC 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»;

— SIC 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»;

— SIC 29 «Раскрытие информации — концессионные соглашения на предоставление услуг»;

— SIC 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги»;

— SIC 32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт»;

— IFRIC 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»;

— IFRIC 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»;

— IFRIC 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»;

— IFRIC 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»;

— IFRIC 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — рынке отходов электрического и электронного оборудования»;

— IFRIC 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;

— IFRIC 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов»;

-IFRIC 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»;

— IFRIC 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»;

— IFRIC 13 «Программы лояльности клиентов»;

© Федина В.В.

— IFRIC 14 «МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»;

— IFRIC 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»;

— IFRIC 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»;

— IFRIC 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»;

— IFRIC 18 «Передача активов от клиентов»;

— IFRIC 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами».

Эти МСФО и разъяснения к ним действуют в отношении финансовой отчетности за 2012 год. Журнал «Бухгалтерский учет» стал официальным печатным изданием МСФО.

С 01.01.2012 января все публичные акционерные общества, страховые компании и банки будут обязаны вести учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с МФСО. Через год к ним присоединятся субъекты, предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения, а также негосударственного пенсионного обеспечения. Начиная с 2014 года — субъекты, занимающиеся вспомогательной деятельностью в сферах финансовых услуг и страхования. Планируется, что к 2016 году будет осуществлен полный переход на МСФО.

Существенные изменения процесса ведения бухгалтерского учета произойдут в 2013 году. Это связано с принятием нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он также способствует активации применения МСФО в России и дальнейшему развитию нашей системы бухгалтерской и финансовой отчетности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения, внесенные в формы бухгалтерской отчетности, направлены на сближение российского и международного учета. Новые формы бухгалтерской отчетности организаций утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. К ним относятся: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании полученных средств. Пояснительная записка и аудиторское заключение исключены из бухгалтерской отчетности, нет также формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Вместо нее будет заполняться пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Эту форму можно будет оформлять как в табличной форме, так и в текстовом виде .

Новый закон закрепляет основы рыночного бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности .

Также уточнены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта.

К ним относятся:

— факты хозяйственной жизни;

© Федина В.В.

— активы;

— обязательства;

— источники финансирования его деятельности;

— доходы;

— расходы;

— иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Кроме этого, новый закон вводит новый механизм регулирования бухгалтерского учета через стандарты бухгалтерского учета. Можно выделить три группы:

К первой группе относятся федеральные стандарты. Они регулируют требования к учетной политике, к документам бухгалтерского учета и документооборота, счета бухгалтерского учета и порядок применения, образцы форм, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Во вторую группу включают отраслевые стандарты, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Третья группа — это стандарты экономического субъекта. Их разрабатывают организации самостоятельно и по своему усмотрению, но в случае их принятия они носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Существующие на сегодняшний день положения по бухгалтерскому учету, принятые в начале 2000 года, требуют серьезной доработки с целью их сближения с МСФО. Это относится к ПБУ 6/01 «Основные средства», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Обновленный бухгалтерский учет должен стать эффективным инструментов создания качественной, полезной и востребованной информации.

Применение МФСО имеет свои плюсы, а именно предприятия начитают «разговаривать» на едином языке бизнеса. Однако, мировой кризис 2008—2009 гг. показал, что они далеки от совершенства, поэтому российским предприятиям необходимо сочетать международные стандарты и положительный национальный опыт ведения бухгалтерского учета.

Одним из таких примеров является создание амортизационного фонда. В настоящее время он входит в оборотные средства и на счетах бухгалтерского учета отдельно не отражается. Направления расходования средств этого целевого фонда — определяет бизнес-план предприятия. Однако фактически средства, предназначенные на финансирование модернизации и замены оборудования, расходуются не по прямому назначению. Проконтролировать этот процесс практически невозможно без специально организованного учета, для этого необходимо законодательно обязать предприятия всю сумму амортизационного фонда отражать на отдельном счете бухгалтерского учета и зачислять ее на специальный банковский счет, чтобы отделить от оборотных средств. Расходование средств со специального банковского счета необходимо разрешить только по целевому назначению.

© Федина В.В.

Суммы амортизационного фонда поступают в составе выручки и в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождаются от налогообложения при расчетах налога на прибыль. Предоставляя льготу, государство заинтересовано в целевом использовании поступающих средств и вправе установить обязательный контроль над их использованием. Бухгалтерский учет амортизационных отчислений осуществляется по обычной схеме. В. Ф. Палий, доктор экономических наук, предложил одновременно на сумму начисленной амортизации создавать амортизационный фонд и отражать это корректирующей записью: Д-т сч. «Нераспределенная прибыль прошлых лет» и К-т сч. «Амортизационный фонд». Суммы амортизационного фонда изымаются из оборота и зачисляются на специальный целевой счет в банке, что находит отражение по дебету счета «Специальные счета в банках» и кредиту счета «Расчетные счета».

Возможно также, наряду с амортизационным фондом создать специальный фонд модернизации, путем включения определенной процентной доли в продажную цену продукции. Контроль накопления и расходования данного фонда целесообразно вести на отдельном счете бухгалтерского учета. Средства, направляемые в фонд, поступают предприятию на расчетный счет в составе выручки от продажи продукции и услуг. В бухгалтерском учете их следует отражать по дебету счета «Продажи» и кредиту счета «Специальный фонд модернизации».

Предложенные мероприятия позволят осуществлять контроль над целенаправленным использованием средств, предназначенных для сооружения и приобретения новых объектов основных средств.

Список литературы:

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 ФЗ от 06.12.2011, . www.minfin.ru

2.О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории российской федерации. / Приказ Минфина РФ от 25.11.11 № 160н.

3.План развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012-2015 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности. www.minfin.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Федина В.В.

OUTLOOK FOR ACCOUNTING AND IFRS IN RUSSIA

Fedina Vera Vladimirovna

Murom Institute (branch) of Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and

Nikolay Grigorevich Stoletovs