План закупок определение

Закон предусмотрел единую форму плана закупок на 2018 год. Также существуют типовые образцы плана-графика и обоснований. Периодически они обновляются. Заказчикам важно следить за этим, чтобы приводить свои документы к установленному виду.

Форма плана закупок в 2018 году изменилась. Скачать ее можно в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 года № 552 (в редакции от 1 января 2018). Также претерпела изменения и форма плана-графика. Она содержится в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 №554 (в ред. от 01.01.2018).

Далее расскажем, как выглядит обновленный образец плана закупок на 2018 год по 44-ФЗ. Также рассмотрим, какие правки внесли в шаблон плана-графика и формы обоснования закупок.

ЖУРНАЛ «ГОСЗАКУПКИ.РУ» Практические разъяснения от ведущих экспертов отрасли.

Изменения в форме плана в 2018 году

Форма плана закупок на 2018 год по 44-ФЗ стала более подробной. Заказчиков обязали вносить в нее объем средств по каждому КБК и соглашению о субсидиях в текущем, последующем и планируемых годах. Также она должна включать сведения о финансировании на весь срок действия контракта, если он превышает три года.

Перед тем как скачать бланк плана закупок по 44-ФЗ на 2018 год и начать его заполнять, убедитесь, что соблюдены все новые требования. В частности, в плане нужно указывать объем финансирования в рублях, а не в тысячах, как раньше. При этом вносить данные об объеме финобеспечения по соглашению о предоставлении субсидии не нужно.

Форма плана должна содержать приложение. В него включают информацию о процедурах, составляющих гостайну. Что касается плана-графика, его форма тоже претерпела изменения. В ней должны быть цены всех закупок, а также сведения о товарах, работах или услугах с единицами измерения.

План закупок с приложением ()

План закупок с изменениями для обеспечения федеральных нужд ()

Приложение к плану закупок с грифом секретности ()
Зачем нужно: Используйте это приложение, если сведения о закупках содержат гостайну. Его направляют в контрольный орган по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Образец заполнения плана закупок на 2018 год по 44-ФЗ

Форма плана закупок содержит сведения о заказчике — название учреждения, адрес, телефон, ИНН, а также дату утверждения. Все основные сведения вносятся в таблицу. По каждой закупке нужно указать информацию о:

  • коде;
  • цели проведения;
  • объекте;
  • годе проведения;
  • объеме финансирования;
  • периодичности;
  • общественном обсуждении.

Образец обоснования плана закупок на 2018 год по 44-ФЗ

Порядок обоснования закупок прописан в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Форма обоснования содержит следующие данные:

  • идентификационный код процедуры;
  • предмет контракта;
  • сведения о программе, в рамках которой проводится процедура, ее мероприятиях или о функциях и потребностях заказчика, для которых нужно приобрести тот или иной товар;
  • обоснование закупки.

Форма обоснования закупок для плана закупок;
Форма обоснования закупок для план-графика;
Пример формы обоснования закупок канцтоваров;
Пример формы обоснования закупок по электроэнергии;

Образец заполнения формы обоснования плана закупок по 44-ФЗ

В документ обоснования необходимо внести данные о своих закупочных процедурах.

Приведем пример. Допустим, средняя общеобразовательная школа хочет приобрести компьютеры для учеников старших классов. Необходимо обосновать соответствие объекта закупки государственной или региональной программе, ее мероприятиям, функциям учреждения и т.д.

Школа может указать в плане, что закупочная процедура планируется в рамках региональной программы «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).

Форма плана-графика в 2018 году

В документ вносят сведения о заказчике, также указывается планируемый объем закупок на год, ставится дата утверждения. Для каждой закупки прописывают следующие данные:

  • объект;
  • НМЦК;
  • сумма аванса;
  • этапы поставки и оплаты;
  • описание предмета контракта;
  • единицы измерения, количество или объем;
  • сумма обеспечения;
  • примерная дата публикации извещения;
  • период действия контракта;
  • ограничения для участников;
  • дополнительные требования.

Далее рассмотрим, как выглядит образец формы обоснования плана-графика на 2018 год по 44-ФЗ и где его можно скачать.

План-график с приложением ()

План-график закупок с изменениями для региональных и муниципальных нужд на 2018 г. ()

Форма обоснования плана-графика на 2018 год ()

Образец обоснования плана-графика на 2018 год по 44-ФЗ

Документ включает в себя:

  • код закупки;
  • предмет контракта;
  • цену контракта, метод, по которому она была рассчитана, аргументацию выбранного способа расчета;
  • способ выбора поставщика и обоснование его выбора;
  • обоснование дополнительных требований к участникам.

По каким правилам в плане закупок и плане-графике рассчитать цену единицы лекарства, закупка которого пройдет после 1 июля 2018 года?

Отвечает Елена Тарасова, эксперт Системы Госзаказ

На этапе формирования планов цену за единицу лекарства рассчитайте двумя способами.
Первый – методом сопоставимых рыночных цен или тарифным методом.
Второй – по средневзвешенной цене препарата. После 1 июля 2018 года при подготовке документов по закупке для расчета цены также применяйте референтную цену из Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В план-график внесите изменения в части начальной цены закупки. В качестве основания укажите – приказ Минздрава от 26.10.2017 № 871н. Вывод следует из части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, пункта 3 Порядка определения НМЦК из приказа Минздрава от 26.10.2017 № 871н.

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Госзаказ»

Примерная форма обоснования плана-графика закупок на 2018 год

В скачанный образец формы обоснования плана-графика на 2018 год по 44-ФЗ можно включить информацию о том, что заказчик выбрал электронный аукцион, потому что предмет контракта входит в перечень из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р.

Если в качестве способа определения поставщика выбран запрос котировок, в качестве аргументации можно сослаться на положения распоряжения Правительства от 30.09.2013 № 1765-р. Указать, что начальная цена не превышает 500 тыс. руб., а годовой объем закупок путем запроса котировок составляет менее 100 млн руб.

В основе этой статьи – мой ответ на вопрос подписчицы моей рассылки о том, как рассчитать объем нового заказа, если невозможно ориентироваться на статистику прошлых лет. «Недавно устроилась на работу в компанию, где постоянный дефицит товара, и по статистике очень трудно рассчитать будущую потребность. Товар раньше заказывался время от времени и наобум. Брать аналогичный период прошлого года – не знаю, есть ли смысл, так как опять же был дефицит. В этом году продажи прилично подросли, но где предел роста, на фоне дефицита неясно».

Действительно, если возникает дефицит товара на складе, компания теряет прибыль и, возможно, клиентов. К тому же, статистику таких продаж нельзя использовать для расчетов будущей потребности и заказа поставщикам. Если не проводить подготовку данных и не восстанавливать данные о продажах в прошедший период, мы получим в будущем опять дефицит.

Что можно сделать?

Первым и главным шагом я считаю признание того, что имеющаяся статистика искажает расчеты будущей потребности. Следующим шагом должно стать принятие решения о том, что делать в такой ситуации. Мы может ничего с этим не делать, осознавая риск остаться без нужного запаса товара на складе. При этом мы сознательно идем на то, чтобы работать в таких условиях. И мы понимаем, что не сможем на 100% удовлетворить заказы клиентов, и потеряем часть прибыли. Потому что иначе в такой ситуации быть не может.

Если же компания не готова из-за дефицита терять прибыль, и, возможно, клиентов, то необходимо улучшать качество расчетов. Есть несколько вариантов действий в данной ситуации.

Экспертная оценка аналитика

Аналитик, который занимается расчетом прогнозов, ведет статистику ситуаций, когда тот или иной товар отсутствует в необходимом количестве на складе. Далее в момент прогнозирования и определения будущей потребности эти периоды восстанавливаются до уровня возможных продаж, и уже по этим данным ведутся расчеты будущей потребности. Такая процедура называется подготовкой (или очисткой) статистических данных.

Безусловно, этот метод сильно зависит от качества работы аналитика, ведь он может забыть или полениться отметить все периоды. Кроме того, такая работа трудоемка. Но подобный подход дает результаты: прогноз получается более качественным.

Совет: такую работу можно делать по самым важным и востребованным товарам, а также отмечать только периоды, когда наблюдалось длительное отсутствие товара. Это уменьшит трудоемкость, а качество снизится незначительно.

Средние продажи без учета дней дефицита

Суть метода: заказ поставщику рассчитывается по средним продажам, а в расчет берутся только дни, когда товар был на складе. То есть из расчета как общего объема продаж, так и дней продаж убираются дни, когда данный товар на складе отсутствовал.

Такой метод легко автоматизируется, его можно часто встретить в компаниях, где внедрен автоматизированный инструмент для расчета заказа поставщикам в программе «1С» своими силами – с участием специалистов по закупкам и программистов компании.

Пример расчета. Предположим, что за месяц было продано 120 штук товара. И в этом месяце было четыре дня, когда остаток на складе был равен нулю. Давайте посмотрим, как отличаются расчеты средней продажи с учетом и без учета наличия товара на складе.

  • Без учета дефицитных дней: 120 штук / 20 рабочих дней = 6 штук в день
  • С учетом дефицитных дней: 120 штук / (20 дней – 4 дня) = 7,5 штуки в день

Вы видите, разница есть: если мы будем заказывать товар у поставщика с учетом того, что у нас продается шесть штук в день, высока вероятность, что в будущем у нас опять будет дефицит.

Этот метод достаточно просто автоматизируется в «1С». Если вы работаете с поставщиками, у которых небольшой срок выполнения заказа, и можете использовать средние продажи для расчетов, этот метод вам точно будет полезен.

Фиксирование спроса клиентов

Еще один вариант – фиксировать спрос на товары по заявкам клиентов. Чаще всего это выглядит следующим образом: весь перечень товаров, который запрашивает клиент, вносится в специальный документ в информационной системе. Далее уже на основании этого документа делаются отгрузочные документы с учетом наличия товаров на складе.

Такая схема документооборота позволяет отслеживать реальный спрос клиентов и при прогнозировании будущей потребности учитывать невыполненные заказы.

В этой схеме есть подводный камень: заявку на товар, который клиент не получил, он может дублировать, и это придется учитывать вручную или оценивать экспертно, но зато будет статистика неудовлетворенного спроса, который можно принимать во внимание при будущих расчетах. Это позволяет уменьшить вероятность дефицитов в будущем.

Восстановление статистики с помощью математических расчетов

Я уже писала о методе, когда аналитик вручную ведет статистику по периодам дефицита и восстанавливает статистику перед расчетами. Существуют также математический метод расчетов, который аналитики могут реализовать в таблицах Excel. Суть метода в том, что выявляются дни дефицита, когда остаток на складе был ниже средних продаж в соседних периодах. В эти дни фактические данные о продажах заменяются усредненными. При этом описанный алгоритм не единственный, возможны различные варианты выявления дефицитных дней. И у таких расчетов есть как плюсы, так и минусы. Например, если товара не было – возможно, клиент купил аналогичный товар, или продажи были бы меньше средних.

Если вам сложно делать вручную такие расчеты или у вас недостаточно знания этих алгоритмов, можно воспользоваться готовыми автоматизированными решениями для управления запасами и прогнозирования спроса. Во многих из них реализован серьезный математический аппарат, включая и подготовку статистических данных для расчетов. В эту подготовку входит в том числе и восстановление продаж в периоды дефицитов. Какие именно алгоритмы заложены в каждом продукте, как реализуется подготовительный этап, какие данные нужны – все это нужно изучать, приобретая готовый специализированный продукт.

Заказ с запасом

Хочу поделиться своим опытом – как я работала в компании, где в течение продолжительного периода по всем товарам был дефицит. Я согласовала с директором схему, согласно которой некоторое время (у нас было производство, и мы заказывали продукцию раз в месяц) я буду заказывать товары категории А в большем объеме, чем нужно по статистике продаж. Таким образом, мы давали возможность проявиться спросу на эти товары, и в дальнейшем могли опираться на статистику с большей уверенностью.

Такую практику можно применить для всех товаров, но это требует значительных вложений. Поэтому рекомендую начать именно с товаров группы А: вероятность того, что на них будет спрос, выше.

В моем случае мы придерживались такой стратегии по товарам группы А в течение всего сезона. У компании достаточно было средств для этого, кроме того, риск здесь состоит только в том, что по востребованным товарам в течение некоторого времени будут излишки.

В заключение хочу сказать, что использование статистики с дефицитом действительно значительно ухудшает качество прогнозирования и расчета заказа поставщикам. Хорошая новость в том, что есть пути улучшения этой ситуации, а в конечном счете и улучшения качества прогнозирования и планирования. Некоторые из перечисленных методов требуют значительных ресурсов, но начинать можно и с небольших шагов.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок вносятся заказчиком в том порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден, и после утверждения заказчиком также подлежат размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

Операторы электронной торговой площадки www.goszakupki.by и государственной информационно-аналитической системы www.gias.by обеспечивают размещение годового плана государственных закупок, изменений и (или) дополнений в такой план в государственной информационно-аналитической системе.

Инструкция о порядке размещения годового плана государственных закупок

Инструкция по внесению изменений и дополнений в годовой план государственных закупок