Планы мероприятий по охране окружающей среды

Опубликован Приказ Минприроды России от 17.12.2018 г. N 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды» (далее — Правила).

Напомним, что план мероприятий по охране окружающей среды (далее — План) разрабатывается и утверждается хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II и III категорий по негативному воздействию на окружающую среду (далее — НВОС) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 1 ст.67.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

План, помимо прочего, должен содержать (п. 6 Правил):
— наименование хозяйствующего субъекта;
— дату утверждения;
— категорию объекта НВОС и его код;
— перечень мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— перечень стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— показатели и график снижения выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки начала и выполнения каждого этапа мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— информацию об источниках финансирования мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сведения о лицах, ответственных за выполнение мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от уровня надзора).

Также в Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, включаются мероприятия направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ (п. 7 Правил).

— Реклама —

Срок реализации Плана не может превышать 7 лет и не подлежит продлению (п. 3 Правил).

При наличии Плана, хозяйствующим субъектам надзорными органами устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы (п. 6 ст.23.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Данная новость будет интересна хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою деятельность на объектах II и III категории НВОС

Обращаем ваше внимание, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст.8.21 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Руководство области и Ассоциации экологических организаций Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве и утвердили Комплексный план по оздоровлению окружающей среды Кызылординской области.

В Кызылорде прошел «круглый стол» с участием руководства Кызылординской области, Ассоциации экологических организаций Казахстана и заинтересованных институтов и госорганов в данном вопросе.

«Благодаря исторической роли Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, Казахстан стал инициатором целого ряда инициатив направленных на внедрение «зелёной экономики», их реализация требует консолидации усилий бизнеса и науки, выстраивания системного диалога общества с государством, международными организациями. Огромная роль в этой сфере отводится неправительственным организациям, их число сегодня в республике достигло почти 20 000, из них 8% работают в сфере охраны окружающей среды и зелёных технологий. В Кызылординской области деятельность в сфере охраны окружающей среды осуществляют 7 организаций», — отметил глава региона.

В рамках подписанного Меморандума стороны планируют решить ряд задач: осуществлять совместные комплексные меры по оздоровлению окружающей среды Кызылординской области; создать диалоговую площадку для выработки и утверждения Стратегии по улучшению общей экологической обстановки с использованием принципов низкоуглеродного развития; сформировать социальный заказ для проведения экологических, исследовательских и мониторинговых мероприятий по снижению выброса углекислого газа в атмосферу от различных источников и другие.

Руководитель Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Кызылординской области Айдар Абдуалиев подробно рассказал о мероприятиях, которые будут проведены в рамках реализации Комплексного плана по оздоровлению окружающей среды.

План состоит из восьми блоков,каждый из которых включает ряд конкретных мероприятий, с определением ответственных лиц и формой финансирования.
«Необходимые средства на реализацию Комплексного плана определятся по итогам разработки ПСД и ТЭО», — подчеркнул Айдар Абдуалиев.

К примеру, в рамках первого блока «Сокращение эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников» предусмотрена реализация, промышленными предприятиями области природоохранных мероприятий направленных на поэтапное снижение эмиссий, посредством проведения своевременного ремонта на пыле-газоулавливающих оборудованиях и установках; выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников; поэтапный перевод жилых массивов частного сектора, зданий, сооружений на газовое топливо. Второй блок направлен на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, в рамках которого предусматривается разработка плана мероприятий по переводу автотранспорта на газовое топливо и проведение проверок общественного транспорта, коммунальных и частных автопарков на предмет соблюдения экологических норм выбросов выхлопных газов.Третий блок — «Развитие «Зеленого пояса», озеленение и благоустройство» включает в себя: озеленение санитарно-защитной зоны и территории промышленных предприятий, а также создание зеленого пояса вокруг города Кызылорды; мероприятия по противодействию передвижению песка в аульных округах Акеспе, Шижага, Сазды, Косаман, Саксаульск Аральского района путем посадки деревьев. Для этих целей необходимо – 80 млн. тенге.Четвертый блок «Управление отходами потребления и производства и он включает в себя проведение мероприятий по недопущению стихийных свалок твердых бытовых отходов промышленными предприятиями, а также оснащение специальными контейнерами для раздельного сбора твердых бытовых отходов.

Также на круглом столе выступили Председатель Правления ОЮЛ Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева, ее заместитель Елдос Абаканов, руководитель департамента экологии Кызылординской области Марат Курманбаев.

Планирование экологической деятельности

природа цивилизация экологический потребление

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей организации.

Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников организации к достижению ее общих целей. С этапа планирования начинается процесс управления, и, соответственно, от качества реализации данного этапа зависит успех организации.

По своей сути функция планирования системы управления в области охраны окружающей среды заключается в ответах на следующие вопросы:

· какую позицию организация занимает в настоящий момент, т.е. менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР) относительно деятельности компании в области охраны окружающей среды. Такая «предварительная оценка» необходима для установления направления, в котором организация должна «развиваться» для повышения своей экологической эффективности, а также каких положительных эффектов в действительности можно добиться, принимая те или иные решения и внедряя различные природоохранные мероприятия;

· куда организация хочет двигаться, т.е. менеджеры, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определят, какими должны быть цели и что может помешать их достижению;

· как организация собирается достигать поставленные цели в области охраны окружающей среды, т.е. менеджеры определяют, что должно быть сделано в организации для достижения поставленных целей и кто должен это делать.

Обычно организация формирует единый план для управления общей деятельностью, а отдельными менеджерами применяются различные методы для достижения поставленных целей. Выделяют три уровня планирования (рис. 2):

1) стратегическое планирование — долгосрочная перспектива на основополагающие составляющие развития организации;

2) тактическое планирование: определяются промежуточные цели и пути достижения конечных результатов (стратегические цели и задачи);

3) оперативное планирование: отражается в оперативных планах, в которых создается система, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих целей организации.

Рис. 2. Уровни планирования в системе экологического управления

Основная цель планирования — формирование направления развития предприятия в условиях динамично изменяющейся внутренней и внешней среды и выработке средств по их достижению

Организация внутренней и внешней экологической деятельности

Одним из условий эффективного функционирования любой системы управления является организация различного типа коммуникаций в рамках данной системы. Создание на предприятии СЭМ не является исключением. Коммуникационные процессы в сфере экологического менеджмента подразделяются на внутренние (между сотрудниками предприятия) и внешние (между предприятием и внешней средой).

Внутренняя связь в СЭМ состоит из следующих элементов:

· взаимодействие должностных лиц и подразделений с целью согласования решений по вопросам управления окружающей средой;

· информирование персонала о проблемах окружающей среды и деятельности предприятия в области экологического менеджмента;

· взаимодействие подразделений и должностных лиц при нештатных и аварийных ситуациях;

· внутренняя отчетность и обмен информацией;

· управление жалобами и предложениями персонала, касающимися экологической эффективности предприятия.

Эффективное функционирование СЭМ невозможно без хорошо налаженных связей с внешними заинтересованными сторонами. Зачастую изменения во внешней среде организации достаточно трудно предвидеть, поэтому постоянный контроль и своевременная реакция на изменения позволяет избежать многих ошибок и проблем. Связь с внешними заинтересованными сторонами включает в себя следующие элементы:

· отчетность перед специально уполномоченными органами исполнительной власти;

· взаимодействие со специально уполномоченными органами исполнительной власти при не штатных и аварийных ситуациях;

· информирование внешних заинтересованных сторон о природоохранной деятельности организации;

· управление жалобами и предложениями внешних заинтересованных сторон, касающимися экологической эффективности;

· передача сообщений о процедурах и требованиях СЭМ поставщикам и подрядчикам;

· рассмотрение претензий и исковых заявлений.

Информирование внешних заинтересованных сторон о природоохранной деятельности предприятия проводится согласно разработанным на предприятии подходам и методам по организации связи с общественностью. Характер передаваемой информации определяется в соответствии со стратегией коммуникаций, разработанной в рамках этой политики.