Плата за природопользование

УДК 338.2

ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ И ИХ РОЛЬ В СТИМУЛИРОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

А. В. Хаперская

Томский политехнический университет E-mail: khape@mail.ru

Показана актуальность формирования эффективного механизма взаимодействия предприятий и органов власти в решении проблем охраны окружающей среды. Анализ способов использования поступающих в бюджет экологических платежей позволил выявить его особенности, существенные недостатки и сделать вывод о необходимости проведения изменений в системе рационального природопользования. Выделена и проанализирована одна из функций экономического механизма, которая носит стимулирующий характер и направлена на обеспечения заинтересованности как у предприятий, несущих негативное воздействие окружающей среде, так и у экологического законодательства. Определены место и роль экологических платежей в системе экономических возможностей по стимулированию рационального природопользования. Экологические платежи рассмотрены как инструмент повышения эффективности природопользования. Обоснована необходимость совершенствования этого инструмента посредством выработки ряда экономических и организационных мер, при помощи которых можно будет достичь конкретных результатов в решении проблемы природопользования.

Ключевые слова:

Экологические платежи, экономические рычаги, рациональное природопользование, экономический инструмент, экономический механизм.

Развитие человечества обуславливается значительным воздействием на окружающую среду, ее загрязнением и исчерпанием природных ресурсов в процессе непрерывной человеческой деятельности. Нерациональное использование приведет к нарушению природной системы, что пагубно отразится на современных и будущих поколениях. Для недопущения ухудшения ситуации в окружающей среде необходимо выработать новые способы управления, которые обеспечивали бы сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие общества и рациональное природопользование.

Одним из важных условий ограничения ущерба наносимого окружающей среде считается платность природопользования, основным механизмом реализации которой является система экологических платежей, направленная на стимулирование экологически целесообразного поведения участников экономических отношений и обеспечение учета экологической составляющей в экономике.

Действующая система платежей не обеспечивает заинтересованности субъектов в платежах, и это приводит к необходимости разработки органами власти стратегии с целью обеспечения повышения заинтересованности в экономических условиях и к ведению хозяйственной деятельности с учетом норм рационального природопользования.

В связи с этим исследование в области усовершенствования системы экологических платежей, направленных на стимулирование рационального природопользования, является важным и актуальным.

Цель исследования — разработка методов увеличения эффективности использования средств, получаемых от экологических платежей, направленных на решение природоохранных задач; обоснование необходимости изменений в системе рационального природопользования.

Для достижения цели необходимо решить ряд основных задач:

Хаперская Алена Васильевна, ст. преподаватель кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.

E-mail: khape@mail.ru Область научных интересов: логистика, экологический менеджмент, стратегический менеджмент.

• провести анализ существующего механизма по стимулированию рационального природопользования, выявить его особенности и наиболее значимые недостатки;

• определить место и роль экологических платежей в системе экономических возможностей по стимулированию рационального природопользования;

• конкретизировать экономическую основу экологических платежей в качестве инструмента увеличения эффективности расходования средств на экологические нужды.

Объектом исследования для решения выделенных выше задач является система экологических платежей. Предмет исследования — инструменты повышения эффективности природопользования.

Преобладающее место в системе экономических инструментов по рациональному природопользованию занимает экономическая оценка экологического ущерба. Данный показатель вовлекается в область принятия, подготовки и разработки управленческих решений.

Существование природно-ресурсного потенциала страны или региона играет значительную роль в социально-экономическом развитии. Нередко это влияние носит негативный характер. Чтобы избежать нежелательных последствий и достичь роста в развитии экономики, необходимо создавать политику природопользования, которая будет базироваться на принципах устойчивого развития.

Понятие экономического механизма, его роль в стимулировании рационального природопользования и основные составляющие

Главным условием устойчивого развития должно быть формирование нового экономического механизма рационального природопользования, который не будет нести негативное воздействие на пользование природными ресурсами и обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие.

Экономический механизм представляет собой систему экономических мер обеспечения разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Можно выделить основные элементы экономического механизма по стимулированию рационального природопользования :

• меры экономического поощрения (субсидии и государственные дотации, налоговые кредиты и льготные займы, ускоренная амортизация энергосберегающего и очистного оборудования, усиление системы экологического страхования и создание фондов компенсации, введение рыночных регуляторов, таких как продажа прав на торговлю ресурсами);

• планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды (оценка стойкости природно-ресурсного потенциала, объединение в единый комплекс природных и хозяйственных критериев взаимодействия для более сбалансированного использования при-родно-ресурсного потенциала регионов);

• финансирование организаций по охране окружающей среды;

• экологическое страхование.

Основной задачей экономического механизма в экологическом праве является выполнение им всех функций в данной сфере. Одной из таких функций служит экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды, реализация которого возможна при соблюдении последовательного ряда всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Данная функция экономического механизма должна носить стимулирующий характер и быть реализована таким образом, чтоб обеспечить заинтересованность и предприятий, и экологического законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономических мер в экологическом законодательстве много, но рассматривается лишь часть из них — те, которые играют стимулирующую роль. В их состав входят: 1) платежи за причинение негативного воздействия на окружающую среду и за пользование недрами, землей, водами, другими природными ресурсами; 2) кредитные и налоговые льготы, меры стимулирования в сфере охраны природы .

Из-за отсутствия согласованной системы стимулирования по повышению совокупности освоения природных ресурсов снижается эффективность экономического механизма использования ресурсов во многих отраслях.

Используемый долгое время командно-административный метод по управлению народным хозяйством был нацелен на рост производства, носящий эксплуативный характер, использования площадей для ведения сельскохозяйственной деятельности, добычи полезных ископаемых.

Система штрафов за загрязнение окружающей среды не стимулировала меры по охране природы, также были малоэффективны и рычаги по оптимизации использования природных ресурсов. Тем самым ответственность предприятий за результаты своей деятельности и экономические рычаги не были в необходимой степени включены в сферу природопользования.

Анализ инструмента повышения эффективности природопользования

Общие инструменты экономического регулирования и методы в области рационального природопользования содержатся Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 14).

К инструментам экономического регулирования, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», в области рационального природопользования относятся:

• планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• проведение и разработка мероприятий по охране окружающей среды;

• установление выплат за негативное воздействие на окружающую среду;

• установление ограничений на размещение отходов производства, а также на выбросы и сбросы загрязняющих веществ;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении модернизированных очистных сооружений;

• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и другие методы экономического регулирования для эффективного природопользования.

Для того чтобы действительно понять и выявить роль экономического инструментария повышения эффективности природопользования, необходимо проанализировать один из его составляющих.

В данной статье предпочтение было отдано анализу инструмента — экологических платежей, или установления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды — это способ компенсации вреда, который наносится при осуществлении хозяйственной деятельности, негативным воздействием на окружающую среду.

Экологические платежи взимаются с природопользователей, которые осуществляют следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

• размещение отходов;

• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды;

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

• загрязнение недр, почв;

• загрязнение окружающей среды теплом, шумом и другими видами физических воздействий.

Данный инструмент повышения эффективности природопользования нельзя назвать совершенным, и предприятия не будут его использовать, если это им невыгодно. Ведь система выплат за негативное воздействие на окружающую среду не дает прибыли предприятиям, кроме утилизации отходов, которые были получены в процессе очистки сточных вод и газов, выбрасываемых в атмосферу .

Поэтому необходимо устранение недостатков для изменения экономического механизма охраны окружающей среды и усиления влияния экологического права на хозяйственную деятельность предприятий. Что именно следует сделать для устранения недостатков данного инструмента повышения эффективности природопользования:

1. В полной мере развить систему государственного и негосударственного экологического контроля, что даст возможность определить реальный объем негативного воздействия на окружающую среду конкретного субъекта хозяйственной деятельности.

2. Разработать базовые правовые нормативы выплат за некоторые виды воздействия со стороны физического фактора (вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия, шум) и биологического воздействия.

3. Увеличить количество химических веществ, для которых будут установлены базовые нормативы выплат.

4. Ввести учет интегрального воздействия загрязняющих веществ, в том числе выбрасываемых различными предприятиями.

5. Поставить в соответствие существующие нормативы выплат и необходимые затраты на охрану окружающей среды от различных видов загрязнения, учитывая изменения макро- и микроэкономических показателей развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другими словами, все инструменты эффективного природопользования будут давать положительный эффект в том случае, когда будут экономически выгодными хозяйствующему субъекту. Для этого необходимо в полной мере задействовать один из главных инструментов системы экономического стимулирования рационального природопользования — обоснованная и обязательная плата за негативное воздействие на окружающую среду. Введение вполне существенной и доступной платности за природопользование, которое будет стимулировать не только рациональное природопользование, но и выровняет социо-эколого-экономические условия хозяйствования, рационально разместит производительные силы, сформирует фонды финансирования природоохранных мероприятий.

Заключение

Несмотря на важность и актуальность исследования, сегодня остается много нерешенных задач и вопросов, которые требуют дальнейших разработок и исследований. На современном этапе развитие законодательной базы значительно отстает от развития рыночно-хозяйственных отношений, что дает отпечаток на стимулирование рационального природопользования.

Но не стоит делать поспешные негативные выводы, поскольку на протяжении нескольких лет ведется разработка законодательной базы, которая будет соответствовать экономическим мерам по обеспечению разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды, предусмотренных нормативными правовыми актами. Сознание и отношение людей к необходимости охраны окружающей среды также меняется.

Проанализированы теоретические и практические подходы к механизму экологического регулирования деятельности. Выявлено, что главная роль в данном механизме принадлежит природоохранному законодательству, экономическим инструментам по защите окружающей природы и экологическому нормированию.

Обозначены области применения экономической оценки экологического ущерба при разработке, принятии и подготовке хозяйственных решений.

Проанализирована система существующих экологических платежей за загрязнение окружающей среды. Выявлены ее недостатки и указаны пути совершенствования.

Представлена система экологических платежей, которая направлена на стимулирование уменьшения негативных воздействий на окружающую среду, снижения выбросов, создания экологических фондов предприятий и территорий.

Анализируя практическое применение существующего механизма по управлению рациональным природопользованием, можно сделать вывод, что необходимо его совершенствование посредством выработки ряда экономических и организационных мер, при помощи которых можно будет достичь конкретных результатов в решении проблемы природопользования.

Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в появлении у предприятий, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Делая окончательные выводы, необходимо отметить, что экономическое стимулирование рационального природопользования органам власти необходимо направлять на устранение

причин загрязнения окружающей среды, а не на ликвидацию их последствий. Экономические

затраты, связанные с решением этой задачи, увеличиваются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Аксенова О.В. Право и промышленная экология // Законодательство и экономика. — 2009. — № 1.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014).

4. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р (ред. от 23.01.2014) «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Поступила 03.02.2014 г.

Основываясь на многолетнем опыте, ООО ЭП «Интер Грин» предлагает профессиональный подход и осуществляет расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи), составление Деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Наши специалисты, среди которых аттестованные экологи-аудиторы, смогут дать полную информацию и упорядочить работу предприятия в сфере природопользования.

Составление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Наша компания осуществит для Вашего предприятия следующие работы:

  • Расчет сумм ежегодной платы за загрязнение окружающей среды (негативное воздействие на окружающую среду), на основе данные об образовании отходов, о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязняющих веществ в водные объекты;
  • Ввод данных в «Модуле природопользователя” (программное средство, разработанное Росприроднадзором) и формирование результатов в электронном виде для подачи в Росприроднадзор;
  • Составление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов, за выбросы, за сбросы);
  • Подача и представление Декларации о плате за негативное воздействие (НВОС) в соответствующие государственные органы;
  • Параллельно (или отдельно) может быть осуществлено составление и согласование статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);

Мы готовы составить экологическую отчетность предприятия о осуществить комплексное сопровождение деятельности предприятий и организаций.

Что такое экологические платежи и как производят экологические расчеты?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех природопользователей на основе расчета экологических платежей. Законодательно эту обязанность несут все учреждения, предприятия, организации, юридические лица любых форм собственности, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с природопользованием (образованием отходов, выбросами и сбросами загрязняющих веществ).

Другими словами — расчет экологических платежей (экоплатежей) необходим практически всем налогоплательщикам, действующим на территории Российской Федерации.

На протяжении уже нескольких лет для осуществления расчётов экоплатежей и формирования соответствующей отчётности (Декларации о плате за НВОС) необходимо осуществить ввод данных в электронный «Модуль природопользователя». Его заполнение может представлять определенные сложности для неопытных природопользователей. Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы в «Модуле природопользователя” и проконсультируют Вас в этом вопросе, осуществят ввод данных в «Модуль природопользователя», и — в случае необходимости — согласуют расчеты экологических платежей в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО.

Согласование экоплатежей в Росприроднадзоре проходит в максимально сжатые сроки благодаря профессионализму наших специалистов.

Если Вашему предприятию необходим расчет экоплатежей и составление Деклараций о плате за НВОС, то Вы можете обратиться к форме обратной связи.

Одним из ключевых принципов в экологическом праве является принцип платности за природопользование. Как известно, природопользование подразделяется на позитивное и негативное. В связи с этим, все платежи в исследуемой области можно поделить на 2 группы:

  1. Плата за использование природных ресурсов.
  2. Плата за отрицательное воздействие на окружающую природу.

Плата за пользование природными ресурсами

Определение 1

Плата за пользование природными ресурсами – важнейший элемент системы экономического стимулирования разумного использования экологических ресурсов.

Плата за природопользование необходима для:

  • решения задач экологии с целью эффективного использования земель и остальных природных ресурсов;
  • обеспечения материальной заинтересованности всех природопользователей сохранять и воспроизводить природные ресурсы;
  • предоставления дополнительных финансовых средств для поддержания естественного состояния и охраны окружающей среды.

Замечание 1

Порядок расчета и использования нормативов платы за применение природных ресурсов устанавливается в федеральных законах и издаваемых на их основе правовых актах Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в статье 39 Закона о недрах говорится, что при пользовании недрами действуют такие типы платежей:

  • единоразовая плата за использование недр при наступлении конкретных событий, прописанных в лицензии;
  • регулярная плата за использование недр;
  • платежи за полученные геологические сведения о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе/аукционе;
  • сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами (лицензий).

Между тем, главой 26 части 2 Налогового Кодекса устанавливается налог на добычу полезных ископаемых. Причем налоговая база исчисляется на основе стоимости добытых полезных ископаемых.

Замечание 2

Начиная с 1 января 2005-го г. вступила в законное действие глава 25.2 части 2 Налогового Кодекса, которой определяются главные требования, связанные с уплатой водного налога.

В главе 13 Лесного Кодекса говорится, что за использование лесного фонда взимаются платежи в форме лесных податей при краткосрочном использовании участков из лесного фонда либо арендной платы в случае аренды участков из лесного фонда.

В систему платежей за использование животного мира в соответствии со статьей 52 Закона о животном мире включено следующее:

  • плата за использование животного мира;
  • штрафы за сверхлимитное и неразумное использование животного мира.

Замечание 3

Начиная с 2004-го г. вступила в законное действие глава 25.1 части 2 Налогового Кодекса, в которой закрепляются ключевые требования по уплате сбора за использование объектов животного мира, а также объектов водных биологических ресурсов.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

К негативному воздействию на окружающую среду согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды относятся следующие случаи:

  • выбрасывание в атмосферный воздух загрязняющих и ядовитых веществ;
  • сброс загрязняющих и ядовитых веществ и микроорганизмов в поверхностные воды, подземные водные объекты, водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • выброс производственных и потребительских отходов;
  • загрязнение окружающей природы вследствие шума, тепла, электромагнитных, ионизирующих и других видов физических воздействий;
  • другое негативное воздействие на окружающую природу.

Замечание 4

Законом предусматривается следующее: внесение платы за отрицательное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов предпринимательской и иных видов деятельности от реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и возмещение причиненного вреда.

Кто устанавливает плату за загрязнение окружающей среды?

Ставки платы за загрязнение именно для предприятий, организаций устанавливают представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного управления при участии территориальных органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора и непосредственно предприятия-загрязнителя.

Органами представительной и исполнительной ветви власти могут повышаться коэффициенты экологической значимости, а в случае сверхлимитных загрязнений среды может устанавливаться плата для предприятий-загрязнителей в повышенных размерах (до 20% – в крупных городах и промцентрах; в 2 раза – в районах экологического бедствия, зонах Крайнего Севера, в пределах территорий национальных парков, в особо охраняемых заповедниках, экологических курортных регионах).

Плата за выбросы вредных и ядовитых веществ и размещение отходов осуществляется за счет себестоимости товаров, а сверхлимитные загрязнения – за счет доходов, которые остаются в распоряжении предприятия. Сроки поступления платежей юридические лица согласовывают непосредственно с местными органами охраны окружающей среды.

Вывод 1

Итак, плата за загрязнение окружающей среды служит, во-первых, источником пополнения бюджетов, целевых бюджетных фондов, за счет средств которых обеспечивается, в том числе осуществление мероприятий и реализация программ по охране окружающего мира. Во-вторых, платежи за природопользование экономически стимулируют организации уменьшать объем выбросов, сбросов и скопления отходов, предотвращая тем самым отрицательное влияние на природную среду и самочувствие населения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

ГФС предложила налогоплательщикам, у которых в 2019 году расчетный, суммарный по всем стационарными источниками, объем выбросов двуокиси углерода:

не превышает предельный объем выбросов — подать в контролирующий орган по местонахождению стационарного источника загрязнения заявление об отсутствии в отчетном году объекта налогообложения выбросов двуокиси углерода с приложением расчета оценки объемов таких выбросов;

превышает предельный объем (500 тонн) — зарегистрироваться плательщиком налога за выбросы двуокиси углерода и подать в контролирующий орган по местонахождению стационарного источника загрязнения заявление об отчетным периоде, в котором планируется возникновения объекта налогообложения выбросов двуокиси углерода, с приложением расчета оценки объемов таких выбросов.

При этом плательщики декларируют налоговые обязательства за выбросы двуокиси углерода в части объемов выбросов, превышающих предельный объем, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором достигнут предельный объем таких выбросов.

Условные примеры расчета (вычисления) объемов выбросов двуокиси углерода энергетическими установками от сжигания различных видов топлива изложены в письме ГФС от 26.04.2019 г. № 13932/7/99-99-12-03-04-17.

О предельных сроках подачи декларации по эконалогу и сроках уплаты налоговых обязательств по этому налогу читайте в материале издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН по

Для получения доступа к аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН и прочим документам информационно-правовой системы ЛИГА:ЗАКОН — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ доступом к сервису и оцените весь объем и преимущества услуг, которые предоставляются.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

Как мы уже отмечали, природные ресурсы — элемент производительных сил, один из основных производственных факторов, часть национального богатства страны. Плата за природные ресурсы устанавливается на основе их экономической оценки.

Принцип платности использования ресурсов впервые был закреплен как основополагающий в Законе РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Затем он был развит в Законе об охране окружающей среды.

Цели введения платного природопользования таковы:

  • • рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
  • • улучшение охраны окружающей среды;
  • • выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
  • • формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Основными факторами формирования платы за природные ресурсы являются:

  • • отношения собственности на природные ресурсы;
  • • издержки воспроизводства природных ресурсов;
  • • рентообразующий характер использования природных ресурсов.

Выделяют следующие различные по своей экономической природе виды платы за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные ресурсы и другие природные ресурсы):

  • — за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • — за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • — на восстановление и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду вне зависимости от форм собственности.

Плата за право пользования природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Плата за пользование природными ресурсами взимается в составе налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством.

Базовые нормативы платы устанавливаются государственными органами управления в виде отчислений от стоимости ежегодного нормативного объема добычи (изъятия) природных ресурсов и части дополнительной прибыли, полученной при использовании относительно лучших по качеству и местоположению источников природных ресурсов.

Плати за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Нормативы штрафной платы за нерациональное использование природных ресурсов устанавливаются в кратном размере, исходя из величины недополученной прибыли.

Плата на восстановление и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платы является формой возмещения расходов на осуществление этой деятельности.

При определении размеров этого вида платежей необходимо учитывать затраты на восстановление природного ресурса организацию системы контроля и мониторинга состояния природного ресурса, особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Нормативы платы по возобновимым природным ресурсам определяются исходя из затрат на их восстановление и охрану, по невозобновимым ресурсам — на основе подсчета затрат на их выявление, оценку и подготовку к использованию. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

В современных хозяйственных условиях плата за природные ресурсы выполняет фискальную и воспроизводственную функции. Платежи за природные ресурсы распределяются между всеми уровнями бюджета: федеральным, субъектов РФ и местным. Пропорции при распределении платежей устанавливаются законодательством.

В России проявилась тенденция к агрегированию, укрупнению платежей за природные ресурсы путем объединения принципиально различных видов — платы за право пользования, платы за воспроизводство ресурсов и охрану окружающей среды, рентной платы в один вид — плату за пользование — без ее структуризации в целях последующего обоснованного распределения между бюджетами разных уровней.

Получаемый эффект от упрощения структуры платежей сопровождается издержками, связанными с усилением непрозрачности платежей, смешением их фискальных и воспроизводственных функций и ростом транзакционных издержек. Это отражается на основных направлениях использования бюджетных средств.

Среди основных проблемных вопросов, связанных с ресурсными платежами, следует назвать также следующие:

  • — нормативы платы за природные ресурсы длительное время остаются неизменными, что ведет к потере их актуальности в условиях рыночной экономики;
  • — не сформированы правовой и экономический механизмы федеративных отношений в сфере природопользования с обеспечением принципов государственного регулирования и совместного ведения природопользования.