Подушевой норматив финансирования в образовании

С нового учебного года в школах Нур-Султана, Алматы и Шымкента и 33 школах в других городах внедрили пилотный проект по подушевому финансированию. Их бюджет зависит от того, сколько детей там обучается – на каждого ребёнка выделяется в среднем 224 тысячи тенге в год. При сметном финансировании в среднем на одного школьника приходилось 157 тысяч тенге в год, сообщают в АО «Финансовый центр» МОН РК. С сентября 2020 года в новом формате заработают и остальные регионы Казахстана.

Informburo.kz разобрался, как работает подушевое финансирование, изменился ли размер школьного бюджета и решит ли это проблему поборов?

Содержание

Формирование бюджета по-старому: надо освоить все деньги

Финансировать работы школ обязаны акиматы. Каждый год школы подают бюджетные заявки на предстоящие три года. В документах прописываются все расходы: зарплата, содержание помещений и оборудования, коммунальные расходы и многое другое.

В управлении образования Нур-Султана рассказали о тратах на ремонт и расходные материалы.

«Школы обеспечиваются в рамках методики подушевого финансирования. Ремонт включён, но косметический. К примеру, просто побелить, царапины замазать и другое, а капитальный ремонт вроде замены окон, дверей, полов не включён. Расходы на бумагу, картриджи, тряпки предусмотрены для административного персонала школы. На учеников такие расходы не предусмотрены», – говорят в управлении.

Купить мебель и шторы можно на сэкономленные деньги: на оборудование, мебель и интерактивные доски средства в бюджете не предусмотрены. Их поэтапно заменяют при наличие свободных средств.

«Сразу по всей школе сделать это нереально: на это потребуется порядка 100-150 миллионов тенге, таких денег у школ нет. Именно поэтому школы должны писать нам план развития (на три года), чтобы правильно распланировать закупки», – добавили в столичном управлении образования.

Фото Informburo.kz

В Финансовом центре МОН описали, как проходит согласование бюджета школы при сметном финансировании. Ежегодно до 15 мая необходимо отправить бюджетную заявку в управление и отдел (в зависимости от статуса населённого пункта) экономики и бюджетного планирования, который составляет проект бюджета и передаёт на согласование спецкомиссии. Не позднее 15 сентября согласованный проект возвращают в управление экономики и бюджетного планирования, которое до 1 октября должно предоставить документацию в акимат для согласования с маслихатом.

При подушевом финансировании траты могут изменяться в течение года

Подушевое финансирование общеобразовательных школ исходит из годовых расходов на одного ребёнка – 224 335 тенге. Основная доля из этой суммы тратится на зарплаты работников школ – 186 874 тенге. На содержание здания – 16 892 тенге, на капитальные расходы – 15 150 тенге. А на учебные расходы и фонд стимулирования – 3 030 и 2 389 тенге, соответственно.

Средства из фонда стимулирования предназначены для премирования учителей за различные достижения. Для этого создаётся специальное положение, которое определяет порядок и условия премирования. Этот документ согласовывается с попечительским советом школы и утверждается местным отделом или управлением образования.

Охрана в школах. Кто несёт ответственность за безопасность детей?

В Финцентре МОН говорят, что при новой системе школа получит больше денег, чем при сметной, по которой средний республиканский норматив равен 157,2 тысячи. Самый низкий показатель был в Нур-Султане (117,1 тысячи тенге), Атырауской области (118 тысяч тенге) и Шымкенте (132,6 тысячи тенге). Лидерами были Кызылординская область (190 тысяч тенге), Карагандинская (182 тысячи тенге) и Костанайская (178 тысяч тенге).

В ведомстве рассказали, как пилотный проект показал себя в городах республиканского значения. В школе №40 (Нур-Султан) обучается 2 328 детей. До внедрения подушевого финансирования годовой бюджет составлял 241,6 млн тенге в год, сейчас – 345,9 млн. Алматинской школе №56 (2 078 учеников) ранее выделяли 278,7 млн тенге в год, в этом году – 332,8 млн. Школа №42 в Шымкенте (2 060 детей) до подушевого финансирования получала на год 259,8 млн тенге, а с его внедрением – 319,5 млн.

Ануар Жангозин летом 2019 года, когда руководил управлением образования Нур-Султана, сказал, что администрации школ смогут прогнозировать расходы, исходя из конкретного числа учеников.

«Улучшилось материально-техническое оснащение школ. Более 2000 компьютеров закупили школы столицы. И не только для детей, но и для учителей. Теперь в школах работает 36 STEM-лабораторий, более 300 интерактивных досок», – рассказал Жангозин.

Подушевая система не обязывает осваивать все деньги полностью. Оставшиеся к концу года средства можно копить и при грамотном планировании тратить на более масштабные вещи, такие как капитальный ремонт или покупка дорогого оборудования.

Министр образования и науки сказал на встрече с журналистами, что в сельских школах подушевое финансирование внедряться не будет.

Директора школ дали свою оценку системе «деньги идут за учеником»

В школе №117 в Алматы подушевое финансирование ввели два года назад.

«Укреплена материально-техническая база, можем сделать текущий ремонт, купить необходимую литературу для учителей. Подушевое финансирование способствует развитию благоприятной среды в школе. Принцип теперь заключается в том, что «деньги идут за учеником», между школами наблюдается здоровая конкуренция», – сказала директор Ботагоз Адильбекова.

Она уверяет, что сбор денег с родителей отсутствовал и при старом формате финансирования, но если раньше найти средства было сложно, то сейчас сделать это гораздо проще. В школе уже сделали текущий ремонт, обновили интерактивные доски, открыли дополнительный класс информатики.

«В конце года мы будем премировать учителей. Попечительский совет школы решит, кто из педагогов получит премии. Зависеть это будет от олимпиад, конкурсов, научных проектов и другой активности в жизни школы», – сказала Адильбекова.

Шакарим Сайсенбай стал директором школы-лицея №54 в Нур-Султане через год после внедрения подушевого финансирования.

«Удалось улучшить школьную инфраструктуру, кабинеты, санузлы. Бюджет стал выше, но есть нюанс: у школ с 2 700 и 3 000 детей примерно он одинаковый. Хотя разница в количестве большая. Это корректирующий коэффициент», – отметил Шакарим Сайсенбай.

Вычисление бюджета / Фото с сайта .com

Мы спросили об этом специалистов Финцентра МОН, которые пояснили, что 224,3 тысячи тенге в год – это усреднённый норматив финансирования. Он корректируется в зависимости от нескольких факторов:

  • количество детей в начальных, средних и старших классах;
  • вид образовательной программы (общеобразовательная, коррекционная или инклюзивная);
  • месторасположение;
  • размер школы (проектная мощность и фактическое количество учащихся).

Шакарим Сайсенбай заверил, что ещё подушевое финансирование минимизировало сборы денег среди родителей. В частности, говорит он, это касается канцелярских товаров.

«При сметном финансировании директор школы должен точно знать, сколько бумаги, мелков и прочего ему потребуется в течение года, но это подсчитать сложно. Теперь если деньги, заложенные на покупку канцелярских товаров, закончились, можно перераспределить бюджет», – рассказал директор.

Премирование учителей, по его словам, возможно, если останутся свободные средства. Много денег, подчеркнул он, может уходить на ремонт, если здание школы старое.

Права родительских комитетов и контроль за расходом средств

У родителей или других законных представителей несовершеннолетних есть право принимать активное участие в жизни школ – по Закону «Об образовании». Действовать можно через родительские комитеты, которые обеспечивают обратную связь.

Закон о статусе педагога: новые меры поддержки потребуют увеличения расходов на 1,2 трлн тенге

В октябре 2018 года Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК (сейчас Агентство по противодействию коррупции РК) предлагало запретить родкомитеты. Жазира Жылкышиева, руководитель проекта «Астана – адалдық алаңы», говорила, что «их деятельность не регламентирована и создаёт почву для проявления бытовой коррупции». Анонимный опрос среди родителей, по её словам, показал, что 87 респондентов из 100 хотя бы раз сдавали деньги на школьные нужды от 1 000 до 10 000 тенге.

В Министерстве образования и науки РК отметили, что родительские комитеты играют важную роль в обучении и воспитании детей.

«По каждому предмету родитель должен знать об успеваемости ребёнка, какие у него есть достижения, проблемные вопросы, какие мероприятия проводятся, знать мнение учителей. Есть ещё учебно-воспитательная работа, комплексная, она проводится в свободное от уроков время. В ней участвуют дети, родители, учителя, администрация школы. Родители – участники школьного процесса, исключать их ни в коем случае нельзя», – сказала экс-директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан Каринова (сейчас вице-министр образования и науки РК).

Каринова добавила, что школа может открыть специальный счёт в банке, на который родители по желанию могут отправлять деньги – в виде благотворительной помощи. По окончанию каждой четверти директор школы должен отчитываться, на что потрачены средства.

Родкомитеты не имеют права собирать деньги с родителей школьников! Чёткое и ясное объяснение Министерство образования и науки РК дало в ответе на официальный запрос Informburo.kz. В Законе «Об образовании» указано, что и образовательным учреждениям нельзя собирать деньги с родителей. Есть исключения: согласно тому же закону, школы могут оказывать платные услуги, и для этого нужен договор. В эти услуги входят:

  • дополнительные образовательные программы (развитие детского и юношеского творчества, склонностей и интересов в области спорта, культуры и искусства);
  • дополнительные занятия по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин) сверх учебного времени;
  • углублённое изучение основ наук по предметам (дисциплинам и циклам дисциплин);
  • организация и проведение мероприятий: спортивных соревнований, семинаров, совещаний, конференций среди обучающихся и воспитанников и другое;
  • предоставление музыкальных инструментов и дополнительных услуг интернет-связи;
  • летний отдых, питание обучающихся и воспитанников, участников различных мероприятий.

Есть ещё несколько пунктов, но они не имеют отношения к родителям школьников.

Расход средств контролирует попечительский совет. Это касается как спонсорских денег, так и тех, которые школа выручает за оказание платных услуг. В совет могут войти родители учеников, представители НПО и правоохранительных органов. Администрация школы в них состоять не может.

МОН: Школы не имеют права собирать с родителей деньги на грамоты

Корреспондент Informburo.kz поговорил с родителями учеников школ Нур-Султана, Алматы и Кокшетау. Они говорят, что их зачастую заставляют передавать деньги через классных руководителей. Всё это якобы подаётся как обязательный сбор денег. Это некоторые из комментариев:

– В прошлом году скидывались по 5 тысяч на ремонт школы. Хоть там и действительно есть, что ремонтировать, почему государство не финансирует?

– Два года назад всем сказали заплатить за новую мебель. Я не платил. Так потом целый год при первой возможности напоминали об этом.

Большинство родителей не против собирать деньги, если это пригодится для учёбы. Есть и те, кто против, но они тоже сдают, не находя поддержки у других, чтобы не быть «белой вороной». В маслихате Нур-Султана такие действия назвали проявлением бытовой коррупции, а инициируют это, сказал депутат Мирас Шекенов, сами родители.

«Родители школьников по-прежнему собирают деньги на различные нужды. И несмотря на широкую огласку, данная проблема остаётся актуальной. Это прямое проявление бытовой коррупции, которая подрывает не только устои общества, но и семейный бюджет. А потом начинается деление на сдавших деньги и не сдавших», – отметил Шекенов.

Должны ли родители покупать учебники?

Нет. Закон «Об образовании» обязывает акиматы (управления образования) обеспечивать школьников учебниками до 25 августа каждого года.

«Ежегодно издаётся приказ Министерства образования и науки РК с рекомендациями по учебно-методическим комплексам. Согласно этому списку, осуществляется приобретение. Если в этом приказе какие-то тетради или учебники не предусмотрены, то нет необходимости их покупать или проводить по ним занятия», – объясняют в управлении образования столицы.

История с установкой жалюзи в школе Алматы: учителю вернули деньги, директору объявили выговор

Если в каких-то школах учебников или рабочих тетрадей не хватает, сообщает МОН, каждый год 2 сентября местные власти перераспределяют их между школами. Также используется запас.

Покупка школьных учебников / Фото Informburo.kz

Нужно ли платить за питание?

Учащиеся 1-4 классов должны бесплатно получать горячее одноразовое питание. С 5 по 11 классы – платно, но только если семья ребёнка не относится к социально уязвимым слоям населения.

К ним причислены:

  • дети из семей, получающих АСП;
  • дети из семей, не получающих АСП, но имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети, нуждающиеся в экстренной помощи в результате ЧС;
  • другие дети, список которых определяют родительский комитет и попечительский совет.

Для получения бесплатного питания родителям надо написать заявление в школу или управление образования.

Перспективы подушевого финансирования

Айгуль Мукашева, председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, считает, что подушевое финансирование усилит конкуренцию среди школ, и это приведёт к росту качества среднего образования. По её мнению, пропорция подушевого норматива, когда из 224,3 тысячи тенге на зарплаты учителям выделяется 186,8 тысяч, справедлива. Среднее образование, добавила она, не станет качественным, если не стимулировать педагогов.

«Для повышения престижа учительской профессии необходимо в несколько раз поднять его заработную плату. Во многих развитых странах профессия учителя считается престижной и высокооплачиваемой. Стать учителем непросто – есть ряд проверок, экзаменов, психологических тестов. Учитель должен быть на вес золота, так как именно от него зависит, какими работниками станут его учащиеся в будущем», – говорит Мукашева.

Подушевое финансирование способно эффективно решить проблему незаконных сборов денег, считает она и говорит, что в тех школах, где новая система внедрена, поборов якобы уже нет.

Из нового норматива на учебные расходы выделяется чуть более 3 тысяч тенге. В Министерстве образования и науки РК пояснили, что в категорию «Учебные расходы» входят затраты на учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, реактивы для опытов, расходные материалы для кабинетов физики и химии, расходы на участие детей в различных конкурсах и соревнованиях. Основные траты на обучение уже заложены в другие статьи расходов.

«Это 3,6 млн тенге в год на школу в 1 200 мест. Раньше этих денег не было вообще. Также есть наглядные пособия, которые каждый раз не нужно покупать. Кроме того, расходы привязаны к МРП. С изменением МРП расходы растут», – пояснила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

Динара Даулеткулова, учитель русского языка и литературы школы-гимназии №147 в Алматы, напротив, считает, что сметное финансирование было лучше, по крайней мере для школы, в которой она работает.

«Например, в нашей школе примерно 1 200 учеников, а учителей 80. А есть школы, где детей больше 2 000, а учителей также 80. То есть при подушевом финансировании мы получаем меньше финансирования чем при сметном», – говорит Динара Даулеткулова.

Депутат Мажилиса и бывший детский омбудсмен Загипа Балиева ожидает, что на первых этапах работы подушевого финансирования возникнут проблемы – из-за внутренней миграции.

«Система учёта не только детей, а всех граждан, должна работать на высоком уровне. А у нас есть проблемы с внутренней миграцией. Семья переезжает в новый населённый пункт, не регистрируется, не становится на учёт, а потом отдаёт своего ребёнка в школу во время учебного года», – говорит Балиева.

Подушевое финансирование работает по принципу «деньги идут за ребёнком». Балиева считает, что деньги за ним не пойдут, если государство не будет знать, где проживает семья. В полную силу, отметила она, новый формат начнёт работать, когда решатся проблемы миграции.

Школы и другие образовательные организации финансируются на основе принципов нормативно подушевого финансирования. За каждым учеником, который приходит в школу, следуют деньги. Чем больше в школе учащихся, тем больше размер фонда материального обеспечения школы и тем больше формируется фонд оплаты труда педагогов.

На какие нужды школа получает финансирование

Подушевой норматив финансирования образовательной организации устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, привлечение сторонних исполнителей (например, охрана и клининг), повышение квалификации учителей, мебель и вс прочие многочисленные регулярные и непредвиденные расходы.

Подразумеваются, что школа несет определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Поэтому считается, что подушевого финансирование должно хватать школе на покрытие следующих текущих расходов:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;
  • затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;
  • затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты
  • затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
  • затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

Сам норматив утверждается актами органов государственной власти субъекта РФ, поэтому в разных регионах нормативы могут различаться.

От чего зависит размер норматива затрат на одного школьника

нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Особенности финансирования малокомплектных школ

Финансирование малокомплектных школ имеет особенность. Финансирование малокомплектных школ включает затраты на осуществление образовательной деятельности, которые не зависят от количества обучающихся. Это дает возможность школе оставаться на плаву (оплачивать коммунальные расходы, содержать имущественный комплекс и т.п.) несмотря на относительно небольшое количество учащихся.

О Порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2005 года N 445-П

О Порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 11.07.2013 N 248-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 28.09.2007 N 417-П НГР:RU30000200700756).

постановление Правительства Астраханской области от 27.02.2006 N 50-П НГР:RU30000200600073);

В целях реализации пункта 11 статьи 29 и пункта 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» (НГР:RU0000R199202808) Правительство Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области (далее — Порядок).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления применять настоящий Порядок при распределении субвенций по муниципальным общеобразовательным учреждениям в части реализации ими государственного стандарта общего образования.

3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 16.12.2005 N 445-П

Порядок расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Астраханской области

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.09.2007 N 417-П НГР:RU30000200700756)

Общие положения

1.1. Расчет нормативов бюджетного финансирования для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ состоит из следующих этапов:

— первый этап — подготовка исходных данных;

— второй этап — расчет средств на оплату труда;

— третий этап — расчет норматива бюджетного финансирования.

1.2. Подготовка исходных данных ведется на основе нормативных материалов и статистической отчетности. При этом по каждому виду общеобразовательных учреждений определяются следующие показатели:

— норма предельной наполняемости классов и групп продленного дня

(по Астраханской области при расчете норматива бюджетного финансирования наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 человек для городских и приравненных к ним общеобразовательных учреждений, 15 человек — для сельских общеобразовательных учреждений);

— расчетное количество педагогических ставок на основе базисного учебного плана;

— расчетное количество штатных единиц по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на один класс;

— средний разряд по группам персонала на основании Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (далее — ЕТС).

1.3. Исходной базой для расчета фонда заработной платы по каждой группе персонала является средний разряд по ЕТС. Затем формируется структура фонда заработной платы, то есть определяются тарифная и надтарифная части заработной платы в процентном отношении по каждой группе персонала.

1.4. Тарифная часть заработной платы регулируется в зависимости от сложности труда, в основу определения которой заложены квалификационные факторы — уровень образования и профессиональный стаж. В тарифную часть заработной платы включаются только те надбавки и доплаты, которые необходимо выплачивать при реализации общеобразовательной программы, к ним относятся:

— надбавки за работу в сельской местности в размере 25 процентов к ставке (должностному окладу);

— доплаты за работу в образовательных учреждениях со специфическими условиями труда, которые определены действующими условиями оплаты труда, в размере от 15-20 процентов к ставке (должностному окладу);

— надбавки за вредные условия труда и режим работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в размере до 12 процентов к ставке (должностному окладу);

— прочие выплаты, установленные законодательством.

1.5. Надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию. В ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки, компенсирующие повышенные затраты труда работника.

1.6. Надтарифная часть рассчитывается исходя из установленных процентных соотношений тарифной и надтарифной частей по каждой группе персонала.

1.7. Надтарифный фонд определен в среднем в размере 25 процентов для общеобразовательных учреждений, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.06.92 N 1037-р «О возможности формирования фонда для выплаты надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы организациям и учреждениям образования».

1.8. Норматив бюджетного финансирования для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ включает в себя только прямые текущие расходы, непосредственно влияющие на стоимость реализации общеобразовательной программы, в расчете на одного обучающегося в год и рассчитывается по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где: ФОТ (фонд оплаты труда) — заработная плата (тарифная и надтарифная части) и начисления на заработную плату;

УчР (учебные расходы) — расходы, связанные с приобретением учебных пособий, письменных и чертежных принадлежностей; материалов для учебных и лабораторных занятий; на учебные экскурсии, производственную практику; на приобретение учебных программ, бланков учебной документации; на организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера; на приобретение канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей; расходы на приобретение учебной и другой литературы для библиотек подписку (без стоимости доставки) и приобретение периодических изданий, комплектование библиотечных фондов приобретение оборудования и мебели, оплату транспортных услуг и другие.

Порядок расчета норматива

бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в общеобразовательной школе, лицее, гимназии и общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов

2.1. Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося определяется на основе:

— стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги (по количеству обязательных часов базисного учебного плана) с учетом средней стоимости часа педагогической работы (по ЕТС);

— соотношения фонда оплаты труда педагогического персонала и фонда оплаты труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала;

— нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

— расходов на обеспечение учебного процесса (расходов на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов);

— поправочных коэффициентов;

— норм законодательства Астраханской области, устанавливающих повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок специалистам, работающим в сельской местности и рабочих поселках, и выплату надбавки за стаж работы в системе образования.

2.2. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на учащегося, обучающегося по обычным (стандартным) программам, по ступеням обучения (в связи с различным числом часов в базисном учебном плане).

2.3. Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в школе рассчитывается на учащегося ступени основного общего образования исходя из следующих показателей:

— количество учащихся в классе в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города, 25 человек;

— количество учащихся в классе в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, 15 человек;

— число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

— средний разряд по педагогическому персоналу, фактически сложившийся по области.

2.4. В фонде оплаты труда учитывается фактически сложившееся по области соотношение расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала к расходам на оплату педагогического персонала.

2.5. Структура фонда заработной платы:

— тарифный фонд;

— надтарифный фонд.

В состав тарифного фонда заработной платы включаются:

— оплата работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

— повышение ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в длительном лечении;

(абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.09.2007 N 417-П НГР:RU30000200700756).

— доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.

2.6. В состав надтарифной части заработной платы включаются:

— доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие);

— выплаты стимулирующего и компенсационного характера;

— прочие надбавки и доплаты.

2.7. Расходы на обеспечение учебного процесса — учебные расходы (далее УчР), определяются на каждого учащегося по всем ступеням и видам общеобразовательных учреждений в процентном отношении к общему размеру норматива расходов в соответствии со сложившимися расходами и с учетом ежегодного постепенного увеличения доли учебных расходов при возможности доходной части областного бюджета.

2.8. Поправочные коэффициенты учитывают разную стоимость услуги на ступени обучения (разная стоимость обучения по ступеням связана с неодинаковым количеством часов в базисном учебном плане). При проведении подсчета стоимости услуг используются следующие коэффициенты:

коэффициенты удорожания по ступеням обучения

тт

2-я ступень — 1,12= (34 часа + 4 часа)/34 часа;

3-я ступень — 1,22= (36 часов+8 часов)/36 часов.

2.9. В состав норматива бюджетного финансирования включаются фонд оплаты труда (расходы на заработную плату с начислениями работникам муниципальных образовательных учреждений), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В состав норматива бюджетного финансирования включаются фонд оплаты труда (расходы на заработную плату с начислениями работникам муниципальных образовательных учреждений), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (на приобретение оборудования, мебели, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, оплату транспортных услуг, хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В состав норматива бюджетного финансирования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, содержание основных фондов (капитальный и текущий ремонт), расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению и прочие).

2.10. Нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где ФОТ — расходы по заработной плате на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося;

УчР — расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

Величина ФОТ определяется по формуле:

ФОТ=(а/18 * б * с*1,33*1,262*12)/н)*к,

где а — число часов по базисному учебному плану с учетом дополнительных часов при делении классов на группы по изучению отдельных предметов;

18 — количество педагогических часов на ставку;

б — ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду по ЕТС по области;

с- коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину расходов по оплате труда административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала;

1,33 — коэффициент увеличения тарифного фонда на величину доплат и надбавок;

1,262 — коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

12 — количество месяцев в году;

н — предельная наполняемость класса;

к — поправочные коэффициенты.

2.11. Норматив по лицеям, гимназиям и общеобразовательным школам с углубленным изучением отдельных предметов, учитывающий повышение должностных окладов, ставок педагогического и административного персонала на 15 процентов, исчисляется по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где ФОТ — расходы по заработной плате на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося;

УчР — расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

Величина ФОТ определяется по формуле:

ФОТ=((а/б*в)/с*12)*1,15+т+(т*0,1*1,15))*к *1,33*1,262,

где а — число часов по базисному учебному плану с учетом дополнительных часов при делении классов на группы по изучению отдельных предметов;

б — количество педагогических часов на ставку;

в — ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду по ЕТС по области;

с — предельная наполняемость класса;

12 — количество месяцев в году;

1,15 — коэффициент, увеличивающий фонд оплаты труда на величину повышения за работу в лицее, гимназии и школе с углубленным изучением отдельных предметов;

0,1 — коэффициент, учитывающий долю фонда оплаты труда административного персонала для определения суммы повышения за работу в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов;

1,33 — коэффициент увеличения тарифного фонда на величину доплат и надбавок;

1,262 — коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

к — поправочные коэффициенты.

Порядок расчета норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях с вечерней формой обучения

3.1. Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях с вечерней формой обучения (далее — вечерняя школа) в расчете на одного учащегося определяется на основе:

— стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги (по количеству обязательных часов базисного учебного плана вечерней школы) с учетом средней стоимости часа педагогической работы (по ЕТС);

— соотношения фонда оплаты труда педагогического персонала и фонда оплаты труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала;

— нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

— расходов на обеспечение учебного процесса (расходов на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов);

— норм законодательства Астраханской области, устанавливающих повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок специалистам, работающим в сельской местности и рабочих поселках, и выплату надбавки за стаж работы в системе образования.

3.2. Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в вечерней школе рассчитывается на одного учащегося исходя из следующих показателей:

— количество учащихся в классе в вечерних школах, находящихся на территории города, 25 человек;

— количество учащихся в классе в вечерних школах, расположенных в сельской местности, 15 человек;

— число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

— средний разряд по педагогическому персоналу, фактически сложившийся по области.

3.3. В фонде оплаты труда учитывается фактически сложившееся по области соотношение расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала к расходам на оплату педагогического персонала.

3.4. Структура фонда заработной платы:

— тарифный фонд;

— надтарифный фонд.

3.5. В состав тарифной части заработной платы включаются:

— оплата работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отличающиеся от нормальных;

— повышение ставок (окладов) за работу в сельской местности;

— доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.

3.6. В состав надтарифной части заработной платы включаются:

— доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие);

— выплаты стимулирующего и компенсационного характера;

— прочие надбавки и доплаты.

3.7. Расходы на обеспечение учебного процесса определяются в расчете на каждого учащегося в процентном отношении к общему размеру норматива расходов в соответствии со сложившимися расходами и с учетом ежегодного постепенного увеличения доли учебных расходов при возможности доходной части областного бюджета.

3.8. В состав норматива бюджетного финансирования включаются фонд оплаты труда (расходы на заработную плату с начислениями работникам муниципальных образовательных учреждений), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (на приобретение оборудования, мебели, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, оплату транспортных услуг, хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В состав норматива бюджетного финансирования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, содержание основных фондов (капитальный и текущий ремонт), расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению и прочие).

3.9. Нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где ФОТ — расходы по заработной плате на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося;

УчР — расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

Величина ФОТ определяется по формуле:

ФОТ=(а/18 * б * с*1,33)*к *1,262*12)/н),

где а — число часов по базисному учебному плану с учетом дополнительных часов при делении классов на группы по изучению отдельных предметов;

18 — количество педагогических часов на ставку;

б — ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду по ЕТС по области;

с- коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину расходов по оплате труда административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала;

1,33 — коэффициент увеличения тарифного фонда на величину доплат и надбавок;

1,262 — коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

12 — количество месяцев в году;

к — поправочные коэффициенты;

н — предельная наполняемость класса.

Порядок расчета норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательной школе-интернате

4.1. Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося определяется на основе:

— типовых штатов школ-интернатов;

— соотношения фонда оплаты труда педагогического персонала и фонда оплаты труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала;

— нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

— расходов на обеспечение учебного процесса (расходов на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов);

— поправочных коэффициентов.

4.2. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на учащегося, обучающегося по обычным (стандартным) программам, по ступеням обучения (в связи с различным числом часов в базисном учебном плане).

4.3. Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в школе-интернате рассчитывается на одного учащегося исходя из следующих показателей:

— количество учащихся в классе 20 человек;

— количество штатных единиц по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на одну группу определяется исходя из примерных штатных нормативов численности работников;

— число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе, для воспитателей — при 7-дневной рабочей неделе;

— по учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу средний разряд определяется исходя из должностного состава, предусмотренного нормативами штатной численности, в расчете на одну группу;

— средний разряд по педагогическому персоналу, фактически сложившийся по области.

4.4. Структура фонда заработной платы:

— тарифный фонд;

— надтарифный фонд.

В состав тарифной части заработной платы включаются:

— оплата работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

— повышение ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в длительном лечении;

(абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.09.2007 N 417-П НГР:RU30000200700756).

— доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.

4.5. В состав надтарифной части заработной платы включаются:

— доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другое);

— выплаты стимулирующего и компенсирующего характера;

— прочие надбавки и доплаты.

4.6. Расходы на обеспечение учебного процесса определяются в расчете на каждого учащегося в процентном отношении к общему размеру норматива расходов в соответствии со сложившимися расходами и с учетом ежегодного постепенного увеличения доли учебных расходов при возможности доходной части областного бюджета.

4.7. В состав норматива бюджетного финансирования включаются фонд оплаты труда (расходы на заработную плату с начислениями работникам муниципальных образовательных учреждений), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (на приобретение оборудования, мебели, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, оплату транспортных услуг, хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В состав норматива бюджетного финансирования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, содержание основных фондов (капитальный и текущий ремонт), расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению и прочие).

4.8. Нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где ФОТ — расходы по заработной плате на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося;

УчР — расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося и питание.

Величина ФОТ определяется по формуле:

ФОТ=(а/18 * б/н)*12*к)+(в/25*б/н)*12*к) * с*1,33*1,262,

где а — число часов по базисному учебному плану с учетом дополнительных часов при делении классов на группы по изучению отдельных предметов;

в — число часов работы воспитателя в неделю;

18 — количество педагогических часов на ставку;

25 — недельная нагрузка на воспитателя;

б — ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по области;

с- коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину расходов по оплате труда административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала;

1,33 — коэффициент увеличения тарифного фонда на величину доплат и надбавок;

1,262 — коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

12 — количество месяцев в году;

н — предельная наполняемость класса, группы;

к — поправочные коэффициенты (в том числе и за работу в школах-интернатах.

бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским показаниям

5.1. Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским показаниям, определяется на основе:

— стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги (по количеству обязательных часов базисного учебного плана для индивидуального обучения по программам массовой общеобразовательной школы) с учетом средней стоимости часа педагогической работы (по ЕТС);

— поправочных коэффициентов;

— норм законодательства Астраханской области, устанавливающих повышение на 25 процентов окладов и тарифных ставок специалистам, работающим в сельской местности и рабочих поселках, и выплату надбавки за стаж работы в системе образования;

— расходов на обеспечение учебного процесса (расходов на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов).

5.2. Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским показаниям, рассчитывается исходя из следующих показателей:

— индивидуальное обучение одного учащегося;

— число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

— средний разряд по педагогическому персоналу, фактически сложившийся по области.

5.3. В структуру фонда заработной платы включается тарифный фонд.

В состав тарифной части заработной платы включаются:

— оплата работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

— повышение ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в длительном лечении;

(абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 28.09.2007 N 417-П НГР:RU30000200700756).

— доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.

5.4. Расходы на обеспечение учебного процесса определяются на каждого учащегося общеобразовательных учреждений в процентном отношении к общему размеру норматива расходов в соответствии со сложившимися расходами и с учетом ежегодного постепенного увеличения доли учебных расходов при возможности доходной части областного бюджета.

5.5. В состав норматива бюджетного финансирования включаются фонд оплаты труда (расходы на заработную плату с начислениями работникам муниципальных образовательных учреждений), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (на приобретение оборудования, мебели, учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, оплату транспортных услуг, хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В состав норматива бюджетного финансирования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, содержание основных фондов (капитальный и текущий ремонт), расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению и прочие).

5.6. Нормативы бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося, находящегося на индивидуальном обучении по медицинским показаниям, исчисляются по формуле:

НБФ=ФОТ + УчР,

где ФОТ — расходы по заработной плате на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося;

УчР — расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

Величина ФОТ определяется по формуле:

ФОТ=а/18 * б *к*1,262*12,

где а — число часов по базисному учебному плану;

18 — среднее количество педагогических часов на ставку;

б — ставка заработной платы, соответствующая среднему разряду по ЕТС по области;

1,262 — коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

12 — количество месяцев в году;

к — надбавка за особые условия труда.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Батова Б.З. 1 Асланова Л.О. 1 Аликаева М.В. 1 Губачиков А.М. 1 1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Дана характеристика человеческого капитала как одного из главных факторов экономического роста страны в условиях глобализации экономики и мирового экономического кризиса. Раскрыта система макроэкономических показателей, которые позволяют повысить индекс человеческого развития, уровень образования населения. Обосновано, что именно «качественный» человеческий капитал, его инновационность влияют на конкурентоспособность российской экономики, на ее возможность стать центром региональной интеграционной группировки. Высказана гипотеза о том, что именно недофинансирование системы образования и нерациональное использование и так ограниченных бюджетных средств является причиной низкого уровня человеческого развития в России. Предположено, что кроме средств из бюджета в данную сферу нужно привлекать и частные инвестиции, что должно стать одним из главных направлений государственной политики страны. Также в статье обозначены основные проблемы бюджетного финансирования образования в России и пути решения этих проблем в условиях экономических санкций против России. 396 KB человеческий капитал образование экономический рост финансирование уровень человеческого развития индекс человеческого капитала на душу населения 1. Асланова Л.О., Батова Б.З. Геоэкономическое положение России в мире: проблемы и перспективы// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – URL: http:// www.science-education.ru/116-12359. 2. Асланова Л.О. Человеческий капитал как фактор роста производительности труда// Проблемы современной экономики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2009. 3. Интернет ресурс. РБК. – URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/562abf3b9a794742ab5980b2. 4. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – URL: http://минобрнауки.рф. 5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – URL: http://www.minfin.ru. 6. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru.

Обеспечение устойчивого экономического роста в условиях глобализации мировой экономики и мирового экономического кризиса требует немалых усилий. Одним из основных факторов экономического роста принято считать человеческий капитал. Вчастности, его качество и инновационность влияют на стабильный рост ВВП, а также на повышение уровня жизни населения страны . Кроме физических способностей человеческий капитал дополняется приобретенными навыками, что улучшает его «качество» и может стать основой формирования конкурентоспособного работника, который может соответствовать постоянно меняющемуся спросу на рабочую силу.

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет вложений в повышение уровня и качества жизни населения. Всоздании конкурентоспособного работника большое значение имеет образование, не только как фактор роста производства, но и как фактор формирования инновационного потенциала.

Инновационный потенциал способствует улучшению условий жизни, производству высокотехнологичной продукции, росту производительности труда, появлению новых рынков, созданию новых рабочих мест и т.д. Как правило, преимуществом обладают те страны, которые имеют больший инновационный потенциал и эффективно его используют. Поэтому сейчас целесообразно сделать упор на рост инвестиций в данном направлении. Всвязи с этим одной из стратегически важных задач для России должно стать, по нашему мнению, обеспечение нормального функционирования сферы образования, что особенно необходимо в условиях ускоряющегося инновационного процесса и глобализации рынка труда.

На сегодня состояние системы образования России характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств. Вэтих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов.

Финансирование сфер экономики, в том числе образования, зависит от экономического состояния страны. Анализируя макроэкономические показатели России в динамике, можно увидеть, какие проблемы стоят перед страной, какое финансирование ожидает в скором будущем сферу образования.

К сожалению, экономическое состояние России диктует в текущем 2016году сокращение расходов на всех уровнях. Вчастности, как видно из таблицы, консолидированный бюджет РФ с 2013года по 2015год является дефицитным. В2013 году дефицит составил 848,7млрдруб., в 2014году – 844,9млрдруб., в 2015году – 447,2млрдруб., а бюджет государственных внебюджетных фондов в 2014 году уменьшился по сравнению с 2013годом на 1378,17млрдруб.

В связи с этим в 2016году предусматривается секвестирование расходов федерального бюджета от 9,4 до 12,9 %. Только сокращение расходов будет способствовать выходу на бездефицитный бюджет и позволит накапливать резервы. Планируется сократить расходы в текущем году на 864,4млрдруб.

Что касается системы образования, то за анализируемый период (2011–2015гг.) предусматривалось увеличение финансирования, что было бы возможным при стабильном росте доходов бюджета, когда в 2011–2012гг. профицит составлял соответственно 848,9 и 262,9млрдруб. (рис.1).

Динамика макроэкономических показателей РФ за 2011–2015 гг.

Примечание. Составлена автором на основании данных Росстата и Министерства финансов РФ за 2011–2015 гг.

Рис.1. Дефицит/профицит консолидированного бюджета РФ за 2011–2015 гг.

Планируемый объем финансирования Федеральной целевой программы «Развитие образования» в 2014–2020годах составлял 305499,2млнруб., из них средства федерального бюджета – 272115млнруб., а внебюджетных источников – 33384,2млнруб. . Эта программа состоит еще из шести программ, одна из которых «Содействие развитию дошкольного и общего образования». Всвязи со сложившейся ситуацией в стране в 2016году планируется сокращение финансирования данной программы на все 90 %, по сравнению с 2015годом, то есть объем финансирования в 2015году составлял 33,29млрдруб., а в 2016 году – 1,28млрдруб. .

Сокращение расходов обусловлено еще завершением софинансирования региональных программ и передачей финансирования по статье «Образование» с федерального на региональный уровень, а практика показывает, что финансовые возможности регионов ограничены. Еще в 2015году из-за нехватки финансовых средств многие регионы России приступили к номинальному сокращению расходов, что в первую очередь проявилось в сокращении рабочих мест. При этом наибольшая доля сокращений приходится на образовательные учреждения среднего звена, где финансирование уменьшилось более чем в два раза. Такое сокращение учителей в первую очередь объясняется искусственным завышением штата, где на каждого педагога в среднем приходится 9учеников, а по нормативу должно быть 15учеников. Всвязи с этим увеличится и уровень безработицы в стране, который и так имеет тенденцию к росту за последний год (рис.2).

Рис.2. Уровень безработицы в РФ за 2011–2015гг.

Также и инфляция оказывает существенное влияние на финансирование сферы образования. Только по позициям «Высшее профессиональное образование» и «Переподготовка, повышение квалификации» наблюдается небольшое увеличение расходов, а с учетом уровня инфляции в стране этот рост или незначителен, или переходит в снижение расходов.

Кроме макроэкономических показателей для анализа уровня образования в стране можно воспользоваться индексами человеческого капитала на душу населения и человеческого развития.

В России рост индекса человеческого капитала на душу населения, показывающий уровень издержек субъектов экономики на образование, охрану здоровья, и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения, приостановился в 1990-егоды. Это было связано в первую очередь с демографическими особенностями периода. После 2000-хго-дов рост индекса ускорился почти на 0,25 % ежегодно.

Также с индексом человеческого развития, который является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности и уровня жизни. Он используется для выявления отличий между странами, а также для оценки воздействия экономической политики государства на качество жизни населения. ВРоссии индекс человеческого развития начал снижаться тоже в 90-егоды из-за сокращения ВВП и повышения смертности, в результате чего снизился и уровень образования. В1992году Россия занимала 52место в мире по уровню человеческого развития, в 1999году уже 114место, в 2005 – 62синдексом 0,795, в 2006 – 65 с индексом 0,797, в 2007 году – 67место с индексом 0,802, в 2011 – 66место, 2012 – 55место, 2013 – 53место, 2014 – 50место с индексом 0,798.

Необходимо отметить резкое различие данного индекса по регионам России. Так, наивысший среди регионов индекс человеческого развития может составлять 0,9, что сопоставимо со странами с очень высоким уровнем человеческого развития (например, Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Германия и др.), в то время как наименьший индекс может составлять 0,1 в другом регионе. Поэтому наша страна попадает в категорию стран с высоким уровнем развития.

Исходя из сложившейся ситуации, для поддержания сферы образования кроме бюджетных средств необходимо привлечение средств из других источников. По-нашему мнению, это должны быть частные вложения.

Г.С.Беккер, экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики, в своей теории обосновал экономическую необходимость осуществления больших капиталовложений, как государственных, так и частных, именно в интеллектуальный капитал. По его мнению, вложения в образование граждан, в медицину и социальные программы, направленные на пополнение кадров, – это как инвестирование в создание новых технологий и может принести немалую прибыль, но только в будущем.

Поддержка социально и стратегически значимых объектов, деятельность которых в настоящий момент коммерчески неэффективна, не представляет интереса и для частного бизнеса. Поэтому необходимо проведение государственной политики по привлечению частного бизнеса для финансирования сферы образования. Ведь отличия в предложении человеческого капитала в других развитых странах существеннее, чем отличия в предложении реального капитала. Страна, богатая капиталом, должна экспортировать не капиталоемкие продукты. Ксожалению, Россия остается главным экспортером сырья на мировой рынок. Зависимость от экспорта природного газа, нефти и других природных ресурсов делает нашу страну зависимой от цен на сырье, что еще и усиливает влияние мировых экономических кризисов. Всовременных условиях именно повышение качества рабочей силы и ее инновационность обеспечит страну конкурентоспособной продукцией, что позволит перейти от сырьевого поставщика к поставщику готовой продукции на мировой рынок. Именно поэтому перед Россией на период до 2020года поставлена задача перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

В связи с вышеизложенным для решения проблем бюджетного финансирования образования необходимым считаем:

1.Для сокращения резких различий между регионами России по развитию человеческого потенциала необходимо учесть проблемы бюджетного софинансирования, имеющуюся учебно-материальную базу образовательных учреждений особенно в дотационных регионах.

2.Включить получателей средств в процедуру разработки бюджета для учета особенностей функционирования отдельных образовательных учреждений, их материальной базы, территориального расположения.

3.Основными статьями расходов в сфере образования выделить расходы на обеспечение учебного процесса, расходы на приобретение необходимого учебного инвентаря и оборудования, расходы на капитальный ремонт используемых зданий и сооружений.

4.Удержание на определенном уровне объема бюджетного финансирования сферы образования в соответствии с программными документами Правительства РФ, предусматривающими необходимость вложений в данную сферу.

5.Проведение государственной политики по привлечению частных инвестиций для финансирования образовательных учреждений.

6.Формирование единой информационной системы анализа использования бюджетных и внебюджетных средств образовательными учреждениями.

7.Совершенствование законодательной базы, формирование институтов инфраструктуры, сервисных услуг, способствующих развитию человеческого капитала.

8.Освобождение от уплаты налогов бюджетных учреждений, к которым относятся все доходы, в том числе от осуществления соответствующей деятельности, с использованием имеющегося в управлении государственного имущества.

Таким образом, нехватка средств из бюджета для финансирования образования проявляется не только как количественный показатель, но и качественный. Ведь для повышения качества образовательных услуг необходимо не только наличие финансовых ресурсов, но и их рациональное использование. Поэтому кроме решения перечисленных проблем необходимо еще и совершенствование механизма бюджетного финансирования сферы образования.

Решая проблему финансирования образования, мы закладываем основу для роста экономики в целом. Образование должно работать на опережение, создавая новые квалифицированные кадры в разных сферах деятельности, тем более когда наша страна выбрала инновационный путь развития.

Библиографическая ссылка

Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40338 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Понятие подушевого финансирования в сфере образования появилось в середине 2000-х, тогда были введены кардинальные изменения в систему начисления средств на нужды образовательных организаций. Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2019 году отличается от предыдущей системы, которая предусматривала поступление средств из двух источников:

  • областной бюджет выделяет средства на осуществление программ образования, учебные расходы и зарплату педработникам в условиях подушевого учета;
  • муниципальный бюджет по смете выделяет средства на оплату налогов, коммунальных услуг, содержание и обновление школьного имущества.

Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений

Подушевое финансирование предполагает, что из областного бюджета средства в школу выделяются на каждого ученика. Следовательно, чем больше учащихся в образовательном учреждении, тем больше средств в фонде оплаты труда педработников. Начало подушевому финансированию положила и новая редакция ТК РФ, выпущенная в 2006 году, которая разрешила органам местного самоуправления и субъектам РФ регламентировать систему оплаты труда педработников. Практика показывает, что для расчета финансирования используются те же принципы, что и при начислении субсидий. Подушевой норматив формируется согласно приказу Минобрнауки РФ №1040 от 22.09.2015.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

— 9 ошибок в договоре об оказании платных образовательных услуг (в закладки)
— Как развивать предпринимательскую компетентность школьников (ценарий квеста)

В 2010 году принципы финансирования образовательных учреждений вновь изменились. ФЗ №83 разделил все муниципальные учреждения по принципу распоряжения средствами на три больших группы: бюджетные, казенные и автономные. Казенные практически не могли влиять на распределение средств по статьям расходов, тогда как автономные могли распоряжаться ассигнованием по своему усмотрению.

Так, школы финансируются уже не по смете, а получают субсидии на общехозяйственные нужды и выполнение муниципального задания. Субсидия на покупку оборудования или капитальный ремонт распределяется по остаточному принципу. Субсидия выделяется на выполнение госзадания, которых у школы может быть несколько (хотя главным остается реализация программ образования). Задания оцениваются по двум показателям: количественный — сколько детей нужно накормить или научить, а также качественный — какова результативность ЕГЭ, насколько успешно учатся дети.

Как безопасно расплачиваться электронными деньгами?

Отвечает Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Исходя из этого, нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений дает школам средства без строгого распределения по статьям расходов. Полученные финансы школа вправе распределять по своему усмотрению. Во всех регионах нормативы отличаются, поскольку их утверждают органы госвласти субъекта РФ. Образовательное учреждение вынуждено из полученных ассигнаций оплачивать:

  • покупку техники и оборудования;
  • текущие ремонтные работы;
  • коммунальные расходы;
  • услуги привлеченных специалистов и повышение квалификации педработников;
  • непредвиденные статьи расходов.

Выделенных средств по статистике образовательным учреждениям хватает на:

  1. заработные платы педагогических работников, включая тех, которые не участвуют в оказании госуслуги, например, административно-управленческого персонала;
  2. затраты на оказание образовательных услуг детям со специальными потребностями и ОВЗ, оплату труда педработников и дополнительного персонала, привлеченного для оказания госуслуг;
  3. покупку ценного движимого имущества, материальных запасов;
  4. оплату дополнительного профобразования педагогов по их профилю минимум раз в три года;
  5. общехозяйственные нужды.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Финансово-экономическая деятельность». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Примечательно, что при формировании принципов подушевого финансирования за базу взяли 2010 год. С тех пор индексации подлежали только питание, коммунальные траты и заработная плата, тогда как остальные статьи расходов (а соответственно и финансирование на них) остались без изменений.

Почему школы получают разное финансирование?

К несчастью, сегодня наблюдается непонимание финансового положения образовательных учреждений. Родители учеников, задаваясь вопросом, куда расходуются средства, частенько усматривают в этом коррупционные схемы, а потому жалуются на администрацию школы в вышестоящие инстанции. Однако на деле выделяемых средств все равно недостаточно, а потому образовательные учреждения вынуждены просить о спонсорской и родительской помощи.

Подушевое финансирование по нормативу формируется из расчета на каждого учащегося согласно ФГОС. При этом во внимание принимается:

  • тип образовательного учреждения;
  • выбранные в нем формы обучения (включая сетевую форму);
  • образовательные технологии;
  • условия обучения детей с ОВЗ;
  • получение дополнительного профобразования педработниками;
  • условия обеспечения безопасности, охрану труда в школе.

Когда речь идет о малокомплектных школах, финансирование на них выделяется по иному принципу и не зависит от числа учеников.

Закон о подушевом финансировании образовательных учреждений

Правовая сторона вопроса

НПФ разработано для того, чтобы повысить эффективность финансирования образовательных учреждений из регионального и местного бюджетов, а также не допустить снижения финансирования отдельных школ. Утвержденный норматив подразумевает, что средства, выделямые региональным бюджетом на одного ученика, умножаются на их количество.

Норматив для сельских и городских школ рассчитывается отдельно. Чтобы устранить неравенство расходов, был введен поправочный коэффициент для образовательных учреждений, подтвердивших нехватку средств, но не имеющих право на увеличение количества «подушевых» средств.

Таким образом, определяется минимально допустимый объем средств из бюджета, который требуется в год для осуществления образовательных программ согласно ФГОС. Нормативные затраты, согласно Приказу Минфина России №137н/527 от 29.10.2010, могут выделяться:

  1. на каждое учреждение в отдельности;
  2. на группу образовательных учреждений;
  3. на группу учреждений с учетом корректирующих коэффициентов.

Ст. 41 ФЗ «Об образовании» закрепило финансирование учреждений в сфере образования на основе местных и государственных нормативов финансирования. ФЗ №122 внес изменения в это положение, определив основной расчета финансирования нормативы субъекта РФ и федеральные нормативы.

Указом Президента РФ № 599 от 7.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» регламентировано нормативно-подушевое финансирование, которое вступило в силу с 1 января 2016 года. Концепция НПФ ориентирована на то, чтобы образовательные учреждения привлекали как можно больше учеников для получения большего финансирования, тогда как разумное распределение бюджетных средств поможет сэкономить в масштабах страны.

Согласно ФЗ №273, на сайте школы должны на собственном сайте разместить информацию о плане финансово-хозяйственной деятельности, сметы по бюджету, отчеты о получении материальных и финансовых средств, их распределении и расходовании.

Подушевое финансирование учитывает нормативы трех уровней расчета:

  • региональный;
  • муниципальный;
  • локальный (образовательное учреждение).

Практическое внедрение НПФ

Подушевое финансирование школ декларировался как положительное нововведение, которое обеспечит:

  • прозрачность финансирования образовательной сферы;
  • равные образовательные возможности;
  • свободу для руководителей учреждений в распределении средств;
  • позволит увеличить заработные платы педработников;
  • стимулирует педагогов к более эффективному труду и самоотдаче;
  • возможность привлекать средства за счет оказания платных образовательных услуг.

В теории, закон о подушевом финансировании образовательных учреждений должен был заставить учебные учреждения бороться за детей, поскольку ключевой лозунг реформы: Деньги вслед за ребенком. На деле этого не произошло, в особенности в маленьких городах и регионах в том числе и из-за того, что численность учеников в провинциальных городах не насколько сильно колеблется, чтобы изменить размер бюджетного ассигнования. Вместе с тем, борьба за ученика не всегда возможна по причине того, что центральные школы зачастую и так переполнены, а потому администрация не может принимать всех желающих, даже если такие будут.

Практика показала, что переход на подушевое финансирование проходит не совсем гладко:

  • важно, чтобы механизм финансирования социальных объектов в соответствии с числом учеников должно быть более гибким, иначе бюджетная сфера ощутит существенное ухудшение;
  • нет точной зависимости между повышением эффективности предоставления образовательных услуг и ростом бюджетного финансирования;
  • принцип НПФ не позволяет школам успешно решать насущные потребности (если расходы входят в подушевой норматив, субъекты РФ не включают их в ходе планирования).

Пока особые сложности испытали учреждения профессионального образования, администрация которых вынуждена умышленно завышать оценки и оставлять в числе студентов всех включая учащихся, нарушающих дисциплину, имеющих недостаточные успехи в учебе.

Узнать больше о финансировании образовательных учреждений можно в статьях:

  • Механизмы финансирования и доходы общеобразовательного учреждения
  • Финансирование образования на региональном и муниципальном уровне
  • Субсидии образовательным учреждениям
  • Внебюджетное финансирование образовательных учреждений