Положение о историко культурной экспертизе

Целью проведения ИКЭ может выступить необходимость в реконструкции и реконцепции объектов, для которых характерны исторические признаки, нахождение в исторических частях городов.

В рамках экспертных работ квалифицированными специалистами проводятся архивные и библиографические обследования, формируется историческая справка, организуются геодезические работы.

В процессе проведения экспертизы устанавливаются границы объекта, дается точная характеристика его территориального расположения.

Сохранение объекта культурного наследия: обязанности руководителя проектаскачать / открыть >>Пример составления Акта ГИКЭскачать / открыть >>

Положение об историко культурной экспертизе, последняя редакция которого принята 2 года назад, гласит, что, неотъемлемой частью экспертизы является составление предпроектных планов, эскизов, проведение архитектурно-художественного анализа памятников культуры, необходимое для оценки уровня физической сохранности объектов.

Главным отличием данного вида экспертизы от традиционной диагностики строительных объектов является то, что обследование памятника может быть поручено только высококвалифицированному специалисту.

Весь перечень процедур, осуществляемых в рамках ИКЭ, находится под строгим контролем государственных структур.

☆ Памятники истории и культуры принадлежат государству. Кто назначает работы на историческом объекте, расскажем в Системе Культура.

Статус «государственной» услуги экспертиза получает благодаря тому, что решение о присвоении объекту категории «культурно-исторический» определяется аттестованными экспертами Министерства культуры.

Положение о государственной историко культурной экспертизе 569утверждено Правительством Российской Федерации 15 июля 2009 года. Изменения в данный документ вносились в период с 2011 по 2017 годы. Последняя версия Положения датирована 27 апреля 2017 года.

Историко-культурная экспертиза может потребоваться в следующих ситуациях:

  1. Строения и сооружения имеют явные признаки, характерные для объектов культурного значения и подлежат добавлению в госреестр.
  2. На конкретных земельных участках запланирована хозяйственная деятельность, для разрешения на которую необходимо подтверждение отсутствия на данной территории объектов культурного значения.
  3. Необходима проектно-сметная документация, определяющая охраняемые зоны в отношении памятников культуры.
  4. Имеется необходимость получения документации, дающей все основания для включения объектов в реестр культурно-исторического наследия.
  5. Требуется подтверждение статуса и категории объекта культурно-исторического значения.

В качестве приоритетной цели экспертной работы выступает необходимость подтверждения или опровержения наличия у объекта исследования свойств, свидетельствующих о его культурно-исторической ценности.

Наличие указанных признаков требует соблюдения особых правил в рамках хозяйственного использовании данного объекта.

Владелец объекта в данном случае обязан обеспечивать достойные условия для содержания и сохранности.

В свою очередь, организация работ на территории расположения памятника без контроля надзорных органов строго запрещена.

Срок проведения историко культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза организуется с целью выявления оснований, позволяющих включить объекты в перечень культурного наследия.

Проведение процедуры позволяет определить категориальную принадлежность объекта, как неотъемлемой части культурно-исторического наследия, а также аргументировать необходимость исключения объекта из реестра.

Необходимость в проведении экспертизы может быть обусловлена следующими факторами:

  • установка новых требований к деятельности на границах территории, где располагается объект;
  • изменение режима использования участка земли, на котором расположен объект;
  • оформление границ территории с введением особого режима использования земель, где базируется объект.

Историко культурная экспертиза может потребоваться при выявлении объектов археологического наследия на участках земли лесных территорий, в границах водных объектов.

Важным фактором служит также анализ соответствия проектной документации целям сохранения культурно-исторических объектов.

Памятка. Требования к проведению капитального ремонта на объектах культурного наследия в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры».

Кого привлекают для проведения

Историко-культурная экспертиза регламентирована Постановлением № 569, определяющим в т.ч. требования к физическим и юридическим лицам, имеющим право выступать в качестве экспертов.

В Положении обозначены необходимые для экспертизы документы, этапы анализа поступившей документации, особенности проведения дополнительных исследований и стоимость процедуры для объектов федерального уровня.

Инициатором экспертизы может выступить орган государственной власти или орган местного самоуправления, договор с которым заключается в письменной форме согласно законодательству Российской Федерации.

Если в экспертизе принимают участие несколько специалистов, договор заключается с каждым из них.

Проведением экспертной диагностики могут заниматься физические лица с высшим и (или) дополнительным профессиональным образованием по профилю «экспертная деятельность», владеющие теоретико-прикладными знаниями в данной области.

Допускается также наличие у эксперта среднего профессионального образования при условии, что экспертизе подвергаются объекты из подпункта «д» пункта 11.1 настоящего Положения.

✪ Как работает закон о защитных зонах объектов культурного наследия, узнайте в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры».

Кто не может проводить ГИКЭ

Положение о государственной историко-культурной экспертизе определяет условия проведения экспертизы и ограничения участия в ней для некоторых лиц.

К осуществлению процедуры не допускают лиц, состоящих в родственных связях с заказчиком любого уровня родства. Экспертиза не может организовываться лицами, работающими с заказчиком на основе трудового договора.

Исполнителями экспертизы не могут выступать лица с долговыми и другими имущественными обязательствами перед заказчиком процедуры, равно как и при наличии таковых обязательств заказчика перед экспертом.

Вести процедуру экспертизы не в праве совладельцы ценных бумаг, акций, паев и долей на имущество заказчика.

Запрещается также участие в экспертизе лиц, заинтересованных в результатах экспертного решения комиссии, преследующих цели обогащения, получения имущественных услуг или прав, как для себя, так и для третьих лиц.

Состав экспертной комиссии

Положение о государственной историко культурной экспертизе определяет состав экспертной комиссии, в которую входит председатель, ответственный секретарь, члены комиссии.

В роли экспертов выступают представители органов государственной власти, представители администрации районов и городов, ведущие специалисты научных учреждений, преподаватели институтов, чья деятельность связана с процессом сохранения культурного наследия.

К экспертной работе привлекаются также ученые и специалисты, занимающиеся изучением процессов сохранения и использования недвижимых объектов культурно-исторического наследия.

Общий состав экспертной комиссии должен быть представлен нечетным количеством человек и включать в себя не менее 3-х человек.

Перечень документов для экспертизы

Согласно Положению, для проведения экспертизы обязательно предоставление следующего пакета документов:

  • заявление на проведение историко-культурной экспертизы;
  • копия паспорта на объект культурного наследия;
  • копия Решения о включении объекта в список культурного наследия, установленного органом государственной власти;
  • фотография объекта на момент составления договора между заказчиком и экспертной комиссией;

Результаты экспертной проверки оформляются документально. На проведенную процедуру составляется акт, отчет и сопроводительная документация исследования.Документация имеет юридическую силу и оформляется в 4-х экземплярах.

В акте указывается точная дата проведения экспертизы, место осуществления диагностики, фиксируются сведения о заказчике.

При получении сомнительных результатов работы экспертной группы проводят процедуру рецензирования. Данную операцию выполняет независимый эксперт-рецензент, имеющий опыт работы в данной сфере не менее 10 лет.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Постановление от 9 июня 2015 года №569. Созданы правовые условия для реализации Минкультуры и органами охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации полномочий по государственной охране таких объектов. Это позволит также обеспечить доступ к материалам государственных историко-культурных экспертиз путём их размещения в интернете.

Документ

Постановление от 9 июня 2015 года №569

Разработано Минкультуры России в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 года №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесёнными в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изменениями в отношении государственной историко-культурной экспертизы определены новые цели и объекты экспертизы, разграничены полномочия по финансированию, порядку назначения и проведения государственной историко-культурной экспертизы, введён порядок общественного обсуждения заключений экспертиз на официальных сайтах Росохранкультуры и органов охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе утверждено постановлением Правительства от 15 июля 2009 года №569. Подписанным постановлением в него внесены изменения.

Определяются порядок и требования к проведению государственной историко-культурной экспертизы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, проведению работ по сохранению археологических объектов.

Вносятся изменения в части определения объектов экспертизы, а также выводов, указываемых в заключениях государственной историко-культурной экспертизы в зависимости от объекта экспертизы, и порядка рассмотрения таких заключений.

Уточняются требования к экспертам в части стажа работы и образования, а также по количеству экспертов, привлекаемых для проведения государственной историко-культурной экспертизы с учётом объекта экспертизы.

Устанавливается порядок общественного обсуждения заключений государственных историко-культурных экспертиз.

Принятыми решениями созданы правовые условия для реализации Минкультуры и органами охраны объектов культурного наследия субъектов Федерации полномочий по государственной охране таких объектов. Это позволит также обеспечить доступ к материалам государственных историко-культурных экспертиз путём их размещения в интернете.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст. 5000).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в Положение о государственной историко-культурной экспертизе

1. Пункты 2-5 признать утратившими силу.

2. В подпункте «а» пункта 7:

а) в абзаце втором слова «(в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности)» заменить словами «, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11 1 настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология»)»;

б) абзац третий дополнить словами «(если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 11 1 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее — открытый лист), должен составлять не менее 10 лет)».

3. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.».

4. Дополнить пунктами 11 1 — 11 3 следующего содержания:

«11 1 . Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр);
б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия;
е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

11 2 . Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;
в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

11 3 . Экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 11 1 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.».

5. Пункт 16 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«При проведении экспертизы, указанной в подпункте «д» пункта 11 1 настоящего Положения, заказчик представляет эксперту документы, указанные в подпунктах «т» и «у» пункта 16 настоящего Положения, а также:
выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.».

6. В подпункте «г» пункта 19:

а) в абзаце втором слова «аттестации Министерством культуры Российской Федерации» заменить словами «решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11 1 и 11 2 настоящего Положения,»;

б) в абзаце третьем слова «аттестации Министерством культуры Российской Федерации экспертов, проводивших экспертизу» заменить словами «решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11 1 и 11 2 настоящего Положения».

7. Пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:

а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
исключения объекта культурного наследия из реестра;
изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий);

б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ;

г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:
требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия;
требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;
требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия и особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.».

8. Пункт 28 дополнить словами «на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF)».

9. Пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:

«29. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») для общественного обсуждения.

30. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме.

Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.

По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.

В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относятся:

несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;
выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;
нарушение установленного порядка проведения экспертизы;
представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.».

10. Пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:

«32. В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 30 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган 2 экземпляра заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

33. В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном настоящим Положением.».

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2020 г. N 569

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 38
ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО
РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу абзац второй пункта 38 изменений, которые вносятся в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. N 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5733).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 2020 г. N 569

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В подпункте «з» пункта 23 слова «паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня» заменить словами «с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи)».

2. Абзац второй пункта 74 признать утратившим силу.

3. В подпункте «в» пункта 95 слова «пламени, в том числе спичек, зажигалок, свечей» заменить словом «огня».

4. В абзаце первом пункта 111 слова «(факелы, свечи и другие источники открытого огня)» исключить.

5. В подпункте «з» пункта 249 слова «(костры, факелы, паяльные лампы)» исключить.

6. В подпункте «в» пункта 332 слова «(факел, жаровня, керосиновый фонарь и т.д.)» исключить.

7. В пункте 374 слова «(сварка и др.)» исключить.

8. В подпункте «д» пункта 436 слова «(горящая спичка, сигарета и др.)» исключить.

9. В абзаце втором пункта 468 слова «более высокого ранга» заменить словами «с минимальным рангом тушения модельного очага пожара».

10. В пункте 500 слова «подсвечников и источников» исключить.

11. Дополнить разделом XXII следующего содержания:

«XXII. Детские лагеря палаточного типа

504. Требования настоящего раздела распространяются на организации отдыха детей и их оздоровления — детские лагеря палаточного типа, где размещение детей осуществляется в палатках и иных некапитальных строениях (далее — палатки).

505. Территория детского лагеря палаточного типа должна быть очищена от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, а также освещена в ночное время.

506. Палатки, предназначенные для проживания детей, при размещении на территории детского лагеря палаточного типа необходимо устанавливать группами (общее количество проживающих в группе палаток не должно превышать 45 человек). Расстояние между группами палаток, а также от них до зданий и сооружений должно быть не менее 15 метров.

507. В палатках, предназначенных для проживания детей, запрещается пользоваться открытым огнем, хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также пиротехническую продукцию.

508. Места применения на территории детского лагеря палаточного типа открытого огня, а также места хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны определяться инструкцией о мерах пожарной безопасности, утверждаемой руководителем детского лагеря палаточного типа.

509. В палатках, предназначенных для проживания детей, запрещается прокладка электрических сетей, в том числе по внешней поверхности палатки, а также над палатками.

510. Палатки, предназначенные для проживания более 10 детей, оснащаются автономными дымовыми пожарными извещателями.

511. В каждой группе палаток размещаются первичные средства пожаротушения из расчета не менее 2 огнетушителей с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 4А.

512. Не допускается группирование более 2 кроватей. Расстояние между кроватями (группами кроватей) должно быть не менее 0,7 метра.

513. Детский лагерь палаточного типа оснащается устройствами (громкоговорителями или звукоусилительной аппаратурой), обеспечивающими подачу звукового (речевого) сигнала оповещения людей о пожаре.

514. На территории детского лагеря палаточного типа устанавливается информационный стенд, на котором размещается информация о соблюдении настоящих Правил.

515. Лицо, ответственное за пожарную безопасность детского лагеря палаточного типа, организует проведение противопожарного инструктажа детей в первый день их пребывания.».

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).

Проведенные экспертизы

По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) на основании пункта 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – постановление № 569) разъясняет следующее в целях единообразного применения пункта 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением № 569 (далее – Положение), при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – пособия) лицам, работающим по трудовым договорам (далее – работники).

  1. Согласно пункту 2 Положения право на пособия имеют работающие лица, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы).

Условие по уплате взносов для назначения пособий (как страховых выплат) рассматривается на день наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов, то есть работники имеют право на пособия, если на этот день за них уплачиваются взносы.

При определении права на пособия учитываются взносы, начисленные и уплаченные с выплат, которые согласно первичным учетным документам производились в пользу работника.

Если перерыв в уплате взносов между месяцем, за который последний раз уплачены взносы за работника, в том числе другим плательщиком взносов (далее – плательщик), до месяца, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, составил не более шести месяцев или взносы за работника уплачены в месяце наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов до дня их наступления, то работник имеет право на пособия. Например,

1) работник принят на работу 1 октября 2018 г., временная нетрудоспособность наступила у него 10 октября 2018 г., последний раз взносы за работника уплачивались за март 2018 г. (за период с 1 по 16 марта 2018 г.). Перерыв в уплате взносов с апреля по сентябрь 2018 г. составляет не более 6 месяцев. Работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности;

2) работник принят на работу 1 октября 2018 г., временная нетрудоспособность наступила у него 20 октября 2018 г., взносы за работника уплачены 16 октября 2018 г. из заработной платы за первую половину октября 2018 г. Работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.

  1. Для назначения пособий по месту работы по совместительству учитываются взносы, уплаченные до наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов только по данному месту работы. Обусловлено это тем, что пунктом 31 Положения предусмотрено назначение пособий по каждому месту работы и, соответственно, размеры пособий, в том числе минимальный и максимальный, исчисляются отдельно без учета заработка по другому месту работы.
  2. В случае, когда для права на пособия необходимо подтверждение факта уплаты взносов другими плательщиками взносов за периоды, за которые не сданы сведения персонифицированного учета (форма ПУ-3), следует руководствоваться пунктом 16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 16 Правил застрахованное лицо имеет право письменно обратиться к предыдущему работодателю по вопросу подтверждения периодов уплаты взносов.

Форма ПУ-3 за текущий год представляется работодателем в орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения к нему застрахованного лица по вопросу подтверждения периода уплаты взносов при возникновении необходимости его подтверждения. Периоды уплаты взносов отражаются в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2018 № 589 предусмотрено, что с 1 января 2019 г. форма ПУ-3 за работников представляется плательщиками в орган Фонда один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно пункту 8 Инструкции о порядке предоставления сведений о периодах уплаты обязательных страховых взносов, утвержденной постановлением правления Фонда от 10.12.2013 № 16, сведения о периодах уплаты взносов плательщики получают на основании запроса о подтверждении периодов уплаты обязательных страховых взносов (далее — запрос) согласно приложению 1 к этой Инструкции.

При наличии электронной цифровой подписи плательщики могут подать запрос о подтверждении периодов уплаты взносов и получить на него ответ посредством корпоративного портала Фонда (www.portal.ssf.gov.by).

При отсутствии электронной цифровой подписи запрос подается в территориальный орган Фонда по месту постановки на учет. Запрос должен содержать личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

  1. Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают взносы не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

Для обеспечения работникам права на пособия указанные плательщики могут уплатить взносы за них до истечения квартала, что не противоречит законодательству об уплате взносов.

  1. Работники, за которых ни в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, ни в месяце их наступления до начала указанных случаев взносы не уплачивались, но им в течение указанных периодов или их части производились выплаты по государственному социальному страхованию (они являлись получателями пособия по временной нетрудоспособности, находились в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), имеют право на пособия.
  2. Условие по уплате взносов для права на пособия (пункт 2 Положения) следует отличать от условия по уплате взносов для определения размера пособий (пункт 17 Положения).

Пункт 17 Положения применяется при определении размера пособий при наличии у работника права на них. Пособия лицам, за которых или которыми в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях взносы уплачивались менее чем за 6 месяцев в общей сложности (за весь период его трудовой деятельности) до возникновения права на пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, назначаемого молодым специалистам и молодым рабочим (служащим), назначаются в минимальном размере.

По информации официального сайта Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.