Положение по бюджетированию на производственном предприятии

2020-07-02 1091

Положение о бюджетировании — достаточно объемный документ, с которого начинается внедрение системы бюджетирования на предприятии. В нем определены стратегические цели организации, ее финансовая структура, бюджетный комитет (ответственные лица за разработку и сведение бюджетов). И зафиксированы все регламенты.

Ранее мы писали о том, что такое система бюджетирования и по каким принципам она создается. В этой статье вы узнаете, как составляется Положение о бюджетировании на предприятии, что в него входит и каких ошибок можно избежать при разработке регламента. Для экономии времени скачайте из материала образец Положения о бюджетировании, чтобы на его основе разработать собственный регламент.

Что такое положение о бюджетировании на предприятии

Положение о бюджете — это совокупность документов и приказов, которые описывают процесс и принципы бюджетирования в организации. Во многих компаниях Положение заменяют приказом о бюджетировании, в котором фиксируются сроки составления и утверждения бюджетов. Иногда в приказ о бюджетировании входят образцы документов. А основные правила бюджетного управления оговаривают устно: назначаются ответственные лица, обсуждается порядок утверждения бюджетов и пр.

Но такой подход не позволяет быстро ввести в курс дела новых сотрудников, а также контролировать соблюдение регламента. Когда в компании есть Положение о бюджете, это все упрощает: сотрудники понимают, что должны делать на каждом этапе бюджетного управления, а у руководства есть четкие критерии оценки работы подчиненных.

Так как разработка системы бюджетирования — это комплексный и длительный процесс, то создается Положение уже после проведения многих подготовительных мероприятий.

  • Вначале руководство компании определяется с целями бюджетирования. На их основе выбирают методологию планирования, утверждают финансовую структуру (в ней описывается взаимосвязь центров финансовой ответственности — далее ЦФО). Создается бюджетная модель (это виды бюджетов, их состав и структура). И только после этого утверждается Положение и регламент процесса бюджетирования.
  • Когда готово Положение о бюджетировании, можно приступать к планированию бюджетов. Этот этап часто автоматизируют с помощью различных программ и сервисов. Самый простой способ реализовать готовую бюджетную модель — вести бюджетирование в Excel или в программах на платформе 1С. Кстати, можно бесплатно пройти тест Бюджетирование в Excel, чтобы понять, насколько хорошо вы владеете программой и умеете составлять в ней бюджеты.

Положение о бюджете еще называют регламентом, так как документ определяет правила и способ бюджетного управления для всех подразделений компании. От того, насколько четко и детально написан документ, зависит успех всего процесса бюджетирования. Так как именно Положение определяет, что и как должны делать участники процесса на каждом этапе.

Что входит в положение о бюджетировании компании

Положение о бюджетировании в разных компаниях составляется по единым правилам, но может содержать аспекты, необходимые конкретной организации. Обычно документ содержит цели бюджетирования, форматы и сроки подготовки бюджетов, список участников процесса. А также регламент, глоссарий и приложения.

В целом выделяют 4 основных раздела Положения о бюджетировании:

  • Общая часть
    В этом разделе прописывается цель и задачи бюджетирования (например, цель может быть — повысить финансово-экономическую устойчивость компании, а задача — оптимизировать финансовые потоки). Описываются общие термины и определения, а также требования к системе бюджетов. Здесь же выделяют ключевые показатели, которые компания планирует контролировать. И соответствующее им значения, которые нужно достичь за период.
  • Финансовая структура компании
    В ней описывается принцип распределения центров ответственности и формы отчетности, которые должен предоставить каждый центр. Структура может быть представлена в виде блок-схемы, где описываются параллельные и последовательные связи между ЦФО.
    При этом применяются разные схемы исполнения бюджетов:
    • самый простой вариант — «сверху-вниз». Это когда показатели спускаются сверху от высшего руководства и дробятся по центрам финансовой ответственности.
    • вариант «снизу-вверх» возможен, когда сотрудники наделяются полномочиями. Подразделения самостоятельно определяют показатели, которых планируют достичь в будущих периодах.

    Финансовая структура компании может совпадать с организационной (зачастую финансовая становится основой для организационной). Иногда внутри одного подразделения выделяют несколько ЦФО. Например, в отделе продаж продуктовый менеджер отвечает одновременно за закупку и продажу оборудования. Данный сотрудник будет считаться отдельным ЦФО внутри подразделения.

  • Бюджетная модель
    Бюджетная модель — это перечень или система бюджетов. Здесь описываются бюджетные формы, необходимые для планирования. И в виде схемы показывается взаимосвязь бюджетов: какие из них исходные, какие – результирующие.
  • Бюджетный регламент
    Это — порядок и график составления, согласования и утверждения бюджета. Регламент описывает сроки сбора данных (когда до начала отчетного периода нужно начать готовить бюджет, когда выполнять контроль и план-фактный анализ). А также сроки представления отчетности. В регламенте обязательно указываются ответственные лица за каждый шаг в исполнении бюджетов.
    В большинстве компаний бюджеты составляют на год или квартал — такие бюджеты называются среднесрочными. Предприятия с развитой системой управления практикуют помесячный бюджет (в таком случае, пересматривают показатели каждые 4 недели). Вместе с бюджетным периодом утверждается и бюджетный цикл — это срок, после которого анализируются плановые и фактические показатели и составляются новые бюджеты.

Вот так может выглядеть примерное содержание Положения о бюджетировании:

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БЮДЖЕТИРОВАНИЮ «________________»
Содержание:
Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках месячного бюджета
Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках квартального бюджета
Описание этапов бизнес-процесса «Финансовое планирование» в рамках годового бюджета
Методика бюджетирования статей доходов и расходов центрами ответственности
Процедура формирования и принятия бюджета на основании первичных бюджетных заявок
Процедура проверки фактов существенного изменения планируемой величины расходов по сравнению с аналогичной величиной расходов отчетного периода
Приложение №1 формат БДДС / ОДДС
Приложение № 2 формат БДР / ОДР
Лист ознакомления

Можно скачать образец Положения о бюджетировании на предприятии, чтобы ознакомиться с полной версией документа. Или посмотреть другой пример регламента о бюджетировании — для сравнения.

Иногда в Положение включают правила корректировки бюджетов и порядок мотивации персонала. Последнюю часть добавляют не во всех компаниях, хотя некоторые специалисты по бюджетированию считают её едва ли не основной. Ведь мотивация увязывает исполнение бюджета с вознаграждением сотрудников.

Этапы составления регламента о бюджетировании

Регламент о бюджете составляется в 2 этапа. На каждом из них нужно учесть нюансы, которые могут отразиться не только на дальнейшем процессе исполнения бюджетов, но и на всей системе управления финансами компании.

Этап 1. Подготовка документов
На первом этапе определяются форматы внутрифирменных документов, необходимых для оформления бюджетного процесса: от заявок на платежи по операционной деятельности и заканчивая самими бюджетами (как операционными, так и финансовыми). Сюда же входят правила согласования бюджетов для различных ЦФО. Правила составления и сроки подачи плановых форм и отчетов должны быть понятны всем участникам бюджетного процесса.

Пример
На крупном промышленном предприятии вели операционные бюджеты, включая бюджет доходов и расходов (далее — БДР), а финансовые бюджеты не составляли. Это было связано с тем, что БДР давал менеджменту важные показатели по маржинальной и чистой прибыли за отчетный период. И на их фоне финансовые бюджеты казались лишним балластом в бюджетном цикле предприятия. Но когда в компании при наличии прибыли стало не хватать денежных средств, эффективно управлять финансами по одному БДР стало сложно. Так как бюджет не показывал реальный поток «живых» денег в компании. Так возникла необходимость составлять еще и финансовые бюджеты.

Этап 2. Обучение участников бюджетного процесса
После составления операционных и финансовых бюджетов, персонал необходимо научить работать в рамках утвержденного регламента. Без этого не получится эффективно внедрить систему бюджетирования.

Пример
В центральном офисе крупной торговой компании разработали Положение о бюджетировании. Руководителям филиалов без предварительного обучения прислали заполнить бюджетные формы. Каждый филиал заполнил формы по-своему. Из-за этого не получилось свести достоверную консолидированную отчетность по организации. Внедрить систему бюджетирования удалось только после того, как центральный офис сформировал пробный бюджет, подготовил документы с описанием бюджетного процесса и организовал обучение для специалистов «на местах».

Письменная регламентация бюджетного процесса решает множество организационных вопросов, упрощает внедрение бюджетов и контроль за их исполнением. Положение о бюджетировании необходимо в первую очередь крупным организациям и холдингам, состоящим из нескольких компаний. Это дает общее понимание составления бюджета для нескольких финансовых департаментов и делает их работу стабильной. Если структура компании небольшая либо часто меняется, необходимо прописать в документе все возможные изменения и мотивацию, чтобы сотрудники действовали слаженно и не потеряли интерес к бюджету.

Хотите стать экспертом по бюджетированию на предприятии? Зарегистрируйтесь на онлайн-тренинг по бюджетированию, чтобы по собственному графику научиться эффективно разрабатывать бюджеты для компании любого масштаба.

2.1.1. Операционный бюджет

Этап 1. Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на рынке.

Цель данного бюджета – рассчитать объем продаж в целом и по всем видам продукции. При разработке бюджета продаж руководству организации следует принять во внимание все внешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности организации и рыночной ситуации (действия конкурентов, эластичность цен на продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действия которых относится к планируемому периоду (темп инфляции, изменение налоговой политики).

Разработчики бюджета должны принимать во внимание и качественные факторы, такие как возможные колебания спроса или влияние изменений ассортимента выпускаемой продукции. Только после тщательной проверки и оценки всех влияющих на объем продаж факторов, можно приступать к составлению бюджета.

Бюджет продаж рассчитывается в соответствии с маркетинговой стратегией компании. В случае ошибок в прогнозах предприятие может понести значительные убытки. Например, если прогнозные значения объема продаж превышают фактические продажи, убытки возникают за счет затоваривания продукции на складах и, следовательно, отвлечения средств из оборота. В случае ошибок в определении географии рынков сбыта убытки складываются за счет дополнительных транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов из-за переадресовки грузов. В случае занижения прогноза продаж, упущенная выгода формируется за счет «авральной» закупки товаров по повышенным ценам, нерациональных перевозок, оплаты сверхурочных работ и т. д.

Бюджет продаж выглядит как документ, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре продаваемой продукции.

Таблица 2.1. Бюджет продаж Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Этап 2. После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров.

1. Из бухгалтерской отчетности берутся данные на начало и конец периода по остаткам товаров.

2. Данные по плану реализации товаров путем сложения объединяются с остатками товаров на конец периода и затем вычитаются запасы товаров на начало периода.

3. Итоговое значение количества необходимых товаров для выполнения плана реализации составляет бюджет закупок.

Таблица 2.2. Бюджет закупок товаров Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Развивая свой торговый бизнес, компания должна рассчитывать показатель чистых товарных запасов, который равен общему объему закупок за минусом возврата, уценок и прибавлением транспортных расходов. Если же по каким-либо причинам произошел возврат товаров, или же из-за больших транспортных расходов компании дешевле произвести уценку товаров, то в этом случае величина возврата или уценки товаров будет отражаться на соответствующих счетах баланса.

Этап 3. Составление бюджета себестоимости проданных товаров на основе вспомогательных бюджетов.

Себестоимость проданных товаров определяется как сумма запасов товаров на начало периода и себестоимости товаров закупленных за период, уменьшенная на стоимость товарного запаса на конец периода.

В свою очередь себестоимость товаров закупленных за период вычисляется следующим образом:

Себестоимость товаров закупленных= прямые затраты на приобретение+ административные, коммерческие, маркетинговые расходы (заработная плата, командировки, налоги, аренда, транспортные расходы, реклама).

Таблица 2.3. Бюджет себестоимости проданных товаров Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Этап 4. Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других расходов.

Бюджеты накладных расходов на реализацию (коммерческих) и административных (управленческих) накладных расходов подготавливаются в разрезе отдельных статей этих затрат по центрам ответственности.

При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить как из предполагаемых в течение бюджетного периода объемов продаж, так и представлений руководства о необходимости и интенсивности усилий по продвижению продукции до покупателя. Такие виды деятельности, как реклама и стимулирование спроса, тесно связаны со стратегическими целями организации. Поэтому затраты подобного типа в рамках операционных и тактических бюджетов всегда будут определяться целями поддержания или усиления рыночной позиции на долгосрочную перспективу.

Бюджет накладных управленческих затрат определяется в первую очередь оценкой расходов, которые следует понести для поддержания всех видов деятельности организации, также для поддержания организации как бизнес-единицы.

Рассмотрим бюджеты накладных коммерческих и управленческих расходов торговой компании «Гермес».

Таблица 2.4. Бюджет коммерческих расходов Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Таблица 2.5. Бюджет административных (накладных) расходов Торговой компании «Гермес». На июль 200_г.

Необходимо обратить внимание, что среди коммерческих расходов компании «Гермес» есть статья, являющаяся переменными расходами, – это комиссионное вознаграждение сотрудникам коммерческой службы, прямо зависящее от объема реализации. В бюджете административных расходов статей, пропорциональных объемам реализации, нет. Это отражает природу данного вида затрат, – они способствуют поддержанию бизнеса как целого, независимого от результатов текущей деятельности.

Этап 5. Расчет результата от реализации. Формирование отчета о прибылях и убытках.

Следующий этап в разработке операционного бюджета– калькуляция себестоимости реализации и определение рентабельности и маржинального дохода по видам продукции. Имея все исходные данные для расчета плановой себестоимости реализации по видам продукции, можно сделать прогноз того дохода, который будет получен от продажи того или иного вида товара.

Для получения результата себестоимости реализации по видам продукции необходимо произвести распределение плановой величины общих расходов по отдельным видам товара. Тем самым рассчитываются полные удельные затраты на единицу товара по видам продукции, планируемой к продаже в бюджетном периоде. При этом необходимо заметить, что если коммерческие расходы были отнесены к постоянным, то они не включаются в состав данного бюджета. Величину налоговых и некоторых других платежей можно рассчитать пропорционально другим показателям деятельности или исходя из планируемых мероприятии и опыта прошлых периодов (например, суммы налоговых платежей можно оценить, зная ставки различных налогов и налоговые базы).

Затем необходимо составить первичный проект отчета о прибылях и убытках. Он является «выходной» формой операционного бюджета. Однако необходимо помнить, что отчет может еще корректироваться, в частности при решении вопроса о наличии или недостаче денежных средств компании.

Как и баланс, отчет состоит из двух частей: расходной и доходной. В расходную часть включаются стоимость закупленных товаров у товаропроизводителя, а также операционные и административно – управленческие расходы.

Доходная часть бюджета должна планироваться с учетом плана продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах торговой компании. Доход может увеличиваться за счет поступления денежной наличности, а также за счет увеличения дебиторской задолженности, например, за счет продажи товаров в кредит. Но при этом увеличение денежных средств компании на расчетном счете в банке не всегда означает увеличение дохода компании. Например, получение кредита от банка означает увеличение денежной наличности на счете компании, но не увеличение его дохода, а увеличение кредиторской задолженности перед банком.

Продажи товаров в кредит уменьшают время их нахождения на складах, размеры складских помещений, расходы на их содержание, увеличивают коэффициент оборачиваемости оборотных фондов. Поэтому компании стремятся не только к продаже товаров в кредит, но и устанавливают различные скидки, которые ускоряют оборот денежной наличности. Также важно заметить, что при продаже товаров в кредит сумма полученного дохода может не совпадать с суммой денежной наличности.

Порядок определения значений показателей, необходимых для составления плана торговой организации приведен в таблице:

Таблица 2.6

Таким образом, плановый отчет о прибылях и убытках целесообразно составлять в двух вариантах: «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов товаров) и сводном (составляется по аналогии с формой № 2 квартальной финансовой отчетности).

Операционные бюджеты разрабатываются для различных центров ответственности, а ответственность за выполнение каждого из функциональных бюджетов ложится на линейных руководителей.

Под центром ответственности понимают организационную единицу, которую возглавляет руководитель, ответственный за его деятельность. Традиционно оценка деятельности центра становится основой оценки эффективности деятельности его руководителя. Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькулирования затрат, контроля деятельности менеджеров и самих подразделений.

Но сам контроль за деятельностью организации в целом требует определения результативности деятельности ее отдельных сегментов. Организация бюджетирования по отдельным сегментам обычно отвечает особенностям организационной структуры самой компании.

Существует три основные формы организации.

1 Ллинейно – функциональная структура (рис. 1). Это классическая форма организационной структуры, в которой установлена иерархия взаимоотношений на неопределенно долгое время. Для нее характерна строгая подчиненность сотрудников низшего звена руководителям высшего и передача информации преимущественно по вертикали.

Рис. 2.1.

Большинство производственных и торговых компаний сейчас имеют именно линейную организационную структуру. Однако у нее имеются некоторые недостатки: отсутствие горизонтальных связей (информация может достичь низших уровней на «соседней вертикали» только поднявшись до верха функциональной ветви), затруднение взаимодействия между ветвями приводит к появлению конфликтов, увеличению затрат.

В эту организационную структуру могут включаться центры затрат и центры доходов (прибыли).

2. Дивизиональная структура (рис. 2). Чаще ее называют холдинговой, где группа относительно самостоятельных подразделений, объединяется общим руководством и отношениями собственности.

Рис. 2.2.

Делегируя полномочия по принятию решений в дочерние компании, руководители головной компании передают и ответственность за достижение целей. Недостатком является неизбежное дублирование функций отдельными подразделениями и конфликт интересов менеджеров.

В данной структуре компании, входящие в холдинг, в силу своей самостоятельности становятся центрами прибыли или центрами инвестиций. Сама управляющая компания, деятельность которой направлена на организацию и контроль деятельности входящих подразделений, фактически становится центром затрат.

3. Матричная структура (рис. 3). Основополагающим принципом здесь является улучшение взаимодействия отдельных подразделений предприятия, обеспечивающих эффективное решение задачи. В ней подразделения обладают определенной самостоятельностью в осуществлении поставленных вопросов.

Данные группы формируются из специалистов отдельных функциональных сегментов, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии. При этом обладатели определенной профессии выполняют свои функции лишь временно, на срок проекта, и легко перемещаются между проектами.

Главным принципом в данной структуре является наличие широкой сети горизонтальных связей, пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.

Рис. 2.3.

На практике организации очень часто представляют в своей организационной структуре комбинацию всех трех типов с преобладанием какого-либо одного из них.

Структура центров ответственности очень часто совпадает со структурой самой организации. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой центр ответственности. Выделяют следующие центры ответственности:

1) центр затрат — выделяется там, где руководство подразделения отвечает за использование ресурсов, преобразование из в затраты;

2) центр прибыли — подразделение, в котором сопоставляются расходы с доходами. Его руководитель несет ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения. При этом необходимо учесть, что рост прибыли центра не должен вести к снижению прибыли всей организации, сама прибыль должна формироваться независимо от результата деятельности других подразделений;

3) центр доходов — подразделение, отвечающее за получение выручки. Руководитель этого центра не несет ответственности за использование ресурсов;

4) центр капитальных вложений (инвестиций) – подразделение организации, по которому можно выявить отдачу от сделанных ранее вложений. Результаты деятельности данного сегмента влияют на структуру денежных потоков и как следствие на платежеспособность всей организации.

По отношению к центрам ответственности затраты принято классифицировать на: регулируемые и нерегулируемые, эффективные и неэффективные, в пределах норм и отклонений от норм, контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. Регулируемые затраты следует рассматривать в трех аспектах: полностью регулируемые (возникают в процессе производства и в сфере бытовой деятельности); частично регулируемые (либо возникают, либо отсутствуют в ходе маркетинга продукции и исполнения услуг по обслуживанию клиента); слабо регулируемые (возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия). Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми.

Эффективные затраты — это затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные- затраты непроизводительного характера, другими словами потери в производстве.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их классифицируют на контролируемые (затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления) и неконтролируемые (расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления).

Состав каждой группы затрат определяется руководством при планировании и расчете бюджетов.

Организация контроля и анализа по центрам ответственности прежде всего направлена на выявление отклонений между фактическими и плановыми показателями по каждому центру и последующему анализу причин их возникновения.

Выделение центров ответственности и распределение по ним затрат является основным пунктом при разработке системы управления в организации. Поэтому эта работа должна проводиться на первоначальном этапе, а на основе полученных результатов необходимо сформировать систему конечных показателей, формы и сроки представления отчетности и ответственных за выполнение.

Под центром ответственности фактически признается место возникновения затрат. Главную задачу, связанную с распределением затрат между центрами ответственности, можно решить путем правильного классифицирования затрат и установления связи между доходами и расходами с действиями лиц, ответственными за расходование ресурсов. Решение данной проблемы нашло свое отражение в используемой на предприятиях системе директ-костинг. Это система учета и калькулирования себестоимости единицы продукции на основе переменных затрат, которые включаются в оценку производственных запасов, в то время как постоянные издержки не распределяются на продукты, а рассматриваются как затраты периода и относятся непосредственно на счет продаж.

Система директ-костинг в последнее время является предметом спора среди бухгалтеров. Сторонники данной системы утверждают, что постоянные расходы присутствуют независимо от мощности предприятия и вида выпускаемой продукции. Они больше содействуют производству, чем участвуют в нем. Следовательно, постоянные затраты являются периодическими и их следует сразу списывать на продажи. Их оппоненты наоборот доказывают, что без постоянных издержек производство не сможет функционировать, поэтому в оценке запасов должна участвовать и постоянная компонента производственных затрат.

Использование системы директ-костинг меняет привычную отечественную концепцию калькулирования и подходы к учету и расчету финансовых результатов.

До перехода нашей страны на рыночные отношения единственным методом определения себестоимости продукции был вариант расчета полной себестоимости (абзорпшен-костинг). В этой системе не выделяется первый уровень классификации калькуляционных систем, так как имеет только одного представителя: систему учета производственных затрат как переменных, так и постоянных. Далее все затраты следуют за своим носителем– продукцией– по всем стадиям выпуска из производства и продвижения до покупателя.

Сравнивая метод директ-костинг и метод расчета полной себестоимости, можно выделить следующие отличия:

1) в оперативном управлении при калькулировании по методу полной себестоимости существует большая вероятность искажения информации в связи с распределением косвенных расходов по продуктам. Более точной будет калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском определенной продукции. Для стратегического же управления напротив предпочтительнее использовать метод абзорпшен-костинг, так как постоянные затраты в длительном периоде времени принимают характер переменных;

2) форма отчета о прибылях и убытках, составленная по методу расчета полной себестоимости имеет следующий вид:

Таблица 2.7

В отчете составленном по системе директ-костинг выделяются два показателя: маржинальный доход и прибыль.

Таблица 2.8

Маржинальный доход — это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным затратам. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется операционная прибыль.

3. Влияние на прибыль. При системе директ-костинг рост операционной прибыли равен приросту маржинального дохода умноженному на разницу (объем продаж на конец периода минус объем продаж на начало периода). Если объем запасов увеличивается то происходит уменьшение операционной прибыли. При методе полной себестоимости прибыль может упасть даже при росте объема продаж.

В последнее время широкое распространение получила система так называемого «развитого директ-костинга». Его сущность заключается в выделении еще одного понятия– «полумаржа» (разность между маржинальной прибылью и косвенных постоянных издержек). В этом случае происходит некоторое отклонение от главного принципа директ-костинга– калькулирования переменных затрат.

Таблица 2.9

Расчет суммы прибыли, составленный методом развитого директ-костинга, позволяет более наглядно отобразить влияние маржинальной прибыли по каждому продукту на общую сумму прибыли от реализации.

Для крупного предприятия внедрение развитого директ-костинга потребует разработку системы расчета полумаржи по уровням. Уровень расчета будет зависеть от масштабов деятельности.

В соответствии с Международными стандартами метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется только во внутреннем учете для проведения управленческого анализа.

Несмотря на противоречия в применении данной системы, она имеет свое практическое значение. Во-первых, эта система позволяет оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и доходом (анализ соотношения «затраты– объем производства– прибыль»). Во-вторых, позволяет проводить эффективную политику ценообразования. И, в-третьих, данная система существенно упрощает нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате чего себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат– более контролируемыми.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Тема 5. «Бюджетирование и контроль затрат»

Тесты для самоконтроля:

  1. Термин «бюджет» в управленческом учете означает:

а) план работы организации в долгосрочном периоде;

б) план работы организации в краткосрочном периоде;

в) государственный бюджет;

Ответ: б

  1. В управленческом учете выделяют следующие виды бюджетов:

а) плановые и фактические;

б) генеральные и частные;

в) гибкие и статичные;

Ответ: б, в.

  1. В процессе бюджетирования используется:

а) лишь фактическая, документально подтвержденная бухгалтерская информация;

б) лишь прогнозные данные и оценки на будущее;

в) как прогнозные, так и фактические данные;

Ответ: в

  1. Важнейшими функциями бюджета являются:

а) стратегическое и тактическое планирование деятельности организации;

б) создается объективная основа оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений;

в) координация деятельности различных подразделений организации;

г) оценка выполнения планов центрами ответственности и их руководителями;

Ответ: а, б, в, г.

  1. Бюджетным циклом в управленческом учете называют:

а) отчетный период организации;

б) отчетный период, устанавливаемый руководством центру ответственности;

в) процесс составления организацией бюджета;

г) процесс разработки государственного бюджета;

Ответ: в

  1. Этапами бюджетного цикла являются:

а) планирование деятельности организации и ее центров ответственности;

б) определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

в) обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

г) корректировка планов, с учетом предложенных поправок;

Ответ: а, б, в, г.

  1. Статичный бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Это утверждение является:

а) верным;

б) верным, если предприятием не разрабатывается гибкий бюджет;

Ответ: а

  1. Какой частный бюджет является отправной точкой в процессе разработки генерального бюджета?

а) бюджет коммерческих расходов;

б) бюджет продаж;

в) бюджет производства;

г) бюджет себестоимости реализованной продукции.

Ответ: б

  1. Бюджет денежных средств разрабатывается до:

а) плана прибылей и убытков;

б) бюджета капитальных вложений;

в) бюджета продаж;

г) прогнозного бухгалтерского баланса.

Ответ: г

  1. Что является наилучшей основой для оценки результатов деятельности за месяц:

а) плановые показатели этого месяца;

б) фактические показатели за предыдущей месяц;

в) фактические результаты за аналогичный период предыдущего года.

Ответ: а

  1. В процессе подготовки оперативного бюджета последним этапом является подготовка:

а) плана прибылей и убытков;

б) прогнозного бухгалтерского баланса;

в) бюджета денежных средств;

Ответ: а

  1. Для расчета количества материалов, которое необходимо закупить, должен быть подготовлен:

а) бюджет общепроизводственных расходов;

б) бюджет коммерческих расходов;

в) бюджет производства;

г) бюджет продаж.

Ответ: в

  1. План прибылей и убытков должен быть подготовлен до того как начнется разработка:

а) бюджета денежных средств и прогнозируемого баланса;

б) бюджета административных расходов;

в) бюджета коммерческих затрат;

г) бюджета общепроизводственных расходов.

Ответ: а

  1. Поведение издержек организации описывается формулой Y = 800 + 4X. При выпуске 400 единиц изделий планируемые затраты организации составят:

а) 3 000 руб;

б) 2 400 руб;

в) 2 000 руб;

Ответ: б

  1. Предприятие производит 400 единиц изделий. Общая сумма его затрат составляет 80 тыс. руб., размер постоянных расходов – 30 тыс. руб. Гибкий бюджет затрат предприятия может быть представлен в виде:

а) Y = 80 000 + 125X;

б) Y = 30 000 + 125X

в) Y = 50 000 + 125X

Ответ: б

  1. Фирма произвела в отчетном году 200 000 единиц продукции. Общие производственные затраты составили 400 тыс. руб., из них 180 тыс. руб. – постоянные расходы. Предполагается, что никаких изменений в используемых производственных методах и ценообразования не произойдет.

Общие затраты для производства 230 000 единиц продукта в следующем году составят:

а) 433 000 руб;

б) 400 000 руб;

в) 350 000 руб;

Ответ: а

  1. Уровнями анализа отклонений фактических затрат от бюджетных являются:

а) низший и высший;

б) первый и второй;

в) арифметический и алгебраический;

г) нулевой, первый, второй и третий.

Ответ: г

  1. Из бюджета продаж предприятия следует, что в октябре будет реализовано 12 500 единиц продукта А и 30 000 единиц продукта Б. Цена реализации продукта А – 20 руб, продукта Б – 30 руб. Вознаграждение, причитающееся коммерческому отделу, составляет 10 % от объемов продаж продукта А и 8% — от продукта Б. В соответствии с бюджетом, отделу продаж будет начислено вознаграждение в сумме:

а) 100 000 руб;

б) 97 000 руб;

в) 105 000 руб;

Ответ: б

  1. Выручка от реализации услуг предприятия составила: в июле – 130 000 руб, августе – 150 000 руб, в сентябре – 140 000 руб. Из опыта поступления денег известно, что 70 % дебиторской задолженности гасится на следующий месяц после оказания услуг, 25 % — через два месяца, а 5 % не гасятся вовсе. В сентябре на расчетный счет предприятия поступит:

а) 137 500 руб;

б) 120 000 руб;

в) 140 000 руб;

Ответ: а

  1. Начальные запасы продукции обувной фабрики составляют 10 000 пар обуви. В соответствии с бюджетом к концу периода они должны возрасти вдвое. Бюджетом производства предусмотрем выпуск 40 000 пар обуви. Планируемый объем продаж составит:

а) 60 000 пар;

б) 70 000 пар;

в) 50 000 пар;

г) ни один ответ не верен

Ответ: г

22. К началу планируемого периода запасы ткани швейной фабрики составляли 1000 п.м. Администрация планирует сократить их к концу отчетного периода на 30 %. При этом будет сшито 500 платьев. Расход ткани на 1 платье – 3 п.м. Фабрике придется закупить:

а) 1000 п.м.;

б) 1300 п.м.

в) 1200 п.м.;

Ответ: в

  1. Начальное сальдо бюджета денежных средств – 200 тыс. руб. В октябре предполагаются поступления на расчетный счет – 150 тыс. руб., в кассу – 80 тыс. руб. Планируемые затраты октября:

  • выплата заработной платы – 40 тыс. руб.,

  • оплата материалов – 30 тыс. руб.;

  • погашение процентов за пользование кредитом – 5 тыс. руб.;

  • оплата коммунальных услуг – 10 тыс. руб.;

  • амортизация – 8 тыс. руб.;

Конечное сальдо бюджета денежных средств на октябрь составит:

а) 400 тыс. руб.;

б) 300 тыс. руб.;

в) 345 тыс. руб.;

Ответ: в

24. В течении квартала оптовой торговой организацией закуплено товаров на сумму 300 тыс. руб. Товарный запас на начало квартала отсутствовал, на конец квартала составлял 50 тыс. руб. Все товары продавались с наценкой 30 % на условиях последующей оплаты. В течении квартала на расчетный счет организации поступило 200 тыс. руб. Сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на конец квартала составит:

а) 125 тыс. руб.;

б) 50 тыс. руб.;

в) 140 тыс. руб.;

Ответ: а

  1. Бюджетом компании «Альфа» предусмотрена выручка от реализации товаров на сумму 200 тыс. руб., при этом поступление денег на расчетный счет составит 150 тыс. руб. Общая сумма выплат и платежей ожидается в размере 180 тыс. руб., при этом сальдо конечное в бюджете денежных средств – 25 тыс. руб. В этой связи компании «Альфа» :

а) достаточно собственных средств;

б) необходим кредит в размере 55 тыс. руб.;

в) необходим кредит в размере 30 тыс. руб.;

Ответ: б

  1. Директор муниципального предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, пытается спланировать годовые расходы автопарка, состоящего из 30 автобусов. По одному автобусу имеется следующая информация:

  • расход горючего – 20 руб. на 100 км пробега;

  • амортизация (за год) – 1000 руб.

Расходы по содержанию автопарка при условии, что за год каждый автобус пройдет 10 000 км, составят:

а) 100 тыс. руб.;

б) 90 тыс. руб.;

в) 95 тыс. руб.;

Ответ: б

  1. Используя данные теста 27, спланируйте расходы автопарка при условии пробега каждым автобусом 20 000 км. Выберите правильный ответ:

а) 150 тыс. руб.;

б) 200 тыс. руб.;

в) 180 тыс. руб.;

Ответ: в

  1. Генеральный бюджет организации состоит из двух частей:

а) частного и финансового бюджетов;

б) операционного и финансового бюджетов;

в) гибкого и статического бюджета.

Ответ: б

  1. Операционный бюджет это:

а) часть генерального бюджета, включающая помимо частных бюджетов, план прибылей и убытков;

б) часть генерального бюджета, включающая частные бюджеты;

в) часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

Ответ: а

  1. Бюджетный цикл состоит из следующих этапов:

а) планирования с участием всех центров ответственности;

б) определения показателей для оценки деятельности;

в) сравнения фактических и плановых показателей;

г) анализа отклонений фактических показателей от плановых;

д) обсуждения изменений в планах и их коректировки.

Ответ: а, б, д

  1. Разработка операционного бюджета начинается с определения:

а) производственного бюджета;

б) бюджета денежных средств;

в) бюджета продаж;

г) план прибылей и убытков.

Ответ: в

  1. Разработка операционного бюджета заканчивается разработкой:

а) производственного бюджета;

б) бюджета денежных средств;

в) бюджета продаж;

г) плана прибылей и убытков.

Ответ: г

  1. Выберите бюджеты, которые необходимо составлять для построения бюджета себестоимости продукции:

а) бюджет продаж;

б) бюджет производства;

в) бюджет закупок материалов;

г) бюджет заработной платы;

д) бюджет общепроизводственных расходов;

е) бюджет общехозяйственных расходов.

Ответ: б, в, г, д

  1. Гибкий бюджет составляется:

а) для конкретного уровня деловой активности;

б) для определенного диапазона деловой активности.

Ответ: б.

Тема 6: Организация бухгалтерского управленческого учета

  1. Предприятием производится 5 видов изделий из 10 наименований материалов. Сколько аналитических счетов потребуется для отражения этой информации в системе бухгалтерского управленческого учета:

А) 50;

Б) 5;

В) 15;

Г) 10?

Ответ: А

  1. Едиными нормами предусмотрено начисление амортизации по компьютерной технике исходя из 5 % в год. В системе бухгалтерского управленческого учета целесообразно:

А) исходить из единых норм начисления амортизации;

Б) установить любую другую норму исходя их фактических сроков службы компьютеров;

В) использовать норму, отличную от единой, при условии согласования ее с органами федеральной исполнительной власти.

Ответ: Б

  1. При автономном варианте организации учета:

А) первичная информация вводится и обрабатывается один раз;

Б) первичная информация обрабатывается дважды, что ведет к дополнительным трудозатратам;

Ответ: Б

  1. Основным достоинством двухкруговой организации бухгалтерского учета является:

А) экономия бухгалтерского труда и как следствие – сокращение численности бухгалтерского аппарата;

Б) сохранение коммерческой тайны;

В) повышение достоверности бухгалтерской отчетности;

Ответ: Б

  1. В условиях интегрированной системы управленческого учета расширенный аналитический учет по счетам реализации целесообразно вести в:

А) управленческой бухгалтерии;

Б) финансовой бухгалтерии;

Ответ: А

  1. Оптимизировать учетный процесс путем использования бухгалтерских стандартных проводок возможно при использовании:

А) однокруговой системы учета;

Б) двухкруговой системы учета;

Ответ: Б

  1. Верно ли утверждение, что расчет себестоимости продукции (работ, услуг) осуществляется в финансовом учете в соответствии с действующим законодательством, в управленческом учете – в соответствии с методикой, разработанной предприятием:

А) да;

Б) нет.

Ответ: А

1.Обособление счетов управленческого учета позволяет:

а)улучшить информационное обслуживание различных управленческих структур;

б) сохранить коммерческую тайну об уровне производственных издержек;

в) все ответы верны.

Ответ: В

2. Исторически управленческий учет появился:

а) как следствие коммерческой тайны;

б) в связи с невозможностью отразить все хозяйственные операции в системе единого бухгалтерского учета.

Ответ: А

3. При автономном варианте учета затрат системы финансового и управленческого учета являются:

а) замкнутыми;

б) объединенными с помощью счетов-экранов;

в) ни один ответ не верен.

Ответ: А,Б

4. При интегрированной системе учета системы финансового и управленческого учета являются:

а) замкнутыми;

б) объединенными с помощью счетов-экранов;

в) ни один ответ не верен.

Ответ: Б

5. При однокруговой (интегрированной) системе учета:

а) счета-экраны не применяются;

б) в системах финансового и управленческого учета используется единая система счетов и бухгалтерских проводок;

в) верны оба ответа.

Ответ: В

6. При однокруговой (интегрированной) системе учета счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Это утверждение:

а) верно;

б) не верно.

Ответ: А

7. Обмен информацией между системами финансового и управленческого учета с помощью счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» осуществляется при использовании:

а) автономного варианта учета;

б) интегрированного варианта учета;

в)автономного и интегрированного вариантов учета.

Ответ: Б

8. Показатель маржинального дохода формируется в системе:

а) финансового учета;

б) управленческого учета;

в) в обеих системах одновременно.

Ответ: Б

9. Традиционно отечественный бухгалтерский учет осуществлялся:

а) по интегрированной схеме;

б) по варианту автономии;

в) по смешанному варианту;

г) ни один ответ не верен.

Ответ: А

10 При создании системы интегрированного учета холдинга следует руководствоваться принципом:

а) унификации применяемых финансовых схем деятельности предприятий холдинга;

б) обеспечения достоверности и оперативности учета;

в) превышения эффекта от внедрения системы интегрированного учета над затратами на ее разработку, внедрение и содержание;

г) все ответы верны.

Ответ: Г

11. В интегрированной системе учета существуют операции, отражаемые:

а) только в управленческом учете;

б) только в финансовом учете;

в) одновременно в финансовом и управленческом учете;

г) все ответы верны.

Ответ: Г

12. В управленческом учете себестоимость формируется согласно:

а) действующему законодательству;

б) методике, принятой на предприятии;

в) ни один ответ не верен.

Ответ: Б

13. Управленческие отчеты формируются:

а)ежедневно;

б) еженедельно;

в)ежемесячно;

г)ежедекадно;

д) периодичность определяется востребованностью информации, содержащейся в управленческих отчетах.

Ответ: Д

14. Информация сегментарной отчетности позволяет:

а) контролировать деятельность центров ответственности;

б) объективно оценить работу менеджеров центров ответственности;

в) принимать управленческие решения;

г) все ответы верны.

Ответ: Г

15. Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности, по:

а) отдельным видам кредиторов;

б) отдельным видам дебиторов;

в)различным типам товаров и услуг;

г)различным географическим регионам, в которых работает компания.

Ответ: В, Г

16. Установите соответствие между признаками, приведенными в графах таблицы

Вид сегментов

Факторы, учитываемые при выделении

  1. Хозяйственные

сегменты

  1. Географические

сегменты

А)характер товаров или услуг;

Б)сходство экономических и политических условий;

В)характер производственных процессов (вид применяемых технологий);

Г)валютные риски;

Д)тип или класс клиента, потребляющего данные товары (услуги);

Е)особые правила валютного контроля;

Ж)методы, использованные для распространения товаров или предоставления услуг;

З)сходство выполняемых операций;

И)особые риски, связанные с операциями в данном географическом регионе.

17. В доходы сегмента включаются:

а)доходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сегмента;

б)часть доходов компании, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент;

В)результаты чрезвычайных событий;

Г)доходы от дивидендов и процентов.

Ответ: А,Б

18. Активы, используемые в общих корпоративных интересах компании или в интересах ряда отчетных сегментов, как правило:

а) не распределяются между сегментами и отражаются в сегментной отчетности общими суммами;

б) распределяются между сегментами и представляются в сегментной отчетности как активы сегментов.

Ответ: А

Тема 7. «Сегментарная отчетность организации»

  1. Оценка деятельности центров ответственности будет объективной при выполнении следующих условий:

а) руководство знает методику расчета показателей, по которым выполняется оценка, и их значение;

б) руководству известны конкретные условия деятельности соответствующих сегментов бизнеса;

в) затраты, общие для всех сегментов бизнеса (общефирменные накладные расходы), должны быть распределены между ними на справедливой основе;

Ответ: а, б, в.

  1. ПБУ 4/99 и ПБУ 12/2000 определяют принципы составления:

а) бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

б) бухгалтерской отчетности для внутренних пользователей;

в) финансовой и статистической отчетности для внешних пользователей.

Ответ: а

  1. Для целей составления внешней финансовой отчетности сегменты считаются отчетными, если:

а) доля их общей выручки превышает половину совокупной выручки организации;

б) их общая выручка составляет 75 % совокупной выручки организации;

в) их общая выручка 5% совокупной выручки организации.

Ответ: в.

  1. Контроль в системе управленческого учета (управленческий контроль) предполагает:

а) контроль за деятельностью центров ответственности в рамках общей

организационной структуры предприятия;

б) контроль доходов и расходов внутри центров ответственности;

в) сравнение данных сегментарного планирования с сегментарной отчетностью;

г) контроль за своевременным перечислением налогов в бюджет;

Ответ: а, б, в

  1. Отчеты, разработанные для более высокого уровня управления, не являются результатом суммирования показателей отчетов, представленных нижестоящим руководителям. Это положение верно для:

а) отчетности, формируемой по центрам затрат;

б) отчетности, формируемой по центрам доходов;

в) отчетности, формируемой по центрам прибыли;

г) отчетности, формируемой по центру ответственности любого типа.

Ответ: г

  1. Состав и содержание внутренней сегментарной отчетности зависит от:

а) размера организации;

б) ее организационной структуры;

в) размера предприятия и его организационной структуры;

г) степени профессиональной подготовленности управленческого персонала;

Ответ: а, б, в, г

  1. В отчетах, составленных по центрам прибыли, общефирменные накладные расходы:

а) распределяются между сегментами согласно базе, определенной руководством;

б) не распределяются между сегментами и возмещаются из валовой прибыли компании общей суммой;

в) возможен любой из названных вариантов в зависимости от решения руководства.

Ответ: в

  1. Принцип контролируемости, лежащий в основе составления сегментарной отчетности, означает, что:

а) из отчетов исключаются показатели, не регулируемые руководителем подразделения;

б) в отчеты включаются лишь регулируемые показатели;

в) в отчеты включаются как контролируемые, так и неконтролируемые показатели;

Ответ: а, б.

  1. Структурное подразделение компании поддерживает показатель рентабельности активов на уровне 20 %. Им принято решение об отказе от проекта с прогнозным значением этого показателя в 15 %. Рентабельность активов остальных бизнес-единиц компании – 10 %, по компании в целом – 12 %. Решение, принятое структурным подразделением:

а) выгодно как подразделению, так и компании в целом;

б) невыгодно подразделению, но выгодно компании в целом;

в) невыгодно ни подразделению, ни всей компании;

г) выгодно подразделению, но невыгодно компании.

Ответ: г

  1. Не все активы компании идентифицированы с конкретными бизнес-единицами. Это означает, что:

а) уровень целевой нормы прибыли, устанавливаемый подразделениям, не должен превышать стоимость капитала компании;

б) уровень целевой нормы прибыли, устанавливаемый подразделениям, должен быть выше стоимости капитала компании;

в) ответ зависит от отраслевой принадлежности бизнес-единиц.

Ответ: б

9 (537) — 2013

Бюджетная политика

Удк 338.24

потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны

Г. В. ФЕДОТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: g_evgeeva@mail. ru Волгоградский государственный университет

Е. В. КРИВЧИКОВ, студент экономического факультета E-mail: krivchikov1214@mail. ru Волгоградский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

В статье рассмотрена проблема коррупции в современной России, анализируется структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. Предлагаются дополнительные статьи, за счет которых возможно существенное пополнение федерального бюджета.

Ключевые слова: коррупция, классификация коррупции, виды коррупции, бюджет, расходы бюджета, потери бюджета от коррупции.

Потери бюджетов в Российской Федерации происходят по многим причинам, но основной причиной, на взгляд авторов, является коррупция.

Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими

лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения .

Коррупцию можно классифицировать по многим критериям:

— по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство);

— по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов);

— по направленности (внутренняя и внешняя);

— по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д.

В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или же незаконных действий.

Виды коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае

хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи в целях вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей .

Таким образом, необходимо уделить внимание решению проблем в области бюджетной политики и расширить функции бюджета с помощью фискальной политики до стимулирующей и перераспределительной.

Именно об этом свидетельствует реальное сокращение расходов федерального бюджета с учетом официально заложенной инфляции (за 2013-2015 гг. сокращение расходов по линии ЖКХ планируется на 43,8 %; на здравоохранение — на 43,2 %, на образование — на 21,7 %, на национальную экономику -на 17,9 %; на спорт — на 52 % ).

Структура расходов федерального бюджета

на 2013-2015 гг., % к ВВП

Статьи расходов 2013 2014 2015 Изменение за 20112015 гг., °%

ВВП, млрд руб. 66 515 73 993 82 937 —

Расходы, всего 17,46 15,81 14,62 -27,00

Общегосударственные вопросы 1,24 1,07 0,99 -31,58

Национальная оборона 1,51 1,39 1,29 -53,68

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,39 2,24 2,01 -12,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная экономика 2,54 2,25 2,00 -39,01

ЖКХ 0,21 0,18 0,12 -76,16

Охрана окружающей среды 0,04 0,04 0,03 -1,13

Образование 0,91 0,74 0,69 -31,89

Культура 0,14 0,12 0,11 -26,02

Здравоохранение 0,74 0,60 0,44 -52,43

Социальная политика 5,96 5,56 5,50 -4,08

Физическая культура и спорт 0,08 0,04 0,04 -51,07

СМИ 0,11 0,09 0,06 -45,37

Обслуживание государственного и муниципального долга 0,64 0,65 0,62 28,70

Межбюджетные трансферты 0,95 0,85 0,73 -39,05

Источник: иКЬ: пе%^1аМ. ги.

«Бюджетное правило» предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть за 5 предыдущих лет (с постепенным увеличением учетного периода до 10 лет) не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров, врачей и учителей, а будут направляться в Резервный фонд.

После того как размер фонда достигнет 7 % ВВП (Минэкономразвития России так и не удалось пролоббировать снижение данного показателя до

5 %), половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния, а вторая — может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации.

На сегодняшний день существует возможность радикально, в 2-2,5 раза, увеличить бюджетное финансирование стратегически значимых направлений государственной социально-экономической политики, связанных с развитием научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциалов экономики. В рамках существующей бюджетной системы есть масса возможностей, которые позволили бы в разы повысить эффективность бюджетной политики и вывести государство из экономического ступора.

По оценкам Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн руб., или 10,4 % доходной части бюджета .

Спекулятивное прокручивание временно свободных бюджетных средств бюджетополучателями в финансовой системе фактически «уводит» из казны несколько сот миллиардов рублей. Речь идет

06 инструменте получения прибылей за счет нецелевого использования бюджетных средств, который заключается в размещении временно свободных средств бюджетополучателей на депозитах. По данным аудиторской проверки Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем временно свободных средств бюджетополучателей вырос в 4 раза и достиг отметки в 2 трлн руб., из которых 160 млрд руб. так

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

и не были возвращены в бюджет в определенные законодательством сроки. Ежегодные потери федерального бюджета от нецелевого использования бюджетных средств и упущенных доходов достигают 200-250 млрд руб.

В настоящий момент (по оценкам Национального антикоррупционного комитета) норма «откатов» по открытым (гражданским) статьям бюджета составляет не менее 25-30 %, тогда как в закрытых статьях (силовые ведомства, национальная оборона и безопасность, правоохранительные органы и т. д.) эта «норма» может достигать 60-70 %. По оценке Банка России, размер рынка обналичивания и легализации преступных доходов достигает 2,5 трлн руб., а на практике этот размер превышает 5 трлн руб. Только в 2011 г. незаконный вывоз капитала и криминальных активов российских сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников составил 1,2 трлн руб., а с 2008 г. превысил 5,8 трлн руб., или 55 % федерального бюджета РФ в 2011 г.

Необходимо навести порядок в силовых структурах и прекратить хищения и злоупотребления, связанные с государственным оборонным заказом. Неприемлема ситуация, при которой на протяжении последних 3 лет подряд срывается исполнение Гособоронзаказа, а до 70 % всех выделяемых правительством средств вообще не доходит до предприятий ОПК. По оценкам Счетной палаты РФ, из 718 млрд руб. нецелевого использования бюджетных средств в 2011 г. свыше 70 % пришлось на силовые ведомства .

Счетная палата РФ отчитывается об откровенно провальных результатах управления золотовалютными резервами — ежегодные чистые потери России от обесценения валютных резервов варьируются в диапазоне 200-400 млрд руб. Необходимо обязать Банк России отдавать в бюджет России 100 % (вместо 75 % на настоящий момент) всей получаемой им прибыли, с тем чтобы лишить его стимулов зарабатывать на спекулятивных играх и завышении процентных ставок. Необходимо прояснить статус Банка России, четко прописав его как орган государственной власти, целиком и полностью подконтрольный парламенту и Счетной палате РФ. Банк России должен трансформироваться из проводника интересов финансовых спекулянтов в ключевой инструмент развития отечественной экономики и финансирования модернизации. Только в 2011 г. Россия потеряла свыше 50 млрд долл. от хронического нежелания властей сделать доступными

кредиты, рефинансировать экономику и ограничить вывоз капитала в офшорные юрисдикции.

Для наполнения бюджета страны, по мнению авторов, необходимо:

1) в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. В противном случае все разговоры про необходимость экономии и о рациональном финансировании, о продолжении накопления международных резервов выглядят попыткой легитимизировать злоупотребления и коррупцию. В настоящий момент (по оценкам правительства) этот показатель не превышает 70 %, тогда как в странах Евросоюза он составляет 85 %, а в Скандинавских странах достигает 90-95 %. За счет повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит порядка 1,2-1,5 трлн руб. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ;

2) радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природ-но-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Представляется необходимым ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счет повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд руб.) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами менее 15 тыс. руб. от уплаты НДФЛ и повысить верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн руб. до 35-45 %. Нужно провести дифференциацию ставки социальных платежей, которая для 70 % бедного населения с доходами менее 20 тыс. руб. в месяц превышает 30 %, а для 10 % наиболее богатых реальная ставка не дотягивает и до 10 %. Это позволит получить дополнительно порядка 1,5-2 трлн руб., что позволит целиком и полностью закрыть дефицит Пенсионного фонда РФ на ближайшие 3-4 года, снизить «градус» социального протеста и вывести из нищеты 85 млн российских граждан;

Отдельно стоит остановиться на нашем так называемом «национальном достоянии». Впору говорить о необходимости существенного повышения налогообложения Газпрома, который фактически превратился во внутренний карман и «черную кассу» российских чиновников и своих руководителей. В расчете на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ -в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд руб., что позволит удвоить расходы на науку и образование;

Введение монополии государства на производство, импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции позволит получить дополнительно порядка 550-700 млрд руб. в федеральный бюджет. При объеме этого рынка в 1,2 трлн руб. можно также дополнительно получить порядка триллиона рублей за счет ограничения теневого сегмента рынка, а также повышения и ужесточения контроля за сбором акцизов и экспортно-импортными пошлинами.

Для реализации этих инициатив, прежде всего, необходима поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти.

Список литературы

2. Жуковский В. С. Где потерялись триллионы российского бюджета. URL: http://www. nakanune. ru (дата обращения: 07.11.2012).

3. Минфин опубликовал проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. URL: http://www. kommersant. ru (дата обращения: 21.10.2012).

4. МЭР предупреждает об экономической катастрофе. URL: http://www. dailysmi. ru (дата обращения: 01.11.2012).

6. Фадеев Н. С. Бюджетные нарушения побили все рекорды. URL: http://izvestia. ru (дата обращения: 11.11.2012).