Положено ли по окончанию детского дома жилье?

Выпускники детских домов относятся к самым незащищённым слоям общества. У них нет родственников, которые могли бы им оказать помощь, у них нет работы, нет жилья, нет денег. По закону каждый выпускник детского дома имеет право на получение жилья общей площадью не менее 16 кв. м. Однако на деле получить такую недвижимость удаётся не многим. Но обо всём по порядку.

Сирота ― кто это?

Прежде чем разбираться, кому положено жильё, а кому нет, стоит разобраться с понятием «ребёнок-сирота». Государство относит к этой категории детей, оставшихся без попечения по следующим причинам:

  1. Лишение родителей родительских прав по причине нахождения их в местах лишения свободы, невыполнения ими родительских обязанностей, признания их недееспособными и пр.;

  2. Родители считаются пропавшими без вести;

  3. Находятся в лечебных учреждениях.

Детям, которые лишились опеки родителей до наступления совершеннолетия, по закону полагается жильё.

Жильё для сироты

Обеспечить квартирой или комнатой ребёнка должно правительство города за счёт городского бюджета. При этом жильё должно отвечать таким требованиям:

  1. Жильё должно быть отдельным и не иметь других владельцев.

  2. Жильё должно быть оснащено водопроводом, водоотводом, отоплением, электроснабжением, сантехникой.

  3. Жильё должно находиться в том регионе, в котором прописан ребёнок.

Если у ребёнка по тем или иным причинам отсутствует регистрация, то недвижимость должна быть предоставлена в том месте, где располагается детский дом, из которого он выпускается.

По техническим параметрам квартира для сироты должна соответствовать таким требованиям:

  1. На одного нуждающегося положено жильё площадью 36 кв. м.

  2. Если в семью сироты входит 2 человека, то жильё должно иметь площадь 42 кв. м.

  3. При составе семьи 3 и более человек на каждого члена полагается 12 кв. м.

При этом в законодательстве прописаны условия, по которым сирота может получить жильё:

  1. При отсутствии у ребёнка выделенного жилья, оформленного по договору найма.

  2. Ребёнок не должен быть собственником социальной недвижимости, оформленной по договору найма.

  3. Ребёнок может проживать в жилом имуществе, но оно должно быть признано непригодным для жилья.

Также существует ряд факторов, которые обусловливают признание жилья непригодным для жизни. Однако здесь подразумевается не техническое состояние, а социальная и гигиеническая составляющие:

  1. Проживание с ребёнком-сиротой на одной площади родственников с серьёзными хроническими заболеваниями.

  2. Проживание ребёнка с родителями, лишёнными родительских прав.

  3. Жилая площадь не соответствует санитарным нормам.

Также при предоставлении ребёнку-сироте жилья площадью меньше положенной, полагается новое жильё, соответствующее требованиям законодательства.

Порядок предоставления

Главное требование закона о предоставлении жилья сиротам заключается в возрастных ограничениях: жильё должно быть предоставлено до наступления ребёнку 23 лет. В идеале ребёнок должен получить своё жильё на момент выпуска из учебного заведения или демобилизации. Но при этом он должен получить недвижимость в порядке очереди.

В 2013 году вышло постановление правительства о том, что жильё детям-сиротам предоставляется на условиях социального найма. Такое нововведение должно было исключить мошеннические действия со стороны чиновников, ведь наёмное жильё не может быть продано или передано в дар. Минимальный срок договора социального найма составляет 5 лет. По окончании срока действия договора социального найма недвижимость переходит ребёнку в бессрочное пользование. Возможна и замена жилья финансовыми средствами, суммой, равной его стоимости.

Как получить

Для того чтобы ребёнку-сироте получить своё жильё, ему необходимо обратиться в органы опеки и попечительства с пакетом документов, в который входят:

  1. Копия и оригинал паспорта;

  2. Свидетельство о наличии у ребёнка статуса сироты;

  3. Справка о составе семьи;

  4. Справка с места работы или учёбы;

  5. Для супружеских пар ― свидетельство о регистрации брака;

  6. При наличии детей ― свидетельство о рождении детей;

  7. Справка об отсутствии у сироты недвижимости;

  8. Заявление в органы опеки и попечительства;

  9. Заявление в местный орган самоуправления.

Заявление может быть составлено в любой форме. В этом плане чётких требований и норм пока не установлено. Существуют только лишь общие требования относительно составления и данных, которые должны быть отражены в заявлении:

  1. Паспортные данные и инициалы заявителя;

  2. Данные удостоверения сироты;

  3. Дата составления заявления;

  4. Требование о предоставлении жилья;

  5. Подпись нуждающегося ребёнка.

Документы должны быть переданы во все инстанции непосредственно сиротой. Не допускается их передача ответственным или доверенным лицом.

Определённых сроков предоставления жилья не установлено. Объясняется это в первую очередь тем, что в бюджете региона не всегда имеются средства для приобретения недвижимости. Как правило, эти расходы утверждаются в момент формирования годового бюджета. В практике встречались случаи, когда дети–сироты получали положенное им жильё через 15-20 лет после подачи заявления.

Приватизация

Ребёнок-сирота, получивший квартиру, имеет право её приватизировать. Однако если квартира оформлена как специализированное жильё, то на период действия договора приватизация невозможна. После окончания действия договора возможно заключение бессрочного договора социального найма, при котором разрешена приватизация.

Если же изначально был заключён временный договор социального найма, то начинать оформление приватизации можно уже с момента заключения договора.

Важно: местные органы самоуправления могут отказать в приватизации квартиры в период действия временного договора социального найма. В таких случаях заявитель можно оспорить это решение в суде по месту жительства. Практически всегда такие споры заканчиваются победой заявителя.

Особенности получения жилья

Механизм получения жилья детьми-сиротами несколько отличается от любых других процедур государственной поддержки. В первую очередь следует понимать, что ребёнок-сирота, у которого были официальные родители, имеет полное право на то жильё, в котором проживали его родители. Как только он попадает в детский дом, это жильё закрепляется за ним и становится неприкосновенным имуществом. То есть родители, если они остаются проживать в этой квартире, уже не могут ею распоряжаться и продавать. В данном случае органы опеки являются своего рода гарантом сохранности. После исполнения ребёнку 18 лет он становится полноправным владельцем этой недвижимости.

Если в семье ребёнка-сироты имеются ещё братья и сестры, то они все являются владельцами недвижимости. На практике случается так, что ребёнок-сирота не может получить свою долю этой недвижимости, так как родственники просто не пускают его туда. В этом случае органы опеки и суды не могут оказать сироте никакой помощи. Ему остаётся только вставать в очередь на получение жилья от государства.

Бюджет города или региона, из которого должны быть выделены средства для приобретения квартир детям-сиротам, как правило, не рассчитан на всех претендентов. В среднем своё жильё в год получают 5-10% от общего числа сирот. Остальным же приходится ждать следующего года или даже нескольких лет.

Когда вставать в очередь

Ребёнок может встать в очередь на получение жилья от государства по исполнении ему 14 лет. То есть, как только он получил паспорт, он может начинать оформлять все необходимые документы и писать заявления.

Квартира же выдается ему только после исполнения 18 лет. Но если ребёнок покидает стены детского дома до 18 лет, то жильё должно быть предоставлено ему немедленно. Если из детского дома парень отправляется сразу в армию, то после демобилизации он может подать заявление на получение квартиры.

Дополнительные льготы

Ребёнок, находясь в детском доме, получает пенсию по потере кормильца. Деньги перечисляются на его счёт в банке, но снимать их он не может до наступления совершеннолетия. Если в возрасте от 14 до 18 лет ему срочно нужны будут деньги, то он может получить разрешение в органах опеки и снять часть накопившихся средств.

Таким образом, по достижении сиротой 18-летнего возраста он имеет не только право на получение жилья, но и возможность снять все деньги со своего счёта в банке. Это особенно необходимо в том случае, если очередь на получение жилья задерживается.

Судебные споры относительно жилья сиротам

Несмотря на все поправки и изменения в законодательстве, некоторые чиновники всё-таки проводят махинации с недвижимостью, предназначенной сиротам. Встречаются ситуации, когда помещения, непригодные для жилья, оформляются чиновниками как нормальная квартира. При этом жить в ней совсем невозможно. Ребёнок-сирота в этом случае может подать иск в суд на органы местного самоуправления. Для этого ему необходимо провести экспертизу жилья и получить заключение о её непригодности.

В большинстве случаев суд принимает сторону ребёнка и выносит постановление о выдаче ему пригодного для проживания жилья. Такие случаи встречаются не часто, и в большинстве случаев они становятся громкими.

В судах при рассмотрении дел, связанных с жильём для сирот, в первую очередь устанавливается наличие у истца статуса сироты. Во вторую очередь устанавливается отсутствие или наличие социального жилья или недвижимости, перешедшей истцу от родителей. Третьим обязательным пунктом является установление возраста истца. Этот пункт важен, так как получение жилья осуществляется в строгие возрастные рамки.

Так, например, на практике были случаи, когда истец обращался в суд с целью постановки в очередь на получение жилья и получал отказ в удовлетворении иска. Суд объясняет это тем, что на момент подачи иска истцу было уже 23 года. То есть по факту заявитель опоздал и не может встать в очередь.

Иногда такие споры разрешаются в пользу заявителя. Но при этом ему необходимо будет доказать, что у него были веские основания не встать в очередь на жильё в установленные законом сроки. В этом случае суд выносит постановление о немедленной выдаче жилья заявителю. Хотя это постановление не может быть выполнено сразу, так как бюджет города уже рассчитан. Как правило, таким заявителям квартиры выдаются на следующий год без очереди.

Также вне очереди могут получить квартиры дети-сироты, достигшие 23-летнего возраста, которые столкнулись с такими проблемами:

  1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение опекунами, органами опеки, попечителями, образовательными и иными учреждениями своих обязанностей.

  2. Противоречащий закону отказ органами местного самоуправления в постановке на учёт ребёнка-сироты до исполнения ему 23 лет.

  3. Состояние здоровья, при котором ребёнок не мог самостоятельно встать на учёт;.

  4. Наличие фактов попыток заявителя встать на учёт и неудачи из-за нехватки тех или иных документов.

Теперь о каждом из этих пунктов подробнее.

  1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение опекунами, органами опеки, попечителями, образовательными и иными учреждениями своих обязанностей, в результате чего ребёнок остался без жилья. Дело в том, что ребёнок сам по себе не может быть осведомлён обо всех тонкостях получения жилья. Как правило, эту тему им раскрывают в детском доме или другом образовательном учреждении. Если же этого не было сделано и ребенок самостоятельно не разобрался со всеми тонкостями, то после выпуска из учебного заведения он вполне может оказаться на улице. В этом случае ему необходимо обратиться в суд с заявлением о постановке на учёт в органах местного самоуправления. В суде истцу нужно будет доказать тот факт, что он не был осведомлён о своих возможностях и полагающихся ему имущественных льготах. В качестве доказательств могут выступать свидетельства других выпускников детского дома, которые смогут подтвердить, что педагогический персонал не проводил с ними разъяснительной беседы относительно права на жильё. В большинстве случаев суд принимает сторону заявителя и выносит постановление о немедленной постановке его в очередь на жильё.

  2. Встречаются случаи, когда органы местного самоуправления занимаются самоуправством. Без веской на то причины они выносят отказ ребёнку-сироте в постановке его в очередь на жильё. Часто это заканчивается тем, что ребёнок просто сдаётся и пытается самостоятельно найти себе жильё. Однако по достижении им 23-летнего или более возраста он понимает, что правительство отказало ему незаконно, но срок подачи заявления уже истёк. Эта ситуация кажется абсурдной, однако она возникает довольно часто. Правительство может отказать ребёнку в жилье, объяснив это тем, что в бюджете на него нет денег, или другими причинами. В свою очередь человек, не знакомый с законами, не пытается что-либо предпринять. В таких ситуациях даже по достижении истцом 23-летнего возраста он имеет право подать иск в суд и потребовать от органов местного самоуправления положенное ему жильё. В суде заявителю нужно будет предоставить оригинал заявления, которое он подавал в органы местного самоуправления и в котором указано, что заявление получило отказ. Суд принимает здесь сторону заявителя, а органы местного самоуправления обязуются выдать ему положенную квартиру без очереди.

  3. Состояние здоровья, при котором ребёнок не мог самостоятельно встать на учёт и пропустил срок подачи заявления. Этот случай считается одним из самых простых. Здесь не нужно собирать документы и обширную доказательную базу. Всё, что требуется от истца, – это представить суду медицинские документы, в которых будет сказано, что в период, когда заявителю было 18-23 года, он находился в недееспособном состоянии. Это может быть длительное заболевание, которое требует постельного режима, коматозное состояние, прохождение лечения в медицинских учреждениях закрытого типа и т. д. Суд также выносит постановление о выдаче ему жилья без очереди, даже если ему на момент подачи иска больше 23 лет.

  4. Последний пункт считается самым больным местом в современной экономике и управлении ― бюрократия. С ней сталкивается практически каждый человек, который хоть раз обращался в любые государственные учреждения. Основная проблема заключается в том, что все инстанции, которые необходимо пройти при сборе документов для постановки в очередь на жильё, слабо сотрудничают или вообще не сотрудничают между собой. В итоге претендент может обращаться за одной и той же справкой несколько раз, но следующая инстанция будет снова его отправлять за этой же справкой, но в другом формате. Не каждый человек готов выдержать такие испытания, и многие сдаются, бросив свою затею получить положенное им жильё. Однако позже появляется и желание, и возможность снова заняться документами, но срок уже вышел, так как исполнилось 23 года. В этой ситуации сирота может подать иск в суд о постановке в очередь на жильё. Ему нужно будет запросить материалы своего дела из тех инстанций, где он уже побывал до достижения им 23 лет, и предоставить их суду. В материалах дела должно быть указано, что он обращался сюда неоднократно, и прописаны все даты обращений. Суд в этом случае, как правило, выносит положительно решение, а истец получает свою недвижимость без очереди.

Несоответствие жилья техническим показателям

Ещё одна частая причина судебных разбирательств в отношении жилья для сирот ― это несоответствие жилья положенным параметрам. Чаще всего это площадь жилья, которая не соответствует требованиям законодательства. То есть сироте выдали жильё, которое имеет площадь намного меньшую, нежели полагалось. В этом случае он может направить иск в суд и потребовать замену жилья на большее.

Существуют ситуации немного посложнее ― жильё было закреплено за сиротой, но оно не соответствует указанным параметрам. Если ребёнок-сирота не имеет братьев или сестёр, которые претендуют на это же жильё, то суд в этом случае часто удовлетворяет иск. Однако если у сироты остались родные, которые также являются наследниками недвижимости, то суд не всегда готов принять положительное решение.

Рассмотрим непростую ситуацию: в семье 5 детей, проживают они с родителями в квартире общей площадью 61 кв. м. В отношении одного ребёнка родители были лишены родительских прав, и он оказался в детском доме. Остальные четверо остались с родителями. По окончании обучения в детском доме ребёнок возвращается в родительскую квартиру и проживает там на законных основаниях. Родителей на тот момент уже нет, остались только братья и сестры ― всего 5 человек вместе с выпускником детского дома.

Ситуацию можно рассмотреть с двух сторон:

  1. При общей площади 61 кв. м ребёнок из детского дома получает всего 12,2 кв. м жилой площади. Это гораздо меньше установленной законом нормы, и, казалось бы, он имеет право на получение другой квартиры, которая будет соответствовать нормам. Однако суд чаще всего идёт по второму пути.

  2. По закону, если в семье сироты трое и более детей, то норма площади жилья на каждого составляет 12 кв. м. То есть те дети, которые всё это время жили с родителями, являются семьёй детдомовца, независимо от того, что росли они в разных местах и имеют разный социальный статус. Суд выносит отказ в удовлетворении иска, и заявитель остаётся жить в одной квартире со своими родственниками.

Встречаются и несколько иные развязки таких историй. О них немного было сказано выше. Детдомовец после выпуска может столкнуться с нежеланием своих братьев и сестёр проживать с ним в одной квартире. В этом случае обращаться в суд бесполезно, как и в органы опеки и попечительства. Остаётся один вариант ― обратиться к участковому, который составит акт и укажет в нём все обстоятельства дела. После с этим актом можно обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт.

Правительственный час «О реализации в Иркутской области дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение» состоялся в рамках 35-й сессии Заксобрания.

По словам уполномоченного по правам ребёнка в Иркутской области Светланы Семёновой, ситуация, сложившаяся в Приангарье, является критической. По её информации, область занимает первое место по числу детей-сирот, не обеспеченных жильём, среди регионов Сибирского Федерального округа. В очереди стоят более 14 тысяч граждан указанной категории, свыше 10 тысяч из них — лица старше 18-ти лет. Многие ждут своих квартир по пять и более лет. До конца 2020 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предполагается предоставить 907 жилых помещений.

Для решения проблемы губернатором подписан указ о социальной выплате на приобретение жилого помещения гражданам старше 23-х лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на получение выплаты имеют те, кто имеет детей и постоянную работу. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова подчеркнула, что это хорошая практика, и её необходимо развивать, в том числе, путём подготовки соответствующих проектов законов Иркутской области. Также необходимо предусмотреть возможность расширения категории лиц, имеющих право на получение выплат.

Депутат Светлана Петрук обратила внимание на проблему содержания домов, в которых сиротам были предоставлены квартиры, связанную с неоплатой жилищно-коммунальных услуг. Управляющие компании нередко отказываются работать с такими объектами, примером тому — дома в Куйтуне и Братске.

Отвечая на вопросы Александра Вепрева, Сергея Бренюка и Ларисы Егоровой, представители профильных министерств отметили, что очередь на жилье увеличивается в среднем на 4% в год. При этом дети-сироты обеспечиваются жильём строго в хронологическом порядке подачи заявлений, независимо от решения суда. На данный момент зарегистрировано 165 исполнительных производств.

Как сообщили представители министерства имущественных отношений области, до 2022 года планируется выделить два миллиарда рублей на покупку квартир для формирования спецжилфонда. Александр Ведерников предложил министерству в преддверии возможной разработки закона о прямых выплатах провести мониторинг целевого использования такого жилья.

— Тема очень важна. Законодательное Собрание будет продолжать держать её на контроле. Мы хотим присоединиться к передовым пяти субъектам страны, где эта проблема практически решена. Но надо внимательно смотреть на механизмы. Когда прокуратура проводила проверку в Приморском крае, было выявлено, что более половины жилья из спецжилфонда не используются по прямому назначению — они пересдаются в аренду и так далее. В этом смысле, мы должны проработать такие защитные механизмы в областном законодательстве, чтобы помощь детям-сиротам не превратилась в бюджетную «кормушку» для злоупотреблений, — подчеркнул председатель областного парламента.

По итогам правительственного часа было принято постановление Заксобрания, в котором содержится ряд рекомендаций Правительству региона, разработанных на основании предложений, озвученных на сессии. В частности, рекомендовано рассмотреть возможность увеличения финансирования расходов на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, создать условия, позволяющие строить для них жилые помещения во всех муниципальных образованиях Иркутской области, а также принять исчерпывающие меры по решению проблемы в городе Иркутске, включая оплату аренды жилья, использование маневренного фонда и другие механизмы.

Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram ,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере.

Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот. Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет. Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.

«Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.

Вручение ключей от новых квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейФото: Александр Некрасов/ТАСС

Почему оказалось так много детей-сирот старше 23 лет без квартир?

Главная причина, почему так много «взрослых» детей-сирот встают в очередь в последние годы, — активная работа общественных организаций и фондов помощи детям-сиротам. Они рассказывают подопечным, что встать в очередь на жилье можно и после 23 лет, помогают разобраться в юридических вопросах получения жилья, сопровождают в судах, пишут иски и готовят тезисы выступлений. С 2019 года попасть в список претендентов на жилье стало проще и благодаря изменению в законодательстве.

Как раньше

По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства. Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными. Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

Как сейчас

4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

Попасть в список — только полдела

Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться. Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года. При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

Причины долгих очередей:

  • Недостаточное финансирование

Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

  • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

  • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

Государство может приобретать жилье для детей-сирот у частного собственника, но только если у него есть электронная подпись. Это сильно осложняет закупки. Например, в Ивановской области на сайте Domofond.ru количество подходящих квартир больше, чем количество стоящих в очереди сирот. А значит, изменив правила закупок у физических лиц, можно было бы быстро обеспечить жильем всех, кто стоит в очереди.

  • Не используются свободные квартиры, которые есть у других ведомств

Счетная палата провела анализ и только у Минобороны России нашла 508 невостребованных военнослужащими жилых помещений, которые могут быть переданы регионам для обеспечения жильем детей-сирот.

  • Жилье выдают только по решению суда

Из-за долгого ожидания дети-сироты обращаются в суды. По итогам 2018 года из 25 тысяч человек, обеспеченных жильем, только половина получила его по решению суда (12,4 тысячи). Судебное решение автоматически перемещает человека в верх очереди, в итоге дети, которые не обращаются в суд, могут ждать очереди бесконечно. В 12 субъектах России жилье предоставляется только на основании судебных решений, но далеко не все дети-сироты об этом знают.

Жилищные сертификаты — спасение?

Анализируя успешные практики, Счетная палата приводит в пример Приморский край. В этом регионе сироты, достигшие 25 лет, могут получить жилищный сертификат. Сертификат позволяет приобрести жилье на территории края исходя из нормы 36 квадратных метров на человека.

Оплата производится по реквизитам продавца при условии, что площадь квартиры не менее 18 квадратных метров. При этом верхний предел площади жилья не ограничен. А значит, человек может использовать собственные средства, чтобы приобрести большее по площади жилье.

По данным Счетной палаты, с начала 2019 года дети-сироты старше 25 лет подали 460 заявок на получение сертификата, из них 294 заявки одобрены. Сертификаты выданы 132 гражданам, а 104 человека уже приобрели жилье в собственность.

По мнению Счетной палаты, практику «жилищных сертификатов» стоит распространить на все регионы и предоставлять их всем детям-сиротам старше 23 лет, которые стоят в очереди на жилье, с их согласия. После 23 лет у многих появляются семьи, дети, и в такой ситуации материальная помощь может стать хорошей альтернативой однокомнатной квартире площадью 33 квадратных метра, которая положена по закону. Добавив сертификат к другим мерам поддержки — материнскому капиталу, льготной ипотеке, уже взрослые дети-сироты со своими семьями могли бы выбрать наиболее подходящее жилье.

И все же в использовании жилищных сертификатов есть много скрытых угроз. Алексей Головань не поддерживает инициативу Счетной палаты: «В том же Приморском крае, где сейчас практикуют выдачу сертификатов, государство никак не следит за судьбой тех, кто эти сертификаты получил. Живут люди в купленных квартирах или оказались в руках мошенников, никому не интересно. Договор специализированного найма, который действует сейчас, вынуждает органы местного самоуправления осуществлять сопровождение ребят».

Сейчас сироты получают жилье по договору специализированного найма. В течение пяти лет его нельзя приватизировать, а значит, нельзя продать. Это защищает их от мошенников, позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни, уверен Головань. Если в течение пяти лет квартира содержится в хорошем состоянии, человеку позволяют ее приватизировать. Если к состоянию жилья есть вопросы, срок аренды продлевается еще на три года.

«Это сигнал для регионов: до 25 лет стоит потянуть, а потом можно выдать сертификаты и сэкономить»

«Возвращение к жилищным сертификатам выводит детей из зоны защиты. Конечно, порог в 25 лет и идея объединения жилищного сертификата с материнским капиталом имеют смысл. Но по опыту, как только главная граница стирается, детали начинают переписывать как угодно. Нет гарантий, что через несколько лет закон не решат пересмотреть, чтобы получать жилищный сертификат сироты могли и в 18 лет. Кроме того, возникает вопрос: если у региона есть возможность выдать жилищный сертификат, что мешает выдавать жилье в натуре? Ответ очевиден: выдаваемые сертификаты по стоимости будут ниже фактических цен на жилье!»

Существует и третья проблема, продолжает правозащитник. «Если государство законодательно вводит жилищные сертификаты для детей-сирот старше 25 лет, оно в федеральном законе прописывает свою неспособность предоставить жилье всем детям-сиротам, у которых есть такое право. В то же время это сигнал для регионов: до 25 лет стоит потянуть, а потом можно выдать сертификаты и сэкономить”, —опасается он.

Как будет развиваться ситуация?

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут. Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.