Понятие о финансовом управленческом и налоговом учете

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

финансовый, управленческий,

налоговый учет: обособление или интеграция?

а. н. чикишева

Вятский государственный гуманитарный университет

В настоящее время система учета включает налоговый, управленческий и финансовый учет. Нельзя согласиться с мнением некоторых специалистов, что управленческий учет не более чем неверный перевод с английского «management accounting», а налоговый — следствие работы по созданию налоговой системы государства. История показывает, что это различные области познания и различные направления бухгалтерской деятельности.

Финансовый, управленческий и налоговый учет на западе

Бухгалтерский учет как единая система учета имущества, капитала и прибыли сформировался в XV в. Изначально он был предназначен только для внутреннего пользования, а оперативное управление осуществлялось путем личного наблюдения. В период зарождения и расцвета мануфактурного производства возникла потребность в учете затрат и калькулировании себестоимости продукции, что послужило началом производственного, а впоследствии и управленческого учета. С распространением акционерных обществ и фондовых бирж нарастала необходимость в публичной бухгалтерской отчетности. Учет, предназначенный для ее составления, трансформировался в самостоятельное направление — финансовый учет1. Окончательное разделение финансового и управленческого учета,

1 Яковлева А. Управленческий учет: история и перспективы развития // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 27.

по мнению большинства специалистов, произошло в первой половине XX в.

В это же время в связи с возрастающей ролью государства в жизни общества возникает такое явление, как налоговый учет. Первое время (начало ХХ в.) теоретики и практики бухгалтерского учета были озабочены выработкой налоговых правил исчисления прибыли, которые совпадали бы с экономической концепцией2. Но по мере развития налоговой системы происходил постепенный отказ фискальных органов от принципов традиционной бухгалтерии в пользу собственных методов, формируемых исходя из потребностей государственной казны. Отношения между бухгалтерским и налоговым учетом строились по двум принципиально отличным сценариям. Для стран с континентальной моделью учета (Германия, Франция, Швеция, Бельгия, Испания, Италия, Швейцария и др.) характерно законодательное регулирование учета, тесная взаимосвязь организаций с банками, ориентация учета на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования3. Здесь налоговый учет представляет собой совокупность определенных правил, направленных на «пере-

2 Сухарев И. Р., Сухарева О. А. Препятствия в законодательстве Российской Федерации для создания нормативной базы применения международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 1 — 12.

3 Белова Е. Л. О взаимодействии систем бухгалтерского финансового и налогового учета // Современный бухучет. 2006. № 4.

толковывание» фактов хозяйственной жизни, являющихся объектами бухгалтерского учета, что позволяет ему занимать доминирующее положение.

Англо-американская модель учета стала общепринятой в тех странах, где ведущую роль в инвестиционной деятельности играют биржевое регулирование и рынок ценных бумаг (Великобритания, США, Нидерланды, Австралия, Канада и др.). Ввиду ориентации отчетности на широкий круг пользователей, отсутствия законодательного регулирования бухгалтерии данная концепция предполагает параллельное существование налогового и бухгалтерского учетов. Связь между ними, как правило, обеспечивается лишь требованием разъяснения налогоплательщиками получившейся разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью . В таких странах под налоговым учетом понимают самостоятельную систему расчета налогов, подчиняющуюся собственной логике, использующую собственные методы.

Повсеместное распространение МСФО4 в последнее время существенно сблизило континентальную модель с англо-американской: требование международных стандартов о нейтральности информации заставляет организации, применяющие их, отказаться от «подстраивания бухгалтерского учета под налоговые требования» . Поэтому сегодня можно говорить об обособлении налогового учета, вызванном объективными требованиями рыночной экономики.

Что касается управленческого учета, то процесс его ведения отработан, формализован и автоматизирован на Западе 30 — 40 лет назад5 и в настоящее время он выступает неотъемлемой и самостоятельной частью бухгалтерии наряду с финансовым учетом. Взаимодействие двух подсистем осуществляется благодаря созвучности целей и ориентации на потребности инвесторов в форме перемещения информации управленческого учета в финансовую отчетность . Примером являются стандарты US GAAP FAS 131 «Раскрытия о сегментах предприятия и связанной с ними информации» и МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», согласно которым раскрываемая в бухгалтерской финансовой от-

4 Курников А. О прогрессе МСФО в мире // Интернет-издание GAAP. ru http://www. gaap. ru/biblio/gaap-ias/compare_ rus2/120.asp

5 Серов М. Идеалы и идеология управленческого учета //

Консультант. 2007. № 27.

четности информация по сегментам деятельности компаний должна подготавливаться на основе внутренней управленческой отчетности. Вместе с тем управленческий учет не находится под давлением со стороны финансового, поскольку МСФО разрабатывались в условиях их раздельного существования и направлены только лишь на финансовую бухгалтерскую отчетность.

Таким образом, обособление управленческого, финансового и налогового учетов в зарубежных странах было продиктовано нуждами участников рыночных отношений, а повсеместное внедрение международных стандартов обнаружило тенденцию к их равноправному сосуществованию.

Финансовый, управленческий и налоговый учет в России

История выделения управленческого, финансового и налогового учетов в России имеет свои особенности, обусловленные влиянием плановой экономики.

В 1920-е гг. бухгалтерия занималась не только учетной, но и планово-аналитической работой, а учет не подразделялся на какие-либо виды или подсистемы. С развитием централизованной системы управления произошло отделение от бухгалтерской службы функций планирования и анализа. Ее основными задачами стали «учет и контроль за сохранностью социалистической собственности» 6. В то время были разработаны способы планирования, учета и распределения косвенных затрат; проводилось математическое изучение их взаимосвязей, динамики; не раз предпринимались попытки внедрения внутрихозяйственного расчета — прообраза системы управления по центрам ответственности; накоплен большой опыт в области нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. По своему содержанию все эти методы были схожи с западными технологиями управленческого учета, но являлись инструментом государственного (а не внутрифирменного!) администрирования. Объективные возможности выделения и развития управленческого учета как такового возникли только в условиях рыночной экономики. Получившие самостоятельность предприятия вынуждены были не просто рассчитать себестоимость и выявить отклонения от планируемой ее

6 Вахрушина М. А. Управленческий анализ: объекты, методы, задачи // Современный бухучет. 2004. № 11.

величины, но и провести полный анализ эффективности и спрогнозировать деятельность так, чтобы получить прибыль .

Что касается взаимоотношений финансового и управленческого учетов, то в настоящее время их самостоятельное и обособленное существование признано только в научном аспекте. На практике более или менее организованной системой управленческого учета могут похвастаться немногие крупные (иногда средние) предприятия. Но и те в качестве основы пытаются использовать МСФО, принципиально ориентированные на финансовую (публичную!) отчетность крупных (по западным меркам) компаний, что зачастую нецелесообразно и невозможно. Закон «О бухгалтерском учете» 7 указанного разделения не предусматривает, вследствие чего управленческий учет как часть бухгалтерского попадает под государственный контроль.

Первые черты налогового учета стали просматриваться в начале 1990-х гг. наравне с активным вмешательством фискальных служб Российской Федерации в процесс регулирования бухгалтерского учета . Наследие командно-административной системы в виде отсутствия иных пользователей бухгалтерской информации, кроме государства, способствовало выдвижению налоговых интересов на первый план. Первоочередные и общепризнанные цели учета были лишь декорацией, поэтому в России «наблюдалось не столько выделение налогового учета из бухгалтерского, сколько превращение отечественного бухгалтерского учета в налоговый» . До 2001 г. он существовал как понятие без юридического обоснования и сохранял черты, свойственные континентальной модели.

Постепенно система корректировок бухгалтерской информации стала настолько громоздкой, что дальнейшее ее использование представлялось невозможным. С принятием гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль» налоговый учет был легализован и, что особенно важно, оформился как вполне самостоятельная система расчета налогооблагаемой прибыли . Этот позволило частично освободить бухгалтерский учет от притязаний фискальных органов и внести в него черты англо-американской модели. По мнению автора, а также ряда других специалистов, избранный вектор развития налогового учета способствует внедрению принципов МСФО в России, соот-

7 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ветствует мировым тенденциям гармонизации и конвергенции. Но ввиду непоследовательности и бессистемности реформирования законодательства о налоговом учете, как совокупности способов учета по каждому налогу и сбору, сегодня говорить не приходится.

Схема сложившихся взаимоотношений между финансовым, управленческим и налоговым учетами проиллюстрирована на рис. 1.

Информационная база для каждого из учетов формируется путем применения к свершившимся фактам хозяйственной деятельности соответствующих методов. Закон «О бухгалтерском учете» разделения финансового и управленческого учетов не предусматривает, из чего вытекает единство их методов — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения. На деле же они полностью функционируют только в рамках финансовой бухгалтерии. Для целей управленческого учета широко используются математические и статистические методы, приемы экономического анализа и т. п., в то время как утвержденный законодательством метод обязательным не признается.

Регламентация налогового учета в одной из глав НК РФ, посвященной налогу на прибыль, не позволяет перенести его метод на иные налоги и сборы России, поэтому факты хозяйственной деятельности, обработанные с его помощью, создают информационную базу лишь по налогу на прибыль. Для расчета и составления отчетности по другим платежам необходимо использовать исходные или трансформированные сведения бухгалтерского финансового учета.

Современное состояние учета в России характеризуется тяготением к обособлению его подсистем. Это обусловливается следующими причинами:

— наука бухгалтерского учета рассматривает их как различные области познания и направления исследования;

— международные стандарты финансовой отчетности являются гарантом и мерилом качества бухгалтерской информации, которое может быть обеспечено только при отсутствии давления тех или иных групп заинтересованных пользователей (в частности, налоговых органов) на процесс ее формирования;

— в процессе реформирования национального учета в соответствии с МСФО необходимо

■ ► Трансформация данных —► Поступление и обработка данных —► Передача информации

Рис. 1. Соотношение бухгалтерского (финансового и управленческого) и налогового учетов в современных условиях

принимать во внимание, что стандарты были разработаны в условиях раздельного существования управленческого и финансового учетов и нацелены на последний;

— в условиях глобализации следует учитывать тенденции развития учета в экономически развитых странах, где параллельное существование налоговой и бухгалтерской систем доказало свою жизнеспособность, благотворно сказавшись на качестве бухгалтерской отчетности и налогообложения.

Исходя из Концепции бухгалтерского учета в России, которая «основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности» , автор считает необходимым поддерживать выявленную тенденцию. Это требует осуществления ряда мероприятий в отношении нормативного обеспечения учета.

обособление финансового, управленческого и налогового учетов — путь к созданию интегрированной системы учета организации

Государственное регулирование управленческого учета и управленческой отчетности противоречит сущностному их содержанию, а также не предусмотрено международными стандартами. В существующем виде бухгалтерское законодательство содержит редкие косвенные свидетельства наличия у организаций права на индивидуальный подход при организации и ведении управленческого учета в виде возможности самостоятельной разработки форм внутренней отчетности (п. 5 ПБУ 1/98), исключения из области применения некоторых стандартов внутреннего учета и отчетности (п. 2 ПБУ 11/2008), установления общих положений по управленческой отчетности (§ 2.1 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом

Минфина России от 01.07.2004 №180.) и др. Разработанный на основании данных позиций порядок управленческого учета закрепляется внутренними нормативными актами (в частности, приказом по учетной политике). Согласно ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете» такие документы «не должны противоречить актам и методическим указаниям Минфина России», что ограничивает права организаций на применение инициативных и творческих способов внутреннего учета.

Решение проблемы лежит в признании разделения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий с установлением в отношении каждого цели, задач, предмета и объекта, метода и т. п. на уровне федерального закона. При этом решение вопроса о создании системы управленческого учета, а также о порядке ее создания и функционирования должно быть отнесено к обязанности руководителя и главного бухгалтера. Свобода всегда предполагает ответственность за последствия совершенных действий. В данном случае ответственность за соблюдение установленных Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации цели и принципов бухгалтерского учета, выполнение требований к бухгалтерской информации, так как именно они обеспечивают полезность сведений. Вторым по важности ориентиром должна быть разумная рациональность: не следует для каждого объекта разрабатывать способ учета, отличный от используемого в финансовом учете, если этого не требуется для удовлетворения потребностей управления. Способы финансового учета описаны в утвержденных Минфином России положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету, в методических рекомендациях и указаниях, в прочих нормативных актах. В статьи, регламентирующие область их действия, следует внести указание на право организации самостоятельно решать вопрос о применении данного документа в отношении управленческого учета и в случае принятия положительного ответа обязать полностью соблюдать его требования, без отступлений. Порядок ведения управленческого учета должен быть зафиксирован в виде учетной политики.

По вопросу активизации начатого процесса отделения налогового учета от бухгалтерского автор солидарен с мнением И. Р. Сухарева и О. А. Сухаревой . Ввиду нарушения системного подхода реформа налоговой системы привела больше к негативным, чем к позитивным последствиям:

расходы на ведение учета несоразмерно возросли, а финансовая отчетность все еще находится под пристальным контролем со стороны ФНС России. В условиях гармонизации национальных и международных стандартов отказ от идеи обособления налогового учета нецелесообразен, поэтому решение проблемы кроется в нивелировании полученных отрицательных результатов. Рекомендуемые для этого различными специалистами мероприятия направлены преимущественно на установление четких разграничений между бухгалтерским и налоговым законодательством:

— системный подход требует установления общих положений по налоговому учету в отдельной главе первой части НК РФ, что позволит распространить их на все без исключения виды платежей; в главах второй части НК РФ целесообразно прописать особенности организации и ведения налогового учета по конкретным налогам (сборам);

— исключение из актов налогового законодательства норм, ставящих расчет налоговых платежей в зависимость от информации бухгалтерского учета, расширит его вариативность, сделает возможным применение профессионального суждения;

—устранение связи между ответственностью за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и налоговыми последствиями обеспечит новые критерии качества отчетности — степень полезности информации, а состав «контролеров» будет включать все категории заинтересованных пользователей.

Взаимодействие управленческого, финансового и налогового учетов можно будет представить в виде схемы (рис. 2). Информационные базы управленческого и финансового учетов частично совпадают, так как они являются тесно взаимосвязанными подсистемами бухгалтерского учета в целом, и для ведения первого могут применяться методы второго. Налоговый учет и его информационная база должны занять совершенно обособленное положение. Связь между ним и бухгалтерским учетом допустима только в форме взаимной передачи сведений, но не их трансформации (например, информация о рассчитанной сумме налога необходима в финансовом учете для отражения ее на счетах, а в управленческом учете — для планирования расходов организации).

Необходимо особо подчеркнуть, что разделение учетных систем предполагается осуществлять исключительно на нормативно-правовом и институциональном уровне, не затрагивая содержательной части тех или иных правил. Законода-

Поступление и обработка данных Передача информации

Рис. 2. Соотношение бухгалтерского (финансового и управленческого) и налогового учетов после осуществления предлагаемых мероприятий

тельство должно (где это возможно) предлагать схожие для ведения бухгалтерского, финансового и налогового учетов методы. Тогда каждый хозяйствующий субъект будет самостоятельно определять баланс между выгодой от применения различных, но наиболее полно удовлетворяющих запрос каждой подсистемы, способов и необходимостью рационализации всего процесса.

Описанный подход к обособлению финансового, управленческого и налогового учетов представляется автору именно той «золотой серединой», которая позволит решить существующие проблемы их взаимоотношений, будет способствовать распространению международно признанных стандартов финансовой отчетности и обеспечит создание рационально интегрированной системы учета внутри каждого хозяйствующего субъекта.

Список литературы

1. Яковлева А. Управленческий учет: история и перспективы развития // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. № 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сухарев И. Р., Сухарева О. А. Препятствия в законодательстве Российской Федерации для создания нормативной базы применения международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 1 — 12.

3. Белова Е. Л. О взаимодействии систем бухгалтерского финансового и налогового учета // Современный бухучет. 2006. № 4.

4. Курников А. О прогрессе МСФО в мире // Интернет-издание GAAP. ru http://www. gaap. ru/biblio/gaap-ias/ compare_rus2/120.asp

5. Серов М. Идеалы и идеология управленческого учета // Консультант. 2007. № 27.

6. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: объекты, методы, задачи // Современный бухучет. 2004. № 11.

7. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете».

8. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

Каждый руководитель обязан уметь читать финансовую отчетность. Это позволяет принимать правильные решения и рассчитывать план развития на несколько шагов вперед. Можно вовремя обнаружить проблемы, с которыми столкнется организация, и предвидеть финансовые результаты на будущие периоды.

Главные виды финансовой отчетности, в которых нужно уметь разбираться:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • отчет о движении денежных средств;

  • отчет об изменении капитала.

Отчеты отражаются в форме нескольких таблиц и характеризуют финансовое положение компании. Все данные берутся из бухгалтерского учета. Отчеты составляют за определенный период.

Обучающий курс «Три отчета для бизнеса»

Что показывает бухгалтерский баланс

Главная форма бухгалтерской отчетности отражает финансовое и имущественное состояние компании на данный период времени. Баланс содержит самое большое количество данных, которые показаны нарастающим итогом с момента создания организации. Его анализ помогает оценить состояние активов предприятия, эффективность их размещения, отследить размер инвестиций, понять, насколько эффективно удается управлять компанией и оценить размер прибыли.

Баланс состоит из двух частей: активы и пассивы. Активы — это ресурсы, которые есть у компании. Они группируются по определенным признакам. Например, по оборачиваемости — оборотные и внеоборотные. В пассивах отражены обязательства и собственный капитал.

Суть баланса — в равновесии активов и пассивов. Если арифметическая сумма двух частей отчетности равна между собой, это означает, что компании хватает средств, имущества, чтобы погасить все кредитные обязательства. Если актив превышает пассив, то оставшаяся сумма — накопления организации (прибыль). Если пассив превышает актив, значит, у компании нет денег на погашение всех обязательств (убыток).

Что можно оценить по бухгалтерскому балансу:

  • прибыльна или убыточна организация;

  • обеспеченность компании активами;

  • структуру и состав источников формирования активов;

  • взаимосвязь между активами и пассивами;

  • структуру инвестиций и долговых обязательств;

  • возможность сохранять и наращивать капитал.

Анализ отчета о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах — часть годовой финансовой отчетности, которая показывает сумму доходов и расходов за период. Его также называют отчет о прибыли и убытках. Разность между доходами и расходами — чистая прибыль организации.

В документе в виде таблицы представлены разные показатели, которые в итоге дают результат — прибыль или убыток. Основные показатели: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы — они формируют финансовый результат от продаж. Далее представлены прочие доходы и расходы и формируется итог «финансовый результат до налогообложения». После вычета налога на прибыль в отчете виден итоговый результат — чистая прибыль (убыток).

Из отчета вы получаете важную информацию:

  • является ли компания прибыльной;

  • размер прибыли (убытка);

  • структура доходов и расходов организации.

Что отображает отчет о движении денежных средств

Таблица показывает движение денежных средств предприятия — откуда они поступили и куда были израсходованы. В российской практике прямо указаны статьи движения. Отчет включает разделы:

  1. Денежные потоки от текущих операций — движение средств по основной деятельности компании.

  2. Потоки от инвестиционной деятельности — откуда приходят и куда движутся инвестиции, направленные на основные средства, нематериальные активы и т.д.

  3. Потоки от финансовых операций — движение денег по привлечению финансирования. Здесь отображаются потоки заемных средств и личные средства собственников.

Отчет показывает, сколько денег использовано в определенный период времени. Он позволяет оценить:

  • краткосрочную ликвидность предприятия на данный момент;

  • долгосрочную кредитоспособность компании;

  • структуру расходов — на что предприятие тратит деньги в данный момент;

  • будущую отдачу от вложений в бизнес.

Что вы узнаете из отчета об изменении капитала

Этот отчет показывает структуру и изменение собственных средств предприятия. Он выглядит как таблица, в которой указаны составляющие капитала: уставный, резервный, нераспределенная прибыль, акции, выкупленные у инвесторов. В каждой строке указывают сумму капитала на конкретный период. Можно проследить, как изменяется значение за отчетный период за счет получения прибыли, выпуска акций или других операций с капиталом.

Отчет об изменении капитала есть смысл составлять только по итогам года. Его могут не составлять малые предприятия, если посчитают, что в форме нет важной информации для оценки деятельности.

Выводы

Уметь читать бизнес-отчетность — обязанность руководителя. Самые важные документы — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они показывают состояние активов, обязательств и собственного капитала на данный момент и позволяют понять, прибыльна ли на данный момент организация. Отчет о движении денежных средств показывает, откуда приходят деньги и куда расходуются. Отчет об изменении капитала — необязательный документ для малого бизнеса, но он наглядно демонстрирует, как меняется собственный капитал компании со времени открытия бизнеса.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Шидов А.Х. 1 Гедгафова И.Ю. 1 Маирова Ф.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Проведен анализ методик постановки системы управленческого учета на предприятиях консервной отрасли. Изучены нюансы производственного процесса на консервных предприятиях, оказывающие влияние на функционирование управленческого учета. В результате проведенного анализа, внедрение системы управленческого учета в данной отрасли разделено на 11 этапов. На первых этапах разрабатывается финансовая структура компании, корректируются формы первичных документов, план счетов управленческого учета, справочников мест возникновения затрат и проведение попередельного расчета себестоимости. Затем производится корректировка методик отнесения расходов, решение специфических задач, разработка методологической поддержки внедрения управленческого учета, а также тестирование и корректировка системы управленческого учета. Последний этап – работа с системой управленческого учета – предполагает как ведение, так и отладку системы управленческого учета в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей. 168 KB рынок плодоовощной консервации стратегия развития перерабатывающей промышленности консервная промышленность управленческий учет 1. Баханькова, Е.Р. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Е.Р. Баханькова. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. – 255 c. 2. Вахрушева, О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / О.Б. Вахрушева. – М.: Дашков и К, 2012. – 252 c. 3. Воронова, Е.Ю. Управленческий учет: учебник для бакалавров / Е.Ю. Воронова. – М.: Юрайт, 2013. – 551 c. 4. Иванов, В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента / В.В. Иванов, О.К. Хан. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 208 c. 5. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет. – М. : Юристъ, 2006. – 618 с. 6. Калиновский, С.А. Управленческий учет и анализ использования технологической оснастки. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 156 c. 7. Молчанов, С.С. Управленческий учет за 14 дней. Экспресс-курс / С.С. Молчанов. – СПб.: Питер, 2013. – 480 c. 8. Сергеева, И.А. Управленческий учет в сельском хозяйстве: учебник / Л.И. 9. Хоружий, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторова, И.А. Сергеева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 207 c. 10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: монография. – 3-изд. – М.: ЮНИТИ, 2002. Консервная промышленность, как и другие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, обладает целым рядом специфических особенностей, в числе которых жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками, правильная организация и развитие производства.

Очевидно, что при наличии значительных масштабов производства, большой численности персонала и, как следствие, сложной организационной структуры, принятие решений становится сложной задачей, для эффективного решения которой необходимо обеспечение менеджеров своевременной и точной информацией о текущем состоянии, перспективах и проблемах. Внедрение управленческого учета позволит сделать планирование и прогнозирование более эффективным .

Очевидно, что внедрение управленческого учета должно сопровождаться внедрением информационной технологии, обслуживающей систему управленческого учета, причем такое внедрение должна осуществлять компания, которая имеет опыт в данном вопросе и может провести корректировку типовой версии под конкретные нужды предприятий консервной отрасли.

Цели внедрения системы управленческого учета на предприятиях консервной отрасли представлены:

  • эффективным управлением издержками на предприятии;
  • более точным расчетом себестоимости и анализом показателей безубыточности;
  • получением сопоставимых показателей для планирования и учета.

Данные цели вполне достижимы и не требуют внедрения интеллектуальных информационных систем.

Рис.1. Ход работ по внедрению системы учета

Рассмотрим этапы внедрения управленческого учета на предприятиях консервной отрасли на примере ООО «Агро+».

ООО «Агро+» является крупнейшей компанией на территории СКФО, осуществляющей переработку и консервацию овощной продукции.

1 этап — разработка финансовой структуры компании.

Прежде всего, необходимо определить места возникновения затрат.

Согласно организационной структуре ООО «Агро+» можно выделить следующие места возникновения затрат:

  1. Снабжение.
  2. Производство.
  3. Сбыт.
  4. Управление и администрирование.
  5. Качество.
  6. Маркетинг.
  7. Финансы.

Таким образом, производится выявление всех направлений, по которым возникают затраты. Возможно и более подробное деление мест возникновения затрат, но в связи с тем, что данное предприятие можно отнести к крупным, то более мелкое деление будет нецелесообразно, хотя если в процессе эксплуатации будет выявлена необходимость получать информацию из конкретных подразделений, то при проектировании следует учесть такую возможность.

2 этап — корректируются формы первичных документов, и разрабатывается рабочий план счетов для целей управленческого учета.

Чтобы подготовить качественную информацию в рамках управленческого учета необходимо в первичные документы внести дополнительные пункты, которые требуются для составления аналитических отчетов. Так как прежде информация подготавливалась только для нужд бухгалтерского учета, то требуется провести тщательный анализ (согласно выделенным местам возникновения затрат) необходимости внесения изменений (но это не значит, что требуется изменять все первичные формы, возможно требуется внесение незначительных корректировок). За данный этап ответственность должны нести директор по экономике, директор по финансам, главный бухгалтер.

Разработка управленческого плана счетов является значимым этапом в процессе построения системы управленческого учета, т.к. он выступает фундаментом для учетной политики и одновременно регистром хранения данных. То, с какой детализацией и в какой группировке будут выделены отдельные счета, определит возможность получения данных в управленческих отчетах.

Важными факторами, влияющими на построение управленческого плана счетов предприятия, являются: взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета, специфика производства и способ ведения оперативного учета.

3 этап — составление справочника мест возникновения затрат.

Фактически при проектировании системы мест возникновения затрат необходимо тщательно выбрать, какие именно показатели будут учитываться при сопоставлении, на какие следует обратить внимание.

К примеру, когда речь пойдет непосредственно о консервном производстве, необходимо будет провести учет не только собственно производства, но и сельскохозяйственного участка и участка сельскохозяйственной техники, транспортного цеха, затрат на упаковку, бухгалтерские затраты, затраты на продвижение и сбыт и т.д., то есть в данном пункте проводится выделение конкретных пунктов мест возникновения затрат.

4 этап — проведение попередельного расчета себестоимости.

Именно на данном этапе следует учесть, что на предприятиях консервной отрасли не просто происходит выращивание сельскохозяйственной продукции, но именно такой, которая идет в дальнейшем на переработку, ведь главный продукт предприятия — консервы. Поэтому следует учесть все виды производимой продукции, классифицировать их и рассчитать себестоимость по каждому виду продукции, ведь именно контроль себестоимости и возможность ее снижения выступают в качестве одной из трех поставленных перед внедрением управленческого учета задачей. Также это важно для понимания перекрестных затрат, так как одни и те же затраты будут распределяться между разными видами продукции.

5 этап — корректировка методики отнесения расходов по функциям, методики отнесения накладных расходов на продукцию.

Данный этап очень важен для формирования управленческого учета, так как чтобы корректно свести все имеющиеся сведения в учетную систему, необходимо проведение четкой регламентации порядка сведения всех показателей в единую систему, проверка всех расчетных формул, их применимость именно в целях принятия решений. Необходимо тщательно анализировать и учитывать в себестоимости те затраты, что формируются во вспомогательных производствах, так как их отнесение на себестоимость происходит не сразу, а через несколько операций, а иногда именно расходы вспомогательных производств можно минимизировать, что положительно скажется на себестоимости продукции.

6 этап — формирование методики проведения маржинального анализа и анализа безубыточности.

Важно использовать наиболее эффективные методики, причем не просто их прописать в нормативных документах, но и провести обучение той части персонала, что будет ими пользоваться. Своевременный контроль безубыточности, особенно при планировании и прогнозировании, может существенно упростить принятие решений, своевременно выявить проблемные участки и провести корректировку промышленной, сбытовой или маркетинговой политики.

7 этап — решение специфических задач.

На данном этапе проводится анализ конкретных проблем, присущих предприятиям консервной отрасли, которые связаны с кадровой политикой, производством, особенностями производства консервов и т.д. Работа в данном направлении должна вестись абсолютно всеми службами, так как именно их руководители наилучшим образом знают особенности своих служб, могут донести наиболее глобальные проблемы до руководства предприятия.

8 этап — разработка методологической поддержки внедрения управленческого учета.

На данном этапе проводится тщательная работа с компанией, которая будет осуществлять внедрение системы управленческого учета (то есть с той, которая будет разрабатывать информационную систему, или проводить коррекцию на основе типовой платформы). Причем работу на данном этапе необходимо начинать как можно раньше, так как своевременный учет мест возникновения затрат, их классификации и проводимых корректировок необходимо учитывать уже на этапе разработки, чтобы на этапе внедрения было меньше корректировок, или они были бы более простыми.

Фирма ООО «Агро+» должна предоставить новые первичные документы, формулы расчета безубыточности, проведения маржинального анализа, расчета себестоимости.

9 этап — подведение предварительных итогов.

На данном этапе происходит тестирование созданной системы управленческого учета, выявляются возникающие как логические, так и технические проблемы.

10 этап — корректировка системы управленческого учета.

На данном этапе все отмеченные недоработки устраняются, происходит доведение системы до идеального уровня. При этом одновременно производится обучение персонала — пользователей управленческого учета работе в системе, настройка сетевой версии и при необходимости версии, позволяющей работать с системой удаленно.

11 этап — работа с системой управленческого учета .

Это последний этап внедрения, после которого система управленческого учета начинает функционировать в штатном режиме, но очевидно, что могут возникнуть проблемы в работе системы, будут найдены новые важные показатели и т.д. Тем не менее созданная система управленческого учета будет базой, платформой для внедрения последующих изменений.

Таким образом, внедрение управленческого учета на предприятиях консервной отрасли может быть проведено в 11 этапов с привлечением сторонней фирмы, занимающейся настройкой программного обеспечения. При проектировании системы должна быть учтена специфика консервного производства, что выразится в учете пользователей управленческой информации, учете специфики производства и формирования издержек, формирования себестоимости продукции.

Тем не менее большая часть этапов характерна для всех типов производств.

Внедрение системы управленческого учета на предприятиях консервной отрасли позволит получать детальную аналитику по всем видам продукции, проводить анализ себестоимости по каждому виду продукции и по товарным группам, возможности оценки убыточности производства.

Выделение мест возникновения затрат будет способствовать более тщательному пониманию проблем и учету затрат, которые оказывают влияние в большей или меньшей степени.

Очень удобным будет то, что система учета автоматизирована, а, следовательно, полученная информация будет иметь наиболее комфортный для пользователя вид (таблица, диаграмма, график и т.д.).

Следует отметить, что консервной отрасли присуща определенная сезонность, что также следует учесть при разработке системы управленческого учета, так как она будет оказывать влияние на финансовый результат и затраты.

Разработку информационной системы управленческого учета на предприятиях консервной отрасли можно осуществить на платформе 1С: Предприятия, на которых осуществляется ведение бухгалтерского учета, доставив лишь специальный модуль.

Также существует программное решение 1С: Совместимо, данный модуль позволит свести воедино систему бухгалтерского учета по российским и международным стандартам, а также осуществить ведение управленческого учета.

Рецензенты:

Мисаков В.С., д.э.н., профессор, заведующий отделом «Прогнозирование и устойчивое развитие» ФГБУН Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, г. Нальчик;

Казанчева Х.К., д.э.н., профессор, в. н. с. «Прогнозирование и устойчивое развитие» ФГБУН Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, г. Нальчик.

Библиографическая ссылка

Шидов А.Х., Гедгафова И.Ю., Маирова Ф.В. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОНСЕРВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19463 (дата обращения: 27.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Успешность организации управленческого учета на предприятиях определяется, прежде всего, существующей внутренней нормативной базой, устанавливающей порядок учета. К основным документам, регламентирующим систему управленческого учета на практике, можно отнести: корпоративный стандарт управленческого учета; положение об управленческом учете, инструкции по ведению управленческого учета, план счетов управленческого учета; систему кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т. д.; порядок документооборота при ведении управленческого учета.

Государственное закрепление управленческого учета в законодательстве РФ отсутствует. Ведение управленческого учета осуществляется по решению менеджмента предприятия и регулируется корпоративными нормативными актами. Поэтому разработка внутренних правил учета на предприятиях видится весьма актуальной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить цели и задачи системы управленческого учета.

2. Описать на примере положения об управленческом учете процедуру разработки рабочего документа предприятия, регламентирующего функционирование системы управленческого учета.

3. Разработать на основе предложенных рекомендаций положение об управленческом учете.

Под управленческим учетом понимается информационная подсистема системы управления, включающая в себя количественные и качественные, финансовые и нефинансовые данные, обеспечивающая руководителей разных уровней управления предприятием информацией, необходимой для эффективного управления.

Система учета предприятия состоит из следующих видов учета: экономического (бухгалтерский, налоговый, статистический, финансовый и оперативный) и специального (маркетинговый, производственный, кадровый и др.). Система учета на предприятии (как подсистема информационного обеспечения управления) рассматривается нами в виде многоуровневой структуры (рис. 1).

Рис. 1. Графическая модель управленческого учета в системе управления предприятием

На первом, низовом, уровне находятся бухгалтерский, оперативный и финансовый учеты. На втором уровне — налоговый и статистический учеты. На третьем — управленческий учет. Первичная документация поступает в бухгалтерский, оперативный и финансовый учеты. На уровне налогового, а также статистического учетов сводная информация обрабатывается по определенным законодательством правилам и передается внешним пользователям. Информация с первого и второго уровней, определенная внутренними регламентами, передается на следующий уровень — управленческого учета. На этом уровне информация анализируется и в определенной форме передается внутренним пользователям. Информация на этапе управленческого учета должна обладать свойством релевантности. Образно говоря, по нашему мнению, управленческий учет представляет собой некую условную призму, проходя через которую информация преломляется и предстает в необходимой и заранее определенной субъектом управленческого учета форме.

Таким образом, управленческий учет занимает собственное место в информационной подсистеме управления предприятием, и он существует в определенных взаимосвязях с институциолизировавшимися видами учета (бухгалтерским, налоговым, оперативным, финансовым и статистическим).

Процедура разработки рабочего документа

Создание пакета рабочих документов, регулирующего порядок ведения управленческого учета, относится к творческой работе, предъявляющей высокие требования к разработчикам системы в части как знания теории и методологии учета, так и понимания предприятия и задач, которые намерен решать менеджмент при помощи системы управленческого учета.

В качестве внутреннего нормативного документа на предприятии применяют положение об управленческом учете. Структура его следующая:

1. Титульный лист, где указываются название документа, место и дата его разработки.

2. Область применения, где описываются:

2.1. Основные задачи. Положение устанавливает основной порядок по обеспечению руководителей предприятия на любом уровне управления релевантной информацией.

2.2. Объект регламентации. Положение регламентирует систему управленческого учета на предприятии.

2.3. Методическое обеспечение. В этом пункте дается определение (например, приведенное выше определение управленческого учета) и базовые характеристики управленческого учета:

  • источник управленческого учета;
  • организация управленческого учета;
  • стоимость управленческого учета;
  • объемы работ управленческого учета;
  • сроки выполнения управленческого учета;
  • временная направленность управленческого учета;
  • качество управленческого учета;
  • оператор управленческого учета;
  • пользователи управленческого учета;
  • экономичность управленческого учета;
  • методы, используемые в управленческом учете;
  • принципы, применяемые в управленческом учете.

2.4. Действие положения. Действие положения распространяется на деятельность всех подразделений, принимающих участие в функционировании системы управленческого учета и документообороте.

2.5. Требования к написанию положения. В положении учтены требования к написанию положений на действующем предприятии. При наличии на предприятии стандарта, регламентирующего написание подобных документов, указываются его номер и название.

3. Нормативные ссылки, где описываются:

3.1. Ссылки на внешние нормативные стандарты. В настоящем положении использованы ссылки на внешние нормативные документы: ГОСТы, ОСТы, ПБУ и т. п.

3.2. Ссылки на внутренние нормативные стандарты. В настоящем положении использованы ссылки на внутренние нормативные документы: СТП, положения, инструкции, инструктивные указания, методики и т. п.

4. Термины и определения. Чаще всего термины и определения, которые используются при написании положения, приводятся в алфавитном порядке.

5. Принятые сокращения. МВЗ — место возникновения затрат, СУУ — система управленческого учета, ЦФО — центр финансовой ответственности и др.

6. Общие положения, в которых описываются:

6.1. Степень влияния управленческого учета на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Управленческий учет является инструментом управления и косвенно участвует в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

6.2. Технология управленческого учета. При отсутствии на предприятии отдельных нормативных документов о финансовой структуре предприятия, порядке документооборота, организации движения учетных документов, плана счетов дается их описание, иначе указываются ссылки на них.

6.3. Участники управленческого учета. Определяются функции управленческого учета и ответственные за реализацию этих функций, то есть описываются действия каждого участника, отвечающего за организацию, функционирование и результативность управленческого учета.

В качестве примера можно выделить следующие функции управленческого учета: учет, контроль финансово-хозяйственной деятельности, финансово-экономический анализ, планирование.

6.4. Модель управленческого учета. Представляется графическая интерпретация управленческого учета, где определяются взаимосвязи и взаимозависимости с другими системами предприятия.

6.5. Ресурсы. Ресурсы, необходимые для осуществления управленческого учета условно можно разделить на две группы: собственно ресурсное обеспечение и интеллектуальный потенциал.

В число основных составляющих, определяющих ресурсное обеспечение, входит материальное, хозяйственное, информационное, технологическое, техническое, программно-математическое, временное и кадровое обеспечение.

В число основных составляющих, характеризующих интеллектуальный потенциал системы управленческого учета, входят методология управленческого учета; знания, патенты и т. д.; организационный и потребительский потенциалы.

6.6. Мониторинг управленческого учета

7. Содержательная часть, где описываются:

7.1. Распорядительные документы.

7.2. Взаимодействие управленческого учета со службами предприятия: поступление информации.

Система управленческого учета представляется как часть системы управления. Система управленческого учета является частью системы учета предприятия, а также частью информационной системы предприятия. Информационная система предприятия, в свою очередь, — часть системы управления. Следовательно, управленческий учет участвует в функциональном распределении деятельности между управленческими службами. При описании системы управленческого учета учитываются процессы управления производством, их последовательность, очередность, целенаправленность, связи. Описание входной информации целесообразно представить в виде табл. 1.

Таблица 1. Перечень подразделений, поставляющих информацию

Поставщик (подразделение)

Входы: наименование

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Примечание

Отдел труда и заработной платы

Плановая численность и средняя зарплата по категориям. Плановая трудоемкость по видам продукции

Нормативы

По мере необходимости

Отдел материально-технического снабжения

Проекты МВЗ (по основным видам продукции и по вспомогательным материалам)

Проект

На год — ноябрь, ежеквартально — уточнение до 15 числа месяца, предшествующего отчетному периоду. Отчеты — ежемесячно

….

7.3. Взаимодействие управленческого учета со службами предприятия: предоставление информации. Система управленческого учета представляется как совокупность элементов, объединенных функционально и оперативно для создания информации, предназначенной для принятия решений. Элементами системы управленческого учета являются порядок операций, технические инструменты, методы использования информации, люди, структура системы. Описание выходной информации целесообразно представить в виде табл. 2.

Таблица 2. Перечень подразделений, получающих информацию

Потребитель (подразделение)

Выходы: наименование

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Примечание

Администрация предприятия

1. Бюджет поступлений от продажи продукции.

2. Бюджет оплаты расходов на маркетинговую деятельность

Бюджет поступлений.

Бюджет оплаты расходов

30 декабря — на год,

30 марта, 30 июня, 30 сентября — на квартал

7.4. Спецификация ресурсов. Совокупность необходимых ресурсов следует представить в виде табл. 3.

Таблица 3. Ресурсы, необходимые для ведения управленческого учета

Поставщик (подразделение)

Ресурс (наименование)

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Отдел кадров

Подготовленный, аттестованный, квалифицированный персонал

Штатное расписание, протокол, аттестационный лист

По мере необходимости

Финансовый отдел

Зарплата

Платежная ведомость

Ежемесячно

Административно-хозяйственный отдел

Обслуживания зданий (помещений)

Акт на выполненные услуги, акт приема-передачи

Постоянно

Связь

Связь

Постоянно

8. Сведения об авторах. Указываются должность авторов и телефон.

9. Лист согласования. Положение об управленческом учете согласовывается с руководителями структурных подразделений — участников разрабатываемого положения и утверждается генеральным директором предприятия.

10. Лист ознакомления с положением (табл. 4).

Таблица 4. Лист ознакомления с положением об управленческом учете

Номер документа

Номер изменения

Ф. И. О.

Должность

Подпись

Дата ознакомления

Таким образом, с учетом вышесказанного и исходя из практического опыта мы приходим к выводу, что разработка положения об управленческом учете позволяет систематизировать действующие на предприятиях отчетность и планирование. При разработке системы нормативной документации об управленческом учете следует, насколько возможно, подробно описать предмет учетных операций, нестандартные ситуации, привести примеры. Чем детальнее описывается учетный процесс, тем меньше возникает проблемных ситуаций в процессе функционирования системы управленческого учета. Однако при разработке регламентов следует нормировать только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии стандартам.

Необходимо помнить, что по мере развития предприятия любые рабочие документы со временем устаревают, поэтому для успешного функционирования предприятия требуется своевременно вносить изменения в существующие регламенты или разрабатывать новые правила и нормы.

Положение об управленческом учете

В соответствии с предложенной процедурой разработки рабочего документа по управленческому учету разработаем положение об управленческом учете на примере конкретного предприятия.

Размещается на фирменном бланке предприятия

1. Область применения

1.1. Настоящее положение устанавливает основной порядок по обеспечению руководителей предприятия на любом уровне управления релевантной информацией.

1.2. Положение регламентирует систему управленческого учета на предприятии.

1.3. Методическое обеспечение.

В качестве пользователей управленческого учета на предприятии выступают:

  • высшее руководство;
  • руководство структурных подразделений всех уровней;
  • специалисты.

Экономичность управленческого учета определяется как отношение расходов на управленческий учет к получаемому от управленческого учета выигрышу.

При ведении управленческого учета на предприятии используются методы:

1.4. Действие положения распространяется на деятельность всех подразделений, принимающих участие в ведении управленческого учета и документообороте.

1.5. В положении учтены требования к написанию положений на действующем предприятии № 20/2006 «Стандарт по написанию внутренних регламентов на предприятии ООО «Персона».

2. Нормативные ссылки

При написании положения использовались следующие нормативные документы:

  • Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая (приняты Государственной Думой РФ 16 июля 1998 г. и 19 июля 2000 г.);
  • ГОСТР ИСО 9000–2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» и др.

3. Термины и определения

3.1. В положении используются следующие определения: бюджет, контрольные точки, мониторинг, поставщик, потребитель, результативность, принятые сокращения.

4. Общие положения

Движение учетных документов на предприятии организовано следующим образом. Консолидированная информация переносится из бухгалтерской базы данных в управленческую по тем операциям, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути. Если же такого соответствия нет, то каждая проводка, переносимая в управленческие регистры, рассматривается отдельно. При этом если в УУ отражены консолидированные данные, то полноценные управленческие отчеты получаются при использовании и управленческой, и бухгалтерской базы данных (например, аналитический отчет по конкретному поставщику формируется исключительно по данным бухгалтерского учета).

На предприятии выделяются следующие функции управленческого учета (УУ):

  • Учет. Одной из ключевых функций УУ является обеспечение оперативного, полного и достоверного учета ресурсов предприятия (материальных, финансовых и человеческих) с целью осуществления контроля и повышения эффективности их использования.
  • Контроль финансово-хозяйственной деятельности. Задачи данного контроля — обеспечение целостности финансовой информации, касающейся деятельности предприятия и его активов; мониторинг и измерение ключевых показателей деятельности; инициализация корректирующих действий, необходимых для достижения запланированных результатов деятельности.
  • Финансово-экономический анализ, задачами которого являются оценка абсолютных показателей, финансово-экономического состояния предприятия, рентабельность оборота, структура затрат и т. д.
  • Планирование, под которым понимается процесс распределения ресурсов во времени.

Указанные функции УУ реализуются оператором УУ вместе с сотрудниками предприятия по функциональным направлениям.

4.4. Схема взаимодействия оператора УУ с подразделениями предприятия представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия оператора управленческого учета с подразделениями предприятия

4.5.Ресурсы, необходимые для осуществления УУ, представлены в табл. 5.

Таблица 5. Характеристика ресурсов

Поставщик ресурсов/ (подразделение)

Ресурс:

(наименование)

Сроки и периодичность представления

Ресурсное обеспечение

Финансовый отдел

Денежные средства на оплату труда оператора

Ежемесячно

Отдел хозяйственного обеспечения

Помещение

Единовременно

Тепло-, электро-, водоснабжение

Ежемесячно

Отдел материально-технического обеспечения

Мебель, канцелярские товары

По мере необходимости

Расходные материалы

Оргтехника

Отдел информационных технологий

Программное системное обеспечение

Единовременно

Обслуживание оргтехники

Постоянно

Прикладное программное обеспечение

По мере необходимости

Оператор

Алгоритмы решения учетно-управленческих задач

Постоянно

Администрация предприятия

Временное обеспечение

По мере необходимости

Отдел персонала

Операторы управленческого учета

По мере необходимости

Пользователи управленческого учета

Обслуживающий персонал

Интеллектуальный потенциал

Оператор

Методология управленческого учета

Постоянно

Отдел маркетинга

Организационный потенциал: структура органов управления, организационная культура, бренды, товарные знаки

Постоянно

Потребительский потенциал: связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами

4.6. Мониторинг УУ осуществляется по Методике диагностирования УУ на предприятии № 112. Исполнителем мониторинга УУ является оператор УУ. Контроль за выполнением УУ осуществляет генеральный директор. Результативность УУ оценивается в каждой контрольной точке по показателям (табл. 6, 7).

Таблица 6. Показатели ресурсного обеспечения управленческого учета

Контрольные точки

Перечень возможных показателей

Материальное обеспечение

Фонд заработной платы, выделенный на управленческий учет

Фонд оплаты труда обслуживающего персонал

Хозяйственное обеспечение

Оборудование производственных помещений

Содержание инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение)

Хозяйственное обеспечение условий труда

Информационное обеспечение

Количество входных потоков информации (по видам)

Способы хранения, передачи, накопления, поиска, обновления информации

Технологическое обеспечение

Автоматизированное программное обеспечение

Коммуникационные средства

Техническое обеспечение

Средства для организации совместной работы

Коэффициент автоматизации труда

Суточная производительность технических средств

Технический уровень средств труда

Программно-математическое обеспечение

Программная организация управленческого учета

Ресурс времени

Задается субъектом управленческого учета

Кадровое обеспечение

Численное обеспечение (структурное обеспечение, квалификация персонала, опыт персонала, личностные свойства персонала)

Производительность персонала

Обучаемость персонала

Текучесть персонала

Используемость результатов управленческого учета

Удельный вес управленческого персонала в обшей численности

Коэффициент эффективности управления

Таблица 7. Показатели интеллектуального потенциала управленческого учета

Контрольные точки

Перечень возможных показателей

Методология

Наличие документов, регламентирующих ведение управленческого учета

Качество исполнения и оформления документов

Знания

Нематериальные активы

Система управления знаниями

Система управления документооборотом

Организационный потенциал

Качество организационной структуры

Рациональное распределение работы между исполнителями (качество организации выполняемой работы)

Качество организации работ

Организационная культура

Оценка организации сторонними организациями

Стабильность организации

Потребительский потенциал

Успешность предприятия с точки зрения потребителей

5. Содержательная часть

5.1. Порядок предоставления исходной документации, а также сроки и ответственные за ее предоставление определяется ежегодным приказом по предприятию «Ведение УУ».

Порядок действий (процесс) УУ в блок-схеме представлен на рис. 3. Постановка задачи и принятие решений выполняются пользователями УУ и выходят за рамки процесса УУ.

Рис.3. Процесс управленческого учета

5.2. Описание поступающей информации в УУ от подразделений представлено в табл. 8.

Таблица 8. Перечень поставщиков управленческого учета

Поставщик (подразделение)

Входы: наименование

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Примечание

Финансово-экономический отдел

Плановая численность и средняя зарплата по категориям. Плановая трудоемкость по видам продукции

Нормативы

По мере необходимости

Бухгалтерский отдел

Расходы на налоги. Фактические данные

Справки

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

Отдел материально-технического снабжения

Проекты МВЗ (по основным видам продукции и по вспомогательным материалам)

Проект

На год — ноябрь, ежеквартально — уточнение до 15 числа месяца, предшествующего отчетному периоду. Отчеты — ежемесячно

Отдел хозяйственного обеспечения

Расходы на энергозатраты. Расходы на содержание и обслуживание оборудования

Энергобаланс

Проект

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

Отдел маркетинга

Заключенные договоры

Договора

По мере заключения

Коммерческие расходы

Проект

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

Отдел персонала

Расходы на подготовку кадров

Проект

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

Отдел информационных технологий

Расходы по вычислительным работам

Проект

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

Производственный отдел

Проекты МВЗ

Проект

На год, на месяц; отчеты — ежемесячно

5.3. Описание выходной информации УУ в подразделения предприятия представлено в табл. 9.

Таблица 9. Перечень потребителей управленческого учета

Потребитель (подразделение)

Выходы: наименование

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Примечание

Администрация предприятия

Бюджет доходов и расходов.

Бюджет движения денежных средств

Бюджет поступлений.

Бюджет оплаты расходов

30 декабря — на год, 30 марта, 30 июня, 30 сентября — на квартал

Руководители структурных подразделений

Справка «Технико-экономические показатели подразделения».

Лимиты на затраты подразделений.

Бюджеты ЦФО и МВЗ

Справка «Технико-экономические показатели предприятия»

Ежемесячно 1 числа

Специалисты

Аналитические справки

Свободная форма

По мере необходимости

5.4. Спецификация ресурсов представлена в табл. 10.

Таблица 10. Спецификация ресурсов

Поставщик

(подразделение)/

ответственное лицо

Ресурс:

(наименование)/ нормативный документ

Формы представления

Сроки и периодичность представления

Финансово-экономический отдел/директор по экономике и финансам

Зарплата/Положение об оплате труда

Платежная ведомость

Ежемесячно

Отдел хозяйственного обеспечения/начальник отдела

Обслуживание зданий (помещений)

Акт на выполненные услуги, акт приема-передачи

Постоянно

Связь (внутренняя, междугородняя, мобильная)

Связь

Постоянно

Отдел материально-технического обеспечения/ начальник отдела

Мебель, канцтовары, расходные материалы

Требование-накладная

По мере необходимости

Отдел информационных технологий/начальник отдела

Обслуживание оргтехники

Акт о выполненных работах

Постоянно

Отдел персонала/начальник отдела

Подготовленный, аттестованный, квалифицированный персонал

Штатное расписание, протокол, аттестационный лист

По мере необходимости

Администрация/генеральный директор

Время

Установленные сроки

Оператор управленческого учета/оператор управленческого учета

Методология управленческого учета

Положения, инструкции, методики по ведению управленческого учета

По мере необходимости

Отдел маркетинга/начальник отдела

Организационный и потребительский потенциалы/

Организационная структура управления, организационная культура, договоры на выполнение работ/услуг сторонними организациями

По мере необходимости

5.5. Разработчик

Оператор УУ _____________ / Ф. И. О., телефон: __________

6. Лист согласования

Согласовано:

Директор по экономике и финансам _____________ / Ф. И. О.

Начальник отдела персонала _____________ / Ф. И. О.

Начальник бухгалтерского отдела _____________ / Ф. И. О.

Начальник финансово-экономического отдела _____________ / Ф. И. О.

Начальник отдела информационных технологий _____________ / Ф. И. О.

Начальник хозяйственного обеспечения _____________ / Ф. И. О.

Начальник материально-технического обеспечения _____________ / Ф. И. О.

Начальник отдела маркетинга _____________ / Ф. И. О.

7. Лист ознакомления с положением (табл. 11)

Таблица 11. Лист ознакомления с положением об управленческом учете

Номер документа

Ф. И. О.

Должность

Подпись

Дата ознакомления

Положение об УУ

Валиулова Алсу Раисовна

Оператор (исполнитель)

Полный текст статьи читайте в журнале «Справочник экономиста» № 6 (2008)]

Проект Методических рекомендаций «Цели и задачи управленческого учета». М.: Министерство экономического развития и торговли, 2002.

Бабенкова Т.В., Сафаров А.В. Учет в управленческих целях: некоторые особенности // Управленческий учет. 2006. № 5. С. 94–108.

Принципы управленческого учета: курс лекций / Б. Райдер. Магадан: Изд-во МПУ,1997.

См. выше.