Понятие социальная защита населения

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 354-76-92 e-mail: cafedraetr@mail.ru

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом

ШАРИН Валерий Иванович

Социальные риски как угрозы социальному положению

и защита от них

Ключевые слова социальные риски; механизмы социальной защиты от рисков; группы социальных рисков; особенности российской системы противостояния социальным рискам.

Выделены социальные риски и особенности их воздействия на социальное положение. Обоснован общественный характер механизмов противостояния социальным рискам. Построение российской системы социальной защиты населения рассмотрено в аспекте противостояния рискам.

Социальное положение людей постоянно подвергается воздействию рисков1, и это вызывает необходимость соответствующих мер защиты. Что за риски угрожают социальному положению людей, почему и как от них нужно защищаться?

Под рисками социального положения, как правило, понимают опасности и угрозы, которые ограничивают экономическую самостоятельность, социальное благополучие и вызывают отрицательные изменения (ухудшение) социального положения человека.

Социальное положение (социально-экономическое положение, общественное положение) — это положение в обществе, которое определяется совокупностью социально-трудовых, экономических, правовых и иных параметров, характерных для социальной группы или индивида. К базовым параметрам социального положения можно отнести: качество и уровень жизни, отношение к собственности; доступ к власти, социальной инфраструктуре (услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты); место в социально-трудовой сфере и т. п.

Риски по своей природе могут носить характер экономический, социальный, политический, природный, техногенный и др. Как правило, риски тесно связаны между собой, и в большинстве случаев провести четкую границу между ними сложно. По нашему мнению, в широком смысле все эти риски относятся к социальным, так как имеют, в основном, общественный, массовый характер.

Угрозы социальному положению могут носить естественный характер и обусловливаться сущностью человека как биологического вида. Это хорошо известные, предсказуемые риски. Так, в определенные жизненные периоды каждый человек закономерно имеет объективно низкий потенциал самообеспечения (детство, старость, болезни, материнство и т. п.). В случае снижения жизненного уровня до уровня, который ниже общественно признаваемого минимальным, требуется помощь общества. Чаще всего, ухудшают социальное положение жизненные ситуации и связанные с ними риски многодетности, сиротства, потери кормильца, наличия иждивенцев и др.

р 1 Под рисками в данном контексте понимаются угрозы, опасности, влекущие причинение вре-

© да, ущерба (другое толкование понятия риск — действие наудачу в надежде на счастливый исход).

6 (50) 2013

Несомненно, существуют риски ухудшения социального положения индивида, носящие личностный характер, когда угрозы человеку исходят от него самого: его поведения, образа жизни, отношения к обществу.

Нарушать социальное положение человека могут риски, связанные с особенностями его трудовой деятельности, условиями и характером труда (угрозы опасных и вредных производственных факторов) — это профессиональные риски. Они носят вероятностный, необязательный характер, однако вероятность их воздействия для определенных профессий весьма высока.

Экологические риски также могут нарушать социальное положение индивида, социальных групп. Источниками этого вида угроз являются антропогенное вмешательство в природную среду, техногенное влияние на природу, природные катаклизмы, промышленные технологии и объекты повышенной опасности.

«Модернизационные» риски, как считает известный немецкий социолог Ульрих Бек, воспроизводятся технико-экономическим развитием индустриального общества. Это угрозы нового типа — радиационного или химического заражения, наличия вредных веществ в пище, воде, воздухе, «цивилизационных болезней». Они являются продуктом передовых промышленных технологий, научно-технического прогресса и с их развитием будут возрастать.

Социальные риски рассматриваются и в узком значении понятия. Это риски нарушения социального положения, которые возникают по объективным причинам, они не зависят от индивидуального поведения и качеств человека, являются угрозами массовыми, воспроизводимыми обществом, например угрозы пандемических явлений (массовые эпидемии, голод), вынужденной миграции, войн и боевых конфликтов, революций, межнациональных конфликтов, терроризма, реформ, формы государственного устройства, политические, связанные с особенностями проводимой государством политики, риски государственного управления и др.

В настоящее время набирают силу новые социальные угрозы — риски глобализации. Процесс глобализации, связанный с техническим прогрессом, увеличением производительности труда, потребительского спроса, продемонстрировал и свои отрицательные стороны: усиление неравенства в сфере распределения доходов, снижение спроса на работников с низкой квалификацией и ухудшение положения неквалифицированной рабочей силы на рынке занятости, длительную безработицу среди этой категории граждан.

Н. Луман ввел термин «риски власти». Власть при принятии управленческих решений опирается на информацию, которая в наши дни (по различным причинам) зачастую недостоверна. Существование волн дезинформации на всех уровнях общества, включая и тот, на котором принимаются ответственные управленческие решения, позволяет выдавать желаемое за действительное, что влечет за собой шлейф ошибок в управлении. Это усиливает дезориентационные процессы в обществе, ведет к хроническому злоупотреблению властью. К рискам власти можно отнести непродуманные решения органов власти или их неадекватные действия при реализации тех или иных социально-экономических нововведений 1].

Социальные риски может порождать государственная политика, если она односторонняя и отражает интересы какого-либо класса, социального слоя, а не всего общества, политика, объективно направленная на снижение уровня жизни населения. Примеры государственной политики, воспроизводящей социальные риски, по мнению профессора Б. В. Ракитского, можно фиксировать в России с 1990-х годов. Среди них: невыплаты государством начисленных доходов (зарплат, пенсий, пособий); регулярные конфискационные меры государства применительно к населению (гиперинфляция, конфискация денежных сбережений, систематическое сокращение социальных расходов, урезание социально-трудовых прав, беспрецедентная коррупция и др.). В этом

случае «…государство действует не как демократическое и правовое, не как основной субъект защиты от социальных рисков, а как источник и фактор усугубления дополнительных социальных рисков» .

Существуют угрозы социальному положению, обусловленные конкретно-историческим устройством общества, способом его государственного устройства, характером господствующих в обществе социально-экономических отношений, которые также определяются как социальные риски. Б. В. Ракитский дает следующее определение: «Риски социальные — риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данной социальной группы или общности в данном обществе) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкрктно-историческом устройстве» . Социальные риски, подчеркивает ученый, возникают и существуют в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки.

Возникновение классового общества, имущественное расслоение, эксплуатация и другие социальные факторы, проистекающие из самого общественного устройства, стали источниками рисков для социального положения людей.

По данным социологических исследований .

Таким образом, в широком значении все существующие в обществе риски суть риски социальные, так как они затрагивают людей, жизнедеятельность которых всегда социальна. Социальная сторона есть у любых рисков, касающихся реальной жизни людей, риски в той или иной степени связаны с общественными отношениями и имеют общественную природу. Именно они, в конечном счете, ухудшают социальное положение людей. Несомненна также приоритетность общества в аспекте определения источника возникновения рисков. Главный генератор угроз социальному положению -общество. Оно постоянно производит их во всех сферах жизнедеятельности человека: социальной, экономической, политической. Социальными рисками закономерно сопровождается функционирование общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каков механизм воздействия социальных рисков? Конкретный реализованный риск дестабилизирует, ухудшает социальное положение человека, тем самым «раскрывает»

его, делает уязвимым для воздействия других угроз. Риски обусловливают, усиливают, провоцируют друг друга, вызывают цепную реакцию факторов, ухудшающих социальное положение индивида. В случае одновременного воздействия рисков проявляется их способность усиливать свое воздействие, что можно определить как кумулятивный эффект воздействия рисков.

Выделяя объективное и субъективное в угрозах социальному положению, необходимо отметить их переплетение, взаимное влияние. Так, воздействие социальных рисков как объективного фактора может провоцировать риски, связанные с личностными особенностями, например социальными патологиями. Напротив, дестабилизированное социальными рисками положение человека в обществе может быть причиной возникновения рисков субъективной природы. Так, например, потеря работы повышает риски алкоголизма, правонарушений, бездомности, одиночества, суицида и т. п.

Многие риски распределяются в соответствии со спецификой общественных классов или слоев. Возможность избегать, компенсировать вредные последствия рисков неодинакова у слоев с разным социальным положением. «История распределения рисков показывает, что риски, как и богатства, распределяются по классовой схеме, только в обратном порядке: богатства сосредотачиваются в верхних слоях, риски в нижних. По всей видимости, риски не упраздняют, а усиливают классовое общество. К дефициту снабжения добавляется чувство неуверенности и избыток опасностей. Напротив, те, кто имеет высокие доходы, власть и образование, могут купить себе безопасность и свободу от риска. Этот «закон» специфически классового распределения рисков и тем самым обострения классовых противоречий из-за концентрации рисков на стороне бедных и слабых считается до сих пор одним из центральных измерений риска» 5. С. 23].

С развитием общества нарастают противоречия между теми, кто подвержен рискам, потребляет их, и теми, кто производит угрозы и извлекает из них выгоду. По мере обострения этих противоречий общество и власть должны формировать соответствующие институты системы социальной защиты населения, вырабатывать механизмы и меры противодействия рискам, охватывающим огромные массы населения.

Характеризуя «модернизационные» риски, У Бек отмечает, что они объективно вызывают (в пределах своей досягаемости и среди попавших под их воздействие) уравнительный эффект, социальные различия становятся относительными: перед содержанием ядовитых веществ в воздухе, которым мы все дышим, падают все классово обусловленные барьеры. Параллельно с обострением ситуаций риска сужаются приватные пути спасения и возможности компенсации. «Модернизационным» рискам свойственна тенденция к глобализации, так как вместе с развитием промышленного производства идет процесс универсализации угроз, вне зависимости от того, где эти угрозы возникают. Они не признают границ и социальных различий.

Общественное производство богатства систематически сопровождается социальным производством рисков, поэтому развитие общества связано с появлением новых рисков. Их нейтрализация, предотвращение или компенсация последствий становятся важнейшими функциями защитного характера в целях сохранения устойчивости общества.

Новые риски общественного происхождения продемонстрировали свою силу, невозможность эффективного противостояния им силами «самоответственного индивида» и потребовали от общества адекватной системы противодействия, тоже социальной по своему характеру, т. е. действующей в рамках всего общества, массовой, солидарной, обязательной.

Так как каждый вид риска, ухудшающий социальное положение человека, имеет свою природу и по-разному проявляется относительно различных категорий граждан, то и формы защиты от него должны носить конкретный характер. Система социальной защиты населения должна состоять из элементов, воздействующих на конкретный

риск соответствующими механизмами при наличии особенных для каждого случая организационных и экономических основ. Каждому риску должны быть противопоставлены меры компенсирования, минимизирования или блокирования его вредного воздействия, наполненные экономическим содержанием.

В современном российском обществе, по мнению Н. А. Мешавкиной [б , существуют следующие типы социального риска: безработица; маргинализация; вынужденные миграции; преступность; выбор руководством страны социальной политики, не адекватной общественным реалиям; реализация социальных проектов и программ, не прошедших апробации и экспериментальной проверки; глубокое расслоение населения по уровню доходов; низкий уровень жизни населения; дезадаптация и низкий уровень адаптационного потенциала населения страны и др. Все эти риски активно воздействуют на социальное положение граждан.

Рассмотрим основные (наиболее распространенные) социальные риски и соответствующие им механизмы социальной защиты.

Риск заболевания связан с угрозой утраты трудового дохода в связи с временной потерей трудоспособности. Невозможность человека трудиться в период болезни компенсируется полной или частичной выплатой утраченного заработка. Экономическая основа — средства государственного внебюджетного фонда социального страхования.

Риск утраты трудоспособности, инвалидности. Лица, полностью утратившие трудоспособность, либо на период реабилитации в связи с частичной ее утратой, подвержены резкому снижению уровня жизни. Невозможность человека трудиться, самообеспечиваться общество компенсирует выплатой пенсий, пособий и иных выплат из средств государственных внебюджетных социально-страховых фондов и государственного бюджета.

Риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний связан с угрозой потери трудоспособности (частично или полностью) по месту работы. Потерявшие трудоспособность вследствие воздействия данных рисков получают соответствующие пенсии и иные компенсационные выплаты, которые обеспечивают определенный уровень жизни пострадавших, возможность реабилитации. В случае гибели на производстве выделяются пособия членам семьи в связи с потерей кормильца, посмертное пособие из средств государственных внебюджетных социально-страховых фондов и государственного бюджета.

Риск старости. По достижении определенного возраста граждане утрачивают трудоспособность и получают право на пенсионные выплаты по возрасту. Происходит частичное компенсирование предшествовавшего уровня жизни, блокируется риск материальной необеспеченности по возрасту. Экономическая основа — средства государственного внебюджетного пенсионного фонда и государственного бюджета.

Риск безработицы связан с угрозой потери работы. Невозможность гражданина трудиться и самообеспечиваться по уважительным причинам, в связи с полной или частичной утратой занятости и потерей трудового заработка, компенсируется выплатой пособия, в определенной степени возмещающего данную потерю. Риски безработицы минимизируются активными формами — программами обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, временной занятостью на общественных работах. Экономическая основа — средства государственного бюджета.

Риск потери кормильца. Потеря кормильца ведет к резкому снижению уровня жизни. Снижение жизненного уровня в случае смерти кормильца компенсируется пенсией родственникам, выплачивается посмертное пособие. Экономическая основа — средства государственных внебюджетных социально-страховых фондов и государственного бюджета.

Риск материнства. Потеря женщиной трудоспособности, расходы в связи с беременностью и родами, последующим периодом ухода за ребенком компенсируются

соответствующими видами пособий и выплат. Экономическая основа — средства государственных внебюджетных социально-страховых фондов и государственного бюджета.

Риск бедности связан с угрозой падения доходов индивида или домохозяйства до уровня, который ниже прожиточного минимума. Падение жизненного уровня до уровня, признаваемого обществом минимальным (бедность), в том числе в связи с трудной жизненной ситуацией, компенсируется пособиями до нормативно установленного минимального размера (прожиточного минимума). Экономическая основа — средства властных бюджетов.

Риск беспомощности. Неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, состоянием здоровья, иными причинами, признаваемыми обществом уважительными, ведет к резкому снижению уровня и качества жизни. Воздействие рисков компенсируется предоставлением социального обслуживания в учреждениях социальной защиты населения по установленным социальным стандартам. Услуги предоставляются платно, частично платно или бесплатно в зависимости от социального положения клиента. Экономическая база — средства властных бюджетов.

Риски недоступности. Социальное положение индивида зависит также от возможности доступа к общественной инфраструктуре (образованию, здравоохранению, социальной защите, экологической безопасности и т. п.). Риски недоступности социальной инфраструктуры начинают действовать, как правило, в период нахождения индивида в трудной жизненной ситуации, снижающей уровень и качество жизни. Государство устанавливает гарантированный доступ к социальной инфраструктуре на минимальном уровне, и риски блокируются действием правовых норм и институтов. Защита от рисков недоступности регламентируется и гарантируется государством, властным способом формирования экономических основ социальной инфраструктуры. Риск недоступности социальной инфраструктуры компенсируется посредством восстановления права доступа.

Экономическая основа противодействия социальным рискам — средства властных (государственных и муниципальных) бюджетов и государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Средства властных бюджетов основаны на перераспределении общественного продукта через консолидированный государственный бюджет, который формируется из налогов и сборов.

Средства государственных внебюджетных социально-страховых фондов имеют страховую природу. Перераспределение осуществляется через социально-страховые фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования) и по своей природе корпоративно. В основе перераспределения лежит особый финансово-экономический механизм — страхование. Аккумулируются ресурсы во внебюджетных фондах на основе страховых взносов участников страхового сообщества (работников и работодателей) и государственных бюджетных дотаций. Это наиболее эффективный механизм защиты от социальных рисков. Он носит не индивидуальный, а массовый, общественный и обязательный характер, солидарно распределяет финансовое бремя рисков между социальными субъектами.

Социальным рискам противодействуют и негосударственные институты-субъекты, например семья, корпоративные объединения, благотворительные фонды, религиозные конфессии. Однако их экономическое состояние в настоящее время не способно обеспечить реализацию мер социальной защиты в рамках всего общества, эффективно противостоять массовым социальным рискам. В большей мере их усилия сконцентрированы на защите от рисков индивидуальных, случайных.

Негосударственные (частные) субъекты социальной защиты (пенсионные фонды, медицинские страховые компании), в отличие от государственных социально-страховых фондов, функционируют на добровольных началах. Это дополнительное страхование социальных рисков, которое не приобрело в России широкого распространения

из-за недоверия к частным структурам. Кроме того, уровень жизни большинства граждан не позволяет заниматься социальным инвестированием, приобретать социальные услуги у коммерческих организаций.

Проведенный анализ показывает, что в российском обществе действуют все известные в мире социальные риски. Особенности построения российской системы противостояния рискам (системы социальной защиты населения) предполагают доминирование государственных институтов-субъектов и финансово-экономических основ, государственных внебюджетных социально-страховых механизмов. Негосударственные институты-субъекты социальной защиты существенной роли в противостоянии рискам не играют.

Интеграция российского общества в мировое социально-экономическое пространство порождает новые разновидности социальных рисков, например «модерни-зационные», глобализационные, экологические, техногенные. Система блокирования и компенсирования их разрушительного воздействия в России еще не сложилась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воздействие известных рисков требует новых механизмов и экономических основ социальной защиты, так как социальное страхование при демографическом спаде и старении населения, необходимости обеспечения страховыми выплатами неработающего населения, росте безработицы и других негативных факторах уже не способно выдержать финансово-экономическую нагрузку и сохранить приемлемый уровень защиты от социальных рисков.

Источники

1. Шопенко А. Д. Концептуальные основания социальной рискологии транзитивного общества // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 120.

2. Социальная политика: энцикл. слов. / под общ. ред. Н. А. Волгина. М. : Академический проект ; Трикста, 2005.

3. Социальное неравенство и публичная политика / ред. кол.: В. А. Медведев (отв. ред.) и др. М. : Культурная революция, 2007.

4. Роик В. Д. Основы социального страхования : учеб. пособие. М. : Изд-во РАГС, 2004.

5 Бек У Общество риска. На пути к другому модерну. М. : Прогресс-Традиция, 2000.

6 Мешавкина Н. А. Социальный риск в современном российском обществе : авто-реф. дис. … канд. социол. наук. Уфа, 2006.

Признаки права как основного регулятора общественных отношений:

  • право — это система общеобязательных, формальноопределенных правил поведения, выраженных в виде письменных предписаний в официальных формах (источниках) права;
  • право — это правила поведения, которые устанавливаются (санкционируются), изменяются или отменяются только государством;
  • правила поведения, выражающие волю и защищающие интересы как тех общественных сил (классов, сословий, социальных групп), которые находятся у власти, так и иных социальных групп общества.
  • правила поведения, которые гарантированы государством и в необходимых случаях охраняются и поддерживаются его принудительной силой.
  • правила поведения общего характера, то есть это не разовые предписания, распространяющиеся на одно конкретное лицо или организацию, а правила общего характера, определяющие права, обязанности и ответственность всех субъектов во всех случаях, когда для этого имеются необходимые основания;
  • право — есть система взаимосвязанных и взаимодействующих правил поведения, объединенных в отрасли и институты права.

Рассмотрим основные признаки права подробнее.

Сознательно-волевой характер

Право — проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных организаций и лиц.

Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выражать доминирующую волю классов, социальных групп либо социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.

Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах.

В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующим применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Обеспеченность государством

Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования — нравственности, обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, которое реализуется в двух направлениях.

Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба, морального вреда).

Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишению свободы, конфискации имущества, штрафу и т. п.).

Государственное принуждение — это фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право.

Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.

Позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства. Более подробно эти вопросы будут изложены в последующих главах.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

179 2007. №2

УДК 331 (075.5)

Н.Н. Олимских

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Рассмотрены содержание социальной защиты населения, ее формы и виды, особенности социального страхования и социальной помощи, дано авторское определение социальной защиты населения.

Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, население, адресность.

Одной из форм конкретной практической реализации социальноэкономической политики является социальная защита населения (в некоторых источниках — защита социальная).

Категория «социальная защита населения» не нова и имеет свою историю. Первые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в конце XIX в., когда государство выделяло весьма значительные средства на различные социальные программы. Широко известны американский Закон по социальной безопасности (1935), предусматривающий оказание помощи престарелым и нетрудоспособным, опыт Новой Зеландии (1938), нашедший отражение в международных законодательных актах (конвенциях МОТ).

Что касается нашей страны, стоит отметить, что практическая реализация социальной защиты в Советском Союзе (СССР) находила отражение в виде организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию граждан страны в старости и при нетрудоспособности, а также других лиц, нуждающихся в помощи, за счет общественных фондов потребления.

Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода социалистического общества и использовались наряду с оплатой по труду для более полного удовлетворения потребностей населения. Источниками финансирования общественных фондов потребления были средства государственного бюджета, предприятий, общественных организаций. При этом преобладающая часть средств поступала из госбюджета (70%). Государственные предприятия и организации за счет прибыли создавали фонды социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства и др. В колхозах отчисляли средства на образование фонда культурно-бытовых мероприятий, фонда социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. Средства этих фондов также участвовали в формировании общественных фондов потребления.

Посредством общественных фондов потребления государство воздействовало на формирование структуры доходов и потребления в целях создания относительно равных условий или выравнивания социально-экономического

положения различных социальных групп, слоев и классов, а также для содержания нетрудоспособных.

Средства из общественных фондов потребления поступали населению в виде денежных выплат, в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия, стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось обучение, лечение, услуги культурнопросветительных и спортивных организаций, общественное воспитание детей, организованный отдых, а также расходы государства на содержание жилого фонда.

Основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: многообразие его видов, всеобщность, предоставление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств, высокий уровень обеспечения.

Средства, направляемые на социальное обеспечение, сосредотачивались в государственном бюджете, в бюджете государственного социального страхования, в централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников и централизованном союзном фонде социального страхования колхозников.

Общее руководство социальным обеспечением в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный Совет СССР принимал законы по вопросам социального обеспечения. Он утверждал планы экономического и социального развития и государственный бюджет СССР, которые предусматривали основные мероприятия по социальному обеспечению и ассигнования на эти цели. На основе этих законов Совет Министров СССР издавал постановления, регламентирующие и детализирующие порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением отнесены были к ведению союзных и автономных республик.

Краевые, областные, городские и районные Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты и постоянные депутатские комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению руководили социальным обеспечением и контролировали его реализацию на своей территории.

Такой подход к организации социального обеспечения в Советском Союзе не назывался социальной защитой. Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать.

Подобное отношение к социальной защите, на наш взгляд, складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.

Становление рыночных отношений в России обострило социальные проблемы, породило безработицу и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности. В статье 37 Конституции Российской Федерации (1993) появилась формулировка о труде свободном, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Однако, на наш взгляд, сочетание длительной (в течение 70 лет) социалистической идеологизации населения с конституционным правом на труд и широким диапазоном социальных государственных обязанностей сыграло свою отрицательную роль в 90-х гг. в России. Во-первых, в течение пусть даже непродолжительного времени, но все-таки страна существовала в условиях законодательного вакуума (а по некоторым вопросам социального характера до настоящего времени либо нет вообще четкого законодательства, либо оно существует и наполнено серьезными недостатками и проблемами, которые нужно заполнять соответствующими инструкциями). Во-вторых, преодоление устоявшихся идеологических и психологических позиций, которые еще и существенно ориентированы (или влияют) на материальное благосостояние, — дело сложное и небыстрое. В-третьих, законы рынка объективны и они оказали свое влияние (позитивное или негативное) на политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, что в настоящее время принято называть ходом реформ, периодом реформ, результатом реформ и т.д. В таких условиях, естественно, и практики, и ученые обратились к изучению зарубежного опыта, и данное обращение не исключило необходимость изучения организации социальной защиты за рубежом, использования этой категории и направления практической деятельности, создания системы социальной защиты в России с ориентацией именно на такую категорию, как «социальная защита населения», потому что в условиях рынка необходима именно зашита, а возможно, и защита в виде обеспечения.

В литературе «социальная защита населения» трактуется в широком и узком смысле.

Сгруппируем наиболее распространенные точки зрения по поводу сущности «социальной защиты населения».

Позиция специалистов МВТ: «Широкий подход — охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда» . На наш взгляд, отрицательным моментом этой позиции является ограничение сферы жизнедеятельности человека процессом труда. Социальная защита населения за пределами трудоспособного возраста, как нам представляется, в этом определении не предусмотрена. «Узкий подход — охватывающий социальное страхование и социальную помощь (как механизм социальной защиты)».

Мнение В.Д.Роика по поводу содержания социальной защиты таково: в широком смысле — «это комплекс мер по защите работников от социальных рисков… охватывает всю сферу жизнедеятельности работников», в узком смысле — «отдельные составляющие этой сферы» .

Другие отечественные авторы приводят свои определения относительно «социальной защиты населения» только в широком смысле слова.

Б.В.Ракитский: «…тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе» .

В.К.Сенчаков: «… — это определенный комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности» .

В.И.Щербаков: «… многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.А.Горелов: «… — действия, обеспечивающие реализацию социальных гарантий. Обеспечивается путем создания систем социального страхования и социальной помощи. Выделяется активная социальная зашита {предполагает активную политику на рынке труда и привлечение средств граждан в систему социального страхования) и пассивная социальная защита (заключается в преимущественном использовании средств государственных и общественных организаций)» .

Е. В. Тишин: «…система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада … а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям … преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в различных ее формах» .

В кандидатской диссертации Д.Г.Дорохина социальная защита в широком смысле слова представлена тремя блоками (или подсистемами):

— социальная защита трудоспособного населения, работающего (занятого) населения;

— социальная защита нетрудоспособного и социально слабого населения;

— защита жизненных прав и интересов всего населения в социальнокультурной сфере (образование, охрана здоровья, культура).

Причем второй из приведенных блоков Д.Г. Дорохин называет социальной защитой в узком смысле слова (собственно социальной защитой). .

Приведенные выше точки зрения позволяют говорить о том, что многие авторы рассматривают социальную защиту населения в широком и узком смысле, выделяют активную и пассивную социальную защиту, в качестве ее объекта выделяют трудоспособное, социально уязвимое и другие категории населения. В этом многообразии, нам представляется, видны преимущества и недостатки отдельных определений.

Мы считаем, что все приведенные трактовки социальной защиты населения, во-первых, имеют право на существование, во-вторых, не лишены недостатков, поскольку некоторые из них ориентированы не на раскрытие (отражение) сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий и прав, на общественный порядок, поддержку трудоспособного и нетрудоспособного населения, то есть на конкретные меры или практические

мероприятия.

«Современный экономический словарь» (1998) также содержит рассматриваемую категорию, но не вносит существенного уточнения в ее смысл: «Защита социальная — совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения». В приведенном определении мы видим даже тавтологию.

Учитывая вышеизложенное, а также рассмотрев другую имеющуюся литературу по проблемам социальной защиты населения, сформулируем своё определение рассматриваемой категории.

Мы полагаем, что социальная защита населения — это теоретикоэкономическая категория и конкретная социально-экономическая практическая деятельность, предполагающая определение и выявление актуальных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий жизни и свободного развития всех групп населения социального государства посредством проведения им социально-экономической политики, основанной на действующих в данной стране международных, общенациональных (разработанных и принятых в этой стране), региональных нормативнозаконодательных актах.

Причем поскольку под социальной защитой населения мы понимаем еще и конкретную социально-экономическую практическую деятельность, нацеленную на защиту населения от всех видов риска, в том числе социального, экономического, профессионального, постольку считаем вполне правомерным использование категорий «социальная защита» и «социально-экономическая защита» как синонимов. В дальнейшем это положение следует учитывать.

Широкий смысл этого понятия заключается в выявлении актуальных на определенный период направлений социальной защиты всех групп населения (трудоспособных, нетрудоспособных, социально уязвимых и т.д.) с учетом национальных, региональных особенностей и обеспечении им достойных условий жизни и свободного развития.

Узкий смысл категории «социальная защита населения», на наш взгляд, заключается в обеспечении практической защищенности каждой из групп населения в соответствии с проводимой социально-экономической политикой и имеющейся нормативно-законодательной базой, которая и предусматривает социальные гарантии, льготы и т.п.

Социальные гарантии — это конкретное проявление социальной защиты конкретной группы населения. Гарантировать и выполнять гарантии — это конкретные обязательства и дела (мероприятия, бюджеты и т.п.), имеющие адресную направленность, содержание, смысл. Отличительной особенностью наших рассуждений является то, что широкий и узкий смысл понятия «социальная защита населения» сводится не к делению населения на различные категории, а ориентирован на тот уровень и объем задач, которые решаются на определенном этапе социально-экономического развития страны, региона, административной территории, определяя здесь направления социально-экономической политики.

Социальная защита, на наш взгляд, может быть представлена в раз-

личных видах:

— непосредственной защиты (например, установление гарантированной минимальной оплаты труда, тарифной ставки первого разряда и т.д.);

— самозащиты (например, в настоящее время в России в соответствии с законодательством человеку предоставлено право работать в нескольких организациях без ограничения размера доходов, с условием представления информации в виде декларации о доходах в налоговые органы. Стремление получить больше средств к существованию при наличии свободного времени, мы полагаем, можно рассматривать как вариант самозащиты, разрешенной законодательством);

— поддерживающей защиты (например, пенсионное обеспечение, адресные пособия, дотации и др.);

— профилактической защиты (например, создание благоприятных условий труда на производстве, внедрение комплекса мер по профилактике профзаболеваний, проведение инструктажа и др.);

— компенсационной защиты (например, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности и др.).

Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной:

денежная — это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам ВОВ), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др;

неденежная — оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи.

В числе методов реализации социальной защиты населения в условиях рынка считаем целесообразным выделить следующие:

— нейтрализация инфляции (преодоление обесценения пособий, заработной платы, пенсий в связи с повышением стоимости жизни, удорожания потребительской корзины и всего бюджета прожиточного минимума) посредством индексации — процентное увеличение пособий, пенсий, заработной платы в связи с процентным ростом цен; компенсации — предоставление специальных денежных выплат получателям пособий, пенсий в связи с ростом цен;

— разграничение видов социальной помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оценка нуждаемости;

— выделение интересов детей, инвалидов, пенсионеров в качестве приоритетных;

— переход на заявительную форму предоставления помощи;

— адресность социальной помощи.

По мнению специалистов Международного бюро труда, социальная защита может осуществляться в виде социального страхования и социальной помощи.

Мы разделяем эту точку зрения.

Социальное страхование — особая организационно-правовая форма социального обеспечения. Государственное социальное страхование в России сегодня реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды.

Негосударственные социальное страхование представлено в России негосударственными пенсионными фондами, негосударственным медицинским страхованием.

В системе социальной защиты населения следует выделить направление практического характера — социальное обслуживание. Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы — учреждения, организации, независимо от формы собственности предоставляющие социальные услуги.

Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры психологопедагогической помощи, специальные дома для одиноких и престарелых, геронтологические центры, иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Оценка Международной программы ПИАКТ МВТ. Женева, 1984. 87с.

2. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. М.: Черноголовка, 1994. 282 с.

3. Ракитский Б.В. Социальная защищенность и ее типы // Вопр. экономики. 1992. №7.

С.4-17.

4. Социальная защищенность в переходный период к рыночной экономике // Тез. доклада к Междунар. конф. 2-23 сентября 1993 г. ЮНЕСКО — Мировой Банк. Экономическая академия. Министерство экономики РФ. Россия. М, 1993. 31 с.

5. Советский рынок социальная защита человека. Учеб. пособие. М.: Дело, 1991. 203 с.

6. Г орелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. СПб; 1997. 239 с.

8. Дорохин Д.Г. Формирование региональной системы социальной защиты населения: Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 1998. 18 с.

9. Социальное страхование в России и зарубежных странах: Практ. пособие. М.: Ин-т труда, 1997. 176 с.

Поступила в редакцию 19.11.06

N.N. Olimskih

Social Welfare and Safety: concept and content

Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.

Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

  1. трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
  2. социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).

Социальная защита должна охватывать следующие направления:

  1. обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
  2. создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
  3. обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
  4. обеспечение экологической безопасности членов общества;
  5. защита граждан от преступных посягательств;
  6. защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
  7. создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
  8. защита от политического преследования и административного произвола;
  9. обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
  10. создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
  11. обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Социально-экономические преобразования российского общества, направленные на утверждение и развитие рыночных отношений, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий и организаций в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется принимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных отраслях жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и др. Главным сегодня является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся, забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников.